Восстанавливаем IBM PC совместимый компьютер на базе i80386 DX 33

для раздела Блоги

Восстанавливаем IBM PC совместимый компьютер на базе i80386 DX 33

Введение


- Эх, Петька, вот победим мы в гражданской войне и знаешь…





- Что знаю, Василий Иванович?

- Да вот, Петька, консерваториев понастроим везде. 

И здесь, и на том берегу, и за деревней…

- Василий Иванович, а зачем нам столько консерваториев то?

- Да, ты что, Петька! Знаешь я, как консервы то всякие люблю!






Осторожно! Я - луддит, ретроград и консерватор… Какая там, к черту, «древняя окаменелость» Windows 7, если даже на Windows XP я переходил с Windows 98SE больше года, пробуя ее и так и эдак и сравнивая с Windows 98 SE, а потом еще долго использовал Windows 98SE в качестве второй ОС (для любимых старых игр).

Правда, если в целом говорить о Win9x, то Windows 95 после MS DOS, действительно прорывной была в плане удобства интерфейса для неподготовленного пользователя.

Разве что проводник в Windows 95 довольно убог, поэтому многие использовали Windows Commander, поскольку Norton Commander в Windows 95 намеренно был сделан ограниченно работоспособным.

Впрочем, по моему скромному мнению, и Windows XP в плане дальнейшего удобства развития «десктопного» интерфейса был на высоте, а пик «дружественности» GUI Windows достигнут именно в «древней окаменелости» Windows 7.





Сейчас дома у меня на основном ПК стоит 10-ка (с Classic Shell), я установил ее на SSD попробовать, а после мне лень было вместо нее устанавливать Windows 7, поэтому я просто в 10-ке вернул привычный полюбившийся мне интерфейс Windows 7 Aero.

Операционная система – это всего лишь среда для запуска полезных приложений, да и не секрет, что 10-ка от 7-ки не так уж и далеко ушла, как многие думают, поэтому достаточно было просто сменить внешний вид GUI (и вернуть старую программу просмотра фото) и «не париться».

Теперь перейду непосредственно к теме статьи.


***

Итак, скорее случайно, нежели целенаправленно в мои руки попал системный блок на базе Intel 80386 SX\DX совместимого процессора.





Когда я его приобретал, речи о том, что компьютер находится в работоспособном состоянии, не было, внешне он имел довольно непрезентабельный вид.

Продавец, на одной из «барахолок» выложил такую фотографию:

Системный блок на фотографии меня заинтересовал, цена вполне устраивала, ну, а тот факт, что ПК требовал реставрации, не оттолкнул меня от покупки, а лишь добавил мотивации.







Как видите, основные компоненты ПК того времени в виде классического корпуса типа «desktop» (с пожелтевшей передней панелью), FDD-привода для 5,25 дюймовых дискет присутствовали.

Из фотографии системного блока с задней стороны (не приводится) было видно, что соответствующие: материнская плата с распаянным AMD 386SX 33 MHz, сопроцессор ULSI в «кроватке», ISA мультикарта и видеокарта и блок питания AT формата присутствовали.

Со слов продавца HDD тоже имел место, как оказалось, это был емкий по тем временам жесткий диск производства CONNER на целых 85 Mb.

К сожалению, большинство вышеперечисленных элементов искомого «386-го» имели определенные недостатки, в частности: на FDD приводе отсутствовал рычажок, кожух корпуса был с одной из сторон немного погнут, а на материнской плате потекла аккумуляторная батарейка CMOS с последующим разъеданием дорожек.

Строго говоря, CMOS (complementary metal-oxide-semiconductor), он же КМОП (комплементарная структура металл-оксид-полупроводник) - это всего лишь полупроводниковая технология + схемотехника построения интегральных микросхем, отнюдь не единственная. Однако, следует отметить, что почти все современные цифровые микросхемы основаны на технологии КМОП.



Для понимания основ (тем, кому это надо) открою секрет: запуск компьютера производится путем считывания кода BIOS из микросхемы EEPROM (ЭСППЗУ — Электрически Стираемое Перепрограммируемое Постоянное Запоминающее Устройство), а затем информации о конкретных настройках компьютера, которые хранятся в «энергонезависимой» микросхеме CMOS, требующей постоянного питания.

Отличительной особенностью схем КМОП является малое энергопотребление в статическом режиме, поэтому в современных ПК стоят литиевые «таблетки» SR2032, энергии которых для хранения настроек хватает на 5-10 лет.

На «древних» ПК, для сохранения загрузочной информации о настройках в микросхеме CMOS использовались аккумуляторные батареи, в моем случае никель-кадмиевые, из которых при длительном хранении в сырых помещениях зачастую вытекает щелочь. Не смотря на то, что все печатные платы покрыты лаком, щелочь, как правило, разъедает медные дорожки.

В моем случае именно это и произошло. Соответственно, приобретая материнские платы с такими батарейками их крайне желательно сразу выпаивать, дабы они не испортили материнскую плату.

В моем случае, корпус в местах соприкосновения кислоты, вытекшей из батарейки, и металла покрылся ржавчиной.



Тем не менее, поскольку этот ПК напоминал мне времена моей юности, в которой я впервые увидел настоящие IBM совместимые PC с цветными, а не черно-белыми, как на советских ПК мониторами, я решил его привести в «божеский вид».

1. Основные способы улучшения внешнего вида устаревших ПК

Существует достаточно три основных способа приведения «древних» ПК в презентабельный вид.

1. Самый простой и повсеместно используемый вариант – купить современный корпус и «перекинуть» в него старые комплектующие.

В принципе – отличный выход из положения, особенно для ПК, построенных на базе материнских плат современного формата ATX.



Более того, в современный ATX корпус вполне можно установить и материнскую плату AT формата, проблема может возникнуть только эстетического плана с отсутствием заглушки на задней панели корпуса для клавиатурного входа. Впрочем, их (заглушек) изготовление возможно на 3D принтерах, которые уже давно не являются редкостью.

2. Второй способ – это «осовременивание» старого корпуса с учетом современной «компьютерной моды».

В этом случае корпус компьютера вместе с лицевой пластиковой панелью обычно красят в «радикальный черный цвет», внутри устанавливают RGB подсветку, на внешней стороне размещают принты интересующих владельца ПК брендов, в том числе уже исчезнувших с рынка.

Разновидностью этого способа являются различные виды «моддинга», когда собирают ПК с внешним видом в духе Doom, Quake, Half-Life, Duke Nukem 3D, Blood или иной игры.

За пределами 1\6 части суши, кстати, сравнительно популярным является и обратный процесс, когда в AT корпус, обычно новый или восстановленный до состояния почти нового, устанавливаются современные комплектующие. Получается эдакий «закос под старину».



Проблема только в том, что в современном мире любые комплектующие для ПК уже через год после их анонса становятся устаревшими. Соответственно, по моему мнению, «овчинка выделки не стоит».

3. Третий способ – щадящая реставрация компьютера с сохранением основных особенностей, присущих оригинальному ПК с минимальным вмешательством в его внешний вид.

Очевидно, что ПК, которому 20 и более лет, не должен выглядеть новым, на нем должны быть видны следы времени. С другой стороны, он не должен выглядеть и так, будто его только что вытащили из помойки.

В этом случае, как правило, подыскиваются оригинальные комплектующие, по возможности отыскивается новый корпус, либо чистится, моется и, по возможности, устраняются следы времени на имеющемся оригинальном корпусе.

При третьем способе улучшения экстерьера старого ПК идеального внешнего вида добиться, скорее всего, не удастся (время берет свое), но зато техника будет выглядеть соответственно времени ее выпуска и при этом вполне презентабельно.



Вообще, на мой взгляд, самое главное для «реставратора» – устранить возможные причины, которые могут привести к полному разрушению реставрируемого предмета. Так, при реставрации ПК, в обязательном порядке следует убрать ржавчину с корпуса, кислоту от потекших аккумуляторных батарей на материнской плате, «багов» и паутину, в которой они нашли свое последнее пристанище, пыль, грязь, и т.д.

Основная цель – добиться некоего баланса между внешним видом и аутентичностью реставрируемого ПК. Получилось ли у меня это или нет – решать Вам.

2. Немного истории

История развития ПК уже многократно исследовалась, в том числе и на этом сайте. Однако для обеспечения ясности исследуемого вопроса,  я позволю себе напомнить читателям, что началом бурного развития рынка IBM PC явился именно выпуск IBM PC на базе процессора Intel 8088 в 1981 году.

Успех архитектуры x86 связан с тем, что высокопроизводительный (по тем временам) 16-битный процессор i8086 (стоивший 360$ и продававшийся не слишком хорошо) в Intel  упростили до i8088. Фактически в процессоре i8086 урезали лишь внешнюю шину данных до 8 бит (остальное не меняли), соответственно процессор стал дешевле (124,8$) и его стало возможным использовать в актуальной для рынка компьютеров на тот момент 8-битной обвязке.



International Business Machines к началу 80-х годов XX века была едва ли крупнейшей в мире компанией, производившей компьютеры (мейнфреймы).

В IBM решили выйти также и на рынок домашних персональных компьютеров, для чего создали группу из 4-х человек (при штате 270 тыс. сотрудников) под руководством Дона Эстриджа.

Филипп Дональд Эстридж изучил рынок имеющихся на то время электронных компонентов, которые можно было бы использовать для создания дешевого, но достаточно производительного домашнего компьютера.

В то время на рынке было два основных конкурирующих 16-битных процессора - Motorola 68000 (в итоге он использовался в компьютерах Apple) и Intel 8086.

Motorolla 68000 по факту был не 16-битным, а гибридным, его ядро было 32-битным, но работал он с 16 битной шиной данных и 24-битной шиной адресов.

Делая выбор между продукцией  Motorola и Intel Дон Эстридж предпочел продукцию последней, причем выбирая между 8086 и 8088 выбрала более дешевый из них, как основу доступного ПК для дома.

Стоит отметить, что не самой последней из причин для этого, кстати, был тот факт, что у партнера IBM – Microsoft уже имелся язык программирования BASIC для i8088.

Фатальными для степени присутствия на рынке ПК непосредственно IBM было два упущения:

1. IBM не запатентовала BIOS - революционную разработку того времени. До выхода BIOS все ПО для компьютеров создавалось только с жесткой привязкой к конкретному «железу». BIOS обеспечивал работу компьютера с любым совместимым оборудованием.

2. IBM не запатентовала операционную систему DOS (с интерпретатором языка BASIC). Операционная система DOS обеспечивала достаточное удобство использования ПК конечными пользователями при высокой (по тем временам) простоте ее освоения.

Впрочем, нам пора двигаться дальше. Следующим поколением центральных процессоров, которые стали сердцем IBM PC и совместимых с ним компьютеров, стали Intel 80286 (и его клоны).

Именно этот процессор, поддерживающий до 16 Мб оперативной памяти, в составе IBM PC/AT, позволил, как сейчас говорят, «выстрелить» платформе, став, по сути, самой успешной моделью персонального компьютера от IBM.

Автор этих строк в начале-середине 90-х годов XX века имел определенный опыт общения с IBM PC/AT. И, после советских клонов различных типов «буржуйских» ПК 80-х эти компьютеры, оснащенные цветными мониторами, операционной системой MS DOS 4 или 5, Norton Commander и умеющие издавать звуки спикером казались чем-то просто невероятным.

Для любознательных и внимательных читателей, добавлю, что Intel в те годы одновременно разрабатывала два процессора – 80186 и 80286.

80186, не смотря на то, что был основан на архитектуре x86, не совместим с ней.

Вообще у Intel цель, как обычно, была благая – интегрировать в кристалл процессора основные контроллеры из его обвязки для удешевления готовых компьютеров, а заодно и устранить некоторые узкие места архитектуры. Однако получилось, как всегда.

В процессор Intel 80186 интегрировали:

- два контроллера прямого доступа к памяти  со схемами прерываний (DMA);

- дешифраторы адреса;

- трёхканальный программируемый таймер/счётчик;

- генератор синхронизации;

- программируемый контроллер прерываний.

Кроме того была расширена система команд процессора, а именно введены дополнительные команды работы со стеком (PUSHA, POPA, PUSH «immediate»), с портами ввода-вывода (INS, OUTS), арифметические команды (IMUL, ROL/ROR, RCL/RCR, SAL/SAR, SHL/SHR с конкретно указанным числом бит сдвига) и команды реализации языков высокого уровня (ENTER, LEAVE, BOUND).

Короче говоря, 80186 был для своего времени весьма продвинутым 16-битным процессором. Но полной совместимости с архитектурой x86 не имел.

На 80186 делались компьютеры - Dulmont Magnum, компьютеры Mindset, Siemens PC-D, HP 100/200LX, HP 1000CX, школьные десктопы Compis и RM Nimbus), но в IBM PC процессор 80186 не попал. В итоге, кстати, 80186 использовался в основном в сетевых картах.

В моем же случае мы будем восстанавливать компьютер на базе третьего поколения IBM PC совместимых компьютеров с процессором, совместимым с Intel 80386 DX\SX.

Следует отметить, что именно выпуск этого процессора Intel не только закрепил успех на рынке персональных компьютеров IBM PC/AT и его клонов, но и дал резкий толчок дальнейшего развития ПК.

Те, кто еще помнит эпоху Windows NT и первых из последующих ОС Microsoft на ее основе – Windows 2000\2003\XP, знают, что системная папка с установочными файлами для них так и называется «i386».

Более того, теоретически, учитывая обратную совместимость x86 программного обеспечения, на ПК на базе этого процессора можно запустить любую современную 32-битную программу.

В реальности, поскольку даже 32-битное ПО сегодня создают с учетом особенностей современных процессоров, которые поддерживают наборы инструкций MMX, SSE, SSE2-3, AVX и т.д., такой «финт ушами» может и не пройти. В современных версиях Windows любая программа при запуске проверяет наличие поддержки процессором соответствующего набора функций, и если он (набор) отсутствует, то не запускается.

Не секрет, что наборы инструкций MMX, SSE и прочие не выходят за рамки архитектуры x86, они лишь обеспечивают более быстрое выполнение тех или иных операций, экономя количество тактов процессора, которые необходимы на исполнение кода. Таким образом, причина невозможности запуска отдельного современного ПО на «386»-м не аппаратная, а программная.

Впрочем, причина эта скорее даже не программная, а экономическая, ведь, если бы ПО и сегодня оптимизировали для Intel 80386, то никто бы не покупал бы без особой надобности современные многоядерные процессоры.

Однако вернемся к нашим барашкам и поговорим непосредственно о центральном процессоре Intel 80386.

Intel 80386 - 32-битный процессор с архитектурой x86 третьего поколения фирмы Intel, выпущенный 17 октября 1985 года. Данный процессор был первым 32-разрядным процессором для IBM PC. Применялся, в основном, в настольных и портативных ПК. В настоящее время продолжает использоваться в контроллерах.

Процессор i386 полностью совместим с процессорами 8086—80286. Он выполняет программы, предназначенные для них, и делает это более эффективно:

- затрачивает на выполнение меньшее число тактов синхронизации;

- имеет более высокие тактовые частоты, за счёт использования новых технологий;

- имеет увеличенный, по сравнению с предыдущими процессорами, буфер предвыборки команд — 16 байт (которых хватает примерно на пять команд); буфер предвыборки обеспечивает меньшее количество обращений за командами и исключает лишние обращения в память в коротких циклах и выполнении строковых команд.

Процессор i386 является серьёзной переработкой процессора 80286. Фактически ни до, ни после i386 архитектура процессоров x86 кардинально не модифицировалась. В Intel 80386 введены все основные требования для поддержки современных 32-битных операционных систем (ОС) для PC-совместимых платформ.

Основные изменения в сравнении с Intel 80286 и 8086:

Страничная организация адресации памяти

В i386 был введён механизм адресного пространства. Адресное пространство или страничная память - способ организации виртуальной памяти, при котором единицей отображения виртуальных адресов на физические является регион (участок памяти) постоянного размера (страница). Типичный размер страницы - 4096 байт. Через эти страницы процессор мог обращаться к произвольному участку физической памяти (ее нехватка решалась использованием файла «подкачки»).

Смысл данного нововведения заключается в том, что для исполнения программного кода не требуется соответствие реального физического адреса конкретного сегмента памяти, память, к которой обращается процессор, представляется для него в виде «линейного адресного пространства», состоящего из виртуальных страниц размером по 4 Кб.

Intel 80386 таким образом мог адресовать еще в 1985 г. целых 4 Гб физической памяти и целых 64 Гб виртуальной. Обращался процессор к тому или иному сегменту памяти через каталог страниц, располагающийся в оперативной памяти.

В те времена наличие возможности процессора адресовать только 4 Гб физической памяти ограничением не считалось, поскольку в стандартном ПК не всегда имелся даже 1 Мб оперативной памяти.

Биллу Гейтсу приписывают фразу «640K ought to be enough for anybody», хотя он от нее и открещивается. Тем не менее, 640 Кб тогда действительно хватало на все. Так, в некотором роде «прорывной» процессор для первого IBM PC – Intel 8088 (8086),  обладая 16-битными АЛУ (исполнительными устройствами), имел увеличенную разрядность шины адреса до 20 бит и мог адресовать целый 1 Мб памяти.

Работал Intel 8086 в реальном режиме – то есть режиме работы, при котором используется сегментная адресация памяти (адрес ячейки памяти формируется из сдвинутого на 4 бита адреса начала сегмента и смещения ячейки от начала сегмента.

При использовании этого режима любому процессу была доступна вся память компьютера. Реальным этот режим, кстати, назвали уже после выпуска Intel 80286, который мог работать в защищенном режиме, не позволяющим процессам иметь доступ к областям памяти друг друга.

Впрочем, классикой для ПК с процессором, совместимым с i386, стало использование 4 Мб RAM.

Улучшенная поддержка многозадачности и защиты

Поддержка многозадачности в i386 выражается в аппаратной поддержке переключения с одной обычной программы (задачи) на другую. При переключении i386 сохраняет своё состояние одной задачи, после чего восстанавливает состояние другой задачи из её сегмента состояния.

В i386 механизмы защиты и многозадачности были значительно расширены и улучшены. В зависимости от характера нарушений, они могут игнорироваться или вызывать обработчик исключения в ОС.

Серьёзные ошибки на уровне ОС (или при работе в реальном режиме) могут привести процессор в режим аварийной остановки, из которого можно выйти только аппаратным сбросом процессора. Это то, что и сегодня называется «процессор завис».

Кроме всего прочего, многозадачность i386 полностью поддерживает все необходимые возможности - для 32-битных задач и соответственно 32-битных ОС.

Виртуальный режим

Виртуальный режим (он же режим виртуального 8086) - режим адресации процессоров семейства x86 совместимый с процессором Intel 8086. Фактически – это разновидность защищенного режима (защищённой виртуальной адресации).

Виртуальный режим в процессоре i386 был введен для лучшей поддержки реального режима, более того в i386 возможно переключение из защищённого режима обратно в реальный режим.

Виртуальный режим предназначался для создания виртуальных сред для исполнения приложений операционной системы DOS, а также для так называемых «виртуальных DOS-машин» в 32-битных ОС.

Для справки, DOS так и расшифровывается, как Дисковая Операционная Система (Disk Operating System).

В качестве расширенной поддержки реального режима i386 позволяет одной или нескольким задачам работать в виртуальном режиме — то есть эмуляции режима реальных адресов.

Практически это выражалось в возможности использования оперативной памяти с адресами выше 1 Мб, а также в возможности запуска DOS приложений в 32-битных (и не только) операционных системах.

В DOS «драйвером» виртуального режима был менеджер памяти EMM386 (и его аналоги других разработчиков).

Аппаратная отладка

До выхода I386  в x86 процессорах отладка программы могла быть вызвана двумя событиями:

- пошаговое выполнение;

- программные точки останова;

в Intel 80386 отладку программы также могут начать:

- аппаратные точки останова;

- ловушка переключения задачи

В ранних процессорах x86 точки останова (прерывание выполнения программы по достижении определённого адреса) было невозможно устанавливать в ПЗУ. В i386 поддержка таких точек останова сохранена для совместимости.

В Intel 80386 точки останова определяются адресом в регистрах отладки. Если адрес очередной команды совпадает с адресом в регистре, то вызывается обработчик отладки. Такие точки останова не требуют записи в память, они могут использоваться для отладки программ в оперативной памяти. В i386 одновременно допускается устанавливать до четырёх точек останова.

Также точки останова в i386 могут быть установлены на обращение к памяти (чтение или запись). Процессор вызывает обработчик отладки при обращении команды к памяти по заданному адресу.

В Intel 80386 отладочное прерывание может быть вызвано также при переключении на задачу (для этого в сегменте состояния задачи предусмотрен специальный бит).

Расширение набора инструкций

В i386 был расширен набор инструкций, по большей части, за счёт добавления 32-битных вариантов существующих инструкций.

Кроме того введены новые инструкции:

- установка байта по условию;

- команды переходов с относительным 16-битным смещением;

- команды загрузки полного адреса для новых сегментных регистров;

- логические команды при работе с 16-разрядными непосредственными данными получили возможность использовать знаковые расширения байта, что позволяет сократить такие команды на байт.

Математический сопроцессор

Специально для микропроцессоров Intel 80386 были разработаны математические сопроцессоры 387SX и 387DX, объединяемые единым наименованием Intel 80387. Эти сопроцессоры совместимы с процессорами 386SX и 386DX соответственно; так, сопроцессор 387DX возможно подключить к 32-разрядной шине процессора. В остальном, обе модели аналогичны математическому сопроцессору 80287, который также можно использовать вместе с процессором Intel 80386.

3. Применение ранее невиданной мощи i386 в практических целях

Если говорить о настоящем времени, то по производительности, даже современные процессоры для мобильных телефонов (в режиме «родной» архитектуры, естественно) на несколько порядков превосходят не то что Intel 80386, а и Intel Pentium 100 МГц. В режиме эмуляции это конечно не так.

Впрочем, что там говорить о процессорах для «мобилок», если даже разогнанный до 5 ГГц Intel Core i7 последнего поколения в состоянии эмулировать только что-то уровня Intel Pentium MMX 266-300 МГц.

Однако хватит рассуждать на отвлеченные темы. Ведь интересно, на что таки в конце 80-х и начале-середине 90-х годов XX века был способен стандартный ПК на базе Intel 80386 SX\DX совместимого процессора? Давайте посмотрим.

Уверен, некоторые из читателей этой статьи будут шокированы (сейчас калькуляторы производительней), но что тут поделаешь…

Итак, если вкратце, то ПК, выпущенный, допустим, в конце 1989 года от рождества Христова, оснащенный новейшим на то время центральным процессором Intel 80386 DX (в идеале и с сопроцессором), оперативной памятью объемом в немаленькие 4 Мб, емким «винчестером» на 60-80 Мб, крутой видеокартой, поддерживающей 256 цветов и, если позволяли средства, поскольку  это было очень шикарно, с недавно вышедшей, Adlib совместимой звуковой картой – Creative Sound Blaster позволял выполнять ВЕСЬ СПЕКТР задач для ПК, которые выполняются и в настоящее время.

Не верите, потому что такого не могло быть никогда? Ну что же, поговорим об этом подробнее.

Операционные системы для i386

DOS

Любое компьютерное «железо» без операционной системы (в широком смысле этого слова), предназначенной для него, является кучей бесполезного хлама.

Ну вот реально, приносит обычный современный школьник или студент домой ноутбук с современной начинкой и предустановленной Free DOS, которую многие и Операционной Системой то назвать боятся, поскольку по современным меркам для ОС обязателен GUI. Включает такой «юзер» ноутбук, а в нем загружается DOS с его интерфейсом командной строки. Смотрит он на это все «непотребство» и накатывает на него поверх DOS свежекупленную Windows 10. Ну, или как вариант, ее же, но свежескаченную с торрентов, естественно, исключительно в ознакомительных целях.

Нет, во Free DOS вполне можно жить и сегодня, серфить в Интернете с помощью веб-браузеров Lynx и Arachne (многие страницы, правда, неправильно отображаться будут), использовать текстовые редакторы (edlin, edit, vim, emacs) для написания текстов или кодинга, играть в несколько тысяч игр (в том числе FreeDoom). Во FreeDOS есть даже графическая система GEM, тем, кому это надо.

Однако выглядеть сегодня использование DOS в качестве основной ОС будет, примерно, как добровольная жизнь в тайге, на необитаемом острове или джунглях – мило, но решение на любителя, на, скажем так, своеобразного любителя.

В конце 2-го десятилетия XXI века, в качестве относительно полноценной альтернативы Windows лучше все же использовать какой-либо из дистрибутивов Linux`а, где есть все, что нужно обычному пользователю, и даже больше.

***

Впрочем, GUI был основным пользовательским интерфейсом далеко не всегда. В 1989 г. основной операционной системой для персональных компьютеров был именно DOS с его TUI (текстовым интерфейсом пользователя - Text-based user interface).

Да, тогда уже были выпущены MS Windows 1.0 (1985 год) и MS Windows 2.0 и даже 2.1 (1987 и 1988 годы соответственно). Однако выглядели они, скажем прямо, неказисто и работали в качестве надстройки над DOS.

Более того, над тем, кто в 1989 году предполагал, что DOS уже через 6 лет будет заменена полноценной ОС с отупляющим (поскольку для работы с ней не будет необходимости учить команды DOS) графическим интерфейсом, могли и посмеяться.

Непосредственно в 1989 году актуальной системой для IBM совместимых ПК в СССР была первая - русифицированная ОС MS DOS версии 4.01, которая включала графическую оболочку MS-DOS Shell. Впоследствии ее вполне можно было проапгрейдить до MS DOS 5 или даже 6.22.

Дисковые операционные системы выпускала не только Microsoft, были версии и от IBM (PC DOS), и от Novell (DR-DOS, Novell DOS), и от других разработчиков, в том числе российских.

У DOS  на то время была масса достоинств:

1. Нетребовательность к системным ресурсам. DOS отлично работал на любых x86 процессорах, даже MS DOS 6.22 (последней коробочной версии DOS от Microsoft) для установки и работы было достаточно 512 Кб оперативной памяти и 5 Mb дискового пространства.

2. Простота устройства данной операционной системы, а соответственно и сопровождения ПК, на которых она стояла.

3. Легкость доступа к низкоуровневым ресурсам. В DOS напрямую к памяти могли обращаться практически любые устройства (контроллеры, звуковые и видеокарты, жесткие диски и т.п.).

К недостаткам DOS можно отнести отсутствие встроенных файловых менеджеров и графических оболочек (за исключением MS-DOS Shell), отсутствие поддержки Plug and Play, ограниченность (по современным меркам) системных библиотек и трудность создания резидентных программ для совместного использования несколькими пользователями (нереентерабельность).

Как я уже упоминал выше, для тех, кто не горел желанием учить команды DOS для работы в консоли, уже в то время существовала операционная система MS Windows.

Windows

В более или менее удобном для использования конечным пользователем виде, Microsoft выпустила Windows лишь к версии 3.0, выпущенной в 1990 г., которая впоследствии доросла до версии 3.11 (версия для рабочих групп, выпущена в 1993 г.). Кстати, выдача лицензий на Windows 3.11 была завершена Microsoft лишь спустя 15 лет после ее выпуска - 1 ноября 2008 г.

Примерно до 1996 года большинство софта, в том числе игр, разрабатывалось с оглядкой на возможность работы в DOS. Но уже спустя 2-3 года после выхода Windows 95, которая, благодаря продуманности графического интерфейса в буквальном смысле слова захватила мир, основная масса софта стала создаваться для Windows.

Windows 95 - первая «32-битная» ОС для IBM PC

Строго говоря, первой 32-битной ОС Microsoft с графическим интерфейсом была Windows NT 3.1, которая вышла, как и Windows 3.11 в 1993 г. Однако та версия ОС предназначалась для корпоративных пользователей и серверов, поэтому серьезного распространения не получила.

По-настоящему же успешной «32-битной» ОС с графическим интерфейсом пользователя, для IBM PC совместимых компьютеров была именно Windows 95.

На самом деле, операционные системы семейства Windows 9x-Me не являются истинно 32-битными, поскольку основой для них является 16-битный DOS, а Windows запускается в виде приложения поверх DOS. Фактически Windows 9x-Me - это гибридные операционные системы, поддерживающие, как 16-битные, так и 32-битные приложения.

Тем не менее, учитывая, что почти все 32-битные приложения для Windows NT, запускались в Windows 95 и наоборот, эту ОС вполне обоснованно можно считать первой домашней «32-разрядной» операционной системой от Microsoft.

Теперь вопрос: а можно ли установить Windows 95 на Intel 80386 совместимый компьютер, а если можно, то насколько комфортной в ней будет работа?

Давайте посмотрим минимальные системные требования Windows 95:

- Процессор - Intel 80386DX или совместимый;

- ОЗУ - 4 МБ;

- Видеокарта - VGA;

- Дисковое пространство - от 50 МБ (для чистой установки);

- Привод сменных дисков 3,5" FDD.

То есть, Windows 95 можно было без проблем установить на «классический» IBM PC с «386» процессором. Понятно, что с 4-мя мегабайтами оперативной памяти говорить о высоком уровне быстродействия не приходится, но тем не менее…

В реальности, при наличии возможности расширить оперативную память ПК хотя бы до 8 Мб (а еще лучше 16 – максимум для i386SX) и видеокарты SVGA с 1-2 Мб видеопамяти, Windows 95 начинала «крутиться» уже довольно шустро. По крайней мере, раскладывание пасьянса «косынка» и работа в MS Word и Excel неудобств не доставляет.

Linux

Я не думаю, что в рамках данной статьи есть смысл пересказывать содержание книги Л. Торвальдса и Д. Даймонда «Just for Fun: The Story of an Accidental Revolutionary».

Более того, как-то в последние годы я все меньше интересуюсь свободными ОС (хотя свободные программы – типа GIMP, к примеру, активно использую). Впрочем, когда я совсем перестану использовать ПК для игр, не исключено, что я таки перейду на Linux.

Отмечу лишь то, что Linux начинался с попытки довести до ума Линусом Торвальдсом одного из видов Unix`а (Minix) на ПК на базе i386 DX 33 МГц и 4 Мб оперативной памяти, который он купил в 1991 г. в кредит почти за 3500$.

Ну и видя все потенциальные возможности данных процессоров, а также будучи разочарованным «намеренной изуродованностью» Minix`а, он и написал «программу эмуляции терминала типа gnu-emacs для ОС Minix», которая постепенно переросла в ядро «ОС революции в мире ПО», а ядро Linux в то, что мы имеем сегодня – целый зоопарк ОС, основанных на ядре Linux.

Прикладные программы

IBM PC изначально создавался как компьютер для работы. Причем в те времена, когда его создавали, работали либо в DOS, либо в OC-2, а впоследствии в Windows. Есть, конечно, масса ПО, созданного для работы i386 в Linux, но к теме Linux я возвращаться в рамках данной статьи не планирую. Ограничимся DOS и Windows.

Все основные программы для офисов, используемые и сегодня (в Windows 7-10, как минимум), например Photoshop, CorelDRAW, Microsoft Office, AutoCAD и т.д. можно запускать и успешно использовать на i386. Главное найти соответствующие версии этих программных продуктов.

Впрочем, решение использовать в XXI веке ПК на базе Intel 80386 совместимого процессора для работы - занятие, скажем так, будет не из числа соломоновых. Тем не менее, большинство базовых офисных вопросов (работа с текстами, электронными таблицами и фотографиями, работа в офисной сети и даже выход в Internet) и сегодня на нем решить можно. Вопрос «выживания на i386 в 2019 году – это тема для отдельной статьи.

На мой взгляд, ПК на базе Intel 386 в настоящее время больше пригоден все же для развлечения, а точнее для использования в качестве «игрового ПК» для игр его времени.

Стоит отметить, что «возня» с такими ПК (сборка, настройка, подбор совместимых комплектующих и т.п.), само по себе отличное развлечение, тешащее чувство ностальгии и заставляющее заниматься «плюшкинизмом».

Игры

Стоит отметить, что игровой платформой, ПК стал только после выхода Intel 80386. По настоящему же, «по взрослому» серьезной игровой платформой IBM PC стал только в эпоху Pentium.

Да, игры для ПК выпускались и для IBM PC XT (процессоры 8088-8086) и для IBM PC/AT (Intel 80286), но, во-первых, их было сравнительно мало, а во-вторых, почти все они были портами игр с игровых приставок и других платформ.

Для ПК на базе i80386 многие игры, тоже были портированы с консолей, либо выходили одновременно и на консолях и на других платформах. Примерами таких игр являются клоны Pac-Man, клоны Space Invaders и т.п., игры Donald Duck's Playground, Kings Quest I Quest For The Crown, Space Quest I: The Sarien Encounter, Maniac Mansion и другие.

Однако, постепенно, а если говорить предметно, то в начале 90-х годов XX века многие компании стали выпускать все больше игр, изначально разработанных для ПК.

К примеру, игры Commander Keen, Dangerous Dave in the Haunted Mansion, Duke Nukem, Dune II и другие выходили изначально именно для IBM PC.

Wolfenstein 3D и другие шутеры

Первой, по настоящему прорывной игрой для IBM PC совместимых ПК стала игра, разработанная id Software – Wolfenstein 3D, выпущенная Apogee Software в 1992 г.

С технической стороны игровой мир в Wolfenstein 3D построен на основе квадратной сетки, состоящей из стен однородной высоты и ровных сплошных полов и потолков.

Для отрисовки игрового уровня, из глаз игрока выходит виртуальный луч, который пересекает каждый столбец пикселей на экране. Алгоритм движка проверяет, не пересёк ли луч стену и при пересечении стены движок выбирает и масштабирует текстуру стены с учетом расстояния до стены. После этого движком создается одномерный буфер, в котором располагаются масштабированные спрайты, которые изображают врагов, бонусы и предметы. Используемая технология называется Ray casting.

Формально, движок Wolfenstein 3D engine не самый революционный для своего времени, но в отличие от аналогичных движков других разработчиков, максимально оптимизирован для x86 процессоров того времени.

В частности, на любом ПК с процессором i386 эта игра работает очень бодро.

А вот культовые игры от все той же id Software - Doom и Doom2, хотя и запускаются на ПК с Intel 80386, но играть в них на нем, мягко говоря, не очень комфортно.

Играть в Doom на i386 приходится в окне на минимальных настройках графики, но даже в этом случае FPS не выше 15 кадров в секунду.

Кстати, на i386, при наличии сопроцессора, можно запустить даже Quake в разрешении 320х200, однако геймплей при этом напоминает слайд шоу. Все же минимальными системными требованиями у этой игры является наличие Intel Pentium 75 МГц.

Платформеры, файтинги и стратегии

Не смотря на то, что i386 обладает не самыми продвинутыми игровыми возможностями, на нем отлично идут различные платформеры, к примеру, Prehistorik и Prehistorik 2, Flashback, Jazz Jackrabbit. Неплохо шевелятся файтинги типа Mortal Kombat и Mortal Kombat 2.

Если же говорить о стратегиях, особенно стратегиях реального времени, то можно констатировать тот факт, что ранние стратегии на таком ПК идут неплохо – пример Dune 2. А вот WarCraft II уже тяжеловата для такого ПК.

Вообще, для более или менее комфортной игры в тяжелые DOS игры на материнской плате необходимо наличие кэш-памяти. Без нее Intel 80386 по производительности мало отличается от Intel 80286, что с одной стороны хорошо, а с другой не имеет особого смысла.

Квесты

И все-таки, учитывая все вышеперечисленные ограничения, зачем сегодня нужен компьютер на базе Intel 80386?

Ответ очевиден. Только для того, чтобы без использования различных программ-замедлителей и прочих ухищрений играть в квесты для DOS.

Серия квестов The Monkey Island, Space Quest, Larry, Goblins и многие другие – вот ради чего и стоит обратить свой взор на сборку IBM PC совместимого ПК на базе Intel 80386.

4. Реставрируем компьютер

Материнская плата

Итак, как я писал во введении, ПК на базе i386 в мои руки попал в печальном состоянии, в поржавевшем в некоторых местах корпусе, с потекшей аккумуляторной батареей.

При попытке первого включения, блок питания заработал, но материнская плата показала мне средний палец, отказавшись стартовать.

Как говорится, надежда умирает последней, поэтому я надеялся, что смогу реанимировать материнскую плату. Первым делом на ней необходимо было отмыть вытекшую кислоту, а вторым восстановить съеденные дорожки.

Если с первым делом я справился на ура, то со вторым у меня не сложилось. Некоторые дорожки я восстановил, но с самыми мелкими из них возникли проблемы.

Один известный ретро-блогер в одном из своих видео показывает, как лихо он восстанавливает дорожки на материнской плате, разъеденные кислотой, также вытекшей из батарейки с помощью припоя и «такой-то матери».

В реальности все обстоит несколько иначе, дорожки действительно без проблем залуживаются припоем, если щелочь «съела» только лак, то есть, при условии, что они (дорожки) сохранили целостность.

Однако, если дорожки сохранили целостность и прозваниваются мультиметром, зачем их лудить сверху припоем? Только если ради самого процесса лужения, ну еще разве что, «на всякий случай», либо ради эстетики, иного смысла я не вижу. Сохранившиеся дорожки достаточно сверху покрыть непроводящим электроток лаком и все.

Если же дорожка где-либо «перебита» щелочь, ее нужно восстанавливать. Причем восстановить ее с помощью припоя фактически невозможно, поскольку припой к текстолиту не «липнет».

Теоретически вопрос решается с помощью паяльной кислоты, но какой в этом смысл, если мы только что от щелочи избавились? Остается только аккуратно подпаивать провода.

Когда нарушена целостность дорожки шириною порядка миллиметра, ее не сложно восстановить, подпаяв кусок провода, а вот с мелкими дорожками, ширина которых 0,1-0,3 мм все гораздо сложнее. К ним и подпаять провод сложнее, и находятся они, как правило, под SMD элементами.

В общем, по результатам 3-х недель возни (не каждый день, естественно, а время от времени) максимум чего я добился – это того, что системная плата стала запускаться, определяя процессор, но увы, клавиатура так и не заработала.

Я бы продолжил возиться с искомой материнской платой и дальше, но тут на одной из барахолок мне под руки подвернулась «живая» материнская плата с процессором Intel 80386 DX 33 МГц с кэш-памятью 128 кб и целыми 8 Мб оперативной памяти.

Процессор

Материнская плата

На фото такая же материнская плата (моя запасная), как и установленная мною в ПК, но с кэш-памятью 64 кб и более старой версией BIOS не умеющим автоматически определять HDD.

Не хватало только математического сопроцессора. Однако математический сопроцессор обнаружился в другой барахолке.

В общем, недолго размышляя, я ее приобрел и то и другое, и прибыло оно ко мне практически одновременно.

Изначально я хотел перепаять на материнской плате батарейку, поменяв ее на «таблетку» CR 2032, однако порыскав на «Али» я нашел новые стандартные «аккумуляторы» на 3,6-3,8 V. Причем приобрести можно, как NiCd, то есть такую же батарейку, как и вытекла, так и более современные NiMH, их я и заказал. Осталось дождаться, когда они придут и припаять.

Мультикарта и видеокарта

В отличие от материнской платы, мультикарта и видеокарта оказались вполне работоспособны.

Мультикарта

Как, надеюсь видно на фотографии, мультикарта основана на чипах UMC, позволяет подключить два FDD привода, два HDD, имеет «гребенки» для подключения двух COM-портов, с внешней стороны выведены порты LPT и джойстика. FCC ID мультикарты – IATCA8392.

На мультикарте пришлось перепаять несколько конденсаторов, поскольку старые пришли в негодность.

Видеокарта на чипе Trident TVGA9000B с 512 Кб видеопамяти оказалась в отличном рабочем состоянии.

Жесткий диск

В ПК оказался предустановленным HDD производства Conner с маркировкой CP-30084E на 85 Мб. Эта же компания (её в итоге приобрела Seagate) выпускала также в два раза более емкие диски этой серии. Но тут – что есть, то есть.

Впрочем, как я уже выше говорил, по тем временам это был весьма емкий диск, можно даже установить Windows 95 и немного места останется. А для DOS + Windows 3.11, текстовых документов, игр и приложений его хватало с запасом.

Жесткий диск, не смотря на возраст, вполне бодрый, но для каких-либо серьезных целей его емкости мало. По этой причине он был заменен мною на Seagate Medalist ST31277A (1275 Мб).

Блок питания в пришедшем ПК оказался весьма качественным, производства тайваньской компании POWER-WIN TECHNOLOGY CORP.

Думаю, смысла описывать 40-ка и 34-х жильные шлейфы, распиновку подключения кнопок, и т.п. нет.

Расскажу лишь пару слов о том, какие комплектующие я добавил к тем, что были изначально.

Думаю, заметно, что в данном ПК «для полного счастья» не хватает двух компонентов – сетевой карты для связи с миром и звуковой карты, которая превратит его в настоящий мультимедийный компьютер.

Начнем с сетевой карты. В качестве сетевой карты я решил использовать ISA сетевую карту на чипах TAMARACK – LX2000JL.

Данная сетевая карта при установке операционной системы автоматически определяется ванильной Windows 95 и работает. Однако тема настройки сети в Windows 95 требует, как минимум отдельной заметки, поскольку во времена ее актуальности основным способом выхода в Интернет с домашних ПК были диал-ап модемы, а сеть использовалась для связи с другими компьютерами.

В качестве звуковой карты я решил использовать самую обычную, мало чем примечательную ISA звуковую карту ESS на чипах ES688F.

Изначально, когда я делал видео о восстановлении i386, я установил звуковую карту ESS Gold 16.

Данная звуковая карта всем хороша – не относится к категории P&P, поддерживает все «фичи» Sound Blaster Pro, в том числе 16-bit Stereo (в отличие от большинства Sound Blaster Vibra от Creative). Кроме того она оснащена клоном синтезатора Yamaha OPL-3, китайского производства и имеет «гребенку» для подключения wave-table daughterboard (MIDI-дочки), но у нее отсутствует задняя планка.

Впоследствии я заменил данную звуковую карту на аналогичную, все на том же ES688F, но с иным названием – Magique Melodie. Звучит она субъективно чуть чище и оснащена задней планкой. В принципе, задняя планка подходит к обеим звуковым картам.

Те, кто читал мои предыдущие статьи, могут задать вопрос, почему я не стал устанавливать на данный ПК Sound Blaster AWE32-64, ведь они у меня есть в наличии?

Отвечаю. Причин тут несколько:

1. Sound Blaster AWE32 вышли в 1994 г., то есть когда уже вышли первые Intel Pentium, а 80486-е достигли тактовых частот в 100+ МГц, соответственно место таким звуковым картам в ПК на базе Pentium.

2. У меня, банально нет ранних версий AWE32, не относящихся к категории «Plug and Pray».

Это, отнюдь, не означает, что PnP звуковую карту нельзя установить в i386, достаточно их предварительно сконфигурировать в Windows или на другом ПК и всего-то. Просто если устанавливать в i386 ПК AWE32, то мне хотелось бы установить именно не PnP версию.

3. Игры, актуальные для i386, как правило, поддерживают PC Speaker, Adlib и Sound Blaster (Pro) либо внешний MIDI-синтезатор. Игры, в которых отлично звучит SB AWE32, появились позже. На звуковых картах на чипах ESS ES688F в наличии коннектор для подключения MIDI-дочки, осталось ее только найти и приобрести. Хотя, последнее время я склоняюсь к тому, что куда проще будет купить «новодел» на чипах Dream, звучащий, как «эталонная» YAMAHA DB50XG, чем найти вообще какую-либо MIDI-дочку тех времен по адекватной цене.

То же самое, кстати (в плане поиска), относится и к звуковым картам Advanced Gravis Computer Technology Ltd.

Реставрация

Обычно, когда дело доходит до необходимости реставрации «древнего» персонального компьютера, предстоит решить несколько проблем, о которых я уже писал выше.

1. Привести в работоспособное состояние непосредственно «железо» компьютера;

2. Привести в порядок внешний вид ПК - корпус, монитор, клавиатуру и т.д.

3. Настроить ОС и необходимое программное обеспечение.

Передняя панель (и другие пластиковые элементы)

Основной проблемой белого пластика, ранее повсеместно использовавшегося для изготовления передних панелей компьютеров, является то, что он на солнце желтеет.

Вот так выглядела передняя панель приобретенного мною компьютера:

Для устранения желтизны нам необходимо использовать то же самое солнце, но уже в комплекте с перекисью водорода.

Идеальный вариант – прозрачная емкость с 20%+ раствором перекиси водорода, в которой замачивается пожелтевший пластик, сверху она накрывается прозрачной крышкой и все это выставляется на солнце на пару дней. Результат получается практически идеальным.

Более реальный в домашних условиях способ - осветление с помощью окислительной эмульсии от краски для волос.

Для начала необходимо приобрести в магазине для парикмахеров (или взять у супруги) окислитель для краски для волос. Максимальный уровень содержания перекиси – 12%, чего вполне достаточно для наших нужд.

После того, как все необходимые пластиковые элементы готовы (отмыты от грязи, надписей и т,п.) надеваем резиновые перчатки (либо аккуратно действуем кистью) и наносим эмульсию на пластик, а пластик укрываем пищевой прозрачной пленкой.

Остается выставить обработанные пластиковые детали на солнце на пару дней. Предупреждаю сразу, результат зависит от того, насколько качественно Вы обработаете пластик эмульсией, и размеров осветляемого пластикового элемента. На крупных элементах, как правило, идеального результата добиться с первого раза не получается, тем не менее результат выглядит гораздо лучше изначальной желтизны.

Корпус

В моем случае, основной проблемой корпуса была все та же щелочь, вытекшая из батарейки.

Ржавчину, как бы это банально не звучало, я удалил с помощью раствора для удаления ржавчины. Корпус был оцинкован, поэтому в итоге все выглядеть стало еще хуже, чем было, хотя ржавчину я убрал.

Поскольку ржавчина была удалена и вероятность того, что корпус будет ржаветь и далее, было необходимо свести к минимуму, я просто покрасил корпус серебристой эмалью.

Вид сзади

Вид сверху

Как видите, получилось сравнительно неплохо. В идеале, конечно, можно было бы корпус полностью очистить от цинкового покрытия и покрасить его порошковой краской. Однако ПК я реставрировал не для музея, а для себя, поэтому «заморачиваться» не стал. Впрочем, сделать это никогда не поздно, может быть в свое время этим и займусь...

Кожух корпуса я сначала выправил с помощью молотка (в те времена стали на корпусы не жалели, его толщина почти миллиметр стали), а затем покрасил.

После «реставрации» корпуса, осветления передней панели, установки недостающего рычажка на 5,25 дюймовый FDD привод (и замены панели на белую, вместо серой) я собрал свой i386. Выглядеть он стал намного лучше, чем было, но, увы, не идеально. Кое-какие остаточные следы желтизны все равно заметно. Впрочем, все манипуляции я проводил зимой в январе, летом повторю и, уверен, результат будет намного лучше.

Для самых глазастых сразу поясняю: 5,25 дюймовый FDD привод установлен вверх ногами по причине того, что используемый в ПК шлейф дает возможность установить FDD формата 3,5 дюйма, как диск «A», а 5,25 привод, как диск «B» только в таком положении. Банально не хватает длины шлейфа - как найду подходящий шлейф, так переверну привод. Можно, конечно, было бы его просто не подключать, но зачем он тогда был бы там нужен?

На момент съемки видео и написания статьи всего одна 5,25 дюймовая дискета, купленная в 1996 или 1997 г., точно не помню. К моему удивлению, она оказалась читаемой. Да – раньше за качеством продукции следили строже, чем сегодня.

5. Тестирование и разгон IBM PC совместимого ПК на базе i386 DX

Во времена актуальности 80386-х процессоров понятия «множитель процессора», как такового не существовало, процессор работал на той же тактовой частоте, что и процессорная шина.

В нашем случае мы имеем «предтоповый» процессор с тактовой частотой 33 МГц, следующая ступень – 40 МГц.

Не смотря на то, что я достаточно много экспериментировал с тестовым ПК (подробнее смотрите в видео) для тестирования я буду использовать ОС MS DOS 6.22.

В качестве тестовых программ я буду использовать следующие бенчмарки:

1. 3DBench (Superscape VGA Benchmark 1.0c) – центральным процессором рассчитывается 3D сцена, измеряется количество кадров в секунду (FPS);

2. LANDMARK – сравнивается производительность тестового ПК с производительностью стандартного IBM PC AT (i80286 12 МГц).

Тестировать компьютер будем в шести режимах:

С активированным кэшем (128 Кб):

- на тактовой частоте 33 МГц и включенной кнопке Turbo;

- на тактовой частоте 33 МГц и выключенной кнопке Turbo.

С дезактивированным кэшем:

- на тактовой частоте 33 МГц и включенной кнопке Turbo;

- на тактовой частоте 33 МГц и включенной кнопке Turbo;

В разгоне до 40 МГц с активированным кэшем (128 Кб):

- на тактовой частоте 40 МГц и включенной кнопке Turbo;

- на тактовой частоте 40 МГц и включенной кнопке Turbo;

Результаты

Начнем мы с более тяжелого и, тем самым, наглядного бенчмарка - 3DBench, давайте посмотрим на результаты тестов в диаграмме:


Итак, первое, что бросается в глаза – это то, что на тактовой частоте в 40 МГц процессор с отключенной кнопкой Turbo работает также, как на тактовой частоте 33 МГц с включенной кнопокой Turbo. Иными словами – эффект от разгона едва ли не линейный.

Второе, на что следует обратить внимание – это то, что отключение кеша снижает производительность процессора практически вдвое. То есть, если стоит цель замедлить ПК, то эффект от отключения кеша выше, чем от отключения кнопки Turbo.

Перейдем к результатам второго теста – LANDMARK, показывающего производительность ПК относительно i80286. Смотрим на результаты:

Если ориентироваться на выводы по результатам первого бенчмарка, то они совпадают.

Вместе с тем, поскольку тут можно сравнить результаты ПК с третьим - «виртуальным» компьютером, то можно отметить, что с отключенным кешем тестовый ПК всего в полтора раза быстрее, чем 80286. Соответственно, большинство игр, написанных для «286-х», будут работать лишь на треть быстрее обычного, что не критично, а те игры, для которых производительности 80286 хватало на грани «играбельности» будут работать плавнее.

Заключение

Итак, очередная моя статья из цикла о сборке, настройке и тестировании ретро ПК завершена.

Не знаю, насколько она понравилась моим читателям, но уверен, что в комментариях будет и критика, и похвала, и описание более действенных способов «реставрации» старых ПК.

Я не являюсь профессиональным реставратором, соответственно отдельные способы решения поставленных задач, которые я в ней описал, не относятся к категории самых лучших. Тем не менее, как сравнительно малозатратные по времени и ресурсам, но достаточно эффективные они имеют право на жизнь.

Что касается результатов тестирования и предназначения данного ПК, повторюсь, ибо повторение – мать учения.

Да, на этом ПК и сегодня можно решать большинство офисных и домашних задач - набор и редактирование текстов, несложная обработка фотографий, прием и отправка электронной почты через почтовые серверы с помощью программы «аутглюк» и т.п. Главное - найти соответствующее программное обеспечение. Однако в качестве современного мультимедийного ПК он будет откровенно слаб.

Увы, этот ПК не в состоянии не то что видео воспроизводить, он даже MP3 128 Кбит не потянет. Это не приговор ему, как мультимедийному ПК естественно, поскольку есть масса MIDI и трекерной музыки, которую он успешно может воспроизводить, но все же.

В общем - удел данного ПК – это в основном игры для DOS, причем далеко не все, поскольку для Doom, к примеру, он слишком слаб, хотя Wolfenstein 3D на нем идет, если не идеально, то очень бодро.

Серия квестов The Monkey Island, Space Quest, Larry, Goblins и многие другие – вот ради чего и стоит обратить свой взор на сборку IBM PC совместимого ПК на базе Intel 80386.

Ну а можно ли «выжить» на i386 в конце 2-го десятилетия XXI века – это тема для отдельного исследования…

С уважением, Freevad!

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал
рейтинг: 4.9 из 5
голосов: 81

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают