Geforce 6600 в бюджетной системе и сравнение с Geforce 4 Ti4200
Обзор Leadtek A6600 Winfast.
Тестовый стенд и условия тестирования
Качество 2D, разгон.
Результаты тестов: 3D Mark2001 SE Pro b330.
Результаты тестов: 3D Mark2003 b340.
Результаты тестов: 3D Mark2005Pro v1.1.
Результаты тестов: Aquamark3.
Результаты тестов: Quake3 v1.32.
Результаты тестов: DOOM3.
Результаты тестов: Half-Life2.
Результаты тестов: The Chronicles of Riddick.
Результаты тестов: Unreal Tournament 2004.
Личные впечатления.
Ответы на некоторые вопросы.
Выводы.
Введние.
Видеокарты на чипе Geforce 6600 на данный момент не имеют себе равных по соотношению цена/производительность, поэтому чаще всего становятся их обладателями расчетливые пользователи, к данной категории “человеков”:) автор и зачисляет себя. Ну и, как правило, компьютеры у данной категории людей собраны не по последнему слову техники. Поэтому, зная потенциал работы видеокарт собранных на данном чипе в мощных системах, мне, например, было интересно узнать, как же поведет себя данная видеокарта в бюджетной системе.
Итак, я приобрел видеокарту Leadtek A6600 Winfast, кстати, с покупкой данной видеокарты тоже связана целая история. Вообще-то я заказывал видео Palit Daytona 6600, а Leadtek была привезена в другой компьютер, но, по случайности, был заказан вариант с AGP интерфейсом, а на материнской плате разъем PCI-E и Leadtek A6600 Winfast остался на некоторое время без системного блока. Мне же была привезена заказанная мною видеокарта фирмы Palit. Данная видеокарта была на 22 доллара дешевле сегодняшнего героя и поэтому мой выбор пал именно на нее. Видеокарта имела на борту 128 мегабайт 4 наносекундной памяти, что соответствовало работе на 500 мегагерцах и соответственно частоты видео были 300/500, увидев сие, я был несколько разочарован, но неприятности на этом не закончились. После того как видеокарта была принесена домой и установлена в системный блок, автору этих строк захотелось протестировать ее в тестовых и игровых приложениях, но секунд через 10 после запуска любого теста компьютер намертво зависал. Ну, китайцы, подумал я, снял быстренько кулер с чипа видеокарты и радиатор с моста HSI и перемазал все пастой КПТ-8, кстати, родной термоинтерфейс по виду было не отличить от КПТ-8, смотрите сами.

(кликните по картинке для увеличения)
Как видно с фотографии, наши восточные друзья на термопасте не экономят:).
Итак, после смены термопасты, ситуация нее улучшилась – зависание системы после запуска любого теста видео или игры, шаманские пляски по переустановке драйверов тоже положительного результата не дали. Итак, данная видеокарта была возращена, но, каково было мое удивление, когда Palit Daytona Geforce 6600 без проблем работал в системе на базе CeleronD 2,4 Ггц, т.е. видеокарта здесь не причем. В общем, первая мысль – блок питания не вытягивает, но он у меня на 400 Ватт, а в системе на базе CeleronD 2,4 Ггц всего 300 Ватт. После непродолжительных разбирательств было выяснено, что в данном конкретном случае виновной оказалась материнская плата Soltek 75kav Via KT133A, которая видимо просто не могла достаточно запитать видео через разъем AGP, причем, после отключения всех дополнительных устройств (остался только жесткий диск), нехватка питания проявляла себя не только в виде зависания система, но еще изображение как бы «разлеталось» на полигоны, достаточно интересное зрелище:).
Итак, решение не заставило себя долго ждать – нужна видеокарта с дополнительным разъемом питания, которой и оказалась Leadtek A6600 Winfast.
Обзор Leadtek A6600 Winfast.
Видеокарта попала ко мне даже без пакетика и диска с драйверами, т.е. кроме видеокарты вообще ничего, следовательно, ни о каком описании комплектации и речи быть не может. А выглядит она следующим образом:

(кликните по картинке для увеличения)

(кликните по картинке для увеличения)
На борту видеокарты расположено 8 микросхем памяти Hynix, 4 модуля с лицевой стороны и 4 с обратной, время выборки 3,6нс, что соответствует частоте 550 Мгц (DDR) на которой память и функционирует.

(кликните по картинке для увеличения)
Видеокарта имеет три разъема, один для подключения DVI монитора, один D-Sub 15 pin и TV-out для подключения телевизора.

(кликните по картинке для увеличения)
С обратной стороны платы имеется разъем для подключения дополнительного питания.

(кликните по картинке для увеличения)
Рассмотрим систему охлаждения – на чипе алюминиевый радиатор с вентилятором, с обратной стороны можно лицезреть полоски, которые защищают чип от сколов и остатки термопасты, которая, как и на Palit очень похожа на КПТ-8, но нанесена очень аккуратно, качество полировки радиатора не очень, 6 баллов из 10.

(кликните по картинке для увеличения)
На мосте радиатора HSI тоже имеются защитные полоски, но здесь нанесена не термопаста, а термопрокладка в народе именуемая «липучкой», качество полировки основания такое же как и на радиаторе чипа.

(кликните по картинке для увеличения)
Теперь взглянем на сердце видеокарты – чип Geforce 6600 и заодно сравним его с чипом от Palit. (сверху от Leadtek, а снизу от Palit).

(кликните по картинке для увеличения)

(кликните по картинке для увеличения)
Как видим, надпись нанесенная возле графического чипа видеокарты Palit, *Geforce 6600, что означает знак «*» мне узнать не удалось (может special design for Palit:).
Тестовый стенд и условия тестирования
Как вы уже догадались из названия статьи стенд, на котором будем проводить тестирование видеокарты, будет достаточно слабой конфигурации компьютером. Ну и еще хотелось бы сказать, что любые результаты без сравнения менее интересны, поэтому в качестве «конкурента» была взята видеокарта Palit Daytona Geforce 4Ti4200, так сказать бестселлер былых времен.
Аппаратная часть:
Процессор: Athlon XP 2000+ (133x12,5)
Материнская плата: Soltek 75Kav (Via KT133A)
Память: 768 Мb CL3 SDRAM PC133
Видеокарты: Leadtek Winfast AGP Geforce 6600 (300/550),Palit Daytona Geforce4 Ti4200 64Mb (250/444)
Винчестер: WD 800 JB 80Gb (7200 8Mb)
БП: Q-Tec PSU Dual Fan Gold 400 W
Монитор: SAMSUNG SyncMaster 700 IFT
Программная часть:
ОС: Windows XP Rus Service Pack2, DirectX9.0c, ForceWare 71.89.
Тестовые пакеты:
3D Mark2001 SE Pro b330 менялось только разрешение;
3D Mark2003 b340 настройки по умолчанию для бесплатной версии;
3D Mark2005 v1.1 (только для 6600) менялось только разрешение;
Aquamark3 настройки по умолчаний для бесплатной версии;
Quake3 v1.32 – demo four, без звука, для отключения необходимо ввести s_initsound 0; потом snd_restart, настройки all max.
DOOM3 – demo1, уровни детализации Ultra quality, High Quality;
Half-Life 2 – собственная демка на уровне d_canals, настройки для 6600 DX9.0, для Ti4200 DX8.0, остальные все на максимально возможном уровне;
The Chronicles of Riddick – demo 44, настройки для 6600 PS 2.0, для Ti4200 auto, остальные настройки все на максимально возможном уровне;
Unreal Tournament 2004 – три тестовых сцены botmatch, в каждом из тестовых разрешений результат усреднялся на основе 3 тестовых сцен: dm-rankin, as-convoy, br-colossus. Настройки качества максимальные. Тест проводился при помощи программы BenchemAll.
Для всех тестов анизотропная фильтрация и сглаживание не включалось.
Качество 2D, разгон.
Немного слов о качестве 2D, насколько его можно оценить на мониторе SAMSUNG SyncMaster 700 IFT. У обеих рассматриваемых карт оно было одинаково отличным в разрешении 1152x864x100Hz.
А сейчас о разгоне, на видеокарте Leadtek Geforce 6600 из номинальных 300/550 удалось достичь стабильных частот 440/690, а Palit Daytona Geforce 4Ti4200 из стандартных 250/444 получилось 265/520. При разгоне видеокарты никаких дополнительных модификаций для улучшения охлаждения не производилось, кроме дополнительно установленного 80 мм вентилятора для обдува видеокарты.
Результаты тестов: 3D Mark2001 SE Pro b330.
Тест старый и уже давно используется для тестирования системы в целом, а не только видеокарты.

(кликните по картинке для увеличения)
Как видим высказывания о том, что видеокарты на чипе Geforce 4Ti сбалансированы по производительности чипа и памяти еще раз подтвердились, т.к., хотя по памяти карточка достаточно хорошо разогналась для 4,5нс производства infineon, разгон чипа сложно даже разгоном назвать, так небольшое увеличение:) частоты, поэтому и результаты соответствующие.
А теперь посмотрим в процентном выражении, что мы получим от апгрейда и от разгона.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 9,9% |
18,0% | 25,1% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 1,3% |
7,4% | 10,1% |
Довольно не много, но данный тест был скорее системы в целом, чем видеокарты.
Результаты тестов: 3D Mark2003 b340.
Тест тоже не новенький и тоже успел перейти из разряда тестов видеосистемы к тестам системы в целом, но не в нашем случае:)

(кликните по картинке для увеличения)
В этом тесте замен скачек при разгоне Geforce 6600 даже на таком слабом процессоре. Здесь мы явно видим, что получаем от такого апгрейда, преимущество в тестах насыщенных сложными спецэффектами Geforce 6600 очевидно.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 |
---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 230,2% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 28,9% |
Да здесь преимущество 6600 над Ti4200 действительно впечатляет.
Результаты тестов: 3D Mark2005Pro v1.1.
Самый ресурсоемкий тест на сегодня, его могут пройти только видеокарты, которые аппаратно поддерживают DirectX9.0, поэтому здесь результаты только Geforce 6600.

(кликните по картинке для увеличения)
Сцены данного теста достаточно сложны для видеокарты Geforce 6600 и центральный процессор не является узким местом, поэтому так заметен рост производительности при разгоне видеокарты.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 31,8% |
28,3% | 21,9% |
Результаты тестов: Aquamark3.
Тест насыщен спецэффектами, хотя требователен не только к видеокарте, но и к системе в целом.

(кликните по картинке для увеличения)
И, как следствие этого получаем незначительный рост производительности при разгоне видеокарты.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 |
---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 72,4% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 11,1% |
Результаты тестов: Quake3 v1.32.
Классика, не включить данный тест было бы преступлением.

(кликните по картинке для увеличения)
Рубеж в 160 fps стал пределом для данной системы, в этом, естественно, виновата связка процессор-память, ведь, как известно данная игра очень чувствительна к пропускной способности памяти.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 0,9% |
16,2% | 40,0% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 1,1% |
3,3% | 9,5% |
Поэтому и существенного преимущества 6600 над 4Ti4200 получить здесь не удалось.
Результаты тестов: DOOM3.
Игра, которую ждали все, ждали очень долго, а после выхода все разделились на 2 лагеря: одни с пеной у рта кричали отстой, другие – рулез. Хотя для сегодняшних hi-end систем она не является чем-то сложным, игра все равно очень сильно зависит от мощности системы в целом и центрального процессора в частности, поэтому для нашей системы данная игра еще тот «орешек». Тестирование провел при двух уровнях детализации Ultra quality и High quality.

(кликните по картинке для увеличения)
Вот для чего покупаются новые видеокарты разница в производительности просто огромна, а разгон на Geforce 6600 приносит дивиденды только в максимальном разрешении. По самой игре скажу, что необходимо делать основательный апгрейд системы, т.к., если бегать по коридорам еще можно, но стоит только вступить в бой, как fps падает до отметки 7 кадров в секунду и ниже, причем не зависимо от разрешения, что говорит о слабости связки процессор-память (н-да, в принципе, кто бы сомневался).
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 265,5% |
364,9% | 417,1% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 2,9% |
11,3% | 19,3% |
А теперь взглянем на то же только с настройками High Quality.

(кликните по картинке для увеличения)
Абсолютные числа немного подросли, но все - равно разница между режимами очень мала, а между 1024x768 и 1280x1024 вообще укладывается в погрешность измерений, что в который раз говорит, что для данной видеокарты стенд на котором проходило тестирование является очень слабым.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 218,7% |
350,0% | 412,8% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 1,8% |
12,8% | 22,0% |
В относительном выражении числа практически не поменялись.
Результаты тестов: Half-Life2.
Еще одна игрушка, которая использует все современные технологии в лице DirectX9.0, что не мешает ей довольно шустро (в отличие от Doom3), правда со значительным снижением качества картинки, бегать, даже на Geforce 2 MX400, именно на этой карте я начал проходить вторую часть хита, еще где-то месяцев 8-9 назад, и до сих пор играю, но уже на Geforce 6600.

(кликните по картинке для увеличения)
Пускай Вас не пугает производительность разогнанного варианта 6600, которая оказалась ниже неразогнанного в разрешении 1024х768, просто в данном разрешении очень четко выражена нехватка мощности процессора и разница в 0,21 fps укладывается в погрешность измерений.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 41,2% |
88,7% | 98,9% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | -0,6% |
8,4% | 18,5% |
Вот еще одно подтверждение слабости системы в целом, но о процессорозависимости данной игры говорилось очень много, поэтому остановимся лишь на констатации факта.
Результаты тестов: The Chronicles of Riddick.
А вот этой игрой восхищались все, называли ее киллером дума и хал лайфа вместе взятых. Данная игрушка пришла на PC с приставок, но порт получился очень удачным. The Chronicles of Riddick умеет использовать современные технологии в том числе и PS3.0 VS3.0, но ввиду слабости видеокарты для данных режимов использовались пиксельные и вершинные шейдеры второй версии, а для Geforce 4Ti4200 использовался режим auto.

(кликните по картинке для увеличения)
Ура, товарищи, наконец-то мы встретили игру, которая, являясь одновременно очень красивой, использующей все современные технологии, является достаточно независимой от мощности центрального процессора, естественно в разумных рамках.
Тестируемая видеокарта/режим: | В сравнении с: | 1024х768 | 1280х1024 | 1600х1200 |
---|---|---|---|---|
Geforce6600 (300/550) | Geforce4Ti4200 (250/444) | 110,6% |
119,4% | 169,1% |
Geforce6600 (440/690) | Geforce6600 (300/550) | 25,7% |
30,7% | 33,3% |
Результаты тестов: Unreal Tournament 2004.
Последний тест, возможно следовало бы поместить его после Quake 3, т.к. никаких пиксельных шейдеров, но поместил там где поместил, в общем смотрим. Тестирование данной игры было произведено с помощью пакета для автоматизации тестирования BenchemAll.

(кликните по картинке для увеличения)
Интересная диаграмма, в 1024x768 победителем оказался даже Geforce 4Ti4200:), режим botmach всегда отличался требовательностью к мощи центрального процессора, да желательно от АМД, поэтому пускай Вас не смущают результаты данного теста, особенно для 6600, комментарий здесь один видеокарты хватает в любом из протестированных разрешений плюс погрешность измерений, потому и результаты достаточно странные и узкое место процессор, а вот 4Ti4200 начинает сдавать позиции уже в 1280х1024, хотя надо делать поправку на то, что результат – это среднее арифметическое на основании 3 тестовых сцен, самой процессорозависимой является as-convoy в которой только для разрешения 1600х1200 можно с небольшой натяжкой сказать, что узкое место видеокарта Ti4200, а остальные сцены менее притязательны к мощности процессора и уже в 1280х1024 мощности процессора хватает.
Таблица 11.
Итак, если Вы играете только в эту игру и самого, что ни на есть игрового режима для Вас достаточно, и Вы равнодушны к технологиям улучшения изображения как-то: анизотропная фильтрация и антиалиасинг, то апгрейдить видеокарту нет смысла:)
Личные впечатления.
Итак, для начала объясню, что я хотел сказать данным заголовком, и о чем здесь будет идти речь.
Как показывает практика, в разных играх для комфортной игры нужны разные показатели fps, т.е., например, при средних 25 кадрах в секунду (не говоря уже о 32 в разгоне) можно достаточно комфортно играть в игру The Chronicles of Riddick и, в то же время, при 34 кадрах в секунду в игре Doom3 ни о какой комфортности не может быть и речи, ну да ладно обо всем по порядку. И еще, если не сказано отдельно о режиме, то подразумевается разрешение 1024x768, а остальные настройки по максимуму.
Quake 3 – :) играть можно абсолютно комфортно во всех рассматриваемых режимах на обоих тестируемых картах и апгрейд видео здесь неоправдан, как и системы в целом.
Doom3 – разница при смене видео очень заметна, но комфортная игра возможна только в комнатах с небольшим количеством движущихся механизмов (а их в этой игре предостаточно) и противников максимум 2-3 все зависит от самих монстров, для полностью комфортной игры необходимо следом апгрейдить и процессор с памятью. Смена видео для данной игры оправдана, но стоить задуматься и о апгрейде системы в целом.
Half-Life2 – комфортная игра возможна в подавляющем большинстве уровней, хотя я ее еще до конца не прошел :), но зашел достаточно и заметных подтормаживаний встретил всего пару случаев да и они не сильно мешали процессу наслаждения шедевром. Смена видео на данной системе оправдана, систему можно не менять.
The Chronicles of Riddick – до конца игру пока не прошел, есть дела по важнее:) но зашел тоже прилично, игра классная не только по гемплею, но и по отношению к аппаратным ресурсам, подтормаживаний нигде не было, для нее видео менять однозначно, систему не надо. Ах да не забудьте на 6600 выставить версию пиксельных и вершинных шейдеров 2.0, а то режим 2.0+ несколько тяжеловат, да и разницы в качестве я не заметил.
Unreal Tournament 2004 – при использовании режима 1024x768 видео менять не нужно, процессора тоже хватает с головой для комфортной игры, при условии не очень большого количества ботов (до 8).
Теперь по играм, которые не вошли в статью, но являются достаточно популярными и распространенными.
Painkiller – при смене видеокарты тормоза пропали вообще, т.е. системы хватает, а видеокарту менять.
Need for Speed Underground 2 – при смене видеокарты я увидел действительно красивую игру, т.е. видеокарту менять однозначно, но следует задуматься и о смене связки процессор – память, т.к. небольшие подтормаживания при большом скоплении гоночных машин (режим улица Х) и при выезде на автомагистраль – слегка. Но здесь в отличие от Doom3 подтормаживания абсолютно не напрягают, ну разве, если Вы очень нервный, тогда:)
Теперь немного слов об оправданности разгона 6600 на данной системе, он абсолютно не оправдан :( (хотя у меня видеокарта разогнана до режима в котором проходило тестирование, только чтобы спать спокойно:), даже в The Chronicles of Riddick, где мы видели независимость от процессора на глаз увидеть улучшения для режима 1024x768 не удалось. Но ведь средний fps растет, значит, производительность увеличивается, скажет читатель, и да, и нет, например, в том же думе растут значения fps только за счет того, что увеличивается пиковые значения, т.е. пробегает пехотинец по узенькому коридорчику и в неразогнаном варианте было пусть 90 fps, а в разогнанном 110, но, когда выходить монстр fps уменьшается что в разгоне, что в дефолте до 17 кадров, все упирается в процессор, т.е. производительность среднюю мы увеличили не толку от этого никакого :(.
Прошу не принимать это как агитацию антиразгона, ведь если у вас мощная машина то и разгон принесет больше дивидендов и не только в попугаях.
Ответы на некоторые вопросы.
Вопрос: почему тесты (читай игры) были выбраны самые новые, нет игр по старше, что-то вроде Serious Sam или Return to the castle Wolfenstein.
Ответ: если Вы не играете в новые игры то менять 4Ti на 6600 не надо, производительности первого будет предостаточно.
Вопрос: почему так много говорится о слабости системы, т.е. связки процессор – память и нет тестов в разогнанном режиме процессора.
Ответ: такое планировалось да и сама система работала до этого с видеокартой Geforce 2MX400 с разгоном по шине, но после смены видео его пришлось полностью убрать т.к. компьютер постоянно зависал с 6600, причем не важно, была она разогнана или нет и уходил на перезагрузку с 4Ti. Я в этом виню материнскую плату (блок питания см. выше 400Ватт), ну и немного себя:)
Вопрос: почему 4Ti слабо разогналась, можно было улучшить охлаждение и разогнать лучше.
Ответ: вообще-то данная карта бралась из компьютерного клуба (там все такие) это самая разгоняемая карточка из тех, что побывали у меня (около 6-7 шт.), остальные не разгонялись вообще:(, а выбрать экземпляр другой фирмы не представлялось возможным.
Выводы.
Ну, вот была протестирована современная видеокарта на не очень современной платформе, также для сравнения была протестирована еще и видеокарта Geforce 4Ti4200, это сделано было для того, чтобы результаты тестирования были не очень оторваны от реальности, и было с чем сравнивать.
Целью данной статьи не в коем случае не является агитация к покупке Geforce 6600, при условии что у Вас есть 4Ti4200 или аналог, я например, купил данную видеокарту т.к. до этого у меня была Geforce 2MX400 (кстати, покупался, когда считался лучшим по соотношению цена/производительность), что это такое на сегодняшний день я думаю объяснять не стоит.
Окончательные выводы автор предоставляет читателю построить самостоятельно, благо материала для этого предостаточно.
Всем удачных покупок, апгрейдов, много папугаев, высоких fps, надеюсь, данная статья была и полезной и интересной (ну или хотя бы одно из двух:)
С ув. Колдовский Николай.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают