Сравнение драйверов ForceWare 182, 186 и 190 серий на базе системы 9600 GT SLI
Изначально планировался небольшой тест-сравнение только драйверов версий 186.18 и свежевышедшего 190.38 на примере всего двух игр - Fallout 3 и Crysis. И все из-за того, что первая начала выдавать странные фризы и кратковременные зависания после обновления драйвера до последней WHQL версии. Причем, играя в Crysis заметить их было сложнее. Но после Fallout, где они просто назойливым образом раздражали, с прицелом на выявление оных был запущен и Crysis, и оказалось, что он тоже подвержен данному недугу. Решил откатиться на прошлую версию 186 и сравнить два драйвера по всем показателям, а не только по ощущениям от игры. И все это было задумано исключительно ради внутреннего пользования, пометить нужные циферки на бумажке и тупо сравнить. Принимая во внимание, что первый представитель 190 серии был уже заочно не в фаворе, я таки решил довести дело до конца. А после того как в голову стукнула мысль о том, чтобы поделиться сим небольшим наблюдением-исследованием на персональных страницах (вдруг кому интересно будет?), решил так же расширить и список учавствующих игровых и не очень приложений вместе с добавлением в соревнование драйвера версии 182.50. Отчасти потому, что читая заметки к релизу 186.18 обратил внимание на манну небесную сулимую разработчиками в виде увеличения производительности, измеряемую десятками % в 6 хитовых играх, по сравнению с серией 182. И даже присутствие подвоха в виде замечания "результаты будут меняться в зависимости от GPU, системной конфигурации и настроек игры" не убавило моего интереса, и я включил часть игр из этого списка дабы проверить, попадает ли моя конфигурация в сие обширное и неизмеримое "в зависимости", хотя бы отчасти.
Тестовый стенд
Процессор: Intel Core 2 Duo E4600 2,4 Ггц(@3,2 ГГц, 1066 МГц FSB, 1,425v)
Кулер: Zalman 7700 AlCu ~ 1500 rpm
Материнская плата: Asus P5N32E SLI Plus (650i SLI + 570 SLI)
Оперативная память: 3 GB DDR2 Kingston (800 MHz, 1.9v, 5-5-5-15-T1)
Видео: Leadtek 9600 GT SLI (650/1625/900)
Жесткий диск: SATA Seagate 250 GB (7200 rpm, 8 MB cache)
Корпус: Ascot 6XR8 Premium 600 Wt
Монитор: Acer AL1916W 1440x900
Операционная система: Windows Vista Home Premium SP2 x32
Установленные в системе драйверы:
драйвер чипсета nforce версии 15.25 для x32 систем (WHQL)
Logitech SetPoint версии 4.72
Драйвер встроенного звука SoundMax версии 61016110.
Методика тестирования и список участвующих приложений
Видеокарты разгону не подвергались и на протяжении всего тестирования работали в штатном режиме - частоты 650/1625/1800. Никаких изменений, если это не форсирование полноэкранного сглаживания, когда в отдельных случаях это указано, в настройках драйверов не производилось. Опции SLI и PhysX кроме случаев, когда не указано обратное, были по-умолчанию включены. На время тестирования все лишние программы, находящиеся в трее, принудительно выгружались из памяти. Никаких специальных твиков или настроек самой операционной системы не производилось.
Подробные настройки используемых в тестировании приложений, их ревизии и тестовые участки указаны непосредственно перед приведением диаграммы с результатами тестирования.
В играх, которые не имели встроенных бенчмарков или целесообразность использования которых ставилась под сомнение, использовался трехкратный проход по одному и тому же участку уровня/локации с работающей утилитой Fraps (длительность замера - 60 сек), по итоговым результатам всех 3 проходов высчитывался средний арифметический в каждой из категорий - минимальный (min), средний (avg) и максимальный (max).
Деинсталляция драйверов и дополнительных компонентов (3D Stereo Driver и PhysX Driver) сперва осуществлялась через панель управления, затем после загрузки операционной системы в безопасном режиме удалялись оставшиеся после деинсталляции драйвера файлы с помощью утилиты Driver Sweeper.
Приложения, принявшие участие в тестировании:
Call of Duty - World at War, Crysis, Crysis - Warhead, Warhammer 40k - Dawn of War 2, Fallout 3, F.E.A.R.2, Far Cry 2, GTA 4, Cryostasis TechDemo, Resident Evil 5 Benchmark, Stalker ClearSky Benchmark, Batman Arkham Asylum Demo, 3DMark Vantage.
Тесты проводились как с активацией полноэкранного сглаживания, так и без.
Результаты тестирования:
Для тестирования был выбран первый уровень игры - освобождение пленников из захваченной японцами деревни, сразу после вступительной заставки на движке игре.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off
Все остальные настройки качества графики в игровом меню выставлены на максимальные значения. Для тестов с включенным антиалиасингом через панель драйвера форсировалось (с замещением) сглаживание уровня 16XQ.

Убедительная победа представителя 182-ой серии. Хотя движок игры уже не самый новый и пережил огромное количество модификаций, оказывается простая смена драйвера может ощутимо повлиять на производительность, что и доказал новейший драйвер от nvidia, причем в худшую сторону. А в тяжелом режиме (в нем микрофризы на 190.38, к слову, проявлялись сильнее всего) с включенным сглаживанием показал еще и сильное проседание производительности по среднему и максимальному показателям. Чего нельзя сказать о 182.50, продемонстрировавшем отличную выносливость.
Представитель 186-ой серии оказался на 2-ом месте и вместе с ним общая картина напоминает этакую своеобразную лесенку деградации по производительности, начало которой берет 182.50, а самой нижней ступенькой является официально рекомендуемый 190.38. Но очевидно, что по хорошему счету и здравой логике, все должно быть наоборот.
Если же немного отвлечься и выйти за рамки SLI в этой игре, и обратить внимание на сравнение производительности между версиями 190.38 и 182.50 на одиночной карте, которое я провел в рамках отдельной заметки (см. ссылку в конце статьи), видно, что новый драйвер так же уступает более старому сопернику.
Подитоживая и возвращаясь к режиму рендеринга SLI, очевидно, по двум этим диаграммам, что многопроцессорная конфигурация на примере этой игры и без того слабо выступившему драйверу дается с трудом.
Для тестирования был выбран уровень Assault - атака на порт ночью, повсюду взрывы, падают самолеты.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off
Качество текстур - medium, остальные настройки - high.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек игры включалось сглаживание уровня 2x.

В очередной раз выделяется драйвер 182-ой серии, демонстрируя заметное превосходство в ненагруженном режиме рендеринга. В остальном же практически паритет между всеми версиями, если не считать едва заметных фризов и рывков изображения со стороны представителя 190-ой серии. Впрочем, забегая вперед и чтобы дальше на этом не зацикливаться, скажу, что эту неприятная особенность проявляется в практически всех играх из данного тестирования, за редким исключением.
Для тестирования был выбран первый уровень игры - проход через догорающие остатки поселения.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off
Качество текстур - mainstream, остальные настройки - gamer
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек игры включалось сглаживание уровня 2x.

Как и в оригинальной игре, здесь конфигурация SLI на драйвере 182.50 вновь занимает первое место, показывая лучшую производительность в легком режиме работы.
Кстати, обещанным приростом производительности в "22% в Crysis: Warhead с включенным сглаживанием" на драйвере 186-ой серии по сравнению к 182-му тут и не пахнет. Впрочем, куда я со своими 9600 GT...
Использовался внутриигровой бенчмарк.
Настройки:
Разрешение 1440х900, все остальные настройки в игровом меню выставлены на максимальные значения.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек игры включалась опция "Сглаживание".

В данной игре картина в целом складывается ровная. Выделить кого-либо из конкурсантов не получается.
Участок от туннеля, по которому наш протагонист прибывает в Питт, до моста, забитого сгоревшими и покореженными остовами машин. Для пущего эффекта и большей нагрузки на видеокарты, посредством огнестрельного оружия, активно использовались остатки горючего в баках для организации мини-ядерных грибков.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off, AF - 15, остальные настройки качества выставлены на максимальный уровень.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню настроек утилиты запуска игры включалось сглаживание уровня 4x.

Система на драйвере, представляющем 182-оу серию в очередной раз показывает более эффективную работу в ненагруженном режиме, впрочем как и с активацией полноэкранного сглаживания, оставляя позади прочих конкурентов.
Если бы не существенные (я бы сказал "дикие", если бы тому виной не были те самые микрофризы) проседания по минимальному фпс, 190.38 мог бы разделить второе место с представителем 186-ой серии. Последний, кстати, снова игнорирует мою системную конфигурацию и она не попадает под "прирост производительности до 11% в Fallout 3 с включенным сглаживанием" "в сравнении с выпуском 182".
Отвлечемся еще раз. Исходя из результатов тестов в этой игре на одиночной карте и сравнивая их с полученными на SLI конфигурации, получаем еще одно подтверждение, как и в случае с Call of Duty World At War, низкой (относительно 182.50) эффективности работы драйвера версии 190.38 с многопроцессорной конфигурацией в общем, и в тяжелых режимах с включенным сглаживанием в частности.
"Эпизод 4. Опустошение" - для теста использовался участок, где впервые происходит встреча и схватка игрока с врагом, обладающим теле-психо-кинетическими-язык-сломаешь способностями.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off, AF - 16, остальные настройки качества выставлены на максимальный уровень.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек игры включалось сглаживание уровня 4x.

Серьезное отставание драйвера 190-ой серии от самого старого участника тестирования по минимальному показателю производительности как с активацией сглаживания, так и без.
Использовался идущий вместе с игрой бенчмарк. Демо - Ranch Small, 3 прогона.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off, DX 10
Остальные настройки - Very High
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек бенчмарка включалось сглаживание уровня 2x.

И снова 190.38 демонстрирует свои худшие качества. Посмотрим теперь на результаты одиночной карты. В этом случае, новый драйвер не только не уступает представителю 182-ой серии, но даже в ряде показателей его превосходит. Да, общая картина складывается уже не такая однозначная, но по-прежнему это не идет в плюс данной версии в общем зачете.
Ну и снова (и в последний раз) возвращаясь к противостоянию 186.18 и 182.50 - первый назло обещаниям nVidia опять не выстрелил... а ведь целых "до 14%".
Встроенный бенчмарк решено было не использовать, так как он слабо отражает суровую действительность гейплейных реалий. Выбор пал на непродолжительную поездку по городу вместе с Fraps'ом, недалеко от стартового дома.
Тестов с включенным антиалиасингом не проводилось, так как игра не дает возможности включить полноэкранное сглаживание ни одним из известных способов.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off
Остальные настройки: текстуры - medium; разрешение отражений - high; качество воды - very high; качество теней - high; качество фильтрации - high; дистанция обзора - 30; глубина детализации - 30; транспортный поток - 30; интенсивность теней - 16;

Паритет полный и безапелляционный, а разница в 1-3 кадра в секунду по максимальному значению не бог весть что на фоне малоиграбельных средних и нижних значений.
Настройки:
Разрешение 1440х900, DX 10, Physiсs - Use Hardware.
Остальные настройки качества выставлены на максимальный уровень.

Представитель 186-ой серии с позором выбыл из данной части тестирования в связи с показанной неадекватно-низкой производительностью в пределах 2-6 fps. У меня банально не хватило терпения дожидаться окончания тестового прогона. В чем была причина, я так и не нашел.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Рендер - улучшенное полное освещение (DX 10), Установки - высокие.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек бенчмарка включалось сглаживание уровня 2x.

Вот 190-ый и выстрелил, ощутимо обогнал конкурентов на максимальных значениях и перешагнул психологически важную отметку в 30 кадров по средним. Первая ощутимая победа.
Использовался переменный тест.
Настройки:
Разрешение 1440х900, DX10, Vsync - off
Остальные настройки качества выставлены на максимальный уровень.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек бенчмарка включалось сглаживание уровня C16XQ.

Здесь хочу заметить, что изначально драйверы 182.50 и 186.18 не несли в себе поддержки SLI для данного бенчмарка, она появилась только с выходом версии 190.38 ( диаграмма со старыми результатами). Но благодаря отдельному патчу от EVGA , содержащему последние профили SLI для новейших игр и демок, появилась возможность провести тесты с задействованием второй видеокарты и на более старых версиях драйверов (за наводку на данный патч спасибо участнику конференции под ником Wonderboy).
В итоге все драйвера показали равную производительность.
Fraps'ом замерялся тренировочный бой в самом начале демки, как обычно 3 прохода.
Настройки:
Разрешение 1440х900, Vsync - off
Остальные настройки качества кроме опции PhysX, когда указано обратное, выставлены на максимальный уровень.
Для тестов с включенным антиалиасингом через меню графических настроек утилиты запуска демки включалось сглаживание уровня 16XQ.
Игра (пока на стадии демонстрационной версии) поддерживает технологию PhysX и в случае активации оной предъявляет серьезные аппетиты к видеоподсистеме, рекомендуя при активации режима качества расчета физических эффектов уровня High иметь в системном блоке как минимум GTX260 и непосредственно для расчетов физических эффектов 9800GTX. Я решил проверить насколько все это будет идти конкретно на моей системе и попробовал различные комбинации, задействующие как работу в режиме SLI с и без аппаратного ускорения, так и с выделением отдельной карты под расчеты физики.
Сперва я представлю результаты, полученные без включения PhysX.

Вторая из двух новейших игр, представленных в данном тестировании (первая RE5) - и 190.38 снова не ударяет в грязь лицом, но в то же время не демонстрирует какого-либо превосходства по отношению к соперникам. Посмотрим теперь как выступят конкурсанты после включения технологии PhysX.

Главный сюрприз здесь - это неожиданно хорошо выступивший 186.18, все время тестирования державшийся в тени. На его счету в данной дисциплине лучший по очкам (но не с позиции играбельности, впрочем) результат с конфигурацией SLI и активированным сглаживанием (вот они может проценты обещанные и вылезли таки?).
Что касается звания "самый играбельный режим" то тут безоговорочную победу следует присудить комбинации одна 9600 GT под графику + вторая под физику (SLI естественно требуется отключать), причем независимо от используемого драйвера - все выступили с равной эффективностью.
Что в общем-то странно, по идее, драйвер должен распределять нагрузку таким образом, чтобы и в SLI производительность при одновременном общете физики одной из видеокарт явно не падала, а наоборот, при прочих равных по отношению к комбинации "9600 GT+9600 GT PhysX" как минимум шла в ровень или же выигрывала.
Но и тут, казалось бы на хорошей ноте, нашлась своя ложка дегтя. Те кто играли в демку, наверняка помнят момент, когда Бэтмен пикирует с одной из гаргулий на супостата, удерживающего в заложниках охранника. Так вот, при активации PhysX в настройках игры, плитка в том месте красиво так бьется под весом приземляющегося героя и разлетается на куски. Короче, в том месте фпс всегда проседает как минимум на 10-15 кадров (независимо от настроек визуального качества) на моей машине. Подозреваю, что тут-то мне и пригодились бы 260GTX+9800GTX. Осталось только узнать сколько таких "плиточных" мест будет в игре, когда состоится релиз.
Напоследок чуть-чуть синтетики
Настройки:
Разрешение 1280х1024
Пресет - perfomance.

Скромная, но победа 190.38 по всем категориям.
Подводя итоги:
Что можно сказать про новый драйвер nVidia? В общем-то ничего хорошего. Из плюсов, которые ему можно записать: только Stalker ClearSky и скромное преимущество в синтетическом 3DMark Vantage. Из существенных минусов - низкая эффективность (по отношению к более старой ревизии 182.50) работы в режиме SLI как с включенным полноэкранным сглаживанием, так и без в 6 играх из данного тестирования. В оставшихся - в целом, паритет. Ну и плюс к этому не стоит еще забывать и про постоянные кратковременные зависания и рывки изображения в ряде приложений, которые даже на фоне удобоваримых показателях производительности сводят на нет все удовольствие от игры.
Победителя в данном соревновании я называть уже не буду и так все более чем наглядно, если смотрели диаграммы и читали комментарии к ним.
186.18 во всех играх держался крепким середнячком, выстрелив только раз, но с сомнительной для реального геймплея ценностью. Рекоммендовать его стоит только в случае, если вы по каким-либо причинам испытываете серьезные трудности со стабильностью или функциональностью более старого 182.50 в каких-либо приложениях, а в ревизии 186.18 эта роблема устраняется.
Разумеется, выводы о производительности считаются правдивыми лишь в расчете на 9-ую серию видеокарт nVidia и преимущественно в многопроцессорных конфигурациях, да и это я могу лишь предполагать, так как в моем распоряжении были только 9600 GT. Поэтому с этой точки зрения не судите строго.
Дополнительно:
Сравнение драйверов версий 182.50 и 190.38 на одиночной 9600 GT (дополнение к основной статье)
Обсуждение, вопросы, пожелания - https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?f=25&t=322112
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают