Company of Heroes 2: рецензия
Оглавление
- Вступление
- Урок интерактивной истории
- Ни шагу назад!
- Гусеница сбита, движение невозможно
- Стратегическое многоточие
- Заключение
Вступление
Люблю стратегии за их долговечность. Пока летние блокбастеры перегорают один за другим, вдумчивые игры продолжают радовать из поколения в поколение – они совершенствуются, дополняются, эволюционируют. Запустите любую игру Сида Мейера на старте продаж и сейчас: поймете, что вода точит камень, а время – баланс.
реклама
Company of Heroes 2 – из круга тех игр, что успешны по умолчанию. Делают ее опытные люди и делают хорошо, так что даже за мелкие недоработки не стоит беспокоиться – заплатки закроют прорехи в балансе, а дополнения утолят жажду нового контента. Без ответа остается только один вопрос: можно ли рекомендовать игру всем или это роскошь исключительно для ценителей жанра?
х/ф «Темный рыцарь» (2008)
Урок интерактивной истории
Оригинальная Company of Heroes не была вехой в развитии и становлении жанра, просто, как говорят в таких случаях, ей повезло выйти в нужное время и нужном месте. В середине нулевых происходит закат классических базостроительных игр, WarCraft все меньше ассоциируется со стратегией, а жанр выживает за счет сиквелов именитых гигантов. Создать франшизу с нуля в таких условиях тяжело, но у Relic получилось.
Смысл игры сводился к захвату и удержанию стратегических точек: одни производили ресурсы, необходимые для производства войск и использования спецприемов, контроль других дарил очки, склоняющие чашу весов в сторону победителя. Вместо многомиллионных армий отдельные отряды и лимит войск, вместо молниеносных прорывов планомерное выдавливание врага – на смену стратегии приходят тактика и микроконтроль.

Подкованный игрок заметит сходство с предыдущей работой Relic – RTS Dawn of War по мотивам вселенной Warhammer 40k. Те же точки, та же борьба за территорию, даром, что вместо космического десанта и орков у нас американцы и немцы, а крики «За Императора!» заменили патриотическими лозунгами морской пехоты. Но разница все же была…
Прежде всего, это реализм. Боец с автоматом и штык-ножом не мог сразить бронемашину, солдаты промахивались и панически отступали при виде превосходящих сил противника, а танк «Тигр» мог в одиночку решить исход битвы, если не подставлять под удар его уязвимые борта и корму. Система повреждений местами была странная и мало кто ее понимал, но аналогов ей не было… если не считать серию «В тылу врага», превосходящую творение Relic почти во всем.
Во всем, кроме эффектов. Company of Heroes – одна из самых зрелищных игр своего времени. Ролики на движке не уступали блокбастеру Call of Duty 2, детализация солдат и бронетехники поражала воображение. Рокот пулеметных очередей, минометные залпы – звуки войны заменяли фоновую музыку, полностью погружая вас в действие, происходящее на экране.

реклама
Единственное, что осаждало первоначальный восторг, это разнообразие, а точнее, его отсутствие. Независимо от контекста боевых задач, большую часть игры мы либо захватывали точки, либо обороняли точки. Третьего не дано. Позже вышли дополнения с новыми сторонами конфликта и кампаниями, но каждый раз коса находила на те же камни – миссии, разнообразие, сюжет.
К слову: в апреле этого года Relic и SEGA выпустили в Steam переиздание первой части со всеми дополнениями. Ключевым изменением стал переезд сетевой части на сервера Steam и поддержка всех языков, включая русский. Новую версию получили все обладатели старой, также ее можно получить, зарегистрировав коды дисковых изданий. Версии «Буки» теперь тоже активируются в Steam.
Ни шагу назад!
Со времен закрытой бета-версии стало ясно, в каком направлении разработчики будут развивать сиквел. Company of Heroes с приставкой «2» – дополненная и улучшенная версия первой части, не растерявшая своих прежних достоинств. Еще ярче, еще эффектнее, еще элегантнее – стадию «по одежке встречают» игра проходит уверенно и без заминок.
Достоинство сюжета в том, что он есть как таковой. Не преуменьшаю значимость и интересность истории роты «Эйбл» из оригинала, но там не было ни запоминающихся лиц, ни имен, а вся кампания состояла из нарезки отдельных эпизодов, связанных одним лишь театром военных действий – Нормандией, открытием второго фронта в Европе в ходе операции «Оверлорд».

Вторая часть переносит нас в самое сердце Советского Союза, во времена Великой Отечественной войны, когда солдаты Красной армии отдавали свои жизни за каждый клочок земли, замедляя решительное наступление войск вермахта. Битва за Сталинград, защита плацдарма на подступах к Москве, Люблин, Ленинградское сражение – игра покажет многие места боевой славы наших предков.
Повествование начинается, когда сама война уже закончилась. Главный герой игры, лейтенант с говорящей фамилией Исакович, отбывает срок в исправительно-трудовом лагере Сибири. За что и почему сидит – неизвестно, а его бывшему начальнику, прибывшему в эту глушь, предстоит провести расследование, чтобы докопаться до истины.
Как и в Battlefield 3, все сюжетные миссии – один большой флэшбек. Сквозь время и пространство мы перелетаем от одной битвы к другой, чтобы выяснить, «что же было на самом деле». Впрочем, не стоит ждать теорий заговора в духе Assassin’s Creed или мистицизма, как в замке Вольфенштейн, в Company of Heroes 2 всего лишь изложен «новый взгляд» на события тех далеких и безрадостных времен.

Даже в игре о Великой Отечественной смогли обыграть тему плохих русских. Расстрелы отступающих солдат-дезертиров – есть, отправка войск на убой – есть, сжигание собственных сел – в наличии. Странно, что в игру не вставили сцены с изнасилованиями и прочими зверствами Советов на освобожденной территории, ведь лейтенант Исакович дошел до самого Берлина.
У каждого своя точка зрения и на Союз, и на советское командование, и на войну, но пассажи в стиле «коммунизм равно фашизм» уже изрядно утомили. Да и право на собственное мнение не обязует меня читать и видеть бред: куда бегут дезертиры, если впереди окопы с немцами, а позади берег? Зачем деревенские дома-то сжигать и захватывать пустой склон, где нет ничего, кроме абстрактной «точки»?

Если оставить сценарий, ориентированный для промывки мозгов западной аудитории, все остальное на высшем уровне. Company of Heroes 2 напоминает фильмы Зака Снайдера – пустые в душе, зато чертовски красивые и зрелищные. Восхитительные рендерные ролики, стильно анимированные заставки – ответственные за визуализацию поработали куда лучше, чем сценаристы и авторы диалогов.
Отдельная благодарность тем, кто занимался переводом и дубляжом. У Company of Heroes 2 менялись западные и региональные издатели, но это не сказалось на сроках выхода локализаций – в день мирового релиза мы уже могли поиграть на русском языке, да и в тестовых версиях он присутствовал. Качество перевода – другой вопрос, но на фоне игр Capcom работа приятно выделяется.
реклама
Гусеница сбита, движение невозможно
Пустая в душе прежде всего кампания. Она всего одна и только за Советский Союз – желающим провести тест-драйв «Тигра» стоит ждать дополнений или довольствоваться одиночными сценариями и битвами с ИИ. Но если раньше мне это казалось недостатком, то чем ближе был финал истории, тем сильнее хотелось, чтобы все происходящее наконец-то закончилось.
Relic – не Blizzard: сделать интересные и оригинальные миссии в очередной раз не получилось. Продавить оборонительные рубежи противника, удерживать позиции от наступающих сил врага – вот и все, что может предложить игра. Кто-то скажет, в этом суть любой стратегии, но особых условий здесь настолько мало, что порой кажется – их вообще нет.

Менее очевидная проблема – ограниченность. Не раз ловил себя на мысли, что игра просто сама в себя играет, а наш удел – вовремя жать на кнопки и ждать очередных приказов. В ряде миссий у нас вообще нет возможности для маневра: может, таким способом нам и хотели донести, насколько советские офицеры были скованы обстоятельствами, но все же мы покупаем игру, а не билет в кинотеатр.
Для примера возьмем оборону Мценска. Дана задача: оборонять рубежи. Если враг их захватит, думаете, миссия закончится поражением? Вовсе нет, просто линия фронта сместится на новые позиции, а затем к штабу. От разгрома нас спасает не умение командовать, а скрипт, активирующий подкрепление в виде советских танков. Отвоевать склон обратно – дело техники, в прямом и переносном смысле.

И суть не в том, что нас самих выставляют пешками на поле боя, а в общей недосказанности. Никто не говорит, сколько нужно продержаться: до середины кампании я вообще считал, что провалить миссию здесь невозможно – настолько проста была даже «генеральская» сложность. Иногда цели операции трудно предугадать, ведь после зачистки одного региона карта расширяется и даются новые вводные.
На фоне блеклых миссий проявляется и самокопирование: первая же глава в Сталинграде содрана под копирку с высадки в Нормандии – такая же самоубийственная атака с берега, такой же прорыв через укрепленные рубежи врага. Даже главному герою внешность новую не придумали – по типажу лица он копия небезызвестного капитана Тита из Warhammer 40k: Space Marine.

Самая оригинальная находка кампании – это русская зима. Часть миссий проходит в не самое жаркое время года и это отражается на игровом процессе. Солдаты получают обморожения и умирают от холода; бросаются нелестными словами в адрес командования, сидя в заснеженных окопах; бронетехника может и вовсе уйти под лед, если замерзший покров пробьют снарядом.
Как и раньше, нас балуют интерактивностью окружения. Пехота может укрыться в домах от холода и пуль, только что подбитый танк послужит надежным укрытием для солдат. Бронемашины без труда преодолеют мелкие заграждения, а призывники обучились основам паркура, перепрыгивая заборы. А вот система повреждений такая же странная: танку можно повредить орудие, обездвижить его, но происходит это случайно, а не благодаря выцеливанию уязвимых мест – аналогов прямого управления, как в серии «В тылу врага», у нас так и не появилось.

Хотите трудностей и проверки своих командирских навыков, отправляйтесь на «театр боевых действий» – это серия заданий, объединяющих сценарии, одиночные и совместные битвы с ИИ. Здесь вас уже не ведут за ручку и не так стесняют скрипты, да и возможность поиграть за вермахт присутствует.
Одиночные задания (сценарии) – усложненные миссии на картах из кампании: обычно в вашем распоряжении небольшой отряд, за выполнение задач получаете ресурсы и подкрепления. Условия самые разные: захватить точки, убить офицеров, выдержать натиск врага. Всегда есть основная и бонусная задача: отобьете семь волн противника – уже победа, но необязательное условие – продержаться еще три.

В исторических битвах против ИИ задач нет, борьба ведется только за контрольные точки: у каждой команды по 500 очков, если вы владеете точкой, вражеский счет убывает, а победу празднует тот, кто первым опустошит копилку оппонента – по такому же принципу играются и сетевые баталии.
В некоторых эпизодах «театра» вам помогает союзник, хотя способен он разве что отвлекать врага – координировать действия как в Red Alert 3 здесь не выйдет. Последний тип сражений – совместные сценарии: те самые битвы с ИИ, но на этот раз вам помогает не бездушный бот, а приятель из Steam.
Стратегическое многоточие
Игровая механика со времен первой части практически не изменилась. Только в кампании и сценариях вы иногда сражаетесь ограниченным количеством войск, в остальных случаях все начинается с главного штаба и развития инфраструктуры, хотя строительство в игре отнюдь не на первом месте.
Company of Heroes 2 базостроительная стратегия только «на бумаге» – теперь даже новые отряды не рождаются в казармах, а прибывают из-за пределов карты. Обустройство штаба обычно заканчивается возведением производственных построек и защитных сооружений – враги редко заходят к вам на огонек, поскольку вся борьба разворачивается вокруг победных точек и скважин с ресурсами.

Как в старые добрые времена, ресурсов три вида. Очки личного состава позволяют призывать новобранцев, а их поток зависит от того, насколько вы хороши в качестве завоевателя. Боеприпасы и топливо добываются на стратегических точках: первые расходуются на специальные приемы (гранаты, улучшение оружия солдат), вторые пригодятся при заказе бронетехники.
К слову: не путайте контрольные и стратегические точки. Одни важны для победы на карте, возле них можно построить оборонительные сооружения; другие приносят только ресурсы, причем некоторые из них начнут вас обогащать лишь после строительства на точке специальной постройки.

Помимо основных объектов, на карте встречаются и точки с особыми строениями. Полевой госпиталь излечит всех раненых солдат, находящихся поблизости, ремонтный цех отвечает за починку техники. Если же кто-то из отряда пал в бою, восполнить потери можно лишь у штаба или специальной машины.
Как и в оригинале, в бою вы получаете командные баллы, а тратятся они на военные доктрины. Каждое очко позволит вам получить одну из способностей, вроде прикрытия штурмовиков или призыва элитного отряда пехоты. Одни умения бесплатные, другие кушают ресурсы при активации, а потом еще и перезаряжаются. Принять доктрину можно лишь в мультиплеере или битвах с ИИ.

О сетевых сражениях добавить как-то и нечего – проходят они по правилам исторических сражений, только сражаетесь вы с реальными людьми вместо ботов. Выбрать можно между режимами игры (контрольные точки или уничтожение) и количеством участников (от двух до восьми человек, 1х1-4х4).
В мультиплеере игра проходит не только на полях сражений, но и в вашем личном штабе. Вы вправе самостоятельно настроить доктрины, которые будут доступны в бою, а также пассивные улучшения, чтобы усилить конкретные стороны своей армии. Часть модернизаций изначально недоступна, открывается по мере прокачки уровня и выполнения боевых задач: убьете n врагов – ваша пехота улучшит меткость на 2%.

Новые уровни и звания вы получаете за любые боевые действия, будь то кампания, сетевая игра или миссии «театра боевых действий». Разработчики поддерживают игру мероприятиями, поэтому иногда у вас будет возможность проходить ускоренную воинскую подготовку, получая двойную порцию опыта. Азарта добавляют и достижения Steam в количестве 362 штук.
Заключение
Во время игры в финальную версию не покидало ощущение, что за окном еще весна, а на экране монитора – закрытая бета. Да, выглядит и звучит игра восхитительно, местами сильно увлекает… но только местами. Театр боевых действий – интересно, оригинально, стильно; мультиплеер – динамично, как и раньше, плюс Steam; кампания и сюжет – лучше бы их не было вообще.
К качеству игры претензий нет: Company of Heroes 2 – это отполированный до блеска продукт, только ближе он к категории «товар», нежели «искусство». Что и хочется упрекнуть, так это содержание: как минимум неоднозначный сюжет, очень мало одиночных заданий и карт для мультиплеера. Дополнения наверняка будут, но за стоимость игры хотелось получить больше.

И вот мы подходим к ответу на главный вопрос: можно ли порекомендовать игру всем? Как ни странно, да. Хороший выбор для тех, кто жанром интересуется мало, при этом любит зрелищные и красивые игры. Зато любителей вдумчивых игр стоит предостеречь: как стратегия игра достаточно слабая, да и ее концепция устарела на несколько лет – сообщество устало от вечной борьбы за точки.
Вердикт: эволюция популярной стратегической серии. Без откровений и грубых ляпов, но очень далека от идеала. Просто хорошая игра.
Оценка: 7.2.
Между строк. Иногда просто умиляет, как трепетно создатели игр относятся к реализму. Никогда не задумывались, почему в интервью или презентациях часто звучат слова о реалистичности и достоверности, но одновременно умалчивается об интересности и увлекательности? Вот, в WarCraft III тоже есть борьба за территорию, там мы захватываем золотые шахты, потому что в них рабочие добывают ресурсы. А в чем смысл владения обычным пустырем с флагом? Это ж не завод или аэродром… Новый взгляд на реализм?
Выражаем благодарность:
- Компании Relic Entertainment за предоставленные для дистрибутива игры ключи.
- Company of Heroes 2: тестирование производительности
Тестирование тринадцати видеокарт и сорока одного процессора в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры Company of Heroes 2 на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила