Sniper Elite 3: рецензия
Оглавление
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
Лето — отличная пора для отдыха и эмоциональной разрядки. В Бразилии пылают страсти двадцатого чемпионата мира по футболу, в кинотеатрах отгремела премьера новых «Трансформеров», а в игропроме случился локальный апокалипсис в виде сезонных распродаж. Тускловато только с релизами — издатели сами понимают, что «не сезон», и не торопятся выкладывать все карты на стол.
А вот студия Rebellion, сколотившая серию Sniper Elite и кроссовер Aliens vs. Predator, считает иначе и на фоне триумфа сборной Коста-Рики выпускает продолжение своей самой известной серии. Отчаянный поступок или хитрый маркетинговый ход? Наш обзор Sniper Elite 3 не ответит на этот вопрос, зато вы узнаете, стоит ли тратить кусочек лета на эту игру.
реклама
— Да нет, конечно. Третий умер от инфаркта, он не в счет.
«Mass Effect 3» (2012)
Пустынные крысы
Игры о метких стрелках переживают не самые лучшие времена. Дилогия «Воин-призрак» от поляков, больше похожая на снайперскую вариацию Call of Duty и непосредственно Sniper Elite от Rebellion, проделавшая путь от реалистичного симулятора до отстрела толп зомби — вот и весь актив, если не копать глубоко и не интересоваться этим экстравагантным жанром всерьез.
Куда лучше снайперская тематика раскрывается в непрофильных играх. Великолепная миссия в Medal of Honor образца 2010 года, снайперская дуэль в Сталинграде из Call of Duty: World at War, убийство Захаева в Припяти по ходу кампании Modern Warfare — эти фрагменты стали украшением своих игр, но сделать полноценную историю о похождениях бравого снайпера почему-то мало кто решался.

— Я могу сдать тебе только пулю.
Британским разработчикам боязнь ошибок неведома, ведь они уже выпустили заурядную Sniper Elite V2 с единственной интересной находкой в виде рентгена из Mortal Kombat и как минимум спорную дилогию Nazi Zombie Army. В ней вы могли совместно с друзьями отстреливать мертвецов из снайперских винтовок на небольших картах, но скорее всего этого не делали из-за абсурдности самой концепции.
С таким творческим багажом Rebellion и подошла к созданию третьей части Sniper Elite, и, учитывая качество предыдущих проектов, в успех новой игры верилось с трудом. Но никто не раздавал авансов, разработчики сами понимали, что на слово им уже не поверят, поэтому была надежда, что на этот раз к поклонникам прислушаются.

реклама
Игровое сообщество нередко в укор Sniper Elite 3 ставит сходство со второй частью. Речь, скорее всего, о недостатке нововведений, но у русскоязычной аудитории есть и другие поводы для неприязни — вспомним сюжет второй части, где писатели-фантасты Rebellion принуждали нас убивать красноармейцев. К счастью, никто не клялся в достоверности, поэтому инцидент замяли.
На этот раз создатели не стали срывать покровы, а театр боевых действий и вовсе перенесли из немецкого тыла в Северную Африку, где антигитлеровская коалиция сражалась за ресурсы с войсками Оси под командованием «Лиса пустыни» Роммеля. Нам устроят исторический экскурс в истерзанный осадами Тобрук и на горные шельфы Кассерина, а вот сам сюжет останется сочинением по мотивам, а не пересказом хроник.

История развивается вокруг противостояния британского снайпера Карла Фейрберна (бессменный и бессмертный герой серии, начиная с первой части) и немецкого генерала Валена, присланного Рейхом для работы над секретным проектом «Эпидемия». Впрочем, «развивается» — не то слово: кампания состоит из автономных операций, связанных лишь завязкой.
Гении дедукции сразу проведут параллель с чумой и крысами и узнают то, на что протагонист потратит шесть миссий из восьми, а именно, что речь идет о сверхтяжелом танке Landkreuzer P. 1000 Ratte, который в действительности разрабатывался в период Второй Мировой, но его проект так и остался на бумаге. В игре мы увидим этого монстра воочию, но любителей клюквы расстрою — сразиться с ним снайперу не дадут.

В этом сценарии нет ни драмы, ни литров выливающегося на экран пафоса и ни единого намека на блокбастер с эффектами, как в последнем Wolfenstein. Во всем царит минимализм. Будучи аркадной от начала и до предпоследней сложности, игра неожиданно показывает честный взгляд на войну, где нет актеров, отпускающих красивые фразы, а только солдаты, исполняющие свой долг.
Один из показательных эпизодов повествования — гибель боевого товарища. Создатели не пытаются драматизировать, нагнетать обстановку и делать из этого трагедию. Герой игры не закатывает истерики, как его коллега из Company of Heroes 2, думает в первую очередь о выполнении задач командования и уже потом воздает минимальные почести павшему. Такой подход к подаче достоин уважения.

Не исключено, что подобное настроение задает дубляж: герои выражаются сдержанно, без перехода на повышенные тона. А вот озвучка врагов не удалась. Причем буквально — нет её и всё тут. Не считая скриптовых диалогов, сторонники Гитлера разговаривают на немецком и итальянском, то есть на родных для себя языках, так что заявление «Буки» о выходе полной русской версии — не совсем правда.
Стоило бы написать о музыке, но нечего. Большую часть времени вы наслаждаетесь топотом героя и его очень громким дыханием, когда смотрите в прицел винтовки. Эту симфонию нарушают фоновые звуки, оповещающие об опасности или убийстве врага, но раздражителями их назвать сложно.
Сафари и Тигры
Ахиллесовой пятой второй части был не столько провокационный сценарий, сколько непродуманный дизайн уровней. Представьте узкие улочки и полуразрушенные дома Берлина, окруженные непреодолимыми преградами в виде развалин или колючей проволоки. По единственной тропинке маршировал неприятель, а вам нужно было либо проскочить мимо, либо всех перестрелять.
В Sniper Elite 3 акцент сделали на свободу. Это по-прежнему не Delta Force с её километровыми открытыми пространствами вокруг зоны операции, но уже можно выбирать направления атаки, обходить скопления противников и держать врага на расстоянии, а не ползать на четвереньках в метре от патрулей.

реклама
Полностью переделали механизм обнаружения. Если раньше первый же выстрел ставил на уши всю округу и враги знали ваше точное местонахождение, даже если не видели момент выстрела, то теперь ИИ стал правдоподобнее. Первый выстрел: враги понимают, что что-то тут не так и либо бегут на шум, либо прячутся за укрытиями. Второй: противник засек вашу позицию и отправил туда карательный отряд.
Если пальнуть еще раз, нацисты ответят тем же, поэтому стоит менять позицию в идеале после каждого нарушения спокойствия. Отбежали на двадцать метров от места стрельбы — индикатор обнаружения сбросится до «нулевой» отметки. Можно сыграть еще элегантнее, маскируя звуки под шум окружения (выстрел пушки, пролетающий в небе самолет), но такие возможности есть не на всех картах.

Эти изменения дали зеленый свет войне на истребление. Достаточно стрелять с безопасного расстояния, своевременно менять позицию, и враг ни разу вас не обнаружит. В какой-то мере это недоработка механики поведения врагов: увидев труп, солдат посмотрит по сторонам и пойдет дальше, как ни в чем не бывало. О вызове подкреплений и поднятии тревоги даже речи быть не может.
С другой стороны, карты как в Crysis 3 позволили отыгрывать пацифиста. Теперь легче прокрасться за спинами у врагов, не устранять никого, кроме целей операции и успешно слинять, но такой стиль лишен всякого смысла — вы же не Брюс Уэйн в костюме Бэтмена и сражаетесь не против полицейских.

Ну а если серьезно, к зачистке всей карты нас подталкивает система рангов. Прохождение на очки кануло в лету, отныне убийства и прочие полезные действия поощряются опытом. Перещелкали пару дивизий солдат, разнесли склад боеприпасов — получите гранатомет к началу пятой миссии, а не седьмой.
Между строк: странные приоритеты. Парадокс этой механики в том, что поощряется стрельба именно из винтовки: за упрощения вроде задержки дыхания или пометки целей дается дополнительный опыт, а бесшумные убийства в рукопашной или из пистолета с глушителем приносят копейки, хотя по логике вещей сближение с противником — больший риск для снайпера и он должен вознаграждаться.

Карьерному росту способствуют и побочные задания. Часть из них выдадут автоматически, другие появляются по мере приближения к важному объекту или персоне. Есть даже секретные поручения: попробуйте-ка найти и убить генерала в ущелье Халфайи или подстроить несчастный случай офицеру в Сиве.
Увеличение территорий не сказалось на их насыщенности. Игра избавилась от оглядок на Wolfenstein, поэтому вместо золотых слитков мы разыскиваем дневники и коллекционные игральные карты. На вышках и холмах расположены специальные снайперские позиции, и их обнаружение (как и убийства на сверхвысокой дистанции) не только приносит опыт, но и способствует прохождению кампании на 100%.
Снайпер бьет издалека
Поводом для гордости у разработчиков серии всегда была реалистичная баллистика, и эта часть не стала исключением. У оружия чувствуется отдача, пули правильно взаимодействуют с объектами, а при стрельбе на дальние дистанции учитывается расстояние до цели и сила ветра. Сложность настраивается как угодно: от аркады, где пули летят по прямой, до полного отключения помощи и навигации.

Остался знакомый датчик сердцебиения, отвечающий за способность стабилизировать прицел: после марш-броска вы не сможете быстро выхватить винтовку и метко выстрелить на двести метров: стоит ждать, пока дыхание придет в норму. Остального арсенала эти ограничения не касаются, но он почти и не используется из-за слишком малой дальности и кучности стрельбы.
Систему X-Ray Kill Cam, следуя завету «не чини то, что не сломано», перенесли в триквел с незначительными изменениями. Меткие попадания сопровождаются эффектной демонстрацией полета пули, прошивающей внутренние органы жертвы. В Sniper Elite 3 «рентген» стал еще детализированнее, этот же эффект отныне сопровождает выстрелы по взрывчатке и технике.

Выполнить боевые задачи поможет не только подруга-винтовка, но и целая сумка передовых на то время устройств. Растяжки, фугасы, выпрыгивающие мины, гранаты, динамит — все эти вещи позволяют создать на поле боя аналоги шахматных этюдов: заминировать свою позицию и спровоцировать патрульных, заложить фугасы на маршруте танковой колонны или закрепить растяжку в узком проеме.
Использование ловушек повышает самооценку, но на этом их преимущества заканчиваются. Виной всему та самая прокачка, поощряющая только стрельбу. Благо, всё снаряжение открывается быстро, а набор дальнейших рангов дивидендов не приносит, поэтому бороться за каждую кроху опыта не стоит. По традиции, перед миссией настраивается выкладка, но снаряжение можно пополнять и в полевых условиях.

Помимо сюжетной кампании, в Sniper Elite 3 доступен и мультиплеер, но он здесь специфичен. Если «Бой насмерть» проходит по привычным для Deathmatch правилам, то в «Короле расстояний» учитывается исключительно дистанция убийства или совокупность расстояния лучших выстрелов, если играете в команде. Самое необычное соревнование — «Без контакта»: в нём обе команды разделены непреодолимым препятствием и перестреливаются на большие расстояния.
Лучше соревновательных режимов только кооператив. К вашим услугам совместное прохождение кампании и битвы на выживание, где вы вдвоем (или в одиночку) отражаете атаки врагов, нападающих волнами. В наличии и популярная забава из второй части «Двойка», в ходе которой один человек исполняет роль наводчика и помечает цели, а другой их устраняет.

Оценить визуальный ряд вы можете и сами: игра радует глаз живописными локациями и улучшенной со времен предшественницы детализацией, правда, встречаются и недоработки вроде застревания трупов в текстурах или вот такого. По этой же причине я редко использовал динамит — его трудно было подорвать, потому что он проваливался в песок. Зато оптимизация выше всяких похвал — Sniper Elite 3 стала ярче и красивее, а кушает мало, как и вторая часть.
На заметку: разработчики отшлифовали не только техническую сторону, но и игровую. Больше нет консольного прилипания к укрытиям, регенерация здоровья стала частичной, а на смену контрольным точкам пришло быстрое сохранение. Не хватает лишь настройки угла обзора (спина персонажа слишком близко к камере), но даже такой набор привилегий кажется праздником в стане любителей ПК.
Убить Билла-2
Расправа над Гитлером постепенно становится визитной карточкой Sniper Elite. В прошлый раз мы выслеживали фюрера в самом сердце нацистской Германии, не удастся ему уйти от возмездия и в новой части серии. Несмотря на то, что задание «Охота за Серым Волком» короче большинства из операций кампании, это один из лучших эпизодов проекта, и как жаль, что его вновь не включили в основную игру.

По легенде миссии рейхсканцлер прибывает в захваченный немцами Тобрук, но, вопреки показанному в роликах, суть задачи не сведётся к вычислению его персоны среди толпы двойников. Достаточно проникнуть в город, собрать заметки немецких офицеров о фюрере и занять позицию, после чего ликвидировать цель.
Самая интересная часть операции — устранение, где предусмотрено целых семь способов убийств, от выстрела в бензобак автомобиля до имитации несчастного случая. Важно не забыть о путях отхода и расставить ловушки: оставшиеся в городе немцы не простят гибель своего лидера и попробуют вас убить.
Заключение
Запустив Sniper Elite V2 после пятнадцатичасового свидания с её наследницей, я увидел монстра Франкенштейна. Его угрюмость выражали обесцвеченные руины Берлина, его немощность — топорное управление и неудобное меню выбора гаджетов, а безысходность — однородные уровни без возможности завернуть за угол, и мельком возник вопрос: это третья часть так хороша, или настолько плоха вторая?
Всё субъективно, но скорее первое, поскольку Sniper Elite 3 — одна из редких игр этого года, после прохождения которой не против добавки в виде DLC. При ясном понимании, что перед нами не шедевр, при учете всех недостатков и отсутствии революционных нововведений — играть интересно, и этот довод нечем парировать. Сезонный абонемент уже в списке желаемого, осталось дождаться хорошей скидки.

Похоже, британцы таки нащупали путь к успеху, создав одну из лучших игр в необычном жанре «боевик про снайперов». Остается надеяться, что они не остановятся на достигнутом, и следующие части порадуют нас не только вариативностью, но и нелинейностью миссий. Если считать Sniper Elite 3 тестовым полигоном открытых пространств, то эти учения прошли успешно.
Вердикт: снайпер бьет издалека, но всегда наверняка. Эта поговорка не применима к разработчикам Sniper Elite, но после череды осечек Rebellion, похоже, таки поразили цель.
Оценка: 7.9 («Хорошо»).
P.S. Если бы это был конец года, то игре Sniper Elite 3 можно было бы выдать специальную награду за исключительную оптимизацию.
Выражаем благодарность:
- Компании Бука за предоставленный для игры ключ.
- Sniper Elite 3: тестирование производительности
Сводное тестирование тридцати трех видеокарт и двадцати четырех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы. - Обсуждение игры Sniper Elite 3 на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила