Tropico 5: рецензия
Оглавление
- Вступление
- Перемена Times
- Через тернии к обществу и государству
- ГрадоСтроитель-14
- Друзья под неволей
- Заключение
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
Для непосвященного человека сериал Tropico – игра, внешняя сторона которой выглядит гораздо привлекательнее, нежели суть того, что он, собственно, на этом экране видит.
Яркое солнце, высоченные пальмы, жизнерадостные краски, «Латино» из колонок – на это всё не хочется смотреть, в этом хочется участвовать. Хочется, вытянув ноги далеко вперед, развалиться на стуле в каком-нибудь пабе со стаканом мохито в руке и смотреть вслед уплывающему за горизонт закату.
реклама
Собственно, это и есть мой главный совет вам, если вы собрались играть в эту игру – в ближайшие часы вас ждет ненапряжное, сплошь заряжающее позитивом и умиротворением действо, к которому стакан чего-нибудь расслабляющего подойдет как нельзя кстати.
Перемена Times
Впрочем, это совсем не означает того, что вам не придется здесь думать. Просто думы в Tropico 5 в разы более простые, нежели в других стратегиях. Такие игры обычно называют «стратегиями немецкой школы».
Суть в следующем – у вас есть здания, люди и бюджет, но при этом людей вы напрямую не контролируете (только приоритеты расставляете), военных действий не ведете (или почти не ведете), а вся экономика замкнута сама на себя – то есть сама себя производит и сама себя обслуживает, без помощи других городов или государств.
До Tropico 4: Modern Times серия развивалась больше количественно, чем качественно – больше зданий, больше указов, больше пикселей на рисование теней – все это походило на патентованную Сарсом практику годами продавать игру поочередно с каждым десятидолларовым DLC в отдельной коробке за полную цену.
реклама
Лишь в Modern Times разработчики хоть как-то шагнули дальше – очевиднейшая и банальнейшая для стратегий вещь под названием «течение времени», которая постепенно открывала вам новые здания и добавляла случайные события, очень сильно оживила игру про край высоких пальм и диких обезьян.
С пятой же частью вышло немного по-другому. В ней разработчики наконец-то отважились на действительно смелые решения. Дело в том, что Tropico 5 – это уже не просто градостроительный симулятор в интересном сеттинге, как раньше. Пятая часть не побоялась войти на территорию Civilization и Empire Earth – город необходимо строить и там, и там, но основное действие и главная суть были вообще не в нем.
В игровом процессе она ни на йоту не отличается от предыдущих – строим город, развиваем промышленность, экспортируем товары и всячески благодетельствуем населению, попутно следя, не бегают ли возле дворца повстанцы с оружием. Но в Tropico 5 есть несколько серьезных нововведений, которые, как новые грани на драгоценном камне, заставляют ее каждый раз по-новому переливаться в ваших руках.
Первое и главное из них – это эры. Теперь на руках нет сразу всех возможностей, как было раньше (и они не появляются со временем, как в Modern Times). Строить богатый, сытый и веселый Тропико вам придется сквозь толщу нескольких веков, развив его от британской колонии до современного независимого государства.
Через тернии к обществу и государству
Например, в колониальную эру ваше государство – каноническая банановая, а также кукурузная, сахарная, молочная и бревенная республика в своем идеальном воплощении. Денег нет, образования – ноль, здравоохранения – ноль, закона и порядка – ноль, экспорт – бананы, кукуруза, сахар, соль, железо и бревна, а единственный плод технического прогресса – свежеотёсанная доска.
Хотите в светлое будущее – провозглашайте независимость. Хотите независимости – добейтесь поддержки народа. Хотите поддержки народа – сделайте ему хорошо. Хотите сделать ему хорошо – угождайте ему всеми возможными способами – начиная от первоочередных паба, церкви и фермы, заканчивая нормальным жильем и газетами под его двери, что в Tropico 3 и 4 делалось едва ли не в последнюю очередь.
Думали, что сможете, как раньше, сразу построить пяток соляных шахт и лагерей лесорубов, на вырученные деньги быстренько отгрохать среднюю школу, чтобы обеспечить промышленность рабочей силой, настроить фабрик и на разливанное море образовавшихся денег решать все остальные проблемы? А вот и нет, не угадали.
Что касается денег, то их стало заметно меньше, чем раньше. На среднем уровне сложности, имея столько же производственных зданий, сколько в Tropico 3 и 4, получаешь куда как меньший доход. Виной тому – новые экспортные цены, уменьшенные по сравнению со старыми раза так в четыре. Ответ на вопрос, зачем разработчики так поступили, приходит чуть позже – чтобы заставить вас заниматься местной торговлей.
Если раньше требовалось всего лишь обеспечить город достаточным количеством дальнобойщиков, а порт – нужным количеством докеров, то теперь у вас, помимо этого, есть свой торговый флот, торговые отношения с другими странами и соглашения, влияющие не только на кошелек, но и на отношение стран-партнеров (без высокого уровня которых сколь-нибудь выгодных контрактов вы не получите). И если хотите хоть как-то выбраться из полной нищеты и начать нормально сводить концы с концами, придется заняться всем этим.
реклама
В мультиплеере же ситуация с деньгами совсем другая. Даже в самом начале, когда у вас есть только парочка плантаций, недостатка в них почти не ощущаешь (ага, еще не хватало в нем проблем с деньгами). Но удивляет он другим – тем, как столь неспешная, даже можно сказать, медитативная игра может трансформироваться в действо с двумя сотнями кликов в секунду. Неважно, как вы играете, друг против друга или в кооперативе – на ваше зашкаливающее желание победить соперника это влияет ровно никак.
Есть, конечно, такие вещи, как дипломатия, союзы и поддержка, но на что-то революционное местный мультиплеер не тянет. Если честно, Tropico 5 мог бы прекрасно обойтись без него, поскольку в нем вся прекрасная атмосфера тропического рая в Карибском бассейне выветривается напрочь. Хотя если вы все-таки соберетесь в него играть, лично я порекомендовал бы все-таки кооператив – на ненапряжную и размеренную одиночную кампанию он похож несколько больше.
Впрочем, мы с вами отвлеклись. На чем я остановился… ах да, на эрах. В эру мировых войн, например, картина разительно отличается от того, что было в колониальной эре. Все то, чего у вас не было раньше, вам все-таки дают, но в зачаточном виде: промышленность нетехнологичная, есть базовые полицейские участки, клиники, инфраструктура и все в таком духе.
Больше всего это похоже на оригинальный Tropico 3 – для большей экономии времени не хватает только поставить рядом с каждой потребностью в альманахе кнопочку «решить», на которую можно было бы просто нажать.
Кстати, об альманахе. В Tropico 5 его значительно переделали – безликие выкладки заменили цветастыми иконками, почти на каждой странице есть диаграммы и графики, да и в целом информация скомпонована гораздо грамотнее. Это касается и всего интерфейса – в Haemimont Games, видать, наконец-то нашли в графическом редакторе кнопку «заливки», поскольку чего-то блеклого в местном интерфейсе почти не осталось.
Впрочем, радость продлится ровно до тех пор, пока вы не открываете меню строительства. Не то, чтобы все стало плохо,… просто теперь все необходимое «лежит» на других, непривычных местах. Честь и хвала разработчикам за их труд, конечно, но если учесть, сколько времени прошло с выхода третьей части (пять лет, если кто запамятовал) и как трудно изменить выработанные за столь длительный срок навыки и привычки, хочется подытожить – менять его все-таки не стоило.
ГрадоСтроитель-14
Мелких и незначительных доработок в Tropico 5 настолько много, что, например, Tropico 4 очень хочется переименовать в Tropico 3.5. К примеру, начало у вас бунтовать местное население. Если раньше их можно было расстрелять, подкупить или устроить диверсию, то здесь появился еще один вариант – спросить, а чего они, собственно, хотят? И лучше бы вам это сделать. Потому что, во-первых, после обещания решить проблему они сразу же расходятся, при этом не устраивая массовых бесчинств и разрушений, а во-вторых, их просьбы довольно бесхитростны – увеличить довольство тем-то или построить то-то.
Или взять, например, карту. Остров поначалу – больше не раскрытая книга, как раньше. Его необходимо разведывать, как во многих пошаговых стратегиях. Хотите организовать, например, производство сигар? Найдете, где посадить табак – не вопрос. И так со всем. Но есть один нюанс – даже найдя столь желанный золотой рудник, вы не получите с него ни гроша, пока не исследуете технологию строительства шахт.
Да-да, вы не ослышались – в Tropico 5 появилось древо технологий, и теперь такие простые вещи, как шахта, лесопилка и коммунизм, необходимо сначала исследовать. Что в свою очередь даст больше возможностей заработать столь ценных в этой игре денег и позволит, наконец, перейти в следующую эру.
Здесь же появилось еще одно понятие, очень характерное для многих диктаторских стран – правящая династия. В любой момент времени вы можете сменить вашего президента на его родственника, в зависимости от решаемой задачи.
Так, в одной из миссий одиночной кампании вам придется отразить вооруженное нападение другого острова. Готовиться к нему можно за обычного администратора, который будет повышать производительность зданий и, как следствие, заработает больше денег, которые можно потратить на лишнюю военную базу. А перед самым вторжением стоит сменить его на родственника-тактика, под руководством которого солдаты будут получать меньший урон в бою.
Но самая большая из «мелких» доработок – это, конечно же, конституция. Если коротко – это как указы, только бесплатно, надолго и три штуки сразу («+3» в каждой эре). Взять, например, религиозные права. Можете провозгласить теократию – тогда церковь будет следить за порядком на улицах и снизит преступность. Можете объявить государство светским – граждане будут молиться, кому захотят и станут более благодушными. А можете просто сказать им, что бога нет – тогда верующих станет меньше, а ваши ученые, не отвлекаясь на крамольные мысли о религии, начнут исследовать технологии быстрее.
И вот так вот, перечитывая куцый текст каждого из вариантов конституции, и пытаясь понять, какой из них тебе нужен именно сейчас, понимаешь, что для того, чтобы окончательно почувствовать себя диктатором, в Tropico не хватало именно этого.
Друзья под неволей
Кстати, об отношениях. Политика в Tropico 5 изменилась, но не особенно. Начнем с того, что в колониальную эру, несмотря на отсутствие выборов и то, что словосочетание «Внешняя политика» для вас – самое нецензурное ругательство, на острове есть аж две политические партии – роялисты (сторонники того, чтобы Тропико и дальше оставался британской колонией) и революционеры (сторонники независимости).
В эру мировых войн картина становится привычнее – капиталисты, милитаристы, верующие: почти привычная ситуация для всех тех, кто хоть раз запускал Tropico. Но в какой бы эре вы не находились, суть от этого меняется слабо – чтобы остаться на посту и не умереть от передозировки свинца в организме, вам придется угождать наиболее многочисленным и влиятельным политическим фракциям острова.
Голова, конечно, периодически пухнет, но в лучшие моменты этой игры вы буквально ходите по лезвию ножа, пытаясь одновременно позаботиться о населении и добиться своей цели, при этом не пробив дыру в бюджете и не умерев от повстанческой пули.
Впрочем, давние фанаты сериала знают, что игровой процесс – это далеко не первое, что не позволяет заскучать в Tropico. Помимо местной атмосферы и возможности выпустить своего внутреннего Фиделя Кастро наружу, здесь есть еще и искрометный юмор, придающий законченность всему происходящему на мониторе. Правда, пятой части это не касается.
Удивительным образом, Tropico 5 – совсем не такая смешная, как предыдущие игры серии. Я понимаю, разработчики не хотели повторяться, но то, что получилось – есть «Камеди Клаб» в худшем виде. Менее смешным стало все – описания зданий, брифинги заданий, комментарии к указам, даже диджей на радио – и тот неспособен вызвать улыбку.
Неужели Хуанито вернули?! – наверняка подумали вы сейчас. Спешу вас расстроить – нет. Вместо него здесь есть некая Лула, речи которой больше похожи на типичный женский треп после похода по магазинам. Хуанито, хоть его голос и походил на голос гарцующего в брачный период павлина, был намного лучше. Даже непонятно, что помешало разработчикам вернуть его назад. Да и задавать им вопрос «Где он?» третью игру подряд уже как-то неприлично.
Чтобы не быть голословным, сразу приведу пример. Захотели вы, скажем, объявить на острове сухой закон. Лула отреагирует на него так:
«Первый день запрета. В Тропико не хватает молока для всех молочных коктейлей с манго и какао, а эту пустоту с успехом могла бы заполнить одна кружечка грога... не знаю, как я долго протяну... эль президенте... пожалуйста».
Похвально, что в Haemimont Games хотя бы смутно, но все-таки помнят «пиратскую» вторую часть. А теперь слушайте Хуанито из Tropico 3:
«Теперь в Тропико алкоголь официально запрещен, так что всем людям на вечеринках стоит быть осторожнее – с этого момента нарушителей будут расстреливать на месте. Магазин Пабло просит своих клиентов не спрашивать растворитель Попа, политуру Лама-Рама и другие продукты на спирту, поскольку все они уже были раскуплены».
Чувствуете разницу? Вот и я о том же.
Заключение
Несмотря на это, разработчики сделали главное – Tropico 5 держит вас у экрана куда крепче, чем Tropico 3 и 4. У Tropico 4: Modern Times это тоже неплохо получалось, но пятая игра действительно заслуживает новой цифры в своем названии. Она наконец-то не наскучивает после первых нескольких миссий, как было с третьей и четвертой частями. С каждой новой миссией вы открываете в ней что-то новое, и его ровно столько, сколько достаточно для того, чтобы удержать вас у экрана до следующей.
Но в какой-то момент, когда все эти пакты, указы и постылые шуточки Пенультимо уже встают поперек горла, очень хочется остановить игру, спустить камеру к земле и просто наблюдать. Неважно за чем: за шелестом травы, за фермером на поле, за прибрежными волнами – просто сидеть и наблюдать. Наблюдать и отдыхать душой.
Эту игру даже не хочется резать на открытки – хочется просто в ней взять и оказаться. Пройти туристом по всем пабам, кабаре, клубам и сувенирным лавкам, изредка замечая какого-нибудь черного, как сажа, шахтера или спокойно обходящего улицы полицейского. В этой игре есть то, чего нет во многих других – она живая. В ней каждую секунду что-то происходит. И у всего это есть свой особый, совершенно неповторимый шарм, буквально сочащийся из каждого пикселя. Шарм, который вы нигде больше не найдете. И только когда ты замечаешь, как местные солдаты разгоняют очередную толпу демонстрантов, приходит отрезвление и понимаешь: как хорошо, что этот тропический рай находится по ту сторону монитора, а не по эту.
И помните – Эль Президенте всегда прав. Даже если он ошибается.
Вердикт: настолько большой шаг вперед, что у Haemimont Games даже порвало штаны – в некоторых вещах Tropico 3 так и остался непревзойденным.
Оценка: 7.5 («Хорошо»).
Выражаем благодарность:
- Компании Бука за предоставленный для игры ключ.
- Tropico 5: тестирование производительности
Тестирование тридцати трех видеокарт и пятидесяти двух процессоров в паре разрешений и двух режимах работы. - Обсуждение игры Tropico 5 на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила