Prey: рецензия

22 мая 2017, понедельник 00:00

Оглавление

Жанр
Боевик
Разработчик
Arkane Studios Austin (США)
Издатель
Bethesda Softworks (США)
Платформа дистрибуции
Steam
Локализация
Текст + озвучка
Дата выхода
5 мая 2017 года

Вступление

Одинокий выживший на космической станции, кишащей тварями неизвестного происхождения — банальнейшая завязка сюжета. Беготня по коридорным уровням, сбор всяческого барахла и решение однотипных задач в духе «найди/принеси/закрути вентиль» — банальнейший игровой процесс. Сканирование и «крафт» на правах бестолковых трендов современной моды, а также манипуляция чувствами ностальгирующих по System Shock. Полный набор. Джек-пот!

В общем, всё тут и так понятно. Вы читаете обзор Prey — одной из лучших игр этого года. И сейчас мы попытаемся разобраться, почему же так получилось.

— Откуда мне знать, что вы не врёте?
— Ниоткуда. Но я не вру.

X/ф «Начало/Inception» (2010)

450x253  23 KB. Big one: 1920x1080  371 KB





Надо помедитировать… или помимикрировать

Вы — Морган Ю, один из счастливчиков, получивших приглашение на станцию Талос-1, где трудятся лучшие учёные мира. Проснувшись в собственной квартире, надеваете скафандр и отправляетесь на объект прямиком на вертолёте. В первый рабочий день вас не станут сильно нагружать — пройдёте несколько тестов и досрочно отправитесь на отдых из-за возникших в отделе технических неполадок.

Позже выяснится, что и квартира, и вертолёт были фикцией — всё это время вы находились на станции, в специально созданной среде под наблюдением. Вокруг ни души, только мёртвые тела и странные многоножки, способные принимать вид любых предметов. И настораживающее послание на личном терминале: бегите! В руках гаечный ключ, в карманах немного съестного — что поделать, вперёд, в неизвестность.

450x253  16 KB. Big one: 1920x1080  161 KB
Почти все трупы здесь почему-то выглядят так, будто перед смертью пытались сделать селфи.

После недолгих скитаний с выжившим связывается неизвестный с позывным «Январь» и вводит в курс весьма скверных дел: на станции изучали тифонов, но те вышли из-под контроля и уже истребили почти весь персонал. Нужно взорвать объект, чтобы не допустить распространения угрозы.

Ничего из прошлой жизни Морган не помнит из-за нейромодов — специальных мозговых имплантатов, которые при отключении «откатывают» память носителя до момента их вживления. И это один из лучших примеров отыгрыша приёма с потерей памяти протагонистом, ведь спустя какое-то время с нами свяжется ещё один контакт с уже другими директивами, что заставит задуматься: кому здесь вообще стоит верить, а кто ведёт двойную игру? Враг ли нам родной брат Алекс, или он просто пытается оградить героя от опасности?

450x253  12 KB. Big one: 1920x1080  140 KB
Хакерская мини-игра запоминается бодрым музыкальным сопровождением, уделывающим практически весь остальной саундтрек.

Если бы играм на примере фильмов присваивали слоганы, на афишах Prey красовалось бы нечто вроде «Всё — не то, чем кажется». Повествование неспешно развивается, но то и дело подкидывает новые откровения и пищу для размышлений, орудуя приёмами из «Острова проклятых» и StarCraft: Brood War. Хотя бы за счёт нарастающей интриги вы наверняка не бросите кампанию на полпути и пройдёте её до конца.

Единственным холостым патроном в обойме сюжета в моём случае оказалась концовка. Вообще она по-хорошему обескураживает, но сами сценаристы в одном из побочных заданий дают слишком явные намёки на суть происходящего, и вы в точности предугадываете, откуда ждать подвоха. Если желаете усилить шок от развязки, не продвигайте миссию «Кто ты, Декабрь?» до момента отлёта в спасательной капсуле.

450x253  14 KB. Big one: 1920x1080  131 KB
Турельки не очень эффективны против стихийных фантомов, но быстро объяснят толпе мимиков, что это не их территория.

Но проект силён и за пределами основной ветки. Весь Талос-1 — словно книга со сборником рассказов: тут вам и учёные-ролевики, разыгравшие партию с поиском сокровищ по расчерченным картам, и ренегат, скрывающийся на станции под чужим именем и устраивающий герою подлянки. Из аудиодневников услышите немало трогательных историй, перетекающих в необязательный квест с расследованием.

Радует и степень проработки деталей с занимательными отсылками вроде мемориала Кеннеди, прожившему свыше ста лет благодаря технологии продления жизни. Несмотря на то, что всю игру окутывает покров загадочности, к концу не останется неизвестных переменных — всему найдётся разумное объяснение. Кроме понимания, почему мимик не может превратиться в стикер с надписью «Я не мимик».





450x253  14 KB. Big one: 1920x1080  134 KB
Перед вами самый запоминающийся персонаж повествования. И это совсем не шутка.

При таком раскладе на недостатки не хочется обращать внимания, но они есть. Проект проседает в откровенно затянутой второй половине, где вместо стремительного движения навстречу разгадкам вам навязывают ряд побочных заданий с таймером, предлагая пробежаться по уже изученным уровням, а по сюжету идёт ещё немного черновой работы вроде помощи группе уцелевших и перезагрузки всех систем.

Ярких личностей тоже не шибко много: большую часть персон вы услышите лишь раз и за время короткого монолога или диалога вряд ли успеете к кому-то проникнуться симпатией или состраданием. Локализация получилась достойной, но впечатления от актёрской игры смазываются резкими перепадами громкости, а местами и неверным позиционированием звука относительно окружения.

450x253  34 KB. Big one: 1920x1080  329 KB

Да начнётся охота

Раньше творения такого рода называли симуляторами погружения (immersive sim). Но для Prey уместно другое определение — песочница закрытого типа. Здесь нет чёткого разделения на этапы и главы: для исследования доступна вся космическая станция и уже вам решать, ринуться стремглав по сюжету или степенно изучать окружение, выискивая скрытые проходы и тайники с ценностями.

С одноимённым шутером 2006 года проект никак не связан. Это не родственники, а однофамильцы, и даже полунамёков на связь этих вселенных создатели Dishonored не оставили. Зато не постеснялись позаимствовать целые механики из System Shock — игра настолько тянет на духовного наследника серии, что никто бы не заподозрил подвоха, выйти она именно под этим названием.

450x253  29 KB. Big one: 1920x1080  326 KB
Роботизированные операторы выполняют роль бесконечной аптечки. Одни самого героя подлатают, другие — его костюм. А третьи — восстановят псионный потенциал.

Поначалу кажется, что главное достоинство Prey в вариативности. Достать пропуск и пройти через парадный вход, пробраться внутрь по вентиляции или вовсе протиснуться в узкую щель, превратившись в рулон туалетной бумаги благодаря способности тифонов. Врагов можно обойти, навязать им драку, отвлечь, заманить в ловушку, оглушить, заморозить, заставить сражаться за себя — десятки вариантов и их сочетаний.

Но на самом деле её козырь… в логике. То, что в других проектах выглядит дырой в механике, здесь не просто работает, но и поощряется. Утилизирующие гранаты способны не только убивать врагов, но и расчищать завалы, а броски тяжелых предметов — наносить урон, что полезно при дефиците патронов. В вашей власти убить ключевых персонажей при первой же встрече, и это отразится на дальнейших событиях.

450x253  18 KB. Big one: 1920x1080  221 KB
С помощью психоскопа мы сканируем тифонов, разблокируя их способности. В этом есть логика и смысл, в отличие от тех же действий в Andromeda.





Вишенка на торте — гипс-пушка, стреляющая сгустками мгновенно застывающей строительной пены. С её помощью можно выстроить дорожку по наэлектризованному полу, сделать себе ступеньки на отвесной стене и тем самым сократить путь при подъеме наверх, потушить пламя, изолировать трубы с утечкой опасных веществ. В бою, правда, не очень полезна, ведь всего лишь обездвиживает противников, и то ненадолго.

Но и недруги умеют за себя постоять. Стихийные фантомы бьют болезненными атаками по площади, невидимые полтергейсты швыряются подручными предметами, а телепаты подчиняют сознания людей, превращая их в ходячие бомбы. Разновидностей тварей не так много, но однообразия не ощущается, ведь к каждому нужен особый подход: кому-то проще всадить заряд дроби в упор, а других — обрабатывать издали.

450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  189 KB
Пистолет — лучшее средство борьбы с теми врагами, к которым опасно подходить на расстояние эффективного выстрела из дробовика.

Страницы материала
Страница 1 из 2
Оценитe материал

Комментарии 61 Правила

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают