Игровая индустрия: итоги первого и ожидания от второго полугодия 2013
Оглавление
- Вступление
- Война без победителей
- Не время для коридоров
- Вести со второго дивизиона
- Больше. Дольше. Лучше?
- Хорошо забытое старое
- Темные консольные века
- Заключение
Вступление
Семнадцать обзоров самых популярных игр, сотни часов, затраченных на игровой процесс, изучение историй разработки и родословных серий, анализ фактов, нововведений и тщательное взвешивание всех «за» и «против». Первое полугодие 2013 года было не только богато на игры, но и стало для меня настоящей проверкой на прочность, ведь еще год назад работа в таком темпе казалась за гранью возможного.Этот обзор не совсем обычный. Он будет «без цензуры», без попыток говорить объективно, без фактов. Перед вами авторский взгляд на события последних шести месяцев: на игры, их качество и значимость для игропрома. Что разочаровало, что приятно удивило, чему еще предстоит разочаровать и удивить? Запасайтесь чаем и печеньем, берите попкорн — суд игр-2013 объявляется открытым.
реклама
х/ф «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
Война без победителей
Опыт — это и друг, и враг. Чем больше играете, видите и слышите, тем богаче ваше воображение, тем лучше развит навык анализировать и сравнивать, умение отличать бриллиант от подделки. Но стоит найти в очередной игре проблеск чего-то хорошего, как внутренний голос подскажет: это уже встречалось нам в проекте Rockstar, такие пейзажи не сравнятся с красотами Crysis, а местный сюжет — клише научной фантастики.

Впрочем, только очень далекий от игр человек не заметит, что качество игр стало ниже. Одни студии боятся экспериментировать, продавая один и тот же продукт по третьему кругу, другим не хватает средств, чтобы воплотить задуманное, работу третьих можно описать словами «хорошо, но мало». Меня не удивляет, что такие игры делают, скорее то, что их все еще покупают.
Первой на скамью подсудимых попадает корпорация Electronic Arts, и прокурор, потирая ладоши, зачитывает список обвинений: снижение качества игр, повышение цен на новинки и предварительные заказы, нестабильность сервиса Origin и сетевых серверов, языковые ограничения. Всё это под радостные кивки присяжных — не зря же издателя второй год кряду признают худшей компанией Америки.

В этом году ЕА завершила сразу две трилогии — Dead Space и Crysis, но в обоих случаях мы получили пустышки: один проект окончательно выродился в коридорный боевик, другой опять не смог предложить ничего, кроме теста производительности ваших «Титанов». Crytek сейчас занята эксклюзивом для Xbox One, о судьбе «Мертвого космоса» и вовсе умалчивают, — если повезет, о продолжениях этих серий мы услышим еще нескоро.
Причины неудачи? Dead Space 3 перестал пугать даже самых впечатлительных, оставшись таким же камерным боевиком: коридоры, монстры, почти бесконечный боезапас — интерес вызывали лишь миссии в открытом космосе и система сборки оружия. В случае с Crysis 3 диагноз куда проще: сэкономили на кампании, интересных режимах мультиплеера, но выдали «на бис» бенчмарк. Итог закономерен.

реклама
Градостроительный симулятор SimCity оказался куда успешнее, несмотря на то, что целый месяц после релиза наблюдались проблемы с работой серверов. Сейчас с технической частью порядок, но сама игра еще далека от идеала: малое количество контента сказывается на реиграбельности, а вестей о выходе крупных аддонов пока нет.
В клиенте Origin единственное значимое нововведение — достижения и основанные на них рейтинги. А вот баги сервиса и перебои с серверами никто устранять не торопится — как был бардак с версиями игр и устаревшими дистрибутивами, так все и осталось. После ухода Джона Ричителло что-то, может, и изменится, но не факт, что к лучшему.

Другая видная фигура на рынке, Ubisoft, идет другим курсом: в этом полугодии не было помпезных блокбастеров, ставку сделали на небольшие, но оригинальные игры. История многострадальных шестых Героев наконец дописана — дополнение «Грани тьмы» предложило не только новые кампании, но и исправило изрядную долю ошибок оригинала.
К слову: не забыли ублажить коллекционеров, а точнее тех, кто любит покупать «все в одном». Anno 2070 и Heroes VI обзавелись сборниками Complete Edition, куда вошли все существующие дополнения, в том числе акционные. Оба издания рекомендую — хорошие игры за доступную цену.

Незаметно вышла в свет аркада Trials Evolution Gold Edition. Некогда эксклюзив для Xbox 360 перебрался в наши края спустя год, но уже с дополнениями. Пропускать игру не стоит, особенно если вам не чужд такой вид спорта как мототриал, вы любите соревноваться за медали и сравнивать результаты с друзьями.
Клиент Uplay пережил масштабное обновление: это и новый дизайн, и возможность активации ключей без предустановки игр. Теперь в библиотеке отображаются игры, купленные через Steam, но такой жест я не оценил: какой смысл в этих иконках, если Steam для запуска игр все равно нужен? Слушание же по «делу Ubisoft» переносится на полгода: основные блюда и их оценки, как водится, нас ждут поздней осенью.

И чтобы закрыть тему околоигровых программ, посмотрим на Valve и Steam. Гейб Ньюэлл — великий человек. Только великие люди умеют не просто превращать мусор в золото, но и делать деньги практически из воздуха. Раньше игроки тратили сотни долларов на предметы из Team Fortress 2 и DotA 2, теперь к этому добавилась еще одна забава — коллекционирование карточек из игр.
Есть ли от них польза? Как бы не так. При игре в определенные игры нам выпадают карты, собрав комплект, можем создать значок и вместе с этим получить смайлик, купон на скидку и фон для профиля. Проблема в том, что собрать можно едва ли половину карт из набора: хотите больше? Покупайте, обменивайте, просите у друзей. Только представьте, сколько Valve получает на комиссиях от продаж.

Возможность украсить профиль Сашей Грей в определенных кругах оценят, но лучше бы Valve занялась оптимизацией клиента. Дизайн и навигация на уровне 2003 года; отсутствуют элементарные функции в виде сортировки игр в библиотеке, невозможности скрывать ненужные игры и запускать демо при наличии полной версии игры; сюда же можно отнести огромное количество неточностей в описании товаров и нестабильную работу серверов во время распродаж.
Поразительно, что при таком финансовом обороте руководство не может выделить ресурсы на доработку системы, а ведь многие баги скоро вместе с сервисом отпразднуют свой десятилетний юбилей.
Не время для коридоров
реклама
Первая половина 2013 года разочаровала. Дело не в падении качества игр как таковых, а в том, что каждый второй проект, а то и два из трех не соответствовали заявленному содержанию. Вот честно, вы помните, чтобы маркетологи ЕА говорили про «захватывающую шестичасовую кампанию» в Crysis 3? Рассказывал ли Кен Левайн в дневниках разработчиков, как они поработали скальпелем над BioShock Infinite, упразднив ролевую систему из System Shock, мини-игру по взлому и интерактивность окружения?

Пора привыкнуть, что реклама большинства блокбастеров основывается на лжепозиционировании. Вам никогда не раскроют всей правды: в трейлерах покажут самые сливки, создав видимость, будто вся игра такая же яркая, лишенная рутины; в интервью и презентациях расскажут только о достоинствах, умалчивая о слабых местах. Но приходит время релиза и мы видим цену этих обещаний: финальная сборка Aliens: Colonial Marines, к примеру, выглядит хуже демо-версии, показанной ранее на Е3.
А начинался год совсем недурно — чего стоил нежданный анонс Ace Combat Assault Horizon на ПК. Но порт c консолей и стал первым разочарованием: мало оригинальных миссий, сильный закос под сомнительную систему «ближнего боя», заскриптованность всего и вся. Сама по себе игра может и хороша, но проигрывает дилогии H.A.W.X. по всем параметрам вчистую. Этот раунд за Ubisoft.

Честнее всех «предвыборная кампания» была у DmC: Devil May Cry. Внешность и образ Данте — тема для вечного спора, но, как уже упоминалось в рецензии, у меня так и не получилось найти в игре существенные недостатки: создателям удалось выжать из концепции серии максимум, процесс игры был интереснее результата, поэтому даже при повторном прохождении игра не наскучивала.
Другие проекты Сарсом не сумели взять ту же планку качества. Обе части Resident Evil (шестая и Revelations), прибывшие к нам из царства геймпадов и карманных консолей (да-да, из Японии), произвели впечатление чего-то несуразного и недоделанного. На первый взгляд, и сюжет есть, и подача интересная, а вот на игровой процесс и атмосферу денег, времени и идей уже не хватило. Вторичность, да и только.

То же самое можно сказать о Remember Me, где упомянутое лжепозиционирование достигло своего апогея. С одной стороны, интересная история, достойная кинотеатров, и приятные глазу декорации, а с другой — отсутствие мира как такового и геймплея, опять же, как такового. Закономерно, что игра с треском провалилась в продажах, что может стать лебединой песней для разработчиков.
К слову: на сегодняшний день коридорные шутеры ущербны. Они и раньше были популярны лишь потому, что технологии не позволяли совместить открытый мир с красивой картинкой (вспомните «красоты» Operation Flashpoint), а сейчас и подавно стали не нужны. Добиться успеха в жанре можно только при условии гениальных режиссеров, сценаристов, а также полной выкладки всей команды ради создания неповторимой атмосферы и эффектов, способствующих глубокому погружению. Из игр такого рода в этом году вспоминается один проект — PS3-эксклюзив «Одни из нас».

Не скажу, что все шутеры в этом полугодии провалились. Metro: Last Light порадовала за счет декораций, картинки, звука, атмосферы. Делали игру, как принято говорить, «с душой», но ощущалось, что разработчики достигли потолка своих возможностей. Сотворить еще лучше вряд ли выйдет, поэтому искренне надеюсь, что 4A Games хотя бы с третьей попытки сделают игру с открытым миром. Сеттинг позволяет же.
BioShock Infinite вышла не такой однозначной. Не понимаю, чем вызван восторг прессы, если игра проигрывает предшественницам по всем параметрам, от проработки мира и до непосредственно шутерной части. Стрелочка-указатель вместо мини-карты, покупка улучшений за деньги вместо привычной системы с плазмидами, да, игру старались сделать доступнее, но вместо этого она просто получилась проще.

Любители открытого мира довольствовались Tomb Raider, хотя песочница там и была чисто условной. И вновь перед нами хорошая игра с кучей раздражающих мелочей. Интересно исследовать локации, искать дневники и артефакты, но как только нам навязывают натужную драму главной героини, впечатления резко портятся – за мисс Крофт закрепился совсем не тот образ и поверить в новую Лару не так просто.
В апреле вышла Dead Island: Riptide — главный претендент на звание самого бессмысленного времяпровождения года. Те же зомби, только в профиль: такой же блеклый сюжет, такие же приевшиеся декорации, разве что зомби на куски кромсать по-прежнему весело. Обнадеживает, что Techland заняты другим проектом: может, наберутся опыта и возможный Dead Island 2 не станет регрессом, как Riptide.

Гонки наш суд проигнорировали, вместо большой делегации прислав только GRID 2. Плохой игру не назову, но это тот случай, когда «на безрыбье…». Выйди она в один год с Burnout Paradise или Driver: San Francisco, впечатления могли быть другими, но после жутко несмешной пародии на Most Wanted под авторством Criterion Games полуаркада Codemasters была словно бальзам на душу.
Зато стратегии превзошли все ожидания. StarCraft II: Heart of the Swarm не стала революцией в жанре, но произвела впечатление дорогого, отлаженного и качественного продукта. Жаль, не всем по карману такие игры, и речь в первую очередь о разработчиках.

Company of Heroes 2 совсем не впечатлила. Дело не в качестве игры, просто абстрактный реализм в тандеме с глупым и лживым сюжетом сделали свое дело, да и к концепции игры отношусь прохладно. Если же отбросить мои вкусовые предпочтения (и сюжет), это достойное продолжение серии, как минимум, на уровне оригинальной игры. Но могло быть намного лучше.
Помянуть добрым словом стоит и Wargame: Airland Battle. Крепкая стратегия в реальном времени с динамическими кампаниями и неплохим мультиплеером; издали напоминает серию Total War на современный лад. Хотелось чуть интереснее сюжетные режимы, но с поправкой на жанр это игре простительно.

Определить лучшую игру полугодия вы сможете и сами — оценки рецензий говорят сами за себя. На пьедестал попадают два дополнения для стратегических игр и слэшер — это тоже говорит само за себя. И все-таки победа им достается не «вопреки»: хорошие игры, близкие к званию «шедевр», были, хотя хотелось, чтобы их было больше.
реклама
Страницы материала
Теги
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила