Сравнительная характеристика чипов ATI - "Get in the game"

для раздела Блоги
Get in the game
«Сравнительная характеристика чипов ATI»

История компании

• 20 августа 1985 - основана компания Array Technology Inc. Затем в течении пяти месяцев компания сменила свое имя сначала на Array Technologies Inc., а затем 18 декабря 1985 года на ATI Technologies Inc.
• В ноябре 1993 года компания стала открытым акционерным обществом. Ее акции начали продаваться на фондовой бирже Торонто.
• В апреле 1998 компания признана лидером на рынке графических решений по данным International Data Corporation (IDC).
• В ноябре 1998 президент компании К. И. Хо стам предпренимателем года Канады и в декабре вошел в чило 25 крупнейших предпринимателей мира по версии Business Week Magazine.
• В июле 1999 годовой доход компании составил один миллиард долларов США.
• 2000 - компания выпускает графический процессор Radeon.
• В январе компания выходит на рынок беспроводных технологий, выпустив IMAGEON.
• В декабре 2003 компания добавлена в индекс NASDAQ
• 2006 - корпорация AMD покупает ATI.
Основана 1985

Расположение Маркхэм, Онтарио, Канада

Ключевые фигуры Дэвид Ортон, CEO

Отрасль Полупроводники

Продукция Графические карты
GPU
Материнские платы

Оборот $2.222 млрд. USD (2005)

Чистая прибыль $16.93 млн. USD (2005)

Число сотрудников: 3,469 (2005)

Веб-сайт http://www.ati.com/


Предисловие.
В 2000-м году ATI отказалась от торговой марки Rage, и вот уже прошло 6 лет с момента появления чипа R100, первого из семейства Radeon. Сегодня насчитывается уже около 20 чипов серии Radeon. В них входят как медленные и устаревшие low-end чипы, так и самые быстрые hi-end графические ускорители. В этом обзоре мы рассмотрим все их архитектурные особенности.




Сравнительная характеристика чипов ATI







1 - используются low-k диэлектрики
2 - эмуляция
3 - доступность режима зависит от объема видеопамяти и выбранного разрешения экрана











R100

Чип R100.

Этот чип представляет собой 256-и разрядное ядро. Основные особенности чипа: архитектура рендеринга Pixel Tapestry, позволяющий использовать три блока текстурирования на каждом конвейере рендеринга пикселей, Vertex Skinning, Keyframe Interpolation, геометрический движок Charisma Engine, аппаратный блок TCL, поддержка сглаживания всей сцены, 8-и битный буфер шаблонов, Z-буфер: 16/24/32 бит, HyperZ.

Архитектура R100.

Чип поддерживает API DirectX 7, и является конкурентом NVIDIA NV15 GTS (GeForce2 GTS). В данный момент покупка видеокарты на этом чипе является неактуальной так как он безнадёжно устарел.

RV100

Представляет собой урезанную версию R100. У него всего 1 конвейер рендеринга и вырезан аппаратный блок TCL. Единственное улучшение - второй RAMDAC, который позволяет выводить изображение сразу на 2 монитора.
Конкурирует с чипом NVIDIA NV11 (GeForce2 MX200).

RV200

Чип RV200.

Данный чип не является чем-то новым. По сравнению с R100 уменьшена площадь кристалла, что позволяет чипу работать на более высоких частотах. От RV100 унаследован 2-ой RAMDAC (HydraVision). Поддержки DirectX 8 в чипе нет, также как и новых технологий.

Архитектура RV200.

Чип конкурирует с NVIDIA NV15 (GeForce2 Ultra).


R200

Чип R200.

По сравнению с предшественниками этот чип представляет собой нечто новое. Чип полностью поддерживает API DirectX 8.1. Был добавлен ряд новых технологий:

• SMARTSHADER - технология, благодаря которой чип поддерживает пиксельные и вершинные шейдеры
• TRUFORM - поверхности высшего порядка, n-патчи
• SMOOTHVISION - антиальясинг по методу суперсэмплинга. В отличии от предшественников в R200 это сглаживание является полностью программируемым
• HyperZ II - улучшенный алгоритм Z-компрессии
• Pixel Tapestry II - 4 конвейера рендеринга, 2 блока текстурирования на каждом конвейере.

Архитектура R200.

Конкурирует с чипом NVIDIA NV20 (GeForce3).


RV250

Чип RV250.

Слегка урезанная версия R200: на каждый из 4-х конвейеров рендеринга приходится 1 блок текстурирования. Улучшения:

• добавлена технология FULLSTREAM - устранение дефектов, возникающих при воспроизведении потокового видео.
• Второй RAMDAC встроен в чип.
Конкурирует с NV20 (GeForce3 Ti200), NV17 (GeForce4 MX 440/460).


RV280

Чип RV280.

По сути является точной копией RV250, только добавлена поддержка AGP 8x.
Конкурирует с NV18 (GeForce4 MX 440 AGP 8x).


R300

Чип R300.

Благодаря именно этому чипу ATI стала известна, как "Производитель самых быстрых видеокарт в мире" . По сравнению с предшественником (R200) улучшено всё, появились:

• SMARTSHADER 2.0 - поддержка шейдеров версии 2.0
• SMOOTHVISION 2.0 - улучшенный алгоритм антиальясинга (теперь поддерживается ресурсосберегающий мультисэмплинг)
• TRUFORM 2.0 - больше возможностей по тесселяции треугольников (адаптивная тесселяция, непрерывная тесселяция)
• HyperZ III - при включении FSAA 6x информация Z-буфера сжимается до 24:1.

Так же добавлены технологии, оперирующие с потоковым видео: VIDEOSHADER и FULLSTREAM. Число конвейеров рендеринга увеличено до 8-и. Интерфейс AGP - 8x. Чип полностью поддерживает DirectX 9.0
Видеокарты на этом чипе конкурируют со всей линейкой NVIDIA GeForce FX (NV30, 31).


R350

Чип R350.

Чип является слегка оптимизированной и разогнанной версией R300, добавлены:

• SMARTSHADER 2.1 - шейдеры версии 2.0+
• SMOOTHVISION 2.1 - более оптимизированный алгоритм антиальясинга.

Особых архитектурных изменений нет. Чип поддерживает DirectX 9+.
Конкуренты: NV35 (GeForce FX5900/FX5900Ultra)

RV350

Чип RV350.

Чип представляет собой урезанную версию R350 (вместо 8-и конвейеров редеринга осталось всего 4). Этот чип - 1-ый чип от ATI выполненный по 0.13 мкм технологии, благодаря этому энергопотребление и тепловыделение понизилось по сравнению с R300 и R350.

Конкуренты: NV31 (GeForce FX5600) и NV34 (GeForce FX5200), а также NV28 (GeForce Ti4800SE, Ti4800).

R360

Чип R360.

Данный чип не имеет никаких принципиальных отличий от R350, кроме встроенного термодатчика и функции Overdrive, которая в свою очередь при относительно невысокой температуре чипа увеличивает его рабочую частоту на 5% . Минимальная частота работы чипа - 412МГц, подробнее - в таблице.

Конкуренты: NV38 (GeForce FX5950)

RV360

Тот же самый RV350, но работающий на более высоких частотах. Так же, как и R360, этот чип имеет встроенный термодатчик и поддерживает функцию Overdrive.

Конкуренты: NV36 (GeForce FX5700 Ultra)


Семейство RV3x0

Семейство видеокарт Radeon X300 / X550 / X600 основано на двух графических процессорах: RV370 и RV380. Оба чипа основаны на общей архитектуре R3xx, поэтому все различия определяются только технологическим процессом и частотным потенциалом. Видеокарты Radeon X300 и X550 базируются на чипе RV370, в то время как X600 использует в своей основе RV380.

Чип RV380 выполнен по техпроцессу 130 нм с использованием low-k диэлектриков и является первым в мире чипом с нативной поддержкой шины PCI-E x16. Изначально позиционировался как представитель класса mainstream.

Процессор RV370 построен по достаточно новому техпроцессу 110 нм без использования low-k диэлектриков, поэтому его частотный потенциал весьма скромен. Его ценовая ниша изначально представлялась как low-end.
Оба графических процессора являются PCI-E x16 аналогами чипов RV350 / RV360 (на которых базируется вся линейка Radeon 9600), то есть имеют по 4 пиксельных и 2 вершинных конвейера, полностью соответствующих требованиям SM 2.0 (DirectX 9.0).

Максимальная ширина шины памяти составляет 128 бит, притом встречается немало урезанных, 64-битных версий (SE). Видеокарты имеют 128 MB или 256 MB памяти.

Фактически, это офисные карты, которые малопригодны для работы с современной 3D-графикой, и на данный момент все видеокарты этого семейства относят к low-end решениям.

• X600
o X600 XT
o X600 Pro
• X550
o X550
o X550 HyperMemory
• X300
o X300
o X300 SE
o X300 HyperMemory

Семейство R(V)4xx

Архитектура R4xx имеет аппаратные пиксельные шейдеры версии 2.0b и вершинные шейдеры версии 2.0 (DirectX 9.0b). Поддерживаются технология сжатия текстур 3Dc и HDR-блендинг в целочисленном формате Integer 10.
Графический процессор RV410 относится к классу mainstream, имеет 8 пиксельных и 6 вершинных конвейеров. Для производства RV410 используется относительно дешевый, 110 нм техпроцесс без low-k диэлектриков, поэтому частотный потенциал чипа достаточно скромен. Максимальная ширина шины памяти составляет 128 бит, встречаются и 64-битные версии. Видеокарты имеют от 128 MB до 512 MB видеопамяти. Видеокарты серии X700 не набрали большой популярности из-за жёсткой конкуренции со стороны GeForce серии 6600.
Серия видеокарт X800 / X850 основана на нескольких чипах: R420 и R481 — AGP-версии; R423, R430, R480 — PCI-E x16. Все графические процессоры R4xx объединяет единая архитектура, различия — в техпроцессах и интерфейсной шине.

Чипы R420 и R423 основаны на несколько устаревшем, но хорошо отлаженном техпроцессе 130 нм без low-k диэлектриков. Процессор R430 разработан на более свежем 110 нм техпроцессе без применения low-k диэлектриков, но частотный потенциал этого чипа значительно ниже, чем у 0,13-микронных собратьев. Чипы R480 и R481 используют техпроцесс 130 нм уже с применением low-k диэлектриков, их частотный потенциал в среднем выше, чем у R420 и R423.

Процессоры семейства R4xx имеют по 16 пиксельных и по 6 вершинных конвейеров. Но не все видеокарты имеют полное число пиксельных конвейеров, существует ряд вариантов, где активны 8 или 12. Видеокарты имеют от 128 MB до 512 MB видеопамяти. Ширина шины памяти у X800/X850 — 256 бит.

Также видеокарты X800 и X850 поддерживают технологию CrossFire. Для этого применяются мастер-карты (ведущие), оснащенные чипом Composting Engine, который отвечает за распределение нагрузки между двумя видеокартами.
В линейке X800 / X850 представлены видеокарты, начиная с класса mainstream и заканчивая современными high-end решениями. Производство R4xx было свернуто в конце 2005 года в пользу новых продуктов, но большие запасы чипов (особенно R430) значительно продлили пребывание этих видеокарт на рынке.

• X850
o X850 CrossFire
o X850 XT
o X850 Pro
• X800
o X800 CrossFire
o X800 XT
o X800 Pro
o X800 XL
o X800 GTO
o X800 GT
o X800
o X800 SE
• X700
o X700 XT
o X700 Pro
o X700
o X700 SE
o X700 SE HyperMemory
o X700 HyperMemory

Семейство R(V)5xx

Все видеокарты семейства имеют общую архитектуру R5xx, поэтому полностью поддерживаются SM 3.0 (DirectX 9.0c), HDR-блендинг в форматах Floating Point 16, Integer 16 и технологии сжатия текстур 3Dc+. Для FP16 доступен режим сглаживания MSAA.

Видеокарты серии X1300 основаны на графическом процессоре RV515, произведённом по новейшему 90 нм техпроцессу, имеют 4 пиксельных и 3 вершинных конвейера. Несмотря на тот факт, что все эти карты относятся к нижнему ценовому диапазону (low-end), они обладают вполне приличной производительностью.

Серия X1600 основана на чипе RV530, который также произведён по 90 нм техпроцессу. Конвейерная формула имеет вид 4x3, что означает наличие в чипе 4 текстурных и 12 пиксельных блоков, вершинных процессоров — 5. Видеокарты X1600 относятся к mainstream решениям.

Видеокарты серии X1800 основаны на чипе R520, произведённом по 90 нм техпроцессу. Этот процессор имеет 16 пиксельных и 8 вершинных конвейеров и относится к high-end решениям. Тем не менее, он был снят с производства в начале 2006 года в пользу более совершенного R580.

Графический процессор R580 является основой для серии X1900. Разрабатывался параллельно с R520, но в отличие от последнего имеет более совершенную конвейерную формулу 16x3: 16 текстурных блоков, 16 блоков растеризации и 48 блоков пиксельных шейдеров.

Платы имеют от 128 MB до 512 MB памяти, однако в перспективе чипы R520 и R580 могут поддерживать до 1024 MB памяти. Инновационная кольцевая архитектура Ring Bus, применённая для организации шины памяти в чипах R520, R580 и RV530, привела к уменьшению задержек и увеличению стабильности работы, что делает возможным использование в недалёком будущем высокочастотной памяти типа GDDR4.

Версий старших видеокарт с AGP-интерфейсом не существует. Более дешевые X1300 и X1600 выпускаются в AGP-исполнении и оснащаются чипом Rialto для поддержки этого стандарта.

Также все видеокарты семейства поддерживают технологию CrossFire. Для X1800 и X1900 применяются мастер-карты (ведущие), оснащенные чипом Composting Engine, который отвечает за распределение нагрузки между двумя видеокартами. Процессоры X1300 и X1600 обходятся без чипа Composting Engine — в роли ведущей может выступать обычная видеокарта, обмен данными происходит через шину PCI-E x16.

• X1900
o X1900 CrossFire
o X1900 XTX
o X1900 XT
o X1900 GT
• X1800
o X1800 CrossFire
o X1800 XT
o X1800 XL
o X1800 GTO
• X1600
o X1600 XT
o X1600 Pro
• X1300
o X1300 Pro
o X1300
o X1300 HyperMemory
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают