GeForce GTX 580: в одиночку и вдвоем (страница 2)
реклама
Система охлаждения
В свое время система охлаждения GeForce GTX 480 произвела на обозревателей очень благоприятное впечатление. Один из моих коллег даже назвал ее «инженерным шедевром». Что и говорить, инженерам-проектировщикам пришлось потрудиться, чтобы умерить пыл горяченного GF100, сохранив габариты СО в стандартных пределах. В отличие от ATI компания nVidia ограничивает длину своих даже топовых видеокарт отметкой 10,5 дюйма (267 мм).
Для решения этой нетривиальной задачи была создана очень сложная конструкция на основе сразу пяти тепловых трубок.
Вдобавок использовалась технология прямого контакта трубок с теплораспределительной крышкой GPU, а габаритные размеры радиатора были увеличены, насколько это возможно, за счет дополнительной внешней крышки (для нее пришлось сделать специальный вырез в кожухе СО, который и придал GTX 480 узнаваемый облик).
реклама
Наверное, эта система охлаждения является одной из самых сложных и эффективных за всю историю ускорителей GeForce, но справиться с охлаждением огромного кристалла GPU GF100 она все равно смогла лишь с большой натяжкой. Видеокарта получилась шумной и горячей. Разгонный потенциал GTX 480 также оставлял желать лучшего: заложенной в конструкцию ускорителя возможностью программного повышения напряжения нужно было пользоваться с большой аккуратностью. Преодоление перечисленных недостатков было одной из приоритетных задач при проектировании GTX 580. И тут конструкторам пришлось изрядно попотеть, так как все возможности по развитию конструкции уже были использованы на предыдущем ускорителе.
Тепловые трубки уже просто негде разместить, их концы и так плотно уложены вдоль всей крышки GPU. Увеличивать размеры радиатора для повышения площади рассеивания тоже некуда. Выход был найден в технологии испарительной камеры, которая с давних пор активно продвигается на рынок компанией Sapphire, а на «референсах» до этого использовалась лишь в двух случаях.
В свое время применение испарительной камеры на Radeon HD 4850 позволило оснастить видеокарту высокого класса (по тем временам «middle-high») однослотовой системой охлаждения. Второй опыт ATI по применению этой технологии – СО нынешнего «короля 3D графики» Radeon HD 5970 – также вышел очень успешным. Двухпроцессорная видеокарта с высочайшим уровнем тепловыделения остается под нагрузкой приемлемо шумной и даже неплохо поддается разгону.
Вдобавок упомяну видеокарты Sapphire серии Vapor-X, которые считаются одними из лучших «нереференсов» на рынке. Видимо, именно эти успешные примеры подтолкнули спецов nVidia к применению испарительной камеры.
Общий вид демонтированной системы охлаждения представлен на фото ниже.
Вся конструкция легко отделяется от печатной платы «единым блоком», правда сначала необходимо вывернуть два десятка винтов. Поработав отверткой еще немного (всего семь винтиков – подумаешь), можно разделить кожух и металлическую рамку (основание) СО.
реклама
Кожух разделен на два объема дугообразной перегородкой. «Задний отсек», где расположены разъемы дополнительного питания и несколько электролитических конденсаторов не сообщается с турбиной.
Жесткая металлическая рамка, к которой крепится испарительная камера, служит базой всей конструкции. Она контактирует с микросхемами памяти, а также дросселями и силовыми ключами преобразователей питания. Контакт осуществляется посредством термопрокладок.
Когда система охлаждения демонтирована с платы, то испарительная камера просто лежит на ней – ее можно легко снять пальцами.
После монтажа крепежные винты насквозь прошивают всю конструкцию и прочно притягивают основание камеры к рамке. В результате вся система может эффективно охлаждать не только GPU, но и микросхемы памяти, и преобразователи питания.
Испарительная камера с радиатором представлена на фото:
О принципе ее работы я уже несколько раз подробно писал в своих статьях. Не буду повторяться, а лишь скажу, что по сути ИК представляет собой огромную тепловую трубку необычной формы. Принцип тот же: специальная жидкость постоянно испаряется с нагреваемого конца и конденсируется на охлаждаемом, перетекая обратно. Различие в том, что эти «концы» представляют собой не маленькие трубочки, а обширные пластины, которые могут целиком закрыть теплораспределительную крышку GPU.
Верхние концы всех ребер загнуты под углом в 90 градусов – радиатор представляет собой своеобразный тоннель для воздушного потока, идущего от турбины.
Основание, контактирующее с крышкой GPU, чуть выступает над поверхностью испарительной камеры. Уровень его обработки впечатляет, полировка очень качественная.
Турбина, применяемая на GeForce GTX 580, никак не маркирована. По количеству лопаток и габаритным размерам турбина не отличается от той, что установлена на GeForce GTX 480.
реклама
Итак, система охлаждения GTX 580 представляет собой принципиально новую конструкцию, а не развитие идеи «пятитрубного» варианта GTX 480. Инженеры компании сумели по максимуму задействовать ограниченное внутреннее пространство кожуха СО. Сложно даже придумать, как можно сделать более эффективную СО тех же габаритов: все современные технологии воздушного охлаждения уже были опробованы.
Отмечу еще один момент. Так как печатная плата флагманской видеокарты осталась практически прежней, сохранилось и расположение крепежных отверстий. Это значит, что компании-партнеры nVidia могут в кратчайшее время наладить выпуск «нереференсов» с оригинальными системами охлаждения, используя все свои наработки по GeForce GTX 480.
Пока таких видеокарт нет в продаже, но это можно исправить, заменив СО на более производительную самостоятельно. Именно этим автор и занялся после разборки карты. Так, какая модель сейчас считается самой производительной из присутствующих на рынке альтернативных кулеров для видеокарт? Исследования моих коллег подсказывают, что это Thermalright Spitfire – огромный радиатор, который на голову превосходит по эффективности все остальные системы воздушного охлаждения GPU.
Монтаж Thermalright Spitfire
Для начала несколько слов о самом радиаторе Thermalright Spitfire. Эта модель появилась на рынке не так давно и сразу же привлекла внимание оверклокеров – любителей всего самого мощного, производительного и экстремального.
Специалисты Thermalright отвергли компромиссные решения и создали радиатор огромных размеров: 130 х 165 мм при толщине около трех сантиметров. Суммарная площадь всех его ребер – более 3500 см2. Масса конструкции – 550 граммов. В комплекте поставки предусмотрена даже специальная штанга для крепления Spitfire к материнской плате или прямо к стенке корпуса. Еще бы! Печатная плата далеко не каждого ускорителя выдержит такую «гирьку» без последствий!
Основу конструкции составляют сразу шесть тепловых трубок, уложенных рядком в основании и расходящихся каждая к собственной секции радиатора.
Основание сделано двухсторонним, то есть пользователь может выбрать один из двух вариантов установки радиатора.
Так как расстояния между крепежными винтами вокруг подложки GPU у GeForce GTX 480 и GTX 580 совпадают, то проблем с установкой не возникло. Крепление подошло идеально.
Для охлаждения цепей преобразователя питания GeForce GTX 480 конструкторы Thermalright предусмотрели отдельный небольшой радиатор с двумя тепловыми трубками. Он называется VRM-G2.
Конфигурация и расположение элементов преобразователей у GTX 480 и GTX 580 одинаковы, но с монтажом радиатора все равно возникли сложности. На приведенном выше фото хорошо видны четыре крепежных отверстия. Одно из них находчивые конструкторы Thermalright расположили над прорезью для «дыхания» турбины GTX 480, предлагая использовать его для крепежа. Вот ведь незадача, на GTX 580 эта прорезь отсутствует:
На плате есть отверстие поблизости, всего в нескольких миллиметрах от нужной точки, но использовать его для закрепления VRM-G2 невозможно. Дело осложняется тем, что для радиатора предусмотрен собственный бэкплейт с четырьмя запрессованными намертво винтами:
Несложно понять, что применить его на GeForce GTX 580 не получится, по крайней мере без удаления того винта, для которого не нашлось отверстия. После небольшого «мозгового штурма» автор задействовал для монтажа VRM-G2 три обычных винта и гайки с насечкой, найденные в коробке Thermalright Spitfire.
Несимметричное крепление в трех точках трудно назвать удачным, но других вариантов (без сверления дополнительных отверстий в основании радиатора) нет. Прижим получился сносным, такую конструкцию можно использовать для проведения тестов разгонного потенциала.
Будем надеяться, что в ближайшее время конструкторы Thermalright предложат модернизированный вариант VRM-G2, совместимый с обеими вариантами платы.
Thermalright Spitfire также использовался для разгона двух других видеокарт, принимавших участие в тестировании. Прочитать об особенностях монтажа радиатора на Radeon HD 5870 и GeForce GTX 480 можно в следующих материалах:
Укрощаем GeForce GTX 480: дополнительный тест Thermalright Spitfire + VRM-G2
Обзор и тестирование радиаторов для GPU и VRM: Thermalright Spitfire и VRM-R5
GeForce GTX 580 SLI
Оттестировать SLI по полной программе за короткое время, конечно, не получилось, но многие тесты были проведены. По их результатам вполне можно судить о производительности одной из самых мощных графических связок в мире. С конкретными цифрами можно будет ознакомиться ниже, а пока я скажу несколько слов о технической стороне вопроса.
Во-первых, при установке видеокарт не возникло никаких проблем с драйверами. Конфигурация была распознана корректно, прирост производительности наблюдался во всех тестовых приложениях (пусть и не такой значительный, как хотелось бы). Это очень позитивный факт, ведь использовалась бета-версия Display Driver 262.99. Видимо, опять сказывается родство GTX 580 и хорошо проработанной GTX 480.
Во-вторых, стендового блока питания CoolerMaster M1000 (1 КВт) системе хватало с запасом, даже с учетом использования разогнанного до 4000 МГц процессора. На этот счет у автора существовали небольшие опасения, но они не оправдались. Стендовый БП чутко реагирует на повышенные нагрузки, увеличивая обороты вентилятора, в данном случае этого не происходило, при этом на ощупь БП оставался едва теплым. Вывод: «честных 1000 Вт» такой системе хватает с избытком, если не планируется серьезный разгон видеокарт, можно попробовать обойтись и меньшей мощностью.
Кстати, форма кожуха системы охлаждения GeForce GTX 580 специально «заточена» под использование ускорителей в SLI-связке. Обратите внимание, сегмент с турбиной расположен несколько ниже остальной поверхности, для того, чтобы между двумя установленными в соседние разъемы видеокартами оставался просвет для забора воздуха. Этой же цели служит характерный «срез» под углом 45 градусов на «хвосте» видеокарты.
Впрочем, автор не стал устанавливать ускорители в заведомо невыгодное положение впритык друг к другу. Такое может понадобиться разве что для системы 3-SLI, когда на материнской плате задействуются все разъемы PCIe 2.0. В остальных случаях видеокарты лучше разносить на максимально возможное расстояние. Что и было сделано, платы установлены через три разъема друг от друга и связаны гибким мостиком SLI:
Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда:
- Материнская плата: eVGA Classified 760, bios 6.0 PG;
- Процессор: Intel Core i7-930 @ 4000 МГц (200x20);
- Система охлаждения процессора: СВО, ватерблок CPU HeatKiller 3.0;
- Оперативная память: Corsair TR3X6G1600C7 (DDR3-1600, 8-8-8-24, 3x2 Гбайта, трехканальный режим);
- Видеокарты: nVidia GeForce GTX 580, Leadtek GeForce GTX 480 (reference), ASUS Radeon HD 5870 (reference);
- Жесткий диск: Western Digital WD1001FALS (1000 Гбайт);
- Блок питания: Cooler Master Real Power M1000 (1 кВт);
- Корпус: открытый стенд.
Программное обеспечение:
- Windows 7 Ultimate x64;
- nVidia display driver v. 262.99 для видеокарты GeForce GTX 580;
- nVidia display driver v. 260.99 для видеокарты GeForce GTX 480;
- ATI Catalyst v. 10.10 для видеокарты Radeon HD 5870.
Инструментарий и методика тестирования
Для разгона видеокарт, а также мониторинга частот, напряжений и оборотов вентилятора использовалась утилита MSI Afterburner 2.1.0 Beta 4. На момент написания статьи эта версия была самой последней.
Скриншоты, иллюстрирующие режим работы видеокарт, сняты при помощи утилиты GPU-Z v. 0.4.8.
Для прогрева и проверки стабильности работы видеокарт в процессе разгона использовались утилиты OCCT GPUw (режим Error Check, 1024 x 768) и FurMark (Stability Test, Extreme burning mode, 1920 х 1200, AA0). Полученные частоты дополнительно проверялись прогонами теста Heaven Benchmark v 2.1 c экстремальным уровнем тесселяции и графических тестов из пакетов 3DMark06 и 3DMark Vantage.
Для проверки температурного режима видеокарт в условиях, приближенных к повседневным, использовался Heaven BenchMark v. 2.1 (shader: high, tessellation: normal, AA4x, 1920 х 1200).
Производительность в игре Crysis Warhead исследовалась с помощью утилиты Framebuffer Benchmarking Tool. В играх Lost Planet 2 и Tom Clancy’s H.A.W.X. II было проведено дополнительное тестирование с помощью утилиты FRAPS v. 3.2.3 для выявления минимального FPS. Остальные игры тестировались с помощью встроенных средств оценки производительности. Во всех случаях была отключена вертикальная синхронизация.
Уровень шума измерялся при помощи цифрового шумомера Becool ВС-8922 с погрешностью измерений не более 0,5 дБ. Измерения проводились с расстояния 1 м. Уровень фонового шума в помещении – не боле 27 дБ. Температура воздуха в помещении составляла 22-23 градуса.
реклама
Теги
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила