Обзор всех шутеров 2005 года взглядом нуба
реклама
Прошел год, как я стал геймером, попробовав затягивающую дурь "опиума для народа". Я бы не стал им, если бы не первая игрушка, которую мне дали "потестить". Этой игрой оказалась HL2, и... бывший "железячник", который с недоумением смотрел на "поколение игры в DOOM" сам пропал в виртуальных мирах.
Весь год я искал подобия первого шока, изумления, откровения, всего того, что мне дала Халфа. Искал, искал, и вот решил написать обзор шутеров 2005 года.
Признаюсь сразу, меня не торкают стратегии, RPG, MMPORG, аркады и симуляторы. Хороший шутер - это наше всё. Поэтому рассказ пойдет только о стрелялках от первого и от третьего лица.
Я попробовал все шутеры 2005 года просто потому, что багаж, накопленный "шутерной" индустрией за 10 лет, начиная с первого DOOMа, кончился к Марту. Были пройдены первые DOOMы, первая Халфа, FarCry, Duke Nukem, NOLFы, BLOODы и Серьезные Сэмы.
И, хотя на всех геймерских сайтах местные аналитики пишут, что шедевры выходят раз в пять лет, а блокбастеры - один раз в год, я не терял надежды найти что-нибудь торкающее и упорно инсталировал все попадающиеся под руку диски.
По прошествии года я теперь могу разбить весь инсталированный мусор и не мусор на три категории.
В первую вошли игрушки, которые были пройдены, потом еще раз пройдены на "харде" или "ветеране", потом еще проходились эпизодически, т.е. по-эпизодно, чисто ради кайфа.
Во вторую категорию попали игры, которые были пройдены, но безо всякого интереса, очень часто в середине сюжетной истории включался режим бога, и дальше все шло а-ля "чарли чаплин" на ускоренной перемотке уровней.
И в последнюю категорию попал отстой, который так и не был пройден до конца, даже читы не помогали мириться с нудным геймплеем, с тухлой графикой, с тупым сюжетом, с программными багами и глюками.
Немного отдельно стоят игры, с которыми я разбирался ради отвлеченного спортивного интереса. Как правило, это продукты с крупными, но излечимыми глюками, под них подбирались конфигурации и драйверы, правились конфиг-файлы, чтобы с победным воплем запустить наконец игру и посмотреть, а что ж там такое внутри.
Итак, поехали снизу вверх. Выбираясь из отстойника, надо упомянуть следующие "шедевры" ушедшего года.
- "Велиан" - самый убогий проект совковой индустрии, дополнительный довод в пользу тех, кто утверждает, что на пост-советском пространстве никогда не создадут ничего путного.
- "Worldwar Zero" - недоразумение, которое идет только в разрешении 640х480, не понятно, как это фуфло попало в разряд платных игр. Есть масса freeware проектов, которые на голову выше упомянутой поделки. Издателю этой бредятины - компании "БУКА" - должно быть совестно, за то что они брали с народа деньги.
- "Serious Sam 2" - до сих пор не верю, что сиквел моего любимого СЭМа попал в "отстой". Но это так. Первый Сэм был пройден с упоением, на одном дыхании, с криками "Мочи Их Всех!!!". Я действительно до сих пор пытаюсь понять - куда девался драйв. Раз в неделю загружаю диск, начинаю мочить монстров, потом включаю читы и снова мочу монстров, потом хожу, ищу секреты и разглядываю дизайнерские выверты, потом, плюнув в десятый раз, выключаю "сЭмозванца". Картинка приятна глазу, персонажи прикольны и должны веселить игрока, монстров, по-прежнему, много, пукалки стреляют с очень вкусным звуком, а все вместе - фигня фигней. Да-а-а.... грустно....
- "Project Snowblind" - тоска... Больше и нечего сказать. (Единственная ремарка: игра, как наследник Deus Ex, переполнена всякими гаджетами, но на самом деле я ими ни разу не воспользовался, потому что любые враги легко отстреливаются с помощью всего двух стволов).
- "The Suffering. Ties That Bind" - забагованное продолжение кровавой месиловки, которая была издана с изумительной озвучкой Л.Володарского. Игра упирается в глюки, которые лечатся совершенно дурными методами, типа "снизьте разрешение "Рабочего стола" до 800х600, а потом запускайте игру" и т.п.
Признаюсь, я - фанат первого Сафферинга. Так как игра вышла только в конце декабря, времени на то чтобы разобраться со всеми глюками не было, поэтому буду снова ломится в конфиги и с нетерпением ждать патчей. Сейчас уперся в очередной баг и не могу пройти дальше.
С этой игрой произошел удивительный казус - пираты от нее отказались.
На западе игра вышла еще в сентябре, первые диски "пираток" наштамповали одновременно с Quake 4, но мгновенно изъяли их с полок. Пираты "испугались" массовых возвратов, точнее посчитали, что головняк дороже денег. Дело в том, что первый глюк возникает через полторы минуты игры и лечится с очень большим трудом. Пираты могли решить, что это глюк взломанной версии, но на самом деле глюк - оригинальный Прикол в том, что российский издатель "Новый Диск" не испугался возвратов и нагло продает сырой продукт за 300 руб. за jevel-упаковку из трех CD. Уроды! Могли бы дождаться патча или хотя бы сделать нормальную техническую поддержку для своих покупателей.
Пока могу дать совет владельцам ноутбуков - не покупайте эту игру. Очень много глюков возникает из-за аппаратных особенностей ноутбуков. Лечить их можно, но очень муторно.
- "Bet on Soldner" - до сих пор не могу выбраться с очередного уровня, а читов еще нигде нет. Полное отсутствие баланса оружия и урона от него. Сейвы сделаны очень неудобно и надо быть фанатом или мазохистом, чтобы по десятку раз пытаться прорваться через строй врагов от очередного сэйв-пойнта. Плюс к тому еще куча багов и ужасный, неоптимизированный программный код. Игра грузится по пять минут даже на крутой конфигурации.
Между прочим, эта игрушка имела самую лучшую демку в году, динамичную, интересную, без всяких глюков. Жаль, что демка обманула ожидания.
- "Вивисектор" - расхваленный отечественный продукт. Прошел его до конца с тем, чтобы понять, а чего хвалят в данном проекте. На первых уровнях постоянно испытывал дежа-вю, как будто играю в мод Серьезного Сэма № 1.
Графика 2000-го года, AI противников и физика объектов на том же уровне. Шерсть вроде бы поблескивает и переливается, только разглядывать ее некогда, звери прут лавинами, бегают очень быстро и также быстро откусывают куски "здоровья", поэтому увидеть хваленную шерсть мне так и не удалось.
Больше всего достают неумные прыгалки-скакалки. Паззлы сделаны так, чтобы игрок минут двадцать прыгал в не ту дырку, а потом, разъяренный, шел на форум, где выяснял, что он прыгал зря, а правильная дырка в другом месте. При этом игра богата багами, провалами сквозь текстуры и другими отличиями совкового продукта.
Вывод - закос под Serious Sam, только без юмора, но надо отдать должное - настоящий Второй Сэм гораздо хуже нашего типа-сиквела, хоть и с типа-юмором.
- "Психотоксик. Врата ада" - дебильный шутер с кучей багов. Мне он понравился и я с удовольствием бегал по шизофреническим уровням, но не долго. Глюки игры победили мои тягу к параноидальному бреду разработчиков.
- "Evil Dead. Regeneration". Буду очень краток: отстой!!!
- "Obscure" - средненький шутер от третьего лица, хотя имеет ярко выраженную атмосферу кино-ужастика для подростков. Может быть достоин перейти в более высокую категорию.
- "Starship Troopers". Чтобы пройти эту игру вам придется стрелять в задницу трем видам хитиннокрылых и членистоногих. Для этого надо все время бегать вокруг багов и пытаться оказаться напротив их ass-hole, чтобы выпустить туда обойму из штурмовой винтовки. Это, собственно, все тонкости и особенности данного шутера.
Переходим ко второй части. Тут уже все более-менее пристойно и разнообразно.
- "Pariah" - порадовала красивой картинкой на первых уровнях. Потом достала тупым аркадным тиром и такими же аркадными гонками. Последние уровни - скучные, чрезвычайно замороченные и при этом не получившие никакого развития относительно первой половины игры. была пройдена до конца, потому что в тот период играть было совершенно не во что.
- "Area 51", консольный шутер, это его главный недостаток. Сюжет довольно интересный, геймплэй напряженный, трансформация в мутанта полезна для прохождения. Других достоинств, к сожалению, нет. Игра удачно вышла во время полного безрыбья, это позволило ей попасть на хард-диски многих геймеров.
- "Cold Fear" - еще один консольный TPS. Понравился нервно-пугающей атмосферой и штормовой качкой. Игра на уровне первого The Suffering, это комплимент. Главный минус - неудобная система сейвов.
- "Star Wars. Republic Commando" - хорошая игра для детей, мои сыновья следили за происходящим на мониторе с замиранием. Недостаток ее в том, что она интересна только фанатам Звездных Войн.
- "Метро 2" - один из лучший IMHO российских шутеров. Мне было в кайф бродить по котловану МГУ, шмалять из калаша на станциях московского метро, к тому же я, как и авторы игры, твердо уверен, что станция "Маяковская" - самая красивая в мире Одно но - у разработчиков явно кончились деньги ровно на половине проекта, это чувствуется во второй части игры во всем: мебель без интерактивных ящиков и дверей, железо-бетонные коридоры с туалетами "copy-paste", субтитры вместо развития "женской" линии сюжета и видео-ролик вместо финала. Дали бы людям денег, была бы российская игра на "четыре с плюсом"
- "Восточный фронт. Неизвестная война". Долго сомневался, куда ее сунуть - в отстой или в середняки, решил все таки дать ей пару зачетных очков за то, что эта игра намного лучше, чем "Чистильщик" того же разработчика. "Чистильщик" - вот тот был преступлением против игровой индустрии, позорное пятно на компании BURUT. Честь им и хвала, что "Восточный Фронт" далеко ушел от предшественника.
- "Мор. Утопия" - не попал в сливную категорию за арт-хаузность и атмосферность. У игры есть реальные фанаты, и хоть их мало и страшно далеки они от народа я им склонен верить, что игра для определенной аудитории является полноценным шедевром.
- "DOOM 3. Resurrection of Evil". Проходной аддон к блокбастеру прошлого года. Больше всего меня впечатлили алюминевые сиськи начальницы орбитальной исследовательской станции
- "Stubbs the Zombie in the Rebel without a Pulse" - весьма прикольная игра, только немного монотонная. Жаль, что на PC не выйдет Destroy All Humans!, было бы с чем сравнить.
- "SWAT 4" - скорее не шутер, а тактика от первого лица, на любителей Tom Clancy's Rainbow Six.
- "Peter Jackson's King Kong" - кино по фильму, точнее игра по муви
Интересно ходить с палкой и тыкать ей всех гадов в округе. Сразу вспоминается первый Turok.
Отдельным образом стоит игра Xenus, в качестве перехода от середняков к отличникам.
- "Xenus. Точка кипения". На эту игру я убил полтора месяца, боролся с багами, выполнял квесты, опять боролся с багами, докупал оперативку, выполнял квесты. Я благодарен этой игрушке за то, что начал разбираться в конфиг-файлах и в прочей фигне. Если б не унылые штампованные рожи NPC и прочая тухлая графика, если б не баги программного кода, игра была бы лучшим ролевым шутером года или хотя бы полугодия. Несмотря на это Xenus - явно лучший проект СНГ.
Xenus можно отнести к безусловным шедеврам отечественной индустрии по одному единственному признаку - на разных форумах Ксенусу посвящено рекордное количество постов, рекордное для совковой игры. Для сравнения, бОльшее количество постов имеют только HalfLife 2, FarCry, DOOM 3, GTA: San Andreas, FEAR, Quake 4, Need for Speed, и эта статистика верна для многих профильных форумов.
Кстати, очень интересно было бы составить хит-парад игр по количеству постов и просмотров тем, посвященным каждой из них на разных форумах.
Абсолютно однозначно выявляются истинные хиты и отстойные поделки. Как правило, если игра получает более 100 постов - это выдающийся продукт, если более тысячи постов - шедевр. Для примера, средненькие игрушки получают 40-50 отзывов в теме, а отстойные - и того меньше.
К сожалению, мой разбор игр по ранжиру не вполне совпадает с vox populi, ну да ладно.
Вот я и добрался до десерта, то есть до сладкого.
Поехали рассказывать о шедеврах.
- "Bloodrayne 2" получает звание самой сексуальной игры года. Дампирша Рейн затыкает за пояс всех красоток The Sims и "Семи грехов". Плюс офигительно красивые комбо, фонтаны крови и интересные паззлы. Мало кто обратил внимание на то, что в любом месте можно убивать врагов десятком способов, любой предмет обстановки может заменить осиновый кол. На четвертом десятке лет я влюбился в виртуальную красотку с большими клыками.
- "Quake 4" - самая красивая игра года. В отличие от DOOMа обладает красивыми пейзажами открытых пространств, ездой на всяких танчиках и мото-дрезинах, запоминающимися световыми эффектами и рейлганом
- "Call of Duty 2" - никогда не подумал бы, что военный шутер может иметь такой драйв. Ураганный геймплэй. В некоторые моменты думаешь, что никогда не сможешь дожить-добраться до следующего чек-пойнта, но ни разу даже не возникла мысль лезть в интернет в поисках читов.
Если б не F.E.A.R., то Call of Duty 2 мог обрести звание игры с лучшей графикой. Имеется в виду не красивость пейзажей, как в Quake 4, а красота графического 3D-движка.
- "HalfLife 2. Lost Coast" - дополнительный уровень, выпущенный в 2005 году, напомнил нам, что Халфа - это лучшая игра всех времен и народов. К горести всех фанатов, Valve перенесла релиз Aftermath с осени 2005 года на весну 2006. Зато вышел Day of Defeat Source.
- "F.E.A.R." - вот мы и добрались до лучшей IMHO игры года. Лучшая - она лучшая и есть чего тут зря воздух сотрясать, точнее трафик инетовский занимать Самый передовой 3D движок, самая красивая графика, самые умные враги, самое сбалансированное оружие, самый max-paynовский slo-mo, самая страшная дохлая девочка. Если б не унылые надоедливые уровни в офисном центре, которые достали еще в предыдущих проектах Монолита (я имею в виду NOLF и NOLF-2. Вопрос: почему Монолит так любит перестрелки в офисах? Рисовать их что ли дешево?), а также если б не скоротечность прохождения, то FEAR мог стать лучшей игрой после Халфы.
Обзор закончен.
Я не упомянул несколько знаковых и хитовых игр года, но я имел право не причислять их к жанру шутеров. Один лучших TPS-RPG всех времен и народов - GTA: San Andreas. Честно говоря, можете меня бить, я считаю его развлекалкой для подростков с допотопной графикой и неудобным интерфейсом. Также вычеркнуты из списка все стелсы: Splinter Cell. Chaos Theory, Cold War, Aurora Watching, Psi-ops и т.д. и т.п.
Стелс хорош, когда в меру, вот FarCry имел его в самый раз, а остальные продукты - в перебор.
В заключении хочется упомянуть несколько игр, купленных для малолетних моих сынов, но я с огромным удовольствием играл в них сам. Лучшие не-шутеры года - это Lego Star Wars и Psychonauts. Я получил такое же удовольствие, как от Alice Америкена МакГи и Beyond the Good and Evil.
Вот и все. Хочется надеяться, что глаз у меня еще не замылен, потому что я не имею 10-летнего опыта отстрела монстров. Многие двадцатилетние юноши часто имеют скил в сотни раз превышающий мой годовалый опыт. Может кому-то покажется интересной такая точка зрения на стрелялки от первого-третьего лица. Весь прошедший год я сравнивал все игры с одним эталоном - HL2. Думаю, что мне жутко повезло, что я познакомился с игровой культурой, начав с ее лучшего образца.
А месяц назад я впервые познал прелести он-лайн-мультиплеерных баталий. Меня распирает похвастаться, что пару раз я был в тройке лучших в нескольких раундах HalfLife Deathmatch и F.E.A.R. multiplayer. Это абсолютно другая история и другой драйв, но теперь гораздо легче переносить долгое ожидание очередных шутерных блокбастеров.
Ставлю точку и иду мочить комбайнов на Stream.Arena. Встретимся там.
P.S. В обзор не попали мультиплеерные проекты, типа Battlefield-2 и три новые игры: Gun, Утопия-сити и Ликвидатор. Мультиплееры я только-только осваиваю, а упомянутые новинки пусть опишет кто-нибудь другой, я их пока не приобрел.
------------------------------------------
идет неспешное и пока доброжелательное обсуждение этого обзора на ветке в форуме:
https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=124282
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают