Не коптит и не пылит — всем хорош чернобылит. Обзор игры Chernobylite
Слово Chernobylite переводчики предлагают перевести двояко. С одной стороны — это минерал чернобылит, на котором строится сюжет игры. С другой стороны, слово переводится как «Чернобылец», то есть житель Чернобыля. Поэтому игру по тексту я буду именовать «Чернобылец», а минерал — чернобылитом.
реклама
Нетрудно предположить, что если бы я наткнулся на «Чернобыльца», слепо просматривая магазин Steam, то, скорее всего, пролистал бы мимо научно-фантастической ролевой игры в жанре survival horror от разработчика The Farm 51. К счастью, это не так. Мне довелось побывать в Чернобыльской зоне отчуждения, пытаясь раскрыть тайну прошлого своего персонажа, и, честно говоря, я никогда не думал, что можно так весело провести время, пытаясь выжить в ядерной пустоши. Несмотря на все недостатки, «Чернобылец» — это амбициозная игра в жанре ролевых игр на выживание, возвышающаяся благодаря захватывающему сеттингу и не менее захватывающим хоррор-тропам.
Фрагмент Чернобыля
Начав игру, я был немного не вдохновлен, сразу же сравнив ее с Metro Exodus. Это не обязательно плохо, но я ожидал увидеть в игре элементы других подобных постапокалиптических игр и смешение их воедино. Однако мне быстро доказали, что я ошибался: я вскочил со стула (и чуть не вылетел из кожи) от неожиданного прыжка, который произошел в самом начале. С этого момента я был на крючке. Широко раскрытые глаза и учащенное сердцебиение сменились интригой, а сомнения — верой в то, что «Чернобылец» все-таки может быть чем-то особенным. Я оказался прав.
реклама
Вы берете на себя роль Игоря — физика, бывшего сотрудника Чернобыльской электростанции до ее гибели, — который возвращается, чтобы раскрыть тайну исчезновения своей невесты, произошедшего три десятилетия назад. Сразу становится ясно, что в деле замешано нечто зловещее, связанное, прежде всего, с осколками чернобылита, которые обладают способностью телепортировать людей и… другие вещи… в другое измерение и из другого измерения. Игорю и его товарищам предстоит не только противостоять солдатам и разрушительному уровню радиации Чернобыльской зоны отчуждения, но и паранормальным угрозам.
Вы сразу же бросаетесь в бой, изучая механику игрового процесса от первого лица, которая, несомненно, станет для вас привычной, если вы когда-либо играли в FPS или экшен-РПГ. Вы будете отслеживать и собирать ресурсы, которые можно использовать для создания предметов и лечения, исследуя нелинейный открытый мир. Вам будут встречаться враги — как люди, так и нелюди — с разными вариантами поведения в каждой ситуации. Убить одного за другим трех охранников, патрулирующих город, используя стелс-механику, или же пойти более открытым путем и наброситься на них с оружием наперевес? А может, вы вообще попытаетесь их убить? В «Чернобыльце» есть множество вариантов, которые подойдут для любого стиля игры, что, в свою очередь, обеспечивает достаточно высокий коэффициент реиграбельности.
реклама
Кстати, на протяжении всего пути Игорю предлагаются различные варианты действий, причем некоторые из них оказывают гораздо большее влияние, чем другие. Многие из них представлены в виде разветвленных диалогов. Другие варианты связаны с тем, как именно вы будете выполнять задание по расследованию исчезновения вашей невесты, которое вы определяете, находясь на своей оперативной базе.
Сталкер-Чернобылец
Я просто обожаю хорошие игры с добычей ресурсов, и Чернобыль — это именно то, что нужно. Конечно, как и в GTA Online, нельзя просто взять и начать действовать без плана. Необходимо подготовиться к выполнению основной задачи, выполняя другие задания, которые помогут в достижении цели. В игре «Чернобылец» вы будете наращивать свою команду и ее ресурсы, отправляясь в Зону отчуждения и собирая ресурсы и информацию в ходе ежедневных заданий. Однако не обязательно выполнять все доступные задания. Хотя успешность выполнения заданий зависит только от вас и ваших способностей, вам будет показан процент успеха всех NPC, входящих в вашу команду. Если этот процент слишком мал, то вы рискуете провалить задание. Иногда рисковать просто не стоит (в чем я, признаться, убеждался несколько чаще, чем хотелось бы). Я никогда не был особым поклонником игр с командным управлением, но в «Чернобыльце» система управления командой достаточно увлекательна и не слишком обременительна.
реклама
Конечно, прежде чем отправиться на истребление монстров или сбор ресурсов, вам понадобится снаряжение. Хорошее снаряжение. Это значит, что нужно создавать и улучшать оружие, навыки и снаряжение, чтобы повысить свой шанс на победу. Система ремесел в игре работает параллельно с механизмом строительства базы. По мере прохождения игры вы будете строить свою базу, открывая рецепты для улучшения снаряжения. Вы можете заниматься ремеслом и во время выполнения заданий, но в создании собственной базы есть что-то от Бэтмена или Зеленой стрелы. Возможно, это связано с тем, что каждый раз, когда я заканчивал ремесленничество (и перед тем, как приступить к выполнению задания), я улучал момент, чтобы посмотреть на жутко красивый вид с моей базы, откуда открывался вид на Чернобыль и его окрестности.
Город Чернобыль
Чернобыль выглядит просто фантастически. Где бы вы ни находились — в реальном мире, в паранормальном разломе измерений или в галлюцинациях, — визуальное оформление Чернобыля не оставит вас равнодушным. Не считая анимации персонажей, очевидно, что была проведена большая работа по воссозданию точной зоны отчуждения (что было сделано с помощью 3D-сканирования). Я и раньше задумывался о том, каково это — оказаться в Чернобыле в том виде, в котором он существует сейчас. Не могу отделаться от ощущения, что «Чернобылец» дает прекрасное представление именно об этом, особенно с учетом тревожного, томительного чувства, что за тобой постоянно наблюдают, следят, что ты в опасности.
Несомненно, я должен был изначально отнестись к «Чернобыльцу» с сомнением, прежде всего потому, что игра, даже находясь в раннем доступе, уже успела завоевать популярность среди игроков, имея на данный момент «в основном положительный» рейтинг пользователей Steam до своего полного релиза. Особенно в последние несколько месяцев наблюдается рост положительных оценок, что свидетельствует о том, что разработчики внимательно относятся к отзывам игроков и внедряют в игру то, что они хотели бы видеть в конечном продукте (помимо технических исправлений).
Замена Сталкера?
Чернобылец — это нечто особенное. Если вам нравятся ролевые игры, в которых есть такие элементы, как ремесленничество, строительство базы, управление командой и ограбления, то амбициозный «Чернобылец» — это то, что вы не захотите пропустить.
Жажда нового «Сталкера» так и не была полностью удовлетворена. За исключением, конечно, Metro, ни одной другой FPS не удалось сравниться с уникальным сочетанием жуткого и опустошенного окружения и философии открытого мира с сильными элементами выживания. В преддверии выхода Stalker 2 игра Chernobylite представляет собой интересный альтернативный вариант посещения Чернобыля, хотя и с совершенно иным геймплеем.
Игра начинается как линейный FPS, и создается впечатление, что затем она превратится в чистую игру на выживание. То есть в игру, в которой вам придется совершать многократные вылазки в негостеприимный Чернобыльский регион для сбора сырья для развития своей базы, напоминающую десятки игр типа Subnautica, We Happy Few и т. д.
Хотя эта часть остается в основе игрового процесса, в конечном итоге игра избегает крайних «оплошностей». То есть он не превращается в «сухой» поиск ресурсов для сборки сотен предметов и утомительные усилия по поддержанию жизни персонажа путем постоянного поиска пищи, воды и места для ночлега. Это не упрек в адрес вышеупомянутых игр, но, к сожалению, мода на выживание превратилась в обилие неинтересных и крайне утомительных управленческих игр.
Коротко о сюжете
Элементы выживания присутствуют, но развитие сюжетной линии позволяет воспринимать игру как опыт, который методично проводит нас через центральные миссии, хорошо следуя более традиционной структуре одиночной игры. Сюжетная линия и персонажи в целом являются самыми сильными сторонами игры, наряду с посещением всегда очаровательной среды Чернобыля.
Действие игры «Чернобылец» происходит через 30 лет после аварии на атомной электростанции. Мы играем роль Игоря, физика, который возвращается в Припять, чтобы расследовать исчезновение своей невесты, произошедшее во время аварии. Теперь, обладая лучшими знаниями о чернобыльском минерале, появившемся во время аварии, Игорь может использовать свои сверхъестественные свойства для создания мощных устройств, которые помогут ему в расследовании и в борьбе с NAR, группой наемников, которая также находится в Чернобыле по своим собственным теневым причинам.
Постепенно к нему присоединятся еще пять боевых товарищей. Игорю, в частности, и этим дружественным персонажам уделено особое внимание, и благодаря их запоминающимся личностям нам удается искренне переживать за их развитие. Все диалоги отличаются зрелостью, с полной естественностью передавая страсти, страхи, надежды и паранойю, которую породила эта среда. Следует отметить, что в игре присутствуют диалоги как на английском, так и на русском языке, причем последний вариант очень рекомендуется, так как видно, что ему уделено должное внимание.
Ход игры представляет собой распорядок дня, где в начале дня мы выбираем очередную миссию на одном из пяти Чернобыльских полигонов. По окончании миссии мы возвращаемся на базу, где в режиме строительства можем построить различные сооружения и оборудование, а также пообщаться с боевыми товарищами по развитию своего характера и послушать десятки их интересных историй. После того как Игорь выспится, начинается новый день, и цикл повторяется.
Уже на ранних этапах прохождения игры в каждый новый день мы можем выбрать либо необязательную зону, где будем просто добывать сырье, либо центральную миссию. Именно в этом и заключается главное отличие от большинства игр на выживание, поскольку практически с самого начала и до конца игры можно комфортно справляться только с основными миссиями, не «тратя» внутриигровые дни на исследование территорий в поисках ресурсов.
Ресурсов, найденных во время прохождения основных миссий, с лихвой хватает на содержание базы и строительство различных машин, боеприпасов и улучшенного оборудования. Таким образом, в «Чернобыльце» удается идеально сочетать элемент выживания с полноценным сценарным приключением. Вам все равно захочется переходить от одной центральной миссии к другой, ведь The Farm 51 позаботилась о том, чтобы они всегда были интересными и написанными — без исключения — с заботой и пользой для развития вселенной и, что самое главное, персонажей.
Практически каждая центральная миссия (количество которых не может не радовать) в какой-то момент содержит необходимость сделать непростой выбор. В зависимости от выбора мы часто можем разозлить одного из пяти наших соратников и одновременно укрепить отношения с другим.
Персонажи
Персонажи настолько хорошо прописаны, что гнев или награда всегда являются реакциями, соответствующими их личностным качествам и целям, что, соответственно, придает еще больший вес нашему решению. Кроме того, чаще всего наш выбор может повлиять на предстоящую миссию, что может стать очевидным спустя несколько часов, или даже повлиять на появление или отмену других миссий.
Например, решите ли вы убить таинственного парня, пришедшего украсть припасы с секретного объекта, или оставите его в живых, вызвав реакцию Оливера, полагающего, что наше решение может привести преступника прямиком во вражеский NAR? Сбить вражеский вертолет по приказу неугомонного Михаила или отказаться, опасаясь, что на борту могут находиться невинные, навлечь на себя его гнев, но получить одобрение Оливера?
В итоге все миссии сводятся к так называемому ограблению (миссия, которая постоянно находится в центре всех остальных), где все герои должны совместными усилиями проникнуть на всемогущую вражескую базу NAR. Эта миссия по стилю напоминает миссию самоубийц из Mass Effect 2, что делает ее идеальной кульминацией приключения, с множеством вариантов, которые прочно обоснованы темпераментами всех дружественных персонажей, а также самого Игоря.
Однако несмотря на то, что The Farm 51 уделила должное внимание написанию действительно интересной истории, приключение спотыкается, когда дело доходит до чисто геймплейной части, двигаясь по (слишком) упрощенным путям. В разделе ремесел, которые в основном находятся на базе, команда разработчиков сделала большую ставку на простоту, что, по мнению автора, является весьма положительным моментом. Управление базой и ее развитие достигается за счет отказа от привычного множества опций, характерных для игр на выживание. Здесь есть только самое необходимое — сырье и возможные постройки.
Есть неясная попытка углубиться, требующая от нас управлять тем, насколько база гостеприимна (это важно для боевого духа соратников), есть ли на ней необходимое электричество, фильтрация воздуха, а также борьба с радиацией, но поддержание этих балансов почти безнадежно поверхностно. Короче говоря, что касается ремесленного элемента, то на этом этапе множество возможностей таково, что, на наш взгляд, убедит тех, кто не любит подобные механики, в том, что они не помешают игре, но в то же время, вероятно, оставит разочарованными поклонников более жестких образцов жанра.
Где более явно видна проблема Чернобыля, так это в разнообразии зон, в которых проводятся миссии. Всего можно посетить пять участков, масштабы которых весьма ограничены. Сами понимаете, что всего пять участков небольшого размера безнадежно мало для того, чтобы адекватно поддержать количество миссий, приводящих к чистой продолжительности около 15 часов, особенно если учесть, что каждая миссия длится максимум 30 минут.
Отсутствие разнообразия и цепляние за прошлые времена присутствует и в чисто геймплейном аспекте игры. Стелс-элемент не может быть более типичным, единственной тактикой является попытка подобраться к спинам врагов. A.I. не представляет никакой специфики, солдаты не занимаются ничем, кроме патрулирования.
Это означает, что в их анимации нет никаких особенностей, которые могли бы создать видимость более естественного поведения. Оружейный процесс также наиболее типичен для FPS, но, по крайней мере, ощущения от оружия вполне приятные, да и A.I. здесь на более высоком уровне. В сверхъестественной версии Чернобыля монстры дают о себе знать, однако их всего два вида, и они довольно неинтересны.
Как вы понимаете, к Chernobylite следует относиться в первую очередь как к сюжетному приключению, где экшену и стелсу отведена лишь роль необходимого сопровождения, служащего для сдерживания ощутимого существования непосредственной опасности, как земной, так и метафизической.
Итог
Визуально «Чернобылец», конечно, не вершина технологий, но ему все же удается изобразить упадок этого культового места в красивой туманной манере, убеждая нас в жутком характере окружающей среды. Несмотря на небольшой размер зон, они перемежаются красивыми визуальными эффектами и погодными явлениями, которые вносят некоторое разнообразие в некоторые из наших посещений, а также имеют несколько удачно расположенных видений, которые не слишком часто встречаются.
В заключение следует отметить, что, хотя геймплей и ограничения по площади, несомненно, важны, не менее важны усилия The Farm 51 в области написания и создания действительно человеческих персонажей, а также в области принятия разнообразных решений, серьезность и влияние которых не часто встречается в более тяжелых продуктах.
Теги
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила