Castlevania Lords of Shadow 2: рецензия
Оглавление
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
Наверное, ни один другой мистический персонаж за последнюю сотню лет не претерпел столько граничащих с откровенным надругательством метаморфоз над собой, как вампир.

реклама
Брэм Стокер, мелкий и скромный государственный служащий, не мог и представить, во что выльется его роман через какую-то сотню лет. Он изобразил Дракулу так, как мог сделать только урожденный британец – возвышенный, утонченный, немного отстраненный от внешнего мира аристократический образ, который, казалось бы, совершенно не выделялся среди остальных таких же, если бы не постоянная необходимость пить кровь и «неумение» отражаться в зеркале.

Несмотря на то, что идея вампира довольно давно витала в воздухе, а «Дракула» был далеко не первым произведением на эту тему, именно Стокер первым додумался на основе разной достоверности догадок, суеверий и домыслов, а также задокументированных случаев «вампиризма» создать запоминающийся образ, один из самых цитируемых и узнаваемых в массовой культуре.

Но это было только начало и с развитием технологий все пошло дальше – Дракулу стало возможным не только представить, но и увидеть. Самый ранний из полностью сохранившихся фильмов – «Дракула» (1931). Это могла быть почти идеальная экранизация романа, если бы не приказ Universal сократить его, и сделать более динамичным. В итоге фильм, при отличном воплощении атмосферы оригинальной книги и блистательном Бело Лугоши (который, кстати, считается лучшим экранным воплощением Дракулы до сих пор), был очень «рубленым» и оставлял ощущение, что тебе о чем-то недорассказали.
Но главным произведением о короле вампиров на данный момент является «Bram Stoker’s Dracula» (1992), за авторством Фрэнсиса Форда Копполы, сценаристам которого пришла в голову «гениальная» идея – слить воедино вымышленный образ с его реальным прототипом – государем Валахии князем Владом III Цепешем (рум. Tepes – сажающий-на-кол). Фанаты книги креатива не оценили, а вот простому народу – очень даже понравилось.

А дальше начались натуральные потребительские оргии. Сначала, в 70-х годах прошлого века, одна светлая голова из Marvel Comics додумалась сделать вампиров героями массовой политкорректной поножовщины, которая на стыке тысячелетий вылилась в кинотрилогию «Блэйд». Красиво, стильно и без малейшей смысловой нагрузки – комикс, что с него взять.
реклама

Но главный кол в сердце вампиры получили в 2008 и 2009 годах (вышли «Сумерки» и «Дневники Вампира» соответственно), когда кого-то осенило не только превратить уродливого бледнолицего упыря в плюшевую няшку, способную загорать, питаться чесноком и ведрами хлестать святую воду, да еще и заставить его «Love Story» крутить, что ваш Дон Жуан.
ХХ-особи вида «Человек разумный» (девочки, то бишь) зрелости пубертатной и незрелости умственной, приняли оба произведения на ура, обклеив изображениями Роберта Паттинсона и Йена Сомерхалдера все свободные стены, заполнив «Контакт» и Инстаграм фотографиями своих кумиров, и ретиво ломясь к вышеозначенным персонам в Твиттер, наивно надеясь, что она, вся такая единственная и неповторимая, сидя за каким-нибудь iPad возле русской, беленой известью, печи, сможет оттуда растопить его сердце, и он, на белом коне, по колено в грязи и навозе, придет к ней.
Справедливости ради скажу, что и то, и другое произведение довольно профессионально сделано (технически) и способно нравиться не только шестнадцатилетним девочкам. Просто целевая аудитория у них такая.

Разумеется, японцы остаться от такого в стороне просто не могли. Но не будь они ими, не раскрой они тему кровососущих упырей по-своему. Они предложили игрокам взглянуть на вампира с ровно противоположного ракурса – глазами охотника на вампиров. И не просто дать взглянуть, а сделать из этого живую классику – вы удивитесь, но даже в наши дни оригинальная трилогия Castlevania на NES играется очень хорошо.
Да и вообще, вампирам с играми довольно сильно повезло (если не брать в расчет последнее поколение игровых систем) – начиная все с той же Castlevania и Bram Stoker’s Dracula на NES, SNES и Sega Mega Drive и заканчивая Vampire: The Masquerade, BloodRayne и, конечно же, Nosferatu: The Wrath of Malachi.
Но главное надругательство, совершили, как вы уже наверняка догадались, MercurySteam. Впрочем, обо всем по порядку.
Prince of War
Лучшее, что вы можете для себя сделать перед запуском Castlevania: Lords of Shadow 2 – это не сыграть в первую часть. Особенно после прохождения второй. Потому, что глядя на предшественницу, не очень понимаешь, как можно было сотворить такое продолжение. Хотя хардкорные фанаты серии Castlevania, глядя в свое время на первую часть, твердили то же самое.
Грешили в основном на то, что эта игра была сиамским близнецом God of War. При этом, не желая вспоминать, что классические игры серии – именно что God of War в 2D. Цепной кнут, прыжки по платформам, спецоружие вроде метательных топоров – ничего не напоминает? Вина Konami была лишь в том, что не они придумали это первыми.

Зато они придумали (не сами, через MercurySteam) другое – наречь Дракулу папашей всея рода Бельмонтов (главные герои почти всех игр серии), который не может умереть, сколько его не убивай. Это, кстати, главная причина, по которой фанаты невзлюбили первую часть – она забивала на сюжет и логику всех предыдущих игр, выставляя их натуральным цирком с конями. И Lords of Shadow 2 – апофеоз всему этому.
Но перед сожжением этой игры в пламени фанатского огня, давайте разберемся, что же она собой представляет.

реклама
Первая часть узнается с первых же секунд: старый добрый кнут (почему-то ставший короче раза, этак, в полтора), магия защитная (здесь это Меч Пустоты), магия атакующая (Когти Хаоса) и несколько расходных изделий, такие как песочные часики, останавливающие время, и яйца дронта, способные открыть вам любой секрет на уровне (уровень здоровья и магии увеличиваем до боли оригинальным способом – собиранием разноцветных камешков).

Для тех же, кто играл в God of War и его подражателей, но не знает, о чем здесь идет речь, стоит все-таки произвести небольшой ликбез по местной боевой механике.
Во-первых, для применения магии достаточно нажать либо LB, либо RB (геймпад, геймпад и еще раз геймпад, товарищи), а не удерживать их, как в God of War. Во-вторых, удивительно много вещей повешено на LT. Но еще более удивительно – это все не вызывает вывиха пальцев даже в боях с боссами. LT+левый стик в любом направлении – резкий сдвиг в сторону, от которого мелкое отрепье с кувырком падает перед графом ниц и позволяет себя безнаказанно бить. LT+А – прыжок, позволяющий перепрыгивать низовые удары боссов или прыгать за спину мелким врагам (не всех можно атаковать просто спереди). Просто нажатый LT – обычный блок с возможностью немедленной контратаки. А поскольку все три финта разнесены по разным частям геймпада – то и неудобств это все вызывает минимум, и каких-либо стеснений на поле боя вообще не чувствуешь.

Никуда не делись и эпичные пейзажи. Правда, все дело, по понятным причинам, происходит ночью, посему вы будете любоваться ровно тремя видами декораций – видами вашего замка, видами ночного Castlevania-City, и видами катакомб и канализаций. И если виды замка фантастически красивы и (уж извините за тавтологию) эпичны, то все остальное отнюдь не убеждает в компетентности дизайнеров уровней MercurySteam.
Конечно, никто не просит заливных лугов или раскидистых джунглей из первой части, но уж слишком часто видишь вокруг себя только каменные стены (а идеи можно было бы взять, например, из Castlevania II: Simon’s Quest). Что самое противное, хождения по замку – лучшая часть этой игры. В ней не так много мордобоя, но есть интересная архитектура уровней, сложные пространственные головоломки (лучше, чем в God of War, но хуже, чем в Uncharted) и атмосфера оригинальной трилогии с NES. Можно сказать, это правильная Castlevania в 3D.
Разница лишь в том, что если раньше процессы скаканья по платформам и убиения монстров можно было не рвать (измерений – два, ударов на убийство врага – тоже), то здесь так уже не выйдет – не в сайдскроллер все-таки играем.

А дальше, товарищи из солнечной Испании вдруг резко вспомнили, что в игре есть циферка два, и было бы очень неплохо ее слегка освежить. И начали такую отсебятину городить, что без слез не расскажешь. О ней, собственно, ниже.
Darkness of Gamedesign
Если вы внимательно следили за разработкой игры, то не могли не заметить, что «предвыборные обещания» MercurySteam были, мягко говоря, странноваты.
Основных было шесть: сократить зависимость игры от QTE, отказаться от фиксированной камеры, добавить открытый мир, перенести действие игры в наше время, улучшить движок игры и увеличить частоту кадров на экране. Читалось и не верилось – как можно столь остервенело забивать гвозди в гроб собственной игры?
Нет, против двух последних пунктов возражений нет, именно это разработчикам лучше всего и удалось – сам главный герой и его враги очень живо прорисованы, а местные спецэффекты и система частиц регулярно радуют взыскательный геймерский глаз (хотя, количество вложенного в картинку труда с первой частью все-таки несопоставимо). Но вот все остальное....

Начнем с первого пункта: сократить зависимость игры от QTE. Ага... Вы бы еще зависимость сюжета от диалогов сократили бы. Чего они хотели этим добиться? Дистанцироваться от God of War? Не вышло – его уши и так торчат из каждого местного канделябра, спасибо боевой системе. Угодить фанатам Castlevania? Так им атмосфера и сюжет нужны, а не техническая реализация (хотя, те, кто играл в Super Castlevania IV, со мной вряд ли согласятся). А вот угробить ощущения получилось очень хорошо. Да, QTE были более чем прямым заимствованием из God of War. Но они делали сражения (особенно с боссами) не в пример более живыми. Особенно это касалось добиваний, когда вы сами делали и ощущали каждый удар в тело врага.
Здесь все это сменилось кинематографичной камерой (раньше была фиксированная) и... ровно теми же QTE, но раз, так, в десять меньшими по количеству. В итоге, местные битвы с боссами очень хороши идейно, а вот по ощущениям, мягко говоря, не доставляют.

Пункт номер два: отказаться от фиксированной камеры. По-моему, пример Metal Gear Rising: Revengeance очень красноречиво объяснил, зачем она нужна слэшерам. Здесь, конечно, все не так печально, но местами очень похоже (особенно в замкнутых пространствах). Да и вертеть ей в горячке местных боев просто некогда – самому бы увернуться.

Пункт номер три: добавить открытый мир. Ну, здесь, конечно, были и более-менее удачные прецеденты (например, Darksiders II), но MercurySteam – это не Rockstar, и открытый мир у них закономерно не получился.
Во-первых, никакого открытого мира здесь нет – есть лишь небольшая нелинейность прохождения, допускающая, что в одно и то же место можно придти разными путями. Поначалу кажется, что здесь нет даже ее – разработчики всегда точно указывают, куда идти, и чуть ли что сами не ведут вас за ручку (а ближе к концу – так и вовсе чертят маршрут прямо в воздухе). Но это только на первый взгляд.
Стоит вам неосторожно свернуть на другую тропинку, как выяснится, что этот путь куда как легче и проще, чем, если бы вы пошли просто прямо, и вы понимаете, что, несмотря на ощущение линейного коридора, здесь можно завернуть окольной тропой и порыскать в поисках одного-другого секрета. Просто нужно чуть более внимательно смотреть по сторонам.

Есть даже какие-то намеки на экосистему (да-да, я про слэшер вам рассказываю), когда мелкие враги воюют с более крупными, и вы можете использовать это в своих целях. Но не нужно при этих словах рисовать себе в голове Bioshock или, там, Half-Life: Episode Two – все подобные сцены жестко заскриптованы и расставлены здесь исключительно для того, чтобы создать иллюзию живого мира.


Что там далее по списку... Ах да: перенести действие игры в наше время. А вот тут разработчикам хочется задать один вопрос: люди, зачем? Чем вас не устроил замок Дракулы? Разнообразия захотелось? Ну, так зашвырнули бы его в год, так, 2099-ый, как Призрачного Гонщика, например. Чего мелочиться-то?
Всю предыдущую сотню лет игроков старательно убеждали в том, что лучшее место для настоящей истории с вампиром – это как можно больший и пафосный замок в готичном стиле. И никто никого в этом не собирался переубеждать. Ну не смотрятся нормальные вампиры в XXI веке. Разработчики, видно, и сами в какой-то момент это поняли, поэтому в современном мире вы проведете немного времени.

Возникает резонный вопрос: а что мы, собственно, забыли в XXI веке? И тут придется начать рассказ о, наверное, самой слабой части игры – сюжете. А сказать о нем особенно нечего – это очередная односложная сказочка про то, как «Ты – наш единственный шанс! Проси взамен чего хочешь!» При этом видно, что разработчики честно пытались придать этой сказочке хоть какой-то глубины. Уверенно четкие ракурсы камеры в роликах, неплохая лицевая анимация, диалоги без единого лишнего слова – внешне у них почти получается. Но вот внутренне...
К чему нужна вся задушевная местная болтовня, если в следующую секунду тебе скажут «Сходи, принеси мне кусок зеркала». Нет, эмоциональные моменты здесь тоже есть, но дают их – раз в год по чайной ложке, и на фоне сражений, прыганий по платформам и ныканий по темным углам, они просто теряются в памяти. Персонажей тоже немного (во всех смыслах), примерно как в Mafia 2.
Главное же – ради чего это все? Или ради кого? Зачем я прыгаю по этим уступам, бью всю эту нечисть, мышью шмыгаю туда-сюда по всяким вентиляциям? Зачем это все? А в ответ – тишина. Ты просто не веришь происходящему. И играть от этого сильнее не хочется.

Заключение
Как вы заметили, я на протяжении всего вышенаписанного так и не раскрыл мысль, с которой начал – в чем же надругательство, совершенное Castlevania: Lords of Shadow 2 над образом вампира? А ответ до неприличия прост – настоящий граф Дракула в жизни не опустится ни до чего, что вам придется здесь вытворять. Только представьте – изысканный, сказочно богатый (не)человек, способный, на секундочку, купить пол-Лондона (если верить Стокеру) – и лазает по канализациям, заводам химического оружия, и разбивает кнутом мусорные баки.
Образ, создавший вокруг себя целое направление в культуре, MercurySteam низвели до картинного портового рубаки, которому все величие вампира просто чуждо.

Примерно такую же смесь недоумения с отторжением и вызывает эта игра – продолжение, которое играется точь-в-точь как оригинал, но растерявшее по дороге половину его достоинств. И ничего неожиданного здесь нет – первая часть была сборной солянкой из всего хорошего, что было придумано в слэшерах, и повторить все это было не так уж сложно.
Тем не менее, это была игра со своим собственным лицом, и назвать ее поделкой-клоном God of War язык не поворачивался при всем желании. А когда пришло время делать продолжение и начинать придумывать что-то свое – вот тут разработчики оказались, мягко говоря, некомпетентны.

MercurySteam – отличные ремесленники, способные на-гора выдать вам сотню другую масштабных, величественных видов. В отдельные моменты игру хочется резать на открытки: «Я и мой замок», «Я и мой тронный зал», «Аудиенция к челяди с кнутом» и так далее, и тому подобное. Ремесленники – но не художники. Они сделали движок, нарисовали декорации – и на все это действительно приятно смотреть. Но вот играть – уже не настолько.
Не подумайте плохого, геймплейно Lords of Shadow 2 очень даже хороша, и если вы способны закрыть глаза на идейную пустоту происходящего, вам нравятся проработанная боевка и интересная акробатика – добро пожаловать. Ведь God of War с Uncharted в наших палестинах вряд ли когда-нибудь появятся.
Вердикт: Неплохая альтернатива God of War, если у вас нет PS3. Такая же интересная по геймплею и настолько же пустая внутри.
Оценка: 7.0.
Выражаем благодарность:
- Компании NVIDIA за предоставленный для игры ключ.
- Castlevania Lords of Shadow 2: тестирование производительности
Тестирование двадцати восьми видеокарт и шестидесяти трех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила