Остаться в живых: ATI Radeon X550 против NVIDIA GeForce 6600 LE


Введение

После практически каждого выхода новой статьи о тестировании кулеров и видеокарт я получаю письма читателей, личные сообщения и отзывы в конференции о том, что тесты кулеров стоимостью свыше 40 долларов США и видеокарт дороже 200 долларов США – это, конечно, здорово, но "протестируйте же, наконец, что-нибудь народное!". И далее, как правило, следуют многочисленные примеры: кулеры для процессоров за 10–13 долларов США, видеокарты ценового диапазона до 100 долларов США. Нельзя не согласиться, что большинство системных блоков собирается из подобных комплектующих, соответственно, именно этот уровень считается минимальным с точки зрения эффективности охлаждения и производительности в современных игровых приложениях,. Да, конечно же, можно приобрести еще что-либо более дешевое (например, видеокарты с 64-битной шиной и поддержкой Turbo Cache или no-name кулеры с останавливающимися через месяц эксплуатации вентиляторами), однако, как покажет сегодняшнее тестирование двух видеокарт, делать это можно только в исключительных случаях, когда на большее денег уже просто не хватает.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с двумя продуктами от известных компаний Sapphire и MSI – видеокартами Sapphire Radeon X550 256 Mb и MSI GeForce 6600 LE 256 Mb. Подробно рассмотрим, что же представляют собой эти видеокарты, ознакомимся с их техническими характеристиками, проверим оверклокерский потенциал и сравним производительность "ускорителей графики" в популярных бенчмарках и играх. Задача проста: выяснить, можно ли "остаться в живых" в современных играх, приобретя одну из рассматриваемых сегодня видеокарт и при каких условиях. Приступим.

1. Технические характеристики ATI Radeon X550 и NVIDIA GeForce 6600 LE

Для начала посмотрим на спецификации ATI Radeon X550 и NVIDIA GeForce 6600 LE с интерфейсом PCI Express x16:

Характеристики ATI Radeon X550 NVIDIA GeForce 6600 LE
Графический чип RV370(XT) NV43
Техпроцесс, мкм 0.11 0.11
Число транзисторов, млн ~75 ~143
Площадь ядра, кв. мм н/д 150
Рабочие частоты, MHz (графический чип/память) 400 / 500 300 (350, 425) / 500 (700, 1000)*
Объем памяти, Mb 256 или 128 256 или 128
Тип памяти и ширина шины (DDR или GDDR-2) 128 / 64 Bit DDR, GDDR-2, GDDR-3 128 Bit
Интерфейс PCI Express x16 PCI Express x16
Число пиксельных конвейеров, шт. 4 4
TMU на конвейер, шт. 1 1
Число вершинных процессоров, шт. 2 3
Поддержка версии Pixel Shaders 2.0 3
Поддержка версии Vertex Shaders 2 3
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s 1600 1200
Полоса пропускания памяти, Gb/s 7.8 7.8
Потребляемая мощность, W <75 <75
Поддержка версии DirectX 9.0b 9.0c
RAMDAC 2 x 400 MHz 2 x 400 MHz
Дополнительно DVI, TV-Out, HDTV-Out, VIVO (?) DVI, TV-Out, HDTV-Out
Примерная розничная стоимость вариантов с интерфейсом PCI Express x16, 256 Mb, долларов США** 89 95
* – по желанию производителей;
** – на момент публикации статьи.

Здесь необходимо добавить, что существует определенная вероятность того, что вслед за Radeon X550 канадская компания ATI выпустит Radeon X550 XT, который будет основан на более прогрессивном чипе RV410 и при этом, по желанию и возможностям производителей, оснащен памятью типа GDDR-3. Для нас с вами данный факт примечателен не только заманчивым оверклокерским потенциалом графического процессора и видеопамяти за небольшие деньги, но еще и тем, что изначально чип RV410 имеет 8 пиксельных конвейеров, четыре из которых просто отключены (каким методом – пока неизвестно). Учитывая наличие такой возможности, есть надежда на активацию отключенных конвейеров и значительное увеличение производительности видеокарты в целом – опять же, для рассматриваемого ценового сегмента.

Со своей стороны компания NVIDIA запустила в производство GeForce 6500, в основу которого лег чип NV44 с врожденной поддержкой интерфейса PCI Express и частотой работы 400 MHz. На таких видеокартах используется память стандарта DDR в упаковке TSOP с номинальной частотой работы в 500–550 MHz. Однако основное отличие от Radeon X550 – это ширина шины обмена с памятью, которая составляет только... 64 бита! Честно говоря, даже поддержка Shader Model 3.0 видеокартами GeForce 6500 является сомнительной компенсацией за урезанную шину. Несмотря на это, NVIDIA позиционирует GeForce 6500 именно как конкурента ATI Radeon X550.

Сопоставив характеристики GeForce 6500 и Radeon X550, нетрудно заметить, что при стоимости GeForce 6500 пусть и ниже на 5–7 долларов США, Radeon X550 выглядит предпочтительнее. Также учтя тот факт, что в розничной продаже GeForce 6500 пока не замечен, в данном тестировании в соперники Radeon X550 выбран GeForce 6600 LE, стоимость которого все еще выше на те же 5–7 долларов США (согласитесь, что это не критичная сумма).





2. Sapphire ATI Radeon X550 256 Mb

Первый участник сегодняшнего тестирования поставляется в небольшой коробке с очередным инопланетянином, изображенным на ее лицевой стороне:

Грустный он какой-то. По всей видимости, уже осведомлен, какой производительностью обладает видеокарта, находящаяся внутри упаковки... :) Рядом с сине-зеленым существом можно обнаружить информацию об интерфейсе видеокарты, объеме памяти и наклейку, информирующую о наличии в комплекте уже знакомой нам утилиты triXX.

На оборотной стороне коробки на нескольких языках указана комплектность поставки Sapphire Radeon X550 256 Mb, основные характеристики графического чипа, а также лейблы и медали всевозможных наград печатных изданий и сайтов:

Внутри глянцевой упаковки находится еще одна – из толстого рыжего картона, в которой покупатель и обнаружит видеокарту и... только компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой triXX плюс один маленький переходник непонятного назначения. Всё. Ни кабелей, ни прочих переходников, ни дисков с играми (пусть и демо-версиями) в комплекте с Sapphire Radeon X550 256 Mb нет. Остается надеяться, что на тестирование достался какой-то неполноценный и урезанный по комплектности экземпляр видеокарты, а на прилавки магазинов Sapphire Radeon X550 256 Mb все же поступит "во всеоружии". Хотя не исключено, что видеокарты данного ценового уровня будут комплектоваться только диском и переходником – Lite Retail, однако.

Видеокарта выполнена на текстолите красного цвета, а графический процессор оснащен кулером с голографической наклейкой Sapphire:

Система охлаждения работает бесшумно, но ее эффективность проверить не удалось ввиду отсутствия на видеокарте каких-либо намеков на наличие мониторинга. Да и, честно говоря, не вижу смысла проверять эффективность охлаждения такого графического процессора. На мой взгляд, в данном случае вполне можно было ограничиться и пассивным радиатором.





Видеокарта оснащена аналоговым, цифровым (DVI-D) и TV выходами. Видеопамять объемом 256 Mb размещена в восьми микросхемах TSOP упаковки с лицевой и оборотной стороны платы:

На оборотной стороне также можно обнаружить место под чип Rage Theatre, который на тестируемом образце не распаян.

Система охлаждения видеокарты контактирует с чипом через термолипучку, удалив которую, можно рассмотреть графический процессор:

Sapphire Radeon X550 оснащена чипом RV370(XT) (0.11 мкм), имеющим 4 пиксельных конвейера и работающим на номинальной частоте в 400 MHz. Судя по маркировке, чип выпущен на Тайване на 31-й неделе текущего года.

В свою очередь, уже упомянутые мною микросхемы памяти произведены компанией Infineon на 28-й неделе 2005 года:

Частота работы DDR видеопамяти Sapphire Radeon X550 256 Mb составляет 250 (500) MHz. Маркировка чипов HYB25D256163CE-4.0, номинальное время доступа 4 нс, а ее спецификации вы всегда можете найти на официальном сайте (формат PDF, 1.70 Mb).

Оверклокерский потенциал видеокарты можно считать вполне прогнозируемым. Графический процессор с номинальной частоты в 400 MHz удалось разогнать до 520 MHz на родном охлаждении видеокарты и до 545 MHz при замене системы охлаждения на Zalman VF700-Cu. Таким образом, прирост частоты составил 36.3 %, что, на мой взгляд, очень неплохо. А вот видеопамять ничем особенным порадовать не смогла, достигнув при разгоне частоты лишь 275 (550) MHz и совершенно безразлично отнесясь к замене системы охлаждения. Да и чего, в принципе, можно ожидать от памяти с номинальным временем доступа в 4 нс? Остается добавить, что автоматический подбор частот утилитой triXX, продолжавшийся около 20–25 минут, остановился на отметке в 542.5 MHz по графическому процессору и в 262.5 (525) MHz по видеопамяти (в качестве системы охлаждения также использовался кулер от Zalman).





После разгона видеокарты информационно-диагностическая утилита Everest Home Edition версии 2.20.405 отобразила следующую информацию:

В завершение обзора Sapphire Radeon X550 приведу ссылку на оригинальный BIOS видеокарты (30.9 Kb).

Думаю, что представление о первом участнике сегодняшних тестов вы уже получили, поэтому предлагаю перейти к рассмотрению его соперника в лице MSI GeForce 6600 LE 256 Mb.

3. MSI GeForce 6600 LE 256 Mb

Несмотря на то, что на тестирование видеокарта производства всем известной компании MicroStar International поступила в OEM-упаковке, представляющей из себя пухлый антистатический пакет, ее комплектация оказалась богаче, чем у Sapphire Radeon X550:

Кроме видеокарты в пакете обнаружились диск с драйверами, инструкция, кабель S-video и переходник 15 pin DVI/D-Sub.

В отличие от своей сегодняшней соперницы, MSI GeForce 6600 LE 256 Mb оснащена пассивной системой охлаждения, то бишь обычным алюминиевым радиатором бледно-золотистого цвета:





Тем не менее, этот радиатор закрывает собой не только графический процессор, но и чипы памяти, с которыми контактирует через довольно толстые термопрокладки:

Нетрудно заметить, что в месте контакта радиатора и графического процессора в качестве интерфейса использована термопаста, а не термолипучка, как у Sapphire Radeon X550.

Про оборотную сторону платы добавить нечего – смотрите сами:

Все чипы видеопамяти расположены с лицевой стороны платы:

Графический процессор для предотвращения скола и повреждения чипа при установке радиатора оснащен четырьмя прорезиненными подушечками, расположенными по краям подложки чипа:

Место выпуска чипа – Тайвань, дата – 53-я неделя 2004 года. Ревизией GPU NV43 оказалась А4, что начисто лишает возможности программной переделки GeForce 6600 LE в полноценную GeForce 6600 посредством прошивки BIOS от последней и активации четырех отключенных конвейеров. Несмотря на ревизию чипа, прошить BIOS от видеокарты GeForce 6600 производства MSI с 256 Mb точно такой же памяти мне удалось... вот только заставить работать видеокарту с этой микропрограммой не получилось. Видеокарта было собралась в мир иной, но возвращение родного BIOS на место позволило ее реанимировать и успешно провести тесты. Если же вы не хотите мириться с невозможностью программной переделки, то вполне возможно, что вам поможет конкурсная статья "Переделка GeForce 6200 в 6600 раз и навсегда", в которой подробно описана методика не только программной, но и аппаратной модификации видеокарты. Добавлю, что номинальная частота работы графического процессора видеокарты – 300 MHz, что на 100 MHz ниже, чем у Radeon X550.

MSI GeForce 6600 LE оснащена 256 Mb точно такой же видеопамяти, как и у Sapphire Radeon X550:

Правда, ее разгон оказался несколько слабее, чем у конкурента – с 250 (500) MHz частоту удалось поднять только до 261 (522) MHz, что и разгоном то назвать можно с большой натяжкой. При превышении этой частоты в изображении начинали появляться артефакты. Что же касается разгона графического процессора, то здесь дела обстоят несколько лучше. С пассивной системой охлаждения его частоту с номинальных 300 MHz удалось поднять до 390 MHz, а после замены радиатора на Zalman VF700-Cu GPU стабильно работал на частоте 430 MHz, или +43.3 % к номиналу:

BIOS видеокарты MSI GeForce 6600 LE 256 Mb можно скачать отсюда (41.2 Kb).

4. Конфигурация тестового стенда, методика тестирования, бенчмарки и игры

Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUS A8N-SLI rev.1.02 (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.1011.
  • Процессор: AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz, 512 Kb, Cool & Quiet Disable (Venice, E3).
  • Система охлаждения: Thermaltake Big Typhoon (CL-P0114), ~1350 RPM, 16 dBA.
  • Термоинтерфейс: КПТ-8 (OOO "Химтек").
  • Оперативная память: 2 x 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2.
  • Дисковая подсистема: SATA 200 Gb Seagate Barracuda 7200.8 (3200826AS) 7200 RPM, 8 Mb.
  • Привод: DVD±R/RW & CD-RW TSST SD-R5372.
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + блок питания 420 W (Thermaltake W0009) + два корпусных 120-мм вентилятора Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, 21 dBA).
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

Процессор с номинальной частоты в 1800 MHz при поднятии напряжения до 1.55 V был разогнан до 2725 MHz:

Оперативная память при разгоне функционировала на частоте 196 (392) MHz с таймингами 2-2-2-8-1Т.

Все тесты были проведены в операционной системе Windows XP Home Edition Service Pack 2, установленной на первый раздел жесткого диска объемом 8 Gb. Все бенчмарки и игры были установлены на третий раздел винчестера объемом 65 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все сервисы, за исключением четырех необходимых, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей). Система настроена на максимальное быстродействие.

Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.39 и библиотек DirectX 9.0c. В качестве драйверов видеокарт были использованы ATI Catalyst 5.9 и NVIDIA ForceWare 77.77 c активированными оптимизациями трилинейной и анизотропной фильтрации. Вертикальная синхронизация (VSync) во время проведения тестов принудительно выключалась в панелях управления драйверов Catalyst и ForceWare.

Учитывая низкую производительность тестируемых сегодня видеокарт, тестирование было проведено только в двух разрешениях: 800x600 и 1024x768, а также при следующих режимах настроек драйверов:

  • "Quality" – настройки драйвера на "Quality", AF off, AA off;
  • "Quality+AF16x" – настройки драйвера на "Quality", AF16x, AA off.

В качестве тестовых приложений были использованы следующие синтетические и полусинтетические бенчмарки и игры:

  • 3DMark 2003 – build 3.6.0, 1024x768, default settings.
  • 3DMark 2005 – build 1.2.0, 1024x768, default settings.
  • Aquamark 3 – тесты были проведены только в разрешении 1024x768.
  • Far Cry (DirectX 9.0) – версия игры 1.33 (build 1337), уровень "Volcano", демо-запись с одноименным названием от Ubisoft, максимальная детализация, два последовательных прогона бенчмарка. Технологии "Geometry Instancing" и сжатия карт нормалей "Normal-maps compression" активированы.
  • DOOM 3 (OpenGL) – версия игры 1.0.1262, стандартное демо "demo1", детализация графики в самой игре – "Ultra Quality", двойной прогон демки.
  • Half-Life 2 (DirectX 9.0) – версия игры 1.0.1.0, для тестирования была выбрана достаточно требовательная к производительности видеокарты демо-запись "d1_canals_09" и максимальные настройки графики в самой игре (в файле dxsupport.cfg предварительно убраны предустановки для разных типов карт).
  • The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) – версия игры 1.0.0.1, максимальное качество графики, Shader 2.0, demo "ducche".

5. Результаты тестирования

На диаграммах сначала указаны результаты тестирования неразогнанных видеокарт, а затем – полученные при разгоне графического процессора и памяти. Группировка по режимам качества выполнена разным цветом.

Сначала посмотрим, что получилось в синтетических бенчмарках.

3DMark 2003

Полный разгром ATI Radeon X550, который даже при разгоне не может достичь производительности NVIDIA GeForce 6600 LE. В целом результаты обеих видеокарт удручающе низкие, хотя требовать чего-то большего от видеокарт данного ценового диапазона смысла нет.

3DMark 2005

В более новой версии "попугаемера" Radeon X550 выглядит несколько лучше и в режиме "Quality" даже немного обходит соперника. Однако при активации анизотропной фильтрации уровня 16x GeForce 6600 LE вновь возвращает себе лидерство, причем преимущество довольно заметно. Анизотропная фильтрация включилась на обеих видеокартах (для проверки данного факта специально снимались скриншоты).

Aquamark 3

В полусинтетическом Aquamark 3 GeForce 6600 LE также опережает своего соперника в лице Radeon X550, но отставание последнего здесь уже не столь значительно, как в двух предыдущих синтетических бенчмарках.

Far Cry

Первые же бенчмарки в реальном тестовом приложении – игре Far Cry – преподносят сюрприз. Безнадежно отстававший в синтетических и полусинтетических бенчмарках Radeon X550 оказывается хоть и немного, но все же быстрее GeForce 6600 LE. При увеличении разрешения до 1024x768 преимущество Radeon X550 уменьшается, хотя и не исчезает совсем. Наблюдая за тем, кто же окажется сильнее в данном шутере, не стоит упускать из виду очень низкие показатели FPS – уже в разрешении 1024x768 остаться в живых в Far Cry вам вряд ли удаться. Либо придется пожертвовать качеством картинки, уменьшив настройки с максимальных на средние, а то и вообще минимальные. Быть может, меня опять обвинят в максимализме, но все же считаю, что это уже будет не настоящий Far Cry...

DOOM 3

В DOOM 3 результат Radeon X550 не "на лицо", а в лицо :). Ибо, скорее всего, именно в эту часть тела вашего игрового героя полетят пули десантников, на которые вы ответить просто не успеете вследствие крайне низкого фреймрейта. MSI GeForce 6600 LE 256 Mb демонстрирует вполне играбельную скорость даже в разрешении 1024x768, максимальном для видеокарт данного уровня производительности и ценового диапазона (речь идет о качественных режимах и современных играх).

Half-Life 2

В продолжениях похождений Гордона Фримена видеокарты, основанные на чипах канадской компании, традиционно выглядят предпочтительнее своих соперников от NVIDIA. Не стало исключением и сегодняшнее тестирование. ATI Radeon X550 работает немного быстрее своего конкурента NVIDIA GeForce 6600 LE, однако и здесь вам удастся уйти от страйдеров (еще лучше – расправиться с ними) только в разрешении 800x600 и желательно без использования анизотропной фильтрации.

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Прямо "качели" какие-то получаются. Far Cry – Radeon X550, DOOM 3 – GeForce 6600 LE, Half-Life 2 – Radeon X550 и в The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay опять предпочтительнее GeForce 6600 LE. А может, их в SLI попробовать? ;) Тогда во всех тестируемых сегодня играх будет равномерный результат... Если серьезно, то разогнанный Radeon X550 в игре The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay не может достичь уровня производительности GeForce 6600 LE, работающего на номинальных частотах. В то же время даже наиболее быстрая из тестируемых сегодня видеокарта в разрешении 1024x768 не способна ни обеспечить игроку комфортный FPS, ни повысить шансы Риддика на побег из тюрьмы Butcher Bay.

Заключение

Рассмотренные сегодня видеокарты хотя и "не хватают звезд с неба", но все же имеют право на существование. "Кесарю кесарево", как известно. Если вы готовы пожертвовать качеством картинки в современных играх, если вас не волнует выставленное в играх на экране монитора разрешение и если потратить на видеокарту большую 100 долларов США сумму для вас неприемлемо, – то вполне можно остановиться на одном из сегодняшних участников тестов. Кого выбрать – решать вам, благо пищи для размышления в сегодняшней статье, на мой взгляд, предостаточно. Об одном прошу: остерегайтесь 64-битных "видимокарт"! Рассмотренные сегодня видеокарты обеспечивают минимальный уровень производительности, опускаться ниже которого уже нельзя.

Сергей Лепилов aka Jordan

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.2 из 5
голосов: 160

Комментарии 49 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают