Sniper Elite 3: рецензия

Оглавление

Жанр
Боевик
Разработчик
Rebellion
Издатель
505 Games
Платформа
Steam
Дата выхода
27 июня 2014 года

Вступление

Лето — отличная пора для отдыха и эмоциональной разрядки. В Бразилии пылают страсти двадцатого чемпионата мира по футболу, в кинотеатрах отгремела премьера новых «Трансформеров», а в игропроме случился локальный апокалипсис в виде сезонных распродаж. Тускловато только с релизами — издатели сами понимают, что «не сезон», и не торопятся выкладывать все карты на стол.

А вот студия Rebellion, сколотившая серию Sniper Elite и кроссовер Aliens vs. Predator, считает иначе и на фоне триумфа сборной Коста-Рики выпускает продолжение своей самой известной серии. Отчаянный поступок или хитрый маркетинговый ход? Наш обзор Sniper Elite 3 не ответит на этот вопрос, зато вы узнаете, стоит ли тратить кусочек лета на эту игру.

— Ты правда уложил трех наемников «Синих светил» одной пулей?
— Да нет, конечно. Третий умер от инфаркта, он не в счет.
«Mass Effect 3» (2012)

Пустынные крысы

Игры о метких стрелках переживают не самые лучшие времена. Дилогия «Воин-призрак» от поляков, больше похожая на снайперскую вариацию Call of Duty и непосредственно Sniper Elite от Rebellion, проделавшая путь от реалистичного симулятора до отстрела толп зомби — вот и весь актив, если не копать глубоко и не интересоваться этим экстравагантным жанром всерьез.





Куда лучше снайперская тематика раскрывается в непрофильных играх. Великолепная миссия в Medal of Honor образца 2010 года, снайперская дуэль в Сталинграде из Call of Duty: World at War, убийство Захаева в Припяти по ходу кампании Modern Warfare — эти фрагменты стали украшением своих игр, но сделать полноценную историю о похождениях бравого снайпера почему-то мало кто решался.

450x253  22 KB. Big one: 1500x844  148 KB
— Сдайте оружие немедленно.
— Я могу сдать тебе только пулю.

Британским разработчикам боязнь ошибок неведома, ведь они уже выпустили заурядную Sniper Elite V2 с единственной интересной находкой в виде рентгена из Mortal Kombat и как минимум спорную дилогию Nazi Zombie Army. В ней вы могли совместно с друзьями отстреливать мертвецов из снайперских винтовок на небольших картах, но скорее всего этого не делали из-за абсурдности самой концепции.

С таким творческим багажом Rebellion и подошла к созданию третьей части Sniper Elite, и, учитывая качество предыдущих проектов, в успех новой игры верилось с трудом. Но никто не раздавал авансов, разработчики сами понимали, что на слово им уже не поверят, поэтому была надежда, что на этот раз к поклонникам прислушаются.

450x253  27 KB. Big one: 1500x844  232 KB
В каждой игре есть функция, которая ни на что не влияет и ничего не дает. В Sniper Elite 3 это перетаскивание трупов.

Игровое сообщество нередко в укор Sniper Elite 3 ставит сходство со второй частью. Речь, скорее всего, о недостатке нововведений, но у русскоязычной аудитории есть и другие поводы для неприязни — вспомним сюжет второй части, где писатели-фантасты Rebellion принуждали нас убивать красноармейцев. К счастью, никто не клялся в достоверности, поэтому инцидент замяли.

На этот раз создатели не стали срывать покровы, а театр боевых действий и вовсе перенесли из немецкого тыла в Северную Африку, где антигитлеровская коалиция сражалась за ресурсы с войсками Оси под командованием «Лиса пустыни» Роммеля. Нам устроят исторический экскурс в истерзанный осадами Тобрук и на горные шельфы Кассерина, а вот сам сюжет останется сочинением по мотивам, а не пересказом хроник.

450x253  12 KB. Big one: 1500x844  96 KB
Загрузку миссий замаскировали тактической картой с разъяснением позиций. В сравнении с текстовыми брифингами — уже прогресс.

История развивается вокруг противостояния британского снайпера Карла Фейрберна (бессменный и бессмертный герой серии, начиная с первой части) и немецкого генерала Валена, присланного Рейхом для работы над секретным проектом «Эпидемия». Впрочем, «развивается» — не то слово: кампания состоит из автономных операций, связанных лишь завязкой.

Гении дедукции сразу проведут параллель с чумой и крысами и узнают то, на что протагонист потратит шесть миссий из восьми, а именно, что речь идет о сверхтяжелом танке Landkreuzer P. 1000 Ratte, который в действительности разрабатывался в период Второй Мировой, но его проект так и остался на бумаге. В игре мы увидим этого монстра воочию, но любителей клюквы расстрою — сразиться с ним снайперу не дадут.





450x253  16 KB. Big one: 1500x844  97 KB
Главный злодей всегда должен сделать три вещи: встретиться с главным героем, рассказать ему о своих планах и позволить уйти.

В этом сценарии нет ни драмы, ни литров выливающегося на экран пафоса и ни единого намека на блокбастер с эффектами, как в последнем Wolfenstein. Во всем царит минимализм. Будучи аркадной от начала и до предпоследней сложности, игра неожиданно показывает честный взгляд на войну, где нет актеров, отпускающих красивые фразы, а только солдаты, исполняющие свой долг.

Один из показательных эпизодов повествования — гибель боевого товарища. Создатели не пытаются драматизировать, нагнетать обстановку и делать из этого трагедию. Герой игры не закатывает истерики, как его коллега из Company of Heroes 2, думает в первую очередь о выполнении задач командования и уже потом воздает минимальные почести павшему. Такой подход к подаче достоин уважения.

450x253  15 KB. Big one: 1500x844  112 KB
Если вы собираетесь захватить мир, обязательно запишите план его порабощения на видео. Ну какая вероятность, что оно попадет не в те руки?

Не исключено, что подобное настроение задает дубляж: герои выражаются сдержанно, без перехода на повышенные тона. А вот озвучка врагов не удалась. Причем буквально — нет её и всё тут. Не считая скриптовых диалогов, сторонники Гитлера разговаривают на немецком и итальянском, то есть на родных для себя языках, так что заявление «Буки» о выходе полной русской версии — не совсем правда.

Стоило бы написать о музыке, но нечего. Большую часть времени вы наслаждаетесь топотом героя и его очень громким дыханием, когда смотрите в прицел винтовки. Эту симфонию нарушают фоновые звуки, оповещающие об опасности или убийстве врага, но раздражителями их назвать сложно.

Сафари и Тигры

Ахиллесовой пятой второй части был не столько провокационный сценарий, сколько непродуманный дизайн уровней. Представьте узкие улочки и полуразрушенные дома Берлина, окруженные непреодолимыми преградами в виде развалин или колючей проволоки. По единственной тропинке маршировал неприятель, а вам нужно было либо проскочить мимо, либо всех перестрелять.

В Sniper Elite 3 акцент сделали на свободу. Это по-прежнему не Delta Force с её километровыми открытыми пространствами вокруг зоны операции, но уже можно выбирать направления атаки, обходить скопления противников и держать врага на расстоянии, а не ползать на четвереньках в метре от патрулей.

450x253  14 KB. Big one: 1500x844  98 KB
Что такое сюрреализм? Это когда бинокль, определяющий психологическое состояние человека, изобретается раньше снайперской винтовки с глушителем.





Полностью переделали механизм обнаружения. Если раньше первый же выстрел ставил на уши всю округу и враги знали ваше точное местонахождение, даже если не видели момент выстрела, то теперь ИИ стал правдоподобнее. Первый выстрел: враги понимают, что что-то тут не так и либо бегут на шум, либо прячутся за укрытиями. Второй: противник засек вашу позицию и отправил туда карательный отряд.

Если пальнуть еще раз, нацисты ответят тем же, поэтому стоит менять позицию в идеале после каждого нарушения спокойствия. Отбежали на двадцать метров от места стрельбы — индикатор обнаружения сбросится до «нулевой» отметки. Можно сыграть еще элегантнее, маскируя звуки под шум окружения (выстрел пушки, пролетающий в небе самолет), но такие возможности есть не на всех картах.

450x253  19 KB. Big one: 1500x844  143 KB
Камни, кремень и огниво занимают второе место по шкале бесполезности после перетаскивания тел. Зачем отвлекать солдат, когда есть пистолет с глушителем?

Эти изменения дали зеленый свет войне на истребление. Достаточно стрелять с безопасного расстояния, своевременно менять позицию, и враг ни разу вас не обнаружит. В какой-то мере это недоработка механики поведения врагов: увидев труп, солдат посмотрит по сторонам и пойдет дальше, как ни в чем не бывало. О вызове подкреплений и поднятии тревоги даже речи быть не может.

С другой стороны, карты как в Crysis 3 позволили отыгрывать пацифиста. Теперь легче прокрасться за спинами у врагов, не устранять никого, кроме целей операции и успешно слинять, но такой стиль лишен всякого смысла — вы же не Брюс Уэйн в костюме Бэтмена и сражаетесь не против полицейских.

450x253  18 KB. Big one: 1500x844  140 KB
Снайпер изрядно рискует, орудуя ножом и кулаками, но несколько раз за игру судьба забросит нас туда, где дистанция не помощник.

Ну а если серьезно, к зачистке всей карты нас подталкивает система рангов. Прохождение на очки кануло в лету, отныне убийства и прочие полезные действия поощряются опытом. Перещелкали пару дивизий солдат, разнесли склад боеприпасов — получите гранатомет к началу пятой миссии, а не седьмой.

Между строк: странные приоритеты. Парадокс этой механики в том, что поощряется стрельба именно из винтовки: за упрощения вроде задержки дыхания или пометки целей дается дополнительный опыт, а бесшумные убийства в рукопашной или из пистолета с глушителем приносят копейки, хотя по логике вещей сближение с противником — больший риск для снайпера и он должен вознаграждаться.

450x253  15 KB. Big one: 1500x844  134 KB
Разработчики вновь позволят уничтожить «Тигр» выстрелами из винтовки, но при встрече с техникой лучше использовать фугас.

Карьерному росту способствуют и побочные задания. Часть из них выдадут автоматически, другие появляются по мере приближения к важному объекту или персоне. Есть даже секретные поручения: попробуйте-ка найти и убить генерала в ущелье Халфайи или подстроить несчастный случай офицеру в Сиве.





Увеличение территорий не сказалось на их насыщенности. Игра избавилась от оглядок на Wolfenstein, поэтому вместо золотых слитков мы разыскиваем дневники и коллекционные игральные карты. На вышках и холмах расположены специальные снайперские позиции, и их обнаружение (как и убийства на сверхвысокой дистанции) не только приносит опыт, но и способствует прохождению кампании на 100%.

Снайпер бьет издалека

Поводом для гордости у разработчиков серии всегда была реалистичная баллистика, и эта часть не стала исключением. У оружия чувствуется отдача, пули правильно взаимодействуют с объектами, а при стрельбе на дальние дистанции учитывается расстояние до цели и сила ветра. Сложность настраивается как угодно: от аркады, где пули летят по прямой, до полного отключения помощи и навигации.

450x253  29 KB. Big one: 1500x844  222 KB
Снайперские позиции удивительны тем, что не дают ровно никаких преимуществ ни в стрельбе, ни в маскировке. Враг все равно раскроет лежбище после третьего выстрела.

Остался знакомый датчик сердцебиения, отвечающий за способность стабилизировать прицел: после марш-броска вы не сможете быстро выхватить винтовку и метко выстрелить на двести метров: стоит ждать, пока дыхание придет в норму. Остального арсенала эти ограничения не касаются, но он почти и не используется из-за слишком малой дальности и кучности стрельбы.

Систему X-Ray Kill Cam, следуя завету «не чини то, что не сломано», перенесли в триквел с незначительными изменениями. Меткие попадания сопровождаются эффектной демонстрацией полета пули, прошивающей внутренние органы жертвы. В Sniper Elite 3 «рентген» стал еще детализированнее, этот же эффект отныне сопровождает выстрелы по взрывчатке и технике.

450x253  11 KB. Big one: 1500x844  64 KB
Первые семьдесят раз такие кадры выглядят зрелищно, но к концу второй миссии X-Ray меня уже изрядно утомил.

Выполнить боевые задачи поможет не только подруга-винтовка, но и целая сумка передовых на то время устройств. Растяжки, фугасы, выпрыгивающие мины, гранаты, динамит — все эти вещи позволяют создать на поле боя аналоги шахматных этюдов: заминировать свою позицию и спровоцировать патрульных, заложить фугасы на маршруте танковой колонны или закрепить растяжку в узком проеме.

Использование ловушек повышает самооценку, но на этом их преимущества заканчиваются. Виной всему та самая прокачка, поощряющая только стрельбу. Благо, всё снаряжение открывается быстро, а набор дальнейших рангов дивидендов не приносит, поэтому бороться за каждую кроху опыта не стоит. По традиции, перед миссией настраивается выкладка, но снаряжение можно пополнять и в полевых условиях.

450x253  22 KB. Big one: 1500x844  170 KB
Клише компьютерных игр. Заметка #34. Если кто-то из врагов и выкрикивает «Осторожно, мина!», то исключительно в тех случаях, когда этот возглас уже ни на что не влияет.

Помимо сюжетной кампании, в Sniper Elite 3 доступен и мультиплеер, но он здесь специфичен. Если «Бой насмерть» проходит по привычным для Deathmatch правилам, то в «Короле расстояний» учитывается исключительно дистанция убийства или совокупность расстояния лучших выстрелов, если играете в команде. Самое необычное соревнование — «Без контакта»: в нём обе команды разделены непреодолимым препятствием и перестреливаются на большие расстояния.

Лучше соревновательных режимов только кооператив. К вашим услугам совместное прохождение кампании и битвы на выживание, где вы вдвоем (или в одиночку) отражаете атаки врагов, нападающих волнами. В наличии и популярная забава из второй части «Двойка», в ходе которой один человек исполняет роль наводчика и помечает цели, а другой их устраняет.

450x253  27 KB. Big one: 1500x844  201 KB
Игра не сделала технологический скачок относительно второй части, но за счет ярких красок и освещения стала выглядеть лучше.

Оценить визуальный ряд вы можете и сами: игра радует глаз живописными локациями и улучшенной со времен предшественницы детализацией, правда, встречаются и недоработки вроде застревания трупов в текстурах или вот такого. По этой же причине я редко использовал динамит — его трудно было подорвать, потому что он проваливался в песок. Зато оптимизация выше всяких похвал — Sniper Elite 3 стала ярче и красивее, а кушает мало, как и вторая часть.

На заметку: разработчики отшлифовали не только техническую сторону, но и игровую. Больше нет консольного прилипания к укрытиям, регенерация здоровья стала частичной, а на смену контрольным точкам пришло быстрое сохранение. Не хватает лишь настройки угла обзора (спина персонажа слишком близко к камере), но даже такой набор привилегий кажется праздником в стане любителей ПК.

Убить Билла-2

Расправа над Гитлером постепенно становится визитной карточкой Sniper Elite. В прошлый раз мы выслеживали фюрера в самом сердце нацистской Германии, не удастся ему уйти от возмездия и в новой части серии. Несмотря на то, что задание «Охота за Серым Волком» короче большинства из операций кампании, это один из лучших эпизодов проекта, и как жаль, что его вновь не включили в основную игру.

450x253  22 KB. Big one: 1500x844  161 KB
Первая попытка покушения закончилась неудачно. Кто ж знал, что у немцев опять появится зрение Чужих, и они смогут видеть героя сквозь стены?

По легенде миссии рейхсканцлер прибывает в захваченный немцами Тобрук, но, вопреки показанному в роликах, суть задачи не сведётся к вычислению его персоны среди толпы двойников. Достаточно проникнуть в город, собрать заметки немецких офицеров о фюрере и занять позицию, после чего ликвидировать цель.

Самая интересная часть операции — устранение, где предусмотрено целых семь способов убийств, от выстрела в бензобак автомобиля до имитации несчастного случая. Важно не забыть о путях отхода и расставить ловушки: оставшиеся в городе немцы не простят гибель своего лидера и попробуют вас убить.

Заключение

Запустив Sniper Elite V2 после пятнадцатичасового свидания с её наследницей, я увидел монстра Франкенштейна. Его угрюмость выражали обесцвеченные руины Берлина, его немощность — топорное управление и неудобное меню выбора гаджетов, а безысходность — однородные уровни без возможности завернуть за угол, и мельком возник вопрос: это третья часть так хороша, или настолько плоха вторая?

Всё субъективно, но скорее первое, поскольку Sniper Elite 3 — одна из редких игр этого года, после прохождения которой не против добавки в виде DLC. При ясном понимании, что перед нами не шедевр, при учете всех недостатков и отсутствии революционных нововведений — играть интересно, и этот довод нечем парировать. Сезонный абонемент уже в списке желаемого, осталось дождаться хорошей скидки.

450x253  23 KB. Big one: 1500x844  148 KB

Похоже, британцы таки нащупали путь к успеху, создав одну из лучших игр в необычном жанре «боевик про снайперов». Остается надеяться, что они не остановятся на достигнутом, и следующие части порадуют нас не только вариативностью, но и нелинейностью миссий. Если считать Sniper Elite 3 тестовым полигоном открытых пространств, то эти учения прошли успешно.

Вердикт: снайпер бьет издалека, но всегда наверняка. Эта поговорка не применима к разработчикам Sniper Elite, но после череды осечек Rebellion, похоже, таки поразили цель.

Оценка: 7.9 («Хорошо»).

P.S. Если бы это был конец года, то игре Sniper Elite 3 можно было бы выдать специальную награду за исключительную оптимизацию.

Виталий Красновид aka Dezintegration

Выражаем благодарность:

  • Компании Бука за предоставленный для игры ключ.



Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
  • Вступление, пустынные крысы, сафари и Тигры, снайпер бьет издалека, убить Билла-2, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал
рейтинг: 4.3 из 5
голосов: 34

Комментарии 10 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают