Жизнь и судьба Club 3D Radeon HD 3850 PCS
реклама
Переработанный и дополненный вариант моей предыдущей стать на AMDCLUB http://www.amdclub.ru/content/view/9610/38/
Не секрет, что сейчас многие производители компьютерного оборудования закладывают определённый запас прочности в свои продукты. Изначально это служило лишь одной цели – надёжности оборудования. Ведь всегда лучше сделать изделие чуть надёжнее пусть даже в ущерб цене, чем потом менять каждый второй экземпляр. Но пользователи быстро сообразили, что этот запас прочности можно использовать на полную катушку. И из невзрачной, по современным меркам, детали получить топ класс прилично сэкономив, да ещё и увеличив жизненный цикл продукта.
Позднее, этот процесс стал называться оверклокингом, а люди посветившие себя ему – оверклокеры. Производители комплектующих тоже не дремали, и быстро сообразили, что на этом можно заработать хорошие деньги. Кроме того оверклокинг дал ещё один дополнительный козырь в руки воротил компьютерного бизнеса. Теперь даже неискушённого в разгоне пользователя завлекают яркими наклейками обещая супероверклок и повышенную производительность за счёт заводского разгона. Тенденция разгонять всё и вся охватила все отрасли компьютерной индустрии. Процессоры, видеокарты, оперативная память, чипсеты, жесткие диски и т.д. Всё – разгоняется! Кроме разгона производители за частую предлагают так называемые дополнительные бонусы (больший объем памяти, усовершенствованные системы охлаждения, меньшее энергопотребление и тд.).
Но тут очень важно соблюсти соотношение цены и дополнительных бонусов. Заигравшись модными примочками на выходе производители получают продукт по цене не только равный, но и за частую более дорогой чем старший продукт в своей линейки. Однако более частая ситуация несколько противоположна. Изготовитель предлагает нашему вниманию не плохой продукт с изначально гарантированным разгоном, плюс дополнительно альтернативный систему охлаждения, питания и тд. Но из за экономии на конечной цене целого товара, многие полезные а порой необходимые вещи отсутствуют. Так и получилось и с видеокартой Club 3D Radeon HD 3850 PCS 512Mb GDDR3. Хотя эти видеокарты на сегодняшний день опустились в средний ценовой диапазон, но всё ещё способны обеспечивать комфортный уровень игрового процесса практически во всех современных играх. Если же пользователь выполнить пару нехитрых операций носящих название оверклок, то и данный продукт способен гарантировать хороший уровень производительности, да же в относительно тяжелых режимах современных игр. Согласитесь не плохая возможность и всего за сумму менее 100 евро.
Почему же наш выбор пал именно на этот продукт? По одной простой причине: уже на момент покупки эта видеокарта обладала лучшим соотношение производительности и цены. Не маловажным критерием при таком отборе были наличие альтернативной системы охлаждения APACK ZEROtherm GX810 и отсутствие ограничений по токам. Первое к слову избавляет от хлопот по замене штатного кулера. Zerotherm GX810 не чем не уступает аналогичным моделям столь горячо любимого Zalman. Странно что только недавно продукция этой компании заслужила сколько ни будь пристального внимания на русских страницах Интернета. В Европе же эта компания на хорошем счету и уж точно что найдётся не один “Овер” выбравший продукцию этого производителя из самых лучших мировых брендов! Это первое.
Второе. Видеокарта не требует дополнительных хлопот с вольтмодом.
Вот кстати и наша подопытная, на фото она предсталенна совместно с новым флагманом АМД этой ниши. К слову сказать, я был в числе первых её обладателей, но тем не менее цена/производительность уже на тот момент были в хорошем соотношении.
От себя лишь добавлю, что карта смотрится очень красиво и внушительно, а комплектация вполне обычна. Разве что не хватает переходника с Molex разъема на шестиштырьковое питание видеокарты. Всё остальное имеется. Кроме того упаковка видеокарты выполнена на высшем уровне. Такая комплектация характерна для всех продуктов Club 3D линейки …х.850, в прочем как и их внешний вид (рис. 1).
Рисунок №1. Внешний вид видеокарт Radeon 4850/3850 от Club 3D
(кликните по картинке для увеличения)
Приклеив, имеющуюся в комплекте, алюминиевую охлаждающую пластину на оперативную память - я установил видеокарту в систему. В таком виде она честно отработала пару месяцев. Но ничто не вечно. К тому же Crysis и неумолимый оверклокерский бог всё время требовали большего.
Но большее всё время упиралось в перегрев чипов памяти видеокарты и пресловутый ("PLL VCO Divider") ошибку БИОСа первых партий видеокарт при которых система автоподстройки частоты по достижении 862 MHz просто переставала работать. Как следствие видеокарта -повисала. Если с первой проблемой мне удалось справится, то при разгоне памяти карты ни как не удавалось перевалить рубеж в 1950 MHz.. После очередной неудачной попытки решено было сменить штатное охлаждение оперативной памяти видеокарты. Вытащив карту и внимательно осмотрев – я обнаружил причину перегрева чипов памяти (рис. 2).
Рисунок № 2. Причина перегрева GDDR.
Оказывается из-за своей жёсткости пластина не плотно прилегала к модулям памяти и не только не помогала отводу тепла, а наоборот создавала дополнительную тепловую пробку. К тому же сама пластина оказалась не медной, а алюминиевой. Что так же меня не порадовало. Под пластиной обнаружились совершенно стандартные чипы памяти производства Samsung с временем выборки 1 мс. (рис. 3).
Рисунок № 3. Чипы памяти.
Первоначальная идея распилить алюминиевую пластину, для снятия жесткости и обеспечения лучшего контакта с модулями памяти быстро отпала. Так как я всё таки планировал осуществить не просто разгон, а максимально всё выжать из видеокарты. С этой задачей по моему мнению могла справиться лишь система охлаждения построенная на базе тепловой трубки или воды. Учитывая, что в моём распоряжении находились пара чипсетных куллеров от ноутбуков Maxdata, а так же один процессорный на тепловой трубке. Выбор с дальнейшим типом охлаждения определился сам собой.
Приступив к работе я первым делом отделил тепловые трубки от медных пластин. Это у меня очень плохо получалось паяльником, но зато всё легко отделилось после нескольких минут разогрева на обычной электроплите. Спешу предупредить всех тех кто будет экспериментировать – не стоит перегревать тепловые трубки. Отводить тепло до бесконечности они тоже не могут и в конце концов просто взорвутся. А вот собственно и мой исходный материал (рис. 4).
Рисунок № 4. Исходный материал.
(кликните по картинке для увеличения)
Тепловая трубка была уже сплющена до меня, по этому мне оставалась легкая задача – лишь изогнуть её по контору оперативной памяти видеокарты. Лишний участок был просто загнут под прямым углом – чтобы не мешать установке видеокарты в слот материнской платы. В дальнейшем этот участок тоже будет задействован в охлаждение. Следующим шагом я безнадёжно испортил процессорный куллер (рис. 5).
Рисунок № 5. Ещё один донор.
(кликните по картинке для увеличения)
Медная гармошка по моему мнению как нельзя кстати подходила для моей конструкции, помогая ещё эффективнее рассевать передаваемое тепло. В начале, я планировал поставить эти “гармошки” непосредственно на чипы памяти. Так как одна из их поверхностей была почти идеально ровной и в тоже время вся конструкция обеспечивала определённую долю свободы, позволяя очень хорошо прижать их к чипам VGDDR. Но не пропадать же тепловым трубкам! В результате был найден компромисс. Для этого я использовал уже имеющуюся алюминиевую пластину. Предварительно очистив её от термолипучки - я припаял к ней тепловую трубку и медные гармошки. В результате получилось не плохо (рис. 6).
Рисунок № 6. Всё в сборе.
(кликните по картинке для увеличения)
В последующем по середине алюминиевой пластины был сделан пропил, что сняло излишнюю жёсткость конструкции и позволило более плотно придавить её к чипам VGDDR.
В таком виде всё это и было установлено на видеокарту. Вот только крайнюю “гармошку” пришлось перепаять на обратную сторону тепловой трубки, иначе при установке видеокарты в слот материнской платы она задевала за радиатор северного моста.
Первые же тесты видеокарты в 3D Mark 20006 и играх показали возросшую стабильность. Кроме того предел стабильной работы памяти без труда удалось поднять до 2025 MHz без дополнительных модификаций системы питания видеокарты. Кроме того загрузить систему и без проблемно работать в офисных приложениях можно было при частоте VGDDR 2250 MHz (рис. 7).
Рисунок № 7. Разгон GDDR3 с модифицированной системой охлаждения.
(кликните по картинке для увеличения)
Частоту GPU, без дополнительной модификации удалось поднять практически до 860 MHz. На этой частоте без проблем загружалась операционная система, но вот 3D Mark 2006 вылетал сразу. Наиболее стабильными оказались частоты 810\2025 MHz. На этом я и временно остановился. В таком состоянии система просуществовала практически пол года.
А годы летят словно птицы…
Время, как всегда, пролетело не заметно, и вот я уже вернулся с солнечного Алтая в дождливую Германию, а дождей тут то и не оказалось. Несколько недель жары и упавшие цены на видеокарты – подтолкнули меня к дальнейшим экспериментам над моей подопытной. Теперь решено было выжать максимум из видеокарты, конечно же с применением вольтмода. В свою очередь это потребовало дальнейшей модернизации системы охлаждения оперативной памяти видеокарты. Заменять охлаждение на графическом процессоре я не стал – так как http://www.zerotherm.net/eng/product/GX810.asp хватало с запасом и даже под нагрузкой температура редко превышала 40 градусов.
Сказано – сделано! Первое что я заменил это была алюминиевая пластина. Вместо нее были взяты медные пластины с уже разобранных систем охлаждения чипсетов ноутбуков Maxdata. Из за отсутствия инструментов форма этих пластин особо не облагораживалась, а вот основание было отполировано до зеркального блеска. Разметив положение тепловой трубки, медных пластин и модулей памяти - я приступил к пайке.
Я не надеялся припаять тепловую трубку к пластинам обычным способом. По этому после первой же неудачи с самым мощным у меня паяльником на 200 Watt, я решил идти другим путем. Медные пластины были расположил на поверхности электроплиты в нужной мне компоновке, а на места предполагаемого контакта с тепловой трубкой был положен припой. Пока всё это набирало необходимую температуру, поверхность тепловой трубки была зачищена, а когда припой расплавился, я просто придавил трубку к поверхности медных пластин. Надо сказать что нужного результата удалось добиться не сразу, но в результате вот что получилось (рис. .
Медные гармошки были вначале приклеены на термоклей, а за тем пропаяны по их тыльному стыку с медной пластиной. В этом случае припой был расплавлен в напёрстке и просто налит на места стыков.
Рисунок № 8. Неказисто но зато эффективно.
После того как всё было спаяно в требуемом положении и конечно же примерено, я ещё раз отполировал поверхность медных пластин. Так как последние изрядно закоптились и поцарапались. Кроме того была демонтирована гармошка с вертикального участка тепловой трубки.
В таком виде система охлаждения оперативной памяти была установлена на видеокарту (рис.9,10).
Рисунок № 9. Видеокарта с установленной системой охлаждения GDDR3.
Выступающий вертикальный конец тепловой трубки то же нашёл применение. Дело в том, что данная видеокарта работала в купе с материнской платой DFI Lanparty 790 FX, на которой был установлен модуль установлен модуль Transpiper. Вот в желобок этого модуля как раз и подошел выступающий огрызок тепловой трубки. Тем самым была создана замкнутая система охлаждения с большим запасом «прочности».
Рисунок № 10. Видеокарта с установленной системой охлаждения – вид с боку.
После того как была смонтирована система охлаждения оперативной памяти я приступил к вольтмоду. BIOS моей видеокарты из за проблемы "PLL VCO Divider" был перешит ещё ранее. Брал же я его его тут, а методика его перепрошивки аналогична этой.
С вольтмодом у меня то же особых проблем не возникло так как в Интернете уже были “тонны” статей об этом процессе. Я же принял к руководству вот эту. Карандашный вольтмод GPU осуществлялся с помощью закрашивания резистора R650. В качестве контроллера напряжения GPU на видеокарте используется микросхема uP6201A производства uPI Semiconductor Corp. На моей видеокарте напряжение на GPU изначально составляло 1,26V под нагрузкой. А график соотношения напряжения и сопротивления в точности совпадает с тем что приводится в выше упомянутой статье на “топмодс”.
Несколько иначе дело обстояло с вольтмодом оперативной памяти. Изначально её вольтаж составил 1,98V при сопротивлении около 4,2 Kом. Микросхема контролирующая это напряжение находилась на своём привычном месте u703, а вот маркировку имела совершенно иную. Карандашный вольтмод GDDR осуществлялся на резисторе R710.
Все операции проходили в системе:
Системная плата DFI Lanparty 790 FX , Тип ЦП DualCore AMD Athlon 64 X2, 3380 MHz (13 x 260), Big Tiphon, DIMM 2шт: Corsair Value Select VS1GB667D2 @ 4-4-4-12 – 2.2V, Жёсткий диск - 1 - WDC WD3200JS-00PDB0 (320 Гб), БП - FSP 550W, ОС - Microsoft Windows XP Professional с SP2, Catalyst 08.7.
Тестировать систему на номинальных настройках я не стал, а зразу же увеличив напряжение на GPU до 1,45V, поднял его частоту до 985 MHz. Частота памяти видеокарты была увеличена до 950 MHz при 2,00V. Процессор был разогнан лишь на 5%. Всё это позволило выжать 9808 пернатых в 2006 3D Mark 2006 (рис. 11).
Рисунок № 11. Результат в 3D Mark 2006 на частотах GPU/GDDR - 985/950.
(кликните по картинке для увеличения)
Далековато от рекордных показателей. Сразу же моё подозрение пало на процессор – 2700 MHz для нашего “Radeon” всё таки маловато. Тогда я увеличил разгон процессора на 20% (3120 MHz) одновременно увеличив, частоту GDDR до 2106 MHz. Напряжение на память при этом составило 2,4V. Радиаторы на памяти имели комнатную температуры, а измерение температуры крайнего чипа памяти с помощью датчика температуры на материнской плате ASUS Crosshair – дало результат 29-33 С0.
К сожалению поднять частоту графического чипа не получилось, но за то при напряжении 1,45V – GPU функционировал c температурой в 40-50 С0, а максимальная температура составила лишь 54 С0. По этому эту частоту GPU я и использовал как опорную – экспериментируя лишь с частотой памяти и увеличивая разгон процессора. Вот что у меня в итоге получилось (рис. 12).
Рисунок № 12. Результаты 3D Mark 2006 на частотах GPU/ GDDR3 – 985/2106.
(кликните по картинке для увеличения)
Это уже смотрится лучше. Но упрямый оверклокерский бог, уже разжег во мне искру азарта, и я не смотря на всё возрастающий риск спалить что либо из комплектующих – продолжил наращивать мегагерцы и напряжение. Разогнав процессор почти до его предела 3200 MHz, я ещё увеличил напряжение на GPU и памяти видеокарты – 1,9/2,5V соответственно.
Тут-то меня и постигло первое разочарование - разогнать GPU выше 985 MHz с сохранением стабильности к сожалению не получилось. Стабильности в 3D Mark 2006 не удалось добиться даже при напряжении на графический процессор выше 1,9V. Температура ядра составила устрашающие 90 градусов.
В отличие от ядра память видеокарты погналась несколько дальше и спокойно взяла 1098 MHz. Температура же самих чипов памяти по показаниям температурного датчика всё той же Asus Crosshair составила 33 С0.
В результате всех этих манипуляций из системы выпорхнули аж 11481 “попугай” (рис. 13)! Что ж это уже похоже на результат старшего брата - Radeon HD 3870!
Рисунок № 13. Результаты 3D Mark 2006 на частотах GPU/ GDDR3 – 985/2196.
(кликните по картинке для увеличения)
В дальнейшем уменьшив напряжение на ядро до 1,45V и на память до 2,3V я прошил эти частоты в БИОС графической карты. Именно на таких частотах я почти месяц наслаждался красотами, заметно по-шустревшего Crysis_а. К слову сказать, что загрузить систему и немного пострелять в том же “Кризесе” удавалось при частоте GPU 1001 MHz и GDDR3 2592 MHz (рис. 14).
Рисунок № 14. Максимальный разгон графического ядра и памяти Club 3D Radeon HD 3850.
(кликните по картинке для увеличения)
Но вот пройти 3D Mark 2006 к сожалению не удавалось. Замеры температуры чипов памяти единодушно говорили о том, что самодельная система охлаждения на тепловой трубке работает просто исключительно!
А вместо сердца – пламенный мотор
Прошло ещё пару месяцев. Мысль о том, что теперь моей видеокарте явно не хватает процессора всё настойчивее и настойчивее преследовала меня! Наконец я решился и опустошив заначки приобрел – новый центральный процессор Phenom 9850.
Процессор оказался с немного кривой крышкой, но зато порадовал отличным разгонным потенциалом. Мой новый подопечный держал множитель х16 и соответственно разгонялся до 3200 MHz без всякого труда и поднятия напряжения. Однако в дальнейшем каждый мегагерц давался неимоверными усилиями. Но это как говорится совсем другая история.
Что бы быть более объективным все последующие тесты я проводил на абсолютно той же системе, без изменения тех или иных настроек.
Вот что получилось в результате:
В первом тесте процессор был разогнан до 2725 MHz, что примерно равно разгону его двух ядерного предшественника. Разгон выполнялся с помощью увеличения частоты системной шины – что бы в большей мере обеспечить репрезентативность данных. Частота VGPU и GDDR составила 985MHz на 950MHz соответственно. Стоит заметить что на скриншоте мы можем видеть несколько меньшие значения частоты графического процессора и видеопамяти (рис. 15). Хотя по данным RivaTuner – тесты проходили именно на изначально заданной частоте, что и будет показано на последнем скриншоте.
Рисунок № 15. Результаты в 3D Mark 2006 на частотах GPU/ GDDR3 – 985/1970 +Phenom
(кликните по картинке для увеличения)
Как видно из скриншота удалось добиться выдающихся показателей – 11971. Что на 22% больше чем результат с аналогичными частотами на двух ядерном Athlon и даже на 4,2% превосходит результат максимально разогнанного Athlon @ 3380 с максимальными же частотами графического ускорителя. Вот как говорится вам “бабушка” и процессорозависимость.
Для полноты картины и выяснения всей ситуация я провёл ещё ряд тестов на разных частотах центрального процессора и график карты. Ниже представлены результаты в которых новый “квадр” работал примерно на такой же частоте, что и Athlon в предыдущей серии тестов. Частоты же VGPU и GDDR были вовсе полностью аналогичны ряду предыдущего теста (рис. 16, 17).
Рисунок № 16. Результаты 3D Mark 2006 на частотах GPU/ GDDR3 – 985/2106 на Phenom.
(кликните по картинке для увеличения)
В последнем тесте частота CPU была несколько занижена лишь по причине моей невнимательности, но уже на этой частоте (3200MHz) система на базе Phenom показывает выдающийся результат (рис. 16). 13156 пернатых на многих железных форумах и сайтах является абсолютным рекордом.
Рисунок № 17. Результаты 3D Mark 2006 на частотах GPU/ GDDR3 – 985/2196 + Phenom.
(кликните по картинке для увеличения)
Стоит отметить, что по результатам теста система не только превзошла аналогичные конфигурации, но и не плохо смотрится даже на фоне разогнанного ATI Radeon HD 3870 с более мощными Core Quad. А на момент проведения тестов это был мировой рекорд.
Преимущество этого результата с Phenom над предыдущем полученном с Athlon составляет 15%. Хотя если бы процессор был разогнан именно до 3380MHz, то я думаю ещё несколько процентов добавилось бы. Хотя уже видно, что потенциал Club 3D Radeon HD 3850 – раскрыт полностью.
Несколько позже аналогичные тесты мной были выполнены и для ATI Radeon HD 4850, той же компании и той же разгонной серии Overclocked Edition (рис. 1 .
Рисунок № 18 Результат ATI Radeon HD 4850 в 3D Markt в разгоне и без.
(кликните по картинке для увеличения)
Все тесты с новой видеокартой были выполнены, на той же аппаратной базе, с аналогичными настройками, но уже в Windows Vista. Кроме того Хардвольтмод в оношении 4850 не применялся. Всё же то на, что была способна эта видеокарта с софтовым разгоном, я выжал. Конечно это не позволяет с точностью до сотых долей процента измерить разницу в производительности Radeon HD 4850 и Radeon HD 3850, но примерно оценить эту величину всё таки возможно. Особенно выразительно достигнутая производительность обоих карт смотрится на фоне их настоящей цены 150-160 евро за Radeon HD 4850 и 80-100 евро за Radeon HD 3850.
Заключение
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что входе всех экспериментов с Club 3D Radeon 3850 - самодельная система охлаждения оперативной памяти работала на отлично! Не было зафиксировано ни одного перегрева чипов памяти. Даже когда вентилятор на VGPU остановился по причине неосторожного обрыва провода питания, а обдув модулей памяти не производился – температура не поднялась выше 34 С. По этому я считаю, что мой труд не пропал напрасно. Кроме того возросшей производительности с лихвой хватает для всех современных игр. Это наталкивает на мысль о том, что Club 3D Radeon HD 3850 может быть неплохим приобретением даже на сегодняшний день, когда цены на старшие линейки видеокарт AMD – существенно снизились. Ведь не за горами анонс новых графических решений как от AMD так и от его конкурента NVidia - смысл подкопить наличность в такой ситуации безусловно есть! Тем более что при “правильном обращении” с Club 3D Radeon HD 3850 или его аналогами можно достичь очень хороших результатов. О том как это сделать,,, и рассказывается в статье! С экономленные же денежки можно будет уже в скором времени пустить на борьбу с “Crisysom” в прямом и переносном смысле.
PS. Удачного разгона господа оверклокеры, но не забывайте о том, что кроме компьютерного железа есть дорогие для вас люди - пара бы им это показать. Ведь повод то сегодня есть (14 февраля – День всех влюблённых)! Так что все за цветами и тд!
Покидать гнилыми яблоками, помидорами и тд. можно в другом месте тут же принимается только конструктивная критика
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают