Страсти по нереальному...

15 февраля 2003, суббота 03:20
для раздела Лаборатория

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.


М...да. За гонкой производителей железа не поспеть, а жить то всем хочется и иногда по праздникам в свободное время хочется запустить на родной железяке что-нибудь приятное на вид и звук. Конечно, не обязательно выставлять максимум детализации и качества, но сердцу не прикажешь, да и как можно играть в какой-нибудь там Unreal 2 на средненькой детализации. Вот и хочу поделиться, так сказать, впечатлениями простого пользователя от всевозможных ухищрений для поднятия fps’ов в этом самом Unreal 2.

Все началось с того, что в компьютере живет видеокарта совсем не быстрая (всего лишь GeForce 2 Ti). Карта была приобретена ранее для хорошего 2D изображения и качественного TV-Out’а. Производитель: Leadtek, сама карта зовется так: WinFast Titanium TH. К сожалению, (а может и к счастью) во время покупки GF2Ti не было в продаже GF4MX440 и GF4MX460 (они появились через пару недель), но надо сказать, что урезанное – оно и есть обрезанное. Как показала практика, мой старикан GF2Ti (немного погнанный) работает быстрее GF4MX440. Конечно, сразу карта гнаться не хотелась, так как фирменный радиатор от Leadtek выглядел красивым, но толку от него было мало: микросхемы памяти без радиаторов, да и вентилятор хиленький.

и в результате со штатной частоты в 400 МГц видео память от Samsung со временем доступа в 4 н.с. разогналась до 460 МГц. ПОЗОР! Память должна гнаться как минимум до 500 МГц и выше – это штатная частота для 4 н.с. Поэтому пришлось усовершенствовать систему охлаждения. Да простит меня маленький радиатор от i486, но я его распилил под размеры микросхем памяти и приклеил к последним, стандартный кулер отправил отдыхать до лучших времен, а прикрепил CoolerMaster для AthlonXP 2100+. Благо сам вентилятор стоит всего около 200 руб. Вентилятор тихий, всего на 2600 об/мин. После этих ухищрений и поднятия вольтажа на AGP до 1,65 В карта стабильно заработала на следующих частотах: 280 МГц – ядро, 545 МГц – видео память. Неплохо для памяти от Samsung, а?

К сожалению, нет цифрового фотоаппарата, чтобы показать своё произведение искусства. И в целом, надо сказать, получилась производительность на уровне ATI Radeon 9000. (В UT 2003, Unreal 2, и др. реальных играх, по попугаям, конечно, Radeon немного быстрее) Кстати вот какие эпитеты можно выразить владельцам полноценных GeForce 2:

  1. На следующих частотах (270/545) карта работает БЫСТРЕЕ GF4MX440 в реальных приложениях (даже если последний разогнать до этих же частот). Эх, если бы погнать память и дальше, то возможно разогнанное ядро GF2 заработало бы в полную силу.
  2. Чип GF2 сносно (по современным меркам) прокачивает текстурный трафик. В Unreal 2 можно по максимуму ставить детализацию текстур (не геометрию и эффекты!) без заметной потери скорости (все-таки 4 текстуры за такт)! Чего не скажешь о GF4MX.
  3. Добавлю, что из-за устаревшей архитектуры GF2 не стоит загружать чип геометрией уровней и мира, иначе скорость становится не очень.
  4. Надейтесь на лучшее :).

Вот вам результаты для сравнения:





Итак с видеокартой – более менее, наверно все-таки менее, но пока терпимо. Но вот незадача – процессора мало. Конечно, Duron 800 МГц (правда погнанный до 936МГц – по шине 117МГц) – это всего ничего, но стоял он на Soltek SL75DRV2 (KT 266A), поэтому и порешил поменять сей камень на Athlon XP, собрался, купил XP 1700+ T-Bred B. Вставил… Не завелось. Вот тебе и Soltek. А ведь писал в их сервисную службу до этого, послал им серийный номер материнской платы. Они ответили, что XP 1700+ должен работать. Обманули черти. А в чем собственно дело? В разводке, в логике? НЕТ!!! Как мне кажется, все дело в том, что некоторые производители плат, дабы продавать свои новые изделия специально не добавляют информацию о новых реализациях Athlon XP в обновленный BIOS для старых плат. Чтобы последние не поддерживали новые процессоры. На Soltek SL75DRV2, кстати, стоял BIOS последней версии. Ну, какая принципиальная разница между КТ266A и КТ400, кроме улучшенного контроллера памяти? Всего-то надо – определить процессор и все, так как напряжение, частоту шины и коэффициент умножения можно выставить вручную (Благо у T-Bred B всё это хозяйство разблокировано). Поэтому перед покупкой нового процессора особенно не под новые чипсеты нельзя заранее сказать, что с чем будет работать или нет и на новый BIOS нечего надеяться. Так вот пришлось заменить материнскую плату. Остановился на EpoX EP-8K9A (КТ400). Все завелось, загудело. Процессор сразу погнал к пределу. Предел наступил около 2167 (166x13) при 1,8 В, что соответствует статистике по T-Bred B.

Гнать по шине не стал, жалко IDE и PCI девайсы, все-таки для них повышение частоты шины FSB бывает очень болезненно (лишь попробовал разок поставить шину на 195 МГц на x11 (2145 МГц)– завелось, но, как то страшно за винт стало – на нем уйма серьезных документов) , а KT400 не дает возможности поставить частоту FSB более 166МГц и при этом оставить штатные 33 и 66 МГц для PCI, IDE и AGP (все-таки не nForce2). Далее камень погнался (166x13,5), но система висла при загрузке WinXP и Win98. Поднятие напряжения до 1,9 В не помогало. При этом желательно пользоваться какой-нибудь утилитой типа MBM для определения значения напряжения, подаваемое на процессор и др. устройства, так как значения, выставленные в BIOSе не всегда соответствуют реальным. К примеру, на моей плате разброс таков: 1,65 В реально дает в среднем около 1,63 В, а эти 0,02 В очень существенны для стабильной работы. Вместе с платой, EpoX поставляет фирменную утилиту мониторинга USDM, которая очень полезна при разгоне. Следует добавить, что на плате стоит максимальный коэффициент умножения x23. А во многих обзорах говорится про максимум в x16! Даже при 1,8 В напряжения, процессор не нагревается больше +38 С. Правда кулер стоит с медным сердечником (Volcano 6CU+). Про шум умолчу. К тому же, его еще пришлось полдня полировать, так как на медной подошве были концентрические окружности от некачественной фрезеровки. Настоятельно всем рекомендую при покупке проверять основание кулера, скрытого заводской термопастой.

И вот после всех этих мучений можно запускать Unreal 2. Про геймплей молчу. Красиво и всего хватает (кроме памяти – всего 384МВ). Детализация – medium, зато 1024x768 и вполне играбельно (GF2Ti ещё дает перцу всяким там GF4MX440), притом практически везде и на открытых пространствах и в закрытых (но перенасыщенных полигонами) помещениях. В общем, жизнь пока продолжается. Но вот, вот выходит DOOM 3, а этого мой бедный GF2Ti без пиксельных шейдеров не выдержит. Гнать его уже некуда. Так что готовлюсь к его замене. А знаете, честно, жалко его, старикана. Уж давно его GF2 сделали, а он ещё держится молодцом, честно работает, без глюков, без зависаний и нареканий. Но, к сожалению, время идет своим чередом и от него не спрятаться…


Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают