Might & Magic Heroes VI Shades of Darkness: рецензия

17 мая 2013, пятница 00:00

Оглавление

Вступление

У игры «Меч и магия: Герои VI» или, как говорят в народе, «шестых героев» непростая судьба. Проблемы с российским релизом, огромное количество багов и нестабильная работа серверов вышли неслабым ударом по репутации проекта и издателя, а кончина разработчика, не успевшего даже исправить все ошибки оригинала, убивала и без того пошатнувшуюся веру в хорошее.

Для немецкой студии Limbic Entertainment, сменившей у руля обанкротившихся венгров из Black Hole, «Грани тьмы» стали первым серьезным проектом в резюме, не считая наборов DLC с Крэгом Хаком и Сандро. Подробностей о дополнении до его выхода было известно мало, но сейчас можно смело заявить: если это завершающий штрих истории, то он определенно удался.

– Раньше этот мир был куда больше.
– Нет, мир остался прежним. Стало меньше… содержимого.
х/ф «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007)

Не время для черных драконов

Вопреки традиции, позвольте начать рассказ не с описания завязки сюжета, а с оценки уровня сервиса и технического обслуживания. К разработчикам серьезных претензий нет – во время прохождения восьми миссий из двух новых кампаний мне не встретилось ни одного критического бага, хотя никуда не делись и старые болячки: черный экран и зависания при загрузке боя, долгая подгрузка текстур.

Проблема возникла там же, где и полтора года назад, но если тогда у издателей случилась путаница с рабочими ключами для русского региона, то сейчас перепутали дистрибутивы. Смиритесь и примите как данность: в день релиза, второго мая, «Грани тьмы» неоткуда было скачать: в личном кабинете цифрового магазина компании «Бука» были только ключ и ссылка на устаревший клиент версии 1.6.0 безо всяких объяснений, как получить доступ к контенту аддона.

450x253  20 KB. Big one: 1500x844  149 KB
Дополнение встретит вас обновленным меню и заглавной композиций. На этот раз музыка действительно новая, а не компиляция старой.





Как выяснилось позже, «Грани тьмы» – не совсем самостоятельное дополнение; обладателям оригинальных «Героев VI» (а таких подавляющее большинство) достаточно установить специальное обновление 2.1.0 и разблокировать новые кампании вводом ключа. Но этой заплатки до сих пор нет на сайте «Буки», да и через внутриигровой загрузчик она не загружается.

Третьего мая обновление объявилось на официальном сайте игры, поэтому гвардия, уже поигравшая в оригинал, потеряла не так много времени. Тем же, кто решил приобщиться к серии впервые, повезло меньше: лишь спустя несколько дней «Бука» обновила клиент, хотя к этому моменту образы диска и без этого просочились в сеть.

450x253  19 KB. Big one: 1500x844  151 KB
Кат-сцены в бою мы наблюдаем постоянно, как только рукопашник атакует с «удачей». Как и в оригинале, эта «прелесть» неотключаема.

Проблемы только с «цифрой»? Отнюдь. Головную боль получили решительно все, вне зависимости от места покупки. Розничные ключи оказались нерабочими, и только 8 мая «Бука» сообщила об устранении неполадки. Покупатели в Steam временно остались без русской озвучки и доступа к оригинальным кампаниям, несмотря на то, что они были разблокированы.

Если вы активировали «Герои VI» ключом «Буки», то и «Грани тьмы» желательно брать там же, ведь ни зарубежная розница, ни Steam с нашей версией несовместимы. Для России отдельные сервера, а значит, вы не только не сможете поиграть по сети с обладателем международной версии, но и потеряете прогресс прокачки династии и накопленное оружие. На одном сервере будет оригинал со старой прокачкой, на другом дополнение с новой прокачкой, и данные между ними не пересекаются, несмотря на единый аккаунт Uplay.

450x253  17 KB. Big one: 1500x844  124 KB
Некоторые вещи неизменны. Как технические проблемы при запуске серверов, так и уродливые искусительницы в «Героях Меча и Магии».

Большинство из описанных проблем (кроме регионального деления) наверняка будут неактуальны на момент публикации статьи, но не в этом суть. Случай с «Героями VI» наглядно показывает уровень технической поддержки как в нашей стране, так и во всем мире, поэтому хорошенько подумайте: стоит ли делать предварительные заказы, чтобы потом часами просиживать на форумах в поиске решения проблем?

Между «шестыми» и «пятыми»

История шестой части небогата на эпичные сражения, где вершились судьбы целых миров. Противостояние абсолютного Зла с не менее абсолютным Добром осталось в прошлом, а точнее, в будущем, если учесть, что «Герои VI» – это предыстория событий мира Асхан, рассказанных в «Героях Меча и Магии V».

Сценаристы перенесли нас в 564-ый год, за четыре сотни лет до событий «пятых героев». Это времена расцвета Священной Империи Сокола и Второго Затмения, когда люди и их союзники готовились к нашествию демонов из мира Шио, предсказанному в пророчестве.





450x253  20 KB. Big one: 1500x844  158 KB
Перед вами величайшая дизайнерская находка разработчиков – белый туман войны.

Несмотря на очевидную завязку, в центре внимания оказался не вечный конфликт демонов и людей, ведомых ангелами, а персонажи отдельной династии – потомки герцога Вячеслава из рода Грифонов. У каждого был свой путь и собственные союзники: кто-то остался на защите герцогства, другие отправились в изгнание, хотя пути братьев и сестер часто пересекались.

В истории «Героев VI» стало меньше именно меча и магии, на первый план вышли придворные интриги, предательства, расследования и разоблачения. На игровом процессе это не отразилось, ведь методы остались те же – на пути к разгадке любых тайн нас ждали сотни битв с нейтральными армиями, стычки с вражескими героями и осады неприступных городов. А вот сюжету это пошло на пользу – чуть ли не впервые за развитием истории и сюжетными поворотами было интересно наблюдать.

450x253  18 KB. Big one: 1500x844  106 KB
Повелитель демонов словно говорит нам: «вот так выглядела бы графика в игре, выйди она на PlayStation 3».

Один из немногочисленных недостатков повествования – слабая связь с событиями пятой части: конфликт Ангелов и Безликих в Войне Древних, роль героев кампаний в дальнейшей истории мира – все это, на первый взгляд, никак не изменило Асхан, не оставило в нем видимых отпечатков. С таким же успехом можно рассказать еще десять подобных историй с новыми героями и тайными противоборствами.

Создатели «Граней тьмы» исправили это досадное упущение. Новая история состоит из двух глав и служит связующим мостиком между сюжетом шестой и пятой частей серии: одна из них и познакомит нас со старым знакомым, но теперь уже (еще) молодым Раилагом – потомком королевы Туидханы и лидером одного из кланов темных эльфов.

Нам поведают о становлении Лиги Теней, объединении кланов под единым знаменем, поиске нового дома для народа, когда-то изгнанного под землю своими лесными сородичами. Дополнение прольет свет и на нераскрытые тайны «пятых героев», рассказав, каким образом Раилаг обрел демоническую сущность, перевоплотившись в Аграила.

450x253  19 KB. Big one: 1500x844  149 KB
Процесс перестройки города в самом разгаре. Спустя мгновение дымка развеется, обнажив стены города теперь уже Лиги Теней.

Вторая глава посвящена приключениям жнеца Вейна. Это не один из тех жнецов, с которыми сражался капитан Шепард в 2186-м году, здесь речь идет о некроманте, ученике падшего ангела Белкета. Герою предстоит расследовать странную болезнь, поражающую всех, кто обрел послежизнь в культе Королевы Пауков.

История двух кампаний развивается не параллельно, как в оригинале, поэтому сначала стоит пережить приключения детей Грифона, пройти два дополнения с Крэгом Хаком и Сандро и лишь потом браться за «Грани тьмы». Не обойдутся новые главы и без прежних героев: вы вновь встретите отпрысков Вячеслава – Анастасию и Кирилла, и уже упомянутого Сандро, затеявшего свою игру.





О сюжете дополнения вряд ли сложат легенды, но что удалось у Limbic на твердую пятерку, так это персонажи и диалоги. Из уст темноухого Макса Пэйна в облике Раилага так и сыплются философские изречения о жизни с глубинным смыслом. Вейн, прославленный как бессердечный убийца, потерял часть воспоминаний и теперь выглядит забавно на фоне спутников, говоря о чести и справедливости.

450x253  14 KB. Big one: 1500x844  112 KB
Путь крови или слез? С мировоззрением определяйтесь заранее: ступив на одну из дорог, будете потом выбирать из одного варианта ответа.

Дубляж «Буки» впечатления от игры не испортил и даже привнес свой шарм в характеры персонажей, хотя сопоставить его качество с оригиналом трудно ввиду невозможности сменить язык в русской версии. В остальном претензий к переводу нет, если не считать того, что вступительный ролик переведен субтитрами.

Темные уши

Вышедшие в прошлом году наборы дополнений не утолили фанатскую жажду мечей, магии и приключений, а скорее раздразнили полководческий аппетит: ну в самом-то деле, по две миссии на кампанию и одна карта-сценарий – не маловато будет за $10? Хотя дело не столько в ценнике, сколько в обещанных новых фракциях – время шло, а сподвижек все не было.

Шустрее всех на уходящий в Асхан весенний экспресс подоспели темные эльфы. Судя по ранним эскизам, в «Гранях тьмы» им должны были составить компанию светлые собратья, но на их проработку не хватило то ли времени, то ли бюджета. Судьба гномов и магов и вовсе туманна – не исключено, что дополнений для «Героев VI» уже не будет, а значит, и пополнения рядов рас тоже.

450x253  21 KB. Big one: 1500x844  166 KB
Еще не отстроенный замок темных эльфов. Будущему губернатору предстоит немало бумажной работы с подписанием разрешений на строительство.

Помимо кампании с харизматическим лидером Раилагом, Лига Теней стала полноценной расой для мультиплеера и одиночных карт. Если некроманты умели поднимать павших, а наги усиливали физическую атаку и защиту отрядов, то конек подземных обитателей – скрытность. Умение фракции делает один из отрядов невидимым – маскировка дарит возможность ударить без ответа, ощутимую прибавку к урону, а также право на контратаку, если враг окажется на соседней клетке.

Замок со времен пятой части не сильно преобразился, хотя в бестиарии появились интересные новички, а у прежних обитателей изменились умения и атаки. На острие клинка у Лиги Теней ассасины – врожденные невидимки, после улучшения способны отравлять врага ядом. Их общество разбавили ловчие (те же бестии из «пятерки», но уже стрелки, метают чакры) и вестовщики (похожи на злобоглазов, наносят магический урон, позже получают способность ставить на врага метки, повышающие входящий урон).

450x253  32 KB. Big one: 1500x844  282 KB
Слугам Малассы лучше не качать «мастера осад». Вы всегда прошмыгнете за баррикады, так зачем ломать стены, если они уже почти ваши?





Список отборных существ открывают минотавры – типичные «танки» размером четыре клетки, которые научились давать сдачи прежде, чем их ударит противник, даже если он под маскировкой. Рядом обитель мантикор: гибрид льва и скорпиона умеет летать, понижать физическую защиту жертвы при ударе и может раз в три раунда ударить без ответа.

Новобранцами стали Безликие – это еще один парящий «рукопашник», подобно фуриям из «пятерки», всегда атакуют без ответа и после атаки возвращаются обратно. Их продвинутые коллеги, Кукловоды, обучены рассеиванию положительных эффектов и кустарному аналогу «подчинения», дарующему временный контроль над отрядом врага.

450x253  19 KB. Big one: 1500x844  160 KB
Если враг вам по силам, а исцеляющих чар немного, не стоит подвергать риску всю армию – бравые ассасины в одиночку ушатают даже пачку искусных существ. А драконы, они здесь чисто для эстетики.

Замыкают зверинец самые узнаваемые существа, наверное, всей франшизы. Те, без чьего огненного дыхания мы не представляем «Героев Меча и Магии» – черные драконы. По традиции они иммунны от любой магической напасти, хотя их младшие сородичи, теневые драконы, до такой роскоши еще не дослужились.

Вы уже обратили внимание, что три из семи отрядов летают, еще два обладают дистанционной атакой и как минимум один невидим? Помимо этого, у всех без исключения есть умения и способности, позволяющие ударить без ответа. И хотя на фоне других фракция не сильно выделяется, Лига Теней – настоящий бич в осаде неприступных замков и рай для любителей диверсионных тактик.

Герои социальных сетей

В свое время ключевым нововведением «Героев VI» стала интегрированная в игру сеть Conflux и система династий. Это тот же сетевой профиль, где фиксировались достижения и результаты сыгранных баталий, только функций в нем было в разы больше, начиная от энциклопедии существ и до трофейного зала с коллекционными (династическими) артефактами, доступными всем героям.

Если у вас совместимые версии оригинала и «Граней тьмы» (например, обе куплены в Steam или магазине «Буки»), все накопленные достижения будут доступны и в дополнении, а арсенал пополнится новыми видами династического оружия.

450x253  10 KB. Big one: 1500x844  92 KB
Запретный плод всегда слаще? В обеих кампаниях мы играем за воинов, но продолжаем находить магические посохи династии.

Покупателям предзаказа часть династических подарков досталась сразу, остальные добываются в ходе приключений Раилага и Вейна. Среди нового оружия хочется выделить меч, увеличивающий урон от критических ударов на 20%, а также посохи: один позволяет призвать отряд фантомных драконов, другой уменьшает скорость вражеских созданий и дает прибавку к умениям тьмы.

На алтаре пожеланий, где за накопленные в ходе выполнения достижений очки покупаются внутриигровые награды, существенных добавлений не случилось. Зато за баллы Uplay вы, наконец, можете разблокировать пятую ячейку особенностей династии, а также нового питомца – черного дракончика.

Не обошлось без перемен и на стратегической карте. Если вы неудачно распределили умения главного героя, то теперь необязательно начинать кампанию сначала или доигрывать плохо «укомплектованным» персонажем – достаточно найти особую постройку на карте и сбросить изученные умения. Помимо этого, пополнился ряд строений, дарующих временные положительные эффекты.

450x253  26 KB. Big one: 1500x844  189 KB
В своих странствиях вы уже не затеряетесь без компаса – экран выбора миссий отслеживает перемещения героев по Асхану. Такую милую находку, да в «Герои V» бы…

Армию Некрополиса дополнили фантомные драконы. Формально это искусные существа, но они лишены улучшенной версии и не вербуются в замке – несколько таких красавцев мы получим по сюжету в кампании Вейна. Прибавка и в стане нейтральных армий – теперь на картах встречаются теневые пантеры, выделяющиеся маскировкой, как у ассасинов.

В лучшую сторону преобразились миссии кампаний. Стало меньше утомительного выдавливания врага методом захвата одной провинции за другой – теперь больше RPG-карт и заданий с особыми условиями: в одной из глав вы соревнуетесь с конкурирующими кланами, кто первым пройдет испытания и доберется до логова драконов, в другой обороняете город от Альянса Света, устраняя различные угрозы.

Разнообразие игровых ситуаций идет игре на пользу: вот вы проникаете в тылы врага, где скрытно рыщете между вражеских армий, вот воюете с собственными сородичами, темными эльфами, попадаете в земли наг, а под конец на вашем пути оказываются демоны. В каждой миссии расово разный враг, поэтому вы все время заняты поиском оптимальных тактик ведения боя и стратегий победы.

450x253  35 KB. Big one: 1500x844  266 KB
На стратегической карте появились головоломки. Чтобы здесь открыть путь к драконьему кладбищу, достаточно убить всех водных элементалей в округе.

Перебалансированы битвы с вожаками. Теперь вы начинаете бой с фиксированным набором войск, вне зависимости от того, сколько существ вы завербовали на протяжении миссии. Это комплексные сражения, где важно понять алгоритмы атак «боссов» и как от них защищаться, поэтому при должной сноровке можно завершить поединок вовсе без потерь.

К слову: на второй карте кампании Вейна вы найдете драконью утопию. Если зачистите ее, а потом придете туда второй раз через игровой месяц – встретите «необязательного» вожака, дочь Малассы. Уже в этом бою полагайтесь только на те войска, что вы наняли по ходу игры.

450x253  26 KB. Big one: 1500x844  214 KB
Архитектор этой твердыни не знал об уловках ушлых эльфов, иначе построил бы купол над огненными вратами.

Увы, отметить перемены к лучшему получилось не везде. Искусственного интеллекта на стратегической карте по-прежнему нет: такое ощущение, что вражескими героями повелевают простейшие скрипты – они редко занимаются зачисткой окрестностей и сбором ресурсов, а львиную долю времени сидят в своем замке и изредка приходят на захват ваших, строго определенных городов.

Как следствие, большую часть времени вы тратите не на тактическое планирование, поиски способов переиграть или вымотать соперника, а банальное исследование карты, ее зачистку от армий нейтралов, сбор ресурсов и артефактов. Радует лишь обилие побочных квестов и диалогов, так что заскучать вам не дадут. А вот (все еще) отсутствие генератора случайных карт – однозначный промах.

Заключение

Одновременно с выходом «Граней тьмы» в продажу поступило цифровое издание Complete Edition. В него вошли оригинальные «Герои VI», два набора DLC, свежевышедшее дополнение о темных эльфах и все предметы, ранее доступные только при предварительных заказах и в коллекционных версиях игры. Если хотите получить самое полное, самое «золотое» издание «шестерки», берите именно его.

450x253  25 KB. Big one: 1500x844  183 KB
Глядя на роскошные экраны загрузки, сожалеешь об одном – почему в папке с игрой нет аналогичных обоев для рабочего стола?

Безо всяких попыток задеть чувства поклонников классической линейки серии New World Computing, «Меч и Магия: Герои VI» с дополнением «Грани тьмы» – достойнейшее из продолжений и одна из лучших походовых стратегий современности. Волшебный дизайн, инновационная система династий и все такие же ожесточенные схватки гармонично сплелись воедино в творении Ubisoft и нескольких студий разработчиков.

Да, эта часть рождалась в муках, даты релизов оригинала и дополнений неоднократно переносились, а техническая сторона даже после десятка патчей оставляет желать лучшего. Несмотря на все это, «Герои VI» с первого взгляда влюбляют в себя своим шармом, атмосферой, музыкой и продолжают оставаться самой времясжигательной игрой в мире: взявшись за рукоять династического меча однажды, вряд ли остановитесь, пока на земле Асханской снова не воцарится мир.

Вердикт: работа над ошибками, полезные нововведения, востребованные изменения. Именно тот случай, когда дополнение именно дополняет, а не только служит финансовой скважиной для издателя.

Оценка оригинальной игры: 8.8.
Оценка дополнения: 9.1.

Между строк. Сложнее всего в играх оценить атмосферу, ведь одни ее видят, другие нет, третьим она безразлична, а четвертые осуждают первых за то, что этот сложноописуемый словами параметр они ставят превыше игрового процесса и вообще всего остального. Но ведь о Heroes of Might and Magic в целом и «шестых» в частности по-другому не скажешь – одни способны увидеть их очарование, другие нет. С уважением, первый.

Виталий Красновид aka Dezintegration


Страницы материала
  • Вступление, не время для черных драконов, между «шестыми» и «пятыми», темные уши, герои социальных сетей, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал

Комментарии 40 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают