South Park Палка Истины: рецензия
Оглавление
- Вступление
- Большой, длинный, обсидиановый
- Дети Меча и Магии
- Пришельцы, зомби и щепотка гномов
- Заключение
Жанр |
|
Разработчик |
|
Издатель |
|
Платформа |
|
Дата выхода |
|
Вступление
реклама
Если вы не знаете, кто такие чинпокомоны, не знакомы с Тэрренсом и Филиппом, и не понимаете, почему пришельцы занимаются анальным зондированием, — посмотрите первые сезоны мультсериала, а затем возвращайтесь. Иначе не поймете львиную долю пародий и отсылок, заложенных в игру, а объяснять смысл каждой шутки и каждой сценки — совсем неблагодарное занятие.
Трей Паркер и Мэтт Стоун совместно с Obsidian Entertainment создали самую длинную серию «Южного парка» со времен полнометражного фильма 1999 года. «Палка Истины» — это интерактивная экскурсия на родину эксцентричной четверки друзей, насыщенная фирменным юмором и запоминающимися персонажами. Это настоящий подарок любителям сериала, но как насчет любителей ролевых игр?
— Сволочи!
м/с «Южный парк» (1997)
Большой, длинный, обсидиановый
У игр по мотивам фильмов и сериалов незавидная судьба. Одни студии делают их лишь для того, чтобы собрать еще больше сливок на именах популярных героев под шумок премьеры, другие пытаются возродить некогда популярную вселенную, но за неимением средств и умений их результат, как и в первом случае, оставляет желать лучшего.
Игровому воплощению «Южного парка» удалось обойти оба сценария. Во-первых, создавалась игра под непосредственным присмотром авторов сериала, а за декорации отвечали в South Park Digital Studios. Во-вторых, сами разработчики — ветераны жанра, известные по Star Wars: Knights of the Old Republic II, Neverwinter Nights 2, Alpha Protocol, Fallout: New Vegas и Dungeon Siege III. Возможен ли провал в принципе?

Серьезной подножкой на пути к успеху могло стать банкротство бывшего издателя в лице THQ, но права своевременно выкупила Ubisoft, и аукнулось это лишь тем, что дата выхода сползла на год вперед. Не исключено, что пошло это скорее на пользу, ведь в техническом плане проект вышел отшлифованным до блеска; слегка пнуть можно лишь текстовый перевод, где встречаются досадные опечатки.
Тянуть интригу больше не выйдет, да и незачем: игра получилась. Obsidian сотоварищи создали самую, пожалуй, необычную игру этого года и ее можно смело ставить на одну полку с дилогией «Хроники Риддика», первыми играми о Гарри Поттере и трилогией Uncharted. Ну вы поняли, речь ведь про кино и игры.
реклама

Довольно прелюдий. «Палка Истины» — это приключение часов на шестнадцать и начинается оно с приезда в Южный парк семьи новичка по имени… Новичок, или сэр Чмо, как его называет Картман. О прошлом малыша ничего не известно, сам он ничего не говорит, да и его сверстникам нет дела до его личности — все дети в городке увлечены ролевой игрой: не компьютерной, а как в старину.
С незапамятных времен люди королевства сражались с темными эльфами за обладание могущественным артефактом — Палкой Истины. Ибо согласно древним преданиям, тот, кто завладеет реликвией, сможет повелевать вселенной и даже больше — стать самым крутым парнем в Южном парке.

Отметелив первого ребенка-эльфа, Новичок знакомится с Баттерсом, а затем и с великим магистром Картманом. Тот в своей фирменной манере учит основам игры, объясняет, как повелевать собственными газами и направлять их на врагов (магия же!), ну а палка, словно кольцо Саурона, переходит из одних рук в другие, провоцируя ребят на комичные и отчаянные поступки.
В мире взрослых свои заморочки. На территорию города падает очередная тарелка пришельцев, в ходе ее изучения «что-то идет не так» и половина жителей Южного парка заражается аналогом Т-вируса. Инфицированные меняют цвет кожи, носят свастику и начинают говорить по-немецки, а еще пытаются укусить тех, кто пока не разделяет их политических взглядов.

Судьба городка вновь оказывается в руках девятилетних, но на сей раз им не справиться в одиночку. Новичку с новообретенными друзьями предстоит созвать лучших воинов королевства, заручиться поддержкой готов, помириться со старыми врагами и даже пойти на отчаянный шаг: подружиться с девочками. Все для того, чтобы завладеть Палкой и спасти мир… или не спасать — сюжет местами нелинейный.
История пропитана сатирой, черным юмором и абсурдностью ситуаций — всем тем, за что мы так любим сериал. При этом все происходящее, вплоть до каждой сцены, выглядит вполне логичным и естественным, не вызывает лишних вопросов, недоумения и недопонимания. Во время игры ни разу не хотелось вскрикнуть «Что за чушь?», как в последнем Thief, например.

Не все шутки и отсылки легко понять, даже если вы смотрите мультсериал больше десяти лет. В игре все же высмеивается образ жизни американцев, их культура, нравы и традиции, но юмора здесь так много, что заскучать попросту не успеете. Важно лишь не воспринимать все серьезно — это одновременно и пародия, и фансервис, и ролевая игра, причем далеко не заурядная.
Дети Меча и Магии
До выхода игры самым актуальным вопросом и большой загадкой были «Как в это вообще играть?». Попытки сделать из «Южного парка» игру были и раньше, но все потуги ограничились парочкой бюджетных квестов и гонкой, так что они не в счет.
«Палка Истины» — полноценная ролевая игра, но с уточнением «почти». Все начинается как обычно: с редактора персонажа и выбора класса. Ни то, ни другое ощутимого значения не имеет: всю внешность, кроме цвета кожи, можно неоднократно изменить за счет одежды, грима и париков, а разница между классами заключается в наборе умений, причем некоторые из них отличаются лишь анимацией.

реклама
После махинаций с настройкой персонажа родители отпускают Новичка погулять, и перед нами открывается весь мир игры, куда вошел Южный парк с окрестностями. Вот тут и раскрывается это самое «почти» — в «Палке Истины» мир состоит из набора фактически двухмерных задников, а мы, как в мультсериале, наблюдаем за героями со стороны, без возможности приблизить камеру или сменить ракурс.
Боевая система напоминает восточные ролевки и, как это ни странно, серию Disciples. Как только вы подойдете к врагу и ударите его, начинается пошаговое сражение, где каждый из участников боя атакует по очереди. Право первого хода обычно у того, кто первым ударил на глобальной карте, но в битве участвуют все враги, находящиеся в этот момент на экране.

На арене нельзя перемещаться, а сам бой состоит из двух фаз: ударить самому и принять удар. Любая атака, будь то взмах мечом, выстрел, активация способности или заклинания — это QTE: выполните его правильно — оппонент получит больше урона, в противном случае можно обжечься самому или выбить досадную единичку. С блокировкой схема похожая: если вовремя нажать ПКМ, можно поглотить часть урона, а то и дать атакующему напоследок по пятой точке.
Между строк: нажми Ы, чтобы выиграть. В большинстве игр QTE-вставки бессмысленны, достаточно вспомнить Tomb Raider или Resident Evil 6, но в случае с South Park это часть игрового процесса и критиковать игру за это не стоит. Взбучки заслуживают разве что переводчики: если вы годами играли на WASD, то привыкнуть к переводу кнопок а-ля ЦФЫВ за пару вечеров не так уж просто.

Сражения даже на высокой сложности не станут головной болью, да и деремся мы зачастую не в одиночку, а бок о бок с компаньоном. В зависимости от выбора, одни смогут лечить и отвлекать внимание на себя, другие усиливать героя и насылать проклятия на врагов, ну и атаковать, само собой.
У каждого спутника есть своеобразный суперудар, отличающийся не только эффективностью, но и первоклассной анимацией, которой позавидуют любые «фаталити» из Mortal Kombat. Кайл с помощью своей свиты насылает на противника ливень стрел, Баттерс способен превращаться в Профессора Хаоса, а бард Джимми исполняет известную по заключительной серии третьего сезона «коричневую ноту».

В некоторых битвах можно победить одним ударом, но для этого стоит помогать жителям городка, исполняя их просьбы. Если доставите посылку мистеру Мазохисту или обретете Иисуса, те согласятся раз в сутки прийти на помощь в бою, а точнее, выиграть для нас поединок. У каждого из таких друзей тоже уникальная анимация атаки и «экономить» их не стоит — против «боссов» сверхсилы все равно не помогут.
Ну а боссы — те самые враги, только живучее и с повышенным коэффициентом вредности. Одни способны призывать подкрепления, другие наносят серию смертоносных ударов. Уникальные враги не столько сложны, сколько забавны. Во время своих злоключений вы повстречаете злых микробов-мутантов, монгольскую орду, зомби-коров нацистов. В такой компании не соскучишься.

Части схваток можно и вовсе избежать, если использовать окружение. Неприятель забаррикадировался возле горящего фитиля? Подожгите его желудочными газами, обезвредив всю группу. У потолка висит пошатывающаяся труба, значит, ею можно кого-то придавить. Вся игра строится на подобных головоломках, так что умение замечать интерактивные предметы здесь здорово пригодится.
За убийства окружением опыт тоже начисляется, правда, зацикливаться на прокачке не стоит. Максимальный пятнадцатый уровень легко получить уже к середине прохождения, да и враги растут вместе с вами. Единственная причина поторопиться с обучением — это способности: самые сильные навыки классов способны за один ход склонить чашу весов в нашу пользу.
Пришельцы, зомби и щепотка гномов
Готов поспорить, в игре по «Южному парку» вас интересуют отнюдь не пошаговые сражения. Достояние «Палки Истины» — это мир и ее обитатели. Здесь за каждым поворотом могут скрываться неожиданные встречи и знакомства, одни персонажи отсылают нас к старым эпизодам мультсериала, другие на ходу рождают новые шутки и пародии на стереотипы реальности.
Достаточно выйти за порог собственного дома, как весь мир игры падает к ногам Новичка. Можно сразу же сходить в оружейный магазин Джимбо, навестить госпожу Мэра или забраться в гараж случайного дома в поисках полезных и не очень вещей. Стоит дать волю ногам, как окажетесь в лесу за пределами городка, но там легко заблудиться и бродить в компании диких зверей, пока вас не найдут родители.

Чтобы интерес к исследованию не угас через полчаса, авторы разбросали по городу кучу секретов, причем некоторые из них получится раскрыть не сразу. По ходу игры Новичок обучится новым приемам, будь то телепортация с помощью зонда пришельцев или уменьшение благодаря гномьей пыли, так что всегда проверяйте, не открылись ли вам в неоднократно пройденных зонах новые лазейки.
В тайниках попадается оружие, одежда и разные безделушки, знакомые по сериалу. При этом вы не найдете кучу однотипной экипировки — все снаряжение уникально и обладает особыми свойствами: комплект спецназовца лучше защищает от физического урона, а наряд епископа обладает целительным эффектом. На оружие также хватило фантазии: как вам шакрам в виде автомобильного диска или вибрирующий клинок?

В «Палке Истины» даже собирательство обставлено с изюминкой. Помимо всевозможных шмоток и чинпокомонов вы коллекционируете друзей в фейсбуке. С одними достаточно поздороваться, другим сперва стоит помочь, третьи пока не захотят дружить, потому что вы недостаточно популярны. В игре больше ста возможных друзей, но отыскать их всех — не самая простая задача.
Социальный статус Новичка влияет не только на количество смешных сообщений и комментариев на его виртуальной «стенке», но и улучшает боевые качества. За каждую пачку друзей нам позволяют выбрать один из особых навыков, будь то повышенный урон от рукопашных атак или усиление сопротивляемости.

Вся суть игры раскрывается в сюжетных миссиях. В ходе повествования вы возьмете штурмом школу, поиграете в прятки с военными, сразитесь с гномами на фоне постельной оргии родителей, посетите корабль пришельцев и, как и подобает, встретитесь с Морганом Фрименом. Расстраивает лишь то, что эти задания не переиграть, а значит, если пропустили какой-то предмет на уровне, его больше не получить.
Работают на атмосферу и второстепенные задания. Эл Гор просит выследить челмедведосвина, мистер Хэнки сетует на пропажу детей, а Джимбо предлагает контракты на редких животных. Но настоящих оваций заслуживает сюжетное путешествие в Канаду — эту страну нам покажут так, как ее видят американцы и даже позволят поучаствовать в ее политической жизни.

С первого взгляда может показаться, что игра идеальна, но это следствие эйфории от первого впечатления. В «Палке Истины» совсем мало развилок, а значит, низкая реиграбельность, да и продолжительность не ощущается: игра проходится на одном дыхании за выходные, а «хронометраж» растягивается за счет незнания всех тонкостей.
Если в других ролевых играх к зачистке мира вас подталкивает прокачка и потенциальные богатства, то в «Южном парке» это необязательные элементы, и если решитесь на повторный забег, осилите его часа за четыре. Но все это мелочи и проявляются они не во время, а уже после игры.
Заключение
«South Park: Палка Истины» — пример отличной игры по лицензии. Вот что выходит, когда разработчиков не поджимают сроки и помогают им те, кто этот же сериал и создавал. Если раньше к Ubisoft могли быть претензии к переносу готовой игры на целый год, то сейчас это отходит на второй план. Упрекнуть стоит лишь цену — для блокбастера за $60 здесь несоизмеримо мало контента.
С другой стороны, игра не слишком сбалансирована в соотношении фансервиса и игрового процесса. Боевая система на уровне детских аркад, а вот юмор отнюдь не детский, с перегибами даже по меркам взрослых. Для такой игры сложность — не главное, но можно понять и тех, кто повелся на имя разработчика и надеялся на масштабное приключение с сюжетом уровня Alpha Protocol и свободой, как в Fallout.

Станет ли «Палка Истины» началом чего-то большего, чем просто игра, и будут ли дополнения, сказать пока сложно — проект выглядит во всех отношениях законченным и доделанным. Но если мостик к продолжениям таки протянут, пусть это уже будет не ролевая игра: Южный парк — слишком маленький городок для такого большого жанра.
Вердикт: противоречивый юмор, запретные темы, знакомые персонажи — этот «Южный парк» ничуть не хуже того, что по телевизору. Да и когда еще будет возможность отметелить неразлучную четверку друзей?
Оценка: 8.8 («Отлично»).
- Обсуждение игры South Park: The Stick of Truth на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила