GeForce GTX 580: в одиночку и вдвоем (страница 3)
реклама
Разгон, температурный режим и уровень шума
Работа подсистемы питания и разгон
С самого начала работа новых микросхем мониторинга и подстройки напряжения вызывала у меня опасения. Отчасти они оправдались.
Для начала необходимо рассмотреть работу подсистемы питания GeForce GTX 480. На полученном для тестов экземпляре Leadtek GTX 480 напряжение питания ядра в 3D составляет 1,025 В, напряжение в 2D – 0,962 В (некоторые производители задают в BIOS GTX 480 другие значения, особенно на картах с «заводским разгоном»).
Далее все предельно просто – в простое всегда наблюдается 0,962 В, под нагрузкой в любом 3D-приложении - 1,025 В. Эта схема проста и понятна. Сейчас я не учитываю возможные просадки при выставлении высоких напряжений питания, а говорю именно об алгоритме работы.
Система питания GPU на GeForce GTX 580 ведет себя по-другому.
Первый момент, который усложнил разгон видеокарты – не совсем корректная работа используемой версии MSI Afterburner с новым ускорителем. После установки видеокарты в систему я несколько раз перезагружался при инсталляции драйверов и вспомогательных программ – и каждый раз, включая Afterburner, наблюдал разное напряжение «по умолчанию». Чаще всего отображалось значение 0,962 В, иногда 1,05 В и 1,025 В. Очевидно Afterburner в момент запуска считывал текущее напряжение и выдавал его за базовое. Несложно понять, что 0,962 В – это режим 2D, а в 3D оно может подниматься до 1,05 В. Отмеченное значение 1,025 В появилось из-за работы микросхем подстройки.
реклама
Проблема в том, что при разгоне приходилось отталкиваться именно от этого базового напряжения, а оно чаще всего принимало значение 0,962 В, сильно запутывая общую картину. Под нагрузкой напряжение гораздо выше. Скорее всего, это собственный глюк Afterburner и в следующих версиях программы он будет исправлен.
Казалось бы, есть простое решение. Можно подсчитать, насколько различаются напряжения 2D и 3D, и просто учитывать это значение при настройке. Очевидный вариант: (1,05 – 0,962) = 0,088 В. То есть для получения в 3D режиме, например, 1,1 В, необходимо выставить в Afterburner (1,1 – 0,088) = 1,012 В.
К сожалению, такая схема не работает. И не работает именно из-за вмешательства микросхем подстройки, самостоятельно корректирующих напряжение в 3D в зависимости от нагрузки.
Чтобы было понятнее, приведу таблицу следующего вида.
|
|
|
|
|
|
0,962 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1,025 |
|
|
|
|
|
Поясню. В левом столбце значения, заданные непосредственно в AfterBurner, стартовавшим с базовым напряжением 0,962 В. Второй столбец - те значения, которые получились бы при правильности формулы V (3D) = V (2D) + 0,088 В. Эти цифры взяты не с потолка. Если Afterburner изначально стартует с базовым напряжением 1,05 В (3D режим, - это случается не часто, но бывает) – то именно такой «вольтаж» надо выставить для получения чисел, указанных в четырех правых столбцах таблицы.
В четырех этих столбцах отражены значения напряжения, полученные при тестировании в соответствующем приложении. FurMark и OCCT, как я уже писал выше, попали в «черный список» и драйвер видеокарты уменьшает частоту GPU вдвое при запуске одного из этих тестов. Напряжение тоже просаживается очень заметно. Heaven Benchmark взят в качестве эталонного 3D-приложения, не создающего экстремальной нагрузки на GPU. При тестировании в других бенчмарках и играх наблюдались схожие значения напряжения с разницей не более 0,005-0,007 В.
реклама
Следовательно, для GeForce GTX 580 вообще нет понятия «напряжение в 3D», здесь скорее можно говорить о «напряжении в определенном приложении при определенных настройках». Чем сильнее загружен графический процессор, тем выше его энергопотребление, и тем сильнее видеокарта будет пытаться снизить «вольтаж».
На основе анализа работы системы подстройки у меня появилась догадка насчет реальных причин сброса частот FurMark и OCCT. Возможно, эти приложения из-за высокой создаваемой нагрузки заставляли микросхемы «сходить с ума». Предполагаемый сценарий: нетипично высокая нагрузка -> огромная просадка «вольтажа», необходимая, чтобы видеокарта осталась в рамках заявленного TDP -> потеря стабильности. Если бы такое происходило, компанию производителя замучили бы возвратами по гарантии с формулировкой «не держит штатную частоту в тестах».
Интересно, что система подстройки каким-то чудом умудряется не создавать серьезных помех при разгоне. Например, в прогоне Heaven Benchmark с напряжением 1,081 В на значительно повышенной частоте, энергопотребление просто обязано быть значительно выше, чем у стандартной видеокарты. Если бы микросхемы подстройки среагировали, как им и положено – мы бы получили просадку до стандартного напряжения или даже ниже (из-за более высокой частоты GPU). Этого не происходит, значит система выполняет свою функцию «фиксатора TDP» только на стандартных настройках «вольтажа». При повышении напряжения вручную алгоритм снижения во всех случаях сохраняется, но прибавка, заданная пользователем, накидывается на базовое значение «сверху». Это становится очевидным, если сравнить соседние строки в таблице.
Полученные при разгоне частоты я могу «привязать» только к напряжению, выставляемому в MSI AfterBurner, а не к какой-то реальной цифре.
- При штатном напряжении 0,962/1,05 В была достигнута частота ядра 840 МГц.
- При напряжении 1/1,088 В была достигнута частота ядра 880 МГц.
- При напряжении 1,025/1,113 В – 900 МГц.
Тесты проводились в автоматическом режиме работы системы охлаждения.
Во всех играх и бенчмарках тестового пакета видеокарта на этих частотах была полностью стабильна. Теоретически есть вероятность, что большая просадка напряжения под нагрузкой может привести к нестабильности системы в каком-то определенном приложении, при полной работоспособности видеокарты во всех остальных случаях. Таких случаев отмечено не было.
Разгон памяти преподнес приятный сюрприз. На GTX 580 стоят те же самые микросхемы, что и на GTX 480, их номинал составляет 1250 (5000) МГц. Видимо, в целях снижения энергопотребления и нагрева рабочее напряжение микросхем снижено, в результате на GeForce GTX 480 их редко удается разогнать выше 1025-1050 МГц (более типичным считается результат около 1000 МГц). При разгоне GeForce GTX 580 частоту этих же микросхем удалось увеличить с 1002 до 1200 МГц. Эффективная частота памяти при этом составила 4800 МГц, а полоса пропускания расширилась более чем до 220 Гбайт/c.
Стандартная система охлаждения
По традиции раздел открывает тестирование в FurMark. В этот раз оно не вышло таким «экстремальным», как обычно, из-за описанного механизма сброса частот и напряжений.
Результат на стандартных частотах:
Отмечу, что сброс частоты MSI Afterburner не фиксирует, но он определенно есть. Это подтверждают температурные показатели.
Тот же тест после разгона видеокарты до 900 МГц:
Уровень шума на стандартных частотах составил 37,6 дБ, после разгона возрос до 39,2 дБ.
реклама
Не завидую обозревателям, которые приведут эти цифры, не разобравшись в работе видеокарты. В этом случае велик соблазн назвать систему охлаждения GTX 580 революционной, особенно в сравнении с GTX 480, которая показывает в этом тесте за 90 градусов под завывания турбины.
Но бог с ним с «бубликом», в конце концов эти данные интересны только с теоритической точки зрения. Гораздо важнее тестирование температурных показателей в условиях повседневного использования. В роли «усредненной игры» как всегда выступает Heaven Benchmark. Этот тест задействует максимальное количество блоков ядра, так как использует самые современные 3D-технологии.
Температура даже на штатных частотах выше, чем в «бублике» под разгоном.
Чтобы была возможность сравнить новый топ с предшественником, приведу скриншот, снятый в том же режиме на GeForce GTX 480 (стандартные частоты).
Выигрыш нового флагмана не так велик. Три градуса по температуре и четыре процента по оборотам турбины. Разница в уровне шума – 2 дБ (42 против 44). Субъективно, гудение обеих видеокарт терпимо, но его очень отчетливо слышно. GeForce GTX 480 явно звучит погромче, но эту разницу нельзя назвать определяющей. Учитывая, что GTX 580 все-таки более мощная карта, работающая на повышенных частотах, я зачту этот тест в плюс nVidia. Температурный режим и шумовые показатели улучшены, как и было обещано.
Еще один скриншот, снятый после разгона GeForce GTX 580 до частот 900/4800 МГц (для ядра/памяти соответственно). Выставлено напряжение питания GPU 1/1,088 В.
Вот почему я остановился на отметке 900 МГц. Штатная СО еще справляется с охлаждением GPU, но уровень шума при этом составляет 49,6 дБ. Это очень громко, хотя и не «оглушающе». В принципе, можно даже поиграть в наушниках или с громким звуком из колонок. Дальнейший разгон возможен только при ручном выставлении максимальных оборотов турбины.
Я долго ломал голову, как же сравнить системы охлаждения GTX 480 и GTX 580 «лоб в лоб», то есть в максимально близких условиях. В итоге решено было подстроиться под «прыгающее» напряжение питания GTX 580. По данными из таблицы, которую приводил в предыдущем разделе, напряжение питания GTX 580 в Heaven BenchMark составляет 1,013-1,017 В (на стандартных настройках).
Для сравнительного теста я просто-напросто разогнал GTX 480 до частот GTX 580 (772/4008 МГц) и выставил «вольтаж» 1,013 В. К счастью, тестовый образец Leadtek смог работать в Heaven Benchmark на таких жестких настройках. В итоге обе видеокарты функционировали в максимально схожих условиях. Вот получившийся график для GeForce GTX 480.
Отмечу, что это все-таки не «чистый» тест, так как тепловыделение GF100 и GF110 даже при одинаковой частоте и напряжении должно отличаться. У GF110 больше активных блоков ядра, но производитель обещал улучшение «энергоэффективности» и снижение тепловыделения, так что получается «баш на баш». GeForce GTX 480 показала приблизительно те же результаты, что и на стандартных настройках, проиграв новой видеокарте 4 градуса и 4% оборотов турбины.
В простое GeForce GTX 580 практически не слышно, зафиксирован уровень шума не более 29-29,5 дБ. Температура GPU составляет порядка 36 градусов, но при активной работе с интерфейсом Windows Aero может подниматься до 38 градусов. Это неудивительно, так как в 2D режиме частота графического процессора GF110 снижается до 51 МГц.
Thermalright Spitfire
Для обдува радиатора использовался 120-мм вентилятор Scythe Slip Stream SY1225SL12SH, подключенный через регулятор оборотов. Были исследованы два режима:
- Тихий – 1100-1150 об/мин, уровень шума 31-31,5 дБ.
- Производительный – 1800-1850 об/мин, уровень шума 38,2-38,6 дБ.
В первом случае видеокарта получается чрезвычайно тихой. Скорее всего, ее вообще не будет слышно на фоне других компонентов системного блока. Во втором случае вентилятор все равно работает намного тише, чем турбина стандартной СО в игровых тестах.
Для начала проверка, справится ли Thermalright Spitfire с охлаждением разогнанной GeForce GTX 580 в тихом режиме. Результаты «игрового» теста:
Температура «висит» около отметки 80 градусов. Это почти на 9 градусов ниже, чем показатели стандартной СО при несопоставимом уровне шума (31,5 дБ против 49,6 дБ). Spitfire демонстрирует фантастическую производительность.
Температура в Furmark гораздо ниже:
К сожалению, сильнее разогнать видеокарту при низких оборотах вентилятора не удалось. Для преодолению отметки 900 МГц требуется значительное увеличение напряжения и температура быстро доходит до отметки 85 градусов. В таком режиме очень тяжело добиться стабильной работы видеокарты, поэтому я отказался от этих экспериментов. Результат «900 МГц при почти бесшумной работе» и так очень хорош. В дополнение отмечу, что на стандартных частотах температура GPU в «игровом» тесте снижается до 73 градусов.
Переход к производительному режиму работы вентилятора принес значительное падение температуры. Стандартные частоты, «игровой» тест:
И опять гигантский отрыв от стандартной СО. Температура ниже на 22 градуса при выигрыше в шумовых характеристиках (~3 дБ).
Увидев такие замечательные результаты, я с удвоенной энергией принялся за разгон видеокарты. Частота 900 МГц была взята повторно, но на чуть более низком напряжении 1,013/1,101 В. Температура в «игровом» тесте повысилась при этом до 68 градусов.
Следующим рубежом стала отметка 950 МГц. Так высоко по частоте видеокарта идет уже очень неохотно. В итоге напряжение пришлось последовательно увеличить до 1,056/1,144 В. В Heaven Benchmark реальное напряжение составляло 1,109-1,111 В, температура 76 градусов.
Вокруг заманчивой отметки 1 ГГц автор «танцевал» в течении нескольких часов. Напряжение поднималось очень значительно, но заставить видеокарту работать на этой частоте нормально так и не получилось. При напряжении питания 1,118/1,206 В (надеюсь, парни из nVidia меня не повесят) почти удалось добиться стабильности, но тесты «вываливались» через 1-2 минуты (перегрев). Поднимать напряжение дальше я не стал, да и температура уже выросла почти до 90 градусов. И все-таки я уверен, что получить 1000 МГц на GTX 580 абсолютно реально. Для этого хватит приличной системы водяного охлаждения. Процессор хорошо реагирует на понижение температуры, и при напряжении 1,118/1,206 В (а то и меньшем) видеокарта наверняка оказалась бы стабильна, не перейди я отметку в 80 градусов.
Тестирование производительности
Участники тестирования
- GeForce GTX 580 – главный герой сегодняшнего обзора.
- GeForce GTX 480 – предыдущий флагман компании nVidia.
- ATI Radeon HD 5870 – самая мощная однопроцессорная видеокарта ATI. Очень скоро этот ускоритель уступит место новому HD 6970. Именно с этой новинкой GeForce GTX 580 будет бороться за кошельки покупателей в период новогодних распродаж. Но на момент написания статьи Radeon HD 5870 еще не сложил полномочия «топового ускорителя», так что его появление среди участников закономерно.
Видеокарты тестировались как на штатных частотах, так и в разгоне. На графиках они будут обозначены следующим образом:
- GeForce GTX 580 OC+ - частота ядра 950 МГц (1,056/1,144 В), шейдерного домена - 1900 МГц, видеопамяти – 1200 (4800) МГц. Уровень разгона, достигнутый с использованием радиатора Thermalright Spitfire.
- GeForce GTX 580 OC – частота ядра 900 МГц (1,025/1,113 В) шейдерного домена - 1800 МГц, видеопамяти – 1200 (4800) МГц. Эти частоты удалось получить с использованием стандартной системы охлаждения. На близкий уровень разгона может рассчитывать большинство владельцев GeForce GTX 580.
- GeForce GTX 580 - видеокарта на штатных частотах. Ядро – 772 МГц, шейдерный домен – 1544 МГц, видеопамять 1002 (4008) МГц.
- GeForce GTX 480 OC – частота ядра 820 МГц (1,063 В), шейдерного домена - 1640 МГц, видеопамяти – 1025 (4100) МГц. Такой уровень разгона получен с применением Thermalright Spitfire. Для данной видеокарты это значительный прирост частот, хотя бывают и более удачные экземпляры.
- GeForce GTX480 – видеокарта на штатных частотах. Ядро – 700 МГц (1,025 В), шейдерный домен – 1401 МГц, видеопамять 949 (3796) Мгц.
- Radeon HD 5870 OC - частота ядра 1000 МГц (1,273 В), видеопамяти – 1300 (5200) МГц. Это типичный разгон Radeon HD 5870 c повышением напряжения питания GPU.
- Radeon HD 5870 – видеокарта на штатных частотах. Ядро – 850 МГц, видеопамять – 1200 (4800) МГц.
Результаты тестов одиночной видеокарты
На правах старожила тестирование открывает 3DMark 06.
3DMark 06
Overall Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Сегодня этот тест на стандартных настройках подходит только для оценки мощности видеокарт нижнего ценового сегмента. Все участники тестирования показали очень близкие результаты, дружно «уперевшись» в центральный процессор.
Наследник 3DMark 06 – более современный 3DMark Vantage до сих пор является адекватным тестом производительности видеокарт.
3DMark Vantage
Performance, Overall Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Режим Performance легковат для участников тестирования, но неплохо показывает общий расклад. Radeon HD 5870 и GeForce GTX 480 демонстрируют близкие результаты с небольшим преимуществом видеокарты nVidia. Новый флагман GeForce GTX 580 на штатных частотах значительно превосходит даже разогнанных конкурентов. А уж после разгона и вовсе уходит в отрыв, набрав почти 28 тысяч очков.
3DMark Vantage
Extreme, Overall Score
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Пресет Extreme должен отображать реальный расклад сил еще более четко, здесь влияние центрального процессора на результат минимально. GeForce GTX 580 закрепляет свое преимущество, а Radeon HD 5870 чуть отстает. Вообще, результат GeForce GTX 580 после разгона просто «космический», если в играх будет наблюдаться такое же преимущество, то впору говорить о настоящем прорыве.
После откровенной синтетики настало время перейти к более реалистичному Heaven Benchmark. Сначала тест с нормальным уровнем тесселяции:
Unigine Heaven Benchmark
Dx11, AA4x Tessellation normal
Min | Avg FPS
1680 x 1050
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
1920 x 1200
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Использованы следующие настройки:
- API: DirectX 11
- Shaders: High
- Tessellation: normal
- Anisotropy: 16x
- Anti-aliasing: 4x
Тут видеокарта ATI никак не может соперничать с ускорителями nVidia, разогнанный GeForce GTX 580 обходит Radeon вдвое! После хорошего разгона GeForce GTX 480 почти догоняет GTX 580 на стандартных частотах.
Дополнительный тест на тех же настройках, но с экстремальным уровнем тесселяции:
Unigine Heaven Benchmark
Dx11, AA4xTessellation extreme
Min | Avg FPS
1680 x 1050
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
1920 x 1200
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Разрыв между GTX 480 и GTX 580 примерно тот же, а вот бедняга Radeon откровенно захлебнулся в таком количестве треугольников. Справедливости ради отмечу, что игр с таким активным использованием продвинутой тесселяции пока не существует, и этот тест не слишком близок к реальному использованию, хоть и удобен для nVidia.
реклама
Теги
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила