Radeon 9600XT -- slim-ватерблок и закрытое ядро

22 января 2006, воскресенье 23:54
для раздела Блоги
На сегодняшний день Radeon 9600XT является довольно слабой картой. Довольно быстро пролетели два года, за которые он превратился из mainstream в low-end. С тех пор компания ATI выпустила два поколения графических чипов и массу их разновидностей. Много раз я испытывал соблазн купить более мощную карту, но никак не решался. В основном потому, что производительности Radeon 9600XT мне в принципе хватало. По этим же соображениям разгонять карту я тоже не стал. Поэтому, дальнейшее повествование пойдет не о «попугаях» и не о FPS в играх, а о более насущном: о системе охлаждения видеокарты.

Итак, начало 2004 года. Я покупаю GeCube Radeon 9600XT 128 Mb.
Поначалу все было хорошо, я радовался, что все мои игры (в основном стратегии) начали просто летать. Бенчмарки радовали высокими результатами… Так прошел год.

Однажды, глубокой ночью, бродя по просторам Интернета, я услышал непонятный шум в корпусе компьютера. Сразу же залез в системник в поисках источника шума. Искать его долго не пришлось, так как к тому времени у меня стояла самодельная СВО с ватерблоком на процессоре, и в корпусе остались вентиляторы только в блоке питания и видеокарте. Источником шума оказался маленький вентилятор на видеокарте, который, забившись пылью, начал дребезжать. Вот он, источник шума.



На следующий день я вынул видеокарту, снял вентилятор, прочистил его от пыли и поставил на место. Правда, помогло это недели на две. Периодически вентилятор давал о себе знать, зверски начиная дребезжать посреди ночи. Со временем он стал шуметь постоянно, пока в один прекрасный день (точнее утро) вдруг не умолк. Насовсем. Причина оказалась все таже: пыль. Она добралась до моторчика вентилятора и смешалась там со смазкой, которая при этом загустела. Несколько дней я искал в магазинах похожий вентилятор на замену старому – не хотелось снимать родную систему охлаждения, которая вполне справлялась со своей задачей. В эти дни мне приходилось запускать вентилятор на видеокарте с «толкача», потому что на «холодную» он отказывался вертеться. Мои поиски не увенчались успехом, поэтому решено было заменить вентилятор на нестандартный. Для этих целей был приобретен низкопрофильный пятидесятимиллиметровый вентилятор. На скорую руку, было сделано крепление: выпилен кусочек оргстекла размером 50х50 мм, который послужил штативом для установки нестандартного вентилятора (радиатор я решил оставить родной). Далее этот кусок оргстекла был приклеен супермоментом к торцу радиатору видеокарты одним краем, а с другого края к нему был приклеен вентилятор. Получилась вот такая конструкция:



Вентилятор на штативе отлично справлялся со своей задачей – обдувался весь радиатор, с его немногочисленными ребрами. Когда же стоял родной вентилятор, обдувалась только центральная часть радиатора, с тонким намеком на ребра Можно, конечно, было бы пойти другим путем, как поступают многие – поставить на видеокарту процессорный кулер. Но от этой идеи я отказался – габариты конструкции оказались бы такими же, а излишний груз на AGP-слот вешать не хотелось. К тому же, при установке кулера, появлялся риск скола видеочипа.

В таком виде видеокарта проработала еще год, пока вентилятор опять не забился пылью и не начал дребезжать. Можно было бы просто его поменять, но, в этот раз я решил применить кардинальные меры: сделать для видеокарты отдельный контур СВО. Как я говорил, у меня водой охлаждался только CPU. Весь мой контур состоял из ватерблока, помпы, и расширительного бачка на 20 литров (канистры). Такая схема контура меня устраивала, мне не хотелось добавлять в нее еще один ватерблок. Поэтому я решил закинуть в бак еще одну помпу, которая будет занята исключительно охлаждением видеокарты. Рассуждал я при этом так: для замены ватерблока на процессоре мне не нужно будет снимать ватерблок с видеокарты. Вдруг мне потребуется поставить на некоторое время воздушный кулер? Видеокарта, при этом, останется со своим контуром СВО.
Так же, при создании СВО видеокарты, преследовалась еще одна цель: освободить PCI слоты, занятые воздушной системой охлаждения видеокарты. На моей материнской плате ABIT AS8-V их всего четыре, а, после установки вентилятора на штатив, осталось всего два.



В самом нижнем PCI-слоте стоит TV-тюнер, если поставить еще одну PCI-карту в оставшийся слот, то притока холодного воздуха к вентилятору практически не будет. Так что фактически у меня был один PCI-слот. Думаю, такая проблема у большинства людей, заменивших родное охлаждение видеокарты: либо хорошее охлаждение GPU, либо свободные PCI-слоты.

Теперь надо подумать, какой бы ватерблок сюда подошел, что бы он удовлетворял всем моим требованиям. Если делать его с вертикально стоящими штуцерами, то шланги все равно закроют несколько PCI слотов. Г-образные фитинги? Более-менее устроило бы, но опять-таки высота ватера плюс высота фитингов, 25-30 мм получится...

Долго я думал, что бы мне подошло и, в итоге, определился: нужен ватерблок со штуцерами, выходящими с боковой стенки. Самый простой вариант – ватерблок с П-образной структурой. Такой бы ватерблок полностью удовлетворял бы моим требованием к габаритам системы охлаждения, а по эффективности был бы однозначно лучше родного радиатора, у которого нет ребер над видеочипом. Ну что ж, план составлен, пора браться за работу.

Покопавшись в своих обширных закромах, достаю небольшой кусок медной шины сечением 40х10 мм. Это то, что мне и нужно.



Отпиливаю от этого куска квадрат размерами 30х30 мм и сверлю в нем три отверстия диаметром 6 мм. Два параллельно, с расстоянием между центрами отверстий 16 мм и на глубину 27 мм. Еще одно перпендикулярно, соединяющее их так, что бы получился П-образный канал. В два параллельных отверстия потом будут впаяны фитинги. В третье вбита заглушка, и оно тоже будет запаяно. Получилась такая заготовка.



Отверстия под фитинги рассверливаются сверлом 8,5 мм на глубину около 5мм. В них можно было бы впаять и 8мм штуцера, но я захотел попробовать поставить 10мм, то есть, такой же толщины, как и шина. Для этого, из 8мм медной трубки, изготавливаются два переходника. Без использования переходников, штуцера держались бы только на тонком слое припоя, соответственно их было бы легко отломать по неосторожности. Заодно вытачиваю из меди заглушку.



В сборе это выглядит вот так:



Теперь немного о штуцерах. Кто-то любит «елочку», а кто-то быстроразъемные фитинги. Я предпочитаю делать штуцеры из медной трубки необходимого мне диаметра. Главное преимущество медной трубки - возможность сделать штуцеры любой длины и формы. Поэтому, с помощью трубогиба, я делаю огромные Г-образные штуцера из 10мм медной трубы.



Думаю, задумка со штуцерами ясна: они должны будут выйти за пределы видеокарты и будут направлены вверх, в сторону блока питания. Таким образом, подсоединение шлангов к ватерблоку видеокарты не вызовет ни каких затруднений.

Все запчасти будущего ватерблока готовы, осталось его только спаять, зачистить и отполировать. В итоге у меня получился вот такой девайс.



Ну что же, теперь самое время препарировать видеокарту. Снимаю с нее радиатор (точнее отдираю его от GPU) и вижу намек на ядро покрытый расплавленной термопрокладкой. Термопрокладка немедленно удаляется, поскольку ее вид не внушает уверенности в ее теплопроводящей способности. Скорее всего, она выполняла роль липучки, удерживающей радиатор на ядре, так как пружины родного крепления обеспечивали очень слабый прижим.



Абсолютно голый кристалл. Защитная рамка вокруг кристалла или на радиаторе - это, конечно, хорошо, но лучше бы на нем была металлическая крышка, как на процессоре. Почему, интересно, производители видеокарт не думают о надежной защите ядра от скола? Ладно, подумаем за них сами. Ядро надо накрыть защитной пластиной, желательно медной (для лучшей теплопроводности), и зафиксировать на подложке кристалла. Подходящую пластину я изготовил из медной трубки, разрезав и распрямив ее в полосу. Попутно изготовил крепление для ватерблока.



Пластина имеет размеры 30х30 мм, чуть меньше размера подложки кристалла. Закрепить ее на подложке я решил с помощью эпоксидки.



Далее готовится клей, видеокарта кладется на ровную, жесткую поверхность, чтобы избежать перегибов в районе чипа, на ядро наносится термопаста, по углам подложки небольшие количества клея.



Накладываем пластину на ядро, смотрим что бы углы подложки и крышки совпадали. Сверху кладем груз, чтобы при склейке выдавились излишки термопасты. Ждем полчаса, пока сохнет клей, и смотрим, что получилось.



На мой взгляд, смотрится отлично! Как будто, так и было.

После высыхания поксипол стал твердым, поэтому пластина теперь надежно закреплена в четырех точках на подложке кристалла. Можно смело ставить на ядро любой радиатор или ватерблок, а про перекосы и возможный скол ядра теперь можно забыть.

Далее все как обычно: вставляем винты 3х20 в монтажные отверстия на видеокарте, наносим на новоиспеченную крышку GPU термопасту, закрепляем на видеокарте ватерблок.





На мой взгляд, получилось весьма неплохо. Устанавливаем обновленную видеокарту в систему.



Все PCI слоты теперь свободны. Для наглядности я переставил свой TV-тюнер в ближайший, к видеокарте слот.





Как я говорил, для контура видеокарты будет использоваться своя помпа. Возможно, в будущем, этот контур дополнится ватерблоками на видеопамять.



Осталось только надеть шланги на штуцера и опустить помпу в бак. Отдельный контур водяного охлаждения для видеокарты готов.



Запуск и обкатка системы прошли без проблем.

Вот, в принципе, и все. Ватерблок, несмотря на свою простую конструкцию, отлично справляется со своей задачей. Если при воздушном охлаждении текстолит видеокарты с обратной стороны ядра был довольно горячим, то теперь он стал чуть теплым. Видеокарта, наконец, стала занимать только один разъем, тот который и положено – AGP. Видеочип надежно защищен от сколов, так что теперь можно будет вполне безопасно экспериментировать с охлаждением карты. Проблем с шумом больше не возникнет, ничего больше не забьется пылью. Вообщем, у моего Radeon`а 9600ХТ наступила вторая молодость. Думаю, он послужит мне, верой и правдой, еще не один год.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают