Microlab SOLO 6C vs Hi-Fi. Раунд второй
реклама
Все предыдущие результаты отменяются. Все мои колонки SOLO некондиционны и требуют ремонта, настройки и танцев с бубном и до этих пор снимаются с пробега. О месте и времени продолжения будет объявлено дополнительно.
Об этой некондиции и откуда она взялась и пойдет речь.
Тестовое прослушивание различных музыкальных материалов на SOLO 6C и сравнение со звучанием контрольной Hi-Fi связки NAD C355 + Focal Chorus 806V привело меня в некоторе замешательство, так как, несмотря на явное преимущество Hi-Fi, моя оценка качества звучания SOLO все время серьезно “прыгала”, вне зависимости от жанра и качества музыки. Подключение пассивной пары SOLO к усилителю NAD чрезмерную неравномерность оценки не снизило.
Прослушивание акустики до проведения технических измерений было проведено по нескольким причинам. Первая – акустика, усилители, источники и материал были в наличии, а инструментальной базы – никакой. Вторая – замеренные параметры могут косвенно влиять на позицию эксперта, так что всегда правильнее сначала оценить ушами. Поэтому измерение параметров акустики и электроники должно было пролить свет на странное (на слух) поведение SOLO 6C.
Для начала измерим параметры динамических головок (и у Focal тоже). Для низкочастотных динамиков (англ. woofer) необходимо получить зависимость импеданса от частоты в свободном поле и нагруженных закрытым ящиком известного объема, что даст возможность получить параметры Тилля-Смолла и возможность сравнить их с паспортными (только взять их негде, вернее, мне они не попались, за исключением информации с сайта Focal JMLab, о том, что у АС 806V наименьший импеданс будет 3.6 Ом на частоте 226 Гц). У высокочастотных динамиков (англ. twitter) достаточно замерить импеданс по диапазону (обычно он измеряется уже в прототипе или готовом корпусе).
Технические параметры вуферов и твиттеров нужны для правильной настройки разделительных фильтров, кроме того, параметры вуфера кладутся в основу разработки типа и размеров акустического оформления АС и расчета фазоинвертора, если принято решение его применять.
Ну и затем замеряются АЧХ по звуковому давлению головок, АС в целом и с портом ФИ, если он предусмотрен (портов ФИ может быть и несколько в одной АС).
Кроме того, на графиках импеданса и АЧХ можно увидеть массу интересных вещей, что нам вскоре и предстоит.
Начнем с импеданса. Методика чрезвычайна проста – последовательно с динамиком включается откалиброванный низкоомный резистор (широкораспространенный китайский тестер не пригоден для такой калибровки, кроме того, нужно замерять и переходное сопротивление контактов и подводящих проводников, с чем справится только миллиомметр). Далее с генератора (желательно, имеющем мощный выход или же через усилитель мощности) на динамик с резистором подается в нужном частотном диапазоне стабильный по величине синусоидальный сигнал и с необходимой частотой замеров и точностью измеряется напряжение на калибровочном резисторе и динамической головке, что и позволяет вычислить полный импеданс. Когда-то приходилось это делать вручную, что отнимало массу времени, к тому же шаг измерений по частоте было довольно проблематично сделать долями герца. После появления компьютеров и появления качественных ЦАПов на звуковых картах проблема измерения параметров головок технически представляет теперь очень простую и достаточно точную, даже в домашних условиях, процедуру. Создано довольно много программ, но, к сожалению, большинство из них не бесплатны. Я предпочитаю пользоваться лицензионным или официально бесплатным программным обеспечением, поэтому несколько сотен долларов на такую программу тратить не считаю для себя целесообразным (а есть программы, стоящие и тысячи, не говоря уже о стоимости профессиональных программно-аппаратных комплексов). Для моих скромных целей вполне подойдет уже много лет заброшенная (но с еще живым форумом), но вполне работоспособная и, что приятно, бесплатная программа от компании AUDA под названием “Speaker Workshop”, которую можно найти на сайте http://www.speakerworkshop.com/ .
Для работы нужно иметь несколько кабелей для подсоединения и измерения, но я предпочел сделать коммутатор, по схеме, как в тестовом проекте http://www.speakerworkshop.com/SW/Project/Main.htm . Фактически, это пошаговая инструкция для обучения основам работы с программой. Коммутатор, по большому счету, это зло, когда счет идет на миллиомы, это может привести к погрешностям и неконсистентности измерений, но его достоинства в виде отсутствия необходимости перетыкания кабелей позади моих нагромождений настолько очевидны, что я даже не раздумывал. К тому же, аптекарская точность мне нужна и, как показало развитие событий, я вполне укладываюсь в несколько процентов, в худшем варианте в десятке.
Но чтобы коммутация была действительно удобной, все эти резисторы и переключатели надо куда-то запихнуть. В хозяйстве по рукой ничего подходящего давно уже не осталось, в интернет магазинах коробки стоят немерянных денег (за кусок пластика или железяку), пришлось ехать на базар, тем более, нужна была еще разная мелочь. И попался мне там чудесный корпус (ну и содержимое, конечно) от японской Fujitsu – Bush IBX200, это был в свое время коммерчески провалившийся проект интернет-приставок (их сначала в Англии продавали за 150 фунтов, затем за 90, 20, а потом и бесплатно как довесок к чему-нибудь). За пять долларов я стал обладателем сего чудного девайса, практически готового UNIX-компьютера, даже возникло желание его подключить, но удержался. Корпус, да и все внутри, сделан очень аккуратно и качественно. Даже возникло желание разместить там усилитель SOLO, расчертил конструктив. Правда, надо было тогда ставить другой транс, тороид и с меньшей габаритной мощностью, что повлекло бы за собой уменьшение выходной мощности, распиливать радиатор и ставить его части поперек корпуса, как в “больших” усилителях. Еле удержался – три дня мучался выбором. Но так как усилитель все же не нужен, а коммутатор для измерений – необходим, то производственная необходимость взяла верх. До сих пор грызут сомнения, действительно качественный красивый японский корпус и идеально подходит под “безручковое” управление с пульта усилителем от SOLO 6С. В итоге, девайс приобрел вот такой вид:
Передняя панель изуродована переключателями
для накладки задней панели, за неимением другого листового материала, пришлось распилить старую клавиатуру
Сзади черные клеммы под зажим предназначены для будущих целей, там предусмотрен вывод напряжения с внутреннего блока питания (которого пока еще нет), может, разживусь как-нибудь капсюлем от Брюля&K, ему фантом на 200 вольт нужен, а места внутри девайса много.
На задней панели еще расположены две пары мощных зажимов с весьма приличной пружиной – одна для подключения выхода усилителя (NAD), другая – для испытуемого динамика, а также пара RCA для подключения к линейному входу аудиокарты (ESI Juli@). Испытания проходили на версии 1.06 программы Speaker Workshop в среде ОС MS Vista Home Basic 64.
Слегка калибруем систему. Это означает, что точно замерить сопротивление 10-омных (5%) калибровочных резисторов нечем. Вернее даже, просто лень, так как косвенным методом по току и напряжению вполне можно и китайским ампервольтметром измерить довольно точно, только вот я для интереса менял их между собой (у меня их пять) и существенной разницы не увидел. Так что на “морской выпуклый” глаз вполне подойдет, тем более, ящики и фильтры нам не делать, все уже сделано за нас. Для интереса прогнал встроенный тест идентичности аудиоканалов у Juli@, вполне ничего
тест калибровки каналов звуковой карты
В пределах звукового диапазона 20...20000 Гц разница в усилении каналов менее 0.047дб и фаз менее 0.5 градусов, а до наиболее важной частоты 5000 Гц не более одной десятой градуса. Для делителя 1:10 у меня нашлась пара резисторов, давно подобранных с точностью 0.1%.
Сразу отмечу, что программа имеет максимальную частоту дискретизации 48 КГц, что, теоретически, делает возможным представление аналогового сигнала до 24 Кгц, но у меня на такой частоте программа начинает выдавать совсем уж чудесную шерсть и пики на графиках, поэтому я ограничился частотой 44 кгц и все спады на графиках выше значения 20 кгц – это прекращение работы на этих частотах, а не реальные измерения. Импедансы вуферов замерялись еще с более низкой дискретизацией, поэтому там не обращаем внимание на то, что выше 5 кгц.
Так как измерения будут проводиться многократно, с тем, чтобы убедиться что чудеса (а они будут!) на самом месте имеют место быть и не связаны с тем, что никакое оборудование, неподготовленное помещение и прочие обстоятельства повлияли на результат, испытуемые образцы пронумерованы и запротоколированы, а в программе созданы ресурсы как динамические головки под кучу разных обстоятельств, благо что на любом графике доступен экспорт любых других и всегда можно посмотреть результат сравнения. На все время испытаний динамики SOLO получили следующие обозначения : 1А, 1Р, 2А, 2Р, где 1 и 2 – номера комплектов SOLO (купленные с интервалом в 3 месяца), А означает, что динамик из активной колонки, Р – из пассивной.
ВЧ головки получают дополнительный постфикс _HF. В измерениях с фазоинвертором используется постфикс FI.
Майкролабовские перцы пронумерованы и готовы к бою
Динамики от Focal именуются FL и FR для вуферов, FL_HF и FR_HF для твиттеров. Твиттеры у Chorus 806V из корпуса не вынимались.
Также сделаю оговорку, что все измерения импеданса делались в один день, на одинаковых настройках для всех головок и никакие изменения настроек нигде не проводились. Каждая головка тестировалась не менее пяти раз на однотипных измерениях. Так как больше всего вопросов могло возникнуть к измерению импеданса вуферов на открытом воздухе, так как делалось это внутри бытового помещения, то провел эксперимент, как влияет расположение динамика (горизонтально, вертикально, направлен в стену, потолок, вниз, на столе, на столе на полотенце, на ножке перевернутой табуретки, с наличием в пределах полуметра предметах и без оных и т.д.). Вывод смог сделать такой – это все наиболее сильно сказывается на амплитуду фазовых сдвигов в районе резонанса (до 20%), самого импеданса (до 10%), шерстистости графиков, но резонансная частота при этом не меняется. В итоге остановился на измерениях на краю стола на полотенце диффузором в потолок.
Вот что показали графики импедансов вуферов SOLO:
Импедансы вуферов SOLO
Повторюсь, что возможна небольшая погрешность в амплитуде импеданса и фазы, но это не изменяет разброс в резонансной частоте и выброс импеданса у 2Р! Разброс резонансных частот – более 20 Гц (если считать, что резонансная паспортная частота этого динамика 60 Гц, то разброс почти 40%). Резонансная частота 82 Гц порадовала (учтем то, что в корпусе она будет уже за 100 Гц). Вот где первая причина моих недоумений при прослушивании – пассивная пара 1Р и 2Р, на прослушивание и сравнение звучания которой потратил кучу времени, самая неудачная пара из четверки. Разница фаз достигает 60 градусов в районе от самого низа до 100Гц. Честно говоря, если бы рассматривать их графики отдельно, вряд бы можно было предположить, что это одна и та же головка. На частоте 60 Гц импеданс различается в 2.5 раза! Конечно, все это слегка снивелируется фильтром и корпусом, но все же отличия досточно велики. Начинаешь бояться за владельцев SOLO 7, там их аж четыре, наверняка ведь динамики попарно не подбираются, какая же низкая вероятность купить четыре динамика, не разваливающих звуковую картину. Что же они на самом деле слышат внизу? Или это просто только мне не повезло с вуферами? Значит, повезет с твиттерами!
Так как причина может быть только в жесткости подвеса (резиновый сверху и тканевый гофр у начала катушки, причем не на пользу SOLO в этом смысле идет и диаметр звуковой катушки около 4 см против 2.5 у Chorus), то интересно, что подвес пары 1А+1Р, купленной первой, специально долгое время (> 80 часов) прогревался 40-ваттным сигналом 10 Гц, а вторая пара тоже это испытала, но меньшее время. Но первая пара по данным измерений уступает второй. Некоторые рекомендуют делать прогрев на резонансной частоте, так как тогда звука почти не слышно и направлять излучение в противофазе друг на дружку. Но мне этот способ не подошел – как-то мне неприятно всю ночь слушать гармоники, хоть и меньше ватта, но все равно очень громко получается, а про противофазу с таким разбросом резонансов можно забыть. А сигнал 10 Гц, хоть и обеспечивает за единицу времени меньшее число циклов “туда-сюда”, почти не слышен на SOLO.
Поиграл с женой в наперстки. Она перетасовала на столе динамики, диффузором вверх, я после этого легким постукиванием по конусу диффузора определяю наиболее эластичный подвес. Три раза подряд я выиграл – 2А+2Р определяются безошибочно. Возможно, просто малое время прогрева и разные темпы растягивания подвеса, не хочется думать, что под гофром скрывается лишних триста граммов клея, загрубивших ход динамиков. Хотя вероятность этого на самом деле очень высока.
С тревогой в сердце отвинчиваю вуферы с Chorus. Предыдущая моя попытка пристыдить китайских ширпотребщиков качественным европейским корпусом от французской Focal позорно провалилась – “французский” корпус на поверку оказался китайским и с такой же антиевропейской сборкой. Но по звуку вроде ничего играют, да и на динамиках наклеен лейбл “Made in France”. Итак, вот они
Импедансы вуферов Chorus
Ну что, на четверочку с минусом, но и о таком совпадении параметров у пары среди вуферов Microlab остается только мечтать. Резонансные частоты 43 с копейками и 45, разница меньше 2 Гц, то есть менее 5%.
Теперь встает дилемма – с каких вуферов от Microlab снимать параметры? Ибо при таких разбросах импеданса и резонансных частот они будут абсолютно непохожи друг на друга и, наверняка, не соответствовать паспортным данным (вот бы их увидеть!). Для интереса, возьмем пару крайних по резнансным частотам, тем более это оказалась пара чисто пассивных колонок. Чтобы получить параметры, необходимо еще раз замерить импеданс, акустически нагрузив головку закрытым объемом известного значения. Объем у нас есть – сам корпус, заглушаем фазоинвертор и прикручиваем головку снаружи, диффузором внутрь. Объем и у SOLO, и у Chorus примерно 12 литров, конечно, для измерения лучше иметь поболее, ну да ладно, в оговариваемый стандартом коэффициент повышения резонансной частоты не попадает только "особо выдающаяся" голова 1Р. Вот что получилось в результате измерений:
Вуфер 1Р
Вуфер 2Р
Вуфер FL
Также на приведенных графиках приведен график импеданса с открытым портом фазоинвертора (низкочастотный горб - это не частота настройки фазоинвертора!). Излишняя мохнатость, всплески и горбики есть следствия не совсем плотного прижима ободов динамиков к корпусу (прокладки не использовались, а в SOLO и не прижмешь их саморезом, так как мдф рыхловат и бумагоподобен, да и фазики видимо не наглухо прикрыты).
Теперь у компьютера есть все данные для расчета параметров. Результаты сведены в таблицу.
Параметр | 1Р | 2Р | Chorus 806V |
---|---|---|---|
Fs, Hz | 82.253 | 60.395 | 45.966 |
Vas, l | 3.632 | 7.038 | 23.012 |
Qts | 0.815 | 0.602 | 0.405 |
Qms | 3.295 | 3.128 | 2.420 |
Qes | 1.083 | 0.745 | 0.486 |
Если кто-то уже измерял сам эти параметры, или нашел их описание в сети, просьба поделиться для обмена опытом, интересно узнать, особенно по Chorus 806V, насколько я наврал.
Использованные методы измерения параметров головок, не единственные, кому-то нравится измерять не с известным объемом, а с помощью дополнительного груза, кто-то меряет импеданс с неизменной силой тока, тут уж кто к чему привык.
Теперь приступаем к самому интересному. Как поведут себя пищалки, такие все шелковые, нежно замыливающие все высокие (если их сравнивать с Hi-Fi)? Для измерения так же нежно, по одной, вставляем на место в корпус и подключаем. Как хочется, чтобы они выступили получше вуферов!
Хочется – перехочется! Вот суровая реальность:
Чудеса импедансов твиттеров SOLO
Смотрим и не нарадуемся! Твердый кол с минусом! Всем твиттерам. Наверное, в тот день рабочим Microlab (или их подрядчикам) давалась некалорийная порция риса. Впрочем, приобретались колонки с интервалом в три месяца. Три месяца неурожая? Что-то много казусов для случайных совпадений, тем не менее проводим маленький разбор полетов.
Итак, 1A_HF. Двугорбый верблюд. Горбы почти одинаковые (это главные, а есть и второстепенный, он выражен хуже, чем у остальных), причем фазовый переход через ноль пошел по более низкочастотному горбу (фазовые графики, чтобы не перегружать красоту импедансов, я убрал, в данном случае речь идет о частоте около 1.4 кгц), в то время как остальные головки показывают резонанс в районе 1.8 – 2.1 кгц. Очевидно, что в составе головки не менее двух излучающих систем. Расслоение шелка отбрасываем (но недалеко, так как все может быть), ищем наиболее вероятную причину – фазоинвертор (см. двугорбость на графиках с вуферами плюс ФИ).
Оптика уехала отдыхать в ОАЭ, вот оттуда авторский снимок:
Дубай. Вид на семизвездочный постоялый двор
Поэтому снимаю в своей однозвездочной берлоге чем попало, отсюда и никакое качество. Но ведь все равно находим-то фазоинвертор (то есть банальную дыру в силиконовой герметизации):
в центре темный овал - самая крупная негерметичность, образовавшаяся из-за некондиционного герметика или нарушения технологии нанесения, а может из-за того и другого
Да еще и не один:
вторая пробоина в районе вывода
На самом деле их у 1A_HF три, третья еще меньше второй.
1P_HF выделяется самой большой величиной резонансного импеданса, самой меньшей резонансной частотой и горбами слева и справа. У 2A_HF самая красивая кривая, но паразитный горб на 3 кгц не позволяет и этой головке получить удовлетворительную оценку. Но воистину шедевром является импеданс у 2P_HF. Кроме того, что имеются паразитные горбы слева и справа, причем слева – мягкая и большая, как раковая опухоль, так и с величиной импеданса не все в порядке. Очевидно, что в катушке имеется короткое замыкание, выводящее из работы часть обмотки (ну или китайский сборщик оторвал нечаянно вывод у катушки, но решил не выбрасывать, а взял и смотал часть обмотки, сделал новый вывод, залудил и припаял. Скорее всего, припаяла. Вот это наиболее вероятная история).
Теперь я умею по графику импеданса твиттеров определять, в каком месте негерметичность и какого она размера. Передаю этот секрет и вам. Если повернуть твиттер звездочкой к себе, (вывод помеченный красной чертой) смотрит вниз, то, если дырка в герметике справа, это означает горб слева, и наоборот. Величина горба определяется просто, из расчета 2 кв.мм на Ом.
Что же со всем этим делать? По 2P_HF диагноз крайне неблагоприятный. В топку. Остальным – лечиться промазыванием герметиком. И гневное письмо в китайское посольство, снятые графики высылаем в Microlab и своему адвокату (с просьбой не показывать Ларсену, во избежание сюицида).
Для сравнения смотрим, как обстоят дела у Chorus.
Твиттеры Chorus
Опять на четверочку, так как от частоты разделения фильтра 3 кгц до 5 кгц фазовый сдвиг в районе градуса, что уже можно услышать. Но отметим, что в рабочей области твиттеры имеют импеданс, монотонно возрастающий с частотой. То есть грамотное разделение по частотам и расчетную работу фильтра. Смотрим на Microlab – разделение в районе 2.4 кгц, а там творится у твиттеров черти что. Возможно, что последовательное сопротивление и фильтр как-то смягчат ситуацию, но мне логичным видится здесь разделение на частоте не менее 3.5 кГц. В данном случае в самой чувствительной середине творится гнусность.
Я всегда (вернее, с первых минут опыта прослушки своей первой пары, а затем и второй) недоумевал, почему это в обзорах пишут про замечательную середину, а в моих парах SOLO ее и близко нет, перевирается все. Теперь я понимаю, что нужно не менее четырех серийных колонок, чтобы собрать две более-менее звучащих (хотя, скорее, нужно восемь), а обзорщикам Microlab выдавал экземпляры, специально собранные где-то в секретной лаборатории. Нам, простым смертным, как всегда, не везет, поэтому и ищем низы на динамиках с собственным резонансом более 80 Гц, середину с такой частотой раздела при таких самых шелковых твиттерах, да и еще слушаем верха с открученной у пищика катушкой. Или это господь так только меня за несчетные прегрешения отмечает? А, может, наоборот, это он меня таким особым слухом наградил? Или, может, обзорщики, давшие оценку звучания “отлично” этому изделию, лукавили?
Вот мне стало интересно, а какую мультимедию слушают в Англии? Японии? Какие же там самые популярные модели? Все-таки, к примеру, должно сказаться отличие японской и китайской философии, когда японец должен упорным трудом на земле заслужить лучшую долю на небесах, а у китайцев с точностью до наоборот. К сожалению, я не застану счастливых перемен в китайском мировоззрении, поэтому... буду по прежнему покупать китайскую продукцию. Правда, Microlab надолго теперь вычеркнут из моего списка (типа я ему мстю .
Но продолжение материалов последует, ибо надо все-таки собраться и доконструировать, назло Microlab, их SOLO 6C. Хотя желания бороться с ветряными мельницами все меньше, но еще пока держусь. Обидно за многочасовые бесполезные сравнения – прослушивания, так как и не музыку слушал, а пытался систематизировать отличия. И на старуху бывает проруха.
Теперь надо скомпоновать парочку пассивных колонок и все переслушивать. Придется программу сократить, ибо в целом и так все ясно, но надежда на чудо снова появилась .
Все же, пока настоятельно рекомендую всем владельцам Solo 4...7 отвинтить три самореза с пищика, аккуратно снять его и посмотреть, не имеется ли негерметичностей в полоске силикона, коей он обмазан. Понятно, что не все будут этот импеданс измерять, так что профилактика не помешает. В случае обнаружения дыр их можно законопатить практически любым быстросохнущим герметиком. Такого размера отверстия, какие обнаружены на 1A_HF, запросто могут вывести твиттер из строя, так как при большой громкости давление вуфера проникает туда в полной мере и не только портит звук, но и может механически повредить катушку, диффузор или их крепление. Кстати, это может привести и к такой ситуации, как с вероятным частичным коротким замыканием катушки в 2P_HF.
(добавление от 23.04.0
Предыдущий абзац взят в кавычки, так как герметизация не помогла. Все ВЧ головки бракованные и восстановлению не подлежат (так кажется пока), я интуитивно их приговорил уже с первых минут прослушивания, но надежда теплилась до последнего. Двугорбые графики, как у 1A_HF, можно получить, если положить на купол спичку или что потяжелее (ВЧ головки магнитно не экранированы, металлические предметы притягивают через диффузор, поаккуратней!). То есть это внутренние дефекты материала или сборки. Так как уже нечего бояться, разминал купола и подвес пальцами , но купола свои формы восстанавливают без видимых следов насилия, к заметным изменениям графиков импеданса это не приводит. Есть возможность купить еще пару СОЛО 4-5-6-7, если была бы уверенность, что твиттеры без брака, так бы и сделал. Поэтому заказал ВЧ головки от Visaton, будем работать дальше, но это будет совсем не SOLO. Не судьба, значит.
Достал и разобрал свою, как оказалось, рановато списанную корейскую мультимедию, (сабвуфер только не разбирал), там две головки - СЧ 15 вт 2WK002 и ВЧ 2TE005. Нормальные графики, согласование похуже, чем у Chorus, но намного лучше Microlab.
Свои SOLO хвалим, а мои измерения ругаем здесь.
Оставайтесь на нашей волне.
(c) zauropod 20.04.2008
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают