Metro Last Light: рецензия

22 мая 2013, среда 00:00

Оглавление

Вступление

Картинка многолетней давности, множество технических неисправностей и перегруженный лишними деталями интерфейс – такие эпитеты можно часто встретить в графе «приговор», когда на скамье подсудимых оказывается игра, сделанная на постсоветском пространстве. Злой рок отечественных разработок: умеем мы делать игры с душой, но на их отладку не хватает то ли денег, то ли рук.

Тем приятнее было следить за судьбой Metro 2033; игра по мотивам повести Дмитрия Глуховского, созданная выходцами из GSC Game World, украинской студией 4A Games, оказалась не только крепким интерактивным повествованием, но и избежала классических болезней других игр с меткой «сделано в СНГ». Спустя три года эти же люди явили миру продолжение. Вторая часть, но эволюция ли?

– Знаете, этот мир не управляется законами, написанными на бумаге. Он управляется людьми. Одними в соответствии с законом, другими – нет. От каждого человека зависит, каким будет его мир, как он его сделает. А еще вам нужна уйма везения, чтобы кто-нибудь другой не превратил вашу жизнь в ад.
«Mafia: The City of the Lost Heaven» (2002)

Нуар XXI века

Человечество часто размышляет о том, что же будет после конца света; способны ли мы адаптироваться к новым, зачастую неблагоприятным условиям и выжить, вопреки всему. А уж для игроделов благоприятнее почвы и не найти: где еще вы расскажете серьезную и не банальную историю с мистикой и мутантами, если не в декорациях апокалипсиса?

В мире Дмитрия Глуховского Судный день наступил не из-за капризов природы и не по воле Божьей. В 2013-м году разразилась война, и весь земной шар оброс грибками ядерных взрывов. История умалчивает об участниках и победителях страшного противоборства, важно лишь следствие: жизнь на поверхности стала невозможной, а остатки выживших укрылись на станциях и в переходах метро. Московского метро…

450x253  18 KB. Big one: 1500x844  134 KB
Ядерная война окончена, но люди продолжают делить сферы влияния. Многие станции хотят править Метро.





Руины столицы стали домом для диких зверей, мутировавших под действием радиации, а под землей люди продолжали борьбу за жизнь, пытаясь отвыкнуть от солнечного света и создать новое общество. Каждая обжитая станция становится маленькой общиной со своими законами и обычаями, армией и специализацией. Выжившие занимаются промыслом, торговлей, а на поверхность выходят лишь при крайней необходимости.

Metro 2033 копировала сюжет одноименной книги, где ключевой фигурой был паренек Артем со станции ВДНХ. От своего знакомого, рейнджера из Ордена, он узнает, что над миром Метро нависла угроза: ходят слухи о так называемых Черных – странных мутантах, способных проникать в сознание людей. Наш герой получает задание – доставить тревожную весточку в Полис, центр всех мирных станций.

Путь игрока был тернист и опасен: стычки с бандитами и враждующими кланами, сражения с мутантами, вылазки на поверхность. В конечном счете, Артем достиг своей цели, а Орден решил уничтожить улей Черных ракетным залпом. Неприятель ликвидирован, в распоряжении рейнджеров укрепленный бункер с оружием и припасами. Конец, но счастливый ли?

450x253  11 KB. Big one: 1500x844  74 KB
Орден обустроил аванпост в заброшенной церквушке. Один вопрос: зачем, если матушка Москва непригодна для жизни?

Ответ должен дать сиквел с подзаголовком Last Light, чья история уже не основана на книгах, но создавалась при участии писателя. Главным героем вновь становится немой персонаж Артем, чей голос мы услышим только на загрузочных экранах – он уже не мальчишка с окраинной станции, а полноправный рейнджер Ордена с соответствующими целями и задачами.

Тем временем в Метро назревает гражданская война, а бункер Д6, захваченный нашими героями в прошлой части, стал лакомым куском для доминирующих фракций. Не исчерпала себя и линия с Черными: оказывается, ракеты уничтожили не всех созданий, выжил один их детеныш. Артемке и предстоит проделать долгий путь, чтобы найти его и каким-то образом предотвратить войну.

450x253  19 KB. Big one: 1500x844  142 KB
Игра, ориентированная на заокеанскую публику, невозможна без пафосной сцены с пафосными военными.

Минус повествования в том, что он уже изложен в предыдущих абзацах – интересных сюжетных ходов уровня книг или хотя бы крепкой видеоигры в нем немного. История еще и раздражает наивностью главного героя, и тем, как часто его застают врасплох: то в плен его угораздит, то в засаду. Все как в Metro 2033, не так ли?

Неуместно выглядят и спонтанные налеты мистики. Речь не о видениях и галлюцинациях – они есть и эти сцены хороши, но помимо них достаточно и спорных эпизодов, наподобие похода к так называемой «реке судьбы». Не скажу, что такой арт-хаус здесь вообще не уместен, но без малейшей попытки объяснить он вызывает одну эмоцию – недоумение.

450x253  9 KB. Big one: 1500x844  68 KB
Несмотря на все усилия Дезмонда, тамплиеры не только дожили до 2033-го, но и наладили какие-то связи в Метро.





Этим обнажается другой недостаток сценария – отсутствие объяснений и мотивации. Все, что напрямую не связано с Артемом, в Last Light происходит просто так, без какой-либо причины. Что движет агрессором в попытках уничтожить народы других станций? Почему люди, помогающие «хорошим», переметнулись на сторону «плохих»? В чем феномен Черных, в конце-то концов?

Не узнаете. Может, в будущих книгах по мотивам, комиксах или других играх франшизы, но не в Last Light. Автор будто забыл, что перед нами игра, а не книга, поэтому прием «прояви воображение» уже не сработает.

450x253  11 KB. Big one: 1500x844  79 KB
В отличие от «красных», фашисты не забыли свои идеалы и продолжают бороться за чистоту нации, истребляя мутировавших людей.

Не обошлось и без обыгрывания острых тем: обнаженные тела, мат, жестокость и насилие, геноцид мирных жителей – табличка «18+» на коробке с игрой полностью соответствует содержанию. И только один вопрос к создателям: неужели нельзя было обойтись без антисоветской пропаганды и практически открытого поливания грязью наших идеалов прошлого?

Можно понять, когда за океаном выпускаются «патриотические» игры о «плохих русских»; можно понять, что издатели Metro ориентируются на западный рынок, и поэтому «хорошими» показаны рейнджеры, а не какие-то дружинники. Но что хотели донести украинские разработчики, делающие игру во вселенной русского писателя, показывая нам лидера «красных» с нацистской внешностью или моральных уродов, называющих себя коммунистами и сжигающих людей заживо?

450x253  14 KB. Big one: 1500x844  87 KB
Так в 2033-м выглядит генеральный секретарь ЦК КПМ, товарищ Москвин. Кто бы мог подумать…

Подпортил впечатление и перевод. Не скажу о роли «Буки» в локализации проекта, но вышло так, что «наша» игра на английском звучит приятнее. Актеры часто орут в микрофон, когда их персонажи должны говорить шепотом, а бандиты напоминают не матерых уголовников, а школьников, пытающихся освоить блатную речь – настолько много в их словах неуместного, натужного мата.

Сюжетная часть получилась неоднозначной. Океаны клюквы и немотивированные фантазии переплетаются с жуткой, но чарующей атмосферой, ощущением обреченности и безысходности. Если абстрагироваться от раздражающих элементов, вжиться в роль и с душевным трепетом переживать каждую сцену, игра подарит незабываемые впечатления, и даже концовка покажется своей личной победой.

Сказка и утопия

Стоит правильно расставить приоритеты: вторая часть Metro – не боевик. У игры столько же общего с жанром «беги и стреляй», как у Assassin’s Creed III непосредственно с ассасинами и искусством скрытных убийств. Интерактивное кино? Теплее. Экскурсия по руинам столицы прямиком из ваших худших кошмаров? В точку.





Оправдываясь за критику сюжета, отмечу, что от штампа «мусор» игру уберегла великолепная работа геймдизайнеров, программистов и звукооператоров. В отличие от сценаристов и авторов диалогов, эти люди знали, что такое качество и как сделать так, чтобы играющий поверил в происходящее.

450x253  13 KB. Big one: 1500x844  98 KB
Композиция «снос башки» за совместным авторством рейнджера Артема и двустволки.

Metro: Last Light – «штучный товар», уникальная игра даже на фоне предшественницы. Это тринадцатичасовое путешествие по мертвой Москве, заброшенным катакомбам и тоннелям, где каждая локация, словно картина выдающегося творца, запоминается особенной архитектурой, эмоциями и атмосферой.

Локации хороши не только с художественной точки зрения, но и особым подходом к игровому процессу. Вы тенью рыскаете за спинами часовых, бесшумно их устраняете и тушите свет, чтобы вас не застукали с поличным. Тьма – ваш друг, ведь игра копирует систему обнаружения из Manhunt: в темных закоулках вы невидимы и враг без фонарика вас не обнаружит.

Роли меняются, когда вы гуляете по затянутым паутиной катакомбам. Теперь вы – жертва, шарахаетесь от каждого шороха, подсвечиваете себе дорогу зажигалкой. Дело не в собственных страхах, а в пауках-мутантах: они живут во тьме, пытаются напасть со спины, но буквально «плавятся» от луча фонарика, поэтому любые источники света – это ваше спасение.

450x253  12 KB. Big one: 1500x844  92 KB
Паучка, как и американскую самоходку Т95, не пробить в лоб, зато свет для него смертелен… как и для Т95.

Еще один пример: уровни на болотах. Подхватив синдром Томми Версетти еще в детстве, Артем не умеет плавать, поэтому не может напрямик подойти к цели, да и чудища морские так и норовят слопать нашего протеже, как только он решит искупаться. И вот вы осторожно ступаете по вязкой земле, переходите по бревнам, стараясь не разбудить беду, затаившуюся в глубинах; несколько неверных шагов, и на вас бежит гигантская креветка, вылезшая на шумок.

Да, не все зоны способны восхитить так сильно. Довольно обыденными вышли подземные уровни, где вы играете в прятки или перестреливаетесь с враждебными людьми. Жилые станции уже не влекут к себе так, как в оригинале, хотя каждая из них проработана до мелочей.

Отдельная похвала ответственным за визуальный ряд. Такое ощущение, будто вся игра спонсирована NVIDIA, чтобы показать передовые возможности современных технологий. Игра не только смотрится лучше и красивее, чем Crysis 3, но и работает как часы даже на средних конфигурациях.

450x253  19 KB. Big one: 1500x844  144 KB
Вид на Кремлевскую стену 2033-го. Снимок не сравнится с тем, как эти кадры выглядят в динамике.





Восхитительную картинку не заметить в закрытых помещениях, где обзор застилает непроглядная тьма, но на поверхности все расцветает новыми красками: бледными, пугающими, но по-своему очаровательными. Чего стоит уровень на Красной площади, где вдали виднеются руины Кремлевской стены и Спасская башня, экран застилают капли дождя, а бушующий ветер поднимает в воздух груды мусора. Кукольные домики Кена Левайна не сравнятся со здешними декорациями.

Благодаря отличной работе с погодными эффектами игра выглядит куда правдоподобнее, чем любой другой проект, хотя и не все получилось идеальным. Мы еще нескоро увидим по-настоящему реалистичный огонь в играх, да и анимация в Metro далеко не уровня Battlefield 3: особенно умиляет, что перед оглушением любой персонаж на мгновение встает по стойке «смирно!».

450x253  21 KB. Big one: 1500x844  180 KB
На фоне Майка Торнтона и Адама Дженсена Артем выделяется зрением а-ля «Чужой». Хотя и дается умение строго по сюжету.

Описание мира будет неполным без упоминания о звуке. Не стану судить о правдоподобности выстрелов, но акустика окружающего мира лишена аналогов в современной индустрии. Вы отчетливо слышите любые шорохи, шелест травы, звуки шагов, рев мутантов и взмахи крыльев парящих демонов.

Все это не только создает неповторимую атмосферу, пугающую больше, чем дурацкое выпрыгивание врагов в Dead Space, но и частично заменяет интерфейс. Над головами врагов нет казуальных индикаторов; степень тревоги часовых выдает характерный звуковой сигнал, а фоновая музыка подсказывает, занята ли охрана вашими поисками или ушла по своим делам.

Кролик и не кролик

В игровой механике изменений не так много. Как и в 2010-м году, вы идете по рельсам (иногда – буквально), наступая на триггеры, активирующие заранее приготовленные для вас сцены и диалоги. Вы не сможете, как в S.T.A.L.K.E.R., столкнуться с непредвиденной ситуацией или поступить нестандартно – уровни линейны, а ответвления незначительны.

Все локации условно делятся на три типа. Первый: мирные станции, где можно пополнить припасы и послушать диалоги, а в особых случаях посмотреть театральное представление или пострелять крыс в тире. Второй: враждебные станции, где вы в стиле Рэмбо или Сэма Фишера расправляетесь с неприятелями-людьми. Третий: земная поверхность, где вы воюете с окружающей средой, собственными страхами и голодными мутантами.

450x253  13 KB. Big one: 1500x844  90 KB
На Театральной лучше никуда не спешить, а досмотреть представление до конца. Ничего личного – просто достижение Steam.

Как и раньше, на поверхность не выйти без противогаза, поэтому всегда стоит запасаться сменными фильтрами и следить, чтобы вашу маску ненароком не разбили в бою – несколько вдохов зараженного воздуха для Артема фатальны. Позирование на фоне радиоактивных отходов также не сулит ничего хорошего – излучение убивает похлеще когтей мутантов.

Арсенал хорошо знаком тем, кто играл в Metro 2033, но, как и тогда, по-настоящему необходимы только дробовик для борьбы с монстрами да автомат с глушителем, чтобы расстреливать лампочки. Оружие поддается модификациям: на автоматы и винтовки ставятся прицелы, улучшенные магазины, глушители; дробовик «заговорит» по-новому, если прикрутить к нему второй ствол. Никуда не делись гранаты, мины и метательные ножи.

В рядах живности произошло несколько рокировок. Появились уже упомянутые пауки и креветки, зато библиотекарей из первой части мы больше не увидим. Неоднозначным нововведением стали битвы с «боссами»; иногда вас замыкают на арене с тварью крупных размеров, а чтобы победить, следует не просто метко стрелять, но и использовать элементы окружения и выбирать правильный момент для атаки.

450x253  16 KB. Big one: 1500x844  133 KB
Вспоминая внешность генсека «красных», насущный вопрос только один: «Мишка, почему ты без балалайки?»

К собирательству на уровнях разработчики подошли творчески. Вы находите папки с чистой бумагой и уже на ней Артем делает заметки, описывая свое мнение об окружающей обстановке и пережитых событиях. Сбор всех страниц подарит памятную отметку в профиль Steam и позволит чуть лучше понять мотивы героя.

Приятно удивили и прочие достижения. Как и в Metro 2033, нас награждают не за всякую банальщину (хотя условия «обезвредь десять растяжек» и остались), а ставят по-настоящему интересные задачи. Пройти уровень без убийств или не получив повреждений, посмотреть все видения, найти тайники на болотах, сыграть на всех музыкальных инструментах. Стало больше секретных наград с неочевидными условиями.

Конец и ответ

Metro: Last Light идет по стопам предшественницы, позволяя увидеть два финала. Но если в Metro 2033 была основная плохая и альтернативная хорошая концовка, и каноничной стала именно плохая, то сейчас все наоборот: основная становится ложной, а альтернативная – истинной.

Разницы между развязками не так много, ведь она затрагивает лишь судьбу главного героя, поэтому вы определите лишь то, закончится ли сюжет хорошо… или очень хорошо. Но чтобы увидеть истинный финальный ролик перед титрами, нужно добиться совпадения многих условий.

450x253  23 KB. Big one: 1500x844  172 KB
С таким дырявым противогазом на поверхности делать нечего – разлетится на ошметки от одного удара монстра, да и защищает хуже.

Полного списка «добрых поступков» в сети еще нет, а те, что есть, вряд ли отражают истинное положение дел. Пока не сказать наверняка, достаточно ли накопить какое-то количество «кармы» или концовка откроется после выполнения строго определенных действий, поэтому ограничусь общими советами по прохождению.

Если кратко, истинность финала зависит от того, как часто вы проявляете милосердие и исследуете ли локации полностью. Разыскивайте нищих на станциях и давайте им патроны, играйте на музыкальных инструментах, спасайте пленных и оглушайте врагов вместо убийств. Все нужные дела сопровождаются специальным сигналом, поэтому наверняка поймете, что повышает репутацию, а что нет.

450x253  13 KB. Big one: 1500x844  87 KB
Шуми не шуми, оглушай не оглушай… но когда наступит время, просто всех перестреляй.

Не исключено, что решающую роль играют конкретные ситуации. Пощадили или нет злодеев по сюжету игры, спасли медведицу от мутантов и увидели ли все видения в мертвом городе. Лучше не убивать крылатого демона на крыше, не тревожить монстров, если есть возможность их обойти. Не забудьте найти все тайники на уровне «Карантин» и вернуть игрушку ребенку на Венеции.

Заключение

Когда три года назад состоялся релиз Metro 2033, игровое сообщество разделилось на тех, кто играл в S.T.A.L.K.E.R. и видел в творении 4A Games его идейного наследника, и тех, кто в S.T.A.L.K.E.R. не играл. Первые разочаровались игрой, не найдя в ней ничего общего с разработками GSC Game World, а вторым Metro пришлась по душе, ведь они приняли игру такой, какой она была.

С оглядкой на триумф Metro: Last Light (да-да, игра получилась отличной, если кто-то еще не понял), можно сделать вполне очевидный вывод: создатели не прогадали, отказавшись от открытого мира в пользу «рельс» – это позволило получше проработать каждый клочок пространства, уделить больше внимания каждой мелочи, каждой сцене.

450x253  17 KB. Big one: 1500x844  127 KB
Если бы не надпись на русском языке, вы бы приняли этот кадр за картинку из Rage.

Для тех, кто сомневается, есть ровно три аргумента, почему стоит пройти Metro Last Light: посмотрите, как уделывают создателей The Darkness на их же поле, показывая грамотное использование влияния света в играх; узнайте, что такое настоящий страх, а не пародия на него, как в последних Dead Space; убедитесь, что руины Москвы выглядят круче, чем тесселированные лягушки в Crysis 3.

Вердикт: лучший геймдизайн, графика и звук последнего времени. Но в следующий раз лучше бы доверили сценарий профессионалам, не страдающим фобией по отношению к истории СССР.

Оценка: 8.8.

Между строк. Свобода в играх – это всегда хорошо. Пусть Last Light и без нее играется отлично, но все же разветвленности в игре не хватает. Только представьте, какой мир можно было бы сделать: сверху опасные и пугающие руины Москвы, под землей сеть разветвленных тоннелей метро и сотни переходов, связующих внешний мир с подземкой. Хочется верить, что это не останется всего лишь мечтой, ведь из текущей концепции разработчики уже выжали максимум.

Виталий Красновид aka Dezintegration

Выражаем благодарность:

  • Компании NVIDIA за предоставленную для обзора игру.


Страницы материала
  • Вступление, нуар XXI века, сказка и утопия, кролик и не кролик, конец и ответ, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал

Комментарии 139 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают