Что такое современный велосипед и с чем его едят? Часть II. Как правильно кататься?
реклама
Часть II. Как правильно кататься и как обслуживать велосипед?
В первой части нашей статьи мы рассмотрели особенности различных типов велосипедов, а также определились с выбором велосипеда. Здесь же вы узнаете, как правильно на нём кататься, каковы особенности эксплуатации и обслуживания велосипеда.
Вы можете сильно удивиться, но, по моим наблюдениям, примерно половина людей, которые используют велосипед в прогулочных целях, не знают, как правильно на нём сидеть. Когда вы выйдете на улицу, приглядитесь к катающимся велосипедистам: почти наверняка седло опущено вниз до упора, а ноги при этом согнуты так, что не разгибаются даже тогда, когда педали находятся в нижнем, самом близком к земле положении. Скорее всего, дело в том, что они хотят стоять на земле обеими ногами (сидя при этом в седле), когда велосипед неподвижен. Это в корне неверно, потому что доставать ногами до земли нужно только при ходьбе (прошу простить за туфтологию) , а когда речь идет о велосипеде, то это означает, что высота седла подобрана неправильно. Езда на велосипеде с опущенным седлом – всё равно, что ходьба на полусогнутых. Согласитесь, это неудобно.
Итак, как отрегулировать велосипед, чтобы сидеть на нём правильно? Прежде всего, наденьте обувь, в которой вы будете кататься (лучше всего кроссовки или туфли с мягкой подошвой), затем отрегулируйте седло по высоте так, чтобы в самом нижнем положении педали (на шесть часов) нога была полностью выпрямлена, и при этом ось педали должна приходиться на середину стопы. Далее, поверните педаль в положение «на три часа» и поставьте на неё ногу, при этом основание большого пальца должно находиться точно над осью педали. Отрегулируйте продольное (взад-вперед) положение седла так, чтобы отвес, идущий от колена к полу, проходил через ось педали и, соответственно, основание большого пальца. Есть ещё один способ проверить, правильно ли отрегулировано седло: расстояние от носка седла до руля примерно равно длине вашей руки от кончиков пальцев до локтя; по высоте седло находится примерно на уровне бёдер.
Если вы отрегулируете велосипед согласно вышеприведенным рекомендациям, то сможете проезжать, не уставая, весьма значительные расстояния, даже если вы не блещете физической подготовкой. Да, забираться на велосипед первое время будет трудно, но преимущества, которые даёт такая посадка, очевидны. Крутить педали легко и удобно, следовательно, вы не устаёте так быстро, как те, кто ездит с опущенным седлом. Кроме того, снижается риск заработать артроз – заболевание суставов, возникающее, в том числе, вследствие неправильной нагрузки на них. Круговые движения ног, вращающих педали велосипеда, не являются их естественной локомоторной функцией, и поэтому очень важно правильно сидеть на велосипеде. Впрочем, риск заработать артроз, катаясь на велосипеде, в разы ниже, чем сидя в кресле в офисе, так что бояться особо нечего.
Что ещё следует знать о практическом катании на велосипеде? Вы наверняка уже не раз обращали внимание на жёсткое седло горного велосипеда, на первый взгляд не имеющее ничего общего с комфортом и удобством. Разумеется, это далеко не так, или вернее сказать, не совсем так. Во-первых, геометрия рамы горного велосипеда рассчитана так, что вес ездока распределяется на три точки: руль, седло и педали; тогда как, например, на прогулочном велосипеде вес тела приходится только на седло. Кроме того, велосипедист сам может определять, в какой момент времени и на какую точку может приходиться большая часть его веса. Из этого следует, что, катаясь на горном велосипеде, вовсе не обязательно всё время сидеть в седле. Во-вторых, седло сделано узким и длинным для того, чтобы оно давило исключительно на седалищные кости, не задевая мягкие ткани. Первые несколько дней катания промежность будет прилично болеть, но, поверьте, это лучше, чем постоянные потёртости на ягодицах от «широкого, мягкого и удобного» седла прогулочных велосипедов.
После первой, даже непродолжительной поездки, скорее всего, ныть у вас будет абсолютно всё – руки, ноги, промежность, спина. Офисное кресло в этом плане несравненно удобнее, однако его польза для здоровья до сих пор не доказана, в отличие от езды на велосипеде. Чтобы не заработать какое-нибудь растяжение, советую первую неделю кататься не больше часа в день, если дело совсем плохо – можно кататься с перерывами в день-два. Зато на вторую-третью недели можно с удовольствием кататься по три-четыре часа, и никакие боли вас беспокоить уже не будут. Впрочем, существует мнение, что якобы у мужчин из-за жёсткого седла возникают проблемы с соответствующим органом. Профессиональные спортсмены-велосипедисты не раз заявляли о том, что никаких проблем с сексом у них нет. Да и свежий воздух, активное движение, а также постоянна смена положения велосипедиста не дают оснований утверждать обратное, так что мужчинам беспокоиться не о чем.
Но, даже если вы уже втянулись в процесс, вам следует знать ещё кое-что о повседневном катании. Непосредственно перед выездом неплохо выполнить 15-20 приседаний для того, чтобы разогреть суставы. Обязательно нужно иметь с собой воду (желательно минеральную негазированную – для пользы), чтобы избежать обезвоживания организма во время прогулки, а также восполнять потери жидкости, смазывающей суставы. Пить, хотя бы два-три глотка, нужно каждые 15-20 минут, иначе после поездки вы будете чувствовать очень сильную усталость и боль в мышцах. Очень удобно возить воду в фляге, закреплённой в флягодержателе на раме велосипеда – такой комплект стоит совсем недорого и продается в любом веломагазине. Кроме того, каденс (частота вращения педалей) должен быть около 60-90 оборотов в минуту – доказано, что быстрое вращение педалей полезнее суставам и организму в целом, чем медленное. Медленное, «силовое» педалирование – верный путь к артрозу или, что страшнее, анкилозу (такая болезнь, при которой происходит полное сращение суставов, вследствие чего суставы полностью перестают работать). Чтобы избежать таких проблем, нужно переключать передачи так, чтобы каденс был стабильно высоким. Уставшие мышцы ног – это куда лучше, чем убитые суставы.
К слову, первое время почаще используйте переключением передач, чтобы привыкнуть ими пользоваться. Не может быть одной передачи на все ситуации. В среднем, начинающий велосипедист использует 3-4 различных передачи для разных типов поверхности и педалирования «в горку». Не стоит также бояться сломать или износить на первый взгляд открытую хрупкую трансмиссию – механизм существует не один десяток лет, и в его надёжности не приходится сомневаться.
Как уже говорилось, обязательно нужно приобрести вместе с велосипедом насос, шестигранники, ремнабор, крылья, запасную камеру и шлем. Также по желанию можно купить подседельную сумку, флягодержатель, велосипедную флягу и велокомпьютер. В сумке можно возить инструменты и аптечку, крылья нужны для защиты от грязи в непогоду (очень рекомендую продукцию фирмы SKS), велокомпьютер же может выдавать кучу полезной информации – от простой скорости в движении и пробега в простых моделях до каденса и пульса в более сложных. Наиболее известные марки - Cateye, Sigma, BBB, VDO. Шлем нужно купить обязательно. Хороший пластиковый шлем стоит около 1500 рублей и надежно защитит вашу голову в случае падения. Не пугайтесь того, что он легкий и на первый взгляд непрочный – конструкция надежно защищает, но предусматривает только один удар, после чего шлем приходит в негодность.
Теперь поговорим об обслуживании велосипеда. Если вы не поскупились и приобрели хорошее, качественное изделие, то техобслуживание такого велосипеда – дело простое и приятное. Примерно каждую сотню километров нужно заново смазывать цепь – для этого желательно использовать специальные смазки для открытых механизмов вроде Liquid Wrench Chain Lube (также существует огромное количество смазок для цепи, но лучше покупать опять же в веломагазине, а не абы где), но в крайнем случае сойдет и обычное машинное масло. Не забываем сразу после смазки вытереть насухо цепь, иначе брызги от свежесмазанной цепи будут попадать на одежду и раму велосипеда, что не есть хорошо. Также нужно время от времени подкачивать колёса, поддерживая давление около 3 – 3,5 атмосфер. Рекомендуемое давление указано на покрышке, и как правило, составляет от 40 до 65 Psi – то есть от 3 до 4,5 атмосфер. Чтобы точно накачать колесо, нужно иметь дома насос с манометром. Кроме того, если у вас ободные тормоза, иногда нужно их подстраивать, регулируя отводящую силу пружин колодок.
В долгосрочной перспективе нужно менять цепь и тормозные колодки – цепь после ~4000 километров пробега, колодки по мере их износа. Знатоки вообще рекомендуют покупать сразу три цепи и менять их по кругу каждые 1000 километров, чтобы максимально продлить срок службы трансмиссии в целом – то есть блока задних и передних звёзд. Кстати, если вы внимательно посмотрите на звёзды трансмиссии, но наверняка заметите, что не все зубья ровные – часть как будто сточена или скошена. Так и должно быть – все это просчитано на компьютере и сделано специально для того, чтобы цепь плавно переходила со звезды на звезду при переключении скоростей. Также не стоит постоянно использовать передачи, при которых цепь сильно скошена – то есть, например, идёт от самой большой звезды спереди до самой большой сзади, потому что износ цепи при таком положении сильно возрастает. Ещё неплохо время от времени протирать амортизатор мягкой тряпочкой, а затем обрабатывать "ноги" амортизатора силиконовой смазкой в виде спрея. Такая смазка создаёт защитный слой на поверхности амортизатора и значительно продлевает срок его службы.
Бывают более сложные неисправности велосипеда, требующие похода в велосипедную мастерскую, как например, деформация обода (так называемая «восьмерка», в редких случаях бывает «яйцо») или заржавевшая втулка. Самостоятельно это тоже можно починить, но здесь уже требуются навыки механика и специальные запчасти.
Отдельно о том, как мыть велосипед. Есть как бы 2 подхода к мытью велосипеда: декоративный и "настоящий". Если во время прогулки вы попали под дождь и рама слегка запачкалась, то её следует протирать мягкой тряпочкой с использованием обычной воды или мыльного раствора (ни в коем случае нельзя использовать абразивные чистящие средства). Сразу после мытья раму нужно насухо вытереть во избежание появления разводов. Если на велосипеде установлены ободные тормоза, то скорее всего тормозная поверхность обода покрыта грязью больше, чем обычно, и её тоже нужно вытереть мокрой тряпкой. Ни в коем случае нельзя мыть велосипед под струей воды! Вода под давлением может попасть в подшипники, а чем это кончится, надеюсь, не надо объяснять.
В случае, если требуется "настоящая" мойка, то помимо перечисленного выше требуется очистить цепь, переключатель и кассету с системой. Для этого можно использовать старую зубную щетку, старый ёршик для мытья посуды или специальные, продающиеся в магазинах щётки для очистки велосипеда (впрочем, они ненамного лучше обычных щёток). К слову, если вдруг перестали правильно переключаться передачи, или заедает цепь - проверьте, не попал ли камушек или просто грязь в переключатель или механизмы. Во многих случаях, когда не работает механика велосипеда, следует просто её почистить.
Подробнее о чистке цепи. Чистить цепь можно не снимая, используя ту же щетку или специальную машинку (на картинке). Однако наиболее эффективной чисткой считается полное снятие цепи с велосипеда с последующим "купанием" и щёточкой чисткой в уайт-спирите.
Примерные сроки проведения осмотров и ТО:
Перед каждым катанием проверяйте крепление колёс, биение, давление в камере, надёжность всех резьбовых соединений (особенно на тормозах и рулевой колонке)
Каждый месяц рекомендуется смазывать цепь (или каждые 100-150 км), износ тросов тормозов и переключателей, натяжение цепи, работу отражателей и светотехники (если используется).
Раз в сезон нужно проводить полное ТО велосипеда: менять смазку подшипников каретки, втулок, рулевой колонки, педалей, проверять масло в вилке (в случае воздушно-масляной конструкции). Если всё это не с руки делать самостоятельно, то можно отдать велосипед в мастерскую, где за вполне приемлемые деньги вам сделают всё по высшему разряду.
Следует заметить, что выполнять всё вышеперечисленное с такой строгой регулярностью нужно только если у вас получается приличный пробег за сезон - порядка нескольких тысяч километров. Если вы катаетесь не так много, например, раз в неделю в ближайший парк, то эти сроки можно увеличить примерно в 2 раза.
Пара слов о зимнем хранении велосипеда. Если вы не собираетесь кататься зимой (зимнее катание тоже существует, но это тема для отдельной статьи), то велосипед надо где-то хранить. Идеальный вариант – в тепле где-нибудь в комнате, подвешенным на специальный кронштейн, чтобы велосипед не занимал место. Кронштейн можно купить в веломагазине. Если места на стенах мало или не хочется вешать громоздкую штуку под потолок, можно поставить велосипед на балкон, но стоит учесть, что снег, прямой солнечный свет и перепады температур негативно влияют на велосипедные детали. Вполне удовлетворительный вариант – гараж или остеклённый балкон. Перед тем, как отправить велосипед на хранение, следует тщательно вымыть и смазать его, а также перевести цепь на маленькие звёзды спереди и сзади. Это максимально замедлит растяжение тросов и пружин переключателей скоростей.
Вот, пожалуй, и всё. Спасибо за внимание, уделённое этой статье, и приятного вам катания!
Ссылки:
- более подробно об обслуживании велосипеда - bike-repair.ru;
- как сохранить суставы при катании - статья на velosamara.org;
- помощь в выборе велосипеда, а также разнообразная информация - forum.velomania.ru;
- всё о велошлемах.
Обсуждение - на форуме.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают