Radeon HD 6870: "минуса", фреон и медные трубы
Оглавление
- Вступление
- Система охлаждения
- Подготовка комплектующих
- Модификация напряжений
- Тестовый стенд
- Инструментарий и методика тестирования
- Зависимость потенциала разгона от подаваемого напряжения
- Результаты тестов
- 3DMark Vantage
- Far Cry 2
- Call of Duty World at War
- S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat
- Unigine Heaven
- Dirt 2
- Metro 2033
- BattleField Bad Company 2
- Alien vs Predator 3
- Заключение
Вступление
Экстрим, азот - собирательные элементы одного увлекательного шоу. Никто не поспорит, что соревнования по разгону компьютерных комплектующих с использованием нетрадиционных способов охлаждения одни из самых зрелищных. Парящие газы, запах горелых транзисторов, суета... А что, если повторить все то же самое дома, не отходя от телевизора в спокойной обстановке? Легко, но для этого понадобится выполнить несколько условий.
Во-первых, вам нужна та самая нетрадиционная система охлаждения. Под ней я подразумеваю либо «стакан», либо «фреонку». С первым все просто - взять цилиндрический брусок меди, сделать чертеж и отдать токарю. Или купить уже существующий образец. Минусы такого подхода очевидны. Где найти медь, токаря и прочее? Да и с наполнением «стакана» возникает загвоздка: жидкий азот - не газировка, на каждом углу не продается. Лед можно заказать на хладокомбинате и хранить непродолжительное время в пенопластовой таре, азот разливается исключительно в специальные сосуды, и стоит дорого. Таким образом, придется решать целый спектр задач.
Второй путь, которым я советую идти всем оверклокерам - это «фреонка». Она мобильна, не зависит от внешних факторов, универсальна как для процессоров, так и GPU, и ей можно пользоваться продолжительное время. Но для начала «фреонку» надо приобрести. Готовые системы фазового перехода предлагает часть матерых заокеанских энтузиастов. Можно найти человека в России и заказать сборку, но вот беда: таковых практически не осталось. А значит, вам придется самому разобраться в тонкостях «фреоностроения».
Система охлаждения
реклама
Сделана на базе компрессора Aspera. Расчетные тактико-технические характеристики - минус 45°C при выделяемой мощности до 300 Ватт. Конструкция до безобразия проста и функциональна. Питается от 220 В, а благодаря сменным креплениям подходит к обширному списку как разъемов процессоров, так и графических ядер.


В свободное от работы время я использую ее для сохранения ледникового покрова, замораживая пресную воду. Но по долгу службы советую ей морозить CPU и GPU, что куда увлекательнее.
Подготовка комплектующих
Для безопасного использования «фреонки» я остановлюсь на ряде условий, которые нужно соблюдать. Первоочередной задачей стоит проблема образования конденсата на участках, наиболее подверженных заморозке. В GPU AMD это вся площадь между графическим ядром и рамкой GPU. В силу моей лени я не изолирую конденсаторы каким-либо пластилином, а просто лакирую их. С видеопроцессорами nVidia такое мероприятие проводить необязательно, поскольку графический процессор закрыт теплораспределяющей пластиной.
Обратная часть жизненно нуждается в термоизоляции. Наиболее простым способом является оклеивание двухсторонним скотчем. После тестов он с легкостью снимается с текстолита. В принципе, это все. Далее по желанию изолируются либо обдуваются вентилятором близкорасположенные конденсаторы и модули памяти.
К креплению предъявляются особые требования. Оно должно быть предварительно примерено по месту с соблюдением хорошего, но не чрезмерного прижима к GPU. Риск повредить пайку под GPU увеличивается с каждым достигнутым отрицательным градусом по мере тестирования. Чем ниже температура, тем точнее должен быть прижим. Перед установкой испарителя позаботьтесь о длине винтов крепления. Сделайте несколько примерок и зафиксируйте количество оборотов. Не допускается изгиб текстолита! Лучше оставлять, если есть возможность, пластины, усиливающие сопротивление на изгиб видеокарты (Я бы сказал, что это обязательное условие - прим.ред.).
Особенно тщательно охлаждайте силовые элементы, оставляйте на месте радиаторы, закрепленные винтами. Приклеенные не годятся - они отлетят под действием силы тяжести и отрицательных температур. Тыльную часть видеокарты обдувайте мощным воздушным потоком и не допускайте образования конденсата на любых элементах!
реклама
Если нет длинных и тонких болтов для закрепления испарителя на видеокарте, то используйте проставки из комплектов корпусов. Именно таким образом я решил проблему и, надо сказать, остался доволен. В собранном виде видеокарта приобрела монстроподобный вид:

Модификация напряжений
Вечный спор между программной и аппаратной модификациями напряжений никогда не прекратится. Обе обладают уникальными возможностями, и у каждой из них есть как положительные, так и отрицательные черты.
Программная (Софтвольтмод) – не требует пайки, самый популярный среди гарантийного оборудования. Из недостатков: не способен поднять напряжения на всех участках, зависит от программного обеспечения.
Аппаратная (Хардвольтмод) – обходит все защиты по напряжению, не зависит от «софта», позволяет максимально повысить вольтаж. Из недостатков: требуется пайка умелыми руками, теряется гарантия, возрастает риск «спалить» оборудование. Я рекомендую пользоваться комбинированным видом, используя все преимущества обоих способов.
Точки замера напряжений для HD 6870 расположены в разных местах. Красным помечены выводы для замера напряжения на графическом ядре (Vcore), а желтым – напряжение на памяти (Vmem).

Для вольтмода карты понадобится два переменных резистора номиналом от 50 до 100 Ом. Подойдет любой, в зависимости от сопротивления придется больше или меньше вращать движок резистора. Точки пайки для HD 6870 выделены цветом: красным – вывод, к которому припаивается «нога» резистора, другой вывод резистора присоединяется к земле, а желтым та же самая точка для памяти.

По возможности «землю» располагайте как можно ближе к точке противоположного контакта.
Не советую делать вольтмоды карандашом, способ хоть и простой, но не очень-то надежен при минусовых температурах.
Тестовый стенд
- Материнская плата: MSI Big Bang-XPower (BIOS 1,4B7);
- Процессор: Intel Core i7 930 4305 МГц (205 х 21, 1,31 В);
- Система охлаждения: Система водяного охлаждения;
- Термоинтерфейс: Arctic Cooling МХ-2;
- Оперативная память: Kingston HyperX KHX2000C9AD3T1K3/6GX DDR3, 6 x 2 Гбайт, 1640 МГц (7-7-7-19-1T, 1,65 В);
- Жесткий диск: Seagate 7200.11 320 Гбайт;
- Блок питания: Enermax Revolution 85+ 1250 Вт;
- Операционная система: Microsoft Windows 7 x64;
- Версия драйверов для ATi/AMD и Nvidia: Catalyst 10.10e, nForce 261.00.
Перечень используемых измерительно-контрольных приборов и инструментов:
- Мультиметр: Fluke 289.
Инструментарий и методика тестирования
реклама
Для наглядного сравнения видеокарт все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешениях 1680х1050, 1920х1200.
В части игр, где это возможно, использовались встроенные средства измерения быстродействия:
- 3DMark Vantage – Extreme, High, Perfomance
- Aliens vs Predator DX 11 Benchmark v1.03
- Colin McRae DIRT 2
- Far Cry 2
- Unigine Heaven Benchmark v 2.0
- Call of Duty World at War
- S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (итоговое значения – усредненные по четырем режимам)
Для нижеперечисленных игр производительность измерялась с помощью утилиты FRAPS v3.2.1:
- Battlefield Bad Company 2
- Metro 2033.
VSync при проведении тестов был отключен.
Во избежание ошибок в погрешности измерений все тесты производились по три раза. При вычислении среднего FPS за итоговый результат бралось среднеарифметическое значение результатов всех прогонов.
Зависимость потенциала разгона от подаваемого напряжения
Максимальная частота GPU
МГц
Напряжение, В
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Как ни печально, но я склонен полагать, что достался не очень удачный экземпляр карты. В большинстве случаев, при 1,6 В и минус 25°C частота графического ядра должна быть около 1300 МГц. Достигнутый предел установился на отметке 1250 МГц, а стабильно GPU работал только при 1150 МГц.
Максимальная частота MEM
МГц
Напряжение, В
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Память вообще плохо разгоняется на всех HD 6870, одной из причин называется упрощенный контроллер памяти Barts.
Результаты тестов
Список участников тестов и их частоты:
|
|
|
|
HD 5770 |
|
|
|
HD 5830 |
|
|
|
HD 5850 |
|
|
|
HD 5870 |
|
|
|
HD 5970 |
|
![]() |
|
HD 6870 |
|
|
|
GTX 460* |
|
|
|
GTX 460 |
|
|
|
GTX 465 |
|
|
|
GTX 470 |
|
|
|
GTX 480 |
|
|
|
GTX 460* - 768Мб.
GTX 460 – 1024Мб
3DMark Vantage
Настройки:
- Профиль Extreme, High, Perfomance.
Score
Extreme | High | Performance
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Таблица с результатами относительно номинальных частот HD 6870:
|
|
|
|
|
GTX 480 |
|
|
|
|
GTX 470 |
|
|
|
|
GTX 465 |
|
|
|
|
GTX 460 |
|
|
|
|
GTX 460* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
HD 6870 |
|
|
|
|
HD 5970 |
|
|
|
|
HD 5870 |
|
|
|
|
HD 5850 |
|
|
|
|
HD 5830 |
|
|
|
|
HD 5770 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
GTX 480 OC |
|
|
|
|
GTX 470 OC |
|
|
|
|
GTX 465 OC |
|
|
|
|
GTX 460 OC |
|
|
|
|
GTX 460* OC |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
HD 6870 OC |
|
|
|
|
HD 5870 OC |
|
|
|
|
HD 5850 OC |
|
|
|
|
HD 5830 OC |
|
|
|
|
HD 5770 OC |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
HD 6870 XOC |
|
|
|
|
Неплохо для начала, 18% роста только благодаря разгону, учитывая прибавку по частоте ядра +22% и памяти +12,5%. Столь хороший старт был бы просто замечательным, если бы не конкуренты в лице GTX 460 1024 Мб, небольшой разгон которого заставляет задуматься о целесообразности экстремальных процедур над HD 6870. 3D Mark Vantage благосклонно относится ко всем видеокартам АМД и не является показателем тотального превосходства. Куда важнее обращать внимание на игры, так что продолжим наше исследование.
Far Cry 2
Версия бенчмарка 1.0.0.1
Настройки:
- DirectX 10.0
- Полноэкранное сглаживание (MSAA) - 4х /8х
- Анизотропная фильтрация (AF) - 16х
- Вертикальная синхронизация - выключено
- Огонь - очень высоко
- Физика - очень высоко
- Реалистичность деревьев - очень высоко
- Растительность - очень высоко
- Затенение - ультра высоко
- Ландшафт - ультра высоко
- Геометрия - ультра высоко
- Пост-обработка - высоко
- Текстуры - ультра высоко
- Тени - ультра высоко
- Детализация - высоко
- Окружение - высоко
- HDR-рендеринг - вкл.
- Bloom - вкл.
Кадры/сек
Min | Avg | Max
1680x1050
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
1920x1200
Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Таблица с результатами относительно номинальных частот HD 6870:
1680x1920, % |
1920x1200, % |
|
|
GTX 480 |
|
|
|
GTX 470 |
|
|
|
GTX 465 |
|
|
|
GTX 460 |
|
|
|
GTX 460* |
|
|
|
|
|
|
|
HD 6870 |
|
|
|
HD 5970 |
|
|
|
HD 5870 |
|
|
|
HD 5850 |
|
|
|
HD 5830 |
|
|
|
HD 5770 |
|
|
|
|
|
|
|
GTX 480 OC |
|
|
|
GTX 470 OC |
|
|
|
GTX 465 OC |
|
|
|
GTX 460 OC |
|
|
|
GTX 460* OC |
|
|
|
|
|
|
|
HD 6870 OC |
|
|
|
HD 5870 OC |
|
|
|
HD 5850 OC |
|
|
|
HD 5830 OC |
|
|
|
HD 5770 OC |
|
|
|
|
|
|
|
HD 6870 XOC |
|
|
|
Как уже упоминалось, основные конкуренты HD 6870 – обе карты GTX 460, GTX 465 и в ближайшем времени - GTX 470, но последняя все же будет слегка дороже. Высокие частоты Barts’а позволяют ему дотянуться до лидеров, он попросту быстрее GTX 470. Но как только вы разгоните на штатном охлаждении любую видеокарту, основанную на ядре GF104, то тотчас нивелируете разницу до мизерных значений. Внимательно посмотрите на результат GTX 460 768 Мб, его показатели находятся на низком уровне, вполне понятно желание nVidia заменить его на видеокарту помощнее и с 1024 Мб памяти. А архитектура и частоты HD 6870 по мере роста разрешения лучше, чем видеокарты nVidia, справляются с нагрузкой в виде игры Far Cry 2.
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила