Battlefield 4: рецензия
Оглавление
- Вступление
- Браузерный велосипед
- Однажды на поле битвы
- Симфония разрушения
- Не время для перемен
- Заключение
Вступление
Треск пулеметных очередей и армейские будни привлекают консерваторов. Иначе и не объяснить то, что каждый год выходят десятки новых реалистичных инновационных сетевых шутеров, а бойцы старой закалки ждут одну-единственную игру — продолжение полюбившейся серии. Понять ветеранов можно: не каждый решится променять накопленное годами мастерство на романтику новизны.
Для остальных скороспелый выход Battlefield 4 едва ли покажется манной небесной. Не успели сойти с конвейера все дополнения для третьей части, как DICE и Electronic Arts анонсировали следующую, причем не ответвление вроде Bad Company, а полноценное продолжение с порядковым номером. Графическая революция или работа над ошибками? Ожидания не предвещали ни того, ни другого.
х/ф «Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
реклама
Браузерный велосипед
Очевидно, что в студии DICE неравнодушны к мобильным платформам и планшетам. Чтобы мы прямо по дороге домой могли следить за прогрессом друзей и подыскать себе сервера для игры, еще в Battlefield 3 всю текстовую мишуру перенесли из клиента на сайт, а игра запускалась прямо из браузера. На этот раз разработчики пошли еще дальше, позволив вывести на планшет изображение мини-карты.
Такие реформы в штыки приняли те самые консерваторы, но к выходу Battlefield 4 создатели часть костылей исправили: для запуска больше не нужно устанавливать плагины, а если играете вне сети ради одиночной кампании, игра откроется даже без авторизации в сервисе Battlelog. Но отказываться от социальных удобств не стоит: теперь сольная часть тесно связана с коллективной.

Любите заглядывать за каждый угол — пополните свою коллекцию жетонов, а умение метко стрелять и быстро убивать награждается премиальным оружием: служба Battlelog фиксирует каждый чих, и если наберете достаточно очков за миссию, откроются новые пушки, доступные как в одиночной игре, так и в мультиплеере. Неплохой стимул, чтобы начать покорение сетевого Олимпа с улучшенным снаряжением.
Если планируете засесть за Battlefield 4 всерьез и надолго, Battlelog станет вашим вторым домом. Все, от выбора снаряжения и до общения с друзьями, проходит прямиком на сайте. Через пару лет может и играть будем в браузере прямо на планшете, а сейчас выбираем сервер — игра загружается, покидаем лобби — клиент закрывается. Разработчики заботятся, чтобы ваша видеокарта шумела как можно меньше.

Тезис «прокачка ради прокачки» вознесен на первый план: в этом убеждает получасовый серфинг по сайту Battlelog. Все полезные действия поощряются очками: много играете штурмовиком и катаетесь на БМП — постепенно откроете новые гаджеты для любимого класса и предпочитаемой техники; убиваете из АК-12 — получаете улучшения для АК-12, часто метаете гранаты — открываете новые типы гранат.
реклама
Такая система развития поначалу напоминает серию The Elder Scrolls, где навыки тоже улучшались от частоты их использования, но здесь упор не на усиление как таковое, а индивидуализацию. Встретив в темном переулке другого штурмовика, не узнаете заранее, что он несет под мышкой: ручной гранатомет или всего лишь медпакет, и если первое, какая граната в вас полетит — осколочная, дымовая или светошумовая.

Помимо прокачки класса, техники и экипировки, растет и ваш общий ранг, но это самые банальные повышения в звании, чтобы отличать новичка от обстрелянного бойца. Новые уровни, как и положено, открывают снаряжение, жетоны и средства кастомизации, от камуфляжей на оружие до аватаров и эмблем.
Новинкой стали боевые наборы. За подвиги на поле боя, выполнение задач и просто по мере продвижения по службе вы зарабатываете ящики со снаряжением (бронзовые, серебряные и золотые). Внутри вас ждут самые разнообразные вещи: оружейные модификации, расходники с бонусом к получаемому опыту и элементы декора вроде окрасок, портретов и эмблем.

В остальном Battlelog почти не изменился. Появилась удобная кнопка для переключения между играми (Battlefield 3 и Medal of Honor Warfighter); главная страница, как и раньше, встречает лентой событий, где ваши друзья хвастаются своими подвигами и наградами; в колонке справа отражен статус играющих друзей с возможностью присоединиться к их игре одним кликом.
Однажды на поле битвы
Сюжетные истории в сетевых боевиках делаются для того, чтобы отдел маркетинга не скучал во время рекламной кампании. Задолго до релиза нам поведали, что героя новой части серии забросят в Баку, Шанхай и Сингапур, и в целом пообещали уделить больше времени на проработку именно однопользовательского режима. Сказано — сделано. Но впору вспомнить поговорку «лучшее — враг хорошего».
Все начинается с лирической музыки, где на фоне морской пучины всплывают логотипы разработчика и издателя. Идиллию нарушает броская фраза «Черт, я не хочу умирать под эту песню!», а нас знакомят с героями, которые медленно идут ко дну на тонущем джипе. Нужно срочно выбираться, но командира прижало сиденьем: он дает нам пистолет со словами в духе «оставь меня», а мы фиксируем первое клише.

В следующие полчаса мы узнаем, как же аналог четверки Марлоу-Редфорд-Свитуотер-Хэггард оказался в таком незавидном положении посреди Каспийского моря, проглотив завязку истории. А она такова: кандидата в президенты Китая убивают, а клише-генерал убеждает народ, что замешаны в этом Соединенные Штаты. Назревает конфликт, а в Баку наш отряд просто ищет какие-то клише-данные.
Оставшись без командира и попутно смотав в Шанхай ради клише-задания «спасти ВИПа», троица в составе молчаливого протагониста Рэкера, молодого бойца Пака и введенного для политкорректности афроамериканца по кличке Ирландец прибывает в штаб на авианосец «Валькирию». Спустя какое-то время выясняется, что весь флот Америки уничтожен ракетным ударом, а задача пресечь войну ложится на плечи нашего отряда. И это тоже клише.

В связи с озвученным выше абсурдом, к сценаристам всего два вопроса: как США допустили народные волнения в Китае, где были их политики и контрразведка, и на основании чего все поверили клише-генералу? Почему в 2020 году у флота фактически сверхдержавы нет ни малейшего шанса против агрессора, настолько, что он аннигилируется за один залп? Такой феерии не было со времен Modern Warfare 3, где с помощью одной захваченной подлодки удалось потопить русский флот, осаждающий Манхэттен.
Минус не только в клише-завязке, но и в рваном повествовании. Кто, с кем, зачем воюет, причем здесь русские — непонятно. И каким образом бомбардировка вражеского аэродрома позволит американцам переломить ход войны? Надо полагать, у Китая в 2020 году всего один аэродром, и тот в Сингапуре. Но это игра про американцев и для американцев — можно не придавать значения. Ничему.
реклама

На десерт нам предлагают хлебнуть такой важной темы в игре про войну, как взаимоотношения между напарниками. Один осуждает другого за то, что тот действовал по совести, а не по уставу; другой истерит по поводу и без, постоянно поднимая вопросы о доверии, а протагонист не может даже вмешаться, поставив зарвавшихся подчиненных на место.
Это ничто по сравнению с притянутой за уши драмой. Запертые в подводной ловушке люди, умоляющие о помощи, разговоры о семье погибшего товарища, выбор, кем из отряда пожертвовать — по идее все это должно повысить градус напряжения. Но как заставить себя сопереживать немому и бесхарактерному клише-персонажу в истории, собранной из штампов, залитых клюквой?

Под стать всему вышел и дубляж на русском языке. Игру по традиции перевели без цензуры, поэтому морпехи не стесняются ругаться на великом и могучем. Где-то такой жест оценят по достоинству, но почему никто не задумывается, что русский мат из уст американских морпехов звучит попросту дико? То, что могло быть уместно в S.T.A.L.K.E.R. или Metro, в проамериканском боевике не воспринимается никак.
Симфония разрушения
Плохой сценарий в шутере способен испортить впечатления от всего остального. Причин на это обычно две: игровой процесс и дизайн локаций подстраиваются под ролики, а не наоборот; навязчивая драма и сопереживание героям отвлекают от главного — стрельбы, тактики, выживания. Именно поэтому эталоном в жанре до сих пор считаю Delta Force — там есть задача, которую нужно выполнить. Все.
Но это самое «остальное» в Battlefield 4 оказалось на неожиданно высоком уровне. Первое, что бросается в глаза — свобода. Больше нет раздражающей таблички «вернитесь на поле боя», если отклонитесь от основного маршрута, а сами уровни напоминают локации из Crysis 3: иногда вас запирают в узкой кишке, но чаще всего сражаемся на открытой местности, где можно атаковать с разных позиций.

Вернули полноценную систему разрушаемости. Помните, как танки в Battlefield 3 разрывали в клочья бетонные здания? Нет? Так этого и не было в третьей части, где все ломалось строго по сюжету, а здесь есть. Терраморфинг уровня Red Faction не завезли, но стена от крупнокалиберного снаряда спасет только один раз. Случаются и конфузы: так, пуля из бронебойной винтовки не способна убить врага, прострелив тонкую перегородку.
Кто-то называет кампанию тренировкой перед сетевыми баталиями, но именно в этом случае согласиться с утверждением трудно. На протяжении семи миссий и столько же часов игры вы вряд ли чему-то научитесь, да и сложность ощутимо подкачала: боты в Battlefield 3 обладали молниеносной реакцией, а сейчас всегда есть время, чтобы прицелиться в голову или зарезать пару последних врагов ножом.

Последнее связано с очень слабым искусственным интеллектом: враги не умеют обходить, наступать, маневрировать под огнем и, наконец, метко стрелять. В их головах ровно по две извилины: первая отвечает за то, чтобы добежать до укрытия и спрятаться именно так, чтобы торчала голова, вторая — за имитацию стрельбы и броски гранат. В остальное время боты полностью подвластны скриптам.
Мозги лучшего качества достались союзникам: они, как и положено, бессмертны и способны убить пару десятков ботов за миссию. Чаще всего это плохо, поскольку за убийство отрядом дается меньше всего очков, а отдавать приказы группе мы не можем. Единственная команда — отмашка «в бой»: с ее помощью отмечаются цели для напарников и поддержки с воздуха.

Чем Battlefield 4 хороша, так это картинкой. Качество изображения не уступает Crysis 3, зато выдает 60 кадров в секунду на рекомендуемой конфигурации. Дело не только в текстурах высокого качества и грамотном освещении, но и в разнообразии декораций: солнечный Баку, ночной Шанхай, заснеженные горы Куньлунь — сражаться в таких местах не только интересно, но и приятно.
Тест на консольность: быстрое сохранение — нет; регенерация здоровья — есть; укрытия — нет; ограничение переносимого оружия/патронов — есть/есть; QTE — нет. Диагноз: консольная игра с оговорками.
Не отстал от визуального ряда и звук. Шум окружения и грохоты взрывов здесь не так ярко выражены, как в Metro: Last Light, но сделаны на уровне; оружие звучит и ощущается правдоподобно. Не хватает лишь композитора уровня Ханса Циммера — из всех композиций запоминается разве что песня из пролога.
Не время для перемен
Не удивляйтесь, что раздел о коллективной игре в шутере, ориентированном на мультиплеер, будет короче остальных — совместную кампанию упразднили, а в сетевой игре произошло не так уж и много значимых изменений, чтобы расписывать их до мельчайших подробностей. Если только вам не интересно узнать точные характеристики оружия и то, как они изменились.
Соревновательный мультиплеер в Battlefield 4 по традиции строится вокруг командного взаимодействия между классами бойцов и сражений с участием боевой техники на просторных картах. Выбор ролей не изменился: к нашим услугам инженер, штурмовик, боец поддержки и разведчик. Отличаются они специальностями: штурмовик умеет лечить, а разведчик — умелый стрелок на дальние дистанции.

Парк техники немного преобразился. Появились штурмовые катера и транспорт для перевозки солдат, самолеты разделили на ударные и невидимки, а вот самоходки и артиллерия остались эксклюзивом дополнения Armored Kill для Battlefield 3. Теперь мы можем обкатать каждую из боевых единиц (вдали от боевых действий и других игроков) на тренировочной карте, выбрав режим «Учебный полигон».
Основным режимом игры остался захват флага, где вы в компании до шестидесяти четырех человек сражаетесь за укрепленные точки. Правила классические: чем больше флагов в вашем активе, тем быстрее убывают вражеские очки подкреплений, и у кого эта шкала опустится до нуля, та команда проигрывает. Количество «жизней» у нас не ограничено, но каждая смерть — минус очко в пассив состава.

Другие соревнования нам также хорошо знакомы. При «Штурме» одна команда продвигается к базе врага, уничтожая отмеченные цели, другая пытается ей помешать. В «Схватке» команд или отрядов счет идет на количество убийств, а побеждает тот, у кого осталось больше очков подкреплений. «Истребление» — борьба за обладание бомбой: две команды охраняют свои объекты и пытаются уничтожить вражеские.
Единственной новинкой стал забытый со времен Battlefield 2 режим «Командир». Он дополняет классические соревнования и больше напоминает стратегию непрямого контроля: в этой роли вы не участвуете в бою лично, зато можете отдавать команды, собирать разведданные, сбрасывать припасы или запрашивать поддержку с воздуха. Одно ограничение — доступен только с десятого уровня бойца.

На большее разработчиков не хватило: десять карт на старте — уже норма для любой сетевой игры. Самое интересное наверняка отложили на дополнения, коих традиционно будет пять, но за них вам предстоит заплатить больше, чем стоит сама игра. Стоит ли набор дополнений покупки, вопрос индивидуальный, но выпуск базовой версии без копейки нововведений — очень рисковое решение.
Пока настораживает повальная пустота на серверах. Даже в популярный «Захват» играет не так много народа, и найти забитое до отказа лобби сейчас почти невозможно. Связано ли это с завышенной ценой, слабой оптимизацией или люди просто не видят смысла покидать привычные Battlefield 3 и Bad Company 2 — покажет время, когда выйдут крупные заплатки и первые дополнения.
Заключение
Игра встречает нас динамичным игровым процессом и передовой графикой, а мультиплеер способен отнять не один десяток часов вашей жизни. Не дает покоя всего один вопрос: с какой целью был создан этот проект? Складывается впечатление, что DICE было больше нечем заняться, они исчерпали фантазию и решили просто перевыпустить игру под другим названием.
Помимо новой сюжетной истории и обновленного списка карт, игра не предлагает ничего нового. Те же классы в тех же режимах игры на той же технике и с тем же оружием. Немного утрировано, но суть претензии ясна. Это нормально, когда к однопользовательским играм делаются сиквелы, чтобы продолжить или дополнить историю, когда разработчики решают глобально изменить сеттинг (вспомним Battlefield 2142), но нет смысла делать сетевые шутеры, ничего в них при этом не меняя.

Самое время вспомнить такое слово как «маркетинг». Игра вместе с абонементом на все дополнения утянет у вас без малого 3000 рублей, а наши западные друзья заплатят за это и того дороже. Не стоит винить издателя за желание выкачивать деньги — это его работа, но серия Battlefiled еще не настолько исчерпала себя, чтобы делать первые шаги на пути к ее конвейерному производству.
Вердикт: разработчики сделали Director’s Cut Edition третьей части, но продали ее как полноценное продолжение. Клон, но все еще на добротном качественном уровне.
Оценка: 7.7.
Между строк. Игру стоит купить, если планируете играть по сети регулярно, а предыдущая часть, как говорится, заиграна до дыр. Если только начинаете знакомство с серией, возьмите лучше Battlefield 3 Premium Edition — получите то же самое, но как минимум в два раза дешевле и сразу со всеми дополнениями. Рано списывать со счетов и Bad Company 2, у которой есть главный козырь — лучшая в серии одиночная кампания.
- Battlefield 4: тестирование производительности
Тестирование восемнадцати видеокарт и шестидесяти трех процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы. - Обсуждение игры Battlefield 4 на конференции Overclockers.ru.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила