Собираем почти идеальный ПК для игр DOS и Windows 95-98 на базе Intel Pentium II 233 MHz, Abit BE6 II, Voodoo2 1000, Matrox G450, Sound Blaster AWE 64

для раздела Блоги

Собираем почти идеальный ПК для игр DOS и Windows 95-98 на базе Intel Pentium II 233 MHz, Abit BE6 II, Voodoo2 1000, Matrox G450, Sound Blaster AWE 64

Введение

Как я и обещал, мой цикл статей о сборке Ретро-ПК не заканчивается двумя предыдущими статьями о 3dfx Voodoo 3 2000 и тестировании retro CPU. Более того, за последнее время я смог разжиться некоторым количеством «древнего» железа, которое так и просится быть протестированным.

Само по себе тестирование компьютерного «железа» безотносительно его практического применения не имеет смысла, поскольку подавляющему большинству читателей не интересно. Ну а те, кто интересуется, как правило, сами все и тестируют, собирая ПК под свои конкретные нужды.

Однако есть категория людей, которые интересуются темой ретро «железа» и даже имеют его лично, но вот ковыряться в нем им либо лень, либо просто на это не хватает времени (попробуй не выслушай ежевечерние получасовые рассказы супруги о грандиозных событиях, произошедших за день у нее на работе), либо в настоящий момент просто не актуально (на «Доту» или «Танки» человек подсел, делает перманентный ремонт квартиры, работает на 2-х работах, чтобы купить «ведро с гайками» c брендовым шильдиком и пр.).
Думаю, именно этой категории читателей моя статья может показаться интересной. Впрочем, время покажет.

Самые любознательные могут спросить: «А будет ли мне польза от прочтения статьи?». Отвечу так. Для начала, я хочу отметить, что не знаю, каким багажом знаний Вы обладаете.

Может быть то, что Вы здесь прочитаете (если сможете осилить) для Вас будет новым и интересным. А может быть, Вы все это и без меня знаете и сами, как учебник и посмотрите на меня, как на полоумного дилетанта с высоты своих знаний, то есть информация в статье будет для Вас бесполезна.

А кому-то захочется обновить свои знания (ли просто поностальгировать) и он прочтет статью критично, отмечая мои ошибки, недоработки, тем самым закрепив свои немалые знания, но определенное удовольствие получит.

В общем, тут дело такое, что, не прочитав статью, сложно будет определиться с тем, принесла она Вам пользу или нет. Но, если Вас уже прямо сейчас раздражает введение, читать дальше статью строго не рекомендую. Стиль написания существенных изменений не претерпит, увы.

1. Подбор комплектующих и описание тестовой системы и программного обеспечения.

Выбор центрального процессора

В комментарии под одной из моих предыдущих статей мне было рекомендовано для DOS игр собрать ПК на базе Intel Pentium II 233 МГц на ядре Klamath, поскольку это единственный из Pentium II, обладающий свободным множителем.

Нужен, говорите, Pentium II 233 MHz ядре Klamath? Да не вопрос, найдем! Сказано — сделано! Когда ко мне пришел искомый процессор, я был занят совершенно другими делами, и мне было вообще не до компьютеров. Однако, как только появилось свободное время, я сразу же решил протестировать пришедший процессор.



Процессоры Intel Pentium II 233 MHz были анонсированы 7 мая 1997 года. На момент выпуска стоимость такого процессора составляла 636 долларов.

Следует отметить, что наряду с этим процессором ко мне пришла и Voodoo2 12 Мб, точнее говоря, мне пришло их 2 из разных мест. Обе вполне себе определились, как Voodoo2 в Windows 98. Только вот протестировать их сразу же в режиме SLI, мне не удалось.

Если более поздняя модель Voodoo2 – Power Color Evil King 12Mb (PCB — 600-0027-02-B) с чипами памяти на одной стороне, работает прекрасно (после тщательной очистки от пыли и мойки спиртом с помощью зубной щетки), то вторая Voodoo2 – Diamond Multimedia Systems Monster 3D II PCI 12 Mb (PCB – 22150105-006) в 3D работать отказалась. Очень внимательный визуальный осмотр выявил несколько погнувшихся и закороченных ножек на чипах TMU и расколотый на 2 части SMD-резистор (если ошибаюсь и это не резистор, поправьте) с маркировкой «220». С помощью паяльника с тонким жалом сломанный резистор я выпаял, но вот перенести аналогичный с донора пока не смог.



Как видите, резистор по размеру сравним со спичечной головкой, причем с каждой стороны нужно припаять по 4 контакта.

С моими умениями, пайка возможна только с помощью паяльного фена, уж очень мелкая SMD деталь должна быть припаяна. Возможно, у кого-то руки куда более прямые, нежели у меня и он такие компоненты спокойно паяет – такому «левше» мое глубочайшее почтение.

Однако вернемся к нашим баранам. Когда Intel Pentium II 233 (Klamath) оказался в моих руках, я был уверен в его «волшебности», ведь по тем сведениям, которые я смог найти в интернете, этот процессор обладает свободным множителем. Увы, реальность оказалась не такой безоблачной, как я предполагал.

У меня в наличии две материнские платы под Slot 1 процессоры. Abit BE6 II и A-Trend 6220, обе материнские платы на чипсете Intel 440BX.

Сначала я установил Intel Pentium II 233 (Klamath) в Abit BE6 II. Процессор завелся с третьей попытки, увы, за 19 лет, прошедших с его выпуска, контакты немного окислились.

Впрочем, минута работы тонким ластиком, контрольная протирка контактов спиртом и проблема решена. Напомню, тем, кто запамятовал, что Pentium II на ядре Klamath выполнен на том же техпроцессе, что и Pentium MMX — по 350 нм технологии, штатное напряжение процессора – 2,8 В. Максимальная тактовая частота с которой выпускали процессоры на данном ядре – 300 МГц.

Однако после того, как процессор запустился, возникла другая проблема, выяснилось, что он просто великолепно работает на штатной тактовой частоте – 233 МГц (66х3,5). Кроме того его можно запустить также и на тактовой частоте 200 МГц (66х3), на частоте 300 МГц (100х3) с повышением напряжения до 3,0 В (работает стабильно). Подвластна процессору работа даже на тактовой частоте 350 МГц (3,5х100), однако, на этой тактовой частоте ОС хотя и загружается, процессор функционирует нестабильно.



В принципе, можно было попробовать поднять напряжение выше — вплоть до 3,3 В, благо материнская плата позволяет такие эксперименты, но при наличии у меня процессоров Pentium II на ядре Deschutes, Pentium III на ядре Katmai, не говоря о уже о Celeron и Pentium III на ядре Coppermine через переходник «слоткет», необходимо было отыскать глубочайший сакральный смысл для совершения данных действий, которого я, увы, не нашел.

Самое же печальное оказалось в том, что запустить процессор с множителями отличными от 3 и 3,5, например, на тактовой частоте 300 МГц (66х4,5) у меня не получилось, ПК отказывается проходить POST, хотя вентиляторы крутятся.

Таким образом, как выяснилось, «свободный» множитель Intel Pentium II 233 (Klamath) оказался ограничен только одним шагом и только вниз. То есть, без каких либо проблем процессор можно запустить на тактовой частоте 200 МГц (66х3), однако, материнская плата Abit BE6 II не дает возможности выставить множитель ниже 3-х.

Попытки запустить процессор с множителем отличным от «3» или «3,5» приводят к тому, что Abit BE6 II отказывается проходить POST. Причем выставление множителя ниже 3 в BIOS материнской платы не предусмотрено.

Ну, не хочешь и ладно, решил я. У меня есть еще и A-Trend 6220. Попробуем на ней запустить процессор. Она ведь без проблем переваривает любые «Коппермайны» и не виснет на шине 100 МГц, в отличии от Abit BE6 II. Вставляем, запускаем – увы. Процессор вообще не стартует, хотя вентиляторы (за исключением процессорного) крутятся.

Не отчаиваемся. Включаем мозг, запускаем процедуру RTFM, вспоминаем поведение процессора в предыдущей материнской плате – не стартует, если множитель отличен от 3 и 3,5… Выставляем на A-Trend 6220 принудительно с помощью DIP-переключателя множитель 3,5 и вот оно, счастье, запустилась материнская плата, родная. Выставляем множитель 3 и получаем, как и в предыдущем случае, работу процессора на тактовой частоте 200 МГц, выставляем шину 100 МГц – получаем Pentium II 300 МГц.

Как и на предыдущей материнской плате Abit BE6 II, на A-Trend 6220 возможность выставления множителя ниже 3 не предусмотрена. Оно и понятно, процессоров Pentium II с тактовой частотой ниже 233 МГц не выпускалось, соответственно и смысла предусматривать такие множители не имелось.

Не исключаю, конечно, что ко мне попал Pentium II 233, не той ревизии, которая нужна, но что-то мне подсказывает, что и у других процессоров Pentium II 233 свобода множителя ограничена 1 шагом. Если я не прав – готов изменить мнение при демонстрации реально работающего множителя на Pentium II 233 МГц, к примеру, его работу на тактовой частоте 266 МГц (66х4), 300 МГц (66х4,5) или 333 (66х5). Вообще было выпущено несколько ревизий этого процессора (SL264, SL28K, Q204, SL2HD, SL2QA, Q335) – у меня предпоследняя ревизия. Но может на предыдущих или последней ревизиях множитель можно изменять действительно в более широких пределах.
http://www.cpu-world.com/sspec/SL/SL2QA.html

В общем, повторюсь, как в первом, так и во втором случае, запустить тестовый CPU с множителем, отличным от 3 или 3,5 мне не удалось. Соответственно, либо автор постинга действительно обладает материнской платой под Slot-1 для Pentium II-III, позволяющей выставлять множитель ниже 3-х и соответствующий процессор, имеющий больше шагов свободного множителя, либо им просто перепутаны процессоры Pentium II 233 (Klamath) и AMD K6-2+, который является мобильным процессором, действительно позволяющим изменять множитель в широких пределах.

Склоняюсь именно ко второму варианту, поскольку в его постинге речь идет том, что ему не понравился этот вариант ПК, как «тормозной», в то время, как по мне, при разгоне до 300 МГц на Voodoo 2 в разрешении 800х600 вполне себе бодро (стабильные 30 FPS) бегал Unreal Tournament. Не говоря уже о Quake II.

Как только у меня появится AMD K6-2+ и соответствующая возможность его тестирования, обязательно проверю возможности этого процессора, но чудес производительности я от него не жду.

Впрочем, для игровой DOS-машины даже имеющаяся возможность запуска процессора не на штатной тактовой частоте 233 МГц, а на сниженной до 200 МГц уже очень хорошо. Если с гигагерцовыми Pentium III или Athlon (XP) использование программ «замедлялок» требует снижения производительности процессора до нескольких процентов штатной мощности, то на этом процессоре при тестовом запуске War Craft II на тактовой частоте 200 МГц дискомфорт, связанный с излишне быстрым перемещением мыши по карте, отсутствует. Все перемещения по скорости в пределах нормы. Соответственно и «замедлялки» для игр требуются несколько реже.

Опять же, требовательные игры – типа Duke Nukem 3D, Quake, Blood и других, работают вполне шустро, поскольку процессор для них достаточно производителен. Ну, а в разгоне до 300 МГц (3х100), ПК вполне себе способен «тянуть» даже Unreal Tournament или Quake III (на средних настройках) в разрешении 800х600.

В чемпионате по Quake III я не стал бы, конечно, на таком ПК играть, но вот с ботами или друзьями по сети, когда проигрыш не равен потере коровы, вполне.

Выбор материнской платы

Итак, у меня был выбор из двух материнских плат — Abit BE6 II и A-Trend 6220. Учитывая наличие возможности поднятия напряжения на ядре CPU для тестирования я выбрал продукцию Abit.



В интернете есть достаточно большое количество обзоров Abit BE6 II. Большинство обозревателей сходится во мнении, что это практически идеальная материнская плата для Slot 1 процессоров. Она позволяет делать с ними практически любые эксперименты. Я же остановлюсь вкратце на ее особенностях.

Поддержка процессоров:

Официально поддерживаются Slot-1 процессоры Intel Pentium III 450-1100 МГц (на шине 100 МГц), Intel Pentium II 233-450 МГц, Intel Celeron 266-500 МГц (на шине 66 МГц и 100 МГц). Неофициально можно установить любые процессоры с шиной 66-133 МГц Slot-1 или Socket 370 (через соответствующий переходник «слоткет»). При шине 133 МГц AGP шина будет работать на тактовой частоте ~89 МГц.

Чипсет материнской платы:

Intel 440BX (82443BX и 82371EB)
Поддержка ACPI (Advanced Configuration and Power Management Interface)
Подержка AGP 1x/2x 3.3В устройств.
Ultra DMA/33.

Набортный контроллер жестких дисков — Ultra DMA/66:

Интегрированный контроллер High Point HTP366 (рекомендую отключить в BIOS, поскольку он создает ОЧЕНЬ сложно решаемые конфликты оборудования с некоторыми звуковыми картами (Aureal Vortex 2).

Если критична скорость дисковой подсистемы установите внешний PCI-контроллер Ultra DMA/133 — SATA (версии 1), поскольку по современным меркам теоретическая скорость в 66 Мб в сек. все равно очень низка.

Оперативная память:

Три 168-контактных DIMM слота, поддерживающих модули SDRAM размером 8, 16, 32, 64, 128, 256 Мб;
Поддерживается максимум до 768 Мб памяти (256 Мбх3);
Поддерживаются модули с ECC и без.

Требования к 256 Мб модулям памяти, для того, чтобы был виден весь объем следующие: это обязательно должны быть 4-х банковые (64х4 Мб) двусторонние планки памяти! В двух банковых модулях (даже двусторонних) видна только половина объема.

BIOS материнской платы:

Award Plug and Play BIOS версии 6.0;
Технология SOFT MENU или DIP-переключатели для установки параметров CPU;
Разгон в софт-меню 66-200 МГц с шагом 1 МГц, выбор множителя процессора от 3 до 12 с шагом 0,5.

Возможности подключения устройств вводавывода и периферийных устройств:

Два канала IDE с поддержкой Ultra DMA 33/66-устройств (HPT 366);
Два канала IDE с поддержкой Ultra DMA 33-устройств (Intel 440 BX);
PS/2 коннекторы для мыши и клавиатуры;
1 параллельный порт;
2 порта USB 1.1;
2 последовательных (COM) порта;
1 порт для подключения Floppy;
1 AGP слот (2Х);
5 слотов PCI;
1 ISA слот.

В целом мне данная материнская плата очень нравится (не смотря на некоторые ее особенности, описанные в предыдущих статьях).

Однако, если Вы внимательно посмотрели на фотографию, Вы могли заметить и остальные комплектующие. Перейдем к видеокарте.

Выбор видеокарты и 3D ускорителя

В настоящее время у меня есть несколько видеокарт для слотов AGP и PCI, начиная от 2-х мегабайтной S3 Trio и заканчивая Asus ATI Radeon 9800 XT. В прошлой статье я использовал возможности видеокарты Nvidia GeForce FX 5900 XT. В этот раз, цель создания игрового ПК несколько иная. Процессор у нас будет только один, далеко не самый производительный. Опять же, для PC, предназначенного прежде всего для DOS игр, куда большее значение имеет скорость и качество 2D, нежели скорость 3D, которую будет обеспечивать 3D ускоритель.

В свое время максимальным качеством 2D картинки и высочайшей скоростью 2D отличались видеокарты канадской компании Matrox. Соответственно именно видеокарту этого производителя – Matrox Millenium G450 Dual Head 16 Мб я и решил использовать в тестовом ПК, благо у меня она имеется.



Не секрет, что видеокарты Matrox этой серии производительностью в производительностью в 3D не блистали. А даже довольно большое количество DOS игр (Tomb Rider, Blood, Shadow Warrior и другие), не говоря об играх, выпущенных для Windows 95-98 поддерживают API Glide либо Direct 3D или OpenGL. Соответственно без 3D ускорителя в ПК, предназначенном для DOS игр не обойтись.

По большому счету, для такого ПК достаточно было бы использовать обычную Voodoo. Но такого 3D-ускорителя у меня пока нет. Зато в настоящее время у меня есть Voodoo2 1000 — Power Color Evil King 12Mb.



Для тех, кто не хотел бы «заморачиваться» с настройкой драйверов отдельно для 2D видеокарты и 3D ускорителя могу порекомендовать использование видеокарты на чипах 3dfx Voodoo 3. Почему именно Voodoo 3? Потому что у них на момент выхода было самое быстрое 2D, они полностью совместимы с API Glide версии 2 и поддерживают более высокие разрешения экрана в 3D, чем Voodoo 2 и Voodoo 2 SLI. Для такого ПК с лихвой хватит производительности Voodoo3 2000, использование Voodoo3 3000 или, тем более Voodoo3 3500 ни каких бонусов не даст.

Рекомендовать для игрового ПК для DOS и Windows 95-98 видеокарты класса Voodoo 4 или Voodoo 5 вообще не стану. Да, формально они ни чем не хуже, чем Voodoo 3, драйвера для них существенно более доработаны, и производительность в API Glide высочайшая из всех Voodoo.

Только вот «вешать» на ПК на базе 233 мегагерцового процессора Voodoo 5 5500, это как на «Запорожец» установить двигатель от «Жигули». Понтов много, а толку мало. В общем, как говорится «Кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево».

К сожалению, у меня пока нет Voodoo Banshee, я ее, так сказать, не «щупал», поэтому порекомендовать ее использование в качестве основы для игрового DOS-PC не могу. По тем сведениям, что есть в интернете, Voodoo Banshee имеет определенные проблемы совместимости с некоторыми играми, однако уверен, что за то время, которое прошло с их выпуска, они должны были быть все решены.

Что же касается Voodoo Banshee и игр для Windows 95-98, то с большой долей вероятности, играть в них с разрешением экрана выше 800х600 Вы не сможете с приемлемой скоростью. Таковы особенности архитектуры чипа Voodoo Banshee, в котором вместо 2-х текстурных процессоров, как на Voodoo2 всего 1 TMU. Соответственно, использование в таком ПК Voodoo2, на мой взгляд, самый оптимальный вариант.

Да, и еще, при установке Voodoo2 и тем более пары Voodoo2 в SLI не забывайте о необходимости их охлаждения. Для их стабильной работы (без зависаний, появления графических артефактов и т.п.) достаточно установить напротив них на обдув вентилятор. Вообще сильнее всего, из трех чипов Voodoo2 греется чип кадрового буфера, но наклейка радиаторов на них помогает далеко не всегда.

Выбор звуковой карты

Те, кто пробовал играть в DOS игры в Windows, знают, что, не смотря на все плюсы PCI звуковых карт, наличие драйверов, эмулирующих Sound Blaster в Windows 9x у них нет полной совместимости с DOS играми. В том же Duke Nukem 3D бывают необъяснимые вылеты именно из-за звуковой карты. Да, сейчас есть возможность использования программных эмуляторов, в частности – DOSBox. Однако, если есть возможнеость использования реального железа, то зачем от нее отказываться?

Итак, я не стану говорить, что у меня есть большой выбор ISA звуковых карт, но две, не самые худшие, у меня имеются – Sound Blaster 16 Vibra (CT2960) и Sound Blaster AWE 64 (CT4520).

К сожалению, у меня нет ни Sound Blaster AWE 32, ни, тем более Gravis Ultrasound, хотя я не отказался бы и от Sound Blaster AWE 64 Gold или дочерней платы расширения для имеющейся у меня SB AWE 64. Думаю, рано или поздно они у меня появятся. Правда уверен, что за «красивые глаза» мне их никто не отдаст.

Ну, а как появятся, так мы их и протестируем. В любом случае, оригинальные Sound Blaster 16 и Sound Blaster AWE 64 для DOS игр подходят, как нельзя лучше, пусть они и звучат и не идеально и звучание MIDI у старшей звуковой карты похуже, нежели у GUS`я.

Итак, поскольку мы собираем, прежде всего, DOS-машину с возможностью играть в Windows игры, а не наоборот, то моим выбором для этого ПК стала Sound Blaster AWE 64. Ее звучание в Duke Nukem 3D в DOS куда лучше, нежели у обычной Sound Blaster 16.



Оперативная память

В принципе, в описании материнской платы указаны ограничения чипсета по поддержке модулей оперативной памяти. Но тут есть еще и программные ограничения. Что Widows 95, что Windows 98 не очень стабильно работают с объемом оперативной памяти выше 512 Мб.

Да и 512 Мб, если быть откровенным для Windows 95-98 нужны, как корове седло. На данном ПК, не планируется устанавливать ОС требовательнее, нежели Windows 2000.

Кстати, насколько мне известно, определенные проблемы возможны и в DOS, при использовании RAM объемом выше 400 Mb.

Однако, всегда хочется большего, поэтому для «полного счастья» мы установим 384 Мб RAM PC 133 SD RAM. Нехай Windows 2000 подавится!

Выбор остальных комплектующих

Вроде бы проблем с остальными комплектующими быть не должно, однако если Вы попробуете купить что-то новое для ретро ПК, то выяснится, что с этим есть определенные проблемы.

Блок питания

Сейчас довольно трудно найти новый блок питания формата ATX для компьютера мощностью 300-400 Вт в котором будет достаточное количество разъемов 4-pin Molex (5-6 штук). Ну, а найти новый блок питания формата AT, если Вы решите собрать ПК под процессоры, вышедшие до Pentium и «первопни» вообще практически невозможно. Благо они намного надежнее, нежели ATX блоки питания и можно купить бывший в употреблении AT БП, либо использовать переходник ATX to AT.

Для ретро ПК под DOS и Windows 95-98 можно, конечно, купить и современный 500-600 Ваттный ATX блок питания, где их, как правило, 4-5 штук есть, но какой в этом смысл?

Нет, смысл, в покупке нового БК конечно есть – новый блок питания – это новый блок питания, меньше вероятность его выхода из строя, однако его стандартная загрузка будет в пределах 150-200 Вт. Поэтому в покупке такого мощного БП просто нет смысла, а покупка бывшего в употреблении ATX блока питания – это лотерея.

В принципе, при наличии прямых рук все решаемо, коннекторы для SATA можно переделать под 4-pin Molex, или вообще использовать SSD вместо IDE-винчестера, а можно плюнуть на минимальную загрузку питания и брендовый 500-600 Ваттный БП использовать, оно и надежней и «понтовей». Поэтому тут я оставлю выбор для каждого.

Винчестер

Теперь перейдем к жестким дискам и их аналогам. Самый быстрый вариант – приобретение современного SATA диска, а еще лучше – SSD, который можно установить в ретро ПК через внешний контроллер SATA. Да, максимальная его скорость будет ограничена 133 Мб в секунду, что на запись, что на чтение, но, поверьте, для такого ПК, это будут просто космические скорости.

С другой стороны и сейчас можно найти работоспособные HDD емкостью до 10 Гб. Пусть они и будут ограничены максимальной скоростью в 33 Мб в секунду в Windows, но в те времена даже эту скорость требовали далеко не все приложения. Поэтому вполне можно ограничиться приобретением такого HDD.

Следует также отметить, что жесткие диски объемом меньше 10 Гб дадут по надежности фору не только современным SSD, но и последующим 20-40-80 Гб HDD. Отработав по 20 лет без «бэдов» они и еще столько же отработают.

Впрочем, самыми надежными являются все же винчестеры на 2-4 Гб. В них и технологии уже отработаны были и качество исполнения на высоте, и гонка за плотностью записи на пластинах еще не началась. Но, самый доступный из сегодня имеющихся вариантов – это использование 40 Гб IDE дисков. Их бывших в употреблении и найти не сложно, и стоят они копейки, и надежность их выше, нежели у современных терабайтников.

Корпус

Корпус ПК – тут тоже есть некоторые «подводные камни». Конечно выбор ATX корпуса для такого ПК не такая большая проблема, как поиск корпуса формата AT с задней панелью под DIN-5 разъем клавиатуры, но и приличных корпусов, в которых есть возможность установки внешних устройств формата 3.5``, тоже не так много. Увы, формат 3,5`` внешних устройств с появлением USB-флешек начал умирать и в настоящее время практически умер.

В целом же, для такого ПК пойдет практически любой (желательно, конечно, качественный) корпус формата ATX с возможностью установки полноразмерных карт расширения. Мало ли, вдруг Вам захочется установить в него SB AWE 32 или полноразмерную версию GUS.

Однако, если исходить из моего личного опыта, чем меньше внешних устройств в ПК, тем он стабильнее работает. Вообще в BIOS лучше отключать все неиспользуемые устройства.

Впрочем, каждый выбирает свой путь.

2. Тестовая система и методика тестирования.

В итоге, для тестовых целей у меня получился персональный компьютер следующей конфигурации:

Материнская плата:
– Abit BE6-II (использовались драйверы чипсета Intel версии 3.20.1008 – последние официальные драйверы для чипсетов Intel 440 BX);

Центральный процессор:
— Pentium II 233 (Klamatth)@233@300 МГц;

Оперативная память:

– 384 Мб SD RAM PC 133 (256+128 Мб);

HDD:

– IDE Seagate Barracuda 40 Гб;

Звуковая карта:

– ISA Sound Blaster AWE 64 (CT 4520);

Видеокарта:

– Matrox Millenium G450 – 16 Мб – драйвера версии 4.12.01.2130 (2.13.017), все настройки по умолчанию.

3D-ускоритель:

— Voodoo2 1000 Power Color Evil King 12Mb, драйверы версии 3.02.02, все настройки по умолчанию.

В качестве операционной системы, использовалась Windows 98 SE. Какие-либо патчи для ОС не устанавливались. Библиотеки DirectX обновлены до версии 8.1.

Тестовые приложения и методика тестирования.

Во всех игровых приложениях тестирование производилось в разрешениях 640х480 и 800х600 пикселей. Напомню, тем кто не знает, да еще и забыл, что одиночная Voodoo2 поддерживает максимальное разрешение в 3D не выше 800х600 пикселей.

Там, где это было возможно без дополнительных телодвижений, использовались 3D возможности, как Voodoo2 (в режиме Glide), так и Matrox G450 (Direct 3D и OpenGL), за исключением Quake, которую я тестировал только в Software режиме.

Поскольку тестировалась реальная игровая система в сборе, то и создавать искусственные условия для дополнительного тестирования 3D возможностей Matrox G450 я не стал. Если кому то очень сильно интересно посмотреть на игровые возможности Matrox Millenium G450 16 Mb, напишите, протестирую, но явно не на этой сборке.

Так, к примеру, в Quake II можно использовать целых три рендера – 3dfx OpenGL, Default OpenGL (Matrox) и Software-рендеринг. Именно все эти режимы мною и были протестированы. А вот в Quake III, не смотря на формальную возможность выбора между Voodoo OpenGL и Default OpenGL (Matrox), второй рендер так и не заработал, соответственно в этой игре я тестировал только Voodoo2.

Разгон применялся только в отношении Pentium II 233 МГц, который тестировался в 2-х режимах – на штатной тактовой частоте 233 МГц (66х3,5) и в разгоне до 300 МГц (100х3).

Для тестов использовались только игровые приложения, поскольку смысла тестировать данную систему в бенчмарках не вижу смысла.

Тестовые игровые приложения:

Quake – версия 1.6, встроенный бенчмарк – demo1;
В Quake для тестов использовался только Software-рендер (процессор тоже хочется протестировать), разрешения экрана те же — 800х600 и 640х480 точек.

Quake II – версия 3.20, встроенный бенчмарк – demo1;

Quake III – версия 1.32, встроенный бенчмарк – демо FOUR.DM_68;

Unreal – версия 2,26, встроенный бенчмарк — вступительный ролик (облет камерой замка);

Unreal Tournament – версия 4,36 встроенный бенчмарк – вступительный ролик.

3. Результаты тестирования

Quake

Ну что, перейдем к самому интересному, к тестам? Как и в прошлой статье, в эту я включил в тесты игру Quake. Запускал я ее, как и в прошлый раз, в Software-режиме. Использование программного рендера в Quake вызвано желанием выяснить непосредственную производительность тестового процессора.

Игра относится к категории «тяжелых» DOS игр, при ее запуске в DOS 6.22 в «софтверном» режиме она «тормозит не по детски». В том же самом режиме, но в Windows 98 ее производительность выше почти в 2 раза, поэтому тестировал я эту игру именно в Windows 98 SE.



Смотрим результаты на диаграмме. Все вполне ожидаемо. Pentium II 233 MHz, работающий на тактовой частоте 300 МГц да еще и на шине в 100 МГц позволяет довольно комфортно играть в Quake в разрешении 640х480. А вот на штатной тактовой частоте его производительности не хватает.

Хотите видеть в игре более высокое разрешение? Используйте Gl-Quake c 3D ускорителем. Естественно, никто не заставляет использовать именно Voodoo, вполне можно обойтись и другой видеокартой, совместимой с OpenGL. Ну а если Вам вообще не интересна тема возни с Ретро-ПК, игру можно официально купить и играть в нее на современных ПК.

Quake II


Quake II – это классический «коридорный шутер», по большому счету – самая настоящая легенда. Вообще, в свое время, игроки делились на две большие группы: тех, кто был в восторге от Quake II, но не понимал Half Life и наоборот. Лично я отношусь ко второй группе, для меня эталон – Half Life, а Quake II – проходная «стрелялка».

В этой игре, благо она дала такую возможность, я использовал все три возможных рендера. Использовалась версия игры 3.20.

Тестирование в игре проводилось двух разрешениях – 640х480 и 800х600. Смотрим результаты.



Итак, что мы видим? По отношению к Quake его ни разу не сюжетное продолжение, почему-то названное Quake II, в софтверном режиме возможности сколько бы то ни было плавно играть на тестовом процессоре ни в разгоне, ни в штатном режиме не дает. Зато Voodoo2 демонстрирует отличную производительность, особенно в разгоне Pentium II 233 до 300 MHz (100x3).

Matrox G450, обеспечивая, кстати даже лучшую картинку, нежели Voodoo2 тоже позволяет играть в Quake II. Правда скорости ему явно не хватает, хотя и выпущен он был на целых 2 года позже, чем Voodoo2. Посмотрим, что будет дальше.

Quake III

По настоящему красивая картинка, можно сказать революционная для своего времени, именно этим в свое время был славен Quake III. После серо-коричневого Quake II сочные цвета Quake III просто завораживали. А уровни – каждый из них по своему шедевр. Наряду с отличной графикой, Quake III имеет и прекрасные сетевые возможности. Не зря именно по Quake III в свое время проводились мировые чемпионаты.

Тестирование проводилось в двух разрешениях – 640х480 и 800х600 точек. К сожалению запустить Quake III на Matrox не представилось возможным. Можно было, конечно, извлечь Voodoo2 ради теста, или использовать специальную программу 3D Control Center, позволяющую переключать рендеры, но кто это будет делать в реальности из-за одной игры, если в предыдущей Matrox G450 проиграла Voodoo2? Чудес не бывает.

Для игры мною использовались одинаковые настройки, изменялось только разрешение:


Смотрим результаты тестирования.



В этой игре производительность Voodoo2 явно ограничена процессором. Причем, интересный момент, на штатной тактовой частоте результаты в разрешении 800х600 выше, чем в 640х480. Проверял результаты многократно, результат не изменяется. Пусть разница и в пределах погрешности, но она имеет место.

В целом, в разгоне до 300 МГц на средних настройках в Quake III на одиночной Voodoo 2 играть можно, хотя и сложно))).

Для справки, при минимальных настройках графики (Lighting: Vertex; Geometric Detail: Low, билинейная фильтрация) в разрешении 640х480, процессор, работающий на штатной тактовой частоте на Voodoo2 показал результат 25,5 кадров в секунду, а с теми же настройками в разрешении 800х600 – 25,7 кадров в секунду (снова результаты выше в более высоком разрешении). Тут играбельность уже на грани, конечно, но все же средний FPS выше 24 кадров в секунду.

Вместе с тем, я бы для игры в Quake III, все же разогнал бы CPU до 300 МГц. В этом случае FPS будет стабильно выше 30 кадров в секунду, что делает игру гораздо плавнее, чем на штатной тактовой частоте процессора.

Unreal

Unreal – это потрясающая игра, хотя лично мне, больше понравилось ее продолжение – Unreal Return to Na Pali. Unreal – это открытые громадные пространства, непревзойденно реализованное небо (оно и сейчас смотрится «достойно») и красивейшее внутреннее убранство иноземных храмов.

Тестирование производилось в двух разрешениях – 800х600 и 640х480 пикселей. Смотрим результаты.



Здесь все весьма ожидаемо. Напомню, что игра вышла в мае 1998 года, аккурат через год после анонса тестового процессора. Играть в Unreal, даже в разрешении 800х600 вполне себе можно, средние 30 кадров в секунду позволяют. Но, как и в предыдущем случае, процессор все же лучше разогнать.

Эту игру мне удалось запустить в Direct3D и на Matrox G450. Увы, приемлемой производительности Matrox не показала. Формально в разрешении 640х480 конечно есть целых 26 кадров в секунду, но в реальности FPS падает ниже 10 кадров в секунду, что неприемлемо.

Впрочем, оно и не удивительно, Unreal писался именно под API Glide. Поддержка других API «прикручивалась» позднее. Посмотрим, что будет в Unreal Tournament, в котором движок Unreal Engine претерпел существенные изменения.

Unreal Tournament

На мой субъективный взгляд, Unreal Tournament – это лучший киберспортивный шутер. Графика в UT в режиме API Glide и сегодня смотрится неплохо, сетевые возможности игры на уровне Quake III, одиночный геймплей – просто чудо.

Тестирование проводилось в разрешении 640х480 и 800х600. Смотрим на диаграмму.



А вот и сюрприз. Доработанный движок Unreal Engine в Unreal Tournament взял да и выдал на Matrox G450 больший средний FPS нежели на Voodoo2. Да, разница невелика, но она есть. Более того, на штатной тактовой частоте процессора 233 МГц Voodoo 2 не может обеспечить средний FPS выше 24 кадров в секунду, а Matrox G450 обеспечивает. Картинка, конечно, в D3D субъективно изменяется не в лучшую сторону, а средние 25 кадров в секунду на Matrox куда менее стабильны, нежели 23 кадра на Voodoo2, но победа – есть победа.

С другой стороны, к 30 ноябрю 1999 года, когда была выпущена игра Unreal Tournament уже можно было купить Intel Pentium III 600 МГц (да, в то время тактовая частота процессоров росла не так как сейчас, за 2 года она выросла в 3 раза). Впрочем, если Вы читали мою предыдущую статью, Вы знаете, что для комфортной игры в UT достаточно производительности Pentium II 400 МГц, а на Pentium III 500 средний FPS около 40 кадров в секунду, чего для одиночной игры вполне достаточно.

Выводы по результатам тестирования

Итак, что мы узнали по результатам тестирования собранного мною ПК, предназначенного для DOS и Windows 95-98 игр?

Ну, во первых, тестовая сборка не является идеальным ПК, предназначенным ни для DOS, ни для Windows 95-98 игр. Для поздних Windows 9x игр — Quake III, Unreal Tournament производительности процессора для комфортной игры не хватает. В свою очередь, далеко не все игры для DOS можно будет запустить без использования «замедлялок».

Во вторых, процессор Pentium II 233 отнюдь не является волшебным. Да, его можно разогнать до 300 и даже 350 МГц. Но имеющийся у меня процессор хотя и обладает свободным множителем, свобода его ограничена всего одним шагом, поэтому снизить его тактовую чатоту до 133 или 66 МГц не представляется возможным.

Не исключаю, что способ это сделать все же есть, но я его найти не смог. Если кто-то подскажет и научит – буду весьма благодарен.

В третьих, даже Voodoo2, которая на момент выхода в 1998 г. обладала непревзойденной производительностью не в состоянии «вытянуть» слабый Pentium II 233 MHz.

Заключение

Как бы то ни было, но статья вышла очень большой по размеру, а раскрыть я успел далеко не все те темы, которые планировал. Однако в заключение, очень кратко здесь я постараюсь сказать то важное, что не успел сказать в основной части статьи.

Итак, про DOS игры на тестовой сборке. При всех прочих равных, как на штатной тактовой частоте процессора 233 МГц, так и на сниженной до 200 МГц, такие хиты, как War Craft II, Duke Nukem 3D, Doom и Doom II идут без особых проблем. В War Craft II даже мышка по карте летает не слишком быстро, что не может не радовать, более того, на этом ПК в Windows 98 запустились даже Goblins, хотя для них все же лучше использовать «замедлялку».

Касаемо Windows 9x игр. Как говорится – тесты тестами, а реальность – реальностью. На разогнанном до 300 МГц тестовом процессоре я несколько раз вполне успешно «замочил» главного босса Unreal Tournament. Да, хотелось бы конечно чуть больше скорости, но для более или менее комфортной игры скорости процессора 300 МГц (100х3) вполне хватает. Менее требовательные игры – Quake II, Quake, Hexen II и прочие, идут еще более плавно, дискомфорта не доставляют.

Итого, для идеального ретро ПК хотелось бы процессор со свободным множителем, позволяющий изменять тактовую частоту «на лету» от 33 МГц до 2 ГГц. Но увы, таких процессоров не существует, а жаль.

Огромное спасибо тем, кто смог полностью осилить статью. Остальным тоже спасибо за просмотр картинок. Засим откланиваюсь.

Обсудить статью можно здесь.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают