Немного ностальгии: Обзор и тестирование платформы Socket 370

14 марта 2009, суббота 13:07
Введение

Доброго времени суток, господа оверклокеры...
Как можно судить по заглавию статьи, она не блещет актуальностью...так что всем, кто ищет именно её, читать дальше не стоит. А посвящена она недавно попавшим волею судьбы ко мне в руки железкам. Основная же её цель - показать насколько прыгнули вперёд компьютерные технологии всего за несколько лет, и на что ещё способны "старички", и немного пофилософствовать.

Часть первая. Обзор системы.

Итак, встречайте:

Материнская плата ASUS TUSL2-C


(кликните по картинке для увеличения)

ASUS TUSL2-C


Сие чудо основано на чипсете i815, однако, лишено встроенного звука....но это не большая беда, при наличии целых 6 (!) слотов PCI. Также пристуствуют привычные 2 USB порта, 2 порта PS/2, 2 COM и LPT. Mobo имеет своеобразный переключатель(+ табличку, обведено на фото), позволяющий менять делители шина ЦП/память (100/100, 133/100, 66/100, 133/133), что иногда может быть очень полезно. Также присутствует джампер, дающий возможность устанавливать напряжение на линии +3.3, и если верить показаниям биоса оно равно 3.32, 3.50 и 3.72 соответственно в трех возможных положениях. Максимальный объем памяти который можно туда "воткнуть" - жалкие 512Мб (при установки большего мать не запускается). БИОС позволяет устанавливать напряжение на ЦП от 1.5 до 1.8в с шагом .5в, имеет функции мониторинга температур северного моста и ЦП, а также скоростей 3-х пропеллеров. Изначально была проблема с AGP - не хотел включаться режим 4х, однако недолго порыскав по интернету был найден и прошит зафиксенный биос. В целом - неплохо.

Собственно процессор Celeron Tualatin 1000Mhz (100х10)


(кликните по картинке для увеличения)

Celeron Tualatin весь в "термопасте"




Вот в таком состоянии он попал ко мне...но вполне рабочий. Имеет 32Кб кеша 1 уровня и 256Кб кеша 2-го уровня, выпущен по 130-нм тех. процессу, номинальное напряжение 1.5в и относится к степпингу tB1, если верить маркировке и CPU-Z.

Видео...


(кликните по картинке для увеличения)

ASUS V-3800 с самодельной СО

Riva TNT2 + 16Mb SGRAM. Если верить показаниям Everestа, чип имеет 15 млн транзисторов, выпущен по 250нм тех. процессу, включает 2 пиксельных конвейера и аппаратную поддержку DirectX 6.0. Номинальные частоты 125/150 (чип/память), шина памяти 128 бит.
Над ней пришлось немного поработать, а то она казалась совсем уж ущербной...стоковый вентилятор был убран и на его место прикручен проволокой 80-мм ~2000rpm, который так же обдувает и память, как видно на фото. Температуру платы на ощупь с обратной стороны в районе чипа едва можно было назвать тёплой.

Видео-2.

Также решил потестить старенькую Noname GeForce 2 MX400 64Мб...Это уже покруче Rivы будет. Чип выпущен по 180нм техпроцессу, имеет 2 пиксельных конвейера и аппаратную поддержку DirectX 7.0. Шина памяти 128 бит.
Вот фото:


(кликните по картинке для увеличения)

Noname GeForce MX400

Обе карточки работали с AGP 4x.

В качестве памяти использовались 2 планки по 256Мб каждая, особого интереса не представляющие.

Часть 2. Охлаждение, разгон и тесты.

Первым делом встал вопрос об охлаждении ЦП, который, кстати, грелся нещадно...В наличии было 2 алюминиевые фигулины, подходящие под крепления на сокете...Первая была покрашена под медь и снизу красовалась надпись Thermaltake , вторая была остатком от боксового кулера. В обоих случаях сверху ставился 120мм вентилятор, который, кстати, также обдувал северный мост и память. Оба радиатора продемонстрировали примерно схожую(+-1градус) производительность несмотря на существенную разницу в конструкции:


(кликните по картинке для увеличения)

алюминиевая фигня 2


(кликните по картинке для увеличения)

алюминиевая фигня 1

А вот так выглядел весь стэнд в сборе.


(кликните по картинке для увеличения)

Стенд

Здесь нужно немного сказать об охлаждении чипсета. Изначально там стоял убогий радиатор, без каких-либо следов термопасты, и отодрать его не составило труда...смысла от него не было - только вред, с ним температура чипсета была 28, без него - 27...хотя ни то, ни другое не критично, я все же его снял, на 1 градус, но холоднее.

В качестве накопителя использовался HDD Quantum Fireball lct20 30.0Gb, изрядно покоцаный временем и постоянно глючющий. Использовалась XP SP3.

(Несколько слов об этом магнитнопластинчатом монстре - в процессе проведения тестов и написания статьи его гул очень раздражал, начала болетль голова....сожрал пару таблеток аспирину...ммм....какой-то очень знакомый звук...и вдруг меня осенило где я его раньше слышал - так звучат реактивные двигатели Ту-154 !!! Моя догадка меня просто убила , голова перестала болеть сразу )

Итак, разгон, самое интересное. Проц с ходу взял частоту в 1750МГц, при отношении FSB/RAM = 4/3. (133/100) при напряжении 1.53в. Дальше было сложнее - проходил POST при 1800 и напряжении 1.81в, но в винде о стабильности не было и речи, как итог была выбрана частота в 1771МГц при напряжении 1.71в. Память работала на частоте 133МГц и таймингах 2-2-2-5. Температура в простое была около 52, под нарузкой (OCCT 3.0, так как греет больше всех) - в районе 58 градусов после получасового теста. Также были проведены тесты в следующих режимах:

ЦП/память - 1666/166 при таймингах 3-3-3-7,
ЦП/память - 1670/125 при таймингах 2-2-2-5,
ЦП/память - 1333/133 при таймингах 2-2-2-5,


дабы проследить зависимость производительности от скорости ЦП и памяти.

Тесты ЦП





Известный тест CrystalMark достаточно четко расставил приоритеты - в тесте памяти явно лидирует 1666-166, несмотря на более высокие тайминги. В тестах FPU и ALU вперёд выходит 1771-133, что вполне ожидаемо....результаты 1666-166 и 1670-133 в этих тестах идентичны.

Чтож, попробуем в чем-нибудь более реальном.




Для архиваторов Winrar и 7zip использовалась тестовая папка размером 66.2Мб, Супер пи вычислял 1М.

В архиваторах 1666-166 явно лидирует, что легко объяснить - процессору явно не хватает кэша (32+256Кб, всего-то), и он, так сказать "часто обращается в память". Однако в Супер пи результаты 1771-133 и 1666-166 идентичны. Если сравнивать 1670-125 и 1666-166, то уж лучше частота, чем тайминги.


Также решил потестить скорость кодировки видео (конечно, вряд ли кто-то будет этим заниматься на такой машине, но всё же можно оценить отрыв)




Ммда...5фпс...это здорово конечно...можно неделю кодить Здесь лидирует 1771-133, все же частота ЦП здесь больше востребована.

Разгон видео подсистемы.


Ну что ж, начнём с Rivы. Карточка без каких-либо проблем взяла частоты 185/225 (против 125/150 номинальных), причем без каких-либо вольтмодов и т.п.
А вот с GeForceом пришлось тяжелее...Ядро с номинальных 175 разогналось до 220, причём при больших частотах уже начинали появляться артефакты...После чего было принято решение сделать вольтмод. Напряжение на ядре было поднято до 2.07в, и как следствие, ГП вполне нормально стал работать на 250МГц(внимательные могли заметить подпаяный резистор на фото выше). При дальнейшем повышении напруги и частот неминуемо появлялись артефакты, и ничто от них уже не спасало. Но с памятью пришлось ещё хуже - с номинальных 155 она разогналась лишь до 165....какие-то жалкие 10 МГц....смешно. Вольтмод памяти найти так и не удалось, так и оставил.

Использовался драйвер ForceWare версии 28.84 для Win2k (Ни один другой Rivу не понимал ).

Вот результаты:




Здесь стоит отметить что проводились не все тесты - на некоторых выводилась красная надпись No Hardware Support (думаю, не надо переводить), этого можно было вполне ожидать. О результатах говорить особо нечего, разве что можно отметить что при стандартной частоте ГП MX400 шины памяти явно хватает - результаты идентичны, но вот при её повышении, пропускной способности уже явно не хватает, и эти жалкие 10МГц уже дают, хоть и небольшой, но заметный прирост. В случае Rivы любое повышение частоты идёт на благо.

Немного игр:




Здесь ситуация достаточно странная...Повышение частот у MX400 не даёт практически ничего, меня это очень удивило...Но в случае с Rivой на пользу идет разгон памяти (явно сказывается недостаток её объёма), а на ядро игре практически наплевать. Но ни один из режимов нельзя назвать играбельным.




Другой популярный по всему миру и сегодня шутер - CS 1.6 в случае с MX400 хорошо относится к повышению частоты ядра, а вот на память ему плевать. У Rivы дела обстоят по-другому - на пользу идёт как разгон памяти, так и ГП.
Было также желание потестить в ещё более известном шутере тех времён - Quake 3, но к сожалению ничего не вышло - никакие танцы с бубном и т.п. не смогли запустить игру с этим драйвером...MX400, конечно, работала с более свежими, но заставить делать это Rivу у меня не удалось.

Заключение/Выводы.

Итак, на этом мои издевательства над компом, и собой в первую очередь, заканчиваются...Ну что тут сказать? За каких-то 6-7 лет компьютеры ушли далеко вперёд...и те, кто когда-то считался "хорошой игровой системой" сегодня уже не больше чем печатная машинка...Да, в ней можно рисовать графики, печатать статьи, лазить по инету, и ещё много всего; оно отличается относительно низким энергопотреблением, и, при желании, уровнем шума (есть мысли установить частоты 666/100 и забыть о вентиляторах), чего в современных системах иногда добиться бывает непросто. Но это - уже прошлый век (если не тысячелетие) эволюции PC, и с каждым днем разрабатываются всё новые чипы, и сегодняшние кремниевые ПЕЧ280, 295, Radeon 4870х2 в сравнительно скором времени станут не более чем историей, которую не жалко будет выбросить. И кто знает, чем всё закончится...Но я знаю одно - люди, прозвавшие себя однажды оверклокерами, никогда не остановятся, чтобы познать все хитрости нанометровой микроэлектроники, поражающей умы миллиардами транзисторов и тактов в секунду....познать, и, собрав очередную супер-систему, пойти покорять мировые рекорды.

(Ох как загнул то а, аж гордость берет !!!)

Идеи, пожелания, комментарии, критика, ошибки - всё сюда:http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=305483

P.S. Это моя первая статья, судите построже
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают