Sapphire Radeon 9600XT: вспоминаем забытых героев.

для раздела Блоги
Содержание.

- Краткий обзор видеокарты и комплектация.
- Разгон на стандартной системе охлаждения.
- Замена системы охлаждения.
- Работа с таймингами.
- Тестирование.
- Заключение.

Краткий обзор видеокарты и комплектации.

Sapphire Radeon 9600XT была куплена в ОЕМ–комплектации, которая состояла из самой видеокарты, диска с драйверами, шнура для подключения телевизора и голограммы Sapphire.



На карте установлено ядро RV360, выполненное на основе 0.13мкм техпроцесса. Стандартная частота ядра 500 Mhz.

Память типа GDDR от Hynix (HY5DU281622ET-33) со временем доступа 3.3нс. Объем: 128 Mb. Ширина шины памяти: 128 bit. Стандартная частота: 600 Mhz.



Остальные характеристики покажет Everest:




Разгон на стандартной системе охлаждения.




Стандартная система охлаждения с самого начала не внушала уверенности в своей эффективности, тем не менее, разгон на ней составил 550/666. Температура держалась на уровне 55 градусов при нагрузке (многовато). Разобрав систему охлаждения, я обнаружил, что радиатор плохо отполирован, а эффективность термопасты вызывает серьезные сомнения. Я отполировал основание и заменил термопасту. Температура опустилась на пару градусов, но ощутимого прироста частот добиться не удалось: 554/669. Как и ожидалось, стандартный кулер оказался неэффективным, и было принято решение его заменить.

Замена системы охлаждения.


Внимание. Все модификации видеокарты, описанные в этой статье, делались на свой страх и риск. Если Вы не уверены в своих действиях или боитесь потерять гарантию, лучше не беритесь за модификацию своего железа.

На чип было решено поставить радиатор GlacialTech Igloo 2520 Pro, предназначенный для процессоров Pentium 3 и Athlon XP (Socket A):



Это алюминиевый кулер с большим медным основанием, длинными ребрами, а также отличным вентилятором. Радиатор тяжеловат (350 г), крепить его целиком было бы рискованно. Поэтому было решено распилить радиатор пополам:



Далее на радиаторе по схеме:



были сделаны отверстия сверлом 2,5 - 2.7 мм, и нарезана резьба 3 мм (М3). Для нежесткого крепления радиатора (чтобы не раздавить кристалл и не деформировать плату) я использовал винты с пружинками. Интересная ситуация произошла, когда я установил радиатор на карту: во всех тестах появились артефакты и карта нестабильно работала даже на стандартных частотах. В чем же дело? Оказывается, конденсаторы на чипе касались металла радиатора и замыкались. Была сделана изоляционная прокладка. В качестве изолятора я использовал малярный скотч, который вначале использовался для защиты радиатора при механической обработке:



Обнаружено, что при длительной работе чипы памяти сильно греются и, похоже, тоже нуждаются в охлаждении. Для этого был взят старый кулер Titan для Pentium-2.



Я распилил его на 8 частей. Для крепления радиаторов применены пружины. Они делались следующим образом. Я взял латунную и стальную проволоку, вокруг карандаша сделал несколько витков, а далее пассатижами довел до подобия прищепки. Получилось простое упругое крепление. Если у Вас нет проволоки, можно взять обычные велосипедные спицы:



Радиаторы нуждались в обдуве. Но крепить вентилятор на видеокарте и особенно негде, и невозможно из-за того, что он своей тяжестью отрывал радиатор от кристалла. Поэтому я сделал вот что:




взял пластмассовую пластину и двусторонней клейкой лентой приклеил ее на 3 соседние слота PCI (все они равно не используются), а на пластину той же лентой наклеил вентилятор, так чтобы он стоял напротив радиатора. Это позволило применить эффективный большой вентилятор. Вот общая конструкция:



Такое охлаждение оказалось очень эффективным: при комнатной температуре в 23 градуса температура ядра в простое составляла 30-31 градус, а после 3х прогонов 3DMark05 она поднялась только до 39-40 (!) градусов. Максимальные стабильные частоты составили 618/744 Mhz. Тесты проходили и на более высоких частотах (640/767 Mhz), но картинка часто замирала, либо компьютер просто вылетал.


Работа с таймингами.

Игра с таймингами – еще один способ существенно повысить производительность. Частоту памяти я не менял – 744 Mhz – а вот тайминги удалось существенно понизить:




Тестовая конфигурация и сами тесты


Тестирование проводилось на следующей конфигурации:

Процессор: Intel Celeron 2800 Mhz
Материнская плата: Giga-Byte 8ST667 F3, SiS645DX, S478
Память: Kingston 512Mb DDR333 2.5-3-3-7
Блок питания: PowerMan 420W
Разгонная утилита: ATi Tray Tools 1.0.5.880
Драйвера: ATi Catalyst 6.3
Термопаста: КПТ-8

В следующих тестах:

- ATi Tray Tools 1.0.5.880 Benchmark
- 3DMark05 v1.1.0 – настройки Default, All Tests
- 3DMark06 v1.0.2 – настройки Default, All Tests
- F.E.A.R. v1.0 (DirectX) – в режимах Min/Min, Med/Med, High/High, Max/Max
- Battlefield 2 v1.0 (DirectX) – с помощью программы Benchemall в разрешениях 1024х768 и 1280х1024, с настройками: Maximum, NoAA.
- Chronicles Of Riddick v1.0 (OpenGL) - с помощью программы Benchemall в разрешениях: 1024x768 и 1280x1024, с настройками: SSE2, Maximum Details, Anisotropy=1.00
- Quake 4 v1.0 (OpenGL). Демка – весь первый уровень, старался максимально нагрузить систему, настройки: Ultra Quality

Результаты тестирования


ATi Tray Tools Benchmark.





Основной фактор, определяющий производительность в этом тесте, - пропускная способность памяти. С разгоном карта отлично справляется со своей задачей и обгоняет неразогнанные 9800SE и 9600XT.

3DMark05.




3DMark05 уже немного устарел (использует SM2.0), тем не менее, карта показывает в нем не ахти какую производительность. С разгоном на стандартном охлаждении прирост составил 165 очков (неплохо), а после замены кулера – 430, что очень даже хорошо. Большего можно было бы добиться разгоном памяти и процессора, но SiS-овский чипсет не позволяет реализовать весь потенциал моей конфигурации .

3DMark06

3DMark06 – самый современный и самый тяжелый тест из всех, он использует все самые прогрессивные технологии и позволяет узнать задел видеокарты на будущее.



Мало того, что видеокарта не поддерживает SM3.0, так еще и в SM2.0-тестах она показывает производительность на уровне 2-3 FPS. По результатам этого теста выходит, что задела на будущее у карты нет .

F.E.A.R.

F.E.A.R. – самая требовательная и самая красивая игра на сегодняшний момент. Она широко использует попиксельное освещение, имеет сложную систему частиц и просто наводнена пиксельными шейдерами. F.E.A.R. использует шейдерную модель версии 3.0, хотя на моей карте она все равно не поддерживается .



На настройках Low\Low видеокарта отлично справляется с игрой, еще бы, все опции на минимуме. На этих настройках прирост от разгона 5-6 FPS, хотя визуальной разницы в производительности нет.



Качество картинки улучшается, но FPS сразу же падает, играть на таких настройках не слишком комфортно. Здесь прирост при разгоне – 3 FPS.



На высоких настройках включаются HDR (на 9600XT он идет в программном режиме) и AF4. FPS падает, и играбельность теряется. Прирост от разгона 2 кадра, но толку от него никакого.



На максимальных настройках с HDR, Soft Shadows, AA4 и AF16 производительность по сравнению с High/High падает, но не сильно. Карта неплохо переносит тяжелые режимы, особенно учитывая, что карте почти 2 года .


The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay


Игра использует API OpenGL, насыщена шейдерами, а также использует сложную технологию рисования теней UltraShadow.




Производительность находится на крайне низком уровне, еще бы, демка по полной программе использует все красоты движка игры: стенсильные тени, сложную систему частиц, расчет света от большого количества источников, плюс анизотропная фильтрация. Точность этих результатов весьма сомнительна, так как во время прохождения игры такие сложные сцены, как в этой демке, попадаются крайне редко. Например, я прошел игру с настройками: 1024x768, Max, AF=0.


Quake 4.


Игра использует движок Doom 3, но, по сравнению со своим предшественником, Quake 4 заметно похорошел. Quake 4 может похвастаться улучшенным дизайном уровней и персонажей, более комплексной геометрией, бОльшим количеством эффектов освещения и некоторыми другими нововведениями.




Разгон позволил добиться играбельного FPS при разрешении 1024x768. При этом FPS не падает ниже 22-23 кадров.


Battlefield 2.

Battlefield 2 создавался с расчетом на SM2.0-совместимые видеокарты. В нем применяется попиксельное освещение, карты нормалей, эффект bloom и множество других эффектов.




Видеокарта хорошо справляется с игрой даже в разрешении 1280х1024. Разгон увеличивает производительность на 5 кадров.

Заключение.

Видеокарта Sapphire Radeon 9600XT стойко выдержала все модификации и доказала свою эффективность. Несмотря на внушительный возраст, ее производительности вполне достаточно для большинства современных игр. Установив на карту охлаждение, цена которого не превышает 250 р, удалось достичь отличных результатов в разгоне без вольтмода.

Плюсы:
- Отличная разводка платы и элементы на ней.
- Хорошая производительность в современных играх при условии хорошего охлаждения.
- Низкое тепловыделение.
- Отличный разгонный потенциал.

Минусы:
- Отсутствие аппаратной поддержки SM3.0 и HDR (а были ли они у карт двухлетней давности? ).
- Стандартное охлаждение абсолютно неэффективно.

Надеюсь, эта статья кому-нибудь пригодится. При работе активно использовались: hands.dll и brains.dll.

С наилучшими пожеланиями!

Евгений Кулиш aka Willard. Краснодар.

Удачного разгона!
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают