Radeon HD 2600XT AGP - модернизация старой платформы с замахом на FullHD

28 декабря 2007, пятница 13:51
для раздела Блоги
Обзор, а скорее рассказ, получился после долгих раздумий, стоит ли модернизировать AGP платформу. Не так давно я стал счастливым обладателем 27" монитора, и проблема нехватки производительности встала особенно остро. Современные игры (Half Life 2 Episode 2, Company Of Heroes, Bioshock, Crysis) в родном разрешении монитора работают только в минимальных настройках, либо не работают вообще. Смотреть фильмы в формате FullHD, также невозможно.

Тестовый стенд:

Платформа:
•CPU: Intel Pentium 4 (Northwood) 2,8@3,5GHz + Thermaltake Big Typhoon
•MB: Asus P4P800SE
•Memory: DDR-400 2x512MB Kingston + 2x512MB Partiot (400 MHz, 3-4-4-8@2,5-3-3-6)
•HDD: 2x WD Raptor WD740ADFD RAID0
•Case: Asus 6ar2 + HIPER HPU-4K580-MU
•Monitor: Dell 2707WFP (1920х1200)
•OS: Windows XP SP2

Настройки BIOS:
•Делитель памяти 5/4 (200/320@250/400)
•Memory acceleration: auto, Performance mode: turbo
•Частота шины AGP/PCI: 66/33@72/36

Чтобы примерно представить, на что способен этот компьютер, скажу, что скорость архивации WinRAR 3.71 в многопоточном режиме по встроенному бенчмарку составляет 510 кБ/сек, а тест SuperPi 1M проходит за 44,573 секунды.

Последней точкой в решении о покупке для меня стала статья на Tom's Hardware Avivo HD против Purevideo HD, где подробно рассказано о декодировании видео средствами видеокарт. Соответственно, я рассчитываю, что все фильмы пойдут гладко, а производительность в играх будет в 2 раза выше, чем с 6600GT.

Итак, встречайте новичка: SAPPHIRE Radeon HD2600XT AGP, 256MB (11118-00-10)

(2360*1541, 409.56 КБ)

(2434*1540, 470.71 КБ)

В комплекте OEM поставки были диск с драйверами, переходник питания Molex->6pin, переходник DVI->VGA и коробкочка TV-Out -> композитный выход + s-video. Никаких инопланетных HDMI и игрушек.

Противостоять ему будет проверенный временем боец: Gigabyte Geforce 6600GT AGP, 128 MB (GV-N66T128VP)

(2398*1498, 353.19 КБ)

Первое впечатление:

C кулером придется что-то делать... При максимальных оборотах (тысяч 5 наверно) шум перемалываемого воздуха с лихвой заглушил все остальные звуки из корпуса. По громкости и тональности он очень похож на шипение CD привода при чтении болванки на высокой скорости.

Ладно, едем дальше. Я заранее скачал с сайта AMD последнюю версию драйвера - Catalyst 7.11, однако попытка установить провалилась:



Пришлось поставить драйвер с прилагаемого диска - версии 7.8. Я сразу же прогнал 3DMark 2005... и получил 4200 баллов. Так скажем, я ожидал большего. Мой старый Geforce 6600GT набирал 3800.

До сегодняшнего дня я не имел дело с продукцией ATI, но слышал, что драйвера для них не отличаются оптимизированностью. На различных форумах ничего конкретного не советовали: я обновил DirectX, поставил патчи для Windows, отключил антивирус... Вторая попытка установки выдала другую ошибку: "Не хватает прав доступа". Еще раз прочитав форумы я понял, что драйвера нужно качать с сайта Sapphire - это оказался пакет весом более 200МБ. Он установился успешно и, вроде бы, всё заработало.



Детальное знакомство

Предлагаю вашему вниманию информацию из GPU-Z 0.1.0:



Riva tuner 2.06 сказал, что версия драйвера соответствует Catalyst 7.10, но не более - настройки частот отсутствуют. Зато AtiTool 0.27 показала себя весьма достойно: всё определилось, настройки и индикаторы работают. С утилитой я провозился довольно долго, но войну с кулером до конца не выиграл. Проблема в том, что частоты в 2D режиме не снижаются, а под нагрузкой кулер вынужден работать на 100%. Не знаю как вы, но я предпочту сидеть в наушниках, чем слушать такой вой, а вообще нужно менять кулер.

Разгон

Catalyst Control Center почему-то не смог выставить частоты, отличные от номинальных, поэтому разгон решено было проводить при помощи вышеупомянутой AtiTool. Порадовал автоматический поиск стабильной частоты, но не порадовала его реализация - переразгон вовремя не определялся, и система висла. Функция перезапуска драйвера результата в 80% случаев не давала - приходилось жать ресет.
Благодаря моим стараниям, у Atitool родились 2 профиля: Overclock и Downclock – первый включается в 3D режиме, а второй при простое. Минимальные работоспособные частоты при грубой прикидке составили 200/250 МГц - кулер наконец-то смог заработать тихо.

Максимальные же частоты меня слегка удивили:



Разгон по ядру составил менее 5%, но я не припомню, чтобы память легко гналась почти в полтора раза! AtiTool не врала - GPUZ и ССС подтвердили, что память работает на частоте выше Гигагерца, а эффективная частота составляет 2052МГц. При таких частотах даже без 3D нагрузки вентилятор начинает работать на максимальных оборотах.

Я не удержался и свинтил кулер:







Модель памяти: HYB18H512321BF-14
512Mb, 16Mx32, 700MHz, 1.8V

Ничего особенного. Энтузиасты могут почитать тут:
http://www.qimonda.com/promopages/index.html?wsref=Graphics%20DRAM%2FGDDR3%3A1

Синтетические тесты - с разгоном и без

Времени у меня сейчас мало (даже что есть писал месяц), поэтому набор приложений не богат. Тесты с разгоном и без были проведены только для трех версий 3DMark. О сглаживаниях в этом классе видеокарт можно забыть, поэтому имеет смысл сделать только 2 варианта настроек: по умолчанию и в моем родном разрешении FullHD.



2003й марк меньше нагружает видеокарту, и результат в большей степени зависит от процессора, поэтому разрыв между соперниками получился всего раза в полтора.



В 2005м 6600GT отстает уже в два раза при низком разрешении и более чем в 3 раза при высоком.



На 6600GT 2006й марк при разрешении FullHD не смог работать вообще. Сказывается объем памяти всего 128 МБ. А когда-то были обзоры, что ни одно приложение не может использовать более 64 МБ...

Любопытно, что в 2005м и 2006м марках 2600XT при разрешении FullHD работает гораздо быстрее, чем 6600GT при 1024х768. Однако, не всё так гладко: у 2600XT бывает так, что картинка на долю секунды замирает, а оставшаяся часть пробегает с высокой скоростью. Особенно это заметно в тесте Canyon Flight: по индикатору 40 FPS, а по ощущениям максимум 10. Сначала я думал, что виноват AGP интерфейс, но прогнав 3DMark 2005 с разными частотами AGP/PCI понял, что дело не в этом. 66/33 МГц, 72/36, 80/40 - разница 1-2% в пределах погрешности.... Что ж, Гугл: "Canyon Flight лаги" - первая ссылка - обсуждение на нашем форуме Фризы (лаги, тормоза) на видеокартах ATI Radeon. Насколько я понимаю, решения этой проблемы пока нет.

Игровые тесты - только с разгоном

Bioshock

Зона тестирования: уровень Welcome to Rapture. Была выполнена неспешная пробежка от места встречи с маленькой девочкой до закрывающихся ворот. Тест производился вручную, поэтому количество FPS стоит оценивать лишь приблизительно. Загрузка системы в этой зоне достаточно высокая - забегая вперед скажу, что я дошел до этой зоны играя на 6600GT с минимальными настройками, но родным FullHD разрешением и при этом не разбил монитор клавиатурой и не выбросил системный блок в окно.



Настройки:



Дабы не насиловать железо, было выполнено 3 прогона:
•Средние настройки при разрешении 1024х768
•Минимальные настройки при разрешении 1920х1200
•Средние настройки при разрешении 1920х1200

Измерение числа FPS производилось с помощью FRAPS.



Как видно из графиков, Биошок на 6600GT для нормальных людей не играбелен, а на 2600XT можно более-менее комфортно бегать на FullHD при средних настройках - зная ресурсоемкость Биошока, платформе в целом и 2600XT в частности можно дать орден!

Company of heroes: Opposing fronts

Зона тестирования: встроенный тест производительности.

Настройки:



Было выполнено 4 прогона:
•Средние настройки при разрешении 1024х768
•Максимальные настройки при разрешении 1024х768
•Средние настройки при разрешении 1920х1200
•Максимальные настройки при разрешении 1920х1200

Измерение числа FPS производилось встроенными в игру средствами.



Сразу скажу, что минимальный FPS был в момент падения самолета - это большое число физических эффектов, которые рассчитываются процессором... зрелищной физике процессоров для AGP платформы явно не достаточно. Как я и говорил в самом начале, на 6600GT в COH можно играть только с близкими к минимальным настройками. Зато 2600XT показывает себя очень неплохо вплоть до максимальных настроек на FullHD! (правда, если вы отключите физику)

Half life 2: Episode 2

Зона тестирования: Последняя битва со страйдерами - один из самых динамичных и насыщенных эпизодов игры. Признаю себя ламером, но с консолью я не справился, а разбираться не было времени, поэтому тест был опять вручную. Я просто встал на точку со скриншота и ждал, пока меня не убьют. Не богатое разнообразие обстановки, зато достаточно высокая нагрузка и при этом минимальные отклонения FPS, вцелом отражающие играбельность.



Настройки:



Тестов было 3:
•Максимальное качество при разрешении 1024х768
•Среднее качество при разрешении 1920х1200
•Максимальное качество при разрешении 1920х1200

Измерение числа FPS производилось с помощью FRAPS.



Всегда поражался движку HL в хорошем смысле - минимальные требования при замечательной графике. На 6600GT вполне можно играть, но только на невысоких разрешениях. 2600XT показывает себя отлично в любых обстоятельствах. Падение FPS наблюдалось в моменты, когда страйдер попадал из пулемета в дом - т.е. опять физика.

Crysis

Зона тестирования: Встроенные тесты производительности - CPU и GPU. В тесте CPU выполняется разнос деревеньки из гранатомета, а в GPU - пролет над побережьем и лесами. Тесты прогоняются 4 раза. При этом, результаты первого прогона занижены на 1-2 кадра в секунду, а три других повторяют друг друга с точностью до десятых долей FPS - они и отображены в графиках.

Настройки:

На четырехлетней платформе и видеокарте, которую сложно назвать даже мидлом, поиграть в Кризис с качественной графикой не реально, поэтому настройки - только низкие и средние.

Тестов было снова 3:
•Все настройки средние при разрешении 1024х768
•Все настройки минимальные при разрешении 1920х1200
•Все настройки средние при разрешении 1920х1200

Измерение числа FPS производилось встроенными средствами.





Напомню, что при минимальных настройках никаких разрушений нет - все объекты титановые. Именно поэтому FPS при разрешении 1024х768 и со средними настройках ниже, чем при FullHD с минимальными.
Если вы владелец 6600GT, то красоты Crysis вы сможете увидеть только на демо роликах, снятых вашими более продвинутыми коллегами. Если поставить минимальные настройки и низкое разрешение, вам может быть и удасться получить не слайдшоу, но удовольствия от игры не будет точно.
2600XT условно может работать на FullHD при средних настройках, но всё же некоторые параметры стоит опустить до уровня low. Не совсем понятно, почему минимальный FPS при разрешении 1024х768 ниже, чем при 1920х1200, но это не так уж важно. В этой игре уже действительно чувствуется, что из компа конфетку не сделать, поэтому, хоть я и прошел одиночную игру на своем железе и теперь рублюсь в сетевую, вам такого мазохизма не советую.

Просмотр HDTV

AVIVO, UVD - красивые слова. Посмотрим, что они значат для обычного человека.
В качестве тестового образца был выбран 20-гигабайтный фильм, закодированный H264 в контейнере ts. На 6600GT смотреть его было невозможно: в лучшем случае я получал 10 FPS, а в худшем - зависание плеера.
Воткнув 2600XT, я скрестил пальцы, запустил фильм и ... получил те же тормоза. До сегодняшнего дня я использовал Klite mega codec pack, которого хватало для всего...
Дальнейшие разборки заняли несколько дней - Media player classic, Windows media player, Nero digital, разные патчи, плагины и версии, разные кодеки, разные настройки, модификации реестра и молитвы Ктулху - бесполезно. Когда моё терпение кончилось, я банально написал в техподдержку Sapphire с вопросом, что же нужно сделать, чтобы воспользоваться аппаратным декодером, и через пару дней получил ответ:

"Вы должны использовать плееры/декодеры, поддерживающие эту возможность. Например, CyberLink PowerDVD 7.3/7.4. По всем вопросам их работы вы должны обращаться в их тех. поддержку."

CyberLink PowerDVD оказался решением всех проблем (хотя и в настройках Nero Digital есть галка "Использовать аппаратное ускорение" - оно не работало!)



Разница у карт в одном: при проигрывании тестового фильма на 6600GT галка автоматически снимается, а на 2600XT нет.



Итак, перейдем к сути вопроса. Сначала я запустил фильм без аппаратного ускорения, а для мониторинга воспользовался Process Explorer'ом, который показывает загрузку процессора конкретным приложением.



Ничего удивительного - загрузка процессора очень высокая, но не дотягивает до 100% из-за включенного гипертрединга и фоновых процессов. Судя по диспетчеру задач Windows, общая загрузка 99-100%.

Затем, я включил заветную опцию и не поверил своим глазам!



Фильм идет абсолютно гладко, а процессор бездействует! Пока я копался в опциях, нагрузка и то была выше! По диспетчеру задач Windows, общая загрузка не подымалась выше 10% - для моей системы обычное состояние при простое.
На нашем же сайте была новость, как Sempron 3400+ при работе UVD был загружен "всего" на 50%, и у ребят с THG на Core Duo E4300 нагрузка не падала ниже 25%. А у меня на старом Нортвуде не выше 5%!
Такого не может быть, поэтому вместе с просмотром видео я решил попробовать прогнать параллельные задачи: бенчмарк WinRar в многопоточном режиме и SuperPi.

Как я уже говорил, на моей системе WinRar разгоняется до 510 кБ/сек.
Без аппаратного ускорения WinRar просел до 370 кБ/cек, видео задрожало, поплыло и зависло.
С ускорением WinRar работал на 430 кБ/сек, видео продолжало играть идеально.

SuperPi 1M, если ему никто не мешает, пробегает за 44,5 секунды.
Без аппаратного ускорения он закончил за 75 секунд, видео превратилось в слайдшоу.
С ускорением тест прошел за 47,8 секунды, на видео это никак не повлияло. Вышесказанное дает ясно понять, что аппаратный декодер выше всяких похвал!!!

Но есть и не очень хорошие новости. Другой фильм, закодированный с помощью VC1 в контейнере MKV, мне ускорить так и не удалось - PowerDVD не может открыть MKV, а другие проигрыватели не смогли воспользоваться UVD.
К тому же, если вы внимательно смотрели скриншоты, то заметили, что декодер я тестировал на частотах по умолчанию (800/700). Дело в том, что если работает профиль Downclock (200/250), видеокарта видео не ускоряет вообще. Порог срабатывания - 500/400 (грубо), но с такими частотами сохранить умеренную температуру при минимальных оборотах вентилятора проблематично.
Всё, заказываю новую систему охлаждения.

Замена кулера

Это отдельная история.
Для тех, кто хочет узнать всё быстро, скажу, что я поставил Be Quiet Polar Freezer.



Установка оказалась проблематичной, а температуры вполне ожидаемыми. В пассивном режиме температура установилась на отметке 75 градусов, а с разогнанной видеокартой он не справился - при загрузке температура вырастает еще больше, и система зависает. Зато, после установки тихоходного вентилятора 120мм, я получил очень тихую систему и выиграл 10 градусов. Предел разгона остался прежним.

Выводы

Плюсы
•Производительность, реально дающая AGP платформе второе дыхание.
•Дополнительное ускорение при разгоне, значит еще есть, куда расти.
•Изумительный аппаратный видео декодер.

Минусы
•Аппаратным видео декодером не просто воспользоваться, и подходит он не для всех форматов.
•Шумная штатная система охлаждения.
•Нетривиальная установка в плане ПО.
•Есть шанс столкнуться с фризами.

Впечатление в целом у меня положительное, но стоит помнить: это видеокарта за 150$ для устаревшей AGP платформы, а аналог для PCI-E стоит вообще <100$. Не думайте, что с такой железкой вы окажитесь хитрее всех владельцев Geforce 8800, которые зря потратили свои деньги. Во-первых, я ориентировался на уровень 20 FPS, который многие сочтут не играбельным, а во-вторых настройки в большинстве случаев всё равно далеки от максимальных. По сути, решаемая задача - отсрочить агонию старого компа на полгода, максимум год (чтобы дожить до Penryn'а, DDR3 и Geforce9). Эта задача успешно выполнена.



На правах ИМХО хочется добавить наблюдение: Видеокарту невозможно купить "на вырост". Суть в том, что с выходом нового поколения видеокарт и соответствующих игр, старые линейки перестают быть актуальными, и не важно, что у вас было, топ или мидл. Не знаю, использует ли новый софт особенности нового железа, или разработчики перестают делать оптимизации под устаревшее оборудование, но факт есть факт: производительность старого железа в новых приложениях обваливается - если в старых программах различия между разными поколениями видеокарт могут быть "всего-навсего" в 2-3 раза, то в новых на порядок. Именно поэтому хочется напомнить: если вы покупаете видеокарту, то рассчитывайте, что будете ее гонять 2, максимум 3 года - после этого она уже хлам. В этом смысле топ отличается от мидла только тем, что на нем вы здесь и сейчас получите более высокий FPS, сможете насладиться сглаженной картинкой и более высоким разрешением. Поэтому не стоит надеяться, что средненькая карта устареет быстро, а топовая - всерьез и надолго.

Обсуждение тут.

Спасибо за внимание! В новом году желаю всем большого разгона и маленьких пингов!
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают