Статья посвященная разгону Sapphire X800
реклама
Автор:TSA[MoloTOFf]
Не совсем лирическое Intro.
Шла весна 2005 года… Пришло время для апгрейда моего старенького блока… Я решил что насупило время для покупки нового блока, а не просто апгрейда платформы, так как к этому времени уже вышедшие новые платформы появились у нас в продаже не по диким ценам, которые так любят наши продавцы( г. Наб. Челны). Особое внимание я уделял выбору видеокарты – и пришел вот к каким выводам – если будет м/п на S939, то буду брать именно видеокарту на PCI-E. Так как у меня всю жизнь стояли Radeon’Ы( RV100->RV350->R350), я решил выбирать именно из семейства X
Возможные комментарии с трибуны: – даешь Жирафы 6 серии, они рулез! - Мой ответ: у нас их (на PCI-E) тогда во первых не было, во вторых они стоили(если были) по 16-18 т.р, что не очень то прельщало( тем более что покупать PCI-E 6800 non GT не имеет смысла т.к на нем нечего разблокировать как было 12/5, так и будет). А так же у меня скоро возникли подозрения, что под видом 6800 продавали 6800LE, тем более что сами продавцы об этом знали не больше чем их клиенты |
Так как уровень производительности серий х300/х600/х700 может удовлетворить только наших производителей т.н «игровых компьютеров» (Cel-2400/256 Mb NoName™ RAM, FX5200 64 bit NoName™, 40GB HDD) - Трижды Дум на них, я решил выбирать из серии x800, благо тогда она была не такая обширная как сейчас, да и обрезков типа x800 (и др.) 128 bit не было. Я решил покупать x800XL, так как он сочетал достойный уровень производительности и низкую цену ( что-то около 11 т.р – аналогично – Leadtek 6800GT стоил около 16,5 т.р.), но в день покупки его не было в наличии и по словам продавца, его завоз был бы только через месяц. По этому я взял Sapphire x800 256 Mb DDR3, так как я тогда предполагал, как и многие (статья с 3DNews), что его удастся разблокировать до полноценного x800xl.
Характеристики Sapphire Radeon x800 256 Mb
Название GPU: | R430( 0.11µ, non Low-K, 12p/6v) |
Частота GPU: | 390 MHz |
Тип и объем RAM: | GDDR-3 Samsung 2.0ns, 256Mb, 256 bit |
Частота RAM: | 350 MHz (эффективная 700 MHz) |
Теор. проп. способность памяти | 21.9 Gb/s |
Нужно сразу сказать, что PCB этой карты полностью идентично PCB Sapphire x800xl, и даже память стоит абсолютно аналогичная той, что стоит на ХЛ:
Sapphire Radeon x800 256 Mb
|
Вид в корпусе.
|
||||||
GPU r430
|
Память Samsung
|
Сразу можно заметить, что материнка Gigabyte GA-K8NF-9 нисколько не способствует нормальному охлаждению видеокарты – по неизвестным причинам слот PCI-E x 16 расположен снизу, а не сверху, в результате чего отверстие для доп. кулера не значит ничего, так как нормального прогона воздуха внутри корпуса не будет.
Особо «теплые» слова я выскажу в пользу кулера этой карты – своими высоким оборотами и невыносимым шумом( даже в Idle) он мешал как работе, так и играм. Кроме плохих шумовых характеристик так же можно отметить плохие теплоотводящие х-ки – даже при смене термопасты на АлСил-3 температура при стандартных установках частот была около 49-50°С в простое и до 85°С при полной загрузке. При разгоне(430/1000) температура зашкаливала за сотню! По этому я решил купить более тихую и производительную систему охлаждения. Как своей ценой, так и качеством мне понравилась система Ice Hammer IH-250V, про которую я прочитал в одном обзоре.
Комплектация Ice Hammer IH-250V
|
Видеокарта с установленным кулером
|
После долгой и упорной борьбы с кулером он был установлен на карту, а старый был снят и отложен. (!Интересный факт – на дне старого кулера я обнаружил какую-то пластиковую пленку (даже пластинку) которая тоже может быть отрицательно влияла на охлаждение).
После этого я решил разогнать карту до максимума, благо кулер теперь это позволял (но чип R430 не основан на Low-K технологии, так что про разгон за 500> можно сразу забыть )
Конфигурация компьютера: | |
---|---|
Процессор: | AMD Athlon 64 3000+ (0.09 µ, Winchester, DH-D0, 512 L2) |
Кулер процессора: | AMD BOX |
Кулер в корпус: | 80x80 noiseless |
Мат. плата: | Gigabyte K8NF-9( nForce4-4x, 4 x DDR, 4xPATA, SATA, 8ch ALC850, 1Gbit LAN, IEEE 1394b) |
Память: | 2 x 512 Mb NCP(обычный noname - ) |
Видеокарта: | Sapphire Radeon x800 256 Mb |
HDD: | 1.Seagate Barracuda 7200.7 80GB 8Mb cache SATA 2.Seagate Barracuda 7200.7 40GB 2Mb cache PATA |
Optical Drive: | NEC ND-3520AW - DVD±RW |
Блок питания: | InWin IP-350P4AJ2-0 <350W> |
OS, Drivers, tools: | Windows XP SP2, 6.1 - N2O Pack от Lama, Ati Tray Tools v 1.0.5.824 от Ray Adams, ATITool 0.25 beta 10. by W1zzard |
Мои попытки разблокировать конвейеры:
цитата:
(может это покажется кому-нибудь глупым, но я так это не считаю, т.к говорил Л.П. Берия : « Папитка –нэ питка!»)
Сначала посмотрел в ATiTool окно Settings с зажатым Shift:
Меня как-то обнадежило то, что у меня нет аппаратно заблокированных конвейеров, и поэтому я попытался сделать все это:
1.Прошивка Atiflash БИОСа от Sapphire x800xl – не работает
2.Прошивка модифицированным flashrom empty.bin(см. http://techpowerup.com) и БИОСа от Sapphire x800xl – не работает
3.Прошивка модифицированных БИОСов от x800GTO, x800GTO2 - то же.
Только потом я заметил что количество заблокированных внешне конвейеров – это CONFIG_SUBSTRATE_FUSES – т.е у меня заблокирован один квад – E 16 = 1110 2. Но на картах на r430 нет каких–либо внешних lasercuts, которые можно было бы замкнуть – т.е нужно распаивать буквально все и искать их где-то под чипом.
Но теперь приступим к разгону и игровым и синтетическим тестам.
Карта разгонялась с помощью ATT и AT(она греет ИМХО больше) – в результате система заработала стабильно и без артефактов на частотах GPU - 440 / RAM – 500. хотя ATI Tool утверждала, что можно работать на 450/1000, но во всех тестах лезло много артефактов и я решил не включать рез-ты этих тестов. Все тестирование поводилось с помощью программы BenchEmAll! 2.6
Результаты синтетических тестов:
1024x768
Название теста | Результат | Разница(c разгоном) |
---|---|---|
3D Mark 2003 v/c default(390/700) | 8404 Marks | Это берем за 100 % |
3D Mark 2003 v/c overclock(440/1000) | 9864 Marks | 117 % |
3D Mark 2005 v/c default(390/700) | 4034 Marks | 100 % |
3D Mark 2005 v/c overclock(440/1000) | 4815 Marks | 119 % |
1280 x 1024
Название теста | Результат | Разница(c разгоном) |
---|---|---|
3D Mark 2003 v/c default(390/700) | 6574 Marks | Это берем за 100 % |
3D Mark 2003 v/c overclock(440/1000) | 7828 Marks | 119 % |
3D Mark 2005 v/c default(390/700) | 3240 Marks | 100 % |
3D Mark 2005 v/c overclock(440/1000) | 3859 Marks | 119 % |
1024x768 1280x1024
Скриншот к №1 (1.2)
Скриншот к №2 (2.2)
Скриншот к №3 (3.2)
Скриншот к №4 (4.2)
Итак, разгон GPU видеокарты на 12,8 % и памяти на 42 % повлек за собой прирост производительности в синтетике на 17-19%. Я думаю довольно неплохо.
Перейдем к игровым тестам – из всего множества игр я выбрал TCoR: Escape from the Butcher Bay за удивительную графику, которая действительно достойна восхищения и уважения; Half Life 2 как т.н «заточку» на стороне ATI, хотя я сам это мнение не разделяю; с другой стороны Doom III, на стороне Ultra Shadow и NVIDIA, а так же мой старый любимый шутер Unreal Tournament 2003, как пример влияния процессора на производительность игры.
TCoR:EFBB( Anisotropy 1.0, Model Shadows On, Max Detail) |
---|
Разрешение | Название теста | Результат | Разница(c разгоном) |
---|---|---|---|
1024 x 768 | TCoR:EFBB v/c default(390/700) | Average fps 24.62 | Это берем за 100 % |
1024 x 768 | TCoR:EFBB v/c overclock(440/1000) | Average fps 30.33 | 123 % |
1280 x 1024 | TCoR:EFBB v/c default(390/700) | Average fps 16.20 | Это берем за 100 % |
1280 x 1024 | TCoR:EFBB v/c overclock(440/1000) | Average fps 20.02 | 123 % |
Как видно из таблицы, разгон ощутимо повлиял на скорость работы EFBB – как и в низком разрешении, так и в высоком.
Half Life 2(Trilinear Filtering) – d03_canals_02 |
---|
Разрешение | Название теста | Результат | Разница(c разгоном) |
---|---|---|---|
1024 x 768 | Half Life 2 v/c default(390/700) | 84.01 fps | Это берем за 100 % |
1024 x 768 | Half Life 2 v/c overclock(440/1000) | 85.50 fps | 101 % |
1280 x 1024 | Half Life 2 v/c default(390/700) | 77.75 fps | Это берем за 100 % |
1280 x 1024 | Half Life 2 v/c overclock(440/1000) | 82.78 fps | 106 % |
В Half Life 2 же, разгон очень мало помог при разрешении 1024х768 и явился более эффективным при 1280х1024 – видимо на скорость ХалфЛайфа сильно влияет ПСП.
Doom 3(High Quality) – demo – intro + 2 min game |
---|
Разрешение | Название теста | Результат | Разница(c разгоном) |
---|---|---|---|
1024 x 768 | Doom 3 v/c default(390/700) | 69.2 fps | Это берем за 100 % |
1024 x 768 | Doom 3 v/c overclock(440/1000) | 85.50 fps | 123 % |
1280 x 1024 | Doom 3 v/c default(390/700) | 48.8 fps | Это берем за 100 % |
1280 x 1024 | Doom 3 v/c overclock(440/1000) | 61.5 fps | 125 % |
Как мы видим, разгон очень сильно повлиял на производительность Doom III, здесь вероятно очень сильно влияет частота памяти, т.к в игре используется множество различных текстур.
Unreal Tournament 2003 |
---|
Разрешение | Название теста | Результат(Flyby/botmatch) | Разница(c разгоном) |
---|---|---|---|
1024 x 768 | Unreal Tournament 2003 v/c default(390/700) | 235.08/88.87 | Это берем за 100 % |
1024 x 768 | Unreal Tournament 2003 v/c overclock(440/1000) | 238.37/89.31 | F - 101 % | B - 100,4% |
1280 x 1024 | Unreal Tournament 2003 v/c default(390/700) | 205.3/82.18 | Это берем за 100 % |
1280 x 1024 | Unreal Tournament 2003 v/c overclock(440/1000) | 225.5/82.98 | F - 109,8 % | B- 100,9% |
При игре в UT200k не имеет смысла разгонять видеокарту – прирост от этого минимален( точнее смехотворен) – здесь скорость ограничивается только скоростью CPU и пределами возможностей движка Unreal.
Графики.
Выводы.
Итак, после всех проведенных тестов мы приходим к выводу, что разгон является очень эффективным методом улучшения производительности, особенно с хорошей системой охлаждения, но все–таки, если бы квад мог разблокироваться … но это только если.
Хотя чип r430 не приспособлен к разгону – я считаю что он и показал достаточно хороший результат( + 50 Mhz), а память нормально работала на своих стандартных частотах, в отличие от памяти Infineon.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают