О современных мониторах, развитии технологий, будущем настольных дисплеев и не только (страница 2)
реклама
О развитии технологий производства матриц
Основные типы матриц, используемые в производстве настольных мониторов, за последние десять лет не изменились. Самые доступные и, по мнению большинства, «игровые», TN+Film. По факту до сих пор именно эти 60 Гц панели с заявленным временем отклика в 2-5 мс (ничего за пять-шесть лет в этом направлении не поменялось), которые уже давно нельзя советовать кому-либо, используются в основной массе производимых дисплеев.
Их относительно новой разновидностью являются модификации с поддержкой частоты вертикальной развертки 120-144 Гц и технологией 3D LightBoost, которая изначально разрабатывалась для повышения яркости при активации стереоизображения, но позже стала применяться для многократного увеличения плавности картинки в 2D режиме и приведения ее к уровню CRT мониторов. У компании BenQ подобное называется Blur Reduction, но смысл тот же.

реклама
На данный момент технология может использоваться, как на системах с GPU NVIDIA (Optimus не поддерживается), так и AMD/ATI за счет специальных утилит ToastyX Strobelight, ToastyX Custom Resolution и Blur Busters Strobe Utility.
Из более пятисот ныне выпускаемых дисплеев с TN+Film подобных моделей можно насчитать не более двух десятков. Они выпускаются с диагональю 24 и 27 дюймов. Цены сравнимы со средними IPS и *VA моделями стандарта Full HD. Для профессионального киберспортсмена лучше не найти – факт. Если хочется обойтись меньшими тратами, можно посмотреть еще на два десятка других моделей с просто 120 герцами и ничем больше.
Из новинок 2014 года – 27-дюймовая TN+Film модификация с разрешением 2560 x 1440 и частотой вертикальной развертки 144 Гц и 28-дюймовая 4К панель. Что одно, что другое – явный перебор и попытка маркетологов повернуть головы покупателей в сторону слегка подзабытой в глазах продвинутого пользователя технологии производства матриц. Одно хорошо – во всех случаях такие решения явно дешевле моделей с другими типами панелей.

В разы менее распространенными, но набирающими популярность в последние год-полтора являются *VA матрицы. Некогда один из основных производителей PVA/c-PVA компания Samsung уже давно сосредоточилась на своем ответе IPS – PLS панелях, и практически оставила весь рынок AU Optronics (AUO) с их современными AMVA/AMVA+, насчитывающими уже третье или даже четвертое поколение.
Улучшенные углы обзора на фоне того, что выпускалось три-четыре года назад, уменьшенное время отклика, широкий цветовой охват, отсутствие ШИМ, незаметный кристаллический эффект. Высокий коэффициент контрастности, хорошая равномерность подсветки и сохранившаяся особенность технологии в виде Black Crush и более сильного цветового сдвига в сравнении с IPS при рабочих углах обзора – это, к слову, не больше 10-15 градусов сдвига во всех плоскостях.
Интересной особенностью нынешних AMVA можно признать предел в рабочем разрешении. Компания AUO остановилась на стандарте Full HD и не торопится представить даже WQHD модификации, не говоря уже про версии формата 21:9 и 4K. А может оно и к лучшему…

реклама
Уникальным решением являются 120 Гц *VA панели с диагональю 23.5 дюйма и «интерполяцией» до 240 Гц, но таковые используются буквально в двух выпускаемых сегодня моделях. Тут вам не только феноменальная скорость, но и несравнимо лучшие углы обзора в сравнении с TN+Film, да и в целом качество картинки. Из минусов – цена, доступность и распространенность, ограниченность одной диагональю, Black Crush. Именно поэтому это отличный вариант для любителя поиграть, но не лучший для профессионального киберспортсмена.
Третий класс – IPS-подобные матрицы, а точнее – IPS, PLS и AHVA. Технологии крайне похожи друг на друга, за исключением тончайших деталей для того, чтобы не нарушать патенты друг друга и не судиться несколько лет подряд. Первыми занимаются в LG Display, вторыми – в Samsung, третьими начали совсем недавно в AUO. В 99% случаев определить, какая из обозначенных матриц применяется в мониторе, невозможно. Для этого нужны приборы и подтвержденные данные по цветовому охвату каждого типа панелей.
Глаз-алмаз тоже подойдет, но только если перед вами находятся две модели с приблизительно одинаковой настройкой (яркость, точка белого, гамма-кривые) и вы хорошо разбираетесь в современных дисплеях.

Модели с IPS-подобными матрицами охватывают почти все наиболее значимые сегменты рынка. Встретить их можно в дисплеях от 21.5 до 34 дюймов, с рабочим разрешением от 1920 x 1080 до 3840 x 2160 (стандарт 4K) и соответственно форматом картинки 16:9, 16:10 и 21:9. Цены сильно варьируются, качество тоже. Можно приобрести модель за 5-6 тысяч рублей и не знать горя, или потратить 40 тысяч на 23.8-дюймовый 4K и жаловаться на углы обзора и равномерность подсветки. То же самое касается всех без исключения 29-дюймовых мониторов формата 21:9.
Смена основных поколений IPS (S-IPS -> H-IPS/P-IPS ->e-IPS -> AH-IPS) для некоторых прошла незаметно, но в основном подкованные пользователи отдавали свое предпочтение H-IPS. И действительно – это было, пожалуй, лучшим поколением IPS матриц, особенно в сочетании с A-TW поляризатором в нескольких профессиональных и соответственно дорогих моделях. Без использования поляризатора дисплеев выпускалось значительно больше, и все они отличались не очень сильным Glow-эффектом, относительно хорошей равномерностью подсветки, достойным цветовым охватом и скоростью отклика. Единственный и основной минус по современным меркам – очень сильный кристаллический эффект. Но тогда все работали и не сильно задумывались над этим. Сейчас все иначе. Смотреть на изображение с экранов таких дисплеев, как NEC P241W или Dell U2711, лично мне неприятно и некомфортно. Очевидно, что все познается в сравнении.
Выход e-IPS (Enhance IPS) ознаменовался появлением действительно доступных IPS моделей. В остальном же это был шаг назад на фоне H-IPS. Плохая равномерность подсветки на черном, разноцветный тинт, подтеки, синеватый и усиленный Glow эффект. Спустя примерно полтора года ситуация поменялась. Появились модели с новыми ревизиями матриц, возросла равномерность подсветки, у Glow пропал паразитный оттенок, удалось избавиться от «тинта» на светлых фонах, матовая поверхность стала не такой грубой, что привело к меньшей различимости КЭ.

Примерно еще через год-полтора LG Display вывела в свет AH-IPS (Advanced High Performance IPS). По факту изменений оказалось с гулькин нос и все они для обычного пользователя остались незаметными.
Тот же Glow-эффект, плавающий от модификации панели немного в плюс или минус, без паразитного оттенка, равномерность подсветки, больше зависящая от производителя дисплея, а не от поставщика матриц LG Display, тот же кристаллический эффект. Последний лишь позже стал становиться менее заметным из-за перехода на иные защитные пленки и появление «безрамочных» моделей с пластиковой защитой матрицы. Между тем, изначально варианты с полуматовой поверхностью встречались только в классе 27-дюймовых WQHD дисплеев. Сейчас ее можно встретить на 24-дюймовых и 30-дюймовых мониторах.
Что касается еще одного неприятного эффекта – Cross Hatching (слабо различимые диагональные полосы), то впервые я встретился с ним при работе за несколькими 23-дюймовыми e-IPS моделями, но уже во времена распространения AH-IPS. Позже он был обнаружен на 27-дюймовых WQHD с IPS. Сейчас, по крайней мере, хотелось бы в это верить, компании LG Display удалось избавить от него все современные матрицы. Но при этом добавились вертикальные (часто) и горизонтальные (редко) полосы на черном поле.

Главный конкурент современным IPS – PLS (S-PLS, AD-PLS) панели Samsung. Первые модели на их основе вышли в 2011 году и уже тогда снискали свою популярность за счет полуматовой поверхности матрицы и более широкого цветового охвата. Сейчас корейцы «опопсели» и устанавливают явно упрощенные PLS в модели с относительно небольшой диагональю и разрешением 1920 x 1080 пикселей. Основные же сегменты рынка, где PLS смотрится наиболее выигрышно – 24 дюйма формата 16:10 и 27 дюймов стандарта WQHD. И если еще два года назад эти PLS матрицы применялись исключительно в продукции Samsung, то сейчас их можно встретить в моделях таких известных производителей, как AOC, Dell, HP, Iiyama, Philips и даже японской EIZO. Это однозначный успех!
Последний претендент – AHVA матрица AUO. Несмотря на наличие букв «V» и «A» в конце, ничего общего с *VA технологией у новинки нет. Это еще одна пародия на IPS, рожденная в цехах компании, занимающейся в основном TN+Film и AMVA панелями. В ходе тестирования первого монитора на основе AHVA никаких плюсов на фоне главных конкурентов выявлено не было. Возможно, что AUO удастся заинтересовать производителей мониторов за счет меньшей цены. Не знаю, время покажет.

реклама
Стоит добавить про типы подсветок. Всем уже ясно, что в борьбе всех стран за экологию увидеть CCFL в будущих мониторах нам с вами не придется. Ей на смену уже давно пришла довольно простая W-LED (White LED). Вместе с ней около пяти-шести лет назад в качестве ответа на мониторы с ламповой подсветкой и расширенным цветовым охватом была выведена в свет полноценная RGB-LED. Ею оснащались и продолжают оснащаться дорогие мониторы, выбор которых крайне ограничен, к тому же они до сих пор остаются в диковинку даже для обозревателей.
Выход был найден около двух лет назад в момент анонса компанией LG Display первых LED матриц с расширенным цветовым охватом. В случае с GB-LED для подсветки применяются зеленые и голубые светодиоды с подмешиванием красного фосфора. За счет этого удалось снизить подмешивание компонентов друг к другу и убрать пик в желтой области. Это вам не полноценная RGB-LED подсветка, но зато дешевле.
Компания NEC, используя новые панели LG, указывает в технических характеристиках GB-R-LED, как бы намекая на присутствие «красной» составляющей, но в действительности это все та же GB-LED под другим названием. Когда-то точно таким же образом появилась P-IPS матрица благодаря маркетологам компании ASUS. Известная H-IPS в одночасье превратилась в Professional IPS, но ее качества и смысл от этого не поменялся.
О том, что нас ждет в будущем
Здесь основные тезисы будут представлены по пунктам:
- В ближайшую пару лет основным форматом продолжит оставаться нелюбимый некоторыми пользователями до сих пор 16:9 при разрешении 1920 x 1080 пикселей (Full HD) с диагональю экрана не больше 27 дюймов.
- Цена на 27-дюймовые WQHD модели известных брендов за последние пять лет упала совсем незначительно, и пока нет предпосылок к ее дальнейшему снижению. Они так и останутся в классе для продвинутых и требовательных пользователей.

- Дисплеи с разрешением 1920 x 1200 пикселей не торопятся покидать рынок, но новые улучшенные модели, вероятно, можно не ждать. Эта категория устройств, похоже, останется держаться на плаву исключительно благодаря настойчивости определенной категории граждан, с их заявлениями о «танкощели 16:9».
- А вот 30-дюймовые модели формата 16:10 с разрешением 2560 x 1600 пикселей еще долго останутся в категории для профессионалов, на что намекает не только цена в ~50000 рублей и выше, но и никуда не девшийся при переходе с WCG CCFL подсветки на GB-LED расширенный цветовой охват.
- Распространение дисплеев стандарта 21:9 будет продолжаться за счет потребителей, нуждающихся в большом рабочем пространстве для кучи документов и таблиц, а также пользователей, желающих смотреть современные творения режиссеров в настоящем киноформате без черных полос, обходясь без телевизора. Отдадут им предпочтение и любители некоторых онлайн-игр.

- Полный отказ от аналогового интерфейса D-Sub (VGA) и частичный от DVI-D. Основным интерфейсом станет DisplayPort, а для подключения к мобильным устройствам и игровым приставкам останется HDMI последних ревизий с поддержкой MHL, 3D и 4K разрешения.
- Стандарт 4К шагает по миру уже года два, но первые относительно доступные модели с ценником от 25 тысяч рублей известных производителей с простой TN+Film матрицей появились совсем недавно. Дальнейшее развитие и распространение тормозят софтописатели, далеко не очевидные преимущества и цена на действительно качественные модели (естественно, без недостатков они не обходятся). Факт – НЕ техно-гиков полностью устраивают мониторы с меньшим разрешением, даже после демонстрации дорогущих 4К вживую.

- Есть надежды (слухи с большей долей достоверности) на возвращение A-TW поляризаторов в некоторые IPS матрицы LG Display. Осталось дождаться конца 2014 – начала 2015 годов. Вот тогда один из недостатков In Plane Switching панелей может исчезнуть, но и цена на подобные модели будет выше. Возможно, значительно выше, но, по крайней мере, будет выбор.
- Основная масса всех выпускаемых в будущем мониторов продолжит использовать стандартную W-LED подсветку, без ШИМ или с его очень высокой частотой. GB-LED останется для профессиональных моделей с расширенным цветовым охватом, а полноценная RGB-LED продолжит свое существование в полу-эксклюзивных и давно выпущенных моделях. Про CCFL и ее разновидность с Wide Color Gamut можно забыть – сейчас распродаются остатки. Через пару лет купить нечто подобное вы сможете только в виде Б/У экземпляров.

- Модели с IPS матрицами и частотой вертикальной развертки в ~120 Гц – реальность, но только не в случае с устройствами известных брендов. Пока нечто подобное можно получить при покупке определенных корейских дисплеев (Crossover, Achieva, QNIX) с диагональю 27 дюймов и разрешением 2560 x 1440 пикселей. Шанс разогнать со стандартных 60 Гц до 100-120 Гц без пропуска кадров – 50 на 50. Сколько проработает монитор в таком режиме – неизвестно. Ждать похожие модели от известных производителей с 120 Гц в официальных технических характеристиках стоит, но не раньше, чем через год.
- Большее распространение и увеличение доступности технологии NVIDIA G-Sync (специальная плата для игровых TN+Film моделей дисплеев с частотой вертикальной развертки 120-144 Гц и LightBoost). Эта технология способна обновлять монитор с переменным интервалом (до определенного предела). Вместо того чтобы обновлять картинку в определенные фиксированные интервалы, монитор будет обновляться в тот момент, как видеокарта закончит генерацию фрейма. Она объединяет в себе преимущества включенной вертикальной синхронизации (V-Sync ON, убирает разрывы кадров) с преимуществами выключенной вертикальной синхронизации (V-Sync OFF, низкая задержка ввода – input lag), при этом убирая подвисания (отсутствие разницы между кадрами в секунду (frame rate) и частотой обновления экрана (refresh rate)).

- Реальное появление и распространение более гуманной и простой для производителей технологии AMD FreeSync (аналог NVIDIA G-Sync), не требующей специальных плат и выпуска новых ревизий мониторов. Единственное условие – наличие интерфейса DisplayPort версии 1.2a и поддержка его со стороны видеокарты.
реклама
Страницы материала
Теги
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила