Рецензия на игру "Ведьмак 2: Убийцы королей"
реклама
(The Witcher 2: Asassins of Kings)
Жанр: Action/RPG
Издатель: Atari
Издатель в России: 1С-Софтклаб
Локализатор: Snowball Studios
Разработчик: CD Project RED
Сетевой режим: нет
Платформа: PC
Сайты по игре: www.thewitcher.com, www.kaermorhen.ru
Четыре года назад никому не известная польская команда разработчиков, назвавшая себя CD Project RED, создала игру, которой суждено было стать без преувеличения лучшей RPG 2007 года – небывалый успех для дебютного проекта начинающей команды. Игра создавалась пять долгих лет, в процессе работы успели смениться главный герой, игровой движок и общая концепция. Путь, который прошли разработчики, был нелегким, но тем более заслуженно то признание, которое получила игра. Мрачный, реалистический мир саги Анджея Сапковского, в котором нельзя выбирать между добром и злом, а можно лишь иногда выбрать между Большим Злом и тем, что «чуточку поменьше», получил новое воплощение – в виде отлично проработанной, глубокой и очень атмосферной игры.
Классическая «проблема продолжения», с которой сталкивается любая команда разработчиков, выпустившая успешный проект, разумеется, не обошла стороной CD Project. Создать игру, пусть и на основе готовой фэнтезийной вселенной – задача сложная, но поляки с ней справились. Но дальше им предстояло создать продолжение, которое не просто развивало бы идеи оригинала, а предлагало также и нечто новое, то, чего не было в первой части. Сложность состоит в том, чтобы сбалансировать развитие старых наработок и привнести новые идеи, сохранив при этом цельность проекта. Перекос в одну сторону – и игру примут только ярые поклонники первой части; перекос в другую – и даже самые преданные фанаты уйдут, предварительно обругав никудышных разработчиков, «заваливших продолжение такой игры». Попытаемся разобраться, справились ли создатели «Ведьмака 2» с этой непростой задачей…
Начнём с сюжета – той составляющей, которая ведет игрока по миру игры, открывая всё новые и новые тайны, знакомя с новыми персонажами и показывая новые локации. История второй части начинается ровно там же, где заканчивается первая - как мы помним, в конце «Ведьмака» Геральт убивает некоего подосланного к королю Фольтесту наёмного убийцу, который неожиданно оказывается тоже ведьмаком, как и главный герой.
(кликните по картинке для увеличения)
Если на этой картинке убрать интерфейс и главного героя, получится отличная обоина на рабочий стол
Кстати, если вы вдруг не знакомы с произведениями пана Сапковского о ведьмаке Геральте, настоятельно рекомендую прочитать как минимум сборники «Последнее желание» и «Меч Предназначения» - множество вопросов к сюжету, которые совершенно неизбежно возникнут у не знакомых с вселенной игры людей, отпадёт сразу. К сожалению или к счастью – смотря как глядеть на дело – игра очень крепко привязана к своей книжной основе, и поэтому получить полное удовольствие от сюжета можно, лишь, например, точно зная, что такое «битва под Бренной» и погиб ли в ней маршал империи Нильфгаард Менно Коегоорн.
Итак, Геральт из Ривии становится (впрочем, как выяснится позже, очень ненадолго) телохранителем Фольтеста, короля Темерии, который, в свою очередь, развязал войну против баронов Ла Валетт с целью освободить своих внебрачных детей. Штурм родового замка баронов, который начинается для нашего героя на первый взгляд весьма удачно, вдруг оборачивается катастрофой, и Геральт оказывается в тюрьме, откуда его неожиданно вызволяет командир темерского специального отряда (так и просится на язык - «спецназ») Вернон Роше. Вместе с этим человеком Геральту предстоит пройти долгий, но очень увлекательный путь по миру игры, спасая принцесс и убивая драконов, в один момент вызволяя своих старых приятелей из виселицы, а в другой – решая, как поступить с королём-тираном…
Фабула, конечно, звучит банально и избито, но она одинакова почти для всех книг и игр в жанре фэнтези, и в этом случае мастерство авторов проявляется в подаче сюжета, в том, как проработан мир игры, насколько харизматичны персонажи, как они озвучены и так далее. С уверенностью можно заключить, что сюжет второго «Ведьмака» не подкачал и что вкупе с первой частью он вполне мог бы стать продолжением канонической саги Сапковского.
Развитие сюжета очень и очень во многом зависит от действий игрока, и тут «Ведьмак 2» проявляет себя настоящей RPG: решения, принимаемые в процессе игры, позднее могут отразиться на дальнейшей истории самым неожиданным образом. Например, окруженная стражниками эльфка может оказаться не только тайным агентом лесных партизан, но и, в случае если игрок встанет на её сторону, существом без чести и без совести, которое позднее под благовидным предлогом заманит героя в ловушку своих лесных собратьев. Как главная сюжетная линия, так и побочные задания имеют множество вариантов завершения не только в зависимости от действий игрока в ходе выполнения конкретного задания, но и от прогресса в выполнении других поручений.
Система диалогов, которая и отвечает за развитие сюжета, очень похожа схему, использованную в Mass Effect 2: текстовое описание варианта ответа является лишь весьма сокращенной версией того, что герой скажет на самом деле. С одной стороны это интересно – игрок так сразу и не узнает, что именно скажет герой, а с другой – если не разгадать правильно смысл высказывания, можно ляпнуть что-нибудь не то, ведь здесь реплики не обозначаются значками «хороший»/«нейтральный»/«агрессивный», как в ME 2.
Но хватит о сюжете. В конце концов, игра – это не только хорошо рассказанная история и умело срежиссированные диалоги. Чем же ещё игроку предстоит заниматься в мире игры? Да примерно тем же, чем и в первой части: убивать монстров по заказам с доски объявлений (надо же хоть иногда заниматься делом по специальности, не всё же время мир спасать), гулять по миру игры, развивать свои таланты, собирать ингридиенты для ведьмачьих зелий, масел и бомб, заказывать новые доспехи и оружие у мастеров, играть в мини-игры и время от времени напиваться в стельку со старыми приятелями. Сюжет никуда не торопит игрока (за очень редкими исключениями), и можно браться за любое задание, которое больше по душе.
(кликните по картинке для увеличения)
Старейшина деревни Хораб рассказывает жителям деревни старую-страрую страшилку о ведьмаке и принцессе-стрыге
Боевая система во второй части игры претерпела значительные изменения. Если раньше весь бой строился на том, чтобы в определенном ритме кликать мышкой да изредка использовать Знаки (для непосвящённых: это местный аналог магии), то теперь всё иначе. В бою Геральт фиксируется на определенном противнике и дерется только с ним; правда, позднее можно развить различные способности, которые могут наносить побочный урон стоящим рядом противникам. Левая и правая кнопка мыши отвечают за слабую, но быструю и мощную, но медленную атаки соответственно, каждая из них эффективна против определенного типа противника. На отдельной кнопке есть также блок. Знаки тоже никуда не делись, и при правильном использовании могут значительно облегчить бой. Например, Знак Квен создаёт защитный барьер, поглощающий урон, а Знак Ирден образует на земле ловушку, попав в которую противник временно теряет способность сопротивляться. Но, разумеется, как и прежде, у Геральта за спиной висит два меча – стальной против людей и серебряный против чудовищ (хотя кое-каких чудовищ сподручнее убивать стальным мечом, ведь в мире «Ведьмака» обычные люди порой куда страшнее любого монстра).
Алхимия – ещё один аспект боевой системы «Ведьмака 2». С помощью рецептов, которые можно купить у торговцев (или найти самостоятельно), создаются ведьмачьи эликсиры, без которых в некоторых сражениях придётся туго. Помимо зелий, Геральт умеет делать масла для усиления оружия и бомбы с различными боевыми эффектами. Правда, не очень удобно то, что зелья нельзя пить на ходу, для их употребления необходимо перейти в специальный режим медитации, да и действуют они недолго.
Ещё одно нововведение в игре – это QTE (Quick-Time Events), когда в строго определенный момент в бою нужно нажать какую-либо кнопку. Новшество было позаимствовано, понятно дело, у приставочных игр. Насколько оно вписывается в игру – трудно сказать, мне, например, понравилось. На использовании QTE полностью построена одна из мини-игр в «Ведьмаке 2» - кулачный бой.
В целом «боёвка» сделана очень здорово, но есть и моменты, которые иногда откровенно раздражают. Геральт реагирует на действия игрока с заметной задержкой, но к этому можно привыкнуть. Куда больше действиует на нервы пресловутый автоприцел, который успели обругать все игроки на всех форумах. Вообще-то в управлении этим прицелом тоже нет ничего сложного, но проблема в том, что он виден только на противнике, и никогда не знаешь, на сколько нужно ещё передвинуть мышь, чтобы прицел перешёл на нужного монстра.
А вот с «бродильной» частью игры всё отлично. Дизайнеры локаций действительно постарались и создали для нас совершенно незабываемый мир. Готов поспорить, что лес вокруг городка Флотзам вы не забудете никогда, потому что настолько здорово воссоздать лес в электронном виде не удавалось, по-моему, ещё никому. Военный лагерь каэдвенской армии и его окрестности местами тоже весьма впечатляют – шатры, лабиринт скал, красивая речка, бордель на берегу…
Всё это великолепие дополняется хорошей музыкой и отличным звуком. Лес таинственно шумит, жужжит и стрекочет, в городе и лагере фоном слышны шум, ругань, зазывающие крики торговцев и пьяные песни.
Отдельно стоит сказать об озвучке, которая, конечно, является очень важной частью любой RPG. В целом она отличная, что и неудивительно – локализацией игры в СНГ занималась компания Snowball, известная качеством своих локализаций. Тем не менее, к озвучиванию персонажей местами есть претензии. Например, русский голос Трисс Меригольд ей не слишком подходит. По сюжету, Трисс – хоть и молодая, но уже опытная чародейка, побывавшая не в одной битве, и к тому же являющаяся придворной советницей короля. Разве может такой человек говорить «Ах, смотри, специальный отряд короля!» с такой интонацией, с которой произносят фразу «Ах, смотри, какой цветочек!»? Кроме того, с ошибочной интонацией (видимо, из-за незнания актёрами контекста разговора) озвучена по крайней мере одна реплика.
Но в целом подбор актёров более чем удачный – игру стоит купить хотя бы ради незабываемых диалогов с участием Золтана Хивая.
(кликните по картинке для увеличения)
Знакомьтесь - Золтан Хивай. Искусный ювелир, горький пьяница, старый друг Геральта и просто уморительный персонаж
Отдельно стоит рассказать о системе развития персонажа. Ветки талантов тоже полностью поменялись, и персонажа можно развивать по трём направлениям: традиционный «мастер меча», не менее традиционный «маг» - специалист по Знакам, и неожиданный «алхимик» - спец по зельям и ловушкам. Кроме того, есть ещё и начальная ветка развития – в неё надо вложить по меньшей мере шесть очков талантов, прежде чем откроются остальные три. Со временем, по мере углубления в ветку талантов появляется возможность использовать адреналин. Шкала адреналина заполняется, если игрок использует усиленные особенности выбранной ветки – например, Знаки, и после заполнения появляется возможность использовать какую-нибудь способность – опять же, в зависимости от выбранной ветки развития. Например, в случае с магией заполнение шкалы адреналина даёт возможность использовать Знак Гелиотроп.
Самые последние таланты в каждой ветке имеют ячейку для улучшения – мутагена. Мутагены выпадают из монстров и дают самые разные улучшения – например, «+10 к здоровью» или «+3% вероятности всех критических эффектов». Огорчает то, что вставленный мутаген уже нельзя извлечь, поэтому следует вставлять только лучшие мутагены из имеющихся.
Подобные же ячейки для улучшений имеют качественные броня и оружие – усиления для них можно найти по ходу игры и/или купить у торговцев. Эти улучшения работают так же, как и мутагены – вынуть или заменить их после использования нельзя.
Графическая составляющая игры сделана вполне добротно, особенно хочется отметить проработку костюмов персонажей и их лиц – смотреть ролики на движке игры одно удовольствие. Лица второстепенных персонажей, правда, местами поражены острой формой буратинизма, но общего впечатления это почти не портит. Игра выглядит вполне современно, и при этом на более-менее мощных игровых системах просто летает (особенно после патча 1.1).
Несмотря на то, что игра – PC-эксклюзив (правда, недавно было заявлено о начале работы над Xbox 360-версией игры), никаких особых изысков в графическом движке нет, что и неудивительно – «Ведьмак 2» использует API DirectX 9. Наверное, разработчики заранее готовятся к приставкам. Ничего особенно плохого в этом нет, разве что использование более прогрессивного API могло бы немного повысить производительность игры на соответствующих системах.
Как вы, наверное, заметили, я старательно расписываю игру так, как будто это одна большая бочка с мёдом – читателю нужно только сходить за ней в магазин и начать получать удовольствие. И это действительно так – игра получилась на славу, описанные выше недостатки с лихвой перекрываются многочисленными достоинствами. Помешать играть в неё вам может разве что индивидуальная непереносимость боевой системы игры (к примеру). В этом случае, конечно, ничего не поделаешь, хотя ради такой игры, по-моему, можно и перебороть себя.
Но как добросовестный рецензент, я не могу не упомянуть о полностью проваленном старте игры. Представьте себе: вечер рабочего дня, ваш покорный слуга только что приехал с предварительных продаж игры и, полный желания немедленно запустить игру, устанавливает её на компьютер. Сюрпризы начинаются буквально сразу: игра жалуется на некий отсутствующий файл, но при этом успешно завершает установку; свежескачанный патч объемом 340 с лишним мегабайт отказывается ставиться, ссылаясь на ошибку в неком внутриигровом архиве…
Три часа плясок с бубном, а также множество попыток найти решение путём просмотра технических форумов ничего в тот день не дали. Игра со скрипом запустилась лишь на следующий вечер. Ещё через сутки вышел патч, который исправлял в игре малозначительные ошибки, но зато снижал производительность до совершенно неприемлемого уровня. Проблема решалась только заменой .exe файла на аналогичный из цифровой версии игры.
Сейчас, после пяти (!) патчей все основные проблемы, разумеется, решены, и игру можно смело покупать без всякой опаски. Но приходится констатировать факт: поклонники игры получили плевок в лицо. За полмесяца, что печатались диски, не заметить, что готовая игра просто не устанавливается, можно разве что специально.
P.S. Ах да, ну и на закуску – менеджер загрузок в меню запуска, по-видимому, не работает до сих пор, и поэтому все выпущенные DLC (загружаемые дополнения) разработчикам пришлось включить в состав одного из патчей.
P.S.S. Отдельно хочется похвалить издателей за совершенно шикарное наполнение Premium и коллекционного вариантов игры. В последнее время пошла мода вкладывать в обычный DVD-бокс пару листовок с ключами от якобы полезных внутриигровых бонусов и, обозвав это безобразие премиум-изданием, продавать его по цене в два раза дороже обычной версии игры. Здесь же внутри коробки мы находим настоящее пиршество для игроков-фетишистов. Например, в состав премиум-версии входят: 2 диска с игрой, один диск с дополнительными материалами (видеоролики, дневники разработчиков, фотографии сотрудников CD Project, зарисовки), один диск с саундтреком, неплохое руководство и отлично оформленный путеводитель по миру игры, отпечатанный на бумаге отменного качества. Полный список находящихся в коробках бонусов смотрите на сайтах магазинов, от себя же скажу, что в случае появления свободных денежных средств непременно куплю коллекционную версию – содержание того стоит.
Резюме:
Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, можно ответить только одно: «Да, справились!». Получилась отличная игра, ставшая достойной преемницей первой части и полностью оправдавшая все возложенные на неё надежды.
Обсуждение, комментарии, советы тут.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают