Актуальный монстр из прошлого, проверяю Radeon R9 290 в современных играх
Собранный компактный ПК с массивной Sapphire R9 290 Tri-X показал себя весьма неплохо, настало время нагрузить систему вместе с видеокартой.
реклама
Но прежде чем приступать важно заметить, это не совсем самостоятельная статья, а продолжение предыдущей статьи: Как себя чувствует R7 2700X и массивная R9 290 Tri-X в компактном самодельном корпусе
Эта часть будет в основном про игры, именно в играх я и проверю свой компактный ПК еще не собранный до конца и в котором еще остались вещи требующие завершения (радиатор ЦП например).
Напоминаю всем кто не ознакомлен с предыдущей частью, либо не сумели прочитать выделенное жирным шрифтом примечание! Я не создавал корпус под массивные видеокарты уровня R9 290 Tri-X, данная видеокарта установлена только ради забавы.
реклама
-
--
---
Windows 10 и композитор
Прежде всего упомяну про обман со стороны Windows 10 в котором участвует композитор, и этот самый композитор Microsoft запретили пользователю отключать в системах новее Windows 7...
Карта захвата у меня рассчитана на разрешение 1920x1080, естественно я указал разрешение экрана в настройках Windows на уровне 1920x1080, но композитор рабочего стола просто масштабировал 1920x1080 до активного разрешения монитора 2560x1440.
реклама
К чему это приводит в моём случае:
1) Бессмысленная нагрузка на канал связи между монитором и видеокартой, вместо 1920x1080 операционная система удерживает режим 2560x1440 для которого нужно гораздо больше пропускной способности канала.
Есть вероятность "черного экрана" или неработоспособности если используемый кабель соединения монитора имеет недостаточную пропускную способность.
2) Проблема "мыла", монитор физически принимает разрешение 2560x1440, но фактически получает 1920x1080 растянутые композитором Windows 10 до 2560x1440, использовать встроенные средства монитора для улучшения изображения затруднительно в таком случае.
реклама
3) Проблемы для карт захвата, моя карта захвата предназначена для захвата в разрешении 1920x1080, именно в таком режиме выходит максимально качественное изображение, но композитор Windows всё ломает растягивая 1920x1080 до 2560x1440, это все приводит к потере качества и намыливанию изображения, ибо на карту захвата приходят 2560x1440 которые невозможно масштабировать без потерь обратно в 1920x1080.
4) Самая ужасная из проблем вызванная обманом со стороны композитора WIndows 10, в играх невозможно указать разрешение выше, чем указанное в настройках Windows, а сами игры невозможно запустить в настоящем полноэкранном режиме, это выглядит просто дико и странно после Windows 7...
И нет, в других играх ситуация такая же когда композитор выполняет свою грязную и необоснованную работу.
Как же мне нехватает этой крайне необходимой настройки для Windows 10...
Даже более-менее адекватные оболочки рабочего стола для Linux позволяют отключать композитор... Даже больше скажу, какими бы кривыми дистрибутивы Linux ни были, но таких проблем с масштабированием и адекватностью композитора я еще не встречал, как в Windows 10.
Радует только одно, уровень задержек довольно адекватный под композитором Windows 10 последних версий, но без него возможно задержки были бы еще ниже, так что это неоднозначный нюанс.
-
--
---
ВАЖНО!
Захват производился картой захвата, карта захвата сжимает с потерями (чтобы не перегружать шину USB несжатым потоком видео), часть дополнительных потерь качества произошли по вине масштабирования композитора Windows 10, и в конечном итоге сжатие JPG вносит свои потери.
Скриншоты не отражают реальное качество изображения видимое на мониторе.
А теперь поговорим про игры, все игры либо "пиратские" с отключенными/вырезанными DRM костылями, либо изначально не содержат DRM костыли (DRM-Free).
Почему это важно? Все очень просто, любые паразитирующие на играх DRM костыли кушают ресурсы у системы игрока, а в "лицензионных" версиях игр зачастую паразитируют DRM костыли чтобы игрок мог только с разрешения дядьки на другом конце планеты запускать игру, и ни в коем случае не смог её скопировать и запустить где-то на другой системе не спросив разрешения у DRM платформы.
При оценке потребляемой оперативной памяти тоже следует учитывать факт отсутствия DRM костылей в тестируемых играх, ибо такие DRM платформы как Steam и прочие, очень даже неплохо потребляют ресурсы системы...
В общем я могу лишь посоветовать избегать игры с DRM костылями которые либо привязаны к DRM платформам, либо сами по себе требуют активации всевозможные...
Тем более есть такие площадки как GOG, Itch и подобные, где можно купить себе игры уже изначально без мусора в виде DRM, и спокойно играть хоть на ноутбуке, хоть на ПК у которого физически нет доступа к интернету.
А если вы предпочитаете играть в "лицензионные" версии игр со встроенным DRM мусором, будьте готовы к тому, что при прочих равных FPS может быть ниже, а объем занимаемой памяти может выйти больше чем у меня с "пиратскими" и DRM-Free версиями игр.
-
--
---
Игры
Пожалуй здесь буду рассказывать и показывать как ведут себя игры в которые я поиграл.
Uncharted: Legacy of Thieves Collection (2022, DX12)
Начну пожалуй с самой сложной игры для железа ПК, о проблемах по вине композитора рабочего стола Windows 10 я уже говорил, потому не буду повторять.
Игра оказалась довольно требовательная к производительности ЦП, боюсь мой R5 5500 пока отдыхающий на столе, со своими 6 ядрами может присесть в некоторых местах игры даже с разгоном...
Максимальные настройки графики (кроме текстур, 4 ГБ видеопамяти), включенный AMD FSR 2.0, именно с этого я начал своё первое знакомство с игрой.
В итоге я получил немного меньше 30 FPS, как я понял позже, начало игры довольно сложное в плане нагрузки на видеокарту и процессор, а значит можно будет при желании играть с текущими настройками графики.
Но моя задача не в том, чтобы получить какую-то цифру FPS при каких-то настройках, моя задача поиграть, и настройки пригодные для нормальной игры были найдены.
Средние настройки графики и низкое разрешение отрисовки конечно выглядят не всегда хорошо, но учитывая что R9 290 появилась в 2013 году, а игра в 2022 году...
На этом интенсивная локация благополучно пройдена, FPS местами проседал до 32, но ниже 30 не падал, в целом это абсолютно не мешает довольно медлительному игровому процессу, и сложностей у меня не возникло по вине "низкого" FPS.
В целом я не обнаружил проблем, с видеокартой R9 290 вполне нормально можно играть в данную игру, хотя сейчас не происходит никаких активных действий.
Хотя и в местах активных действий проблем тоже не возникло, правда это консольное управление просто... Хм... Пожалуй промолчу про консольное управление в игре натянутое на клавиатуру с мышью...
Хотя и не сказать что в этой игре так уж и ужасно натянули консольное управление на клавиатуру, видал варианты многократно худшие...
Оперативной памяти во время игры было занято около 20 ГБ, люди экономящие на объеме памяти определенно могут попасть в неприятные ситуации во время игры даже на средних настройках.
Игре определенно недостаточно актуальных на ~2017 год 16 ГБ оперативной памяти, особенно если на фоне игры будет браузер и прочий софт...
Prodeus (2022, DX11, Unity Engine 2020.3)
Здесь следует сказать про нюанс, композитор рабочего стола Windows у меня масштабирует выставленное разрешение экрана 1920x1080 до разрешения монитора 2560x1440, про это я уже писал ранее.
Но есть проблема, игра работает ниже по иерархии чем композитор Windows 10, т.е. композитор работает поверх игры, и размер оверлея MSI Afterburner указывает что сейчас игра работает в разрешении 1920x1080 несмотря на указанное в настройках игры разрешение 2560x1440.
Вполне возможно графическая подсистема игры действительно рисует в разрешении 2560x1440, Unity Engine на такое способен, но по вине неадекватного композитора Windows 10 я не могу это сказать наверняка...
Хотя нет, могу, позже я вернул разрешение рабочего стола в 2560x1440 чтобы неадекватный композитор Windows больше не извращался с масштабированием, и получил ~56 FPS теперь наверняка работая в разрешении 2560x1440, выходит все же по вине неадекватного композитора Windows 10 игра работала в разрешении 1920x1080 вместо указанных 2560x1440.
Это было необходимо проверить, чтобы сказать однозначно в каком именно разрешении игра работала, просто чтобы в итоговой таблице результатов я мог указать конкретные данные.
В начале игры нет особой активности, FPS около 80, довольно необычный, но в то же время очень привычный стиль у игры, мне нравится.
Во время активных "замесов" FPS иногда падал немного ниже 70, но в целом это никак не влияло на комфортность игры, моя сборка определенно вытягивает игру.
У меня нет абсолютно никаких претензий к работе и уровню производительности в игре, при этом игра заняла всего ~6 ГБ оперативной памяти, по сути хватит и 8 ГБ в системе чтобы комфортно играть в Prodeus, правда рассчитывать на браузер в фоне и парочку приложений не стоит при таком мизерном объеме установленной памяти в системе.
Gotham Knights (2020, DX12, Unreal Engine 4)
В данной игре я выставил максимальные настройки графики и активировал AMD FSR 2.0, по сути, как и в Uncharted, только мне не приходилось снижать настройки графики.
Пока никаких проблем, играть комфортно, при этом у меня нет особых претензий к качеству изображения если смотреть на реальный монитор, а не пережатые скриншоты... Разве что выглядит как "фильм", но это сложно назвать недостатком.
Консольное управление только досаждает, как и в Uncharted, но думаю к этому можно привыкнуть...
Теперь наступают тяжелые времена для видеокарты, погоня на мотоцикле по городу.
Это единственный момент когда хотелось немного снизить настройки качества графики, FPS держался в среднем на уровне ~43, проседая до ~36 в некоторых местах, не то чтобы это сильно мешало игровому процессу, но уже становилось неприятно.
Все же Gotham Knights намного более активная игра чем Uncharted.
В целом вполне можно играть с видеокартой R9 290 на максимальных настройках, конечно если включен AMD FSR 2.0, хотя думаю лучше будет немного снизить настройки графики с максимальных на высокие.
Потребление системной памяти достигало ~13 ГБ, вероятно это не предел, но думаю с 16 ГБ оперативной памяти в системе поиграть выйдет без особых проблем, и возможно даже выйдет браузер на фоне запустить без последствий, но это уже не точно.
Doom Eternal (2020, Vulkan, id Tech 7)
На этом этапе я уже вернул обратно 2560x1440 разрешение экрана в настройках Windows 10, и в игре выставил 2560x1440, и последующие игры буду по возможности запускать в нативном для монитора разрешении без извращений масштабирования от неадекватного композитора Windows.
Все настройки графики выкрутил на максимум, кроме текстур, 4 ГБ видеопамяти хватило только на среднее качество текстур...
Выбираю уровень сложности, чтобы не слишком легко было... Хотя именно в Doom Eternal я играю впервые.
Но FPS меня не порадовал, 48 FPS это не тот уровень, при котором можно играть в подобные игры...
Перебирая каждый пункт настроек графики было выявлено, что основное влияние на производительность дает качество теней, таким образом вместо 48 FPS у меня есть 64 FPS при 2560x1440 разрешении, просто за счет качества теней, разницу я вряд ли замечу в размытом изображении от эффектов размытия в движении...
И да, я бегал и сдвинул камень с зеленой меткой пока проверял разные настройки качества, но на FPS сдвинутый камень не повлиял, это уточняю для тех, кто возможно подумает что FPS увеличился потому что камня больше не видно в кадре...
Дальше я просто снизил разрешение до 1920x1080, и 92 FPS меня уже вполне устраивают.
Настало время "замеса", FPS держался в среднем около 80, играть более чем комфортно.
Хотя в некоторых местах FPS опускался до ~65, но это было редко, и не мешало комфортной игре в целом.
Система вполне хорошо вытягивает игру Doom Eternal, учитывая конечно что две настройки (текстуры и тени) были установлены на среднее значение качества, текстуры понятное дело, 4 ГБ видеопамяти мало на текущий день, а вот тени все равно не выйдет рассмотреть из-за популярных эффектов размытия...
Вообще можно и другие настройки снизить, чтобы получить более высокий FPS, но я не увидел в этом необходимости.
А еще есть приятная новость для людей что сэкономили на объеме оперативной памяти в ПК, при игре в Doom Eternal занято около 11 ГБ системной памяти, что оставляет запас как минимум на один браузер в фоновом режиме при наличии всего 16 ГБ ОЗУ.
Rage 2 (2018, Vulkan, Apex)
Уже пошла игра старее 2020 года, но от этого она не стала плохой, неактуальные видеокарты точно не запустят эту игру нормально, не говоря уже о том, чтобы поиграть нормально.
При разрешении 2560x1440 с максимальными настройками графики в принципе можно играть, но 45 FPS это не тот уровень, при котором я бы хотел играть... Потому выставляю разрешение 1920x1080 и спокойно играю на максимальных настройках графики получив более 60 FPS.
В целом FPS держится около 60, и проблем с производительностью не замечено пока.
Хотя был один единственный момент за всю мою игру когда FPS упал до 36, но думаю эту проблему решит снижение качества спрайтов, ибо в "тяжелом" моменте было очень много дыма.
В остальном я не обнаружил ощутимых проблем с производительностью, в любом случае есть огромный запас для снижения настроек графики и повышения FPS, ведь сейчас игра на максимальных настройках графики работает.
Собранная система с видеокартой R9 290 однозначно вытянула игру Rage 2.
Оперативной памяти при этом было занято около 11 ГБ, так что владельцы систем с 16 ГБ оперативной памяти смогут комфортно играть, и даже на один браузер в фоне возможно хватит памяти без последствий для качества игрового процесса.
Succubus with guns (2021, DX11, Unity Engine 2019.4)
Настало время проверить какую нибудь не очень популярную игру, и под руку попалась одна такая, она не запускалась нормально с видеокартой GeForce 9600 GT когда я занимался старым ПК с барахолки, но с R9 290 конечно же все запустилось.
Сразу же выставляю максимальные настройки графики и разрешение 2560x1440 (QHD), если не потянет то снизить разрешение я всегда успею.
В игре даже пытались сделать некий сюжет, и вступление прошло при 48 FPS... Впрочем, хоть и нет никакой озвучки или даже субтитров, но в целом сюжет понятен, двое что-то колдовали перед алтарём, а третий видимо должен был принести подношение к алтарю, но что-то пошло не так и все превратились в зомби... Думаю очевидно что дальше нужно будет делать...
Перед началом игры есть обучение небольшое, примитивно, но кратко и понятно, я был бы рад если бы в AAA играх делали подобным образом "обучение" и не растягивали резину до посинения игрока...
FPS тем временем немного проседал местами, вполне возможно что для полного прохождения игры с комфортным уровнем производительности нужно будет снижать настройки графики или разрешение.
Очевидно что портал вывел к алтарю над которым шаманили неизвестные... В общем это довольно простая арена, со скелетами, зомби и игроком в роли суккуба с базовым набором возможностей, FPS так же прост и стабилен в целом.
Игра хоть и проста, но я уже заново начинал несколько раз так как не прошел даже первый уровень.
Я пытался и пытался пройти уровень, чтобы посмотреть на FPS в других локациях, но я понял нечто очень важное, стрелу в колене способен пережить только стражник из Skyrim...
Из хороших нюансов отмечу что игре достаточно будет 8 ГБ оперативной памяти, хотя и впритык, под браузер на фоне или DRM платформу Steam уже нет места, без помощи костыля называемого файлом подкачки скорее всего выйдет словить "out of memory" во время прохождения игры.
7 Days to Die v20.6 b9 (2022, DirectX 11, Unity Engine 2020.3)
Игра которая никогда не выйдет из стадии разработки, наверное...
Этакий Minecraft с физикой объектов и разрушаемым миром, только ориентированный на выживание и зомби могут разрушать мир наравне с игроком.
Начинаю конечно же с 2560x1440 разрешения и максимальных настроек графики, хотя можно вручную выкрутить еще выше чем позволяют профили, но не забываем что игра все еще в разработке.
Мир сгенерирован, почти 27 ГБ оперативной памяти занято на старте игры, люди у которых 16 ГБ будут страдать ожидая файл подкачки, ибо у меня с отключенной подкачкой генерация мира заняла довольно много времени, а с подкачкой боюсь представить...
Но ладно, памяти у меня 64 ГБ в системе, так что нехватка памяти меня не страшит, а вот FPS мне не понравился, игра работала в 28-45 FPS, впрочем, эту игру и GTX 1070 не способна была вытянуть в 2560x1440 разрешении когда играл раньше... Я не удивлен, что R9 290 так же не вытянула эту игру в таком разрешении, тем более у R9 290 всего 4 ГБ памяти, что тоже влияет на ситуацию в целом.
Еще можно заметить частые "пики" на графике FPS, это нормально для 7 Days to Die, и на плавность изображения не повлияло с видеокартой от AMD, решается же эта "проблема" настройкой отражений.
Можно конечно пойти дорогой снижения настроек графики, чтобы поднять FPS до значений позволяющих комфортно играть, так я и делал как с R9 290, так и с GTX 1070, чтобы играть в нативном для монитора разрешении 2560x1440, но в этот раз я решил пойти другой дорогой...
Я просто снизил разрешение до 1920x1080 и несколько настроек, качество текстур снизил чтобы все текстуры влезли в память видеокарты R9 290, а вторая настройка отвечает за отражения, слишком высокие её значения порождают "гребенку" на графике FPS, потому я снизил её.
Конечно, полностью устранить "гребенку" на графике FPS выйдет только полностью отключив отражения, но снижая настройки можно почти полностью убрать этот некрасивый нюанс на графике мониторинга, хотя это скорее важно "экспертам" теоретикам, что меряют у кого график ровнее, реальный игрок даже не заметит это без включенного мониторинга, по крайней мере с моей конфигурацией системы на глаз эту "гребенку" не видно вообще никак.
Дальше я бродил в поисках города, бродил и искал...
Однажды я набрел на небольшую базу и городок, особых проблем я не обнаружил в процессе игры.
В конечном итоге я не добрался до крупных городов, но если игру не оптимизировали значительно с момента моей последней игры, то в городах крупных будет упор производительности не в видеокарту, а в процессор, в любом случае играть можно без особых проблем, тем более есть значительный запас по снижению настроек графики в случае если система не потянет игру в тяжелых локациях.
Так или иначе было занято ~22 ГБ оперативной памяти во время игры, а ведь в процессе игры будет еще больше памяти занято, и это я еще снизил несколько настроек качества освободив порядка ~5 ГБ памяти...
Фактически в эту игру даже обладатели 24 ГБ ОЗУ не всегда смогут поиграть без помощи костыля в лице подкачки, особенно если на фоне будут запущены другие приложения...
-
--
---
Заключение
На этом пожалуй закончу, было бы хорошо разбить эту статью на две части, но это не самая лучшая идея в текущем случае.
Для завершения я решил еще проверить уровень энергопотребления системы в нагрузке...
Общее потребление системы вышло на уровне 320 - 360 Вт во время игры в Uncharted, конечно, игра это не стрессовые условия, и потому это далеко не максимальный уровень энергопотребления в текущей конфигурации, но учитывая компактность корпуса это очень даже серьезно, ибо если одновременно нагрузить видеокарту и процессор до предела, то общий уровень потребления будет близок к ~500 Вт.
Впрочем, система охлаждения у процессора еще в процессе доработки, и не позволит процессору достичь уровень потребления в 140 Вт, а видеокарта не достигнет свой максимальный уровень потребления так как для этого нужно запускать волосатый бублик (FurMark или MSI Combustor, + ~100 Вт к потреблению), в играх AMD R9 290 просто никогда еще не потребляла свой максимум сколько её помню.
Да и R9 290 я уберу из системы, так как изначально разрабатывал корпус для видеокарт с тихими и продуктивными турбинами, а именно для MSI GeForce GTX 1070 AERO OC, так что не суждено данной сборке достичь общий уровень энергопотребления в ~500 Вт.
Работа системы охлаждения
Сейчас у меня установлена R9 290 Tri-X и крышка корпуса открыта, но от этого системе охлаждения процессора не стало легче, ведь видеокарта прямо в радиатор процессора выбрасывает свои выделенные ~220 Вт тепла в играх...
Но даже в таких условиях процессор держался на уровне ~80 градусов по температуре ядер при уровне потребления 75-80 Вт по датчикам системы, и это просто прекрасные результаты, особенно если учесть что радиатор ЦП еще в процессе доработок.
Напоминаю, радиатор в заводском варианте едва удерживал 80 Вт энергопотребления при температуре 85 градусов на ядрах в условиях отсутствия подогрева со стороны видеокарты.
Игры
Что по поводу игр, с этим проблем никаких, собранная система позволяет комфортно играть не только в современные игры вроде Uncharted, но и в такие технически сложные игры как 7 Days to Die.
Причем важно заметить, R9 290 появилась в далеком 2013 году, но при этом позволяет комфортно играть в игры 2022 года далеко не на низких настройках графики, особенно если включить AMD FSR 2.0, видеокарте скоро 10 лет, а она все еще актуальна, причем это не самая "топовая" видеокарта начала 2013 года, есть ведь еще R9 290X на 8 ГБ...
Я конечно старался выжать максимум качества при поддержании комфортного уровня производительности и не пытался угодить диванным "экспертам" гоняясь за высокими цифрами FPS, но благодаря этому есть огромный запас для снижения качества графики в играх и повышения разрешения отрисовки, хотя в игре Gotham Gnights "технология" AMD FSR 2.0 отлично подходит к стилю игры, и при грамотном балансе настроек качество изображения выходит на хорошем уровне если смотреть на монитор, а не скриншоты.
А еще мне приходилось снижать качество текстур в ряде игр, ибо 4 ГБ на видеокарте было недостаточно, но это уже мелочи, куда интереснее уровень потребления системной памяти, что легко выходит за 20 ГБ в некоторых играх, а некоторым и 32 ГБ ОЗУ почти в притык получалось...
На текущий день собирать ПК с 16 ГБ оперативной памяти можно только в двух случаях:
1) Если человеку захотелось сделать глупость.
2) Если бюджет совсем не позволяет собрать 32 ГБ из самых дешевых модулей от Kingston/Crucial/Samsung...
У меня к примеру 64 ГБ собраны из самых дешевых модулей на момент покупки Kingston 32GB DDR4 PC4-23400 KVR29N21D8/32, и я не вижу абсолютно никаких проблем в покупке подобной дешевой памяти, с R7 2700X разгон на уровне 3400 МГц, с R5 5500 я из этой памяти выжимал 3933 МГц... Я не осмелюсь сказать что это плохой разгон учитывая что мои 64 ГБ стоили как комплект на 32 ГБ с XMP профилем, а ведь XMP не гарантирует заявленные мегагерцы, о чем Intel предупреждал.
Озабоченные судьбой GTX 1070
Думаю есть смысл утолить некоторое любопытство:
И заодно задать встречный вопрос некоторым активным комментаторам, вы вообще умеете читать и понимать смысл написанного? Я выделил жирным шрифтом особенно важный текст объясняющий установку видеокарты R9 290 Tri-X, неужели так сложно прочитать статью прежде чем оставлять комментарий?
GTX 1070 лежит себе спокойно и ждет своего часа установки, пока работает R9 290 Tri-X, да и было бы глупо ломать видеокарту от NVIDIA, как я буду системы на основе Linux использовать с AMD видеокартой... Я не хочу себе лишний "геморрой" на голову в среде Linux, там полно проблем и без возни с отсутствующими/кривыми/недоступными из коробки драйверами для AMD видеокарт...
В любом случае я не собираюсь изготавливать новую крышку корпуса, чтобы без вреда для охлаждения можно было установить массивную R9 290 Tri-X на постоянное использование... Технически я могу это сделать, и даже разделить потоки чтобы процессор не подогревался от видеокарты, но меня это не интересует, да и корпус выйдет толще на 1-2 сантиметра, что уже не очень приятно, ибо тогда общая толщина корпуса будет около ~12 см.
Оставлю это дело для корпуса который возможно будет создан с нуля на основе текущего экспериментального образца.
На этом все, благодарю за внимание, больше интересных статей в блоге Hard-Workshop.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила