Почти весь мировой флот, на 100% питаемый дизельным топливом, превращает отрасль в одного из самых серьезных загрязнителей нашей планеты. На долю судоходства приходится 3% глобальных парниковых газов, 13% оксидов серы и до 30% оксидов азота. В свете этих цифр поиск экологически чистой альтернативы из модного тренда стремительно превращается в насущный вопрос. Именно в этот момент Rolls-Royce, сделала по-настоящему революционный шаг, представив первый в мире высокоскоростной морской двигатель, работающий исключительно на метаноле.
Дизельное топливо не просто так снискало себе славу безальтернативного короля морей, его стоимость относительно невелика, а доступность практически глобальна. Высокая плотность энергии гарантирует внушительный запас хода, позволяя судам совершать длительные трансокеанские переходы и по сравнению с другими видами топлива, дизель демонстрирует меньшую пожароопасность.
Осознавая всю сложность этих вызовов, инженеры Rolls-Royce, в тесном сотрудничестве с Woodward L'Orange и научно-исследовательским центром WTZ Roßlau, дали старт амбициозному проекту meOHmare. Их цель — разработка по-настоящему практичного морского двигателя, работающего на чистом метаноле. Уже в этом году мир увидит демонстрационный прототип, который, по заявлению компании, станет первым в своем классе высокоскоростным двигателем, работающим исключительно на метаноле.
«Это действительно первый в мире случай, — подчеркивает Йорг Стратманн, гендиректор Rolls-Royce Power Systems AG. — На сегодняшний день не существует другого высокоскоростного двигателя такого класса производительности, который работал бы исключительно на метаноле. Мы целенаправленно инвестируем в перспективные технологии, чтобы предложить нашим клиентам эффективные пути сокращения выбросов CO2 и тем самым еще больше укрепить нашу лидирующую позицию в области экологически чистых силовых установок».
Переход на метанол — это не просто механическая замена одного топлива другим, это фундаментальная переработка самой сути двигателя. Метанол, знакомый нам как древесный спирт, оказался капризным компаньоном. Его принципиально иные химические свойства поставили инженеров перед целой россыпью головоломок. В отличие от дизеля, метанол не способен к самовоспламенению под давлением и высокой температурой, что потребовало полного переосмысления каждого этапа сгорания и разработки совершенно новой системы зажигания.
Кроме того, его крайне низкая смазывающая способность стала настоящим испытанием для высокоточных систем впрыска сверхвысокого давления, характерных для дизельных агрегатов, заставив инженеров заново изобретать и адаптировать ключевые узлы. Были также модернизированы системы турбонаддува и электронного управления, чтобы оптимизировать работу двигателя на этом новом, но перспективном виде топлива.
Этот проект — не просто смелый эксперимент, а стратегический мост, позиционируемый как переходное решение для плавного вхождения в формирующуюся метаноловую инфраструктуру. Эксперты предполагают, что за основу была взята существующая и хорошо зарекомендовавшая себя платформа Rolls-Royce MTU, например, Series 4000. Это ясно дает понять: цель — не единичный прототип, а создание массового, надежного решения для будущего судоходства, готового к серийному производству.

