Tomb Raider: рецензия
Оглавление
Вступление
Развитие графических технологий постепенно стирает грань между фильмами и играми. В одной сфере искусства уже повсеместно используется компьютерная анимация, а в другой честный отыгрыш начали вытеснять эффекты и постановка. Не все перемены обязательно к лучшему, но с эволюцией не поспоришь — спрос рождает предложение.
Новоиспеченный Tomb Raider — яркий представитель интерактивного кино. Формально это тот же приключенческий боевик с непревзойденной Ларой Крофт в главной роли, только сильно помолодевшей и с более постановочными уровнями. В противовес скриптам нам пообещали свободу. Верю. Вопрос лишь в том, сумели ли этой свободой грамотно распорядиться? Ответ где-то рядом.
Ограничения! Нет ограничений — нет прогресса. Нет прогресса — культура гниет!
«Mass Effect 2» (2010)
Остров невезенья
«A survivor is born» — гласит рекламный слоган. «Survival Edition» красуется на коробках с расширенным изданием. Обаятельная мисс Крофт не всегда была матерой расхитительницей гробниц, но на протяжении шестнадцати с лишним лет и десятка игр (не считая дополненные издания) мы запомнили её именно такой — храброй, стойкой и очень даже привлекательной.
реклама
Безымянная редакция 2013 года — не первый перезапуск серии. Еще одна попытка рассказать историю Лары с нуля была в игре «Tomb Raider: Легенда», выпущенной в 2006-м году, и в её прямом продолжении «Tomb Raider: Underworld» (2008), но там изменения затронули лишь завязку сюжета — образ героини остался неизменным, да и игровой процесс тоже.

На этот раз все иначе. Ларе двадцать один, она только закончила колледж и отправляется в свое первое путешествие вместе с друзьями — такими же коллегами-археологами. Её цель — таинственный остров Яматай, расположенный в треугольнике дракона близ берегов Японии, откуда по легенде еще никто не смог вернуться из-за постоянно бушующих бурь.
Разведданные не подкачали. Корабль «Эндьюранс» попадает в шторм и терпит крушение у берегов злополучного острова, где уже покоятся обломки судов и самолетов разных эпох, от древних кораблей викингов до бомбардировщиков времен Второй Мировой.
Яматай не дает поблажек и самой Ларе. Уже в первые полчаса молодая искательница сокровищ чуть не утонула, попала в плен, проткнула бок металлическим стержнем и едва не погибла под завалом камней. И это только начало: позже героиня угодит в капкан, поцелуется с кулаками аборигенов и неоднократно упадет с высоты. Симулятор выживания? Скорее, остров невезения.

Лучше сразу забыть о так называемом «survival». Это как художественная ценность в последних играх серии Call of Duty — чего нет, того нет. Как бы ни старались разработчики из Crystal Dynamics навязать нам атмосферу безысходности, получается это только в роликах да кат-сценах: стоит мисс Крофт перейти под наш контроль, как секунду назад еще плачущая девчонка не ощущает ни голода, ни боли, ни усталости… ни пуль — выдержав очередь из крупнокалиберного пулемета, она спокойно регенерирует в укрытии.
Разрыв между сюжетом и игровым процессом просто колоссальный. Вот вы переживаете ситуацию с первым убийством: Лара прячется, её замечают, она отбивается и отчаянно сражается за свою жизнь, убивая обидчика из попавшего под руку пистолета. Правдоподобно… до той поры, когда хрупкая девушка начинает хладнокровно укладывать врагов пачками, а ведь роль «пацифиста» даже не предполагается.
реклама

Если оставить за кадром ворох условностей — сюжет хорош. История держит в напряжении от начала и до самых титров. Дело даже не в сценарии Райанны Пратчетт — завязка и кульминация предсказуемы, хватает нелепых сцен и клише, а драма выглядит притянутой за уши. Tomb Raider берет за душу своим, особым шармом, атмосферой тайн и загадок, подталкивая к изучению острова и поиску ответов.
Каждый уровень приближает Лару к разгадке секретов острова, причине возникновения бурь. Интриги добавляют и разбросанные повсюду дневники путешественников и коренных жителей — остров далеко не безлюдный, за тысячи лет на нем побывали и военные, и ученые, и простые мореплаватели, потерпевшие крушение. У каждой группы или народца своя судьба, а отрывки из записей складываются в единую историю.

Персонажам досталось куда меньше внимания, чем проработке острова и его истории. Вы едва ли запомните в лицо всех членов экипажа судна «Эндьюранс», не говоря уж о раскрытии их характеров — кто-то погибнет раньше, чем вы начнете ему сопереживать. Мотивацию злодеев также не пояснить ничем, кроме одержимости.
Впечатления от повествования не испортила и работа локализаторов. Дубляж «1С-СофтКлаб» может и не дотягивает до уровня оригинальных голосов, но это именно тот случай, когда сложно выделить и что-то восхитительное, и какие-то ошибки и несоответствия. Особенно порадовали голоса антагонистов, а именно дневники Братства — нет отвратительного акцента, как в первых роликах игры, и даже не сразу понятно, что сражаемся мы преимущественно против русских.
Larcharted
В одном из интервью представитель Square Enix, ответственный за развитие бренда, заявил, что костяком игровой механики новой Tomb Raider станут сражения, головоломки и изучение мира. Какой же это перезапуск, спросите вы, если нам предлагают заниматься тем же, что и раньше? На самом деле, новшеств достаточно.
Изменилась структура уровней. Если в ранних играх серии Лара блуждала по коридорным локациям с небольшими ответвлениями и тайниками в укромных местах, то теперь в нашем распоряжении целый остров, — компактные, но просторные зоны соединены узкими переходами, где можно вольно перемещаться даже после завершения сюжетной линии.

Масштабы территорий несравнимы с Far Cry 3 или Just Cause 2 — зоны ограничены ущельями и каньонами, а наша героиня способна залезть далеко не на каждую отвесную скалу. Ограниченную свободу компенсировали насыщенностью: каждая область запоминается неповторимым дизайном и замысловатыми загадками: порой не хватит и часа, чтобы найти все секреты на маленьком клочке суши.
Да, разработчики не экономили на собирательстве. Яматай таит немало тайн: где-то пылятся дневники пропавшей экспедиции, где-то спрятаны сундучки с артефактами: подобно уликам из L.A. Noire, вы осматриваете находки, чтобы узнать о них больше информации. Собирать антиквариат и записи не обязательно, но это позволяет лучше понять мир игры и его обитателей. Даже сбор бессмысленных на первый взгляд маячков открывает секретную запись с намеком на сиквел.

Головоломок стало меньше, и по сюжету они встречаются лишь в паре мест, зато в тайных гробницах изрядно поломаете голову: это задачки на логику и скорость, а в некоторых залог успеха состоит в том, чтобы правильно рассчитать время и последовательность действий. Награда за мозговой штурм достойная: в храмах вы находите карты с отображением всех ценных вещей в округе, модификации для оружия и горы опыта.
Ориентироваться на местности помогает так называемый «инстинкт выживания». Как и в Hitman: Absolution, нажатие клавиши обесцвечивает изображение, выделяя интерактивные объекты и врагов, но здесь этот прием бесконечен и не тратит энергию. А если навык развить, он подобно «орлиному зрению» ассасинов начнет отображать на карте тайники, попавшие в поле зрения.
реклама

Увы, противовесом свободе стали постановочные, лишенные всякого смысла эпизоды. Вот вы несетесь по течению реки, уворачиваясь от камней и торчащих из воды кольев, вот лавируете с парашютом между крон деревьев или бежите по осыпающемуся мосту, когда над головой свистят стрелы. И это не самое худшее: куда больше огорчают задания, где вся свобода сужается до тесных коридоров и вы на протяжении битого часа бежите по кривой дорожке, спотыкаясь о скрипты.
Ветераны серии возразят: дескать, в Tomb Raider и раньше хватало динамичных сцен, основанных на зрелищности и своевременной реакции. Определенно. Но если там, или, скажем, в Uncharted, всегда менялись и условия, и декорации, то на этот раз Crystal Dynamics всю игру использует один и тот же прием: бег по нестабильной поверхности с прыжками и уклонением от острых объектов.

И все же странно, почему создатели уделили так мало внимания именно выживанию Лары в условиях агрессивной среды. Охота — бессмысленное занятие: за выделку шкур вы получаете копейки опыта, а в пище героиня не нуждается. Её выносливости позавидуют опытные экстремалы: не зная сна и отдыха, хрупкая девушка с ледорубом, луком и тремя видами огнестрельного оружия на плечах ловко взбирается по отвесным стенам и легко переживает падения с высоты. Неужели всему виной зона пониженной гравитации?
Проработке деталей лучше не придавать значения — слишком много в игре нелепостей, чтобы претендовать на реализм. Мисс Крофт быстро учится добывать огонь, но поджигать стрелы начнет лишь после того, как добудет зажигалку. Смена одежды в игре не предусмотрена (исключение — наряд за предзаказ игры), а ведь однажды барышня посетит места, где царит суровый мороз и бушуют снега.
Визуальная составляющая в принципе неплоха, если не зацикливаться на том, что графические технологии безнадежно устарели, а новомодные эффекты вроде тесселяции не сильно превозносят ПК-версию над приставочными. Непонятно лишь одно – что мешало авторам сделать картинку более насыщенной, чтобы трава, по крайней мере, выглядела зеленой, а не мутно-серой.

И если говорить о техническом исполнении, не могу не упомянуть музыкальное сопровождение. Если к звукам стрельбы и окружающего мира просто привыкаешь, то такой творческой импотенции в музыке не было со времен… затрудняюсь сказать каких — даже заглавная тема не вызывает эмоций.
Lar Cry
Если дизайн локаций и головоломки оставляют приятные ощущения, то о сражениях хочется сказать одно — лучше бы их в Tomb Raider не было. Да, бои — тоже неотъемлемая часть игры, но раньше мы воевали преимущественно против фауны и хорошо сохранившихся мифологических созданий. На сей раз наши враги — люди, а значит, здравствуй, консольный боевичок с укрытиями и уклонениями!
В самом начале злоключений Лара найдет старенький лук, а уже через час-другой будет орудовать им так, словно она дочь Леголаса и олимпийской чемпионки, записав на свой счет немало недругов, вооруженных автоматами.

Впрочем, в руках Лары и палка стреляет чаще, чем раз в год — перестрелки даже на высокой сложности не вызовут трудностей: врагов много, но одновременно атакуют вас обычно не больше трех — остальные покорно ждут смерти коллег и лишь потом сбегаются на шумок, спрыгивая со скал или спускаясь по тросам.
Физика стрельбы настолько совершенна, что её нет. Все оружие, от лука и до автомата, поразительно точное — пули и стрелы попадают строго в точку прицела, на любых дистанциях. Одно удивляет — разрушаемое окружение; пули и взрывы часто уничтожают ваши укрытия, поэтому стоит либо постоянно двигаться, меняя позицию, либо быстро устранять врагов, особенно метателей огня.
Надежду на интересный боевик убивает интеллект ботов. Переплюнуть Aliens: Colonial Marines сложно, но в Crystal Dynamics это сумели: враги не всегда прячутся в укрытии, а если это и делают, обязательно выставят голову; иногда замирают на открытой местности для перезарядки; мажут с двух метров, стреляя из автомата от бедра.

Типов врагов не так много, и отличаются они прежде всего вооружением: есть лучники, автоматчики, метатели огня и динамита, бойцы с холодным оружием. Достаточно и «полубоссов»: громилы, борцы с длинными копьями или щитами, автоматчики в противогазах. На протяжении всей игры вы воюете с дикарями из Братства, и лишь под конец на сцену выходят штормовые стражи (отличаются повышенной живучестью). Агрессивной фауны на острове так мало, что её впору заносить в Красную книгу.
Большинство сражений проходит в замкнутых пространствах, откуда невозможно сбежать, а враги нападают волнами по несколько человек. Некоторые места позволят пройти скрытно, но и здесь готовьтесь к причудам ИИ: если бот хоть краем глаза на долю секунды увидит гибель товарища, подобно коллективному разуму гетов, остальные неприятели в этой зоне не успокоятся, пока не падут от руки Лары.
Если кормить недругов свинцом станет скучно, используйте интерактивное окружение. С помощью лука и веревки вы сможете разрушить опорные балки под врагом, и тот рухнет вниз, а огненные стрелы послужат отличным детонатором природного газа. Но не надейтесь поджечь траву или спалить дотла деревянный домик — огонь «работает» только там, где это предусмотрено игрой.

Арсенал у начинающей расхитительницы гробниц небольшой, но хватает его за глаза. Лук с обычными и огненными стрелами, пистолет, автомат, дробовик, ближе к концу даже подствольный гранатомет — сразу видно: дама всерьез подходит к решению проблем, а если враг подобрался вплотную, жестоко разделается с ним ледорубом или задушит, если тот её не видит.
Другая ипостась ближнего боя менее приятна — это QTE-вставки. В отличие от бесшумного устранения врагов, это «удовольствие» принудительное — ждет вас оно в интерактивных роликах, при повороте рычагов и открытии запертых дверей. Приставочную болезнь умудрились и перенести криво: вместо внятных клавиш на экране появляются иконки, и понять, с какой клавишей она связана, получается не сразу.

Все оружие и экипировку Лара получает строго по сюжету, но несколько улучшений вам предстоит собрать самостоятельно, обшаривая ящики, разбросанные по уровням, или обчищая трупы. Деньги на острове не ценятся, основная валюта — так называемые «запчасти». Их вы тратите на покупку обвесов для своих инструментов: это и глушители, и увеличенные магазины да модификаторы урона.
Улучшается оружие в лагерях, обильно разбросанных по всем зонам острова. Там же вы восполняете боезапас, переодеваетесь и распределяете очки навыков. Прокачка примитивна: подобно Far Cry 3, вы последовательно изучаете умения, а в конечном счете получите их все. Лагеря также послужат вам точками быстрого перемещения.
Недовыживание
Сам факт того, что в Tomb Raider появился мультиплеер уже вызывает вопросы. Может, разработчиков осенили гениальные идеи, и они создали нечто уникальное, как это было у BioWare с коллективной игрой Mass Effect 3? Об успехе этой затеи красноречиво говорит заполняемость серверов — релиз только что отгремел, а по сети в это чудо никто не играет.
Буду краток: сетевые режимы Tomb Raider лишены чего-либо общего с историей Лары Крофт, и занималась ими другая студия — Eidos Montreal. Описывать соревнования в подробностях нет смысла — их можно было встретить в куче других игр, где мультиплеер также был сделан «для галочки».

Режимов всего четыре, проходят они на пяти картах (еще одну давали за предзаказ), причем часть из них — это переработанные локации из кампании. Это две вариации на тему смертельной схватки (командная и каждый сам за себя) и захвата флагов, когда одна команда пытается что-то украсть, а другая ей противодействует.
Бессмысленной войной заняты две группировки — выжившие и Братство. Везде, кроме обычного Deathmatch, сражение проходит в несколько раундов: сначала вы играете за одну сторону конфликта, затем роли меняются. Классов как таковых у обеих фракций нет, зато каждой доступен выбор скина (без детальной настройки внешнего вида) и настраиваемые наборы снаряжения.
Сюда же прикрутили и прокачку. Любые полезные действия в бою поощряются опытом, а по ходу развития вы открываете новые умения, скины и оружие. Покорив Джомолунгму заключительного, шестидесятого уровня, вам позволят выбрать «шкурку» Лары Крофт. Но стоит ли оно того?
Заключение
Редкий релиз крупного проекта обходится без технических неурядиц, тем более если это игра Square Enix (как пример, Hitman: Absolution), но на сей раз не повезло исключительно владельцам видеокарт NVIDIA шестисотой серии. Регулярные «падения» игры стали прямо пропорциональными негативным отзывам на форумах, а у кого-то игра и вовсе не запустилась. Да, это исправят, но осадок все равно останется.

О самой игре, несмотря на кучу недостатков и ворох спорных решений, сложно сказать что-то плохое. Это тот случай, когда в целом хорошо (но местами раздражает), а не блеклая серость с редкими проблесками. Перекос в сторону боевика и «киношности» огорчает, но это компенсируется достойным дизайном локаций и большим потенциалом для исследования местности.
Сетевая игра выглядит ненужным довеском: в ней есть все, за счет чего обрели известность современные сетевые шутеры, но отсутствие собственных идей ставит крест на всех этих начинаниях. Может из этого что-нибудь и выгорит, но пока что ворох достижений, связанных с мультиплеером, выглядит издевкой, а анонс платного дополнения с набором новых карт — глупой шуткой.
Оценка: 7.8.
Между строк. Один из основных минусов Tomb Raider — отсутствие реиграбельности. Игра пройдена, но есть ли смысл вернуться в первые зоны и найти оставшиеся секреты? Сюжет рассказан, тайны раскрыты, как следствие, искать недостающие страницы из дневников уже не тянет. Положение могли бы исправить дополнения с по-настоящему сложными головоломками, но будут ли они?
Выражаем благодарность:
- Компании AMD за предоставленный ключ Tomb Raider.
- Tomb Raider: тестирование производительности
Тестирование девятнадцати видеокарт и шестидесяти восьми процессоров в трех разрешениях и нескольких режимах работы. - Обсуждение игры Tomb Raider на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила