Dishonored 2: рецензия


Оглавление

Жанр
Стелс
Разработчик
Arkane Studios (Франция)
Издатель
Bethesda Softworks (США)
Платформа
Steam
Локализация
Текст + озвучка
Дата выхода
11 ноября 2016 года

Вступление

Придворные интриги и дворцовые перевороты в мрачном и порочном мире, где в тёмных переулках спрятаны убежища с оккультными алтарями, а на стороне порядка технологичные световые стены — прекрасный фундамент для увлекательной игры про шпионов. Это уже доказала первая Dishonored четыре года назад, помимо неповторимого стиля, предложив игрокам большой простор по части вариативности.

Как развивался идейный наследник серии Thief, узнаете из нашего обзора игры Dishonored 2. Но для начала запомните главное: не все мирные жители — ваши друзья.

— Двигайся, не торопясь, и день твоего мщения придёт.
Фрэнк Герберт, «Дюна».

450x275  57 KB. Big one: 1920x1172  787 KB





Достоинство, как у нарвала

Описать новое творение Arkane Studios — всё равно, что по-тихому зачистить блокпост на центральном проспекте города без сверхъестественных умений: поначалу долго наблюдаешь за всем происходящим, пытаешься найти слабое звено, дёрнуть за ту ниточку, которая разорвёт материю по шву, и дальше станет понятнее, как одолеть оставшееся сопротивление. А потом всё идёт наперекосяк…

Так и тут: трудно найти тему, с чего начать. Перед нами не «просто очередной стелс», а заявка на нечто большее. Это и не закос под юношеский максимализм, когда создатели стремятся запихать в игру всё, что можно, и что нельзя, криво скрестив парочку механик, но и не дословное цитирование хитов прошлого вроде Deus Ex или упомянутого «Вора», чем сейчас немного злоупотребляют Obsidian Entertainment.

Если кто скажет, что современные игры перестали пугать, покажите ему этот видеоролик.

А что, если начать с рассказа о том, чего на самом деле в Dishonored 2 нет? Взять для примера сюжет. Разработчики с первых кадров дают понять, что история здесь важна так же, как в порно… то есть, она играет хоть и значимую роль, но далеко не определяющую, чтобы лить слёзы, если повествование просто «растворится» на фоне продуманного и всепоглощающего игрового процесса.

В общем, после событий первой Dishonored прошло пятнадцать лет. Юная Эмили Колдуин подросла и заняла законный престол в Дануолле, а с учетом того, что её всему на свете обучал защитник короны и по совместительству родной батя Корво Аттано, барышня выросла прекрасной лазутчицей и хреновой правительницей, так и не сумевшей понять, у кого есть причины точить на неё зуб.

450x253  47 KB. Big one: 1920x1080  528 KB
Разработчики приоткроют завесу над тайной личности Чужого. Но на многое не рассчитывайте.

Как следствие, в один не очень прекрасный день (поминали императрицу Джессамину в годовщину её смерти) к ней с визитом прибыл герцог южного государства Серконос с необычным подношением: родной тётушкой, в которой любители DLC первой части узнают ведьму Далилу. Вот так благодаря разгильдяйству Корво, не сумевшему своевременно разоблачить мятеж, заговорщикам удаётся совершить переворот.

Одного из главных героев превращают в камень, а другого запирают в личных покоях. Кто на чьём месте окажется — решать вам, но не такой уж этот выбор и определяющий: игра за Корво и Эмили отличается только набором умений, различия в истории на уровне изменённых реплик в диалогах и другой реакции на мир. Проходить игру дважды, просто чтобы «понять всё», вовсе необязательно.





450x253  45 KB. Big one: 1920x1080  527 KB
Оба героя неплохо чувствуют себя как под покровом тьмы, так и в открытом бою. Не сказать, что один под что-то «заточен» лучше, а другой хуже.

Именно в прологе и тает интрига повествования. Уже понятно, что сначала предстоит сбежать из родового гнезда, затем отправиться в жемчужину юга, Карнаку, где одного за другим устранять подручных заговорщиков, а затем взяться и за них самих. И если сейчас скажу, что в конце герое или героине предстоит забрать душу Далилы, ни разу не замучает совесть за то, что сообщил вам что-то сокровенное: всё вышесказанное — практически пересказ первой части с незначительными изменениями.

Но это не мешает с интересом обшаривать квартиры в поисках записок и книг — в таких мелочах прекрасно прописана вселенная игры, а собирать из рваных фактов цельную картину мира — не менее увлекательное занятие, чем выслеживать своих жертв с крыш домов. Подзадоривает и поиск альтернативных путей устранения цели — теперь вам не тычут под нос решение, коль выбрали тернистый путь «чистых рук».

450x253  22 KB. Big one: 1920x1080  269 KB
Практически вся история подаётся в виде простеньких слайдов. Ещё одна причина, почему она цепляет не так, как могла бы…

Вернёмся к разбору того, чем игра порадовать не в состоянии. И на очереди визуальная часть. Не делаю акцент на оптимизации в ПК-версии — всё это поправимо патчами. Больше удручает общая серость картинки: Карнака встречает такими же мрачными и депрессивными тонами, как и Дануолл, а за сорок часов вдумчивого прохождения мне не удалось снять ни одного кадра с красивым пейзажем.

Сама идея выпустить игру на id Tech 5 кажется провальной. Движок так и не отучили от чёрных полос по краям экрана во время кат-сцен, а общий уровень графики сопоставим первой Dishonored на старичке Unreal Engine 3. Где-то в омуте бесконечной серости затерялась и музыка: очень блеклые композиции, даже по меркам фона. Зато русская озвучка порадовала: что своим наличием, что исполнением.

450x253  39 KB. Big one: 1920x1080  323 KB

Должен быть другой путь

Отсеять недостатки — всё равно, что отключить системы безопасности: стало легче, но расслабляться рано. Следующий шаг: провести параллели между первой и второй частями. Это поможет понять, как сильно затронул серию прогресс, в правильном она направлении движется и движется ли вообще. Всё же, если мы одним приёмом устраним целую группу противников, будет проще совладать с одиночками.





Если коротко, перед нами та же игра, что и четыре года назад, но то, что раньше работало криво или не работало вообще, здесь на своём месте. Во-первых, всю кампанию теперь можно пройти по-честному, без суперсил. Во-вторых, появилась удобная статистика для отслеживания убийств и обнаружений в реальном времени (стыдитесь, Eidos Montreal). В-третьих, комбинации к сейфам теперь генерируются случайно.

450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  228 KB
Итоговая статистика по-прежнему поражает наглядностью. Кое-кто ещё умеет рисовать так, чтобы было и красиво, и удобно.

Создатели Dishonored наконец-то научились удивлять и бросать игроку вызов. Каждый новый уровень встретит вас чем-то новым. В механическом особняке мало стражников, а главным врагом становится сам дом с кучей охранных систем и странных механизмов. В пыльном квартале временами вспыхивает буря, скрывающая ваше присутствие на оживленных улицах, чем можно воспользоваться в своих целях.

Когда же вы решите, что увидели уже всё и ничто не способно произвести впечатление, Arkane Studios перевернут игровой процесс с ног на голову, вынудив вас шнырять между временными измерениями и решать новые хитроумные загадки. Долго пытался найти слабину, уличить момент, когда геймдизайнеры выдохнутся, но игра закончилась прежде, чем это случилось.

450x253  24 KB. Big one: 1920x1080  242 KB
Эпизод с возвратом в прошлое — один из самых сложных. Главным образом из-за непривычной навигации по уровню.

Привычная для серии вариативность тоже никуда не делась. Всегда можно кинуться на врагов с шашкой наголо и выйти победителем за счёт умения парировать удары и метко стрелять, или действовать скрытно, обманывая противников и ловко устраняя их по одному, а то и вовсе прошмыгнуть мимо, не вступая ни с кем в контакт. Игра не ущемляет ни один из этих подходов.

Выигрышную комбинацию слегка портит дурацкая система хаоса, определяющая «качество» концовки (чем меньше трупов, тем добрее финал). Это подталкивает играть не по ситуации, а заранее настраиваться на определённый стиль и придерживаться его до конца. Странный сам по себе и режим «без умений», делающий прохождение одновременно и сложнее, и скучнее.

450x253  33 KB. Big one: 1920x1080  392 KB
Схематические карты местности и планы зданий теперь есть на каждом уровне и сохраняются в дневнике при взаимодействии с ними.

Правильные выводы сделали дизайнеры уровней, и, вопреки моде, не стали раздувать их в размерах, сохранив баланс между компактностью и свободой. С одной стороны, относительная камерность карт не позволяет обойти все препятствия по краю доступной зоны или воспользоваться самым очевидным маршрутом, а с другой, многоуровневость делает пространства насыщенными и в меру запутанными.





И чтобы оценить возможности для импровизации, представьте типичную для лазутчика задачу: проникнуть за запертую дверь. Можно заглянуть в замочную скважину и посмотреть, нет ли в комнате дыры в потолке или другого намёка на альтернативный путь. Или превратиться в тень и прошмыгнуть через вентиляцию. Либо осмотреть здание снаружи в поисках неприкрытого окна или балкона. В конце концов, никто не мешает разрубить дверь клинком, если она не железная.

450x253  15 KB. Big one: 1920x1080  218 KB
Есть два способа одолеть эту загадку: или прочесать весь уровень в поисках готового решения, или пораскинуть мозгами, решив её самостоятельно.

Наградной лист ищеек обошёлся без перемен: в укромных местах своего обладателя дожидаются руны и амулеты (их местоположение по-прежнему героям выдаёт сердце), в менее затхлых подвалах и обжитых апартаментах можно разжиться картинами Соколова и другим ценным хламом. Антиквариат тут же превращается в золото, как и руны с амулетами, если отвергнуть предложение Чужого после пролога.

Ввиду отсутствия мини-карты с горой подсказок и ощутимо порезанного радиуса тёмного зрения исследование местности не превращается в бездумный забег по точкам: авторы Dishonored 2 поощряют наблюдательность, а не исполнительность. Проку от полной обчистки зон, правда, немного, поскольку денег по-прежнему хватает с избытком, чтобы обеспечить себя необходимым снаряжением.

450x290  66 KB. Big one: 1920x1236  721 KB

Акцио, руна!

Самым большим сюрпризом Dishonored 2 стали доработки в боевой системе. Костяк механики, конечно, остался тот же: стелс с полноценной альтернативой (но не наоборот) в виде сражений в ближнем бою, а вот искусственный интеллект на порядок похорошел. Враги перестали быть слепыми котятами, научились видеть вплоть до границы отрисовки, реагировать на вскрики и шорохи. Превзошли все ожидания и гражданские: стоит сделать на их глазах что-то непоправимое, тут же побегут в панике стучать страже.

Боевых приёмов тоже стало больше: теперь при успешном парировании можно взять оппонента в захват и подвергнуть несмертельному удушению. Этот трюк, правда, практически бесполезен, поскольку вы наверняка совместите отыгрыш пацифиста и призрака и при обнаружении просто будете загружаться (хвала богам, быстрые сохранения остались). Зато оглушение в падении не раз придёт на выручку.

450x253  19 KB. Big one: 1920x1080  196 KB
Отыгрывать девушку заметно сложнее. Приходится постоянно противостоять соблазну вломиться на чью-то кухню с мыслью «что б сожрать?».

Ещё больше пользы от новых приспособлений. Жалящие болты позволяют отогнать часового от охраняемого объекта или, напротив, заманить подальше от посторонних глаз, чтобы по-тихому ликвидировать. Оглушающие мины — хорошее средство против толпы или механических стражей, особенно в сочетании с отвлекающим манёвром в виде разбивания бутылки.

Для любителей более кровавого подхода предусмотрены клейкие гранаты. На месте пружинные мины со шрапнелью и пистолет. Никуда не вписываются только стенающие болты с эффектом ослепления: слишком шумные для тихих операций и слабые в открытом бою (лучше уж сразу всадить меж глаз дротик из стали).

450x253  20 KB. Big one: 1920x1080  264 KB
Улучшения теперь продаются в подпольных лавках, а чертежи разбросаны по уровням. Самые и ценные вовсе открываются за особые действия.

Умения Корво перекочевали в продолжение без заметных изменений, только улучшений к ним стало больше. Напомню, что это вселение, остановка времени, призыв крыс и отбрасывающая волна. Перенос и тёмное зрение — уже не «эксклюзив», поскольку ими же овладела и Эмили, причём с дополнительными наворотами вроде способности притягивать предметы и врагов (или трупы).

Украшением стиля императрицы стал эффект домино, связывающий души нескольких людей: стоит одному пасть от усыпляющего дротика или другой напасти, как та же участь постигнет остальных. Не менее полезен гипноз, как бы изолирующий сознание врага или группы на короткое время. Есть также двойник, но это средство для тех, кто не заботится о репутации призрака, а вот обращение в дым подобно Жнецу из Overwatch как раз способствует сохранению статуса инкогнито, когда надо куда-то проскользнуть.

Домино упрощает расправу над скоплениями противников, хоть и средством на все случаи жизни его назвать нельзя.

Пассивные умения у дочурки и бати общие, и к рядовым улучшениям здоровья и ловкости затесалось создание амулетов. Пусть это прямой аналог хорадрического куба из Diablo, фишка крайне сомнительная, особенно если учесть, какие мизерные прибавки дают амулеты, и даже четырехкратное увеличение их эффекта на практике незаметно, чтобы как-то оправдать потерю десятка рун для развития ветки.

Странной оказалась и идея ввести новые типы амулетов — осквернённые и чёрные. Первые — бесполезный хлам, ибо их отрицательные свойства зачастую весомее положительных. Вторые уже интереснее, так как дают уникальные преимущества вроде иммунитета к чутью волкодавов, но они встречаются не так часто, как этого бы хотелось, а их бонусы нельзя позаимствовать для создания новых оберегов.

450x253  37 KB. Big one: 1920x1080  497 KB

Заключение

Секрет успеха Dishonored 2 в том, что её авторы во всём знали меру. Как мудрые правители, они покрыли себя славой не завоевательными походами, а за счёт укрепления и развития уже захваченных территорий. Игра не стала больше в длину и ширину, но, как и молодая императрица Эмили, стала взрослее, привлекательнее и глубже (ох, не та аллегория…). Это продукт ручной работы, а не бездумной штамповки.

Не стоит петь дифирамбы пресловутой реиграбельности: выбор отыгрываемого персонажа — это скорее кривой костыль, чем благо и пример для подражания. Но то, что сотворили геймдизайнеры, достойно учебников, а вариативность в шестой главе — новое слово в жанре. Всё это вкупе с подтянутым искусственным интеллектом делает Dishonored 2, пожалуй, лучшей стелс-игрой со времён первого Thief.

450x253  16 KB. Big one: 1920x1080  159 KB

Оценка: 9.4 («Великолепно»).

Виталий Красновид aka Dezintegration



Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
  • Вступление, что с этой игрой не так и что с этой игрой так, об искусственном интеллекте, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал
рейтинг: 3.6 из 5
голосов: 19

Комментарии 8 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают