ATI CrossFire и ещё кое что. Работает?? А толк есть?? Часть 1

для раздела Блоги

Начну я пожалуй, с "кое-чего"
Последнее семейство видеокарт Radeon принесло с собой не только значительный прогресс в плане общей производительности, но также значительно продвинулось в отношении такой немаловажной функции как anti-aliasing, по русски - сглаживание.
Anti-aliasing
Карты предыдущей серии, HD 3000/2000(RV6x0) очень серьёзно отставали по этому параметру от конкурентов из стана nvidia. Но прошлым летом "красным" удалось поставить всё вверх ногами, сейчас расскажу почему.
Во первых скорость. позволю себе позаимствовать табличку из статьи с ixbt.com.

Для нас это означает что с точки зрения ROP алгоритмы сглаживания степени 2х и 4х вообще бесплатны, а х8 должен также быть весьма скоростным.
Во вторых качество: ещё в RV6x0 появилась возможность использования фильтров CFAA 12х и 24х которые базируются на х4 и на х8 и обеспечивают дополнительное улучшение качества картинки, однако в силу слабости RV6x0 в работе с АА они, я полагаю, не использовались широко.
Регулируется всё это хозяйство из небезызвестного ССС(Catalyst Control Center).

Само собой разумеется есть возможность форсировать обычное MSAA сглаживание степеней х2,х4 и х8 для одиночной карты Radeon, а также х16 для CrossFire. CFAA же выбирается из списка "Filters". Где box - обычное MSAA, а Edge-detect то самое вожделенное CFAA. При этом, если в целом выбран режим "Использовать настройки приложения", т.е. ничего не форсируется, также можно выбирать режимы CFAA. Проще говоря если вы из игровых настроек включите MSAA х4 или х8, то при положении переключателя "Filters" в edge-detect вы получите соответственно CFAA x12(AA4-edge-detect) и CFAA x24(AA8-edge-detect) соответственно. В отличие от "обычного" форсирования, которое работает далеко не всегда, данный способ позволяет повысить качество картинки в 99% случаев. По крайней мере мною не было обнаружено проблем или отклонений при использовании этого способа.
Также есть фильтры "narrow-tent" и "wide-tent", но смысл их использования неясен, т.к. они очень сильно "замыливают" картинку в силу особенностей реализации.
Теперь самое время взглянуть и сравнить все эти многочисленные варианты сглаживания.
В качестве "подопытного кролика" мною была выбрана уберпопулярная игра Call of Duty 4: Modern Warfare.




Сразу видно серьёзное замыливание в режимах -tent. Режимы CFAA x12 и CFAA x24 по качеству сопоставимы с MSAA x8 и MSAA x16, но потребляют меньше видеопамяти. Субъективно, вторые всё же немного лучше.
Теперь сравним качество картинки с включенным и отключенным Adaptive anti-aliasing(ААА) (сглаживание прозрачных поверхностей).


Разница заметна сразу, но не совсем такая какую можно ожидать: при включении ААА значительно более густой вид принимает растительность.
Ну и напоследок вспомним ещё и про анизотропную фильтрацию.


А как обстоят дела с производительностью??

Как видно, АА2 и АА4 действительно влияют на скорость весьма символически. Включение edge-detect даёт довольно странные результаты в плане скорости, так CFAA x12 медленнее чем MSAA x8, но CFAA x24 значительно быстрее MSAA x16... впрочем работают действительно именно эти алгоритмы и результаты именно такие. Включение ААА и AF влияет на скорость минимально, но картинку улучшает заметно, так что есть смысл держать их всегда включенными.

CrossFire
Перейдем теперь к другой основной теме статьи. В сторону этой технологии за время её существования не бросил камень только ленивый, регулярные проблемы с поддержкой игр и прочие "прелести" стали притчей во языцех. Последнее время, правда, в тестах видеокарт всё чаще звучали положительные отзывы о быстродействии таких связок, однако, количество тестов серьёзно ограничено тем небольшим количеством игр, в которых есть средства для замеров производительности и показать полной картины они естественно не могут. Кроме того, сухие цифры не отражают также "качества" игрового процесса, CrossFire работает по принципу AFR которому присущи определенные недостатки, основным из которых является недостаточная плавность выводимого изображения. Вот по этому, у меня, как у владельца подобной связки возникло желание заполнить этот пробел, т.к. в сети я нашел только одно исследование подобной тематики.
Теперь поясню зачем я городил весь этот сыр-бор со сглаживаниями в начале. Дело в том, что предназначением технологии CrossFire является не только повышение быстродействия видеосистемы в играх (таких игр в которых это необходимо сравнительно немного и покупать вторую карту только ради них неразумно), но также для улучшения качества изображения путём форсирования сглаживания. Разумеется, что этот аспект мне тоже захотелось исследовать.
Т.к. обе цели подразумевают использование большого количества игр, то я решил их объеденить в одной статье.

Игры
Crysis WARHEAD (Direct3D 10)
Под первым номером у нас "приключения" парня в нанокостюме.

"Кросс" работает как надо и в тяжелых сценах удваивает производительность. Лагов AFR при игре не замечено.
Игра позволяет управлять АА. Доступны режимы х2,х4 и х8. Попытка форсировать АА из драйвера провалилась. Поэтому наиболее качественным режимом в этой игре является CFAA x24.


Также выложу архив со .bmp скриншотами сделанными в разрешении 1920*1200, также там имеются скриншоты сделанные ALSTER'ом на NVIDIA GTX280 SLI.
http://rapidshare.com/files/227641084/AAinCrysis.rar.html
*прошу не удивляться тому, что даже при высоких степенях АА картинка не полностью сглажена, такое место в игре, большинство объектов в игре всё же нормально сглаживается.
*у меня 512Мб видеопамяти на картах, поэтому очень сильная просадка при включении АА обусловлена её острой нехваткой.
Crysis (Direct3D 10)

Всё точно также как и в сиквеле. Приводить скриншоты с АА0-АА8edge я больше не буду, т.к. работают они везде где есть возможность включить АА4/8 из игры.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Direct3D 9)

Форсировать АА не удалось. AFR-лагов не замечено.
Devil May Cry 4 (Direct3D 10)

Всё отлично работает. АА не форсируется, но из игры включается вплоть до х8 поэтому максимальная степень - CFAA24.
LostPlanet Extreme Condition: Colonies Edition (Direct3D 10)

Лагов не обнаружено. Со сглаживанием всё как в DMC4.
Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0)

Игра работает плавно. Из игры можно включить АА вплоть до х8, но есть возможность его форсировать вплоть до х16.

Company of Heroes Opposing Fronts (Direct3D 10)

Всё "плавненько". Из игры можно включить АА до х8. Форсирование не работает. Максимальная степень АА - CFAA24.
World in Conflict (Direct3D 10)

Лагов не замечено. Форсировать АА не удалось. Из игры можно включить максимум MSAA4. Поэтому, максимальное качество достигается с помощью CFAA12.
FarCry 2(Direct3D 10)

Эффект от включения "кросса" исключительно положительный, НО в целом карты ATI ведут себя в этой игре(между прочим с поддержкой DX10.1) ужасно. На одиночной карте присутствую серьёзные рывки, при включении СА они немного сглаживаются за счет более высокого фреймрейта, но недостаточно. ATI прокомментировала это примерно следующим образом:
"Возможно движок игра каким-то образом конфликтует с архитектурой карт и исправление ситуации возможно только выпуском специального патча."
Из игры можно включить АА до х8. Форсировать АА, я даже не пытался, т.к. играть всё равно почти невозможно.
Left 4 Dead(Direct3D 9)

CrossFire нормально работает. Из игры АА включается до х8. Удалось его форсировать через драйвер до х16.
Alone in the dark ( 2008 )(Direct3D 9)

Судя по показаниям RivaTuner, CrossFire работает, однако в моем случае предостаточно и одной карты. Всё работает плавно. В игре нет управления АА и его НЕ удалось форсировать.
Assasin's Creed(Direct3D 10)

Картинка плавная. Форсировать АА не удалось. Но из игры можно включить его вплоть до х8. Максимальная степень - CFAA24.
BattleForge(Direct3D 10.1)

В игре всё хорошо и плавно, но вот в бенчмарке заметны сильные подергивания картинки. Мне форсировать АА не удалось. Впрочем из самой игры можно включить АА до х8, а следовательно и CFAA24 чего более чем достаточно.
Call of Duty 2(Direct3D 9)

Всё отлично работает. Удалось форсировать АА до х16.
Call of Duty: World at War(Direct3D 9)

Аналогично CoD2. Удалось форсировать АА16.

Colin McRae DiRT(Direct3D 9)

Лагов не замечено. Форсировать АА не удалось. Из игры можно включить только АА4, следовательно максимально возможная степень АА - CFAA12.
Warhammer 40k: Dawn of War 2(Direct3D 10)

Всё полностью также как в Company of Heroes. АА не форсируется. Из игры АА можно включить, судя по всему это АА4. Так что лучшее качество достигается при CFAA12.
Empire: Total War(Direct3D 9)

Лагов не замечено. Полагаю вы заметили, что в отличие от большинства предыдущих скриншотов здесь не включено АА. Почему?? Дело в том что его включение у мня вызвало вот-такой вот эффект.

На CrossFire HD 4890 1Gb у знакомого всё распрекрасно работало.
F.E.A.R.(Direct3D 9)

Работает всё плавнее некуда. Удалось форсировать АА х16.

FIFA 09(Direct3D 9)

CrossFire как видите работает, но это единственный ракурс где мне удалось поймать FPS на одной карте ниже 60. АА из игры е включается и форсировать его не удалось.
Race Driver: GRID(Direct3D 9)

Рывков не замечено. Из игры можно включить АА до 8, т.е максимум до CFAA24. Форсировать его из драйвера не удалось.
GTA4 (Direct3D 9)

Играется не очень плавно из-за постоянных флуктуаций FPS, впрочем вызванных не CrossFire, одиночная карта ведет себя также, скорее всего проблема в нехватке видеопамяти. АА не включается из игры и не форсируется.
Medeival 2: Total War (Direct3D 9)

Лагов не замечено. Форсировать АА не удалось. Из игры включается до х8. Максимальное качество при CFAA24.
Mirror's edge(Direct3D 9)

В целом играется плавно, но некоторый лаг присутствует. Форсировать АА не удалось(что странно, т.к. игра основана на UE3 движке позволяющем это делать). Но из игры можно включить до АА8 и соответственно CFAA24.
Need for Speed: Undercover(Direct3D 9)

Игра идёт плавно. Форсировать АА не удалось. Из игры можно включить АА4, и .. АА6.. которое судя по всему всё-таки АА8. Соответственно работает CFAA24. Но в этой игре АА вообще реализовано плохо и сглаживает, судя по всему, только машину.
The Elder Scrolls IV: Oblivion(Direct3D 9)

"Кроссфайр" работает, но смысла в нем немного. Игра заметно лучше выглядит при включенном HDR, но форсировать АА в таком режиме не удаётся. или, или.. мне больше нравится HDR.
Pro Evolution Soccer 2009(Direct3D 9)

Тут нагрузка посильнее чем в FIFA09, но ситуация та же, это единственный ракурс когда на одной карте FPS ниже 60. АА не включается из игры и не форсируется.
Command&Conquer: Red Alert 3(Direct3D 9)

В игре установлен ограничитель кадров и т.к. АА форсировать не удалось, толку от второй карты в моем случае = 0. Из игры включается АА до х8 и соответственно работает CFAA24.
Stormrise(Direct3D 10.1)

Лагов не замечено. Форсировать АА не удалось. Доступно АА до х8 из игры. Максимальное качество при CFAA24.
Уффьь.. на первый раз всё.

Выводы
Сначала сухие цифры:
Как видите, из проверенных 30 игр CrossFire работал во всех 30. Однако в дух случаях: FarCry2 и Empire:Total War неудовлетворительно.
Сглаживание удалось форсировать только в 6 играх из 30 проверенных. Из 5 игр не умеющих управлять АА его ни в одной не удалось форсировать.

Исходя из этого можно уверенно сказать, что с задачей #1 CrossFire справился более-менее успешно. А вот со второй мягко сказать не очень. Дело в том, что желание улучшить графику возникает в основном в не новых играх с уже устаревшей графикой, а в них очень часто отсутствует возможность регулировать АА. О перспективах вы я думаю догадываетесь....

В следующей части проверю ещё некоторое количество игр.

Критика и пожелания сюда http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=263475&start=420
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают