BioShock Infinite – Burial at Sea: рецензия
Оглавление
- Вступление
- В иной реальности
- Кто обитает на дне океана?
- Увидеть Париж и умереть
- Заключение
- Производительность
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
25 марта 2014 года |
Вступление
Шел обычный рабочий день. Обшарив мусорный бак в поисках еды, герой осмотрелся. За окнами плавали тысячи рыб, а в пустых залах, где совсем недавно кипела жизнь, веяло холодом и безысходностью. Вдали скрипнула дверь, послышались чьи-то голоса, и взгляд сыщика упал на револьвер с тремя патронами в барабане. В последний момент он скрылся под потолком, где удачно висел крюк для аэротрасс.
В прихожую вошли трое, и это были не совсем люди. Они бормотали что-то неразборчивое и явно кого-то искали. Медлить было некогда. Букер коршуном упал вниз и один из мутантов замолчал навсегда, другой скончался на месте после пары метких выстрелов в голову, третий оторопел на мгновение, чего хватило, чтобы подбежать вплотную и раскроить ему череп острым крюком. Это был BioShock. Тот самый.
реклама
— Парадокс? Это та самая штука, которая разорвет вселенную на куски?
х/ф «Назад в будущее II» (1989)
В иной реальности
Однотипные перестрелки и закрученный сюжет с неявными посылами — именно этим запомнилась BioShock Infinite, одна из самых переоцененных игр в истории индустрии. Но время всё расставило по местам: потомок «умного» шутера быстро исчез из ленты новостей, форумные дискуссии поутихли, а студия-разработчик, в конце концов, распалась. Но это было еще не всё.
Давайте подумаем, чем можно дополнить такую игру, как BioShock? Сетевые боевики обновляют новыми картами, гоночные симуляторы — автомобилями и трассами, ролевые игры — подземельями и снаряжением. Но что привнести в игру, где все создано ради цельной сюжетной истории?

С первым дополнением разработчики не мудрствовали: взяли знакомые районы Колумбии и переделали их под арены для испытаний. Отражаете волны, выполняете специальные условия — покупаете улучшения оружия и энергетиков. Этот режим получился даже лучше, чем сражения в основной игре, где целей и мотивации не было вообще.
На заметку: в нашем измерении «Битву в облаках» прошли меньше 2% игроков, в другой вселенной её издали под видом отдельной игры, в третьей и четвертой DLC вообще не вышло, поскольку оригинал получил низкие оценки в прессе. В пятом мире все играют в «Танки».

реклама
Сейчас редко делают сюжетные дополнения, но BioShock Infinite стала исключением. Кен Левайн решил поднять ставки, объявив о том, что заключительные расширения перенесут нас туда, где все и начиналось, — на дно Атлантического океана, в Восторг (Rapture), где Эндрю Райан построил утопию со свободным рынком и демократическим обществом.
Хороша эта затея или нет — до последнего оставалось загадкой: невыразительную игровую механику Infinite часто оправдывали сменой сеттинга и тем, что в другой вселенной иные правила, но если эти условности перенести на чужое поле, в мир BioShock 2007 года, контраст будет еще тот.

Если все еще переживаете за игровой процесс — расслабьтесь: оба эпизода «Морской могилы» или «Погребения в море» (переводчики так и не определились, как правильно) — в первую очередь фансервис для тех, кто часами обсуждал концовку оригинальной Infinite и строил собственные теории. В морской пучине не меньше тайн, чем за облаками, и не надейтесь, что на сей раз поведают о них не в таком рваном темпе.
Но все же Burial at Sea — это эпилог серии, и ответов в нем не меньше, чем новых вопросов. Почему Большие Папочки так привязаны к Маленьким Сестричкам, а Соловей к Элизабет? Что связывает доктора Сушонга и Иеремию Финка? Почему разбился самолет с главным героем первой части? Кен Левайн сумел провести параллели там, где они казались невозможными.

Для любителей поиграть новости не такие радужные: эпизоды создавались ради истории, и постановка в обеих частях Burial at Sea доминирует над игровым процессом. Вы пытаетесь подобрать какую-то вещь, как внезапно начинается видение, наступаете на невидимый триггер, и игра плавно переходит в десятиминутный ролик. Глубинные приключения на треть состоят из видео и кат-сцен, где вы просто идете вперед.
Хромает и подача сюжета, из-за пришедших из разломов клише. Приемы в стиле «смотрите, герои идут в очевидную ловушку» нормальны для Рианны Пратчетт (Tomb Raider, Thief), но не для людей, претендующих на звание авторов чуть ли не лучшего сценария десятилетия.
Кто обитает на дне океана?
Правило хорошего тона при игре в Burial at Sea — ничему не удивляться. Этот перк вы взяли во время прохождения основной игры, так что просто следите за развитием сюжета и не задавайте вопросов — все равно ответы преподнесут лишь в конце мини-дилогии. Если не играли в Infinite — это даже к лучшему: как ни странно, при таком подходе вопросов будет даже меньше.
Наша история начинается в Восторге, доживающем последние мирные деньки перед революцией. Город еще не захвачен обезумевшими мутантами, его улицы насыщены гуляющими прохожими, сверкающими неоном магазинами и барами. В один из таких беззаботных дней в офис некоего сыщика Букера заходит некая Элизабет, предлагая тому работу — найти девчонку. Помните главное? Не удивляться…

Знакомая парочка начинает экскурсию по подводному городу. Ловите момент и делайте снимки этого чудного места в мирное время — спустя полчаса вы окажетесь в универмаге Фонтейна, забитом мутантами и роботизированными турелями. Впрочем, здешнее население под стать Колумбии и только кажется живым: персонажи прибиты к своим местам и лишь отпускают неброские фразы, когда рядом проходит Букер.
Вся Burial at Sea насыщена узнаваемыми персонажами. В первом эпизоде нам повстречается Сандер Коэн — свихнувшийся художник, но, тем не менее, человек слова. В заключительной главе послушаем возвышенные речи Эндрю Райана, узнаем больше о двуличном Атласе и поможем Сушонгу с его экспериментами. Это не дань поклонникам серии, а скорее взгляд со стороны на события оригинала.

реклама
Разработчики, словно художники-экспрессионисты, поражают контрастами. Райская идиллия в элитных кварталах и заброшенные залы подводной тюрьмы, мнимая демократия и диктатура власть имущих, но, знаете, мне безразличны эти сказки о высоком искусстве в играх, где игровому процессу отводят второстепенную роль. К счастью, в Burial at Sea создатели избежали части промашек оригинала.
Между строк: гений и безумие. Кен Левайн создал великолепную вселенную с интересными героями и запоминающимся окружением, но жанр игры выбрал не совсем удачно. Серьезный сюжет о теории параллельных вселенных не импонирует «мясному» шутеру. Представьте, что в каком-нибудь слэшере вы два часа режете зомби бензопилой, а затем вам десять минут рассказывают о третьем законе Ньютона.

Первым делом Irrational Games избавили игру от обидного клейма «тир», проредив количество врагов и ограничив наш боезапас. Патронов катастрофически мало, носить с собой можно не больше двух обойм для ручной пушки или томми-гана, так что в ход все чаще идут энергетики, прыжки с аэротрасс и приемы ближнего боя. В отместку за всё это отменили ограничение на два ствола, но только в дополнениях.
На заметку: в нашем измерении среди врагов Burial at Sea вы встретите три типа мутантов (рукопашники, стрелки, маги) и Большого Папочку, в другой вселенной, где дополнение стало отдельной игрой, разновидностей врагов в разы больше. В третьей и четвертой реальности DLC издавались совместно с Electronic Arts, поэтому каждый новый враг покупался за $1, а в пятом мире Букер воевал против танков, потому что все играли в «Танки».

Подобная рокировка не изменила игровой процесс на низких уровнях сложности, но в режиме 1999 разница налицо. Врагов уже не перестрелять, как в оригинальной Infinite, — дефицит боеприпасов принуждает напрягать воображение: как напасть и когда напасть, благо, всегда есть возможность ударить первым, а то и обойти неприятеля стороной.
Добавляет вариаций энергетик «Дед Мороз» (в обзоре для параллельной вселенной автор называет его «плазмидом»), позволяющий замораживать врагов и поверхности, но об интерактиве уровня первой BioShock даже не мечтайте: здесь магия используется для продвижения по сюжету и при открытии пары тайных комнат.

Первый эпизод Burial at Sea — лучший фрагмент BioShock Infinite, но от старого Восторга здесь одни декорации. Незнамо куда исчезли вита-камеры и автоматы-лечилки, замки не охлаждаются плазмидом в ходе мини-игры, а отпираются отмычками, как в той же Колумбии. Незнамо откуда появились аэротрассы, которых в этой вселенной не было. Этот феномен называется ленью… или нестандартным виденьем индустрии.
Огорчает низкая продолжительность — за час или два можно прочесать все доступные зоны вдоль и поперек, и как только вы войдете во вкус, героев забросят на финальную битву, плавно переходящую в «продолжение следует». Хорошего понемножку? Ах да, не удивляться. И не задавать вопросов.
Увидеть Париж и умереть
Правило хорошего тона при игре в Burial at Sea — ничему не удивляться. Этот перк вы взяли во время прохождения основной игры, так что просто следите за развитием сюжета и не задавайте вопросов — все равно ответы преподнесут лишь в конце мини-дилогии. Если не играли в Infinite — это даже к лучшему: как ни странно, при таком подходе вопросов будет даже меньше.
Вам знакомы эти строки? Так разработчики Infinite поступают и с нами. Это стиль такой: рассказать один и тот же сюжет с незначительными вариациями сначала в оригинале, а затем и в дополнениях. Но финальный аккорд у Irrational Games получился таким спорным, что на его фоне даже концовки Mass Effect 3 кажутся пусть и не логичными, но хотя бы понятными.

Второй эпизод Burial at Sea вновь начинается с контрастов. Пути Букера и Элизабет расходятся, а главная героиня переносится в Париж (не удивляться,... не удивляться…), где на берегу Сены художники рисуют пейзажи на мольбертах, птички насвистывают звонкие мелодии, а жители радостны и приветливы.
Но счастье не вечно. Небо над Елисейскими полями застилают грозовые тучи, и вот уже промокшая Элизабет бежит за девчонкой, которую они с Букером искали в первом эпизоде. Так дитя Колумбии и возвращается в Восторг. Как и зачем? Сами додумайте — никто вам не поможет сложить в мозаику всю сюжетную вакханалию, что на вас выльется в течение следующих пяти часов.

Во время последнего путешествия сквозь время и пространство героиня теряет свои сверхсилы, да еще и искомая сестричка Салли оказывается в руках Атласа. Остается принять сторону меньшего зла в обмен на девчонку. Пора уже привыкнуть, что жизнь людей во вселенной BioShock становится разменной монетой.
Что делать, когда рядом нет телохранителя, прошедшего войну, а прием «достать патроны из-под полы» больше не работает? Браться за дробовик и устроить кровавую баню! Или стать пацифисткой в режиме 1998, прячась в вентиляции и вырубая врагов точечными ударами в затылок.

Приключение Элизабет в подводном царстве куда масштабнее, чем первая часть Burial at Sea. Девушке предстоит освоить профессию изобретателя, поиграть в прятки с Большим Папочкой и даже побывать в Колумбии времен революции Девитта. Все бы ничего, но создатели постоянно переступают грань, демонстрируя мутные видения и сцены чрезвычайной жестокости: всем известно, что Восторг — не рай на Земле, но некоторые кадры лучше бы оставили только на словах.
Между строк: не то искусство. Если подвести черту, то история BioShock Infinite мне не понравилась. Её авторы провели колоссальную работу и заслуживают аплодисментов, но послевкусие после прохождения исключительно неприятное. В депрессивном мире BioShock нет места хорошему финалу, но многие вещи лучше бы оставить за кадром, а неочевидные аспекты, напротив, объяснить подробнее.

Во время заключения в башне Агнца Элизабет не только книжки читала, но и изучала жанр «стелс», поэтому ей не составило труда освоить ручной арбалет с транквилизаторами, шумовыми и газовыми болтами, а также разобраться с плазмидом невидимости. А вот в мир Mortal Kombat создать разрыв девушка не успела, поэтому в открытом ближнем бою совершенно беспомощна — остается прятаться или стрелять.
Даже с мощным арсеналом выжить в Episode 2 не так просто. Враги отправляют Элизабет в нокаут с двух попаданий, щит у нас вовсе отобрали, зато позволили носить за пазухой пять аптечек. В режиме 1998 запрещено убивать, но игру это не очень усложняет — часть врагов легко обойти, а в комнатах с высокой плотностью населения спасают невидимость и шумовые болты.

В заключительной главе только две локации, но ножкам Элизабет есть где разгуляться. В павильонах универмага Фонтейна и на фабрике Финка немало побочных комнат, где спрятаны голософоны и тайники с сейфами. Не хватает лишь карты, ведь не всегда получается определить, где вы уже были, особенно когда собирать трофеи мешает толпа вооруженных мутантов.
На заметку: в нашей вселенной рецензия опубликована в понедельник, в другом измерении — в ночь со среды на пятницу. В третьей и четвертой реальности вместо обзора Burial at Sea мы рассмотрим симулятор козы. В пятом мире будут только руководства по «Танкам», потому что все играют в «Танки».
Заключение
Почему же нельзя удивляться, спросите вы? Потому что возникнут вопросы. Много вопросов, на которые некому отвечать. Как Букер-Комсток оказался в Восторге? Кто такая Салли и зачем её спасать? Как героиня оказалась в Париже? Быть может, в Burial at Sea просто изображены худшие опасения Элизабет, ставшие реальностью благодаря её сверхъестественным силам? Не исключено.
Достоинство и беда Infinite в том, что каждая теория одновременно правильна и неправильна, как кот Шредингера, который наполовину жив и мертв. Во вселенной Кена Левайна слишком мало констант и много переменных, поэтому единой точки зрения на события, показанные в игре, существовать не может. Это выгодно отличает историю миров Восторга и Колумбии от остальных, но не делает такой подход правильным.

Вернемся к Burial at Sea. Эта дилогия запоминается качественным игровым процессом и недоношенным, небрежно написанным сценарием. Именно сценарием, его последовательностью и подачей, а не общей задумкой. Но повествование — элемент вторичный, значит оценить серию дополнений стоит выше, чем оригинальную Infinite. Не согласны? Ищите рецензию во вселенной #17.
Вердикт: игра контрастов. Хороший сюжет и плохая подача. Новизна и обилие клише. В Burial at Sea собрано столько противоречий, что даже удивительно, как это всё работает, причем работает хорошо.
Оценка: 8.7 («Отлично»).
- Обсуждение игры BioShock Infinite: Burial at Sea на конференции Overclockers.ru.
Производительность
Вот что после изучения игры на предмет тестирования счел нужным сказать на эту тему Дмитрий Прилепских aka Phoenix.
«С момента выхода BioShock Infinite прошло чуть больше года. За это время студия Irrational Games выпустила три DLC, в которых связала между собой все три части игры и поставила в повествовании о вселенной BioShock жирную точку. После этого глава студии Кен Левайн закрыл свое детище, просуществовавшее семнадцать лет.
Остается добавить, что за прошедший год BioShock Infinite не изменилась в техническом плане. Проверка результатов во встроенном в игру бенчмарке не выявила никаких заметных изменений по сравнению с тестированием годичной давности. Поэтому для оценки производительности рекомендую ознакомиться с обзором «BioShock Infinite: тестирование производительности».
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила