По лестнице вниз или теряя ориентиры. Обзор и тестирование монитора NEC MultiSync P242W (страница 3)
реклама
Результаты тестирования
Цветовой охват
В мониторе P242W используется AH-IPS панель неизвестной модели. Повлияла ли продвинутая электроника дисплея NEC на цветовой охват? Посмотрим на результаты:
Проверка осуществлялась при заводских настройках монитора в режиме High Bright. По представленным скриншотам видно, что все три опорные точки сдвинуты в пространстве относительно sRGB стандарта. Избыток цветового диапазона наблюдается на желто-оранжевых и красных оттенках, а несущественный недостаток присутствует лишь в синей области. Все это с очень большой точностью напоминает результаты моделей ASUS PB248Q и BenQ BL2411PT. Соответственно крайне высока вероятность того, что в NEC установлена та же матрица или как минимум одна из ее модификаций.
реклама
Мониторы NEC славятся своей продвинутой электроникой, да и в каждом пресс-релизе маркетологи компании не устают о ней повторять, как и о тех возможностях, которые она предоставляет. Тут сразу вспоминается четырнадцатибитный 3D LUT, соответствующий точной эмуляции цветовых пространств в пределах нативного охвата. Самый простой и быстрый вариант для проверки – активировать режим sRGB, что и было сделано. Правда, результат на картинке выше неутешителен. Опорные точки сдвинулись сильнее необходимого, причем одна из них вообще должна была остаться на своей изначальной позиции. Но нет, этого не случилось, а значит эмуляция плоха и точка! Новинка начинает разочаровывать.
Теперь я предлагаю вам оценить полный цветовой охват монитора в сравнении с цветовыми стандартами при заводских установках в 3D:
И в режиме sRGB Mode в сравнении с соответствующим стандартом:
реклама
Итоговые результаты соответствия цветового охвата модели NEC стандартизированным пространствам при настройках по умолчанию:
- sRGB – 97.8% и 97.9% после калибровки;
- AdobeRGB – 71.5% и 72.6% после калибровки.
В режиме sRGB Mode:
- sRGB – 88.4%.
Напомню, что все значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. Итоговые результаты без калибровки оказались равными 97.8% стандарта sRGB, что сравнимо с двумя ранее названными моделями. После ручной настройки и калибровки охват увеличивается на одну десятую процента и на целых 1.1% для стандарта AdobeRGB.
В режиме sRGB Mode наблюдаются явные проблемы, подтверждение чему цифра в 88.4%. Калибровка не влияет на положение дел, что в случае с NEC P242W логично. В итоге новинка никак не выделяется по возможностям цветовоспроизведения на фоне своих куда более дешевых соперников из последних моделей BenQ и ASUS. А для постоянного применения я настоятельно рекомендую остановиться на стандартном режиме.
Говоря об оттенках, превосходящих рассмотренные стандарты в различных режимах, стоит отметить, что бороться с ними можно известным методом – использованием ICC/ICM профилей и программного обеспечения с нормальной поддержкой системы управления цветом (CMS). Среди таковых: продукты компании Adobe, Google Picasa, Xnview, средство просмотра фотографий Windows (7/8), Firefox (с дополнительным плагином), Google Chrome (необходимо прописать специальный ключ в .exe файл) и прочие.
Яркость/контрастность и основные показатели цветопередачи
У тестируемого монитора присутствует несколько предустановленных пресетов изображения, а также существует возможность добавить до пяти собственных режимов. По умолчанию используется High Bright со следующими настройками:
- Brightness – 60.6%;
- White – Native;
- Gamma – CST 2.2;
- Black – Min;
- Uniformity – Off (мною было сразу активировано максимальное значение – 5);
- Response Improve – Off.
Изучим полученные результаты, представленные в таблице ниже:
Первое, что бросается в глаза – режимы настроены по-разному. Яркость в первых двух превышает допустимый предел для постоянной и продолжительной работы, а вот sRGB и REC-Bt709 настроены лучше – 85 и 79 нит соответственно. Коэффициент контрастности во всех случаях не дошел до заявленного значения, но на это есть причина – активированная мною технология компенсации неравномерности подсветки, держать которую в выключенном состоянии при таком оснащении неразумно.
Точность установки точки белого с отклонением от «референса» в 5-6 единиц DeltaE – совсем не то, чего ждешь от профессионального монитора. Среднее значение гаммы отличается от установленного в параметрах 2.2 и лежит в пределах от 2.11 до 2.12. По этим двум параметрам профессиональный (!) P242W уступает (в два с половиной раза) первенство более дешевому BenQ BL2411PT. А по White Point он оказывается почти вдвое хуже ASUS PB248Q. Похоже, что инженеры NEC доигрались.
С отклонениями цветопередачи, выраженными в единицах DeltaE94, ситуация похожая. Среднее значение составляет 1.48, а максимальное 3.6. Сравнимые результаты демонстрирует BL2411PT, чуть хуже – PB248Q. Если же вы не сильно притязательны к цвету, и глаз у вас не алмаз, то разницы между тремя этими мониторами вы не увидите. Тут сразу же возникает коронный вопрос – «А какой тогда смысл переплачивать?» Но об этом потом. Вернемся к рассмотрению новинки.
Для получения яркости 100 нит, цветовой температуры белой точки в 6500K и прочих улучшений в режиме High Bright были выставлены следующие настройки:
- Brightness – 24.4%;
- White – 6700K Custom – x.0.310, y.0.326;
- Gamma – CST 2.2;
- Black – Min;
- Uniformity – 5;
- Response Improve – On.
реклама
Основные изменения были получены за счет снижения уровня яркости и установки температуры White Point в положение 6700К без каких-либо дополнительных правок координат X и Y. При полученных 100 нит контрастность изображения снизилась до 847:1. Точность выставления точки белого повысилась – 6496 Кельвин при DeltaE 0.4. При этом отклонения цветопередачи даже немного возросли – до 1.54 в среднем и 3.8 в максимуме.
Произведенная калибровка не повлияла на яркость и контрастность изображения. Точка белого изменилась в пределах погрешности измерений – 6513K при дельте в 0.3 единицы. Среднее значение гаммы возросло до 2.19. Отклонения цветопередачи снизились до 0.44 и 1.12 единиц соответственно. Результат хороший, к нему не придраться. Но снова отмечу, что точно таких же показателей можно достичь на более доступных моделях, что было доказано в их обзорах.
Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT
С помощью программы HCFR Colormeter и откалиброванного колориметра X-Rite Display Pro мною были изучены гамма-кривые во всех рассмотренных выше режимах, как изначально предустановленных, так и специально разработанных. Кроме того, по произведенным измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек черно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо его таковом отсутствии.
Очевидно, что с настройками по умолчанию инженеры компании NEC сильно не парились. Тяп-ляп и готово. Поэтому гамма-кривые несколько возвышаются над референсной линией с такой же гаммой 2.2, выставленной в настройках P242W по умолчанию. C серым клином все ожидаемо – практически все точки расположились в пределах границы с отклонениями DeltaE<10, что, впрочем, опять же не уровень настоящих профессиональных решений. Были у NEC модели и с более точной настройкой. Но это уже в прошлом.
Из-за изначально высокого соответствия монитора NEC P242W стандарту sRGB по уровню цветового охвата, а также не самой плохой настройки результаты первоначального отчета UDACT не столь печальные, как это иногда бывает.
Два последующих режима не сильно отличаются по результатам от стандартных заводских установок. Ничего интересного вы не увидите.
В специальном пресете эмуляции sRGB ситуация несколько меняется. На CIE диаграмме точки серого клина слегка меняют свою дислокацию, а цветовые каналы на гамма-кривых сближаются друг с другом.
Тест UDACT подтверждает, что разница в сравнении с High Bright невелика и ловить тут нечего. Я с ним полностью согласен, особенно если вспомнить результаты по соответствию цветового охвата в 88%.
Ручные настройки в стандартном режиме позволяют исправить только точность установки точки белого.
Об этом говорит и очередной отчет теста UDACT. Пока что в норме находятся два параметра – White Point и Gray Balance. Для положительных отметок по двум остальным монитору не хватает нормального профиля.
В ходе дальнейшей калибровки производятся изменения в LUT видеокарты с целью правки гамма-кривых и создается необходимый профиль устройства.
В итоге NEC P242W получает сертификат соответствия стандартам UGRA и проходит аттестацию по четырем цветовым пространствам из семи доступных, что является нормой для устройства со стандартным ЦО. При таком сравнении модель BenQ BL2411PT немного меркнет (в силу тех или иных обстоятельств в нашем тесте она не смогла получить сертификат UGRA), но ASUS PB248Q держится на уровне NEC.
Дополнительные возможности и настройки
Большая часть настроек, как основных, так и дополнительных, была рассмотрена в соответствующем разделе. Сейчас же я познакомлю вас со специальной программой NEC MultiProfiler, которая в некоторой степени является альтернативой управлению монитором через OSD меню, а также помогает управлять встроенными и дополнительными пользовательскими профилями изображения.
Программа состоит из шести разделов. Первый, Picture Mode, позволяет настроить яркость и уровень черного для любого из пресетов монитора. Можно активировать или выключить опции компенсации внешнего освещения, разгона матрицы и Metamerism Correction. О возможности тонкой настройки расскажу чуть позже.
Управление функцией PiP в более наглядном виде представлено в соответствующем разделе программы. В нем же можно включить эмуляцию различных цветовых представлений (на второе изображение) для людей, страдающих дальтонизмом. Эта же опция (но для всех источников изображения) находится в разделе Color Vision.
Представленная программа позволяет управлять яркостью светодиода питания, его цветом, функцией коррекции равномерности подсветки Uniformity. В данном случае возможен автоматический вывод на экран белого поля для моментальной оценки изменений. Автоматическое создание и управление ICC профилями для дисплея включено по умолчанию, смысла в его выключении нет.
В закладке USB присутствуют настройки для работы технологии Display Sync Pro. В новой версии программы появилась закладка «Shortcuts», в которой можно «повесить» на сочетание клавиш практически любую из функций монитора, их список велик.
Последний раздел, Status, выводит основную информацию по монитору, а также дает возможность проверить обновление ПО и сбросить все настройки к параметрам по умолчанию.
Последним нововведением стала шестиосевая регулировка цвета по оттенку, насыщенности и сдвигу. Выполняется она в небольшом окне Windows. В примечании указано, что данные регулировки не отразятся на созданных в автоматическом режиме профилях. Соответственно возникает три вопроса – кому вообще может понадобиться подобная регулировка (особенно в отсутствии приборов), для чего ее выполнять (для ухудшения цветопередачи?) и почему изменения не отразятся на данных цветового охвата, вписанных в созданный профиль?
При нажатии на маленькую кнопку с инструментами появляется окно конфигурации экрана. Оно может понадобиться в случае потери связи с монитором (такое у меня было при подключении второго дисплея), либо для проверки работоспособности всех функций и индикаторов.
Вспомнив, что у монитора есть встроенный четырнадцатибитный 3D LUT и пять секторов для пользовательских профилей, рассмотрим функции Edit, взяв за основу настройки High Bright.
В самом начале программа предлагает выбрать одну из групп настроек или сделать все самостоятельно – Custom. Выбираем его и продолжаем изучение. На этом этапе необходимо либо подтвердить свои намерения выбрать все вручную, либо остановиться на эмуляции одного из дисплеев (при наличии его профиля) или принтеров (также необходим профиль) – этакий вариант «железного софтпруфа». Далее выбираем одну из ячеек памяти, доступных исключительно для пользовательских пресетов, и вводим его название.
После этого программа дает возможность выбрать форму гамма-кривых. На выбор, помимо точных и известных многим значений, предоставляются варианты с включением кривых DICOM (режим симуляции), L*Star и sRGB. Если не знаете, зачем все это надо, просто оставьте 2.2 (или sRGB).
В разделе Color Gamut можно самостоятельно обозначить опорные координаты трех основных цветов или выбрать один из готовых цветовых стандартов. Однако представленная там же CIE диаграмма четко указывает на фактические возможности матрицы дисплея (оранжевый треугольник) и сразу дает возможность понять, на каких участках монитор не сможет воспроизвести правильный цвет, закрашивая этот участок темной сеткой. Это сделано для того, чтобы пользователь не питал иллюзий о безграничных возможностях NEC P242W. Его матрица все же не настолько продвинута в нативном цветовом охвате, нежели панель PA241W.
Следующим пунктом настройки идет определение координат точки белого. Варианта два: выставляем вручную X и Y или выбираем значение из готовых пресетов. На последнем этапе пользователю необходимо установить яркость точек белого и черного, а также определиться с функцией Ambient Light Compensation. После этого программа применит настройки и сохранит их в память монитора.
Таким образом, рассмотренная программа NEC MultiProfiler по сути заменяет сервисное меню, которое иногда бывает доступно у других мониторов. С ее помощью можно перенастроить стандартные профили изображения, установить дополнительный пользовательский режим, который позже (по необходимости) может быть быстро переключен на один из пяти доступных и сохраненных в памяти дисплея. Удобно, по-другому и не скажешь. Единственное, необходимо определиться, нужны ли подобные возможности именно вам. В противном случае почти половина возможностей модели NEC будет простаивать.
Не забыл я и про настройки гаммы в NEC P242W. На выбор предлагаются конкретные значения (выставляются с шагом 0.1) и стандарты, а вовсе не (ни о чем не говорящие на других мониторах) названия вида Gamma Mode 1, 2, 3. Для начала рассмотрим выбранные мною в качестве примера настройки гаммы с показателями 1.8, 2.2 и 2.6.
По полученным результатам сразу понятно, что до точности электроники и настроек старших моделей рассматриваемый NEC P242W не дотягивается. Отклонения заявленных значений от фактически полученных относительно велики для монитора с таким немалым ценником.
Режим sRGB сильно напоминает CST 2.2. Два других показаны просто в качестве примеров существования других стандартов.
Регулировка уровня черного (Black) у P242W работает совсем иначе, нежели в PA271W и PA241W.
Я ожидал увидеть регулировку уровня черного, а в действительности получил регулировку диапазона ~0-20+%, что происходит после перехода значения Black Level в 10%.
Если сравнивать с увиденным мною на старом P241W, то в новинке инженеры компании немного одумались и сделали чуть лучше и точнее. При значениях 2-10% уровень черного действительно поднимается, практически не задевая все остальные темные оттенки. Но про значения выше говорить нет необходимости, да и смысла от их применения тоже нет.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила