Сравнение AMD K6-III+, AMD Athlon XP и AMD Athlon 64 на равной частоте (600 МГц)
Целью статьи является сравнение платформ трёх поколений процессоров AMD: K6, K7 и K8. Каждый из представленных процессоров стал венцом развития своей платформы: К6-III+ получил большой кэш L2 объёмом 256 КБ и новый на тот момент техпроцесс 0,18 мкм, в то время как его предшественники изготавливались по технологическим нормам 0,25 мкм и L2-кэш присутствовал только у старшей модели K6-III, которая официально так и не покорила частотный порог в 450 МГц. AMD Athlon XP представлен последним ядром Barton с 512 КБ кэша и технологическим процессом по нормам 0,13 мкм. Для произвольного переключения множителя был взят мобильный вариант этого процессора, позволяющий свободно манипулировать множителем без необходимости хирургических операций над мостиками на кристаллоносителе. AMD Athlon 64 FX-57, изготовленный по 0,090 мкм техпроцессу с 1МБ L2-кэша, стал вершиной для платформы Socket 939, после него был выпущен двухъядерный FX-60, который в данном сравнении бесполезен, поскольку я поставил перед собой задачу сравнить ядра процессоров и отследить их прогресс от поколения к поколению. С этой же целью используется одни и те же видеокарта с SSD во всех трёх системах, а под Socket A и Socket 939 - один комплект памяти с теми же самыми настройками.
реклама
Конфигурация стенда с AMD K6-III+:
AMD Socket 7 K6-III+ 550@600 MHz
Gigabyte GA-5AA (ALI Aladdin V) rev.3.2 firmware rev.F7B (beta)
реклама
512MB SDRAM Micron PC133 2-2-2-5 BGA-chips
128MB ATI FireGL 8800 (IBM) Catalyst 8.03.98.4
120GB SSD Crucial with IDE/SATA adapter
реклама
Конфигурация стенда с AMD Athlon XP:
AMD Socket A Athlon XP-M@600 MHz
Epox EP-8VTAI (VIA KT880 + VT8237)
2048MB DDR400@133 Patriot 2-2-2-6
реклама
128MB ATI FireGL 8800 (IBM) Catalyst 8.03.98.4
120GB SSD Crucial with IDE/SATA adapter
Конфигурация стенда с AMD Athlon 64:
AMD Socket 939 Athlon 64 FX-57@600 MHz
Epox EP-9NDA3I (NVIDIA nForce3 250 Ultra)
2048MB DDR400@133 Patriot 2-2-2-6
128MB ATI FireGL 8800 (IBM) Catalyst 8.03.98.4
120GB SSD Crucial with IDE/SATA adapter
Для того чтобы уравнять условия для всех трёх процессоров, оперативная память на Socket A и Socket 939 работает на частоте 66 МГц с таймингами 2-2-2-6, что эквивалентно SDR PC-133. Для платформы Socket A была выбрана материнская плата на чипсете VIA KT880 в силу более лёгкой управляемости этого чипсета, который по большому счёту кардинально не менялся со времён KT266, эволюционируя с сохранением характерных черт всего семейства системной логики. А на nForce2 возникли проблемы с настройками мобильной версии Athlon XP и оперативной памяти. Все три конфигурации были протестированы в наборе тестов из конкурса "Битва ветеранов - 2", проводившемся на данном сайте. Собственно, это соревнование и натолкнуло меня на мысль уравнять процессоры по частотам и посмотреть "чистую" разницу в производительности. Итак, вот эти тесты (результаты 3D Mark даны для справки):
Socket 7 | Socket A | Socket 939 | |
Atomic CPU Test | |||
CPU Mathmark | |||
Mathmark | |||
Nuclearus MultiCore v.1.0.0 | |||
Super PI 4M | |||
TesteR v.0.107 | |||
WinRAR | |||
Xlobuz v.099b3 | |||
3D Mark 2000 | |||
3D Mark 2001 | |||
3D Mark 2003 |
То же самое, но в цифрах:
Socket 7 | Socket A | Socket 939 | ||
Atomic CPU Test | CPU | 1905 | 1609 | 1643 |
FPU | 1287 | 1898 | 1927 | |
Кэш/Память | 1536 | 2076 | 2617 | |
CPU Mathmark | Addition | 13.53 | 3.359 | 3.406 |
Subtraction | 12.918 | 3.297 | 3.328 | |
Multiplication | 13.339 | 3.203 | 3.172 | |
Division | 28.752 | 9.047 | 9.141 | |
Simple Math | 68.539 | 18.906 | 19.047 | |
Prime Number Check | 7.581 | 5.125 | 4.906 | |
Calculating PI | 28.34 | 10.157 | 10.187 | |
Power Test | 15.102 | 5.312 | 6.875 | |
Complex Math | 51.023 | 20.594 | 21.968 | |
Total time | 119.562 | 39.5 | 41.015 | |
Mathmark
|
Addition | 2.007 | 1.669 | 1.747 |
Substraction | 1.995 | 3.266 | 3.25 | |
Multiplication | 3.698 | 3.1 | 3.161 | |
Division | 10.421 | 11.057 | 11.603 | |
Sinus | 4.215 | 4.947 | 4.846 | |
Cosinus | 4.444 | 4.958 | 4.996 | |
Tangens | 6.487 | 6.391 | 6.593 | |
Atangens | 6.636 | 7.845 | 7.95 | |
Logarithm | 6.139 | 5.818 | 6.156 | |
Overal | 44.047 | 45.785 | 47.052 | |
Nuclearus MultiCore v.1.0.0
|
ALU Speed | 541 | 665 | 1029 |
FPU Speed | 513 | 790 | 882 | |
MultiThread Speed | 509 | 774 | 999 | |
System Score | 518 | 747 | 996 | |
Super PI 4M
|
31:57 | 12:41 | 11:47 | |
Tester v.0.107 | Test 1 | 99.633 | 141.922 | 133.062 |
Test 2 |
11436
|
8597 | 8551 | |
Test 3 | 10428 | 11086 | 11025 | |
Test 4 |
32533
|
32485 | 32293 | |
Test 5 | 44297 | 38536 | 38333 | |
Score |
2901
|
2512 | 2539 | |
Xlobuz v.099b3
|
Test 1 | 499 | 590 | 625 |
Test 2 | 403 | 548 | 604 | |
Test 3 | 468 | 603 | 594 | |
Test 4 | 255 | 388 | 431 | |
Test 5 | 224 | 409 | 406 | |
All | 1849 | 2538 | 2660 | |
MadOnion 3DMark 2000 Pro v.1.1 (в скобках указаны значения для частоты 600 МГц процессора K6-III+) без скобок - 625 МГц (5 х 125) |
3DMark Result | 3554 (3194) | 4952 | 7031 |
CPU Speed | 226 (206) | 363 | 467 | |
Game 1 Low Detail | 65,0 (58,8) FPS | 83,9 | 120,9 | |
Game 1 Medium Detail | 48,4 (43,5) FPS | 64,1 | 92,3 | |
Game 1 High Detail | 35,3 (31,4) FPS | 51,2 | 72,2 | |
Game 2 Low Detail | 94,2 (84,4) FPS | 125,9 | 191,0 | |
Game 2 Medium Detail | 33,8 (30,5) FPS | 54,3 | 69,4 | |
Game 2 High Detail | 19,5 (17,6) FPS | 33,3 | 40,1 | |
Fill Rate (Single-Texturing) |
1074,2 (1073,2) MTexels/s | 1073,7 | 1070,2 | |
Fill Rate (Multi-Texturing) |
2166,8 (2154,2) MTexels/s | 2201,1 | 2193,3 | |
High Polygon Count (1 Light) | 9452 (7953) KTriangles/s | 21968 | 22534 | |
High Polygon Count (4 Lights) | 8014 (6716) KTriangles/s | 13978 | 14854 | |
High Polygon Count (8 Lights) | 7212 (6017) KTriangles/s | 10543 | 11502 | |
8MB Texture Rendering Speed | 315,6 (299,6) FPS | 379,2 | 570,7 | |
16MB Texture Rendering Speed | 175,5 (165,2) FPS | 200,1 | 311,6 | |
32MB Texture Rendering Speed | 97,0 (91,7) FPS | 100,0 | 160,2 | |
64MB Texture Rendering Speed | 50,9 (47,9) FPS | 50,8 | 77,3 | |
Bump Mapping (Emboss, 3-pass) | 109,7 (110,1) FPS | 240,4 | 251,2 | |
Bump Mapping (Emboss, 2-pass) | 160,0 (158,7) FPS | 354,6 | 381,4 | |
Bump Mapping (Emboss, 1-pass) | 291,6 (285,4) FPS | 618,4 | 668,1 | |
Bump Mapping (Environment) | 356,3 (329,5) FPS | 441,9 | 439,2 | |
MadOnion 3DMark 2001 SE (в скобках указаны значения для частоты 600 МГц процессора K6-III+) без скобок - 625 МГц (5 х 125) |
3DMark Score | 3479 (3123) | 5477 | 6463 |
Game 1 Low Detail | 35.6 (30.5) | 64.5 | 84.5 | |
Game 1 High Detail | 8.4 (6.8) | 19.3 | 24.0 | |
Game 2 Low Detail | 68.2 (60.4) | 115.3 | 135.0 | |
Game 2 High Detail | 35.7 (32.0) | 58.5 | 67.7 | |
Game 3 Low Detail | 44.7 (39.2) | 73.0 | 89.9 | |
Game 3 High Detail | 17.9 (15.5) | 31.1 | 38.4 | |
Game 4 - Nature | 37.8 (36.8) | 38.5 | 38.3 | |
Fill Rate (Single-Texturing) | 790.2 (790.2) MTexels/s | 911.0 | 911.0 | |
Fill Rate (Multi-Texturing) | 2249.8 (2257.1) MTexels/s | 2239.8 | 2236.2 | |
High Polygon Count (1 Light) | 28.0 (26.9) MTriangles/s | 34.0 | 38.4 | |
High Polygon Count (8 Lights) | 9.1 (8.7) MTriangles/s | 10.8 | 10.3 | |
Environment Bump Mapping | 56.7 (49.2) fps | 89.0 | 81.2 | |
DOT3 Bump Mapping | 66.6 (57.4) fps | 97.3 | 90.1 | |
Vertex Shader | 40.9 (38.3) fps | 69.3 | 86.5 | |
Pixel Shader | 40.2 (34.8) fps | 81.8 | 81.7 | |
Advanced Pixel Shader | 83.1 (82.7) fps | 75.2 | 74.6 | |
Point Sprites | 31.6 (31.5) MSprites/s | 31.6 | 31.6 |
Atomic CPU Test: тест демонстрирует превосходство целочисленной части K6-III+ над аналогичными блоками Athlon XP-M и Athlon 64. Причиной превосходства является короткий конвейер К6 по сравнению с К7 и К8, а также лучшая производительность блока MMX/3DNow! в К6 над блоком инструкций SSE в К7 и К8, но только в целочисленных вычислениях. Тест FPU расставляет всё по своим местам, от былого 20% преимущества не остаётся и следа, характеристики FPU К7 и К8 оказываются близки по результатам, демонстрируя 1,5-кратное превосходство над К6. Тест взаимодействия кэша/памяти так же показывает, что данные блоки были в К7 и К8 серьёзно переработаны, т.к. разница в показателях не пропорциональна разнице в размерах кэша, объём которого от ядра к ядру удваивается. Производительность подсистемы памяти К7 относительно К6 оказывается на 35% выше, К8 относительно К7 - на 26%. Как далее будет видно, тест хорошо реагирует на изменения в подсистеме памяти, а именно - отключение кэша.
CPU Mathmark не демонстрирует ничего нового, показывая сходные результаты К7 и К8 и их почти 4-кратный отрыв от результатов К6, что является следствием слабости FPU последнего.
L2 ON
|
L2 OFF
|
|
Atomic CPU Test | ||
Mathmark
|
||
Super PI 1M
|
Tester v.0.107 показывает зависимость от длины вычислительного конвейера, манипуляции с подсистемой памяти не оказывают на результат никакого влияния.
Кратко подвести итог того что демонстрируют приложенные картинки и цифры в таблицах можно следующим образом: везде, за редким исключением, видно превосходство Socket A над Socket 7 и Socket 939 над Socket A. Объясняется это различиями в микроархитектуре: у K6-III+ ахиллесовой пятой является FPU, там где он заменён на SIMD MMX/3DNow! видно выравнивание результатов, а то и превосходство над соперниками за счёт более короткого конвейера; следующим слабым местом K6-III+ становится L2-кэш, которого в 2 раза меньше по сравнению с Athlon XP и в 4 раза - с Athlon 64 FX-57; затем идёт пропускная способность памяти и системной шины, которая от K6 до К8 поступательно растёт за счёт применения DDR, двухканального доступа и интегрирования контроллера памяти в кристалл процессора. Причём K6-III+ не спасают ни заниженные частоты DDR на более новых системах, ни одноканальный вариант использования памяти, ни даже отключение L2-кэша, ни разгон шиной до 625МГц (5х125), всё равно он проигрывает более новым архитектурам. Тесты 3D Mark хорошо демонстрируют интегральную производительность системы с учётом указанных архитектурных различий.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила