Сорокананометровый, черный, короткий и "неправильный" Crossfire

Предисловие
С момента приобретения платформе на основе процессора AMD, видеокарты ATI и материнской платы на чипсете AMD, поддерживающей полноценный Crossfire 16+16, описанных в моей предыдущей заметке, меня не покидало желание протестировать Crossfire, благо препятствий каких-либо не было, кроме собственно отсутствия второй видеокарты в пару к моей HD4870 1024Мб, да и никогда не было у меня двух карт в системном блоке, поэтому вдвойне интересно было пощупать данную технологию. Так как среди друзей и знакомых не было второй карты на 1024 мегабайта, то посетила идея взять HD4870, но на 512Мб, которой с недавних пор пользовался мой друг. Поспрашивав на форуме о возможности завести такую связку - получил утвердительный ответ, после чего оставалось лишь уговорить друга дать карту часа на 4, дабы прогнать все имеющиеся у меня бенчи, а потом отдать ему свою гигабайтную карту, чтобы дополнительно протестировать 512Мб версию все в тех же тестах. После непродолжительных дебатов я стал счастливым, пусть и временным, обладателем двух HD4870. К тому же мне очень повезло, еще один друг приобрел себе аж две Club3D HD5850 и любезно предоставил мне одну из них для тестирования против "неправильного" Crossfire из двух HD4870 за что ему огромное спасибо!

Карта представляет из себя чистой воды референс, выделяющийся лишь наклейкой на вентиляторе. По длине карта чуточку короче чем референсная HD4870 и довольно тяжелая, сегодня ей предстоит биться против горячей парочки:




Тестирование
Исследование производительности видеоадаптеров было произведено на следующей конфигурации тестового стенда:
- Процессор AMD Phenom 9950BE 2600МГц@3200МГц, HT 2200МГц, NB 2200МГц
- Системная плата для процессора AMD ASUS M3A79-T Deluxe (AMD 790FX)
- Система охлаждения процессора Cooler Master Gemin2S
- Видеоадаптер ASUS ATI Radeon HD4870 512M 800/3600
- Видеоадаптер Club3D ATI Radeon HD4870 1024M 800/3600
- Видеоадаптер Club3D ATI Radeon HD5850 1024M 800/4500
- Crossfire 2xHD4870 512M & 1024M 800/3600
- Память Corsair XMS2-6400C5 (2x2 ГБ, 800 МГц, 5-5-5-15, 2Т)
- Жесткий диск Seagate 7200.12 (1 Тб, SATA-300, буфер 32 МБ)
- Блок питания Chieftech CFT 650CS (мощность 650 Вт)
- Корпус Chieftec BA-02B-B-SL
- Монитор ASUS LS221H (22”, максимальное разрешение 1680x1050@60 Гц)
- Microsoft Windows Seven Ultimate 32-bit RTM
- ATI Catalyst 9.8 для ATI Radeon HD 4800
- ATI Catalyst 9.11 для ATI Radeon HD 5800
Перед началом тестирования процессор AMD Phenom 9950BE был разогнан до максимальной стабильной частоты, которая составила 3200МГц. Разгон проводился путем увеличения множителя со стандартного значения в 13 до 16, напряжение было зафиксировано на значении 1,45В, частота шины HT составила 2200МГц, частота NB тоже 2200МГц, память функционировала на частоте 800МГц с таймингами 5-5-5-18.

Разгон видеокарты ASUS Radeon HD4870 512М составил 800МГц по ядру, память, по ниже описанной причине, я разгону не подвергал, хотя она продемонстрировала неплохой потенциал взяв частоту в 4000МГц без танцев с бубном. Разгон второй HD4870 от Club3D с гигабайтом набортной памяти составил теже 800МГц по ядру, а вот память разочаровала, так как была неспособна даже на работу на частоте 3700МГц, поэтому память на ней я решил не трогать, также как и на карте ASUS, чтобы их непосредственное сравнение друг с другом было наиболее объективным. С режимом Crossfire все было очень просто, предварительно удалил старую версию драйвера, установил вторую карту в свободный PCI-E слот, система запустилась, установил драйвер Catalyst 9.8, перезагрузился, в меню драйвера активировал CrossfireX, перезагрузился, все прекрасно заработало. В режиме Crossfire карты обе карты работали на одинаково повышенных частотах, 800МГц ядро и 3600МГц память соответственно.



А вот Club3D HD5850 откровенно порадовал меня своим оверклокерским потенциалом, без повышения напряжения на ядро, которое я не производил ввиду того что карта не моя, карта покорила 900МГц по ядру и 5000МГц по паямяти и это со стандартных 725 и 4000, потрясающий результат! А ведь судя по отзывам на форуме карта может и больше если увеличить напряжение на ядре, благо паять для этого ничего не надо, программа MSI Afterburner позволяет осуществить софтвольтмод и тем самым неплохо поднять и без того замечательный разгонный потенциал этой видеокарты. Так как ввиду слабости моего центрального процессора разгон карты до 900МГц по ядру прибавлял совсем немного относительно стандартной частоты, было решено протестировать карту с частотой ядра как у моих 4870, то есть на 800МГц, память функционировала на частоте 4500МГц.

Напоследок приведу подробные характеристики тестируемых видеокарт в одной таблице:

Полусинтетические тесты:
- Futuremark 3DMark06 1.1.0
- Futuremark Vantage 1.0.1
- Unigine Tropics Demo v1.2
- Unigine Heaven Benchmark v1.0
Игровые тесты:
- Crysis
- Crysis Warhead
- Far Cry 2
- S.T.A.L.K.E.R Clear Sky Benchmark
- Call of Duty World at War
- Grand Theft Auto 4
- Resident Evil 5
- Devil May Cry 4
Целью данного тестирования будет определение целесообразности CrossfireX связки из 512Мб и 1024Мб версии HD4870 по сравнению с одиночной картой аналогичного класса и более мощной HD5850, которая в местной рознице стоит приблизительно как связка из двух HD4870, а также целесообразность наличия 1Гб видеопамяти в современных играх на 22 дюймовом мониторе .
С целью минимизации влияния процессора были выставлены максимальные настройки качества, а именно АА8 и AF16, разрешение выставлено родное моего монитора, 1680х1050.

Стоить отметить незначительно преимущество гигабайтной версии HD4870 над версией с половинкой памяти, Crossfire из 2хHD4870 сильно вырывается вперед по сравнению с одиночной карте и опережает одиночную HD5850. В данном тесте смысл городить CrossfireX из двух, пусть и разных по объему памяти HD4870 безусловно есть.
Далее идет более современный бенчмарк от той же Futuremark, видеокарты были протестированы в двух режимах, High и Perfomance.


HD4870 512M и 1024М держаться близко друг к другу, демонстрирую практически одинаковый уровень производительности в обоих режимах, CrossfireX связка из HD4870 снова выстреливает и опережает одиночную HD5850 даже в тяжелом режиме High.
Далее в очереди идет бенчмарк от компании Unigine, которая предоставляет нам возможность полюбоваться красивыми тропическими островами и предоставляет нам на выбор три разных версии DirectX и множество второстепенных настроек. Все карты тестировались в самом тяжелом режиме чтобы минимизировать влияние процессора

версия с гигабайтом памяти держится вровень с 512Мб версия и как ни странно с CrossfireX, который не демонстрирует никакого прироста в сравнении с одиночной картой, здесь нету равных одиночной HD5850, которая демонстрирует очень серьезное преимущество над всеми остальными участниками.
Теперь настала очередь игровых тестов. Начнем с игры Crysis, котрая снискала любовь оверклокеров не столько из-за геймплея, сколько из-за чрезмерных требований к железу, до сегодняшнего дня ни одна из видеокарт, побывавших у меня, не продемонстрировала комфортного фреймрейта с максимальными настройками графики и активацией полноэкранного сглаживания, посмотрим, произойдет ли сегодня переломный момент.

Чуда не произошло, я на своей системе все равно не смогу поиграть в Crysis на интересующих меня настройках качества. Разница между 512 и 1024Мб версиями HD4870 есть только по минимальному FPS и на обоих картах он слишком низок чтобы глазом заметить разницу, у CrossfireX связки минимальный FPS такой же как и у одиночной 512Мб версии карты, HD5850 хоть и впереди планеты всей, но минимальный FPS все так же не комфортен. По среднему и максимальному FPS CrossfireX связка опережает одиночную 5850.
Следующая часть популярного шутера от Crytek, Crysis Warhead. Перед тестированием подготовил три разных режима, в которых будут тестироваться видеоадаптера. Графические настройки будут одинаковыми во всех трех режимах, отличаться они будут лишь игровыми уровнями, остановил свой выбор на уровнях Cargo, Frost и Avalanche, посмотрим что получится



HD4870 1024M всегда впереди своего конкурента, немного, но впереди. CrossfireX связка опережает более дорогую карту следующего поколения, смысл от пары карт в этой и предыдущей игре вполне себе есть.
Убийцы Crysys из детища Ubisoft не получилось, зато получился неплохой бенч с африканскими пейзажами, пожаром и детальной информацией о результатах тестирования.

Провал... провал ASUS HD4870 относительно своего гигабайтного собрата, этим же наверное обусловлено плохое выступление CrossfireX связки относительно одиночной HD4870. Остается только отметить превосходную производительность одиночной 5850...
Детище украинских разработчиков и одна из самых коммерчески удачных игр с просторов бывшего СССР, если не лучшая. Недавно к ней вышел бенчмарк, не требующий установленной игры и выдающий детальную информацию о производительности, чем я и воспользовался. Ввиду кривости рук я не смог повторить оригинальный график, который выдает бенчмарк, поэтому пришлось придумывать свою версию и она оказалась сравнительно большой, 4 отдельных небольших графика вместо одного большого. Игра была протестирована в двух режимах, со сглаживанием и без, соответственно два набора графиков.




Обе держаться приблизительно вровень, CrossfireX связка немного быстрее одиночной 4870 по минимальному FPS и существенно по среднему и максимальному, сравниваясь с мощной HD5850 по среднему и опережая ее же по максимальному FPS. Посмотрим как изменится и изменится ли расстановка сил при активации полноэкранного сглаживания.




Club3D HD4870 1024Мб опережает карту с меньшим количеством памяти и опережает во всех тестах. Что же до CrossfireX связки из двух HD4870, то опережает она HD5850 по средниму и максимальному фреймрейту, уступая ей в минимальном.
Популярный сетевой шутер в декорациях Второй Мировой Войны, начиная с версии 1.3 поддерживает запись и воспроизведение демок. Была взята демка товарища MachKim из ветки конференции, посвященной тестированию производительности видеосистемы в этой игре. Ограничитель кадров был отодвинут до значения 250, дамы не оказывать никакого влияния на результаты. Игра предоставляет усредненное количество кадров после прогона демосцены.

Паритет между одиночными HD4870 и безоговорочная победа CrossfireX связки над одиночным конкурентом следующего поколения.
Детище Rockstar, которое удивляет не только полной свободой действий в виртуальном Liberty City, точной копии города New York, но и удивительными тормозами и требованию к железу, одна из немногих игр, где реализована поддержка четырехядерных процессоров. В игру встроен бенчмарк. который живет своей жизнью и никоим образом не отражает производительность в реальной игре. Мало того что игра любит кушать ядра, так она еще и к объему набортной памяти очень и очень критична, чтобы выставить все до упора на максимум потребуется полтора гигабайта видеопамяти! чего нету ни у одной из карт, учавствовавших в тестировании, опрометчиво начав тестирование с 1024Мб версии HD4870 я выставил все графические настройки на High, выкрутив поток машин и тени до упора, оставив прорисовку в значении 40, также была протестирована и 5850, а вот с HD4870 512Мб и CrossfireX произошла заминка ввиду ограниченного значением 512Мб объема памяти, из-за этого игра не дала установить значение общего качества в положение "высоко", поэтому HD4870 512 и CrossfireX тестировались в ражиме общего качества в положении Medium

Несмотря на более щадящие настройка качества, одиночная HD4870 512, ровно как и CrossfireX связка проигрывают одиночной гигабайтной версии HD4870, которая к тому же опережает HD5850, которая явно ее мощнее, вывод - AMD Phenom 9950@3200МГц - слишком слабый процессор для этой игры и 512Мб видеопамяти ей определенно очень мало, также очевидно что радиус кривизны рук тех, кто портировал игру на ПК очень велик, ибо в реальной игре просадки до 20 кадров и меньше на одиночной HD4870 1024 и GTX260 core216 при высоких настройках качества вам 100% обеспечены.
Зомби стрелялка от Capcom, которым тоже стоит оторвать руки за "замечательный" режим DX10, который на картах ATI вызывает катастрофические, в 3 раза относительно DX9 падения производительности при такой же картинке, зато владельцы 3D очков nVidia могут беззаботно играть в них под ОС Vista, вот такой вот ценой, а ведь кто-то не догадается запусть DX9 версию ипобежит за новой картой... Тестирование проводилось в режиме DX9 с полноэкранным сглаживанием степени 8х

Видно незначительное преимущество 1024Мб версии HD4870 над 512Мб, также видно блестящее, почти +100% прирост производительности от CrossfireX по отношению к одиночной HD4870 в первой демо сцене, сдувание производительности во второй сцене и ужасное падение в последующих двух сценах, в два раза относительно одиночной карты. HD5850 идет ровно, опережая своих конкурентов во всех сценах, кроме первой, где грандиозно выступила связка из двух карт
Еще одно детище Capcom, на удивление хорошо портированное, количество FPS, как мы впоследствии увидим, зашкаливает и обеспечивает комфортнейшую игру на любой из одиночных видеокарт, представленных сегодня.

Одиночные 4870 держатся вровень, количество памяти не предоставляет преимуществ в этой игре, HD5850 опережает одиночную 4870 везде, но немного, все равно глазом разницу не видно. CrossfireX связка выступила ужасно, мало того что отстает от одиночной карты, так еще и играть на ней невозможно. Когда счетчик показывает 200 кадров визуально кажется что там меньше 20, натуральные тормоза при зашкаливающем фреймрейте, Crossfire тут только во вред.
Ну и бонусом, первый в мире DX11 бенчмарк, не смог удержаться и не протестировать HD5850 в нем, протестировал в трех режимах, DirectX 9.0, DirectX 10.0 и DirectX 11, все настройки ,кроме версии API были одинаковыми.

Ну, прекрасно видно падение производительности при переходе от одного DirectX к другому, а что же мы получаем взамен меньшему ФПС? Для этого я сделал скриншоты одних и тех же мест с одинаковами графическими настройками, но разными версиями DirectX, посмотрим что получилось:
_______________ DirectX_9.0____________________________ DirectX_10.0____________________________ DirectX_11.0_____________


















Ну что же, разница между DirectX 9.0 и 10.0 видна только на травке и в степени замыленности горизонта, у DirectX 9.0 замылено немного в меньшей степени, DirectX 11 отличается разительно, вместо плоских текстурок все объемное и очень красивое и даже слепой заметит разницу, вот так-то!
Заключение
Вот и подошло к концу это тестирование. Как было выяснено разница между 512Мб и 1024Мб не столь и критична на 22 дюймовом мониторе с разрешением 1680х1050, да, карта с 1024Мб почти везде быстрее, не ненамного, лишь в FarCry 2 она серьезно выбивается вперед по сравнению с 512Мб версией, но и цена у нее побольше, стоит ли лишняя пара кадров в секунду переплаты решать вам, но я лично не жалею что взял 1024Мб версию. Что касается CrossfireX из данных видеокарт... для тех кто играет в 3DMark - однозначно must have, ибо прирост очень и очень неплохой, во многих игр прирост тоже наблюдается и 512Мб версия не выступает в роли бутылочного горлышка и все бы хорошо если бы не подергивания, которые лучше всего заметны в Devil May Cry 4, в который на CrossfireX связке играть невозможно, да и падение производительности в Resident Evil 5 тоже не очень приятное. А вот Club3D HD5850 оставила лишь благоприятные впечатления, быстрая, тихая, очень холодная и с превосходным разгонным потенциалом! Единственный минус - ей бы процессор помощнее чем Phenom 9950BE чтобы она смогла полностью раскрыться... На местных складах такие карты лежали за ~8000 рублей, лучшее за эти деньги купить вряд ли получится, HD5870 несильно лучше, длиннее и стоит аж 11500 на том же складе, переплачивать определенно не стоит, ведь в разгоне они практически сравняется

Гнилые помидоры сюда. Спасибо за прочтение!
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают