Дуэль GeForce 6600GT от Gigabyte: пассивное охлаждение против активного

24 июня 2005, пятница 00:26
Летние дни обещают быть жаркой порой и на ниве графических адаптеров. Вот-вот на прилавках магазинов появятся видеокарты новых семейств, а пока публика с интересом изучает результаты первых семплов, пусть даже и немного "сырых". Но и сейчас, когда новые монстры 3D-производительности еще недоступны, можно найти довольно интересные видеокарты и среди представителей предыдущих поколений. И, что немаловажно, цены на эти видеоадаптеры уже твердо стоят на вполне доступных отметках.

После обзора видеокарт на чипе GeForce 6600, в котором так блеснули платы от Gigabyte, я стал с куда большим интересом присматриваться к продукции этой компании. И обратил внимание на то, что Gigabyte уделяет немалое внимание решениям с пассивным охлаждением. Причем заметно больше, чем другие производители. Ну, а тишину со временем начинают ценить все. Когда-то и у меня был кулер ThermalTake Volcano 7+, и я не знал шума от видеокарты – на фоне процессорного кулера его просто не слышно :). Но время идет, и теперь мой новый процессор охлаждает практически бесшумный Ice Hammer IH-3875WV, а основными источниками шума стали чипсет и видеокарта. Вот с этих-то пор я и стал ценить бесшумные системы, и, думаю, не я один.

Еще давно, рассматривая продукцию Gigabyte на их официальном сайте, я заприметил одну любопытную карточку на чипе NVIDIA GeForce 6600GT. Она обладает таким же пассивным радиатором на тепловой трубке, как и та самая Gigabyte GeForce 6600, что так выделилась в упомянутом выше обзоре. И вот недавно мне выпала возможность заполучить ее на тестирование, что я незамедлительно и сделал. А вместе с ней взял и вторую видеокарту, Gigabyte GeForce 6600GT, но с обычным кулером. Посмотрим, какая из них лучше.

Обе видеокарты попали ко мне в ОЕМ-комплектации, то есть просто в антистатических пакетах, содержащих лишь сами видеокарты и диски с драйверами. Хотя, как я узнал у ребят на складе, иногда в комплекте идет еще и набор кабелей.

А вот, собственно, и сами видеокарты:

Обе платы несут на борту видеочип NV43 ревизии А4, имеющий 8 пиксельных конвейеров и 3 вертексных юнита. Графическим интерфейсом, как видно на фотографиях, является PCI-E, соответственно, обе платы имеют интерфейс MIO для объединения в режиме SLI.





Но все же они не одинаковы. Отличаются эти видеокарты не только организацией охлаждения. Например, Gigabyte NX66T128VP, оснащенная пассивным охлаждением, имеет функции VIVO. Собственно, по этому признаку их и можно различить в прайсе, или же по маркировке – вариант с активным охлаждением имеет маркировку Gigabyte NX66T128D.

Функции VIVO обеспечены чипом Philips SAA7114H, который спрятан под зеленым радиатором. Вот здесь можно посмотреть документацию на него в формате pdf.

Но есть и куда более интересное отличие – на видеокарте с пассивным охлаждением установлена память GDDR 3 со временем доступа 1.6 нс!

Тогда как в обычном варианте карта комплектуется 2.0 нс памятью типа GDDR 3:

Нечасто встречаются 6600GT с 1.6 нс памятью. Так что уже можно затаив дыхание ждать впечатляющего разгона.

На самом деле все более тривиально – видеокарта Gigabyte NX66T128VP принадлежит к серии "Turbo Force". А все видеокарты этой серии обладают изначально повышенными частотами, что-то вроде "Extreme Edition". Как мы помним, у похожей видеокарты на чипе GeForce 6600 частота ядра была увеличена на 150 МГц, т. е. составляла 450, а не 300 МГц. А вот с GeForce 6600GT так поступать не решились – все же больше стандартных 500 МГц для такого пассивного охлаждения будет многовато. По этой причине пошли другим путем – увеличили частоту памяти с 1000 до 1120 МГц. Вот для этого на ней и установлена память 1.6 нс.

В итоге, частота ядра обоих видеокарт составляет 500 МГц, память же на плате с активным кулером работает на частоте 1000 МГц, а на второй карте, соответственно, 1120 МГц.





А теперь давайте чуть подробнее рассмотрим системы охлаждения обеих видеокарт.

Активный кулер не выделяется ничем особенным. Если снять кожух, то он выглядит следующим образом:

Радиатор – цельноалюминиевый, с довольно толстым основанием; ребра накрыты кожухом, под которым прогоняет воздух небольшой вентилятор с прозрачной крыльчаткой. Никакой подсветки нет. Обороты вентилятора невозможно измерить, но чисто субъективно он шумит примерно на уровне чипсетного кулера ЕРоХ (~6000 об/мин), то есть не очень громко. Но на открытом стенде шум становится весьма заметным. Поток воздуха от кулера обдувает только два чипа памяти, а вторая пара остается без обдува. Основание радиатора настолько плохо обработано, что явно хранит на себе следы "прокатки".

До полировки тут дело определенно не дошло.

Засохший интерфейс, крошась, легко был удален, и его место заняла термопаста КПТ-8. Заменой интерфейса удалось снизить температуру в 2D на 2 градуса, а под нагрузкой 3D-приложением на 4.

Теперь самое интересное: разбираем пассивное охлаждение. Вот его составные части:

К небольшому теплосъемнику припаяна тепловая трубка, которая переносит тепло на радиатор с обратной стороны платы. В углублении этого радиатора она зажата заклепанной пластиной. С лицевой стороны платы радиатор прижимает к ядру теплосъемник и тем самым контактирует с ним сам. Первый теплосъемник подпружиненными винтами крепится к еще одному небольшому зеленому радиатору, который исполняет роль пластины жесткости. Как видно на картинке, на его основание нанесена довольно толстая термопрокладка, которая контактирует с текстолитом на обратной стороне платы и отводит от него тепло. Причем, несмотря на немалую толщину прокладки, тепло она проводит довольно успешно – этот радиатор (зеленый) заметно грелся. Удивляет, что какой-либо термопасты между трубкой и радиаторами не нанесено вовсе.





Материал теплосъемника с виду очень похож на медь, но конструкция настолько легкая, что это вызывает сомнения. Немного подточив его край напильником, удалось выяснить, что это наверняка не краска "под медь" и металл теплосъемника действительно имеет такой цвет. Скорее всего, это какой-то сплав. Основание теплосъемника довольно гладкое на ощупь, и на него нанесен тонкий слой липкого термоинтерфейса, который можно удалить, лишь сильно разогрев радиатор феном. Как и в прошлом случае, его место заняла КПТ-8.

Довольно сильно удивляет, что прижимающий радиатор лишен каких-либо следов термопасты или термопрокладок, поэтому, собирая систему вновь, я не пожалел все той же КПТ-8. И мои старания не прошли даром – температура ядра упала на 7 градусов под нагрузкой. Так что произвести эту несложную операцию имеет смысл. Особенно это будет полезно при использовании дополнительного обдува – в этом случае особенно важен быстрый отвод тепла от трубки.

Разгон

Это, пожалуй, самый интересный раздел любой статьи на Overclockers.ru, и к разгону я решил подойти более обстоятельно, чем обычно. Небольшие алюминиевые кулеры, которые устанавливают на видеокарты класса GeForce 6600(GT), нельзя назвать "эффективным охлаждением", и для разгона они в большинстве своем малопригодны. После увеличения частот температура ядра достигает 80-90 градусов, что положительно на разгон явно не влияет, поэтому я решил попробовать установить более эффективное охлаждение, дабы выяснить его целесообразность для GeForce 6600GT. А вопрос о его целесообразности наверняка стоит перед многими. Тем более что даже с родным кулером разгон зачастую довольно близко подходит к предельной частоте ядра на стандартном напряжении – около 600 МГц.

Zalman'ом VF700Cu я еще не обзавелся, но со времен старого доброго ATI Radeon 9800Pro у меня остался кулер ThermalTake Volcano 10+, адаптированный для охлаждения видеокарты. Этот кулер целиком сделан из меди, а множество тонких ребер соединены с основанием при помощи пайки. На коробке гордо красуется надпись: "AMD Athlon XP up to 3400+", так что его с лихвой хватит для охлаждения любого современного видеочипа. По последним данным могу уверенно заявить, что этот кулер по производительности обходит даже Zalman VF700Cu, который мне недавно удалось протестировать. Адаптация моего "Вулкана" для крепления на GeForce 6600GT заняла 30 минут – понадобилось лишь просверлить два новых отверстия в основании и нарезать в них резьбу. Но память тоже требует охлаждения. Для решения этой проблемы я задействовал маленькие радиаторы на MOSFET, которые идут в комплекте со многими топовыми материнскими платами ЕРоХ. Они хоть и маловаты, но это лучше чем ничего. Вот так выглядит видеокарта в итоге:

К сожалению, такая конструкция полностью блокирует два соседних PCI-слота. Обороты вентилятора я установил на 4200 в минуту, чтобы его не было слышно на фоне чипсетного кулера.

Модифицировать таким образом охлаждение я решил только на видеокарте NX66T128D, т.к. вряд ли кто-то станет покупать видеокарты с пассивным охлаждением, чтобы поменять его на активное. Но вот поставить корпусной вентилятор на обдув – самый простой способ заметно улучшить производительность пассивного охлаждения, поэтому мы этим путем и пойдем. Эксперименты показали, что наибольшей эффективности удается достичь, расположив этот вентилятор сбоку платы, прямо перед радиаторами. Таким образом, вентилятор обувает радиаторы с обеих сторон платы "вдоль ребер", а также память и силовые элементы схемы питания. Я использовал тихий 80-мм вентилятор ThermalTake A8025L12S.

Итак, за дело!

Штатный кулер NX66T128D смог обеспечить разгон ядра до 570 МГц. Довольно типичный разгон для GeForce 6600GT, но температура при этом достигала 88 градусов, что вселяет надежды на более мощное охлаждение. А вот память меня поистине просто поразила! Samsung 2.0 нс безо всяких радиаторов и обдува разогналась до частоты 1290 МГц. Великолепный разгон для такой памяти! Тут хочу отметить, что это нельзя назвать удивительной случайностью. За последние несколько месяцев у меня уже побывали три такие видеокарты, и все они показывали разгон 1260–1300 МГц. Вот такие чудеса.





После установки Volcano 10+ и радиаторов на память удалось покорить частоты 585/1300 МГц. Жаль, что ядро не дошло до 600, но тут уже явно не хватает напряжения – ни следа артефактов, тесты просто "выпадают". Память... нет слов :).

Устанавливая Gigabyte NX66T128VP в PCI-E слот, я ожидал много интересного, но, как оказалось, пассивное охлаждение с трудом справляется даже со штатным режимом. Без всякого разгона температура ядра под нагрузкой доходила до 114 (!) градусов, а о силовые элементы можно было обжечь пальцы. После того как я перебрал конструкцию охлаждения и промазал тепловую трубку КПТ-8, температура упала на 7 градусов – до 107. Стабильной работы удалось достичь лишь на частоте 540 МГц, что, я считаю, очень неплохо, ведь температура доходила до пугающей цифры в 117 градусов. И это все на открытом стенде при температуре воздуха в комнате 24 градуса. Но такова плата за тишину.

Память удалось разогнать до 1260 МГц. Но, при такой температуре ядра и всей платы, это еще и хорошо. Вообще, надо сказать, память GDDR 3 относится к высоким температурам довольно лояльно.

Интереса ради я измерил температуру одной из катушек индуктивности в цепи питания при помощи внешней термопары и был поражен – 98 градусов! Интересно, долго ли протянут соседние конденсаторы в таком режиме? А если еще и в закрытом корпусе со слабой вентиляцией?

В общем, установка вентилятора на обдув крайне рекомендуется. В нашем случае она помогла враз сбить температуру под нагрузкой до 83 градусов, а та самая катушка разогрелась только до 65. После такой нехитрой модификации удалось достичь частот 560/1270 МГц. Вот так бывает, 2.0 нс память разогналась лучше, чем 1.6 нс.

Теперь давайте рассмотрим температуру ядра видеокарт в разных режимах на одном графике:

Надо признать, что эффективность пассивного охлаждения не столь велика, как хотелось бы. Даже в штатном режиме температура легко поднимается за 100 градусов, поэтому говорить о разгоне в таких условиях особенно не приходится. Что будет в жаркие июльские деньки, даже представить страшно. Использование дополнительного обдува разительно меняет ситуацию и поднимает эффективность охлаждения, теперь уже не очень пассивного, до уровня обычного активного кулера. Но при этом шума от тихого 80-мм вентилятора практически нет, тогда как штатный активный кулер весьма звучно "поет" слаженным дуэтом с чипсетным собратом.

Кулер NX66T128D показывает вполне приемлемую эффективность, но достаточно неплохую конструкцию портит необработанное основание. Если его отполировать нормально, то наверняка эффективность бы заметно улучшилась. Рассчитывать на особо хороший разгон с ним не приходится, на 570 МГц он уже греется до 88 градусов, что пресекает попытки дальнейшего увеличения частоты. Установка мощного процессорного кулера сразу нормализует температуру и позволяет максимально разогнать ядро – в нашем случае до 585 МГц. Тут еще надо отметить, что я пробовал устанавливать процессорный кулер и на Gigabyte NX66N128VP, с ним ядро удалось разогнать до тех же 585 МГц, что и на Gigabyte NX66N128D. На видеокарту с пассивным охлаждением я кулер ставил только ради того, чтобы проверить максимальную частоту ядра, а в целом подобная модификация для этой видеокарты смысла не имеет.

Остается еще один важный вопрос: а целесообразна ли вообще установка такого мощного охлаждения на GeForce 6600GT? То есть, кулер TT Volcano 10+ принес всего лишь 15 МГц по ядру и отобрал два соседних PCI-слота... Как мы помним, на материнских платах с графическим интерфейсом PCI-Express не так уж и много обычных PCI-слотов, так стоит ли этот небольшой прирост производительности их потери? Решать, конечно, вам, но, я думаю, не стоит.

Но надо помнить, что есть еще волшебное слово "вольтмод". Уже при незначительном поднятии напряжения на ядре его частотный потенциал заметно увеличивается, и тогда такое мощное охлаждение лишним уже не покажется. Тут уже можно добраться и до почти сказочных 640-650 МГц. Но на вольтмод пойдет далеко не каждый, впрочем, как и на модификацию охлаждения, поэтому оставим этот вопрос экстремалам. О вольтмодах можно более подробно почитать в статьях [Viru$]'a о теории и практике такой модификации.

Тестирование

Цель тестирования не в том, чтобы сравнить производительность GeForce 6600GT с другими видеочипами, т. к. расстановка сил на графическом рынке и без того всем известна по многочисленным обзорам. Куда интереснее показать прирост производительности от разгона с модификацией охлаждения.

Тестовый стенд имеет следующий вид:

Материнская плата s939 EPoX EP-9NPAJ
Процессор s939 AMD Athlon64 3000+ (Winchester)
Память 2x256Mb Kingmax DDR500 Hardcore (in dual)
Жесткий диск Seagate Barracuda ST3120023A (ATA 100)
БП ThermalTake HPC-420-302 DF (Active PFC) 420W
Драйвер видеокарты Force Ware 76.45
Операционная система Microsoft Windows XP Professional SP-1

Процессор был разогнан до 2600 МГц (325x8), память при этом работала с делителем CPU/10, т. е. на частоте 260 МГц с таймингами 2.5-4-4-6 (1Т).

Тестирование проводилось в двух наиболее популярных разрешениях: 1024x768 и 1280x1024. На графиках столбцы расположены соответственно – сначала 1024x768, затем 1280x1024.

Игровые приложения тестировались при включенных сглаживании и фильтрации AAx4/AFx8. Но, как показала проверка, не всех устроит такая производительность, поэтому отдельно были проведены замеры с выключенным antialiasing'ом в режиме AAx0/AFx8. Это специально для тех, кто ради хорошей скорости готов мириться с "лесенками".

Для тестирования в Half-Life 2 использовалось собственное демо, записанное на уровне d1 channels 09. В настройках графики все выставлено по максимуму. В Doom 3 прогонялось стандартное demo1 при качестве графики High Details. Производительность в Far Cry решено было измерять стандартной демкой на карте Regulator при максимальных настройках графики.

В штатном режиме, естественно, лидирует видеокарта с пассивным охлаждением за счет большей частоты памяти, а вот при разгоне вперед выходит вторая видеокарта – более мощное охлаждение и лучший разгон дают о себе знать.

В реальных игровых приложениях прирост производительности немного больше, чем в синтетике. Это объясняется тем, что производительности процессора AMD Athlon 64, разогнанного до частоты 2600 МГц, более чем достаточно и более слабым звеном цепи является уже сама видеокарта.

В остальном же особых сюрпризов нет. Несмотря на быструю память, восьми пиксельных конвейеров и трех вертексных юнитов все же мало для комфортной игры со сглаживанием. Разгон эту картину заметно улучшает, но все же не всем хватит 50-55 FPS. Про разрешение 1280x1024 с включенным сглаживанием лучше даже и не мечтать. Туговато придется владельцам ЖК мониторов 17", ведь для них это разрешение родное и наиболее приемлемое. А вот при выключенном сглаживании мощности GeForce 6600GT вполне хватает на современные игры и при 1280x1024.

Пора уже подводить итоги обзора и давать оценки рассмотренным видеокартам.

Gigabyte NX66N128D (активное охлаждение)

Видеокарта обладает не особо шумным кулером, но сделан этот кулер достаточно грубо, хотя справляется со своими обязанностями довольно успешно. А вот память просто поражает! Перешагнуть предел в 1300 МГц – для 2.0 нс памяти это очень редкая удача. И тут речь идет даже не просто об удачном экземпляре – как уже писалось выше, еще две подобные видеокарты показали столь же выдающиеся результаты разгона. Так что есть шанс, что вам повезет так же. В целом видеокарта разгоняется довольно неплохо и шумит не больше чипсетного кулера.

Gigabyte NX66N128VP (пассивное охлаждение)

Внешним обликом видеокарта внушает уважение: массивные радиаторы, соединенные тепловой трубкой, пластина жесткости и та является радиатором! Кроме этого, видеокарта обладает функциями VIVO и несет на борту быструю память 1.6 нс, обеспечивающую ее повышенную штатную частоту. Но на деле оказалось, что вся эта масса радиаторов хоть и отводит тепло от ядра, но недостаточно эффективно, поэтому температура с легкостью зашкаливает за 100 градусов. Соответствующим образом это отражается и на разгоне, но такова плата за абсолютную тишину. Да и многообещающая память 1.6 нс не показала каких-то выдающихся результатов, разогнавшись лишь до 1270 МГц.

Обе видеокарты выглядят довольно неплохо, не без огрехов конечно, но что характерно для обоих, так это хороший для видеокарт на GeForce 6600GT разгон по памяти. С ядром не все так удачно – с мощным охлаждением обе видеокарты добрались только до 585 МГц. Это весьма средненький результат, многие аналогичные видеокарты после модификации охлаждения удавалось разогнать до 600 МГц по ядру и даже больше.

Я думаю, ценитель тишины, как и я, отдал бы свое предпочтение Gigabyte NX66N128VP. Мне кажется, потеря 3-4 FPS не так ощутима, как назойливый шум из корпуса. А впрочем, решать вам ;-).


Автор выражает благодарность магазину Sunrise – Ростов за предоставленное для тестирования оборудование.

Замечания, пожелания и комментарии к статье можно высказать в отдельной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают