HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb: поддайте жару, геймеры!
- Введение
- Видеокарта HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb, ее особенности, комплект поставки и разгон
- Тестовая система, драйверы, бенчмарки и игры, а также методика тестирования
- Производительность HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb и прирост производительности от разгона
- Влияние различных режимов качества графики на производительность Radeon X850XT
- Качество картинки на Radeon X850XT при различных графических режимах
- Производительность Catalyst 5.6 – мифы и реальность
- Температурные режимы работы видеокарты и эффективность системы охлаждения
- Заключение
Введение
Сегодня мы с вами рассмотрим и проведем тестирование видеокарты, которая, на мой взгляд, должна стать эталоном во всех смыслах для других производителей графических ускорителей. Я делаю такое громкое заявление, так как HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb по совокупности своих характеристик и качеству исполнения на данный момент является непревзойденной видеокартой топ-класса.

1. Видеокарта HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb, ее особенности, комплект поставки и разгон
Сравнительно небольших размеров коробка – 32.5 x 20.5 x 7 см – выполнена из красивого и приятного на ощупь картона. На лицевой стороне коробки присутствует овальное окно из прозрачного пластика, которое позволяет рассмотреть видеокарту еще на витрине:

реклама
Конечно, учитывая, что видеокарта оснащена сертифицированной системой охлаждения "IceQ II", номинальное время доступа чипов видеопамяти рассмотреть все же не удастся. Но не стоит беспокоиться – на видеокартах такого класса "по умолчанию" устанавливается 1.6 нс память.
Кроме прозрачного овального окна, на лицевой стороне коробки наклеен круглый стикер, говорящий о том, что видеокарта гарантированно работает на частотах в 540 MHz по графическому процессору и в 1180 MHz по видеопамяти GDDR 3 (при условии использования фирменной утилиты iTurbo). Напомню, что дефолтные частоты Radeon X850XT – 520/1080 MHz, тогда как видеокарта от HIS способна стабильно работать на частотах Radeon X850XT PE. Ну что же, такой подход уже не нов для нас с вами, так как совсем недавно рассмотренная Gainward GeForce 6800GT Ultra/2400 Golden Sample GLH также гарантированно работает на повышенных частотах.
Отличительной чертой упаковки HIS Radeon X850XT IceQ II являются рельефные надписи и значки. Поверьте, даже просто держать такую коробку в руках уже удовольствие, а если еще в этот момент вы будете осознавать, какой монстр по производительности вам достался, то радости вообще не будет предела :). Два отличительных знака, "выгравированные" на коробке в форме небольших щитов, говорят о возможностях фирменной системы охлаждения IceQ II, а именно: на 11 градусов более эффективном охлаждении (по всей видимости, по сравнению со стандартной системой охлаждения Radeon X850XT) и об уровне шума турбины, не превышающем 20 dB.
Обратная сторона коробки выглядит следующим образом:

На ней вы можете обнаружить спецификации видеокарты, минимальные системные требования к аппаратной конфигурации системного блока, перечень завоеванных компанией HIS наград и основные достоинства видеокарт производства HIS (на 12 языках, включая русский). Специальный информационный блок отведен для фирменной утилиты HIS iTurbo, о которой мы поговорим отдельно немного позже.
Боковые стороны коробки не менее информативны. Описание различных технологий ATI (SmartShader, SmoothVision, 3DC, HyperZ и VideoShader), подробный перечень входящих в комплект поставки компонентов, информация о программном обеспечении и так далее...
Внутри цветной коробки находится еще одна, из обычного желто-коричневого плотного картона, в которой, уже в пластиковой оболочке, и расположена героиня сегодняшней статьи – HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb:
реклама

Завсегдатаи сайтов компьютерной тематики уже знакомы с этой видеокартой, отличительной чертой которой является система охлаждения IceQ II, являющаяся не чем иным, как кулером от Arctic Cooling. Такие системы охлаждения можно приобрести и отдельно – правда, на периферии, поверьте, с этим будет несколько сложновато... В основании кулера – медная пластина толщиной примерно 2-2.5 мм, к которой прикреплен гребень-радиатор из алюминиевых тонких полос. Медное основание закрывает не только графический процессор, но и чипы видеопамяти с лицевой стороны платы, контактируя с последними через довольно толстые термопрокладки. Сверху всю конструкцию закрывает прозрачный пластиковый кожух, по ширине занимающий соседний PCI слот. Очень тихая турбина с частотой вращения от 2500 до 6000 RPM (по техническим характеристикам) прогоняет воздух через радиатор, выбрасывая его затем наружу из системного блока, для чего предназначены прорези в совмещенной двойной PCI заглушке:

Видеокарта оснащена двумя DVI выходами, а также TV-Out. Интерфейс видеокарты – PCI Express x16.
С обратной стороны платы также присутствует пластина, только теперь уже выполненная из алюминия со специальными штампованными углублениями для обеспечения контакта с чипами видеопамяти:

По идее, эта пластина кроме обеспечения жесткости конструкции должна способствовать охлаждению горячей GDDR 3 памяти, но и в данном случае HIS применяет толстые (~1.5 мм) термопрокладки, в эффективности которых я сильно сомневаюсь...
Сняв систему охлаждения, можно рассмотреть видеокарту более подробно:

В верхнем левом углу печатной платы находится шестиконтактный разъем для подключения дополнительного питания видеокарты, подключить который элементарно, а вот отключить – очень неудобно из-за близкого расположения пластикового корпуса системы охлаждения.
На ядре видеокарты в качестве термоинтерфейса HIS использовала термопасту, по консистенции и цвету чем-то напоминающую Arctic Silver 5. Удалив термопасту, можно лицезреть один из самых мощных на сегодня графических процессоров R480:

В маркировках GPU не силен, но могу сказать, что выпущен чип на Тайване на 14 неделе 2005 года.
Видеокарта имеет 256 Mb памяти GDDR 3, размещенной на лицевой и обратной стороне платы (8 чипов по 32 Mb). Маркировка чипов видеопамяти очень плохо читаема:

реклама
HIS на данной видеокарте использует память производства Samsung с номинальным временем доступа 1.6 нс, соответствующим частоте работы 625 (1250) MHz. Маркировка чипов – K4J55323QF-GC16 , и datasheet вы можете скачать отсюда (1.05 Mb). Добавлю, что именно такая память устанавливается на рассмотренную нами ранее MSI Radeon RX850XT-VT2D256E 256Mb (MS-8990).
Как и большинство видеокарт такого класса, HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb оснащена чипом ATI Rage Theater, отвечающим за обработку видеоизображения:

Судя по маркировке, чип выпущен на 16 неделе текущего года.
Комплект поставки видеокарты выглядит следующим образом:

Кроме непосредственно видеокарты HIS Radeon X850XT IceQ II в коробке находятся:
- кабель-разветвитель для подключения дополнительного питания видеокарты;
- переходник HDTV;
- переходник S-Video/RCA;
- два переходника 15-pin DVI/D-Sub;
- компакт-диски с драйверами и фирменной утилитой HIS iTurbo;
- компакт-диск с лицензионной версией программы PowerDVD 5;
- компакт-диски с играми Dungeon Siege и Flat Out;
- компакт-диск с различным программным обеспечением и демо-версиями игр;
- руководство пользователя.
Особый интерес среди программного обеспечения вызывает утилита iTurbo, с помощью которой пользователь одним кликом может увеличить частоты графического процессора и видеопамяти:

Кроме того, утилита осуществляет мониторинг температуры ядра и скорости вращения турбины.
Отдельно привожу окно настроек iTurbo:

Программа даже скины поддерживает, правда, пока доступен лишь один вариант :).
При разгоне данный экземпляр видеокарты продемонстрировал очень впечатляющие результаты: графический процессор с номинальных 520 MHz удалось разогнать до 610 (!) MHz, или +17%, а память с 1080 MHz до 1220 MHz, или +13%:

Несмотря на то, что Everest приводит часть таймингов видеокарты, я сделал скриншоты ATI Tray Tools с соответствующими вкладками таймингов работы видеопамяти, и вы можете самостоятельно с ними ознакомиться, посмотрев здесь, здесь и здесь. Добавлю, что уменьшить ни один из таймингов памяти видеокарты не удалось – изменение любого из них (за исключением последних двух) приводило к множеству артефактов даже на рабочем столе, не говоря уже о 3D режиме работы видеокарты. Наконец, BIOS видеокарты вы можете забрать отсюда (32.9Kb).
В завершении обзора HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb приведу две фотографии установленной в системный блок видеокарты (корпус InWin S508):


Хотя подсветка системы охлаждения видеокарты отсутствует, пластиковый корпус, по информации производителя, покрыт специальной краской, светящейся в ультрафиолетовых лучах. Последние, к сожалению, у меня отсутствуют, поэтому показать вам эту красоту я не смогу. Но и при дневном свете видеокарта смотрится очень стильно и эстетично, гармонируя с содержимым системного блока (здесь, правда, можно еще поспорить, что же с чем гармонирует ;)).
Перейдем к тестированию производительности видеокарты.
2. Тестовая система, драйверы, бенчмарки и игры, а также методика тестирования
Тесты были проведены на следующей конфигурации системного блока:
- Материнская плата: ABIT AG8-V (i915P), LGA 775, BIOS v.2.1;
- Процессор: Intel Pentium 4 540 3200MHz, 1024Kb, 800MHz FSB, LGA 775 (Prescott, E0);
- Система охлаждения: GlacialTech Igloo 5100RPM;
- Термоинтерфейс: Arctic Silver Ceramique;
- Оперативная память: 2 x 256Mb DDR PC3200 400MHz Patriot XBLK (2.5-3-3-5);
- Жесткий диск: 200Gb SATA Seagate Barracuda 7200.8 (3200826AS) 7200RPM, 8Mb;
- Привод: DVD±R/RW & CD-RW NEC ND-3520A firmware v.1.05;
- Корпус: InWin S508 + блок питания 420W (Thermaltake-W0009) + два корпусных 80-мм кулера Zalman (~1750RPM, 7V);
- Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60Hz).
В номинале производительность процессора недостаточна для раскрытия потенциала такой мощной видеокарты, поэтому (да и не только поэтому, но и еще учитывая специфику сайта) Intel Pentium 4 3.2GHz был разогнан до своего максимума в 256 MHz FSB и результирующей частоты в 4096 MHz:

Напряжение ядра при этом с номинальных 1.3725 V было повышено до 1.5125 V (CPU-Z неверно показывает напряжение при его повышении на ABIT AG8-V). Частота работы оперативной памяти равнялась частоте FSB, или 256 (512) MHz с таймингами 2.5-3-3-5 при напряжении 2.8 V.
Все тесты были выполнены в операционной системе Windows XP Home Edition Service Pack 2, установленной на первый раздел жесткого диска объемом 8 Gb. Все бенчмарки и игры были установлены на второй раздел винчестера объемом 60 Gb. Все сервисы ОС (за исключением четырех) во время проведения тестов скорости видеокарт были отключены для минимизации влияния на итоговые результаты. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый трей"). Система настроена на максимальное быстродействие.
Тестирование проводилось с использованием системных драйверов Intel Chipset Software Installation Utility версии 7.2.0.1006 и библиотек DirectX 9.0с. В качестве драйверов видеокарт ATI использовались Catalyst 5.5, а также новейший Catalyst 5.6. VSync во время проведения тестов был отключен.
Тестирование производительности видеокарты было проведено в 32-битном цвете в двух разрешениях: 1024x768 и 1280x1024, а также при трех различных режимах настроек драйверов Catalyst:
- Режим "Quality" – настройки драйвера на "Quality", VSync=Off, AF Off, AA Off.
- Режим "Quality+AF16x" – настройки драйвера на "Quality", VSync Off, AF16x, AA Off.
- Режим "Quality+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "Quality", VSync Off, AF16x, AA4х.
В драйверах Catalyst оптимизации (Catalyst AI) были использованы в максимально возможном режиме "HIGH". Кроме того, с помощью последней версии ATI Tray Tools были активизированы оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации в драйверах Catalyst.
В качестве тестовых инструментов использовались следующие графические бенчмарки и игры:
- AquaMark 3 – тесты были проведены только в разрешении 1024x768.
- 3DMark 2003 – build 3.6.0, 1024x768, default settings.
- 3DMark 2005 – build 1.2.0, 1024x768, default settings.
- Splinter Cell – (DirectX) – демо "1_1_2TbilisiDemo.bin", настройки графики "Very High", в режиме "Quality+AF16x+AA4x" игра не тестировалась, так как ее движок не поддерживает полноэкранное сглаживание. Версия игры – 1.2b.
- HALO: Combat Evolved – версия 1.06, максимальная детализация, стандартное демо и отсутствие поддержки полноэкранного сглаживания, как и в Splinter Cell.
- Unreal Tournament 2004 (DirectX) – тестировался BotMatch "Convoy" при установках графики "Maximum Detail Settings". Версия игры 2225.
- Lock On: Горячие скалы (DirectX 9.0) – версия 1.03, демо "Demo-Su27-Aerobatic.trk", настройки графики, использованные при тестировании, можно посмотреть здесь.
- Far Cry (DirectX 9.0) – версия игры 1.31 (build 1337), уровень "Training", демо-запись с одноименным названием от Ubisoft, максимальная детализация, три последовательных прогона бенчмарка. Технологии "Geometry Instancing" и сжатия карт нормалей "Normal-maps compression" активированы.
- DOOM 3 (OpenGL) – стандартное демо "demo1", детализация графики в самой игре – "Very High", двойной прогон демки.
- Half-Life 2 (DirectX 9.0) – для тестирования была выбрана демо-запись d1_town_01 и максимальные настройки графики в самой игре.
- The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) – максимальное качество графики, Shader 2.0, demo_ducche .
В зависимости от специфики тестов и методики проведения тестирования в некоторых разделах статьи был использован не весь набор вышеперечисленных игр. В игре Lock On: Горячие скалы показатели FPS снимались с помощью FRAPS.
3. Производительность HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb и прирост производительности от разгона
Как это часто бывает, сравнивать такую мощную видеокарту оказалось просто не с чем :(. Gainward GeForce 6800GT Ultra/2400 Golden Sample GLH уже возвращен официальному представительству, да и соперничать GeForce 6800GT (пусть и с повышенными частотами) с Radeon X850XT может только в DOOM 3. Кроме того, данные видеокарты относятся к разным ценовым категориям, поэтому сравнение их производительности было бы, по меньшей мере, некорректно.
В таком случае я предлагаю вам оценить прирост производительности HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb от разгона отдельно графического процессора и отдельно видеопамяти, а потом и от разгона в целом. Turbo режим оттестирован не был, так как, думаю, большинству будут более интересны результаты производительности видеокарты при максимально возможном разгоне, благо он более чем удался.
Основная масса тестов была проведена еще до выхода Catalyst 5.6, производительность которого мы рассмотрим отдельно в одной из следующих глав статьи, поэтому в данном разделе тестирование было выполнено с использованием драйверов Catalyst версии 5.5. Начнем, по традиции, с синтетических бенчмарков.

В полусинтетическом Aquamark 3, основанном на базе реального игрового движка AquaNox, производительность HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb ограничивается скоростью центрального процессора. И только в режиме с использованием полноэкранного сглаживания уровня 4x разгон немного прибавляет FPS.

А вот 3DMark 2003 уже заметно реагирует на повышение как частоты GPU, так и видеопамяти. Разгон графического процессора приоритетен в режиме "Quality" и "Quality + AF16x", а разгон видеопамяти прибавляет ~5.4% в режиме с полноэкранным сглаживанием, что вполне логично.

3DMark 2005 солидарен со своим "старшим братом" – зависимость количества попугаев от разгона видеокарты аналогична 3DMark 2003.
Посмотрим теперь на изменение скорости от разгона в реальных играх.


В HALO: Combat Evolved производительность HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb ограничивается скоростью центрального процессора в обоих разрешениях.


Вновь в режимах "Quality" и "Quality + AF16x" скорость ограничивается производительностью центрального процессора, а с использованием полноэкранного сглаживания при разгоне до 610/1220 MHz Radeon X850XT получает прибавку в ~8%.


DOOM 3 в режиме с AA4x – очень показательная игра для доказательства целесообразности оверклокинга видеокарты в целом :).


В Half-Life 2, похоже, нужно менять тестовое демо ввиду высокой процессорозависимости "d1_town_01". Но и здесь прирост скорости от разгона в режиме с использованием полноэкранного сглаживания находится у отметки в 11%.
Ну и, наконец, самый тяжелый бенчмарк сегодняшнего тестирования – The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay.


Похоже, что этой игре абсолютно все равно, используете вы анизотропную фильтрацию на Radeon X850XT или нет. Но при активации полноэкранного сглаживания падение скорости существенно. Что же касается прироста производительности видеокарты от разгона, то здесь он находится в пределах 10–15%.
Подводя итог данному разделу, добавлю, что для HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb в большинстве игр и наиболее актуальных разрешениях процессор нужен мощнее, чем тестовый Intel Pentium 4 3.2@4.1 GHz, поэтому в сегодняшней статье вы не увидите привычных тестов процессорозависимости...
4. Влияние различных режимов качества графики на производительность Radeon X850XT
Примем за 100% производительности скорость HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb в режиме Quality и оценим снижение производительности при переходе к более высоким режимам качества графики.

Если не принимать во внимание результаты синтетических бенчмарков, то в играх анизотропную фильтрацию можно не выключать вообще, так как никакого снижения скорости при этом не происходит – слишком мощная видеокарта. Также не очень существенно снижает производительность Radeon X850XT активация полноэкранного сглаживания уровня 2x. Очень показательны в данном тестировании 3DMark 2003 и The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay, наглядно демонстрирующие влияние режимов качества графики на скорость. В HALO: Combat Evolved, несмотря на отсутствие поддержки игрой полноэкранного сглаживания, тесты все же были проведены, но, как и предполагалось, зря :). Разница с режимом "Quality + AF16x" находится в пределах погрешности.

Увеличение разрешения до 1280x1024, как и следовало ожидать, привело к увеличению разрыва между различными режимами графики. Других изменений не наблюдается.
5. Качество картинки на Radeon X850XT при различных графических режимах
Оценив падение скорости при использовании различных вариаций анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, самое время посмотреть на качество изображения, получающееся при их активации.
Скриншоты сделаны на том же кадре демо из Far Cry с уровня "Training", что и в соответствующем разделе статьи Gainward GeForce 6800GT Ultra/2400 Golden Sample GLH, поэтому при желании вы можете сравнить качество графики на Radeon X850XT и GeForce 6800GT (Ultra). Что же касается вышеприведенных скриншотов, то разница в качестве картинки очень хорошо видна на скриншотах с использованием полноэкранного сглаживания и без него (в пользу первого, конечно). Temporal AA, на мой взгляд, все же обеспечивает картинку качеством ниже, чем при полноценном полноэкранном сглаживании, хотя по одной игре с уверенностью судить об этом нельзя.
6. Производительность Catalyst 5.6 – мифы и реальность
Первые сообщения о заявленных изменениях в производительности нового июньского драйвера Catalyst порядковой версии 5.6 взбудоражили общественность и заставили с нетерпением ожидать его релиза массу владельцев видеокарт на чипах ATI. Еще бы! Ведь прирост был обещан в довольно большом числе игровых приложений, причем в некоторых из них до 50%! В результате неких оптимизаций Z-буфера, удаляющих невидимые области в пиксельных шейдерах, предполагался 10% прирост в 3DMark 2005, Aquamark 3 и Tomb Raider: The Angel of Darkness, а также 15% прибавка в скорости в HALO: Combat Evolved. За счет более эффективного хранения вершинных данных обещался прирост до 15% в The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay и на 20% быстрее должен был "бегать" DOOM 3. И уж совсем феноменальными выглядели заявления о 50% приросте в культовом и очень красивом авиасимуляторе Lock On: Modern Air Combat за счет повышения эффективности работы Catalyst AI по отношению к облакам. В общем, все замерли в ожидании революции.
Официальный выход драйвера несколько поумерил пыл владельцев видеокарт Radeon, так как указанные в релизе проценты прироста производительности оказались, мягко сказать, несколько скромнее, чем первоначально заявленные. Тем не менее, и тот прирост, что был официально (специально подчеркиваю) оглашен, очень впечатлял: HALO: Combat Evolved до 20%; DOOM 3 до 7% в низких разрешениях экрана; The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay до 10% и в 3DMark 2005 до 5%. При всем этом не уточнялось, на каких именно видеокартах на чипах ATI данные проценты прироста скорости можно будет наблюдать, что вполне может значить "на всех"!
"Начали за здравие, а закончили за упокой". Я несколько утрирую, но этой поговоркой вполне можно охарактеризовать эпопею с выходом Catalyst 5.6 :). Уже на следующий день после выхода нового драйвера в сети появилась информация о его реальной производительности, которая практически не отличалась от предыдущего Catalyst 5.5. Для чего было ATI заявлять о недостижимом – совершенно непонятно :(. Быть может, штатные тестеры компании используют неизвестные большинству методы тестирования?
Как бы то ни было, проверить производительность нового драйвера самому – дело чести тестера. Сделать это, не откладывая задуманное в долгий ящик и обладая такой мощной видеокартой, как HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb, не составило особого труда. Итак, видеокарта разогнана до 610/1220 MHz, Catalyst AI активирован на "HIGH", оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации включены. Тестирование проводилось в сравнении с предыдущим драйвером Catalyst 5.5. Результаты получились следующие:
Tests | Resolution | Quality | Quality + AF16x | Quality + AF16x + AA4x | ||||||
Catalyst 5.5 | Catalyst 5.6 | % | Catalyst 5.5 | Catalyst 5.6 | % | Catalyst 5.5 | Catalyst 5.6 | % | ||
AquaMark 3 | 1024x768 | 80.4 | 81.2 | 0.9% | 79.7 | 79.7 | 0.0% | 74.5 | 74.2 | -0.4% |
3DMark 2003 | 14 320 | 14 412 | 0.6% | 12 944 | 12 747 | -1.5% | 9 465 | 9 161 | -3.2% | |
3DMark 2005 | 6 717 | 6 902 | 2.8% | 5 742 | 5 819 | 1.3% | 5 376 | 5 622 | 4.6% | |
HALO: Combat Evolved | 1024x768 | 93.2 | 109.4 | 17.4% | 86.9 | 103.2 | 18.8% | - | - | - |
1280x1024 | 81.5 | 103.7 | 27.2% | 81.9 | 93.8 | 14.6% | - | - | - | |
Splinter Cell | 1024x768 | 83.8 | 84.3 | 0.6% | 83.6 | 84.1 | 0.6% | - | - | - |
1280x1024 | 80 | 80.3 | 0.4% | 78 | 78.1 | 0.1% | - | - | - | |
UT2004 | 1024x768 | 91.6 | 92.3 | 0.9% | 91.5 | 92.3 | 0.9% | 91.5 | 92.5 | 1.1% |
1280x1024 | 90.8 | 91.7 | 1.0% | 90.8 | 91.5 | 0.8% | 90.6 | 91.6 | 1.0% | |
Lock On: Горячие скалы | 1024x768 | 60.7 | 61.1 | 0.7% | 56.1 | 57 | 1.6% | 53.2 | 55.8 | 4.9% |
1280x1024 | 60 | 60 | 0.0% | 53.8 | 54.1 | 0.7% | 48.8 | 50.3 | 3.0% | |
Far Cry | 1024x768 | 84.6 | 82.8 | -2.1% | 84.3 | 83.1 | -1.4% | 83 | 81.6 | -1.7% |
1280x1024 | 82.3 | 81.4 | -1.2% | 82 | 80.8 | -1.5% | 76.5 | 75.8 | -0.9% | |
DOOM 3 | 1024x768 | 91.7 | 93.5 | 2.0% | 90.7 | 92.6 | 2.1% | 70.6 | 71.4 | 1.1% |
1280x1024 | 71.4 | 76.3 | 6.9% | 70.9 | 75 | 5.8% | 52.4 | 51.3 | -2.1% | |
Half-life 2 | 1024x768 | 124.7 | 126.7 | 1.7% | 124.3 | 126 | 1.3% | 119.9 | 124.3 | 3.7% |
1280x1024 | 120.4 | 124.6 | 3.4% | 120.9 | 121 | 0.1% | 112.4 | 111.5 | -0.8% | |
The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay | 1024x768 | 93.3 | 98.8 | 5.9% | 93.5 | 98.6 | 5.5% | 62.5 | 64 | 2.4% |
1280x1024 | 67.3 | 69.4 | 3.2% | 67.2 | 69.4 | 3.2% | 42.9 | 43.3 | 0.9% | |
Average FPS (games only) | 1024x768 | 91.7 | 93.6 | 2.1% | 88.9 | 92.1 | 3.7% | 80.1 | 81.6 | 1.9% |
1280x1024 | 81.7 | 85.9 | 5.1% | 81.2 | 83 | 2.2% | 70.6 | 70.6 | 0.0% |
Как и предполагалось, 50% прироста производительности ни в одном приложении из тестируемых обнаружено не было :(. Тем не менее, впечатляет рост скорости в HALO: Combat Evolved, есть небольшая разница в пользу нового Catalyst 5.6 в DOOM 3, Half-life 2 и The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay. В Lock On: Горячие скалы порадовал не столько 3-5% прирост скорости в режиме с полноэкранным сглаживанием, а появившаяся плавность в игре, заметная глазу. Во всех протестированных играх мною не было обнаружено искажений изображения и потери в качестве графики по отношению к Catalyst 5.5. Кроме вышеуказанных были протестированы игры Call Of Duty, Dungeon Siege, Xenus: Boiling Point и Medal Of Honor, в которых проблем также мною обнаружено не было.
Конечно, мое мнение отчасти субъективно, и результаты тестов нового драйвера можно отнести только на счет Radeon X850XT. На мой взгляд, основная ошибка ATI при подготовке и выпуске июньского драйвера – заявления об изначально недостижимой производительности нового Catalyst 5.6. Лучше было бы промолчать, и даже массово полученного небольшого роста числа попугаев в популярном 3DMark 2005 оказалось бы достаточно для успеха Catalyst 5.6 :).
7. Температурные режимы работы видеокарты и эффективность системы охлаждения
Противостоять стандартной системе охлаждения (если, конечно, так можно выразиться по отношению к данному экземпляру видеокарты HIS) будет один из лучших воздушных кулеров для видеокарт – Zalman VF700-Cu. Тестирование было проведено в закрытом корпусе системного блока при комнатной температуре в 27 градусов, которая и принималась за начальную точку отсчета на диаграммах. Максимальная температура внутри корпуса системного блока во время тестирования находилась в диапазоне 42–44 градусов. В качестве термоинтерфейса при тестировании на обоих кулерах был использован родной термоинтерфейс HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb, благо изначально его было нанесено с запасом. Разогрев видеокарты осуществлялся с помощью 7-кратного прогона демки "Training" с одноименного уровня из игры Far Cry версии 1.31 (build 1337) в разрешении 1280х1024 при активированном полноэкранном сглаживании уровня 4x и анизотропной фильтрации степени 16x.
Для начала посмотрим на эффективность системы охлаждения в номинальном режиме работы видеокарты на частотах 520/1080 MHz (GPU/видеопамять):

C температурными графиками в каждом из режимов работы двух систем охлаждения, полученных с помощью последней версии ATI Tray Tools, вы можете ознакомиться отдельно:
Ну что же, система охлаждения видеокарты HIS Radeon X850XT IceQ II демонстрирует очень высокую эффективность охлаждения графического процессора, обходя Zalman VF700-Cu, работающий на ~2650 RPM. При этом IceQ II работает так же бесшумно, как и Zalman VF700-Cu на ~1350 RPM. Если же говорить об эффективности охлаждения видеокарты в целом, то здесь у HIS Radeon X850XT IceQ II далеко не все в порядке. Как я и предполагал, термопрокладки на видеопамяти не дают нужного эффекта, а сама плата не охлаждается потоком воздуха, так как последний, в свою очередь, выбрасывается из корпуса прочь. В случае Zalman VF700-Cu текстолит платы и видеопамять охлаждаются потоком воздуха от вентилятора (хотя на ~1350 RPM, судя по полученным результатам, и этого недостаточно).
Проверим, изменится ли расклад сил при разгоне видеокарты до частот 610/1220 MHz:

Даже при таком внушительном разгоне стандартная система охлаждения видеокарты вполне справляется с охлаждением графического процессора, температура которого под нагрузкой выросла только на 3 градуса, что совершенно некритично. Увы, но с "ринга в нокаут" выпал Zalman VF700-Cu на ~1350 RPM, который не смог справиться с охлаждением 610 MHz R480 – на втором или третьем проходе бенчмарка изображение замирало, что в первую очередь говорит о перегреве графического процессора. Да, повысив обороты Zalman VF700-Cu до ~2650 RPM, разницу с HIS IceQ II можно уменьшить до +2 градуса по ядру и -6 градусов по температуре видеокарты в целом. Но не стоит забывать, что HIS IceQ II работает бесшумно, а Zalman VF700-Cu на ~2650 RPM можно услышать на фоне тихого системного блока.
Проведя тесты температурного режима видеокарты HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb, можно с уверенностью сказать, что ее система охлаждения обладает самой высокой эффективностью из применяемых сегодня на видеокартах "воздушек".
Заключение
Видеокарта HIS Radeon X850XT IceQ II Turbo 256Mb, как я и сказал в самом начале статьи, – лучшее, что можно встретить на российском рынке видеокарт. Сегодняшний обзор видеокарты и тестирование только подтвердили мои слова. Потрясающая производительность, сверхэффективная и очень тихая система охлаждения, возможности обработки видео благодаря наличию чипа ATI Rage Theater, красивая упаковка с полным набором переходников, кабелей и дисков с программным обеспечением и играми, моддерская подсветка системы охлаждения в ультрафиолетовых лучах, а также – самое главное для нас с вами – очень высокий оверклокерский потенциал! О чем еще можно мечтать геймеру?! Пожалуй, если только о ~600 $, которые придется выложить за право обладания этим шедевром :).
Ваши замечания и предложения по теме статьи предлагаю обсудить в специально созданной ветке конференции.
Сергей Лепилов aka Jordan
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают