Казаки 3: рецензия

28 сентября 2016, среда 00:00

Оглавление

Жанр
Стратегия в реальном времени
Разработчик
GSC Game World (Украина)
Издатель
GSC Game World (Украина)
Платформа
Steam
Локализация
Текст
Дата выхода
20 сентября 2016 года

Вступление

«Казаки» давно стали народной стратегией. То ли потому, что делали её выходцы из СНГ, то ли от того, что игра отчасти посвящена великой, но отнюдь не величественной истории Украины и её как всегда азартных на завоевания восточных соседей. И пусть серия всегда выглядела как бедный родственник Age of Empires, её почитали, а если и ругали, то в поучительных целях, как порой отчитывают непослушное чадо.

Но годы шли, чадо выросло и отправилось на вольные хлеба, где благополучно затерялось на фоне более удачливых и богатых сверстников. Получилось ли вновь поставить его на ноги, подарив возможность снова заявить о себе? Ответ в нашей рецензии на «Казаки 3».

— Копья вздымайте! Щиты крушите! День сечи! День славы! Вперёд, навстречу заре!
«Властелин колец: Возвращение короля»

450x253  20 KB. Big one: 1920x1080  189 KB





Как казаки переиздание делали

У каждой нации свои символы и кумиры на государственном уровне. И речь, конечно, не о бэтмене или черепашках-ниндзя, а о выдающихся деятелях прошлого. Не скажу, что запорожские казаки многого в свое время достигли, но других героев, если разобраться, там толком и не было, поэтому эпоха их борьбы за независимость украинского народа всегда вызывала большой интерес у тех, кто увлекался историей.

Не обошли стороной эту благодатную тему и разработчики игр в виде украинской студии GSC Game World. Это сейчас её принято ассоциировать с серией S.T.A.L.K.E.R., но перед этим ребята успели выпустить несколько стратегий, и именно «Казаки» стали началом долгого и, как оказалось, вполне плодотворного пути.

450x253  27 KB. Big one: 1920x1080  566 KB
Так выглядели «Казаки» в начале века. Поиграв в первую часть, вы безошибочно узнаете все строения и даже войска из третьей.

К истории серии мы еще вернемся, а сейчас все внимание уделим третьим «Казакам», вышедшим в двадцатых числах сентября. Точнее, не совсем третьим и не совсем вышедшим: разработчики сделали настолько дословный пересказ первой части, что вывеска «Казаки 3D» куда лучше бы отражала их суть, а релизом текущее состояние пациента не назвать из-за кипы недоработок технического характера.

От первоисточника новинка отличается, прежде всего, визуальной частью и переработанным интерфейсом. Карты стали более детализированными за счет мелкой растительности, модельки войск и построек тоже внешне похорошели, ну и, наконец, полноценный 3D-движок позволил масштабировать поле боя. Увы, свободная камера сейчас настолько непрактична, что пока лучше забыть о её существовании.

450x253  20 KB. Big one: 1920x1080  371 KB
Отвязать камеру можно лишь с помощью чит-кода, но искать смачные ракурсы и одновременно с этим отдавать команды войскам — задачка не из легких.

Важным моментом стал перенос игры на steamworks. Вернее, станет. Любая версия игры, где бы вы её ни купили, активируется в Steam и уже поддерживает облако и достижения, где, к счастью, вас не просят по сто раз побеждать каждую фракцию и столько же приводить все народы к победе. А вот мастерская ещё недоступна — её обещают добавить в одном из ближайших обновлений.

С мультиплеером тоже не всё гладко. Во-первых, он базируется не на Steam, и для доступа к нему нужен отдельный аккаунт и цифровой ключ, что уже накладывает неприятные ограничения вроде недоступности сетевой игры через Family Sharing. Во-вторых, сейчас он всё ещё недостаточно стабилен и отлажен, чтобы составить непредвзятое мнение о местных сетевых побоищах.





450x253  31 KB. Big one: 1920x1080  548 KB
Земля тряслась — как наши груди
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Сплелись в протяжный вой…

Хватает подводных камней и в режиме кампаний. Это и несрабатывающие триггеры, способные застопорить прогресс продвижения по заданиям, и излишняя пассивность искусственного интеллекта, из-за чего порой сильно скачет сложность. Навевают тоску морские сражения, где даже на максимальной скорости игры всё происходит очень медленно и две-три минуты нужно лишь на то, чтобы доплыть до точки.

Но есть и хорошие новости: все пять кампаний по пять миссий в каждой — новые, а не переделанные старые, причем в каждой разработчики пытались придерживаться единого стиля. Так, французская ветка посвящена становлению «триколор» на море, поэтому вы чаще имеете дело с кораблями, в роли австрийского командующего предстоит много строить, а вотчина украинского казачества — дерзкие набеги.

450x253  30 KB. Big one: 1920x1080  567 KB
Выкупить у турков крестьян, чтобы завербовать мастера-артиллериста, и казаки смогли построить корабли. А вы говорите, в «Ведьмаке» квесты запутанные…

В плане постановки заданий новым «Казакам» не тягаться со стратегиями Blizzard, но даже тут киевляне попытались отойти от штампов. В миссиях частенько встречаются развилки, дилеммы в стиле «казнить нельзя помиловать», и некоторые решения порой приводят к непредсказуемым последствиям. Например, если на первой карте за Украину часто принимать к себе беглых крестьян, панство сообразит карательный поход, что в итоге даже сыграет вам на руку, поскольку эта же армия примет на себя удар турков.

Не всегда задания сводятся к зачистке карты. Однажды вас попросят пробежаться по городам наперегонки с противником, с целью собрать как можно больше ополчения (как тут не провести параллель с междусобойчиком Артаса и Мал’Ганиса в одном из городков Лордерона?). Не удались GSC разве что баталии с участием больших армий — все они скоротечны, похожи одна на другую, поэтому мало чем запоминаются.

450x253  16 KB. Big one: 1920x1080  305 KB
Время передавать поклон диалоговой системе из Mass Effect.

Увы, помимо достоинств оригинальных «Казаков», в новую часть перекочевали почти все их недостатки. Как и прежде, игра выглядит хоть и симпатично, но очень бюджетно: повествование подается текстовыми сообщениями, роликов и кат-сцен нет вообще, озвучка войск и крестьян отсутствует даже на уровне нечленораздельных звуков. По-прежнему не хватает справки с подробными характеристиками войск.

Неуютно и от неведения, как сильно игра преобразится в будущем. Обладатели Deluxe Edition (читайте, сезонного абонемента) получат еще шесть кампаний и два десятка отдельных заданий, а в виде бесплатного обновления игру пополнят восемь новых (возвращенных?) фракций. Но решится ли проблема с искусственным интеллектом, сетевым кодом, улучшится ли интерфейс создания построений и управления свободной камерой?

450x253  28 KB. Big one: 1920x1080  510 KB
Мушкет, конечно, и должен быть сильнее штыка, но с нынешним балансом пикинеров надо либо вовсе выводить из игры, либо очень сильно «апать».





Как казаки на остров попали

Что еще рассказать о HD-переиздании игры пятнадцатилетней давности? Вы же не собираетесь читать о том, что «Казаки — это стратегия в реальном времени, где игрок отстраивает свое поселение, нанимает войска и сражается с противником, который занимается точно тем же?». Так вот, чтобы было не так скучно, позвольте пригласить вас на текстовую трансляцию битвы на случайной карте, где запорожские казаки попытаются захватить Венецию (#историчность).

Сыграем дуэль на третьей сложности из четырех доступных, с богатыми стартовыми ресурсами, средним уровнем месторождений, двадцатиминутным миром. Остальные опции по умолчанию. В общем, среднестатистический такой блиц, для понимания, как здесь всё играется и может играться.

450x253  25 KB. Big one: 1920x1080  503 KB
Помимо классического редактора карт, есть еще и внутриигровой, где можно устраивать эпические замесы стенка на стенку… если знать читы и горячие клавиши.

10 минут спустя

Итак, моя начальная точка — небольшой островок в левом верхнем углу карты, значит, враг предположительно осел на юге справа. Ресурсов предостаточно — целых четыре золотых жилы, угля и железа тоже хватает. Все ключевые постройки, кроме порта, решаю разместить в левой части острова, чтобы затруднить противнику атаку с моря. При этом надо помнить, что украинцам недоступны башни, поэтому нужно сосредоточиться на постройке мощного флота, а на это уйдет много дерева.

Первый этап самый медитативный — строим городской центр, мельницу, шахты, ну и все остальные здания кроме бесполезного собора. Казацкий дом мне в принципе не нужен, но без него не возвести академию, поэтому тоже строим. Попутно нанимаем крестьян: очень много и непрерывно, сразу приказывая идти на поля. Сейчас главная задача: наладить производство, провести улучшения по сбору еды, добыче дерева и камня. В конюшне потихоньку муштруются сечевые казаки — для разведки и на случай крайней нужды.

450x253  21 KB. Big one: 1920x1080  410 KB
Хорошо, когда лес и залежи камня рядом — можно обойтись одним складом. А сырья этого хватит до конца игры.

20 минут спустя





Крестьяне строят и улучшают золотые шахты — нам позарез нужно накопить 12 000 золотых, чтобы изучить монгольфьер и открыть всю карту. Попутно закладывается порт и артиллерийское депо (без него не построить боевые корабли), причем сразу за первыми доками идёт команда на возведение вторых. «Не хватает дерева, милорд» — подсказал бы советник, будь в игре озвучка, так что часть крестьян переквалифицируем из земледельцев в лесорубы, и тут же даем команду на наём новых рекрутов.

Сечевые казаки отыгрывают роль прибрежной охраны — отправлены в разные уголки острова, следить, мало ли, компьютер решится напасть сразу по окончании перемирья. Тут же запускаем воздушный шар: ура, карта открыта. Видим, что враг накопил приличную армию из пехотинцев, но кораблей у него пока нет. Это может быть ключевой момент партии, поскольку только что наш порт «родил» две чайки. Минута до окончания мирного времени. Ну что, лучшая защита — это нападение?

450x253  26 KB. Big one: 1920x1080  493 KB
Компьютер собрал внушительную армию. Одна беда — без поддержки с моря она бесполезна.

30 минут спустя

Казацкие чайки непригодны для серьезных морских сражений, но подгадить экономике врага еще как могут. Мне повезло, что венецианцы еще не спустили на воду ничего, кроме пары рыбацких лодок, поэтому порт оказался беззащитен. Хорошая скорость и неплохой урон корабельных орудий позволили быстро сравнять с землей первый док. «Синие» тут же заложили второй и пригнали толпу крестьян, чтобы его оперативно ремонтировать, но и у нас уже была пара галер, способных издали палить из грозных мортир.

На родине, тем временем, уже человек сорок занимались лесоповалом, что позволило увеличить флот до пяти галер. К счастью, противник не додумался заложить порт с другой стороны острова, так что запорожцы стали полноправными хозяевами здешних морей, а один из наших кораблей уже заходил в бухту врага с юга, передавать «привет» его экономике в виде шахт и полей. Мы также накопили достаточно камня, чтобы провести улучшение на форсированную постройку кораблей. Родина в безопасности, но вот вопрос: как выковырять врага, который очень хорошо у себя окопался?

450x253  22 KB. Big one: 1920x1080  444 KB
Противник опоздал с постройкой доков буквально на пару минут. Первый порт уже горит, второй мы просто не дадим достроить.

Час спустя

Далее последовал не очень богатый на события и зрелища отрезок. Нам нужна ударная группа, поскольку корабли хоть и хорошо справляются с постройками, против живой силы они не лучшее средство. Конница рискует не справиться с задачей, так как у врага много пикинеров. Что ж, попробую сделать ставку на сердюков — с улучшениями на урон и скорость стрельбы эти дешевые солдаты станут грозной силой, особенно в количестве пятисот голов. Но для этого нам нужны казацкие дома. Пяти или шести штук должно хватить.

На другом краю карты продолжается осада венецианской республики. Первая группа галер не дает отстроить порты на севере, другая расстреливает производственные постройки с юга. После потери двух городских центров компьютер почему-то прекратил попытки отстраиваться (неужто кончились ресурсы?), поэтому я переключился на расстрел из мортир его ферм и шахт. Получится ли взять врага измором (напомню, когда заканчивается еда, народ начинает погибать)? Скоро узнаем. Всё равно мне нужно еще немного времени, чтобы еще лучше отстроить шахты, провести улучшения в академии и таки устроить сердюкогеддон.

450x253  26 KB. Big one: 1920x1080  504 KB
Достать флот с суши способны лишь пушки и гаубицы. В этот раз я увлекся расстрелом обладателей премии Дарвина, потеряв всю северную армаду.

Час тридцать минут спустя

Самая раздражающая «особенность» игровой механики — безразмерность войска. Можно построить тысячную армию, но при движении или атаке она сожмётся до размеров небольшой змейки. Плохо это не только тем, что сбивает с толку (нельзя выделить войско врага и понять, сколько там кого), но и повышенной уязвимостью от артиллерии: одно ядро (не говоря уже о картечи) самой простой пушки, попав в кучу, может свести в могилу добрую сотню бравых парней. Несмотря на то, что тактика «зерграша» работает здесь, как нигде, хорошо, многое зависит от фактора случайности, хоть и действует в обе стороны.

В нашем поселении целая армия стрелков, достаточно лишь настроить паромов и переправить их на тот берег. Но занятие это муторное, ибо один транспортник вмещает не больше 80 бойцов, поэтому надо либо много кораблей, либо несколько ходок. Тем временем, с другой стороны карты все печально: экономика «синих» разрушена — не осталось ни одного крестьянина или производственной постройки. Это уже победа, и слегка грустная, поскольку битва длится вот уже сколько, а решилось в ней всё буквально за пару минут.

450x253  27 KB. Big one: 1920x1080  506 KB
Мобилизация идет полным ходом. Но на самом деле, хватило бы и пятой части этой банды.

Час тридцать три минуты спустя

Высадка первой сотни сердюков на тот берег вынудила компьютер пойти в последний бой. И, как ни странно, горстки стрелков хватило, чтобы в считанные секунды выпотрошить атакующих, хоть там была и конница в доспехах. И все же мне стало интересно, работает ли тактика измора, поэтому загрузил автосохранение. Оказалось, работает, только подождать пришлось еще минут двадцать: как только у венецианцев кончилась еда, их воинство начало падать замертво. Капитуляция. Победа.

Какие выводы можно сделать? ИИ даже на продвинутой сложности сейчас действует прямолинейно, получив по щам, не ищет альтернативы, а смиренно ждет своей участи. С другой стороны, корабли, а вернее, их дальнобойные мортиры неимоверно сложно обезвредить, особенно когда преимущество на море уже получено. Если бы бой происходил на суше, где не было бы водной преграды, нашим казакам пришлось бы сложнее, но артиллерия под прикрытием мобильной кавалерии и здесь бы разрывала всё в клочья, особенно если и то и другое улучшено до предела.

450x253  29 KB. Big one: 1920x1080  535 KB
Есть разница между слабостью и слабоумием. Разработчикам нужно это учесть в будущих правках баланса сложности и логики поведения ИИ.

Заключение

«3D-Казаки» не выглядят идеально, но если не брать во внимание откровенную сырость игры, получили мы именно то, что нам и обещали — осовремененную версию той самой стратегии из далекого детства. Если доработать искусственный интеллект, избавить игру от технических неполадок и регулярно подпитывать её контентом, пусть даже и за деньги — она может надолго увлечь любителей масштабных сражений, и даже потеснить Age of Empires II HD. Преимущество в картинке-то уже за «Казаками».

Разработчики серьезно просчитались только в одном — не сделали внятный бета-тест. Выйди она по-честному в ранний доступ Steam, может первое впечатление и не получилось бы столь смазанным. Так что пока проект можно определить в статус «потенциально интересных»: купить её можно уже сейчас ради бонусов Early Bird, но приступать к игре стоит в лучшем случае через пару недель.

450x253  29 KB. Big one: 1920x1080  494 KB

Вердикт: новые «Казаки» сравнимы с хорошим, но недозрелым фруктом. Есть можно уже сейчас, но лучше подождать, когда он станет слаще.

Оценка: 7.7 («Хорошо»).

Виталий Красновид aka Dezintegration



Страницы материала
  • Вступление, изменения и новшества, что такое «Казаки», заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал

Комментарии 19 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают