Betrayer: рецензия
Оглавление
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
Вам никогда не было интересно узнать, что чувствует человек, потерявший зрение? То, что ничего хорошего в этом нет, думаю, понятно и так. У кого-то развиваются комплексы, кто-то впадает в депрессию или того хуже – кончает жизнь самоубийством. Но всех слепых объединяет одно – теряя одно чувство, они замечают, что все остальные заметно обострились. Нос различает неведомые доселе запахи, кожа начинает ощущать малейшие колебания воздуха, а уши становятся почти сонаром.

реклама
Betrayer, хоть и не заставляет вас выкалывать себе глаза, но чувства рождает во многом схожие.

Grave New World
Первое, что поражает в игре – то, насколько мастерски она погружает вас в себя. Начинается всё с малого – вы оказываетесь один на берегу моря, возле разбитого корабля и нескольких поломанных бочек и ящиков с багажом. Вокруг шумит ветер, шелестит трава, а впереди – дорога, уводящая куда-то в неизвестность. Примерно так начинался I Am Alive – вы понимаете, что вы совершенно один на многие километры вокруг и можете рассчитывать только на себя.
Тревожное чувство одиночества – одна-единственная струна из ваших нервов, на которой сыгран протянутый через всю игру тяжелый лейтмотив Betrayer.

Дальше – больше. Вы видите ещё одну параллель с I Am Alive – картинка подается через черно-белый фильтр с очень сильно перекрученным контрастом. И вот здесь необходимо сделать одно важное лирическое отступление – играть в Betrayer есть смысл только в нём. Эффект от него здесь точно такой же, как и в The Saboteur.
Во-первых, скрываются недостатки местного движка (игра выглядит примерно как первый Risen), во-вторых – подчеркивается местная атмосфера (о ней речь пойдет чуть позже, в куда более развернутом виде), и, в-третьих, так банально удобнее – все враги и активные точки подсвечиваются красным, который в черно-белом различим очень хорошо.
реклама

С ходу может показаться, что вы играете в Skyrim-образную поделку: вид из глаз, лук в руках, посередине – компас. Но это лишь первое впечатление. На самом же деле главный геймплейный ориентир Betrayer – это Dishonored. Ввязываться в открытый бой здесь равносильно самоубийству – уложат за пару ударов. Оружие тоже большей частью бесшумное – длинные и короткие луки, арбалеты, нож и томагавк. Есть и огнестрел – дробовой пистолет да мушкет с кремниевым замком. Как и в Dishonored, одиночные враги не представляют собой никакой угрозы – один выстрел из лука в голову и проблема решена.
А теперь представьте себе всё тот же Dishonored, но бесцеремонно выпнутый на просторы всё того же первого Risen – и вы получите почти законченное представление о том, как внутренне устроен Betrayer.

Dark New World
Всё это настолько завораживает, что в Betrayer даже не хочется бегать. Хочется медленно переступать, слушать ветер в кронах деревьев, смотреть на пригибаемую ветром траву – в общем, банально гулять. Эта игра, в лучших традициях серий The Elder Scrolls и Fallout, будит в вас дух исследователя, приключенца, пилигрима, идущего к очередной лесной поляне только потому, что он захотел так сам.

А уж поисследовать здесь вам дадут немало. Сначала вы встретите «Деву в красном», которая заявит, что вам здесь совершенно нечего делать и настоятельно порекомендует повернуть назад.
Спустя ещё записок шесть вы доберетесь до первого местного поселения, где вас встретят лишь несколько пепельных фигур. Становится понятно, что это место окутано какой-то странной тайной, что здесь произошло что-то такое, чего не должно было произойти. Разгадать её (попутно оказав услуги не одному десятку призраков) – и есть наша главная задача.

Спустя ещё некоторое время до вас доходит одна довольно важная деталь – в игре нет озвучки. То есть, вообще нет. Также здесь нет роликов, а фон происходящему обеспечивают многочисленные записки, послания и дневники.
В отдельные моменты Betrayer со всей его нескончаемой писаниной очень хочется представить себе книгой – уж больно многое приходится додумывать самому. Когда в очередной раз читаешь надпись на могильном кресте или записку, рассказывающую неудачную судьбу очередного «покорителя» Нового Света, задумываешься – а чем же я от него отличаюсь? И почему со мной не должно произойти всё то же самое? Эффект погружения в мир просто фантастический.

И тут мы приближаемся к главной причине, по которой в Betrayer, собственно, и стоит играть – это местная атмосфера. На неё работает буквально всё – трехцветная палитра, засвеченная гамма, вид от первого лица, но главное – какого-то невменяемого качества звук.
Ориентиром здесь можно поставить уже Resident Evil 4 – Blackpowder Games, так же как и Capcom, сделали ставку не на музыку, которая «как бы» должна вас воодушевить и настроить на нужный лад, а на сам звук и мир, в котором вы так нежданно-негаданно оказались. Вам почти никто не встречается, вас никто не ведёт за ручку, вам никто не говорит куда идти, только записки подбрасывают. Того, с кем вы могли бы просто поговорить (не говоря уже про то, чтобы взять квест), днем с огнем не сыщешь.
реклама

Но, как у медали есть две стороны, так и в Betrayer есть две противоположные грани – день и ночь. День – это экшен в открытом мире, сильно направленный на стелс. Через пару часов становишься загнанным зверем, настоящим охотником-убийцей – прячешься в тени камней и деревьев, аккуратно прицеливаешься врагу в голову и, ловя момент между ударами собственного сердца, на выдохе, наконец, хладнокровно жмешь на курок.

По-настоящему атмосфера Betrayer раскрывается ночью. Происходит трагическая рокировка – теперь вы не охотник, теперь вы жертва. Враги, в большинстве случаев, появляются в непосредственной близости от вас, а потому – прекрасно вас видят и знают, где вы находитесь, и очень недвусмысленно предлагают к ним присоединиться.
Внешне всё очень напоминает классические ужастики студии Universal – кромешная темень, свет луны сквозь кроны деревьев, блики могильных крестов и сундуков с деньгами вдали и самый минимум посторонних звуков. Атмосферно – не то слово.

Но, несмотря на обилие призраков и скелетов, проект совершенно не ощущается как игра про демонов или нежить. Атмосфера беспокойства и одиночества на протяжении всей игры никуда от вас не уходит, наоборот – местная обстановочка и замогильные крики (которые вам придется слушать нажатием отдельной кнопки) только усиливают этот эффект, заставляя со страшной силой сжимать мышь в руке.

К сожалению, разработчики подпортили ночную часть игры парой обидных несуразиц. Например, чтобы пройти в одну из следующих локаций, вам нужно будет «снять порчу с ворот». Делается это так: ударом колокола (который перед этим вам, разумеется, придется найти) вы вызываете в локации ночь, скачками носитесь по локации в поисках идолов (тех, что изображены на титульном экране), нажимаете кнопочку Х, убиваете пяток набежавших скелетов, тем самым эту порчу снимая, продолжаете искать идолов… и так до тех пор, пока игра не выдаст сообщение что «Ветры развеяли порчу с этих земель», после чего вы бежите обратно в город, снова ударяете по колоколу, вызывая день, и идёте в следующую локацию. И всё бы ничего, вот только вся эта беготня напрочь рушит все впечатления.
Игру, почти полностью состоящую из личных, глубоко персональных переживаний и атмосферного погружения в мир, разработчики в отдельные моменты низводят до бессмысленного нарезания кругов по лесу с отстрелом скелетов.

Just New World
Но через несколько часов, когда вы поймете местные правила до конца, и вау-эффект от ночных скитаний по лесу пройдет, к вам придет довольно неутешительный вывод – несмотря на четко созданную структуру, Betrayer всё-таки сильно ограничен в своём геймплее.
Как уже говорилось, одиночные враги не представляют собой никакой угрозы – один выстрел из лука в голову и можно спокойно идти дальше. Если же врагов несколько, то с 90% вероятностью бой пройдет по следующему сценарию: вы подкрадываетесь, стреляете из мушкета, один враг падает, остальные бегут на вас. Если дело происходит в лесу, начнется перестрелка накоротке, где главным вашим союзником будет пистолет. Если пространство открытое, вы будете отстреливаться из лука, двигаясь стрейфом по диагонали.

Можно начать бой и выстрелом из лука, но эффект от этого будет ровно тот же самый – местный AI на редкость глуп и очень любит читерить, поэтому всё равно вас заметит и всем табуном кинется за вами в погоню (а если понадобится – то и пересечет за вами всю локацию). Бойцы ближнего боя побегут на вас строго по прямой, лучники при стрельбе будут стоять на месте, а особо крепкие бугаи понесутся на вас настолько прямолинейно, что того и гляди заорут в голос «Е-е-е-д-а-а-а!!!». Становится даже как-то непонятно: ты, вроде как, бояться должен, а вместо этого ржешь.
Бои при сходстве со Skyrim на деле оказываются далеко не такими интересными. Частично это сглаживается прекрасной проработкой локаций – всё ландшафты сделаны вручную, позволяя разыграть самые разные варианты боя. Но всё-таки этого недостаточно.

С другой стороны, ничто не играет на атмосферу сильнее, чем бедный геймплей. Вспомните, например, всё тот же Skyrim. Как только дело доходило до драки, вы всегда думали «Чем же мне завалить скелета, чтобы быстрее получить новый уровень? Так, сейчас посмотрим... Ага! Сожжем это ходячее пособие по анатомии!» В такие моменты дух исследования и приключения из головы выветривался напрочь. А если вы об этом не думали, то покорно мирились с тем, что пришлось потратить на заморозку очередного дракона десять минут и центнер капусты. В итоге приходилось выбирать – либо атмосфера, либо манчкинизм.

Ничего этого нет. Вы всегда четко знаете, как нужно действовать в той или иной ситуации и какое оружие против какого противника использовать. Такая вот палка о двух концах.
Заключение
Несмотря на все его достоинства (а также памятуя обо всех его недостатках), рекомендовать Betrayer всем и каждому, как ни прискорбно, нельзя. Игра сделана, мягко говоря, не за большие деньги, и это видно невооруженным глазом – полное отсутствие озвучки, самый минимум анимации и, конечно, вырвиглазный черно-белый фильтр, с которым глаза вытекают на пол, и без которого эта игра лишена смысла.
Но в ней есть то, чего вы никогда не найдёте в Battlefield 4 с его восьмизначным бюджетом – обычных души, старания и абсолютно ручной выделки, пусть она и сводится к брожению по лесу и беседам с призраками.



Разработчики, зная острые углы своей игры, оставили возможность их сгладить, чтобы не повергать в шок неподготовленную публику. Особенно сильно это видно по последнему на момент написания этих строк обновлению – появилась возможность не терять заработанные своим потом и чужой кровью деньги, уменьшить врагам силу ударов и ещё несколько других уступок для тех, кто раньше обходил Betrayer за три километра.
Но запомните: если вы всё это сделаете, смысл играть в него пропадет начисто. Эта игра настолько целостна и закончена, что любое вторжение игрока в такие важные вещи, как баланс и количество бит на пиксель картинки, её просто убивает.

Что удивительно, несмотря на то, что в этом тексте были проведены параллели с очень большим количеством других игр, Betrayer абсолютно не выглядит сборной солянкой, наспех сваренной из сотен элементов других проектов и чужих идей. Blackpowder Games, прекрасно понимая, что делают, сделали ставку на то, чего, при отсутствии таланта, не сделать ни за какие деньги – атмосферу.
По большому счёту, неважно, сколько раз вы умирали от одной и той же шайки скелетов, раз за разом теряя заработанные деньги. Игре можно простить все её недостатки только потому, что она одна такая. Абсолютно некоммерческий продукт, вещь в себе, которая совершенно не стремится понравиться всем и каждому. Приятно знать, что ещё хоть кто-то в этой индустрии по-настоящему знает цену новым впечатлениям.

Вердикт: хардкорное приключение в черно-белом мире, со всеми полагающимися мистическими атрибутами: криками мертвецов в ночи, болтовней с призраками и кучей дневников.
Оценка: 7.0.
- Betrayer: тестирование производительности
Тестирование двадцати восьми видеокарт и шестидесяти трех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы. - Обсуждение выхода игры Betrayer на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила