Remember Me: рецензия
Оглавление
- Вступление
- Будет, что вспомнить
- Загубленные воспоминания
- Ошибка памяти
- Вспомнить то, чего не было
- Заключение
Вступление
В «Матрице» люди стали рабами собственного сознания, в «Эквилибриуме» лишились чувств, а в Deus Ex променяли частичку себя на кибернетические имплантаты. Не все видели в медиаиндустрии только способ заработка денег – некоторые именно в таких проектах пытались донести мысль, что технологический прогресс не всегда идет на благо и что эксперименты с человеческой природой опасны.
Создатели Remember Me пошли тем же путем, создав еще одну версию нашего альтернативного будущего; мир, где память человека стала чуть ли не ценнее денег, а воспоминания можно стереть, скопировать, украсть и даже исказить, заставив кого угодно поверить в то, чего никогда не было. И только одну ошибку допустили Dontnod Entertainment и Capcom – они создали игру.
х/ф «Матрица» (1999)
Будет, что вспомнить
реклама
Эволюция – смысл жизни любого человека. Не обобщаю до крайностей, но все же многих из нас не устраивает текущее положение, и в меру собственных возможностей мы стараемся свою жизнь оптимизировать, улучшить. Новое жилье, знания, лучшие условия – у каждого своя недостижимая мечта, дарующая стимулы творить, изобретать, познавать. И не потому, что «надо», просто такова наша природа.
Новопариж, XXI век. Поиски лучшей жизни приводят к созданию устройства, позволяющего хранить, передавать и изменять воспоминания. Его творцы не стремились к богатству и славе, а искренне верили, что жизнь человека станет лучше, если тот забудет о травмах детства, неприятных и трагических событиях своего прошлого, но почему-то сами забыли, что на ошибках учатся, а ушедших уже не вернуть.

Remember Me начинается с рекламного ролика, где участники операций с памятью делятся своими впечатлениями: кто-то решает сохранить ушедшее, чтобы уберечь его от старческого маразма; влюбленные обмениваются самым сокровенным, чтобы лучше узнать друг друга; родители копируют яркие воспоминания о прошлом, чтобы передать их своим детям.
Но ликование человечества было недолгим – воспоминания быстро стали товаром, ценным ресурсом и их начали использовать не только для лечения психологических травм. Уже к 2084 году память людей оказывается в кандалах корпораций: каждый житель оснащен своеобразным блоком памяти на затылке, а воспоминания окончательно перестают быть неприкосновенной собственностью носителя.

Зависимость от кукловодов – лишь вершина айсберга, ведь манипуляции с памятью сами по себе не проходят без последствий. Люди получают зависимость от многочисленных операций, теряют рассудок при частом переливании воспоминаний и могут даже умереть, если изменение памяти пройдет неудачно; специально обученные охотники способны выведать все секреты, и вы даже не заметите кражу.
Именно такой охотницей за воспоминаниями и оказывается Нилин – главная героиня Remember Me. Она примыкает к так называемым ошибочникам (errorist), борцам за революцию, поклявшимся освободить жителей Новопарижа от гнета корпораций. По иронии судьбы, девушка сама становится жертвой «промывки мозгов», попав в плен и потеряв большую часть воспоминаний, а ее последней надеждой на спасение становится невидимый друг Край (Edge), чей голос наставляет узницу на правильный путь.
реклама

Оказавшись на свободе, Нилин понимает, к каким ужасам привели изначально благие намерения. Общество разделено на богатых и бедных, где одни прожигают безмятежную жизнь в роскошных районах, не подозревая об ужасах окружающего мира, а другие делят грязные трущобы с лепырями – потерявшими рассудок мутантами, в чьей памяти уже не осталось собственных воспоминаний.
Героине предстоит не только развязать гражданскую войну, подарив людям надежду на спасение, но и вернуть собственную память, разобравшись в тайнах своего прошлого. Кто такая Нилин? Откуда взялся ее дар не только воровать, но и изменять воспоминания?

Авторы умело выдерживают интригу на протяжении всех восьми эпизодов, постоянно подкидывая новую пищу для размышлений. Здесь есть и приемы в стиле «Люк, я твой отец», и накал страстей, не уступающий лучшим драмам Голливуда. Неожиданные повороты, страшные разоблачения, загадки в духе детективных квестов – сценаристы сделали все, чтобы эта история запомнилась вам надолго.
Не будь Remember Me игрой, история могла бы смело претендовать на «Оскар» за лучший сценарий. Пусть в диалогах не так много запоминающихся фраз, но разработчики сумели создать неповторимую атмосферу, показать, какова цена воспоминаний, как легко их лишиться и насколько опасно искажать. В этом мире даже обычная фраза «Я тебя помню» звучит эмоциональнее, чем привычное нам «Я тебя люблю».

На фоне восхитительной атмосферы не лучшим образом выделяется речь персонажей. Играть лучше на языке оригинала (французском), ведь английский дубляж не выдерживает никакой критики. К счастью, все версии игры поддерживают Steam, где можно свободно переключаться между всеми доступными языками.
А вот музыкальное сопровождение приятно порадует меломанов. Местный фон не сравнится с композициями Майкла МакКанна из Deus Ex: Human Revolution, но в должной мере передает атмосферу киберпанка. Лишь изредка кажется, что музыку монтировали в последний день перед отправкой мастер-диска на «золото» – в некоторых местах, особенно боевых сценках, она звучит обрывисто и нелогично.
Загубленные воспоминания
Первые же кадры после побега из казематов корпорации очаровывают навсегда. Многоярусный город с высотками, достигающими облаков, голографическая реклама и вывески на рынке, сияющие яркими красками даже днем, роботы-служанки, бегающие по магазинам за покупками наравне с простыми людьми – у этого мира мало общего с привычной нам реальностью, но ощущения отчуждения он не вызывает.
Очарование от местных декораций соседствовало с одной-единственной мыслью: поскорее бы закончилось это затянувшееся обучение и мою Нилин высвободили из цепей скриптов, позволив наконец прогуляться по ночному Новопарижу и исследовать каждый уголок этого чарующего мегаполиса.

Шли часы, эпизоды, но «обучение» все не заканчивалось. Нилин впечатляла пластикой, изящно раскидывая лепырей в коротких сражениях, с искусством и бесстрашием Альтаира бегала по карнизам, цепляясь за еле заметные выступы, изредка сворачивала в тупик, где находила коллекционные вещички.
Не хватало двух вещей: свободы и глубины. Процент прохождения плавно перевалил за экватор, и тогда стало понятно: игра линейна чуть более чем вообще. Это даже не Deus Ex: HR, где камерность компенсировалась обходными путями и выбором стиля прохождения – извилистая тропинка здесь всегда одна, а скриптовый ошейник не позволит ни на шаг отклониться от маршрута.
реклама
В некоторых играх отсутствие свободы компенсируется зрелищностью, но на попкорновый аттракцион Remember Me не тянет. Прыжки по балкам и карнизам перемежаются битвами на аренах, где героиню запирают до тех пор, пока все неприятели не полягут. Так повторяется несколько раз, прежде чем режиссер покажет зрелищную сценку, а сценарист расскажет что-то важное для сюжета.

Попытки поиграться в фотографа декораций также тщетны. В игре всего три локации – трущобы, тюрьма и район для богачей. В каждой вы побываете несколько раз, но разве что в последней области вашему взору откроются красоты Новопарижа – большая часть игры проходит в закрытых помещениях и подворотнях, где минимализм архитектуры соседствует с мусором и голыми стенами.
К слову: не стоит лукавить – от Парижа в здешнем городе одно название. За исключением пары-тройки достопримечательностей, это типичный футуристический мегаполис-дистопия: покажите в фоне Кремль вместо Эйфелевой башни, и город на полном серьезе сошел бы за Новомоскву.

Любителям узнать больше об истории мира одна дорога – к тайникам, поскольку основной сюжет раскрывает лишь подробности жизни Нилин и совсем мало о том, что же было «до». В тупиках и подворотнях вы находите пакеты данных с записями об истории города и его жителях, а в одной из глав даже узнаете, как героиня дошла до жизни такой и на чем именно ее повязали.
В потайных местах спрятаны не только памятки для туристов, но и полезные улучшения. Как и в серии Devil May Cry, их сбор увеличивает максимальное здоровье и шкалу спецспособностей, а так называемые «скаражуки» (аналог «пропащих душ») находятся по звуку, их расстрел приносит опыт. На уровнях попадаются и стенды с подсказками, где найти очередной тайник.
Ошибка памяти
Залюбовавшись работой художников, легко забыть об игровом процессе, но если мне это еще простительно, то разработчикам – нет. Первоначальные впечатления напрочь улетучиваются, когда создатели оставляют нас наедине с самой игрой. Стоит снять розовые очки, как «необычный киберпанк-экшен» превращается в заурядный безыдейный слэшер, где на бочку дегтя приходится капля оригинальности.
Костяк этой безвкусицы – акробатика и сражения. Местный паркур вторичен донельзя: это не Prince of Persia, где бег с препятствиями по отвесной стене на время возводили в абсолют – в Remember Me вы жмете на кнопки и любуетесь анимацией девушки, ведь маршрут и точки прыжков подсвечены изначально, и ошибиться невозможно. Никакого «вызова», никакой сложности.

Боевая система издали напоминает Diablo, ведь и там, и здесь успех хотя бы косвенно зависит от того, как интенсивно мы нажимаем ЛКМ. А если серьезно, ближайшие аналоги здесь Sleeping Dogs и дилогия Batman студии Rocksteady, только вместо блоков и контратак Нилин уворачивается, эффектно перепрыгивая противникам за спины.
Достояние местной боевки – конструктор связок. На самом деле комбинаций ударов всего четыре, но только нам решать, какой эффект будет у атаки. Одни удары лечат (нас), другие калечат (врагов), третьи ускоряют восстановление навыков или дают множитель для предыдущего эффекта связки. На практике же всегда достаточно простой связки из трех ударов, только часто приходится переключаться между эффектами.

Не поймите неправильно, игра позволяет играть красиво и проводить сложные комбинации, но необходимости в них немного, да и очков стиля, как в Devil May Cry, здесь нет. Враг не будет стоять на месте, дожидаясь, когда вы выполните десять последовательных атак, а после уворота у вас есть доля секунды, чтобы продолжить комбо, иначе оно прервется.
Рутину рукопашного боя разбавили магией: в бою Нилин копит заряд, позволяющий активировать один из спецприемов. Это и ярость, увеличивающая силу атаки на несколько секунд, и импульс, оглушающий и демаскирующий всех в определенном радиусе, и даже маскировка: с ее помощью мы можем зайти со спины к любому роботизированному стражу и прикончить того одним ударом.
Проблема системы умений в том, что приемы мы используем строго по расписанию: даже битвы не лишены линейности и из них не выйти победителем, если вовремя не оглушить невидимку или не пробить защиту яростью. Вдобавок даже на наивысшей сложности игра несоизмеримо легкая.

Апофеоз маразма – битвы с боссами. Они напоминают тот же Devil May Cry, но здесь не важны ни стиль, ни техника боя – просто зазубрите последовательность, а затем «нажмите X, чтобы выиграть». Сперва вы копите «фокус», пиная бесконечных прислужников или самого босса, затем активируете нужное умение, отнимая у врага частичку здоровья – повторяете несколько раз, а в конце добиваете его в утомительном QTE.
Единственная причина вытерпеть этот карнавал уныния – фрагменты редактирования памяти. Взмахом специальной перчатки Нилин отправляется в путешествие по сознанию жертвы, где в ключевом отрезке памяти ей предстоит изменить мелкие детали так, чтобы они повлияли на общую картину. Это особо циничные эпизоды, где вы провоцируете человека на убийство или инсценируете аварию.

Выглядит все как обычный пиксельхантинг, но в контексте игрового мира это действительно смотрится свежо: вы просматриваете воспоминание, затем возвращаетесь в его начало, перематываете память вперед или назад и ищете интерактивные предметы. Можно уронить бутылку, чтобы кто-то об нее споткнулся или вызвать короткое замыкание – важна совокупность деталей, способная повлиять на восприятие жертвы.
В каждом из таких эпизодов предусмотрена альтернативная (добрая) развязка, но кроме достижения в Steam она ничего не дает. Важно не убить и самого носителя памяти, иначе тот также погибнет в реальности.
Тест на консольность: быстрое сохранение – нет; регенерация здоровья – нет; укрытия – нет; QTE – есть (в битвах с боссами). Диагноз: консольная игра с небольшими оговорками.
Вспомнить то, чего не было
«На одной лишь оригинальной идее далеко не уедешь. Больше всего нас интересует игровой мир, его масштабы, насыщенность событиями и необязательными заданиями», это цитата из моего обзора самых ожидаемых игр года, где Remember Me заняла почетное третье место. А теперь на примере официального описания игры посмотрим, насколько обещания разошлись с тем, что вышло в итоге.
Ожидание: узнайте, каково это – жить в мире, где над людьми взяли власть технологии дополненной реальности и оцифровки памяти.
Реальность: не узнаем, ведь в мир как таковой нас не выпустят. Пару раз за игру мы побываем в относительно мирных зонах, где обычные прохожие занимаются своими делами, но этих фрагментов недостаточно, чтобы понять хоть что-то о жизни в этом новом мире.

Ожидание: добывайте нужную информацию из памяти окружающих, чтобы восстановить собственную.
Реальность: нельзя просто так взять и украсть память у первого встречного. Воруем память мы строго по сюжету, путем нажатия одной кнопки. Все.
Ожидание: инновационная игровая механика позволит в реальном времени изменять воспоминания персонажей, что повлияет на их самооценку и восприятие других людей.
Реальность: за всю игру мы редактируем память всего четыре раза, а это от силы полчаса реального времени – на фоне восьмичасового прохождения кампании главному достоянию игры уделено совсем мало внимания.

Ожидание: в поисках информации вам придется тщательно изучить весь Новый Париж, чтобы суметь с честью выйти из любой ситуации.
Реальность: «весь Новый Париж» – это одна сплошная тропинка сквозь тернии скриптовых сценок. Выбора ноль, свободы ноль, изучать нечего при всем нашем желании. Часто все доходит до абсурда, когда после сценки на движке двери закрываются и вернуться в пройденные зоны уже не получится.
Заключение
При всем моем желании назвать Remember Me главным разочарованием года, сделать это не получится – не было оснований для «очарования», в отличие от BioShock Infinite, Watch Dogs или Grand Theft Auto V, где провал не рассматривается в принципе. У нас же проект из категории «выстрелит – хорошо, не выстрелит – никто трагедии делать не будет».

Многие сравнивали Remember Me с Deus Ex: HR, мне же игра напоминает Syndicate: не только из-за объемных голографических надписей, но и в плане общего недоразумения под названием «игровой процесс». В игре сильное повествование с упором на философию и мораль; история Нилин трогает почти так же, как сюжет прошлогодней Spec Ops: The Line. Не хватает самой малости – игры как таковой.
Не исключено, что проблема в наполеоновских планах разработчиков, которым не суждено было сбыться. Между игрой мечты на бумаге и играбельной «альфой» куча преград, и главные из них – это время и бюджет. Истина скрыта от нас, но в любом случае жаль, что ни свобода, ни интересный игровой процесс не дожили до релиза.
Вердикт: интересный мир и сюжет, зачем-то положенный в основу компьютерной игры. Этой истории место в кинотеатрах. Это не игра.
Оценка: 6.2.
Между строк. Почему бы не сделать по мотивам Remember Me анимационный фильм? Это избавило бы от бессмысленного паркура, однотипных сражений и утомительных схваток с боссами. Многие подшучивают, дескать, в будущем игры упростят до такой степени, что для победы будет достаточно нажать на одну кнопку. Но именно в таких случаях кнопка «пропустить геймплей» как никогда уместна.
- Remember Me: тестирование производительности
Тестирование тринадцати видеокарт и сорока одного процессора в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры Remember Me на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила