The Evil Within: рецензия


Оглавление

Жанр
Survival Horror
Разработчик
Tango Gameworks
Издатель
Bethesda Softworks
Издатель в России
СофтКлаб
Платформа
Steam
Дата выхода
14 октября 2014 года

Вступление

Начиная рассказ о The Evil Within, для начала хотел бы поговорить о том, о чем можно поговорить, наверное, с немногими из вас – о творческом поиске.

378x450  30 KB. Big one: 1842x2195  867 KB

Было ли у вас такое, когда вы задумывали что-то, еще не до конца зная, как придете к этому, но уже веря в то, что у вас получится? Было ли так, что вы, несмотря на все неудобства, ограничения и насмешки окружающих, брали и делали то, что нравится лично вам?

Об этом задумались еще Naughty Dog в своей игре Uncharted 3: «Все люди мечтают, но по-разному. Одни грезят ночью в темных закоулках разума, но стоит им проснуться, как мечты их обращаются прахом. Но есть и другие... Те, кто грезит наяву. Опасные люди. Они идут навстречу мечте с открытыми глазами».





450x281  29 KB. Big one: 1440x900  78 KB
Смиритесь. Обрезанный кадр не покинет вас всю игру.

Одним из таких людей является Синдзи Миками. Человек, который изобрел и переизобрел Resident Evil, человек, действительно способный делать что-то новое, находящееся вне стандартных рамок дизайна и понимания. К сожалению, последний до недавнего времени плод его гениальности – шутер Vanquish – смогли оценить только владельцы Xbox 360 и PlayStation 3.

Теперь же, когда игрокам представлена The Evil Within, гениальность Синдзи Миками может оценить человек с любым более-менее современным игровым устройством. Пусть она и не поражает своей новизной, как все тот же Vanquish, и, вопреки заверениям Bethesda, почти не пугает, но усомниться в своем гражданстве не дает совершенно.

450x281  40 KB. Big one: 1440x900  109 KB
При желании, в The Evil Within можно найти очень много цитат из других игр. Здесь, например, процитирован Manhunt 2.

Япона-мама…

О том, что японцы не похожи на прочих обитателей планеты, и именно это выгодно выделяет их на фоне остальных, уже частично упоминалось в рецензии на Metal Gear Rising: Revengeance. Чтобы хорошо делать такие непростые вещи, как ужастики, нужно обладать совершенно специфическим складом ума – недаром лучшие японские проекты в этом жанре на Западе не удалось превзойти никому, независимо от их формата, будь то аниме, кино или игра.

Особенно печально дело было с уже прошлым поколением консолей, за время жизни которых по-настоящему выдающимся ужастиком стала всего одна игра – Siren: Blood Curse. Выдающийся, но уж больно специфичный, и потому далеко не каждому доступный.

450x281  37 KB. Big one: 1440x900  98 KB
Текстуры, может, и не везде четкие, но работа с освещением у id Tech 5 просто потрясающая.

The Evil Within появиться таким, разумеется, не мог, поэтому игра начинается как типичный «западный» ужастик – вы с несколькими напарниками едете в местную психлечебницу посмотреть на то, чем окончилась очередная массовая поножовщина в ее стенах. Начало, больше подходящее следующей части Resident Evil.

А дальше начинается чистая «японщина» – вы видите нечто, совершенно не поддающееся логическому объяснению, и через секунду времени оказываетесь в параллельной реальности без малейшего намека на объяснение того, что с вами произошло и что случится с вами дальше.





450x281  35 KB. Big one: 1440x900  104 KB
Последней игрой, заставлявшей безотрывно смотреть на ржавую металлическую дверь, была, кажется, Doom 3.

Одновременно с этим Миками зачем-то начинает играть на одном поле с первыми частями Silent Hill – игрок почти беззащитен перед лицом надвигающейся угрозы, и единственное, что он может сделать – это спрятаться.

В первые минуты кажется, что эта игра симбиоз худших идей из Resident Evil и Silent Hill: от первой взяты неинтересная завязка сюжета и плоские, будто вообще ненужные, персонажи, а от второй – метод организации игрового процесса, до боли пропитанный ностальгией, но за давностью лет уже не цепляющий.

450x281  24 KB. Big one: 1440x900  73 KB
Потусторонний мир в голове Себастьяна выглядит как приемная психиатрической лечебницы. Так же тихо, пусто и скучно.

Но в какой-то момент, главе, так, на третьей-четвертой, понимаешь, что сравнивать эту игру не то, что с западными «ужастиками» типа Alan Wake, но даже с прозападными, хоть и японскими по происхождению, типа Resident Evil и The Last of Us – подлинное кощунство. Так, как сделан The Evil Within, просто не принято делать на Западе.

Не принято гонять игрока на карачках в поисках связки ключей, не принято лить ему в уши классическую музыку, не принято заставлять его смотреть на сепию и обрезанный кадр, но главное – не принято ни единым словом не объяснять того, что здесь происходит (как, собственно, и полагается true-ужастику).

450x281  30 KB. Big one: 1440x900  84 KB
Принципы выживания здесь те же самые, что и в Resident Evil 4 – целься в голову и все будет хорошо.

Мир настоящий и мир вымышленный здесь так часто сменяют друг друга, что в какой-то момент голова устает за этим следить, и ты уже не можешь с уверенностью сказать, в каком мире находишься. Чего Синдзи Миками и добивался.

На этом месте игру опять хочется сравнить с Silent Hill – ощущение того, что вся окружающая реальность медленно, но верно трещит по швам, автору удалось передать очень хорошо (хотя Team Silent в этом компоненте не выйдет переплюнуть, наверное, никогда).

450x281  23 KB. Big one: 1440x900  66 KB
В начале игры, когда сюжета толком нет, попадающих в кадр живых людей можно сосчитать по пальцам.





… и Магнум-папа

Геймплейно же игра до неприличия похожа на The Last of Us – 80% времени вы двигаетесь на полусогнутых, отвлекаете врагов метанием бутылок и стараетесь заманивать их на всевозможные ловушки, экономя боеприпасы. Которых, кстати, почти никогда нет, и если вдруг попался полный патронташ дроби, знайте – в самом ближайшем будущем он вам пригодится.

Как и творение Naughty Dog, The Evil Within учит максимально грамотно использовать ваши возможности. Есть возможность вколоть лекарство – колите. Есть возможность спрятаться – прячьтесь. Есть возможность прокрасться мимо врага – прокрадывайтесь. Есть возможность убить его бесшумно – убивайте. Пользуйтесь любым шансом, который подкидывает игра – по-другому здесь просто не выжить.

450x281  30 KB. Big one: 1440x900  84 KB
Местная прокачка осуществляется довольно логичным способом – на специальном стуле для лечения электрошоком.

А уж поиграться с зомби здесь дадут вволю. Чтобы в очередной раз не называть название игры, получившей в прошлом году не один десяток наград «Игра года», скажу, что местные уровни чем-то напоминают Deus Ex: есть возможность прокрасться по крыше и опустить висящую лестницу или, например, разбить окно и выпрыгнуть в него.

Вариативность, конечно, не столь велика, но ее достаточно, чтобы понять, что находишься на открытой локации, а не в линейном коридоре. Особенно если учесть, что местные зомби, хоть и больно бьют, интеллектом и скоростью не обезображены, так что при должной сноровке нарезать круги вокруг них можно сколь угодно долго.

450x281  38 KB. Big one: 1440x900  115 KB
Вот такие вот обычные зеркала и служат порталами в параллельный мир.

Но стоит продержаться в игре несколько часов, как происходит трагическая рокировка – вы больше не жертва, теперь вы – охотник. Ощущение, прекрасно переданное в сотнях других игр (из самого недавнего – Betrayer и Dark Souls II), но от того – ничуть не менее цепляющее.

Конечно же, это происходит не сразу, и до этого момента вы не одну сотню раз будете распилены, застрелены или просто забиты, но со временем каждая ваша смерть отольется сладким хрустом шейных позвонков очередного зомби.

450x281  20 KB. Big one: 1440x900  55 KB
Вы, рискну предположить, не знали, но перемещаться в шкафу, где вы прячетесь, тоже можно.





Shinji Mikami Presents

На этом месте правильнее всего было бы сравнить игру с другим недавно вышедшим ужастиком – Alien: Isolation. Но делать это, на мой взгляд, неправильно. У проекта Creative Assembly слишком солидный культурный бэкграунд, и не только в формате кино, поэтому Alien: Isolation стоит рассматривать исключительно через его призму.

В отличие от него, The Evil Within даже сколь-нибудь интересной предысторией не обладает – один гениальный японский труженик ушел на вольные хлеба, оставив игровую общественность в недоумении: что ж он там вырастит? А вырастит он, может, и не потрясающее нечто, но, как минимум, очень неплохое.

450x281  42 KB. Big one: 1440x900  119 KB
Не жалейте на убитых зомби спичек – без кремации, как и в Alone in the Dark, у них есть свойство оживать.

Вырастит то, за что его и любят, а именно – очень интересную и глубоко проработанную механику, уносящую за собой в игру на долгие часы. Но в какой-то момент задумываешься: а не должна ли была вся слава The Last of Us достаться The Evil Within? Ведь работы над последней начались раньше.

Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, и столпом в истории игровой индустрии останется именно The Last of Us. Другое дело, что у нее за последний год появилось какое-то неприличное число подражателей – взять хотя бы Sniper Elite 3.

450x281  40 KB. Big one: 1440x900  116 KB
Дважды подумайте, прежде чем обезвредить очередную ловушку…

Несмотря на это, у The Evil Within получилось сохранить собственное лицо. Это ни в коем случае не драма о желании выжить, взаимопомощи или сострадании. Это просто развлекательный продукт, если такое выражение вообще можно применить к ужастику.

Дело в том, что все эти годы Синдзи Миками делал свою личную, персональную, никем и ничем не ограниченную, подлинно режиссерскую версию Resident Evil 4.

450x281  35 KB. Big one: 1440x900  95 KB
Внимательно следите за фонарем – случайное нажатие на левый стик способно создать вам массу проблем.

Плюс к этому, The Evil Within – вторая большая игра в этом году, сделанная на движке id Tech 5, поэтому за ее визуальный ряд можно быть спокойным.

Те, кто ждал от игры ярких вспышек и гротескной цветовой палитры, как в другом проекте Миками – Shadows of The Damned, могут расслабиться – из ярких цветов здесь только белый.

450x281  31 KB. Big one: 1440x900  88 KB
… ведь кто знает, когда она вам пригодится.

И, как в 2005 году с F.E.A.R., движок здесь – не только хороший способ расплавить вашу новую видеокарту, но и отличный помощник атмосфере игры. Реалистичная кровь, объемный свет, постоянно действующий на нервы своей дерготней, тени, выдающие присутствие зомби, и, конечно же, пугающе детально проработанные монстры.

Неплох и звук. Ничего выдающегося в нем нет, но свою задачу по погружению в мир игры он выполняет. Особенно если учесть, что японцы – едва ли не единственные люди в мире, способные реалистично записать захлебывающегося кровью человека.

450x281  31 KB. Big one: 1440x900  78 KB
Зомби за нами, конечно, много где бегали. Но чтоб с факелами…

А вот другая вещь, которая японцам тоже удается традиционно хорошо – сюжет – сделана в The Evil Within не самым лучшим образом. Не подумайте, сам по себе он не так уж плох. Но у него есть одна большая проблема – он слишком медленно разворачивается, а в первые часы игры, кажется, что его и вовсе нет. Все внимание сосредоточено на геймплее – Миками учит вас играть по правилам своей игры, и ему некогда рассказывать историю.

Все развернется лишь ближе к середине – вам расскажут о главном герое, распутают если не все, то очень многие взаимосвязи и подоплеки сюжета, и, наконец, объяснят, в чем же суть происходящего на экране.

450x281  18 KB. Big one: 1440x900  52 KB
Хотите поиграть в догонялки с зомби, не тратя полоску выносливости? Легко! Просто разбейте два рядом стоящих окна.

Заключение

Кстати, о происходящем на экране. В увлекательном процессе творческого геймдизайнерского поиска можно очень легко забыть о нас с вами, простых игроках. Далеко не каждому будет интересно то, что создатель игры искренне считает правильным.

И чаще всего на эти грабли наступают именно представители Страны восходящего солнца – если, например, Казунори Ямаучи просто потратил на Gran Turismo 5 кучу своего времени и чужих денег, то Хидео Кодзима на протяжении всей Metal Gear Solid 4 старательно убеждал нас в том, что ролик длиннее получаса в видеоигре – абсолютно нормальное явление.

450x281  27 KB. Big one: 1440x900  76 KB
К сожалению, метко запущенная бутылка не вырубает электрическую лампочку. Зато прекрасно вырубает зомби.

Что, впрочем, совершенно не помешало ему в 2008 году собрать своей игрой те же самые 30 «десяток» от западной прессы. The Evil Within же, к сожалению, ничего подобного не светит. Она и прямого столкновения со своим конкурентом, Alien: Isolation, не очень-то выдерживает, что уж говорить о титуле «Игра года».

450x281  23 KB. Big one: 1440x900  66 KB
Если вы хотели узнать, что чувствуют герои бородатых анекдотов про мужа, который застукал жену с любовником, The Evil Within изобразит вам это как ни одна другая игра.

Как бы то ни было, The Evil Within – игра, которую определенно не стоит пропускать. Особенно если вы не видели Resident Evil или Silent Hill до четвертой части включительно. Просто потому, что это настоящий ужастик японской школы – напряженный, атмосферный, разнообразный и детальный. Может, свою главную задачу, а именно – пугать игрока, он выполняет не очень хорошо, но все остальное у него на месте.

450x281  37 KB. Big one: 1440x900  100 KB

Вердикт: Resident Evil 4: Director’s Cut – почти не страшно, без особого смысла, но дико напряженно, очень разнообразно и по-японски дотошно.

Оценка: 8.0 («Отлично»).

Николай Плесовских aka Latendresse



Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
  • Вступление, япона-мама, и Магнум-папа, Shinji Mikami Presents, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал
рейтинг: 4.6 из 5
голосов: 46

Комментарии 26 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают