HD4650: антикризисные меры

4 марта 2009, среда 15:06
для раздела Блоги


remnant screen
Запись переоформлена 09.03.2009
Много воды

Кризис, господа, кризис. Многие планировали переждать предновогоднее повышение цен и купить так давно вожделенную 9800GTX или Radeon HD4850, ну и, заодно, хороший БП. Но не тут-то было, цены подскочили в полтора раза, зарплата в лучшем случае, осталась на том же уровне. Сейчас встаёт вопрос: вылезти из планируемого бюджета, а значит, из последних штанов, или купить более доступную модель? Идеальными кандидатурами на место в недорогом системном блоке являются Radeon HD4670 и Geforce 9600GT. Почему? Во-первых, из-за цены, во-вторых, из-за низких требований к блоку питания, позволяющих сэкономить ещё и на «коробке», а, в-третьих, эти карты уже (а, вернее, «пока ещё») пригодны для игр. Да, стоит столько же сколько HD4830 до кризиса, жаль. А, может, есть ещё дешевле, но такое же? Ведь вся суть оверклокерского движения не в самовыражении кучки садистов, издевающихся над чипами, а в получении максимума из железа за минимум денег. Сегодня мы и попробуем узнать, на что способна Sapphire HD4650 DDR3. Сравним её с середнячками предыдущих поколений и конкурентами нынешнего времени.

Главные герои

Раз у нас сравнительное тестирование, то надо набрать актуальных соперников.
Неплохо было бы оценить, что мы получим при апгрейде с предыдущего поколения «бюджетных середнячков '07». Для этой цели нашлась Galaxy Geforce 8600GT и Sapphire Radeon HD2600XT. Ещё свежо предание о том, как они вяло боролись против мидла времён царя Гороха, представленного в лице Gigabyte 7900GT 256 mb и His Radeon x1950Pro IceQ3 256 mb. Заодно протестируем 8600GT и 2600XT на старых драйверах, которые фигурировали в первых обзорах карт и на новых, чтобы оценить мастерство программистов двух крупнейших графических контор современности. Далее, mainstream карты прошлого поколения: Sapphire Radeon HD3850 512 мб и Palit Geforce 8800GS 384 мб. Ну и современники карты, «старший брат» в лице Sapphire Radeon HD4670 1Gb на пару с Gigabyte Geforce 9600GT 512 мб. Неплохо было бы достать «младшенькую» HD4650 с ддр2 памятью, но мне это не удалось. Было принято решение симулировать её на основе HD4650 DDR3 с пониженными до 600\1000 частотами. Из-за разницы таймингов, результат должен быть ниже на 0-1 fps, чем у настоящей hd4650 ddr2, но общее представление составить можно. Заметим, что есть варианты с ддр2 памятью на частоте 800мгц. Забегая вперёд, скажу, что такая карта едва ли будет быстрее HD2600XT, как бы это дико не звучало (320пп против 120пп у 2600).

Хочется сразу сказать спасибо за предоставленные 8600GT и 9600GT моим знакомым. Остальные подопытные, кроме HD4650, были куплены у местных обывателей.

Тестовая система:

Процессор: AMD Athlon X2 5200+ (12*250=3000Mhz);
Кулер: CoolerMaster Gemin 2S;
Материнская плата: M/B Gigabyte GA-MA78G-S2H (bios F5);
Память: 2x1024 DDR2 PC6400 Hynix (@1000Mhz@5-5-5-18);
Жёсткий диск: 750Gb Seagate 7200.11;
Блок питания: 550W Delta GPS-550AB-A;
Корпус: mATX Tsunami Archer-26;
Монитор: Acer x203w 20”;

Пару слов о тестовой системе... довольно бюджетный по современным меркам компьютер, процессор на ядре windsor ст.F3, разогнан до уровня Athlon X2 6000+, что примерно соответствует Intel Pentium DualCore e5300 в номинале. Не густо, но мы проведём тестирование в каждом приложении в разрешении 800X600 при тех же настройках графики на 9600GT, чтобы отметить границу, до которой процессор способен загрузить видеокарту. На графиках эти данные отмечены как “CPU CAP”.

Программное обеспечение:

ОС:

Windows XP SP3

Драйвера:

Nvidia Forceware 162.18 WHQL;
Nvidia Forceware 181.22 WHQL;
Nvidia Forceware 182.05 Beta;
Nvidia Forceware 182.06 WHQL;
AMD Catalyst 7.7;
AMD Catalyst 9.1;
DirectX November 2008;
Nvidia PhysX 9.09.0010;

О драйверах... такое многообразие ForceWare вызвано тем, что не все тесты нормально функционировали на 181.22, которые были последними официальными на момент начала тестирования. Причины и режимы, протестированные на более поздних драйверах, оговорены ниже по ходу описания результатов. Установка Windows с другого дистрибутива и зажим рук под выпрямляющий пресс эффекта не принесли.
Результаты для старых драйверов 2007 года на графике помечены как «OLD».

Тестовые приложения и методика тестирования

Тесты проводились на следующих приложениях:

-Futuremark 3DMark 2006 Advanced Edition v1.1 (1280x1024, настройки по умолчанию)
-Prey v1.4 (OpenGL, максимальные настройки, AA 4x, AF 16x, 1280x1024, 1680x1050)
-F.E.A.R v1.08 (Direct3D, максимальные настройки, AA 4x, AF 16x, Soft Shadows On, 1600x1200)
-S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl v1.006 (Direct3D, полное динамическое освещение, 1280x1024, 1680x1050 )
-Devil May Cry 4 Benchmark (Direct3D, Very High, AA 4x, режим ARGB8, 1280x1024, 1680x1050)
-Unreal Tournament 3 v1.3 (Direct3D, максимальные настройки, AF 16x, 1280x1024, 1680x1050)
-S.T.A.L.K.E.R: Clear Sky Benchmark (Direct3D, улучшенный dx9, полное динамическое освещение, 1280x1024)
-The Last Remnant Benchmark (Direct3D, по умолчанию, 1280x1024, 1680x1050)
-GTA IV Benchmark v.1.0.1.1 (Direct3D, средние настройки 1280x1024, высокие 1680x1050)
-Crysis Warhead v.1.1.1.710 (mainstream AA 0x, AF 0x, 1280x1024, 1680x1050)

В тесте присутствуют как старые, так и новые игры, так сказать - для полноты картины. Разрешения 1280x1024 и 1680x1050 выбраны как самые массовые.

Методика тестирования:

Для тестирования была установлена операционная система без каких либо особых твиков быстродействия, настройки драйверов — по умолчанию. При смене карт старые драйвера удалялись и зачищались программой Driver Sweeper.
Игры FEAR, Devil May Cry, Clear Sky, Last Remnant, GTA4 тестировались с использованием встроенных или официальных бенчмарков, для тестирования остальных использовались утилиты сайта Hardware OC, для Crisis Warhead утилита Framebuffer Crysis WARHEAD Benchmark Tool. Детальные настройки графики представлены на скриншотах.



(кликните по картинке для увеличения)

fear options

(кликните по картинке для увеличения)

prey options

(кликните по картинке для увеличения)

ut3 options

(кликните по картинке для увеличения)

dmc4 options

(кликните по картинке для увеличения)

CS options

(кликните по картинке для увеличения)

gta4 options

(кликните по картинке для увеличения)

gta4 options

(кликните по картинке для увеличения)

warhead options

Характеристики видеокарт:




Specs



Поставим главные вопросы тестирования:
- Как HD4650DDR3 соотносится с HD4670 и HD4650 ddr2 в номинале и разгоне?
- Что мы получаем после апгрейда со старых карт?
- Разница производительности драйверов 2007 и 2009 года на примере 2600\8600.
- На сколько нам хватает нашего бюджетного CPU?
- Как себя ведут карты DX9 в новых играх, насколько сдали старые архитектуры
- На сколько HD4650 отстаёт от тех же hd3850/8800GS/9600GT
- Как hd3850/8800GS/9600GT соотносятся между собой.
Итак, поехали!

3DMark 2006


3dm2006


Первый тест не внушает особого оптимизма, в синтетике 4650ddr3 борется, скорее с разогнанной 8600GT, чем со старшими картами тестирования, впрочем, разгон позволяет нам подобраться очень близко к результату 4670. Что касается процессора, похоже, мы достигли потолка по попугаям. Видеокарты выше 9600GT\8800GS не реализуют свой потенциал в данном тесте даже в номинале.

Естественный отбор


oc result


3dm2006 gain

В тесте представлены преимущественно карты в номинальном режиме работы. Разгон, дающий менее 15% прироста, практически всегда не заметен «на глаз» и возникает вопрос: а стоит ли? Стоит ли мучить железку, стоит ли гонять тесты, тратить своё время? Нет, не стоит. Но если карта действительно гонится, даёт прирост производительности, то этот факт не стоит обходить стороной. К видеокартам в номинальном режиме решено было добавить прибавившие 15% и более очков в 3DMark 2006 . Возможно, процессора не хватило, чтобы набрать все баллы на мощных видео, но наша главная цель — увидеть место HD4650DDR3 и определить, стоит ли она своих денег. В итоге барьер преодолели: Nvidia 7900GT с результатом 17,1%, 8600GT с 18,32% и, вне конкурса HD4650DDR3 с результатом 14,55%. Далее их результаты помечены с постфиксом «OC»


Prey

Эта игра представляет OpenGL в тестировании. Для тестирования использовалась утилита HOC Prey Benchmark, параметр Boost Graphics включён. Говорили, что игра очень оптимизирована, поэтому славилась низкими требованиями, но, по другим данным, сценам просто не хватает полигонов, что вкупе с простыми короткими шейдерами делает её лёгкой для отрисовки. Чтобы получить низкий FPS пришлось «поохотиться» на место с «кучей полигонов» и оно было найдено на уровне Plane Crash, где и было записано своё демо.


Prey 1280


Prey 1680

4650DDR2, как и карты прошлых поколений, с трудом справляется с игрой, а вот DDR3 версия уже позволяет играть на максимальных настройках. Разгон позволяет ей подобраться максимально близко к 4670. Процессор Athlon 6000+ x2 более чем достаточен для этой старой игры

Заметки тестера: 1950Pro показывала больший FPS чем 7900GT, но резко проседала в режиме «духа», от чего суммарный результат хуже. Собственно, это проседание было на всех видеокартах от AMD.

F.E.A.R

Эта игра в своё время повергала если не на оба, то хотя бы на одно колено топовые карты своего времени. Тестирование проводилось средствами встроенного бенчмарка.



FEAR

К сожалению, в FEAR HD4xxx терпят фиаско разной степени провальности. Опять с плохой стороны показал себя HD4650DDR2, карты c DDR3 чувствуют себя получше, но не балуют хорошим минимальным FPS. Старички же 7900\1950 не сдаются и затыкают новые карты за пояс, браво). Несмотря на soft shadows, x1950pro смотрится молодцом по сравнению с 7900GT. Таки оптимизировали драйверы спустя 3 года?
Наш процессор никак не ограничивает производительность в F.E.A.R

S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl

Почти отечественный долгострой, который, всё же, смог завоевать себе поклонников и лестные отзывы. Для теста использовалось демо IXBT3 с сайта ixbt.com. Учитывался средний FPS по данным в итогах прогона демки.


Stalker 1280



Stalker 1680

HD4650DDR2 стабильно на уровне старых карт, DDR3 версия уже позволяет получить играбельный FPS, а в разгоне достаёт до старшей карты. В этой не очень старой игре HD4670 почти не отстаёт от HD3850, несмотря на её 256 бит шину. Athlon X2 не сдаётся и позволяет получить средние 100 FPS.

Unreal Tournament 3

Обычно, движок Unreal Engine дарит красоты современной графики по минимальной цене, при этом на нём вышло уже много хороших игр, а сколько ещё выйдет? Для тестирования использовалась утилита HOC UT3 benchmark tool. Demo Corruption, засчитывался результат второго прогона демо-сцены.



UT3 1280


UT3 1680


HD4650DDR2 наравне с x1950pro, но до уровня DDR3 версии ещё очень далеко. В разгоне карта с DDR3, опять же, практически догоняет 4670. Процессора для игры всё ещё хватает.

Devil May Cry 4 Benchmark

В качестве результатов для диаграммы была выбрана вторая сцена теста, показывавшая минимальный фреймрейт.



dmc 4 1280


dmc 4 1680

Картина примерно та же, как и в предыдущих тестах, HD4670 практически наравне с HD3850, но они никак не могут соперничать с картами восьмой и девятой серии Nvidia.
Хотя для этой сцены у нас и двукратный запас по процессору, стоит взглянуть на график CPU test.


9600gt cpu

В первом и третьем тесте мы упёрлись в возможности процессора. Впрочем, FPS просто зашкаливает и на геймплее это никак не скажется. Всё же, представление фреймрейта графиком или, как в FEAR, с распределением по времени, намного более информативно, чем абстрактный «средний фпс по демке».

Заметки тестера:
На 7900GT ужасно долго грузились сцены, по меньшей мере, в 5 раз дольше чем на остальных видео. Это не единственная неприятность с картами Nvidia и этим тестом. На драйвере 181.22 он отказывался запускаться, выдавая ошибку ининциализации DirectX. Путём долгих танцев с бубном был выяснен рецепт запуска: ставим любую версию драйверов, поверх них 181.22. Всё работает. При вычистке драйверов и повторной установке 181.22 опять та же проблема. Нехорошо получается...


dmc4 error


STALKER: Clear Sky

Приквел к первому сталкеру, прославился своими глюками, но в зрелости n-ного патча, говорят, игра хорошая. В диаграмму включены минимальный и средний FPS режима «Day».


Clear Sky

4650 DDR2 отрывается от всех карт предыдущего поколения, хотя, даже на hd4670 толком не поиграешь, прийдётся снижать настройки. Это касается всех карт, минимальный FPS слишком мал для комфортной игры. Отметим хороший результат 4650ddr3 в разгоне, минимально, но она опережает старшую карту.

Заметки тестера: На Sunshaft неправильно просчитывалось освещение в ближнем радуисе камеры на 1950pro.

The Last Remnant

Новый бенчмарк игры от SQUARE ENIX на движке UT3. Судя по демке, сюжет игры глубоко фэнтезийный. Ящериц-караванщиков я, признаться, давно не встречал, как и четырёхруких кошек с саблями.


Remnant 1280


Remnant 1680

4650 DDR2 просто удручает уровнем своей производительности, уступая всем кроме 7900GT. 4-я линейка отстаёт не только от карт Nvidia, но и от HD3850. Судя по результатам DDR2 карты, игре требуется большая пропускная способность памяти. При переходе к разрешению 1680x1024 все карты ощутимо теряют в быстродействии, и это притом что площадь рендеринга занимает около 3\5 экрана. Несмотря на высокий средний FPS, даже 9600GT проседала в тесте до 17-20 кадров (в 1680x1050), что уж говорить об остальных картах. Что же касается процессора — он не самое уязвимое место системы.

Заметки тестера: на x1950pro неправильно работала обработка водных брызг, вместо воды по экрану летели какие-то размазанные спрайты. Причём это проявлялось только в нескольких метрах от камеры, дальний план просчитывался верно. Для 8800GS использовался драйвер 182.06, потому что на остальных тест подвисал на загрузке сцены. Бенчмарк новый, драйвера, скорее всего под него не заточены, так что будет интересно протестировать эту же игру через пару месяцев, когда карты смогут проявить себя полностью.

Grand Theft Auto 4

Игра получила харизматичного парня из восточной Европы на роль главного героя, более продуманный сценарий, но что же в плане графики и производительности? Ничего хорошего. Если GTA3 был всеяден и шёл на любых видеокартах от GF2, то его наследник такой лояльностью к вашему компьютеру не обладает. Для разрешения 1280 были выбраны средние настройки, для 1680 — высокие. Ограничения на настройки отключены, суммарная потребляемая память по данным игры составила 402 и 1008 мегабайт. Смотрим что у нас получилось.


GTA 4 1280



GTA 4 1680

В более лёгком режиме 4670 обогнала 3850, впервые за всё тестирование и даже довольно близко подобралась к 9600гт! Правда, в более сложном режиме 256 битная шина взяла своё, но отрыв 3850 минимален. К сожалению, в 1680x1024 и высоких настройках нельзя поиграть ни на одной карте. На средних 4650ddr3 опустилась до уровня 1950про и 8600гт.. эта игра явно не для неё.

Заметки тестера: Игра, скажем, не блещет оптимизированностью. До установки патча играть на 7900GT просто невозможно: половина интерфейса не нашлась на своих местах, текстуры выпадают, а производительность крайне низкая. Установка патча даёт возможность играть... но вот бенчмарк они забыли подлатать) Всё те же проблемы с порчей изображения.. 30 FPS на 800x600 с жуткими артефактами, поэтому 7900GT исключена из тестирования. Ещё 1 глюк… если объём памяти в настройках игры примерно вдвое превышает набортный, то игра зависает в бесконечной загрузке уровня. Поэтому на втором графике нет видеокарт с памятью меньше 512мб. Настройки для разрешения 1680x1050 подбирались таким образом, чтобы тест просто грузился на максимально доступных опциях, следующий шаг повышения приводил к необходимости аварийного завершения игры. К слову, на x1950pro неправильно просчитывался свет мопедных фар. CPU тест не проводился, потому что игра не давала выставить разрешение меньше 1280x1024 на 9600гт, сбрасывая на предыдущие настройки.

Crysis: Warhead

Продолжение самого технологичного и самого тяжёлого для графической подсистемы шутера. Тестирование проводилось утилитой Framebuffer Crysis WARHEAD Benchmark Tool на демке Frost, учитывались данные по второму проходу демо.


Warhead 1280


Warhead 1680

И здесь старые карты ничуть не хуже чем HD4650DDR2, HD 4650DDR3 сравнивается с HD4670 и подбирается к порогу играбельности в разрешении 1280x1024. Процессор даже в такой игре нас не ограничивает, уж слишком сложная задача ложится на хрупкие плечи бюджетных карт. Игрокам в кризис придется раскошелиться на что-то получше.

Выводы

Начнём с Radeon HD4650 DDR2. Карта не поражает своим быстродействием, но позволяет поиграть на низких\средних настройках в любые новые игры. Для HTPC в самый раз.
Radeon HD4650DDR3 показывает в среднем на 20% большие результаты, чем DDR2 карта. Разгон позволяет выжать ещё примерно 20%, что ставит карту почти на уровень HD4670 DDR3. Почему «почти»? Потому что в тестировании принимала участие карта с 1024 мб DDR3, работающей на пониженной частоте 1746 МГц вместо стандартных 2000мгц. Вот такие пироги. Чтобы хоть как-то экстраполировать результаты на стандартную HD4670, приведу график прироста очков в 2006 марке при разгоне HD4670.


memory on hd4670

Как мы видим, даже для чипа на частоте 600 МГц при частоте памяти 2250 МГц не наступило насыщение... по грубым прикидкам, рост графика прекратится на уровне 2400 МГц частоты памяти.. для чипа же с частотой 816 МГц этот предел лежит ещё дальше. Но, к сожалению, DDR3 на такие частоты не способна. В чём же проблема этой карты, с чипом, который, в общем-то, сильнее чем RV670, иногда практически достаёт до 9600GT? В 128 битной шине памяти, которая порезала этот прекрасный, довольно мощный и экономичный чип до неузнаваемости. Использование DDR5 или 256-битной шины исправило бы ситуацию, но сильно повлияло бы на цену, видимо, в такой степени, что AMD посчитала это нецелесообразным. HD4650DDR3 будет хорошим вариантом апгрейда со старых карт 1900\7900\8600\2600, сочетая в себе повышенное быстродействие, поддержку последних технологий и даже меньшее энергопотребление, что позволяет обойтись старым блоком питания, которого хватало на предыдущую карту. Стандартный размер платы и отсутствие разъёма дополнительного питания позволяют установить карту в любой корпус и не требует лишних переходников. Владельцам карт 8800GS\3850 и выше карта не принесёт каких-либо дивидендов, только потерю производительности. С позиции апгрейда карта хороша, но как быть с новыми системными блоками? Выбор встаёт между
4650ddr3/4670/3850/9600GT.

Взглянем на цены (nix.ru 04.03.2009)

1024 mb DDR3 Sapphire HD4670 = 103$
512 mb DDR3 Sapphire HD4670 = 94$
512 mb DDR3 Sapphire HD4650 = 72$
512 mb DDR3 Sapphire HD3850 = 89$
512 mb DDR3 Palit 9600GT = 99$

При такой ценовой диспозиции выбор из продукции AMD, по моему мнению, встаёт между HD4650DDR3 и HD3850DDR3. На стороне второй большая производительность, по крайней мере, по нашим тестовым приложениям, на стороне первой — экономичность и цена, возможность разгона до «почти 4670». 9600GT от палит на треть дороже, но и существенно быстрее. Впрочем, остальные бренды обойдутся вам дороже, к Палиту у многих стойкое отвращение, таким людям придется брать карту за $110 и выше.

Прирост от новых драйверов на hd2600\nv8600GT(версии forceware 162.18/181.22, catalyst 7.7/9.1):


old-new drivers

Прирост есть, на 8600GT он в среднем больше, но даже 20% производительности от новых драйверов не выведут эти карты на приемлемый уровень.

Что касается стариков 1950pro и 7900GT, то они не сдали свои позиции. Архитектура седьмой серии оказалась хуже, чем ATI пятого поколения, 1950pro повторила судьбу GF ti4200, которая ещё долгое время оставалась приличной картой, пригодной для игр.

Тестовый процессор, несмотря на свой возраст (модель 2006 года), смотрится неплохо в реальных приложениях, позволяя получить 60 FPS на использовавшихся настройках в любой игре из протестированных в режиме CPU Test.

В итоге, HD4650DDR3 показала себя молодцом. Из всех протестированных карт я остался именно на ней. Что ожидает её дальше, после вольтмода, на другом процессоре, драйверах и в режиме Crossfire с ей подобной, мы узнаем в следующей моей статье.

PS От начала тестирования до его завершения прошло довольно много времени, по разным причинам, начиная от доступности карт, кончая банальной нехваткой времени и ленью... За этот период успел выйти драйвер 9.2 для видеокарт AMD. Хотелось проверить, нет ли в нём сюрприза для игры The Last Remnant. Заодно проверим моё ощущение, что 9.1 какой-то уж очень медленный. Разница получилась в пределах 0,1 FPS, что говорит о том, что никаких оптимизаций со стороны драйвера игра пока не получила.

На этом мой тяжкий путь настройки, тестирования, борьбы с драйверами nvidia закончен. Всем, кто оставлял свои замечания по статье, большое спасибо :)

Исходные данные можно скачать в архиве, там вы найдёте скриншоты DMC4 с результатами по остальным тестовым сценам, баллы в Stalker: CS с результатами других режимов освещения, скриншоты настроек, таблицы в XLS и скриншот игры ремнант)
Обсуждение ТУТ
Материалы обзора:
rapidshare
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают