(восстановлено) FAQ по процессорам и их разгону

4 апреля 2003, пятница 00:34

Данный материал восстановлен в ходе реконструкции сайта. Текст сохранён в оригинале.




Внимание! Мнение автора статьи может полностью совпадать, совпадать частично, частично не совпадать и быть прямо противоположным нашему мнению. Кстати, рекомендую прочесть обновлённую версию этой статьи. (прим. ред.)

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.


Данная статья (FAQ) предназначается в большей степени для начинающих оверклокеров / пользователей. Пока еще на форумах часто появляются вопросы новичков по разгону, а значит, есть необходимость в такой статье. Несмотря на это в интернете я не обнаружил достаточно подробной и современной статьи на эту тему, поэтому и решил сам написать. В рамках этой статьи невозможно обсудить всё, но я постарался упомянуть самое важное. После прочтения моей статьи вы будете знать достаточно для успешного и относительно безопасного разгона. Но все же отмечу, что я не несу никакой ответственности за последствия разгона, в особенности в случае несоблюдения моих советов. Разгон процессора может привести к его полному выходу из строя, потере данных и порче других комплектующих.

Часть первая: ответы на основные вопросы о процессорах.

Q: Что такое FPU



A: FPU, это Floating Point Unit. А проще говоря, блок операций с плавающей точкой или математический сопроцессор. Применён был впервые в процессоре Intel 80486 (1989 год).

Q: Что такое системная шина?





A: Системная шина (FSB) служит для связи процессора с остальными компонентами системы. Процессор имеет две частоты: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя, это та самая, которая является его основной характеристикой. Внешняя же частота, это частота работы системной шины. Для Pentium 3 характерны были частоты системной шины в 100 и 133Mhz. У первых Pentium 4 реальная частота составляет 100Mhz, но зато передаётся четыре пакета данных за такт, т. е. скорость передачи данных получилась как при 400Mhz. У Athlon'ов все очень похоже, только передаётся 2 пакета за такт.

Q: Для чего нужна кэш память процессора?

A: Процессоры всегда работали быстрее, чем память, причем со временем разрыв между этими скоростями все увеличивается. Чем медленнее память, тем больше процессору приходится ждать. В кэш памяти находятся машинные слова (можно их назвать данными), которые чаще всего используются процессором. Если ему требуется какое-нибудь слово, то он сначала обращается к кэш памяти. Только если его там нет, он обращается к основной памяти. Существует принцип локализации, по которому в кэш вместе с требуемым в данный момент словом загружаются также и соседние с ним слова, т.к. велика вероятность того, что они в ближайшее время тоже понадобятся. У обыкновенных процессоров существует кэш память двух уровней. Кэш первого уровня (L1) обычно разделён пополам, половина выделена для данных, а другая половина под инструкции. Кэш второго уровня (L2) предназначается только для данных. Пропускная способность оперативной памяти конечно высока, но кэш память всегда работает в несколько раз быстрее. У старых процессоров (Pentium, K6 и др.) плата с кэшем L2 находилась на материнской плате. Скорость работы кэша при этом была довольно низкой, но её хватало. У Athlon K7, P2 и первых P3 кэш был помещён на специальную плату и работал на 1/2, 1/3 или 2/3 скорости ядра. У последних процессоров, в целях увеличения быстродействия, кэш L2 интегрирован в ядро и работает на его полной частоте. Стандартным и достаточным на данный момент считается объём кэша L2 в 256Kb. Многие процессоры имеют 512Kb L2. В ряде случаев большой кэш весьма полезен. С одной стороны, чем больше кэш, тем лучше, но с другой стороны, при увеличении кэша увеличивается время доступа к нему.

Q: Что такое ядро?

A: Ядро, это как бы версия (вариант) процессора. Процессоры с разными ядрами, это можно сказать разные процессоры. Разные ядра отличаются по размеру кэш памяти, частоте шины, технологии изготовления и т. п. Чем новее ядро, тем лучше процессор разгоняется. В качестве примера можно привести P4, который имеет (на данный момент) два ядра Willamette и Northwood. Первое ядро производилось по 0.18мкм технологии и работало исключительно на 400Mhz шине. Самые младшие модели имели частоту 1.3Ghz, максимальные частоты для ядра находились немного выше 2Ghz. Своими разгонными качествами эти процессоры особо не славились. Позже был выпущен Northwood. Он уже был выполнен по 0.13мкм технологии и поддерживал шину в 400 и 533Mhz, а также имел увеличенный объём кэш памяти. Переход на новое ядро позволил значительно увеличить производительность и максимальную частоту. Младшие процессоры Northwood с частотой 1.6Ghz прекрасно разгоняются. Из данного примера можно делать для себя вывод, что это разные процессоры.

Q: Что такое степпинг (stepping) процессора?

A: Степпинг означает внутреннюю версию процессора. При исправлении мелких недочетов или ошибок в микрокоде выпускается модификация процессора, имеющая новый номер версии. По логике, чем больше степпинг, тем стабильнее себя ведет и лучше разгоняется процессор.

Q: Отличаются ли чем-то процессоры разной частоты?

A: Нет, если это одинаковые процессоры, то конструктивных отличий у них быть не может. Следует знать, что процессоры могут иметь разные ядра, поэтому и из-за разной номинальной частоты они могут лучше / хуже разгоняться и меньше / больше греться. Процессор на одном ядре часто имеет несколько вариантов (степпингов).

Q: Что такое MMX, 3DNow!, SSE?





A: Это так называемые дополнительные наборы инструкций. Они применяются в современных процессорах и способны значительно ускорить их работу. Естественно только при условии поддержки данных наборов со стороны приложения. К сожалению процессора, поддерживающего все возможные (употребляемые) наборы инструкций не существует. Intel является законодателем мод в данном случае. Все современные процессоры поддерживают набор инструкций MMX, который был самым первым (разработан еще в 1997 году). P3 поддерживают SSE, а P4 еще и SSE2. Современные процессоры AMD Athlon (Duron) поддерживают наборы инструкций 3DNow!+ и MMX+, в Athlon XP была добавлена поддержка SSE.

Q: Что такое коэффициент умножения и заблокированный коэффициент?

A: Коффициент умножения, это та цифра, на которую умножается частота системной шины, в результате чего получается рабочая частота процессора. Заблокированный коэффициент означает, что процессор будет умножать системную шину всегда на одну и ту же цифру. Т. е. разгон без увеличения частоты шины для такого процессора невозможен. У процессоров Athlon коэффициент можно разблокировать соединением мостиков на процессоре, а в некоторых случаях он изначально не заблокирован. Но у всех процессоров Intel, которые сейчас есть в продаже, коэффициент заблокирован и разблокировке не поддается.

Q: Что такое “мостики” на процессоре?

A: Мостики – это маленькие группы контактов на процессоре. Они могут быть соединены или разомкнуты. Путём изменения мостиков на процессорах AMD можно регулировать частоту их шины, коэффициент умножения, напряжение питания и т. п. Мостики бывают полезны когда вы, например не можете поставить нужное значение коэффициента на материнской плате или хотите заставить обычный процессор работать на двухпроцессорной плате. Мостики можно соединять обычным карандашом (это не всегда работает и ненадёжно), проведя линию оловом или специальным токопроводящим клеем и другими способами. Посмотреть справочник по мостикам процессоров AMD можно на сайте www.amdnow.ru.

Q: Я хочу знать точные характеристики моего процессора, как их можно выяснить?

A: Можно разобрать компьютер, снять кулер и посмотреть на маркировку процессора. Но легче и разумней выяснить всё при помощи какой-либо программы. Наиболее популярна и информативна программа WCPUID. Так же можно воспользоваться программой SiSoft Sandra, которая отображает достаточно подробную информацию обо всех компонентах компьютера.

Q: Как узнать поддерживает ли моя плата какой-то конкретный процессор?

A: Есть несколько способов. Можно послать письмо в фирму производитель по электронной почте с вопросом (на английском естественно и точно указав модель платы). А можно и просто спросить на каком-либо форуме. В инструкции будут упомянуты только те процессоры, которые существовали на момент выхода платы. Чаще всего поддержка процессора на каком-то новом ядре реализуется при помощи прошивки новой версии BIOS. Искать новую версию нужно на сайте производителя. Ну а если ничего выяснить по какой-то причине не удаётся, то проверять совместимость придётся на практике - установив процессор на плату.

Q: Разные процессоры имеют разные разъёмы, почему это так и совместимы ли они между собой?





A: Процессоры имеют разные разъёмы по причине принципиальных конструктивных отличий (количество транзисторов, архитектура и т. п.). Пока было только два принципиально разных типа разъёмов - Slot и Soсket. Cлот был использован только из-за необходимости помещения кэша поближе к ядру и больше применяться скорее всего не будет. Socket же продолжает развиваться - количество контактов все растёт и растёт. Кстати почти всегда процессоры Intel под Socket 370 можно использовать на слотовой плате при помощи специального переходника (процессор должен также поддерживаться материнской платой). Существуют также редко встречающиеся переходники с Socket 423 на Socket 478, позволяющие использовать более поздние модели Pentium 4 со старыми материнскими платами. Процессоры Intel и AMD начиная с Athlon K7 не совместимы между собой (по разъёму). Ранее они использовали одинаковые процессорные Socket'ы.

Q: Отличаются ли OEM и Retail-варианты процессора? Вроде Retail лучше гонится?

A: В OEM-варианте комплект содержит лишь процессор в пластиковой упаковке (или без неё), и, соответственно, дешевле. Retail (boxed) поставляется в красочной коробке, в которой находятся инструкция по установке и кулер (довольно неплохой). Нельзя сказать, что сами чипы чем-то отличаются. В деле оверклокинга немаловажную роль играет кулер. К боксовым процессорам прилагается довольно приличные кулеры, которые обеспечивает лучшее охлаждение, чем NoName, который вам, скорее всего, предложат при покупке OEM-варианта.

Q: Чем отличаются процессоры Pentium и Celeron, Athlon и Duron?

A: У процессоров Celeron в два или четыре раза меньше кэш памяти второго уровня (первые Celeron'ы вообще не имели кэша второго уровня). У них по сравнению с Pentium понижена системная шина. У процессоров Duron по сравнению с Athlon тоже меньше кэш памяти в 4 раза и тоже ниже системная шина. Основные характеристики процессоров можно посмотреть в таблице в конце статьи. Есть задачи, в которых между обычными и урезанными процессорами почти нет разницы, а в некоторых случаях отставание довольно серьёзное. Но в среднем, при сравнении с неурезанным процессором той же частоты, отставание это равно 10-30%. Зато урезанные процессоры имеют тенденцию лучше гнаться из-за меньшего объёма кэш памяти. Короче говоря, если разница в цене между нормальным и урезанным процессором значительная, то стоит брать урезанный. Хотя здесь необходимо отметить, что последние P4 Celeron Northwood работают весьма плохо по сравнению с полноценными P4 на том же ядре, отставание в некоторых ситуациях достигает 50%.

Q: Какой процессор сейчас наиболее выгоден по соотношению цена / качество?

A: На данный момент это младшие модели Athlon XP. Они стоят уже совсем недорого (в 2 с лишним раза дешевле аналогичных по скорости Pentium 4) и работают примерно так же. Процессоры Duron, хоть и стоят еще дешевле, но и по скорости они значительно проигрывают Athlon XP. Если вы хотите проапгрейдить старую систему на Socket 370, то вполне можно брать Celeron Tualatin 1000-1200Mhz. Эти процессоры имеют приличный разгонный потенциал и кэш 256 килобайт.

Q: Если Athlon XP такой дешевый, значит у него есть недостатки, какие?

A: Во-первых, у AXP вместо частоты пишется рейтинг, т. е например 1700+ процессор реально работает на частоте 1466Mhz, но по скорости соответствует Athlon (Thunderbird) 1700Mhz. Основным недостатком недавно считалась температура. Но последние модели по тепловыделению сравнимы Pentium 4. По надёжности процессоры теперь тоже не сильно уступают P4, они хоть и не могут сами понижать частоту, но обзавелись встроенным термодатчиком и защитной пластинкой на ядре (начиная с Thoroughbred). Поэтому вероятность сгорания / повреждения кристалла стала значительно меньше. Все глюки приписываемые AMD часто являются следствием неустановленных универсальных драйверов для чипсетов VIA (VIA 4 in 1 Service Pack). Тем же, кому нужна 100% гарантия надёжности, возможно лучше поставить себе Pentium 4. Работают процессоры Atholn XP и Pentium 4 в разных приложениях очень по-разному. Например, в сложных математических вычислениях (архивация, кодирование в MPEG4 и др.) P4 часто обыгрывает AXP. Но есть и ряд программ, лучше работающих с AXP. В основном это - игры. Для обычного пользователя (играющего пользователя ;) стоит ориентироваться именно на них, так как перекодировка в любом случае требует много времени, а играм, наоборот, необходимо провести все вычисления как можно быстрее. Нужно признаться, что последние модели AXP все же стали иногда ощутимо отставать от P4. Но нельзя забывать, что AMD не стоят на месте и скоро уже выпустят процессоры AXP Barton с 400Mhz шиной и принципиально новые 64 битные K8.

Q: Почему Pentium 4 в некоторых программах / тестах отстает по скорости от аналогичного по частоте / рейтингу Athlon и даже Pentium 3?





A: Все дело в том, что у P4 очень длинный конвейер выполнения инструкций. Чем длиннее конвейер, тем легче наращивать тактовую частоту, но тем меньше производительности получается на каждый полученный мегагерц. И наоборот. Чем на большее количество стадий рассчитан конвейер, тем меньше работы приходится на каждый отдельный такт и тем быстрее этот такт выполняется. Допустим, у нас имеется простейший блок из нескольких, связанных друг с другом операций:

Z=X+Y
Q=Z+1

Первая операция будет находиться в кэше инструкций столько времени, сколько понадобится для выполнения операции 2. Вторая операция будет выполняться тем больше тактов, чем длиннее конвейер. Pentium 3 имеет конвейер длиной 12 стадий, Athlon - 10 стадий. Pentium 4 пока является абсолютным чемпионом по длине конвейера, то есть имеет самое меньшее время выполнения такта, позволяющее достичь максимальной тактовой частоты, но и самые большие задержки для связанных друг с другом операций. Более важным становится предсказание того, выполнение какой инструкции понадобится, задолго до самого процесса ее выполнения. И, естественно, ошибка на этой стадии - выбор не той ветви, по которой пойдет процесс выполнения программы, будет весьма и весьма сказываться на производительности процессора. В целочисленных операция P4 работает очень хорошо, а вот в операциях с плавающей точкой у него ситуация похуже, там он проигрывает AXP. На самом деле все сложнее, но не имеет особого смысла вникать во все эти тонкости... Также важно, что еще недавно очень мало было приложений поддерживающих набор инструкций SSE2, использованный в P4 и способный значительно скорость его работы. При перекодировании больших объемов данных, где львиную долю всего процесса занимает переписывание информации из одного места памяти в другое, P4 лидирует. В играх же, начать следующие вычисления, как правило, не удается, не закончив предыдущие (процессор частично простаивает, пока предыдущая инструкция не выйдет с конвейера). И вот тут голову поднимает AXP. Масла в огонь подливают и различные наборы инструкций: 3DNow, 3DNow+, SSE, SSE2, - где скорость работы зависит от того, под какой процессор оптимизировано приложение. Первые модели P4 на ядре Willamette действительно ощутимо проигрывали иногда даже низшим по частоте моделям Pentium 3, не говоря уж об Athlon'ах. Но сейчас это отставание проявляется очень редко, если говорить о последних P4 Northwood c 533Mhz шиной (максимальная частота шины у AXP пока - 333Mhz).

Q: Насколько хороши процессоры VIA C3?

A: Единственным их достоинством являются низкое тепловыделение. Рассеиваемая мощность у них 5—20 Ватт против 40-60 у AXP и P4. C3 совместимы с устаревшим Socket 370, хотя не со всеми платами, например для нового ядра Nehemiah требуется поддержка Tualatin'а со стороны платы. По скорости они очень сильно уступают (до 50%, иногда даже больше) аналогичным по частоте процессорам Intel и AMD из-за маленького размера кэша (64Кб L1 и L2) и еще по ряду причин. Даже некоторые усовершенствования вроде поддержки SSE им ничего особо не дали. В продаже данных процессоров почти нет и я ничуть об этом не сожалею :). В случае если вам нужна тихая машина (такому процессору часто достаточно только радиатора), а скорость не важна, то можно взять. Теоретически они должны бы разгонятся неплохо (технология изготовления достаточно прогрессивная), но на практике этого не наблюдается.

Q: Имеет ли смысл использовать двухпроцессорную систему?

A: Для игр нет, они просто чаще всего не будут использовать второй процессор. Для других задач это может быть полезным. Но обязательно при этом использование операционную системы с поддержкой нескольких процессоров, например Windows 2000. Самая большая проблема в материнской плате. Таких плат пока мало в продаже, они дороги и почти не имеют возможностей разгона :(.

Q: Отличаются ли чем-то процессоры для двухпроцессорных конфигураций от обычных?

A: Обычно отличий по производительности нет (при одинаковых основных характеристиках). Есть отличия по цене, конструкции и названию. Для работы в двухпроцессорных конфигурациях предназначены процессоры Intel Xeon, Pentium 3-S, AMD Athlon MP. Обычные процессоры AMD Athlon можно заставить работать в двухпроцессорной конфигурации замыканием последнего мостика группы L5 (подробнее о мостиках смотрите дальше).

Q: Что такое Hyper Threading?

A: Данная технология предназначена для увеличения эффективности работы процессора. По оценкам Intel, большую часть времени работает всего 30% всех исполнительных устройств в процессоре. Поэтому возникла идея каким-то образом использовать и остальные 70% (как вы уже знаете Pentium 4, в котором применяют эту технологию, отнюдь не страдает от избыточной производительности на мегагерц). Суть Hyper Threading состоит в том, что во время исполнения одной "нити" программы, простаивающие исполнительные устройства могут перейти на исполнение другой "нити" программы. Т. е. получается нечто вроде разделение одного физического процессора на два виртуальных. Возможны и ситуации, когда попытки одновременного исполнения нескольких "нитей" приведут к ощутимому падению производительности. Например, из-за того, что размер кэша L2 довольно мал, а активные "нити" будут пытаться загрузить кэш. Возможна ситуация, когда борьба за кэш приведет к постоянной очистке и перезагрузке данных в нем (следовательно будет падать скорость). Очень важно помнить, что пока наблюдается отсутствие нормальной поддержки со стороны операционных систем и, самое главное, необходимость перекомпиляции, а в некоторых случаях и смены алгоритма, приложений, чтобы они в полной мере смогли воспользоваться Hyper Threading. Первые тесты это уже доказывают, ощутимого прироста в скорости нет, иногда наблюдается даже некоторое падение производительности.

Часть 2: Разгон процессоров.

Q: Какой смысл в разгоне процессора?

A: Разгон имеет смысл если вас немного не устраивает производительность вашего процессора. Если она вас сильно не устраивает, то легче сменить процессор на более новый и быстрый. Путем разгона можно получить прирост производительности в 10-50% (иногда и более). Если ваш компьютер работает в целом неплохо, но количество кадров в секунду в новой игре (Unreal 2 например) у вас 25-30, то тут может помочь разгон. С его помощью можно будет выбить, предположим, нормальные 30-40 кадров (возможно придётся в добавок и видеокарту разогнать немного). Разгонять процессор просто так не советую, собственно ради чего его тогда напрягать?

Q: Почему вообще гонятся процессоры?

A: Во первых надо помнить, что одинаковые процессоры работающие на разных частотах конструктивных отличий не имеют. Производитель процессоров не в состоянии проверить каждый процессор на всех частотах. Он тестирует партию процессоров на какой-то одной частоте, предположим не максимальной для определённого ядра, и отбраковывает часть процессоров не прошедших тест при этом. Естественно среди отобранных могут попасться процессоры, работающие на значительно более высоких частотах. Отбракованные процессоры в свою очередь тестируются на более низкой частоте и соответственно маркируются. или отбраковываются и т. п. Также стоит отметить, что при отлаживании технического процесса производства процессоров, процент разброса по частотам уменьшается, но всё же имеет место. Даже если вам попал процессор, который не прошёл тестирование на частоте большей, чем на его маркировке, то все равно у него есть некоторый потенциал для разгона. Все это потому, что тестируются процессоры в очень жёстких условиях и без повышения стандартного напряжения. А мы можем обеспечить процессору хорошее охлаждение и повысить на нём напряжение, так что 10-15 процентный разгон почти всегда гарантирован. Бывают и случаи когда целые партии, работающие на высоких частотах, маркируются как работающие на низких, просто по причине потребности в медленных и дешёвых процессорах. Был случай, когда процессоры AMD K6-2 маркированные как 200 и 233Mhz прекрасно работали на 450Mhz и даже более. Все дело было в том, что реально это были 350'ые процессоры :).

Q: Каким образом разгон зависит от технологии изготовления (0.18мкм, 0.13мкм и. т. п.)?

A: Чем меньше технология, тем меньше размеры самого кристалла и его энергопотребление. Следовательно, ниже тепловыделение. Этот параметр представлен в микрометрах: чем меньше число, тем лучше будут разгонные качества данного ядра (а, значит, и самого процессора). Нужно помнить, что если производитель уже довел частоту ядра изготовленного по какой-то технологии почти до верхней границы, то разогнать процессор будет сложно. К примеру, Celeron (ядро Mendocino) 333Mhz часто разгоняется аж до 600 МГц, а Celeron 533Mhz (то же ядро) разогнать получается часто только до 600Mhz - эта частота фактически предел для ядра.

Q: Я хочу разогнать свой процессор, что нужно сделать конкретно?

A: Для начала cтоит изучить инструкцию к имеющейся материнской плате. Найти пункты меню BIOS, отвечающие за частоту FSB и коэффициента умножения. Иногда в BIOS нет ничего или почти ничего подобного, тогда нужно посмотреть какие джамперы есть на материнской плате. Назначение тех или иных джамперов можно посмотреть в инструкции к материнской плате. Если инструкции нет, то можно попытаться найти какую-то информацию на самой материнской плате (на плате часто подписаны джамперы и значения их положений) или найти инструкцию в Интернете на сайте производителя. Все настройки / джамперы можно менять, но в разумных пределах. Например сразу увеличивать частоту FSB или коэффициент умножения раза 2 не стоит :). Все нужно делать осторожно, частоты наращивать по возможности плавно, по 5-10%. В случае если Windows не загружается, нужно понизить немного разгон или повысить напряжение на процессоре. После удачной загрузки нужно все хорошенько протестировать (как это делать написано в одном из моих ответов). Отмечу, что в BIOS отображается реальное значение шины, а не удвоенное или учетверённое. Я назвал значение шины реальным потому, что она на самом деле на такой частоте и работает, как уже ранее упоминалось. Очень важно знать, что если у вас система без разгона работает нестабильно (виснет, выскакивают “синие экраны” и т. п.), то разгонять процессор очень не рекомендуется. Сначала необходимо протестировать хорошенько компьютер на предмет ошибок и выявить источник проблем.

Q: Как разгонять эффективнее по коэффициенту или по шине?

A: По шине эффективнее, так как разгоняются при этом память и шина AGP (шина видеокарты). Следовательно, повышается пропускная способность всех этих шин, а это очень полезно. Но если вы хотите минимизировать возможные последствия от разгона, то можете ограничится повышением коэффициента, если есть такая возможность (процессоры Intel её не имеют).

Q: Можно ли разогнать процессор, не влезая в BIOS и не открывая корпус?

A: Да, в некоторых случаях можно. Иногда производитель (Gigabyte, MSI и др.) поставляет с платой программу разгона прямо из Windows. Существует так же программы CPU FSB, SoftFSB и другие подобные, которые могут менять частоту шины прямо на ходу (при условии поддержки вашей материнской платы с их стороны). Предупреждаю, что при таком разгоне компьютер может зависнуть. В таком разгоне вообще нет особого смысла, если у вас, конечно, не запломбирован корпус и не поставлен пароль на BIOS ;).

Q: А что с ноутбуками, можно их разгонять?

A: Можно, но не нужно ;). Просто в ноутбуке затруднено охлаждение и все очень точно подогнано под какой-то более менее определённый процессор. Возможности разгона чаще всего очень малы, а могут и вообще отсутствовать. Надо помнить, что при разгоне увеличивается потребляемая мощность и тепловыделение процессора, а следовательно у ноутбука сокращается срок работы от батарей и увеличивается температура.

Q: Какой процессор лучше взять для хорошего разгона?

A: Наиболее подходящими являются модели низшей частоты, но при этом на самом новом ядре и последнего степпинга. Они являются наиболее разгоняемыми. В данный момент можно посоветовать Athlon XP 1700+ (можно и с большим рейтингом, но собственно зачем?) Thoroughbred степпинга B - это низший по частоте процессор последнего (на данный момент) степпинга у AMD. Причём по возможности нужно найти модели с напряжением 1.5, а не 1.6V. Можно так же брать Pentium 4 Northwood 1600-1700Mhz, они тоже очень хорошо разгоняемы. Для старых систем Socket 370, как уже упоминалось ранее, вполне подходят процессоры Pentium 3 Celeron Tualatin с частотой 1000-1200Mhz, Pentium'ы хоть и лучше, но очень уж дорого стоят :(. Естественно надо помнить о существовании предельных частот для ядра. Т. е. даже самый замечательный AXP Barton или P4 Northwood 3.06Ghz не подходят для хорошего разгона.

Q: Можно ли как-то определить какой конкретный процессор лучше разгоняется, чтобы купить именно его?

A: Чисто по внешнему виду никаких выводов сделать обычно нельзя. Есть какие-то теории о том, что процессоры AXP с одним цветом ядра разгоняются лучше, чем с каким-то другим цветом. Но доверять подобным вещам на 100% нельзя. Стоит разобраться как маркируется процессор который вы собираетесь покупать, тогда вы сможете посмотреть его степпинг, неделю и год выпуска, напряжение питания и т. п. Чем выше степпинг и чем позже выпущен процессор, тем лучше (в теории) должен разгонятся процессор. Наилучшим же способом является покупка процессора с возможностью возврата или замены на другой в течении какого-то времени. Тогда вы сможете проверить несколько штук и выбрать тот, который вас устроит. Для тех, кто не хочет особо возится существуют фирмы продающие процессоры с гарантированным разгоном. Для жителей Москвы уже существует нтернет-магазин продающий разогнанные и протестированные комплектующие - www.thefastest.ru.

Q: Что требуется для успешного разгона, кроме удачного процессора?

A: Наиболее важна, конечно, качественная материнская плата с хорошими возможностями разгона - повышением напряжения, системной шины и изменением коэффициента (актуально только для процессоров AMD). Очень важно наличие хорошего охлаждения и надежного блока питания с запасом по мощности (250W минимум, лучше 300W). Так же оперативная память, видеокарта, все платы и контроллер IDE (винчестер) должны выдерживать повышение частот.

Q: Какие материнские паты наиболее подходят для разгона?

A: Для максимального разгона на плате должны присутствовать возможности регулирования частоты системной шины, коэффициента умножения (для AMD), напряжения на процессоре, памяти и AGP. Естественно нужно брать плату на самом новом чипсете, который должен лучше разгоняться. Очень важен так же производитель. Почти всегда приличными являются платы Epox, MSI, Soltek, ASUS, Abit, Albatron и др. Хотя если наилучшая производительность платы и разгонные способности очень важны для вас, то стоит посмотреть тесты в журналах / интернете, прежде чем купить. Наиболее хорошим из имеющихся для AMD являются чипсеты nVidia nForce 2 (предпочтителен, т.к. умеет устанавливать частоты PCI / AGP независимо от частоты системной шины и имеет хорошо оптимизированный контроллер работы с памятью, но, к сожалению, весьма дорог) ,VIA KT400 (KT400A) и SiS746FX. Ну а для Intel можно порекомендовать дешёвый и весьма неплохой SIS 648 (он чуть ли единственный сейчас поддерживает DDR400) или какую-либо модификацию чипсета i845 самой фирмы Intel. Уже можно искать плату с поддержкой 800Mhz шины, в расчёте на лучший разгон и возможный апгрейд (процессоры с такой шиной пока не продаются, но ждать осталось недолго). Предупреждаю, что материнские платы самой фирмы Intel для разгона абсолютно не пригодны. Они не имеют не только очень полезных настроек вроде регулировки напряжения на памяти или AGP, а даже часто не дают изменить настройки самого процессора. Стоит заглянуть в статистику по разгону, там можно посмотреть, кто и насколько разгонял на какой-то конкретной плате.

Q: А что с оперативной памятью?

A: Стоит брать память известных производителей, она дороже, но стабильнее при разгоне. Наиболее удачными и популярными являются модули Kingston, Infineon, Hyundai (Hynix), Samsung и др. Если есть возможность, лучше поставить память с запасом, т. е. на плату, в штатном режиме работающую с памятью на 333Mhz, взять память, которая держит 400Mhz. Это даст гарантию отсутствия ошибок при разгоне памяти до данной частоты.

Q: Можно ли использовать современный процессор со старой памятью DIMM?

A: Да, естественно можно использовать процессор вроде AXP или P4 с обычной памятью (PC133 например). Но результат скорее всего вас не устроит. Так как предел пропускной способности для памяти PC133 1Gb/s, а для DDR PC2100 уже 2.1Gb. Такая пропускная способность реально необходима процессорам AMD Athlon, работающим на шине 266Mhz с аналогичной пропускной способностью, а Pentium 4 даже и такой памяти может быть мало для полной реализации возможностей. Это может иметь смысл только если у вас накопилось много старой памяти и мало денег на апгрейд. Но покупать сейчас обычную PC133 память, которая всего на 5-10 процентов дешевле DDR PC2100 - маразм :). Искать плату с поддержкой DDR для Pentium 3 нет смысла, ему вполне хватает и PC133.

Q: С какой памятью наиболее выгодно использовать современный процессор?

A: Для Pentium 4 (в. т. ч. P4 Celeron) достаточно быструю и дешевую из DDR PC2700. Pentium 4 работает на шине от 400Mhz и, следовательно, такая память ему очень пригодится для реализации потенциала. Есть также вариант с RDRAM (RIMM) тоже обладающей большой пропускной способностью, но смысла в нем особого нет. Модули этого типа ставятся только парами, они все еще слабо распространены, несмотря даже на некоторое превосходство по скорости. Ну и нужно отметить, что 256Mb модули этого типа все еще дороже подобных DDR. Для Athlon XP подойдут модули начиная с PC2100. Большой разницы между PC2100 и PC3200 для младших моделей нет, так как шина у них 266Mhz и память 400Mhz мало что даст. Но для моделей с шиной 333 Mhz это уже имеет смысл. Очень неплоха идея двухканальной организации работы с памятью применённая в чипсетах nVidia nForce 1 / 2 . Вы ставите два модуля и получаете (в теории конечно) удвоенную пропускную способность. Купив например два модуля PC2100 вы получаете в результате скорость до 4,2Gb/s, но реальная скорость будет выше только на несколько процентов :(. Недавно мною было обнаружено, что зависимость количества кадров в современных играх / тестах от скорости памяти не очень большая. При переключении памяти между 200, 266 и 333Mhz разница в количестве кадров в 3DMark2001 / Unreal 2 составляла 3-5%. Хотя конечно нельзя забывать, что скорость загрузок тоже зависит от скорости памяти.

Q: Насколько можно повышать напряжение на процессоре при разгоне и нужно ли это?

A: Очень не рекомендуется повышать более чем на 25%, это может быть фатально для процессора. А лучше ограничится 10-15%. Смысл в этом часто есть: повышается стабильность работы и открывается возможность разогнать побольше.

Q: В каких пределах безопасно повышение системной шины, как добиться наилучшего результата?

A: Шину можно ставить какую угодно :). Она ограничена только возможностями платы / чипсета и конечно процессора. Иногда нужно повысить напряжение и / или понизить коэффициент умножения для достижения наилучшего результата. Очень важно, что при этом будет на других шинах. Видеокарта, например, редко терпит сильное повышение шины, но это решается переключением в более медленный режим (с AGP 4X на AGP 2X, например) или повышением напряжения на AGP (такая возможность часто предусмотрена на платах). Геймеров предупреждаю, что переключать шину видеокарты в более медленный режим крайне не рекомендуется :). Понятно так же, что память не должна давать сбоев, иногда эту проблему можно решить переключением её в более медленный режим по шине, снижением таймингов или повышением напряжения на ней. Очень рекомендую поискать плату с возможностями изменения делителя PCI, AGP и памяти. Тогда вы сможете эффективно разгонять процессор не затрагивая при этом например видеокарту или память. Хотя при увеличении системной шины вырастает её пропускная способность, следовательно память лучше тоже разгонять.

Q: Какая температура нормальна для современных процессоров?

A: Для Pentium 4 нормальна температура 35-45 градусов в покое и 45-55 под нагрузкой. Предельной является температура 70 градусов, это конечно не значит, что при её достижении процессор сгорает. Но настоятельно не рекомендую использовать компьютер при подобной температуре. Для процессоров AMD все примерно аналогично (40-50 и 50-65 градусов, соответственно), но у них предельная температура 85-90 градусов. При разгоне естественно температура будет увеличиваться, даже если вы не будете поднимать напряжение. Вообще рекомендуется поставить какую либо программу мониторинга температуры. Лучше родную (поставляющуюся с материнской платой), но можно и какую-либо универсальную вроде MBProbe, Motherboard Monitor и др. А если в биосе есть функция отключения / предупреждения при превышении какой-то температуры, то лучше ей воспользоваться - установить 70 градусов в качестве такой температуры, например. Сколько ватт мощности потребляет ваш процессор (чем больше - тем больше греется) можно посмотреть например при помощи программы SiSoft Sandra 2003, она так же показывает температуру процессора и материнской платы (при условии наличия термодатчиков). Но стоит сразу предупредить, что программа иногда путает значения температуры процессора и платы - отображает их наоборот.

Q: Какое охлаждение требуется для разогнанного процессора?

A: Как минимум, нужен хороший кулер с удачным алюминиевым радиатором. Кулеры с медными радиаторами могут быть значительно лучше из-за лучшей теплопроводности меди, но они иногда сильно хуже по причине непродуманной конструкции. Из фирм-производителей можно посоветовать Thermaltake, Titan, CoolerMaster, Zalman. Так называемый NoName лучше не брать: процессор может сильно пострадать из-за остановившегося или просто плохого кулера. Стоит так же отметить, что бежать в магазин и менять боксовый кулер от процессора на самый крутой не всегда нужно, он не так плох. Ну а если вам его недостаточно, то можно и сменить. Можно применять так же жидкий азот, водяное охлаждение и некоторые другие методы. Первое вообще не реально в наших условиях :). Второй вариант более реален, но требует самостоятельного изготовления системы охлаждения или покупки её за весьма немалые деньги (не менее 100$). Причём это не самый надёжный способ: если что-то протечёт, почти гарантирован выход чего-нибудь из строя. А если остановится кулер, то пострадает только процессор (ну, в худшем случае ещё и материнская плата). Но ничего лучше водяного охлаждения для экстремального разгона в домашних условиях пока не придумали. Естественно большое значение имеет корпус. Нужно брать корпус с горизонтально расположенным блоком питания и наибольшим количеством мест под дополнительные вентиляторы. Очень хорошо себя зарекомендовали корпуса Inwin, которые поставляются с качественными блоками питания фирмы Powerman.

Q: Зачем нужна термопаста, как её использовать?

A: Термопаста нужна для обеспечения лучшего теплоотвода. Она заполняет мелкие полости между кристаллом и радиатором. Наносить термопасту нужно очень тонким слоем на процессорный кристалл (на защитную пластинку на нём). Нужно помнить, что термопаста хоть и улучшает теплоотвод, но обладает сама по себе довольно низкой теплопроводностью, из этого следует, что излишнее её количество может всё испортить. Наилучшими, по мнению оверклокеров являются наши отечественные термопасты КПТ-8 и АлСил-3.

Q: Как проверить стабильность работы и отсутствие ошибок при разгоне?

A: Есть много программ, пригодных для такой цели. Лучше всего запустить какое-то приложение типа 3Dmark на ночь. Если после длительного прогона тестов ошибок не возникло, то все скорее всего удачно. Можно поэкспериментировать с архивацией и последующей разархивацией больших объёмов данных (>=500Mb) при помощи WinRAR. Если появились ошибки в контрольной сумме (CRC error), то нужно выяснять источник ошибки. Им может быть процессор, память, а иногда материнская плата. Так же есть полезная программа под названием CPU Stability Test, её нужно запустить надолго и если не повиснет, значит с процессором все OK. Память стоит отдельно проверить программой вроде TestMem под DOS или тестом памяти из FixIt Utilites (его мало кто принимает всерьёз, но он реально выявляет ошибки).

Q: Какими программами оценивать производительность процессора?

A: Сейчас повсеместно используется программа SiSoft Sandra (2003) для тестирования процессоров. Хотя тесты там синтетические (т. е реально процессоры выдающие одинаковый результат по тесту могут работать совсем по разному в реальных приложениях), но прекрасно отражают изменения производительности от разгона. Есть целый ряд программ для тестирования процессора и системы в целом. Перечислять их названия бесполезно, легче посмотреть чем пользуются сейчас на популярных сайтах. Можно архивировать какой-то большой хорошо сжимающийся каталог (файл) и замерять время, на это затраченное. Если вы заядлый игрок, стоит применить 3DMark. Причем я рекомендую 3DMark 2001, он хоть и не самый новый, но не требует от видеокарты поддержки всех самых современных технологий и лучше отражает реальную производительность в существующих играх. Для уменьшения влияния видеокарты на результат теста и увеличения нагрузки на процессор, можно установить Software T&L в настройках теста. Уже начинают появляться игрушки, которым всего мало, и 3DMark 2003 им предвестник. Замерять производительность при помощи Quake 3 конечно можно, но не подходит это для современных компьютеров, выдающих там 250-300 кадров в секунду.

Q: Что может пострадать от разгона?

A: В первую очередь процессор - он может сгореть :). Ну и, естественно, сокращается срок службы всех комплектующих, подвергающихся разгону. На штатной частоте процессор служит в теории где-то 10 лет, а на повышенной меньше. Но сейчас это не актуально, так как больше 5 лет процессор обычно и не используется (он безнадёжно устаревает за это время :). Оперативная память не особо страдает от разгона, но часто является источником ошибок. Пострадать может винчестер, но уже сразу по двум причинам: на него может повлиять понижение/повышение напряжения, выдаваемого слабым блоком питания, или он может не выдержать повышения шины PCI (частоты больше 40Mhz нежелательны). Действие первой причины я имел счастье сам наблюдать у моего старого винчестера, он угробился от нехватки питания всего за три месяца :(. Некоторые модели IDE-дисков, поддерживающие Ultra DMA, чувствительны к частоте шины PCI и при выставлении нестандартных частот иногда возможна потеря данных. При этом сам жесткий диск как правило остается работоспособным, однако в некоторых случаях могут пострадать сервометки, после чего винчестер будет проще выбросить, чем пытаться исправить (вероятность этого невелика). Избежать подобных проблем обычно можно изменением режима работы винчестера - заставив его работать исключительно в PIO режиме. Но это не рекомендуется, система будет хуже работать - дополнительная нагрузка на процессор делает почти бессмысленным разгон в этом случае. Так что если разгоняете сильно, то запаситесь БП с запасом мощности (300W) и будьте осторожны с повышением шины PCI. Выход из строя видеокарты и других плат от повышения частот работы их шины (что пока почти неизбежно при разгоне системной шины) маловероятен, но возможен. Могут быть попорчены ваши программы, которые вы будете запускать для тестирования. Иногда от неудачной попытки разгона перестаёт загружаться Windows, в случае если важные файлы были повреждены из-за ошибок процессора. Решить эту проблему можно в большинстве случаев только переустановкой ОС (или при помощи функции "repair" в Setup'е, если у вас Win2K/XP).

Q: Я неудачно разогнал процессор, он наверное сгорел. Что делать?

A: Стоит убедиться, что дело именно в процессоре. Если из корпуса идёт дым и пахнет палёным, возможно так и есть. Но если компьютер просто не загружает Windows, выводится только заставка BIOS или он пищит (в случае отказа / отсутствия процессора компьютер не пищит), то причина в другом. Например, в контроллере IDE или видеокарте. Стоит попробовать вытащить из разъемов на материнской плате шлейфы жестких дисков и CD-ROM, а также все платы. Следует помнить, что некоторые экземпляры могут просто не запуститься на той частоте FSB, которую вы поставили. В таком случае нужно снизить разгон. Тогда может помочь обнуление настроек BIOS (если разгоняли с его помощью), его можно осуществить воспользовавшись соответствующим джампером на материнской плате (на всех современных платах он присутствует) или временным отключением батарейки (еcли джампера все же нет). Все настройки при этом примут изначальное положение.

Далее следует таблица с основными характеристиками процессоров. Отмечу, что там отсутствуют редко встречающиеся процессоры вроде Xeon, Cyrix, VIA C3, WinChip и др. Все нижеперечисленные процессоры поддерживают набор инструкций MMX, поэтому в таблице он не упоминался.

Фирма Название Ядро Разъём Техпроцесс, мкм Характеристики Год выпуска
Intel
Pentium 2 Klamath Slot-1 0.25 66Mhz FSB, 32Kb L1, 512Kb L2 на процессорной плате 1997
Deschutes Slot-1 0.25 100Mhz FSB, 32Kb L1, 512Kb L2 на процессорной плате 1998
Pentium 2 Celeron Convigton Slot-1 0.25 66Mhz FSB, 32Kb L1, 128Kb L2 на процессорной плате 1997
Mendocino Slot-1 0.25 66Mhz FSB, 32Kb L1, 128Kb L2 на процессорной плате 1998
Socket 370 0.25 66Mhz FSB, 32Kb L1, 128Kb L2 1999
Pentium 3 Katmai Slot-1 0.25-0.18 100 или 133Mhz FSB, 32Kb L1, 512Kb или 256Kb L2 на процессорной плате, SSE 1999
Coppermine Socket 370 0.18 100 или 133Mhz FSB, 32Kb L1, 256Kb L2, SSE 1999
Tualatin Socket 370 0.13 133Mhz FSB, 32Kb L1, 512Kb L2, SSE 2001
Pentium 3 Celeron Coppermine 128 Socket 370 0.18 66 или 100Mhz FSB, 32Kb L1, 128Kb L2, SSE 1999
Tualatin Socket 370 0.13 100Mhz FSB, 32Kb L1, 256Kb L2, SSE 2001
Pentium 4 Willamette Socket 423 или 478 0.18 400Mhz FSB, 8KB L1, 256KB L2, SSE, SSE2 2000
Northwood Socket 478 0.13 400 или 533Mhz (а скоро еще и 800Mhz) FSB, 8KB L1, 256KB L2, SSE, SSE2 2001
Pentium 4 Celeron Willamette Socket 423 или 478 0.18 400Mhz FSB, 8KB L1, 128KB L2, SSE, SSE2 2000
Northwood Socket 478 0.13 400Mhz FSB, 8KB L1, 128KB L2, SSE, SSE2 2001
AMD
K6 K6 Socket 7 0.30 66Mhz FSB, 64Kb L1, L2 на материнской плате 1997
Little Foot Socket 7 0.25 66Mhz FSB, 64Kb L1, L2 на материнской плате 1997
K6-2 K6-2(K6 3D) Socket 7 0.25 66Mhz FSB, 64Kb L1, L2 на материнской плате, 3DNow! 1998
Chomper Socket 7 0.25 66 и 100Mhz FSB, 64Kb L1, L2 на материнской плате, 3DNow! 1998
К6-2+ Socket 7 0.18 66 и 100Mhz FSB, 64Kb L1, 128Kb L2, 3DNow! 1998
K6-3 Sharptooth Socket 7 0.25 66 и 100Mhz FSB, 64Kb L1, 256Kb L2, 3DNow! 1999
Athlon К7 (K75, K76) Slot-A 0.25-0.18 200Mhz FSB, 128Kb L1, L2 512Kb на процессорной плате, 3DNow! 1999
Thunderbird Socket 462 0.18 200 и 266Mhz FSB, 128Kb L1, 256Kb L2, 3DNow! 2000
Duron Spitfire Socket 462 0.18 200Mhz FSB, 128Kb L1, 64Kb L2, 3DNow! 2000
Morgan Socket 462 0.18 200Mhz FSB, 128Kb L1, 64Kb L2, 3DNow!, SSE 2001
Athlon XP Palomino Socket 462 0.18 266Mhz FSB, 128Kb L1, 256Kb L2, 3DNow!, SSE 2001
Thoroughbred Socket 462 0.13 266 или 333Mhz FSB, 128Kb L1, 64Kb L2, 3DNow!, SSE 2002
Barton Socket 462 0.13 333Mhz (а скоро и 400Mhz) FSB, 128Kb L1, 512Kb L2, 3DNow!, SSE 2002

На этом я закончу. Если у вас есть какие-то еще важные по вашему мнению вопросы, то вы можете их прислать на мой e-mail. В принципе почти на все вопросы можно найти ответы в интернете, надо только поискать :).

В конце хочу выразить благодарность за помощь в написании данной статьи и информационную поддержку Сергею Балабкину и моему брату Василию Десницкому. Также хочется поблагодарить всю мою семью и замечательный сайт Overclockers.ru за то, что они есть!

Григорий Кузьмин


Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают