Почему в современной микроэлектронике до сих пор используются радиоэлементы 1970-х годов разработки
Развитие микроэлектроники уже с довольно давних пор сопряжено с безудержной гонкой за снижением технологических процессов производства полупроводниковых радиокомпонентов. Микропроцессоров, транзисторов и многих других компонентов. В 2001 году – это 130 нм техпроцесс у десктопных процессоров Intel Pentium III, в 2013 году – это уже 22 нм у процессоров Intel 4-го поколения «Haswell», а в 2023 году – это рекордные 7 нм у процессоров 13-го поколения «Raptor Lake». То есть мерилом развития микроэлектроники является именно техпроцесс производства, чем он ниже, тем выше уровень развития.
Поэтому весьма странно встретить в современной российской аппаратуре наряду с высокотехнологичными радиокомпонентами весьма древние элементы, 1970-х годов разработки. То есть произведенные не в 1970-х годах, а в нашу современность, но по технологии производства 1970-х. Как вот, например, на фото две микросхемы 1НТ251.
реклама
Одна микросхема 1975 года выпуска, а другая 2016 года. Итого разница в 41 год. И эта разница только дат выпуска указанных на имеющихся фото, которые быстро удалось найти. А по факту, данные микросхемы начали выпускаться еще до 1975 года, и выпускаются, по сей день. Итого период их производства составит уже лет 50 точно.
И да, год выпуска микросхемы справа на фото именно 2016, и 8 неделя, а не 2008 год и 16 неделя. Так сейчас маркируются микросхемы. Первые две цифры – год, третья и четвертая – неделя, а на старых микросхемах наоборот. Для неверующих приведу еще один пример этой микросхемы 1991 года выпуска, где первые две цифры «91», что никак неделей быть не может, ибо в году всего 52 недели, следовательно, это год.
реклама
Вот еще пример транзистора – долгожителя КТ825. Слева на фото 1979 год выпуска (третья и четвертая цифра), справа 2015 год (первые две цифры). Итого разница в 39 лет.
И неудивительно, что факт присутствия подобных древних радиокомпонентов в современной аппаратуре наводит на очевидную мысль о несостоятельности российской микроэлектроники. И если не вникать досконально в этот вопрос, то все вполне объясняется технической отсталостью отечественных производителей микроэлектроники и низким уровнем специалистов этой отрасли.
Но прежде чем делать такие выводы, давайте посмотрим, происходит ли подобное в других индустриально развитых государствах. Например, в США, главного нашего недруга. И неожиданно да, там точно также применяются старые, 1970-х годов разработки элементы в современной аппаратуре.
реклама
Например, микросхема SN7400, которая сих пор выпускаемая американской компанией «Texas Instrument». Кстати она является полным аналогом нашей отечественной микросхемы К155ЛА3. На фото ниже представлена данная американская микросхема SN7400 с самой ранней и поздней датами выпуска, которые мне удалось найти, 2019 и 1973 годов выпуска.
Итого разница в 46 лет, и это только по тем датам на фото, которые мне удалось найти, а так-то ее жизненный цикл еще больше.
Так почему же эти раритетные радиоэлементы до сих пор живее всех живых и активно используются в аппаратуре различного назначения, как у нас, так и в других странах. Тут, вполне очевидно, что такую популярность они заслужили своей высокой надежностью, дешевизной производства и неплохими техническими параметрами. Выдающимися их параметры, конечно, не назовешь, здесь пальму первенства держат современные радиоэлементы, зачастую с сомнительной надежностью. Но для задач не связанных с большой вычислительной нагрузкой их параметры достаточны.
А их производство по устаревшим «толстым» технологическим процессам значительно увеличивает надежность и сроки службы. Вспомним, что деградация радиокомпонентов произведенных по передовым техпроцессам происходит значительно быстрее, чем по устаревшим «толстым». В двух словах это происходит как раз из-за очень малых размеров транзисторов, токопроводящих дорожек, диэлектрика между ними, и других составляющих, как микропроцессоров, так и самих транзисторов. Дело в том, что при малых размерах транзистора увеличивается плотность тока проходящего через него. Это приводит, например, в случае с полевым транзистором, к ускоренному переносу (диффузии) при протекании тока через него ионов металла из области истока в полупроводниковый канал. При этом электропроводность канала необратимо увеличивается. Это приводит к увеличению тока утечки через него, чрезмерному нагреву канала и к еще более ускоренной деградации. А она в свою очередь приводит к частичной или полной потере работоспособности радиокомпонента. Этот эффект называется электромиграцией.
реклама
Также этому эффекту подвержены и токопроводящие шины. Протекающий через них ток физически перемещает ионы металла из одного места в другое.
При этом в одних местах создаются утолщения металла вплоть до соприкосновения с другими шинами и возникновения короткого замыкания, а в других местах возникают разрывы. И чем тоньше эти дорожки, тем быстрее произойдет их разрушение.
Диэлектрик, расположенный между шинами и имеющий по передовым техпроцессам малую толщину, итак изначально имеет низкую электрическую прочность, так еще и сблизившиеся токопроводящие шины создают гораздо более сильные электрические поля. Воздействуя на «ослабленный» диэлектрик усилившееся электрическое поле приводит к его ускоренной деградации.
И это еще не все аспекты ускоренного разрушения радиокомпонентов производимых по современным техпроцессам.
Поэтому все эти «устаревшие» микросхемы, транзисторы и другие элементы разработок 1970-х годов применяются в современной микроэлектронике не от бедности государства и отсталости промышленности. А по причине их удачной конструкции проверенной годами, адекватными затратами на их производство и высокой надежностью.
Кроме всего прочего они обладают еще и повышенной радиационной стойкостью по сравнению с современными высокотехнологичными компонентами, разумеется, того же класса и назначения. Хотя они и не являются по классу радиационно стойкими.
Применяются они в оборонном секторе, средствах связи, авиастроении и других отраслях и секторах требующих высокой надежности.
Выпускаются такие микросхемы в России и Беларуси, и по сей день. В качестве доказательства приведу каталог 2020 года радиокомпонентов российской компании АО «Микрон», в котором на 82-84 странице перечислены распространенные микросхемы 133 серии производимые, начиная с 1970-х годов. И каталог 2021 года белорусской компании ОАО «Интеграл» ОАО «Интеграл», где на 28 странице можно увидеть все те же микросхемы 133 серии. А на других страницах подобные радиокомпоненты – долгожители.
Есть еще и другие радиокомпоненты – электровакуумные приборы (радиолампы) производимые в СССР с 1919 года, которые до сих пор выпускаются в широкой номенклатуре. И во многих секторах применения они вовсе незаменимы и не имеют конкурентов. Но это тема другой статьи.
Надеюсь, моя статья была для вас интересна. Пишите в комментариях где вы встречали подобные «древние» радиокомпоненты в современной аппаратуре.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила